Шлем гладиатора своими руками: Шлем гладиатора своими руками | Бумажная скульптура, Бумажные скульптуры, Шлем

Шлемы гладиаторов — Legio X Fretensis

Евсеенков А.С.

Галеа или кассис — (лат. Galea / Cassis) — древнеримское название шлема. Для античности гладиаторские шлемы были уникальными по своей конструкции. Только они защищали голову полностью, включая лицо. Как правило были богато украшены чеканкой, имели вставки для перьев. Делались из бронзовых сплавов. Также еще одна особенность заключалась в том, что в зависимости от типа гладиаторов тип шлема также мог сильно меняться.

Все шлемы можно разделить по конструктивным особенностям. Некоторые группы шлемов использовало несколько типов гладиаторов.

  • Тип I: Провокатор
  • Тип II: Секутор, Сциссор
  • Тип III: Мурмиллон, Гопломах, Фракиец
  • Тип гибридный I-III: Димахер, Эквит

Также следует отметить, что есть шлема, которые существуют только на изобразительных источниках.

Тип I

Предполагается, что шлемы типа I использовали в основном провокаторы. По своей конструкции они наиболее близки к классическим пехотным имперским шлемам. Купол шлема представляет собой единую конструкцию с типичным для легионерских шлемов формы и назатыльником. От них же он унаследовал и «козырек» от верхних ударов. Главные отличия — это нащечники, в данным случае расширенные до полноценной маски, защищающие все лицо, свойственные уже гладиаторам, а также другие типы чеканных украшений шлема.

В качестве наиболее хорошо сохранившегося экспоната шлема можно рассмотреть провокаторский шлем из Помпей, найденный в портике театров и хранящийся в национальном археологическом музее Неаполя. Он выполнен из бронзы, обильно украшен чеканкой. На лобной части шлема красуется один из верховных символов триумфа, побед и славы — орел, держащий в клюве венок. На верхней части шлема вплоть до затылка располагается богатая растительность, предполагается, что также являлась символом победы, обилия и удачи. И на самом затылке имеются изображение экипировки самого провокатора — шлема, ножен, маники, щита с дигмой (рисунком). Что интересно — шлем также украшен, что является примером простейшей рекурсии. На лицевой части имеется также 2 сложных чеканных изображения людских лиц, предположительно богов. Шлем имеет сквозные отверстия для вставки перьев. Помимо чеканки, он имеет менее заметные украшения- гравировочные узоры, расположенные между основными рисунками.

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5657. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5657. Середина 1-го века

Идентификация шлема и сопоставление его с определенным типом гладиаторов является не тривиальной задачей из-за большого разнообразия как самих гладиаторов на изобразительных источниках, так и найденных шлемов. К примеру у провокатора встречаются барельефы как полностью соответствующие по характерным чертам найденные (Помпеи), так и имеющие явно несколько другой тип (Турция). Возможно это говорит о локальных отличительных признаках гладиаторов, отличающихся в зависимости от региона. Также существуют изобразительные источники с провокаторами со шлемами без масок, которые за исключением перьев у висков, полностью повторяли пехотные шлемы.

Провокатор без маски. Рельеф из Тибра, Рим. 1-ый век н. э.

Классический провокатор из Помпей. Национальный музей Неаполя. Середина 1-го века н.э.

Барельеф с провокатором. Эфесский музей, Турция. 1-ый век н.э.

Также подходящими под данный тип шлемов можно считать таких гладиаторов, как эквиты и димахеры. Однако по отличительным элементам с изобразительных источников можно характеризовать шлем, как промежуточный вариант между I-ым и III-им типом, имеющий совсем небольшой «козырек» по всему периметру окружности купола. Тем не менее, данные особенности изображения можно отнести и к художественным условностям, так как таких шлемов не найдено.

Димахеры. Neues Museum. 1-2 век н.э.

Барельеф с эквитом. 1 век н.э.

