Содержание
О татарском влиянии на жизнь русского народа Часть 5 — Реальное время
Общество
07:00, 24.12.2018
Сюжет: «Влияние татар на жизнь русского народа»
Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 5
Три года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор книги, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии. Предыдущие части: 1, 2, 3, 4.
3. Деньги. Печати. Меры веса и длины. Бумага. Счеты
В казне княжеской наряду с «иной всякой рухлядью» хранились также и деньги. Слово деньги (старинное «деньга») филологи производят от татарского слова «тамга». Такое словопроизводство впервые, кажется, было предложено академиком Френом, но казанский профессор Эрдман, вопреки мнению Френа, указал, что слово «деньга» в его современной татарской форме «танка» существовало в Азии уже с древнейших времен и имело то же значение, что и гривна. Тюркское слово «танка», несомненно, происходит от персидского слова «дангь», означающего 1/6 часть диргема, слова, которое в этом значении было заимствовано у персов и арабами (данык, данак, данек). Современная татарская «танка» означает рубль и вообще золотую и серебряную монету.
Чеканка русских монет, существовавшая в Киевском княжестве и прекратившаяся в древней Руси вследствие княжеских усобиц, возобновилась не раньше двух последних десятилетий XIV века в княжение Дмитрия Донского в Москве, а затем стала производиться и в других княжествах. По словам проф. Любавского, татары обязали русских князей чеканить серебряные «деньги» с ханским штемпелем и тамгою. И, действительно, мы видим на монетах Дмитрия Донского и последующих московских князей вплоть до Василия Темного наряду с русскими надписями также и татарские, что убедительно говорит о татарском влиянии на русское монетное дело. В княжение Василия Темного (1425—1462) татарские надписи на монетах заменяются лишь подобием восточного шрифта, но при Иоанне III (1462—1505) они снова появляются в неискаженном, правильном виде. Татарские надписи помещались также и на монетах вел. княжества Суздальско-Нижегородского, а в вел. княжестве Рязанском просто использовали золотоордынскую монету, надчеканивая на них тамги и штемпеля с именем великого князя или с одним его титулом. На монетах княжеского периода изображались, кроме фигур князя и сцен охоты, также фигуры фантастических животных, заимствованных с Востока.
Вскоре после начала чеканки серебряных денег под влиянием татар стали чеканить и медные пулы. Слово «пул» или «пуло» восходит к греческому «фоллис», которым у древних греков называлось как медная монета, так и кожаный мешок, в котором пересылалось жалованье войскам. Фоллис у арабов превратился в фильс (множественное: фулюс), а в Золотой Орде он звучал как «пул». От слова «фильс» (фулюс) или «пул» и произошло русское «полушка».
Рубль, как счетная единица, появился в древней Руси при татарах в XIV веке, по словам Карамзина, в первый раз он упоминается в летописях в 1321 году. Карамзин, ссылаясь на иностранцев, говорит, что древние рубли представляли из себя продолговатые куски серебра без надписей и изображений и весили от 22 до 24 золотников. Хотя и существует объяснение, что слово «рубль» произошло от глагола «рубить», так как большие куски серебра якобы разрубались на соответствующие мелкие части, но такое объяснение представляется крайне сомнительным и наивным. Вероятно, слово «рубль» заимствовано с Востока, из Индии, где издавна ходили под именем рупий серебряные монеты. Санскритское слово «рупия» означает «серебро», «серебряная монета». Стоимость рупии в Ост-Индии в конце XIX века равнялась 96 копейкам.
Татары обязали русских князей чеканить серебряные «деньги» с ханским штемпелем и тамгою. Фото libma.ru
Обычно принято считать название монеты «копейка» чисто русским словом, и производят его от «копья», которое якобы можно видеть в руках всадника, изображенного на старинных русских серебряных монетах — «копейках». Однако в 1830 г. уже упомянутый казанский профессор Ф. Эрдман предложил другое объяснение происхождения названия «копейка». Он указал на существование у татар во времена Тимура (1370—1405) монет с изображением собаки. Так как собака по-татарски называется «копек», то монеты с изображением собаки и назывались по-татарски «динари-копеки», т. е. собачьими монетами, или просто «копеки», т. е. «собаками», и при счете денег говорили: сколько-то «собак» («копеки») или столько-то «собачьих монет» («динари-копеки»). Первое упоминание о копейках, по словам Эрдмана, находится в «Истории Тамерлана» под 789 (1387) годом.
К концу XIX столетия объяснение проф. Эрдмана или забылось, или было признано неудовлетворительным, так что среди известных языковедов того времени, проф. Брандта и акад. Соболевского, произошло разногласие относительно правописания этого слова: через букву «ять» от предполагаемого слова «капея» или через букву «е» от «копья», которое держит в руке изображенный на монете всадник. По поводу этого спора один из учеников проф. ориенталиста Мухлинского снова привел объяснение проф. Эрдмана о татарском названии слова копейка. Хотя Эрдман и был близок к истине, указывая на тюркское происхождение названия «копейка», но только оно связано было не с собакой, а с именем хана Кебека (1318—1326), что разъяснил акад. В.В. Бартольд. При этом джагатайском хане была введена серебряная монетная система, которая раньше была у персидских монголов. Прежним названием золотой монеты динар стала называться крупная серебряная монета, весившая 2 золотника; шесть более мелких дирхемов, весивших 1/3 золотника, составили динар. Эти серебряные монеты по имени хана и получили на Востоке название «кебеков».
Современное название 15 копеек — «пятиалтынный» — до сих пор сохраняет в себе татарское слово «алтын», которым обозначалась стоимость шести «денег», равная 3 копейкам. По-татарски «алты» означает шесть, таким образом, слово пятиалтынный указывает, что по своей стоимости эта монета соответствовала шести старинным алтынам. До Петра I алтыны не чеканились, на них только велся счет. Само татарское слово «алтын» сложное образовавшееся из двух слов: «алты тийн» — «шесть белок».
Татарское влияние сказалось не только в области русской нумизматики в XIV и XV столетиях; значительно позже, в XVI и XVII веке, мы можем наблюдать восточное влияние и на русскую сфрагистику. Среди печатей, прилагавшихся к древним грамотам и актам, встречаются печати с восточными надписями. По исследованиям специалистов, все они оказываются копиями или подражаниями татарским или персидским подлинным печатям или монетам. Если к заимствованию монетного дела у татар побуждала русских необходимость, то наличие печатей с восточными надписями у лиц, принадлежавших к правящему классу, говорит нам о моде на все восточное, широко распространенной в верхах русского общества.
От татар русскими были позаимствованы и следующие меры веса и длины: анасырь, безмен, батман, контарь и аршин.
Анасырь в конце XVI в. был мерой веса двух родов: «анасырь бухарский» и «анасырь нынешний». «Анасырь бухарский» древнее «нынешнего»; очевидно, в древней Руси он существовал очень долго. Он восходит к вавилонской мине, которая употреблялась арабами для взвешивания серебра при чеканки серебряных диргемов и от арабов перешла к другим мусульманским народам. «Бухарский анасырь» весил ровно 128 золотников (546 гр.), или, по старинному выражению, «пол три гривенки малыя (48+48+24=120) и 8 золотников». «Нынешний анасырь» был равен 96 золотникам и соответствовал иракскому ратлу, который употребляли арабы при чеканке своей золотой монеты — динаров. Вес иракского ратла и «нынешнего анасыря» соответствовал дореволюционному фунту, т. е. 409,51 грамма.
Монеты Золотой Орды. Фото izhig.ru
Безмен (от тюркского «батман») был не только орудием для взвешивания, но и мерой веса. Как мера веса он равнялся приблизительно 21⁄2 гривенкам, т. е. двум с половиной фунтам или, приблизительно, одному килограмму. Батман упоминается в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина (XV в.). В Московском государстве он был в употреблении преимущественно у финских и турецких народностей, хотя и не входил в состав русского веса. Величина батмана была разная: в обыкновенном батмане считалось 10 фунтов, а в большом — около пуда. В царской России в XIX столетии в Казанской и соседних губерниях батманом называлась мера зернового хлеба в 41⁄2 пуда весом.