Димахер. 1-3 век н.э.

Тип II

Шлемы II-го типа использовали секуторы и сциссоры. Эти шлема также имели затыльник сзади, но на отдельных находках он имел продолжение в виде фрагмента рельефа маски. В отличии от шлемов I-го типа, имел небольшой выступ-гребень на верхушке, а также значительно меньшее количество чеканных украшений, словно соблюдая максимальную практичность в своем назначении. Еще одно важное отличие от прочих типов гладиаторских шлемов — это отсутствие сеток на глазницах защиты лица. Защита глаз осуществлялась путем значительно меньших отверстий для обзора, что, наверное было главным минусом таких шлемов.

Гладиаторский шлем II-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5643. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем II-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5636. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем II-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5642. Середина 1-го века н.э.

Благодаря малому количеству конструктивных элементов, шлемы II-го типа легко опознать на барельефах. Они отчетливо видны у секуторов и сциссоров на различных изобразительных источниках — фресках, мозаиках, барельефах и статуэтках. Следует также отметить, что существуют барельефы, где у сциссоров другой тип шлема, напоминающий гибридный I-III тип.

Барельеф с секутором. Найден в некрополе Kibyra, Burdur Museum. 2-3 век н.э.

Барельеф с сциссером. 1-3 век н.э.

Терракотовая статуэтка секутора. 1-ый век н.э.

Тип III

Шлемы III-го типа использовали мурмиллоны, гопломахи и фракийцы. Мурмиллоны и фракийцы были наиболее популярными типами гладиаторов, благодаря чему на них источников больше всего. Это были составные шлема с большим куполом, на котором располагался гребень. Иногда его украшали перьями., также их вставляли и по бокам шлема в соответствующие отверстия. Также обязательным конструктивным элементом был широкий ободок по периметру купола различных размеров и форм, который придавал шлему уникальную форму для античной эпохи в целом.

Рассмотрим один из наиболее интересных примеров из Помпейской коллекции, также найденном в портике театров. У этого шлема III-го типа По периметру виден защитный выступ, можно сказать что это в каком смысле максимально удлиненный в ширину подзатыльник. Передняя часть скорее имела визуальные функции. Над выступом чеканкой изображен сюжет триумфа — по бокам изображена Виктория, далее идут захваченный в плен варвар и традиционный для триумфа элемент- «трофей». Необычным для гладиаторских шлемов является изображение «Сигн» по центру. Шлем имеет отверстия для вставки перьев. Также есть «кассетница» для сменных гребней, которые скорее всего надевались на парадные выходы. Также интересно, что у данного шлема сетка для глаз могла открываться вне зависимости от нащечников.

Гладиаторский шлем III-го типа. Найден в Помпеях. Бронза. Вес-2.8 кг. Британский музей. Инв. 1946. 1-ый век н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5673. Середина 1-го века н.э.

Шлем гладиатора типа III. Геркуланум. Берлинский Антиквариум. Инв. L87. Середина 1-го века н.э.

Главной отличительной чертой фракийского шлема, выделяющий его в отдельный подтип, был грифон, располагающийся на вершине гребня. Как и классический мурмиллонский, он мог украшаться перьями, чеканкой и гравировкой.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5650. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5650. Середина 1-го века н.э.

Шлема III-го типа легко узнаются на барельефах, фресках, фигурка и мозаиках. Их сохранилось просто огромное количество, благодаря чему о данном типе шлема известно много информации.

Барельеф с гладиаторами из Помпей. Середина 1-го века н.э.

Бронзовая фигурка с гопломахом. Neues Museum, Берлин. 2-ой век н.э.

Барельеф с Фракийцем. Найдено в Эфесе. Эфеский музей, Турция. 1-3 век н.э.

Схожие темы

Гладиатор, Шлемы римской армии, Мурмиллон, Фракиец, Провокатор, Гопломах, Секутор, Сциссор, Димахер, Эквит

Литература

  • Coulston J. C.N. Gladiators and soldiers: personnel and equipment in ludus and castra // Journal of Roman Military Equipment Studies. Vol. 9. 1998. P. 1.
  • Junkelmann M. Das Spiel mit dem Tod. Mainz am Rhein, 2000. S. 33.
  • Welch K. The Roman arena in late Republican Italy: a new interpretation // Journal of Roman Archaeology. Vol. 7. 1994.
  • Wiedemann T. Emperors and gladiators. L., 1992. P. 26.
  • Waurick G. Helme der hellenistischen Zeit und ihre Vorläufer //Antike Helme. Handbuch mit Katalog. Monographien des Römisch-Germanischen Zentralmuseums. Band 14. Mainz, 1988. S. 159. Abb. 22.
  • Vickers M. Recent acquisitions by the Ashmolean museum // Archäologischer Anzeiger. 1981. S. 559.
  • Беотийский шлем с волютами II в. до н.э., предположительно из Афин, находится сейчас в Гамбургском музее исскуства и ремесел (Hamburg Museum für Kunst und Gewerbe). См.: Dintsis P. Hellenistische Helme. (Archaeologica 43). Rome, 1986. Taf. 6, 2.
  • Ritti Т., Yilmaz S. Gladiatori е Venationes a Hierapolis di Frigia // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Ser. IX. Vol. X. Fasc. 4. Roma, 1998. P. 467.
  • Гладиаторы — Константин Носов.pdf

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5674. Середина 1-го века н.э.

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

Шлем гладиатора типа III. Помпеи. Неапольский музей. Инв. №5674. Середина 1-го века н.э.

Шлем гладиатора типа III. Помпеи. Неапольский музей. Инв. №5674. Середина 1-го века н.э.

Шлем гладиатора типа III. Помпеи. Неапольский музей. Инв. №5674. Середина 1-го века н.э.

Шлем гладиатора типа III. Помпеи. Неапольский музей. Инв. №5674. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Орвието (Оружейное собрание Джона Вудмана Хиггинса. Инв 1129). 1-2 век н.э.

Гладиаторский шлем I-го типа. Хоукедон, Суффолк, Британский музей. Инв. 1966. 1-2 век н.э.

Гладиаторский шлем I-го типа из Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв, 5670. Середина 1-го века н. э.

Бронзовый шлем фракийца. Помпеи. Середина 1-го века н.э.

Бронзовый шлем фракийца. Помпеи. Середина 1-го века н.э.

Бронзовый шлем фракийца. Помпеи. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5638. Середина 1-го века н.э.

Гладиаторы (21 фото + 2 видео) » Невседома

Коротко о гладиаторах

Ave, Caesar, morituri te salutant

Гладиатор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») явление из Древнего Рима, как всем известно, бившийся по своей воле за деньги или по принуждению в цирках Империи. Гладиатор не был в полной мере рабом, но не был в полной мере свободным, имея массу ограничений в правовом статусе, не мог заниматься коммерцией и политикой, что для Рима было очень большим ограничением. Бои проходили так: эквиты (всадники) открывали гладиаторские бои, дрались утром, сразу после торжественной помпы, предваряя травлю зверей, казнь преступников и бои пеших гладиаторов.