Арабская мера веса «кынтар», содержавшая в себе сто иракских ратлов, была позаимствована у арабов персами, а от последних, вероятно, через посредство татар перешла к русским в форме «контарь». Русский контарь заключал в себе 100 фунтов или 2,5 пуда (40,95 кг.), т. е. вполне соответствовал арабскому кынтару. (В современном арабском кынтаре тоже 100 ратлов, но современный ратл почти вдвое легче старинного — иракского: всего 2564 г).
Аршин (от перс. «арш», «араш» — локоть, рука от кисти до локтя), заимствованный у турецких народов, до Алексея Михайловича представлял из себя меру различной длины, что и явилось поводом к созданию пословицы: «каждый купец на свой аршин меряет». Окончательная длина аршина была установлена при Петре I: в подражание английскому ярду, делимому на 16 нейлей, он стал делиться на 16 вершков.
В дореволюционной России бумага продавалась стопами, стопа состояла из 20 дестей по 24 листа в каждой дести. Слово «десть» персидское (даст — «рука», «раз», «прием»), указывающее на то, что русские познакомились с бумагой на Востоке. Бумага была изобретена в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Вырабатывалась она китайцами из шелка и бамбуковых волокон. Настоящей родиной тряпочной бумаги, т. е. бумаги, сделанной из хлопка, Н.П. Лихачев считает Туркестан, откуда она распространилась по Сирии и Египту и перешла в Южную и Западную Европу. Само слово «бумага» производят или от слова «бамбук», или от монгольского «пумбук», что означает хлопок. Интересно отметить, что слово «бумага» имеет в русском языке двоякое значение: материала для письма (писчая бумага) и хлопчатобумажной ткани. По словам И.Т. Малкина, первая бумага была завезена на Русь татарами.
Счеты, употребляемые русскими счетоводами и бухгалтерами для механического воспроизведения четырех арифметических действий при помощи шариков, надетых на проволоку, в странах Западной Европы совершенно неизвестны. До изобретения счетных машин все арифметические действия обычно производились там на бумаге путем умственного подсчета. Поэтому принято было думать, что счеты являются чисто русским изобретением. Однако это, по-видимому, не так.
Голландский географ Витзен в своем капитальном труде Noorden Oost Tartarye, вышедшем в 1692 г. и составленном в части, касающейся Сибири, преимущественно по русским источникам, говорит, что счеты привез с собою из Золотой Орды при Дмитрии Донском татарский князь, принявший христианство, а вместе с ним и русское имя Спиридона. Поступив на службу к московскому князю, Спиридон вынужден был принять участие в сражении с бывшими своими единоплеменниками, был взят ими в плен и изрублен ими на мелкие куски, причем его тело «будто бы строгали». Поэтому его сын, родившийся в России после смерти своего отца, получил прозвище Строгонова. Это фамильное прозвище было усвоено и последующим его потомками, жившими в Великом Новгороде. После взятия Новгорода великим князем Иваном III Васильевичем в конце XV века многие жители Новгорода переселились на р. Двину, в том числе, по-видимому, и Строгоновы, так как эта фамилия перестала встречаться в Новгороде и стала упоминаться в Устюге и Соли Вычегодской, где Строгоновы завели соляные варницы, обратили на себя благосклонное внимание московского правительства, затем сосредоточили в своих руках громадные земли по Каме и на среднем Урале.
Карта из книги Николааса Витсена. «Северная и Восточная Тартария», выпуск 1692—1705 г. (earth-chronicles.ru)
Известие Витзена о счетах, привезенных Строгоновыми от татар при Дмитрии Донском, повторяет и русский историк XVIII века академик Г.Ф. Миллер в «Описании Сибирского царства».
В 1813 г. в «Вестнике Европы» (ч. 71, No 17, с. 75.) была помещена статья митрополита Евгения, подписанная одною буквою Е., «О старинной славяно-русской арифметике», в которой автор отнес введение счетов в России от татар к потомку Спиридона Анике Строгонову, умершему в 1570 году. О позаимствовании русскими уменья считать на счетах от татар, которые сами, в свою очередь, научились этому немудреному искусству у китайцев, говорил и Рихтер в 1825 году в своем «Исследовании о влиянии монголо-татар на Россию». В 1892 году некто Д. Бик обратился к читателям «Библиографических записок» (№3, с. 247.) с вопросом о происхождении счетов, но ответа на свой вопрос ни от читателей, ни от сотрудников этого журнала не получил.