Как известно, для гладиаторских боёв был построен амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), чаще называемый Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный), строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Строительство было нужно, чтобы вычеркнуть из памяти правление Нерона, поэтому на мете его парка и озера построили амфитеатр, а дворец отдали под государственные нужды. Колизей начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. В 105 году до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ, устраиваемых местными властями, обычай был унаследованн от погребального обряда этрусков и ритуального боя над могилой. Наравне с гонками колесниц, гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем. В гладиаторы даже стремятся, находя в этом возможность продвинуться в обществе – гладиаторы популярны. Но ремесло сложное: грегари (gregarius) — начинающий гладиатор одногодок, буквально — «стадный», поскольку их выпускали, как правило, толпой тренировался много и тяжело. Они попадали в школу гладиаторов, там заправлял ланиста (lanista), он покупал рабов для своей школы, учил их, и отдавал в аренду едитору, который устраивал игры. Профессия ланисты считалась весьма прибыльной, но на общественном градации он числился наравне с leno (владельцем публичного дома, «сутенером») как «торговец человеческим мясом». Едитор (editor), также назывался «мунерарием» (munerarius) – за свой счёт устраивал гладиаторские бои и собственно занимался промоушенгом и продюсировал свой креатив. Отбыв тритоном (triton) — учеником школы гладиаторов пару лет (в зависимости от талантов), вы становились тиро (tiro) — гладиатором-дебютантом на арене, а затем, если повезёт ветераном (veteranus) — гладиатором, который провёл несколько боев на арене. Ну и совсем удача стать рудиарием (rudiarius) — освобождённым и награждённым за необычную доблесть, проявленную на арене (говорят, Спартак был рудиарием). Название происходит от «рудиса» (rudis) — деревянного меча, который вручали уволенным гладиаторам. Часто рудиарии оставались гладиаторами, в этом случае они пользовались популярностью публики. Те рудиарии, которые оставляли бои, могли стать тренерами или судьями на арене.

В 63 году н. э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. Затем судам было предписано посылать преступников не «на арену» , а на каторжные работы в рудники, это практиковалось в качестве исключения скорее, поэтому было записано как примечательное событие. В 357 году император Константин II запретил всем римским солдатам и офицерам добровольно поступать в гладиаторские школы, под влиянием неодобрения христианской церкви. В 365 году, император Валентиниан подтвердил эдикт Константина, запрещающий римским судьям приговаривать преступников «к арене», а в 399 году император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы. Окончательный и абсолютный запрет гладиаторских боев последовал вновь пять лет спустя.

В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный палец вверх, таким образом, прося публику решить его участь, если публика хотела, его добивали. Распространён миф, возникший от неправильно нарисованной картины, тиражированной в фильмах, что «поднятый палец» означал «жизнь», а опущенный — «смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Есть мнение, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи, победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце.

Эквиты (eques, «всадник») – самый почитаемый тип гладиатора, напрямую происходящий от названия сословия всадников – изначально конное римское ополчение, доспехи эквита состояли из шлема, кавалерийского круглого щита-пармы (parma equestris) диаметром 60 см и доспеха для предплечья (маники) на правой руке, иногда эквиты надевали чешуйчатый доспех (лорика сквамата). Шлем имел широкие поля, забрало с решеткой и не имел верховья, по бокам вставлялись перья. Вооружён эквит был копьем-гастой (hasta) и гладием. Тактика боя эквитa напоминала обычную тактику римской конницы, то есть драгун: метнув копье, они спешивались и сражались мечом, исключительно между собой.

Ретиарий (retiarius буквально значит «боец с сеткой», «сеточник») — один из самых распространённых типов гладиаторов, благо он лёгкий, подвижный, дешёвый и может долго развлекать публику, особым уважением публики не пользовался. Вооружение состояло из длинного трезубца (tridens), который также назывался «вилами» (furcina), сетки (rete, retia) и кинжала-пугио (pugio) на поясе. Поскольку сетка ретиария была метательным орудием (jaculum), этот тип иногда звали также «якулатор» (iaculator, jaculator), то есть «кидальщик». Кинжал-пугио стал со временем очень популярным и это было статусное оружие у легионеров. У ретиария был небольшой доспех: наруч-маника и развитый наплечник-галера (galerus), на левой руке, в какой-то мере защищавший шею, из одежды: повязка снизу живота сублигакулум (subligaculum), пояс (cingulum или balteus) и обмотки (fasciae). Сетка ретиария имела круглую форму диаметром около 3 м и была снаряжена свинцовыми грузиками по краям, и возможно, крепилась верёвкой к запястью левой руки, целью было запутать в ней противника. Трезубцем ретиарии одновременно атаковали противника и отражали удары. Его противниками были секуторы, иногда мирмилоны. Лаквеарий, лакверарий, лаквеатор (laquearius, laquerarius, laqueator «вооруженный лассо», «арканник») — разновидность ретиария, снаряжение состояло из лассо (laqueus), короткого копья и кинжала.

Секутор (лат. secutor — преследователь) — тип гладиатора, который был создан специально для боя с ретиариями, вооружался гладием, защищался шлемом, щитом-скутумом, короткими поножами на левой ноге и наручем на правой руке. Шлем секутора имел гладкую форму с гребнем, без плюмажа, с массивным забралом, чтобы не пробивался трезубцем, шлем был нарочно сглажен, чтобы сеть не могла за него уцепиться. Тактика боя была такова: ретиарий убегал, секутор преследовал, ретиарий контратаковал, если мог.

Мирмилон, мурмилон (предположительно от названия рыбы греч. ). Доспехи мирмилона состоял из шлема, наруча на правой руке, короткой (ниже колена) поножи на левой ноге, щита — скутума. Панциря у него не было, дрался обнажённым до пояса, что давало возможность продемонстрировать публике мощный торс и мышцы. Шлем мирмилона имел широкие поля, забрало с решёткой и характерный гребень в виде рыбы, который мог быть посеребрён. Дрался мирмилон обычным мечом римской пехоты — гладием, с II—III веков н. э. мирмилоны получили вместо длинный меч — спату и стали называться «мирмилоны-спатарии» (myrmillones-spatharii). Традиционным противником мирмилона был фракиец. Пара «мирмилон-фракиец» была одной из самых распространённых во время гладиаторских боев. Реже мирмилоны сражались с гопломахами или ретиариями, но никогда между собой. Галл (Gallus) — тип гладиаторов периода Республики, были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом, доспехи и оружие гладиаторов-галлов должен был напоминать галльских воинов, в I веке до н. э. гладиаторы-галлы «трансформировались» в мирмилонов.

Скутар (scutarius) — термин, употребляемый в отношении любого типа гладиаторов, которые носили щит-скутум (мирмилоны, секутора, провокаторы).

Фракиец (Thraex от побеждённого государства Фракия) — один из самых распространённых типов гладиаторов. Достоверно, этот тип гладиаторов возник в результате появления в I веке до н. э. большого количества военнопленных фракийцев. Снаряжение этого типа повторяло национальное фракийское: изогнутый кинджал-сико, шлем, тот имел широкие поля, забрало с решёткой и характерного верховья в виде грифона — одного из символов богини мести Немезиды, стёганных обмоток на обеих ногах, высоких поножей, небольшого прямоугольного сильно выгнутого щита и наруча на правой руке. Гладиаторы-фракийцы считались ярко выраженным атакующим типом бойцов склонных к ближнему бою, главными соперниками фракийцев на арене были мирмилоны, иногда фракийцы также сражались с гопломахами.

Гопломах (hoplomachus от греческого «вооруженный боец» или «воин с гоплоном») — довольно распространённый тип гладиатора, своим снаряжением имитировал греческих гоплитов (тяжёлую пехоту, знакомую нам по спартанцам). Доспехи гопломаха состояли из шлема, маленького круглого щита-пармы или большого легионерского щита, сделанного из одного листа толстой бронзы, стёганных обмоток на обеих ногах или высоких поножей (ocreae), наруча-маники на правой руке. Шлем гопломаха имел широкие поля, забрало с решёткой, верховья с плюмажем, по бокам шлема вставляли перья, вооружение копьё-гаста (hasta) и кинжал-пугио. Традиционными противниками гопломаха были мирмилон или, реже, фракиец.

Пармуларий (parmularius) — термин, употребляемый в отношении любого типа гладиаторов, которые носили маленький щит — парму (гопломахи, эквиты, возможно, фракийцы).