Таким образом, существовавшее в старину мнение о русском происхождении счетов не было никогда никем доказано, а версия о позаимствовании счетов с Востока через посредство татар никем не отрицалась и должна быть признана наиболее вероятной, как основанная на древних свидетельствах.
Продолжение следует
Сергей Аверкиев
Справка
С. С. Аверкиев
ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА
Казань — 2015
СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»
Составитель доктор исторических наук И.В. Зайцев
Ответственный редактор кандидат исторических наук И.М. Миргалеев
© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015
© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015
© Институт российской истории РАН, 2015
© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015
© Издательство «ЯЗ», 2015
ОбществоИстория
Мемориал на Красном холме в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле»
Красный холм – старейший мемориал Куликова поля. По преданию, здесь накануне сражения располагалась ставка Мамая, отсюда начали движение силы Орды. В центре мемориала находится памятник-колонна Дмитрию Донскому – главный символ Куликовской битвы и великой победы. От него к храму Сергия Радонежского ведет живописная аллея. Церковь построена по проекту выдающегося архитектора Алексея Щусева.
Рассмотрите памятник-колонну Дмитрию Донскому
Обелиск был торжественно открыт в 1850 году. С него началась работа по сохранению памяти о Куликовской битве для потомков. Сейчас представить себе Куликово поле без колонны невозможно. Вы можете рассмотреть ее в деталях: все они неслучайны и являются символами великой победы.
Посетите храм-памятник Сергия Радонежского – прекрасный образец русского модерна
Храм был построен на Красном холме в начале XX века по проекту Алексея Щусева. Он составляет единый ансамбль с памятником-колонной. Вы можете рассмотреть необычную архитектуру храма снаружи и зайти внутрь. Храм открыт для свободного посещения ежедневно. Богослужения проходят каждый день.
Осмотритесь вокруг
Рядом с памятником-колонной находится площадка для осмотра панорамы Поля сражения. Здесь можно увидеть бронзовое панно «Куликовская битва», изготовленное в конце прошлого века. По странной традиции гости Куликова поля стараются дотронуться до фигуры Мамая на барельефе – говорят, это приносит удачу.
Отправляйтесь в историческое путешествие
Каждый день по территории мемориала проводятся экскурсии по графику: 10:00, 12.00, 16:30. Чтобы сделать знакомство с местом интереснее – подойдите указанное время к кассе и приобретите экскурсионный билет. Также вы можете записаться на экскурсию в удобное вам время заранее: +7 (48743) 3-12-44. Каждый выходной здесь проходят тематические программы выходного дня. Информация о них – в разделе «Экскурсии и программы».
Красный холм – самая высокая точка Первого поля ратной славы России. Не случайно именно здесь в 1849 году был возведен памятник-колонна Дмитрию Донскому, старейший монумент героям Куликовской битвы. Золотую главку обелиска можно увидеть за несколько километров от мемориала. Автором проекта стал архитектор Александр Павлович Брюллов.
Мемориал на Красном холме составляет и храм-памятник Сергия Радонежского. Вы можете осмотреть это необычное сооружение как снаружи, так и изнутри. Автор проекта храма – известный архитектор Алексей Викторович Щусев, лидер неорусского стиля, национальной версии модерна. Необычная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, характерная для творческого стиля Щусева, нашла свое отражение в ассиметричном исполнении заглавий башен на фасаде церкви. С левой стороны купол башни выполнен в стиле воинского шлема XIV века. Автор не принимал участия в окончании строительства, которое завершилось в 1917 году накануне революции.
По преданию, записанному в конце XIX века, именно здесь в момент битвы находился беклярбек Мамай. Данные современной науки этого факта не подтверждают. Ученые предполагают, что ставка могла располагаться здесь накануне битвы, однако затем ордынцы переместились навстречу русскому войску.