Димахер (dimachaerus от греч. буквально значит — «двусабельник, с двумя саблями») — действовал по-македонски, был вооружён двумя кривыми мечами-махайрами (machaera) или кинжалами-сикам, по данным был самым опасным из гладиаторов, оно и понятно, выучка для действия по-македонски нужна самая высокая. Доспехи димахера состояли из шлема, он имел закрытое забрало с решёткой и широкие поля, коротких поножий и кольчуги (лорика хамата). Точно неизвестно, какой тип гладиаторов был противником димахера на арене.

Самнит (Samnis, множество — Samnites от италийской области Самнии, покорённой римлянами в III веке до н. э.) — самый популярный тип гладиаторов периода Республики. Доспехи самнита состояли из шлема с забралом, с гребнем или перьями (galea), щита (овального или прямоугольного), кожаной поножи на левой ноге), наруча-маники и панциря, вооружён был копьём и мечом — гладием.

Пегниарий (paegniarius от «игрушка», «игрушка», «комическая представление») — гладиатор, призванный развлекать публику в перерывах между боями, были вооружены только деревянными мечами-рудисами (rudis) и хлыстами. Защитное снаряжение состояло из деревянного щита и деревянных щитков на руках и ногах вместо поручей и поножей, а вместо шлема они обматывали голову тканью. Гладиатриса (gladiatrix, множество — gladiatrices) — женщина-гладиатор, обычно потешали публику как пегниарий, дрались между собой, их не выпускали на настоящих гладиаторов, было какое-то время модным развлечением.

Провокатор (provocator) —осуждённый на смерть преступник, вооружённый гладием, известен со времён Республики. Доспехи провокатора состояли из наруча на правой руке, короткого поножа на левой ноге, нагрудной пластины-кардиофилакса (cardiophylax) в виде прямоугольника или полумесяца, который крепился к груди ремнями, шлема и щита, немного меньше скутума мирмилона. Шлем провокатора в начале ничем не отличался от шлема легионера, но со II века н. э. постепенно эволюционировал в закрытый шлем с забралом, который имел круглые зарешеченные отверстия для глаз и большие поля, защищавшие шею. Плюмажа на шлеме провокатора не было, только по бокам его вставлялись перья. Со II—III веков н. э. гладий заменяется спатой, провокаторы с ней назывались «провокаторы-спатарии». Характерным признаком тактики ведения боя провокаторами были постоянные мнимые отступления с мгновенными контратаками. Дрались провокаторы почти исключительно между собой, только в отдельных случаях их противниками становились гладиаторы других типов.

Крупеларий, крупелярий (crupellarius) — тип физически-сильного гладиатора, доспехи которого состоял из пластинчатого панциря лорика сегментата, наруча-маники на обеих руках и высоких поножей, шлем был закрытым, с прорезями для глаз и рта, напоминающий средневековый топхельм, вооружён щитом-скутумом и гладием. Использовались в групповых боях, но без особого успеха из-за неповоротливости.

Бестиарий (bestiarius от bestia — «зверь», «животное») — малопопулярный, но распространённый, часто неподготовленный совсем гладиатор, предназначенный для боя с хищниками, были вооружены копьём без доспехов, ими обычно делали осуждённых на смерть преступников. Более поздние бестиарии проходили специальную подготовку в специальных школах-«бестиариорумах» (scholae bestiarum или bestiariorum) и сражались со зверями за деньги, они уже имели копьё, меч, поножи, наручи и щит.

Велит (veles) — гладиатор, вооружённый дротиками (hastae velitares), повторяли древнеримских лёгких пехотинцев-велитов.

Еседарий (essedarius от essedum — колесницы кельтов) — гладиатор на колесницах, толком о них ничего неизвестно, однако судя по обычному применению колесниц, там имелся возничий и стрелок из лука или метающий копья. Возможно использовались косы вроде боудикки (моё личное предположение пополам с Джереми Кларксоном «они называют их ковинны — на которых они используют оси, оснащённые косами»).

Андабаты (andabata) —бился в шлеме без прорезей для глаз, или с единственным проёмом — то есть вслепую. Вооружены андабаты были короткими кинжалами, возможно, в их доспехи входила также кольчуга, противником андабата на арене был другой андабат.

Бустуарий (bustuarius от bustum — «гроб», «могила», «место для захоронения, костер») — гладиатор, который участвовал в погребальных играх, боях в честь умершего.

Кэст или цеста (cestus происходит от древнеримской боксёрской перчатки) — кулачный боец, боксер на арене цирка.

Сагитарий (sagittarius) — гладиатор-лучник. Носил конический шлем и чешуйчатый панцирь лорика сквамата, вооружён был луком (arcus) и стрелами (sagittae).

Скисор, сцисор (scissor, множество — scissores от слова scindo «режу», «кремсаю») или арбелас (arbelas, множество — arbelai возможно от древнегреческого ??????? – нож сапожника) — гладиатор, вооружённый закреплённым на наруче тычковым ноже в форме заточенного со всех сторон полумесяца, наносящего неглубокие, но кровоточащие раны в левой руке и гладием в правой, соответственно без щита. Доспехи скисора состояли из закрытого шлема, кольчуги или пластинчатого доспеха лорика сегментата, наруча на правой руке и коротких поножей, гладкий шлем с гребнем в виде плавника рыбы. Скисор был одним из самых тяжеловооруженных типов гладиаторов (вес 22-26 кг), дрались или между собой, или против ретиария. Именно поэтому шлем скисора был аналогичен шлему секутора — обтекаемой формы со сплошным откидным забралом и небольшими отверстиями для глаз.

Были ли какие-то специальные гладиаторы для имитации морских сражений неизвестно, но как на озёрах и прудах, так в самом Колизее до устройства там нижних ярусов проходили навмахии, или наумахии (др.-греч. — «морская битва») — гладиаторское морское сражение почитавшееся как особо роскошное действо. Одной из первых крупных навмахий Юлия Цезаря стало представление 46 года до н. э., это была постановка Саламинского сражения между флотами греков и персов, для чего было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. Крупнейшей навмахией стало зрелище, организованное по приказу императора Клавдия: Фуцинское озеро, увидело сотню боевых кораблей, число сражающихся (осуждённых преступников) составило 19 000 человек, их сторожили несколько легионов.

Поэтому не надо думать, что гладиаторы – это такие дядьки с кубиками, всё рвущиеся к себе на родимую сторонку, берёзки покохать и окушков половить. Это были упитанные мужики, желающие славы и денег в Риме, гражданства, профессиональные спортсмены их ближайшие аналоги. Их лечили, кормили, тренировали, экипировали. Зрелище было далеко от киношного – типа футбольного матча – из дальних рядов нифига не видно, вблизи тоже, из вип-ложи получше, это если зрение хорошее. Цирки были огромными, провинциальные много меньше, так и качество гладиаторов было весьма сельским. Повторов нет, экранов нет, объявлений, что идёт последняя минута матча, счёт 1:1, «Помпейский крупеларий» уступает в серии «Капуйскому мирмилону», а в общем зачёте лидирует «Геркуланумский скисор» вырвавшийся вперёд в турнирной таблице на пять ретиариев и два тигра, тоже нет. В записи не посмотрите, если припахали амфоры разгружать сверхурочно за десяток сестерциев, в амфитеатре соседи тоже могут попасться любые (впрочем, как и сейчас на стадионе, если матч бесплатный). Вот такими были не киношные гладиаторы.

Шлем гладиатора — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Gladiator Helmet Hat — Etsy.

Шлем гладиатора своими руками: Шлем гладиатора своими руками | Бумажная скульптура, Бумажные скульптуры, Шлем
Scroll to top