Вы можете осмотреть мемориал в любое время. Его территория доступна для посещений круглосуточно, а в ночное время колонна и храм специально подсвечиваются. Для более глубокого знакомства с историей места, его архитектурными достопримечательностями и даже некоторыми их тайнами рекомендуем воспользоваться услугами экскурсовода.
Южной Кореи, заключенные в тюрьму над «Российским сокровищницами»
Опубликовано
000Z»> 1 мая 2019
Источник изображений, Getty Images
Подпись изображений,
7777 года потратили годы на Dmitri Images
77777777777777 года. Южнокорейский суд приговорил трех бизнесменов к тюремному заключению после того, как признал их виновными в ложном заявлении о том, что они нашли затонувший давно потерянный корабль с сокровищами.
Группа компаний «Шинил» заявила в июле, что обнаружила российский крейсер «Дмитрий Донской», затонувший в 1905 и, по слухам, хранит золото на миллиарды долларов.
Компания привлекла 8,9 млрд вон (7,6 млн долларов США; 5,8 млн фунтов стерлингов) от тысяч инвесторов.
Но распространились подозрения, что это могла быть афера. Группа не прокомментировала.
Shinil Group заявила, что на Донском находится около 200 тонн золота, но суд Сеула в среду признал это ложью.
- Детективы затонувших кораблей
- Фотографии показывают черноморское «кладбище кораблей»
- Охота на затонувшие корабли работорговли
Заместитель председателя группы, известный только как Ким, был приговорен к пяти годам тюремного заключения, а бывший глава группы, чья фамилия Рю, и еще один ключевой сообщник были приговорены к двум и четырем годам тюремного заключения. лет лишения свободы соответственно, сообщает информационное агентство Yonhap.
«Их ответственность за преступление очень тяжелая, учитывая метод и масштаб, поскольку это дело, в котором они обманули многих неуказанных лиц и получили огромные доходы», — заявил судья Чхве Ён-ми в суде.
Источник изображения, Shinil Group
Подпись к изображению,
Shinil Group говорит, что это табличка затонувшего корабля «Донской». -Японская война.
С тех пор ходят слухи, что корабль перевозил большое количество золота для Тихоокеанского флота России для выплаты жалованья экипажу и оплаты доков.
Если это правда, то сегодня золото на борту стоило бы миллиарды долларов.
Эксперты выразили сомнение в том, что Россия когда-либо поместила бы столько золота на одно судно, когда она могла бы более безопасно доставить драгоценный груз по железной дороге в свой восточный порт Владивосток.
Как разворачивалась история?
Сразу же возникли подозрения в отношении Shinil Group после ее заявления.
Южнокорейский новостной сайт Chosun Biz сообщил, что группа была основана только в июне, хотя утверждает, что является преемником Shinil Corporation, созданной в 1957.
Более того, компания, как сообщается, была создана только с около 100 млн вон, которых не хватило даже для подачи заявки на право утилизации, которое составляет 10% от оценочной стоимости находки.
Image caption,
Крейсер был затоплен недалеко от Уллындо.
Чхве Ён-сок, генеральный директор южнокорейской компании, настаивал на том, что эти две фирмы не связаны между собой, хотя их основатели являются братьями и сестрами.
Yonhap сообщил, что предполагаемое сокровище корабля первоначально оценивалось в 130 трлн вон, но в последующих документах для разрешения раскопок стоимость была снижена до 1,2 млрд вон.
Статуя царя Леонида в Спарте, Греция Стоковое фото © Violin 5818559
Статуя царя Леонида в Спарте, Греция Стоковое фото © Violin 5818559
Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Предприятие
Цены
Все изображения
ВойтиРегистрация
Чтобы загрузить это изображение,
создайте учетную запись
Уже есть учетная запись? Войти
Я согласен с Соглашением о членствеПолучать информационные бюллетени и специальные предложения
Статуя царя Леонида в Спарте, Греция — исторический фон
— Фото Violin
Похожие лицензионные изображения: Серия:
Больше
Похожие стоковые видео:
Памятник ткачихе и ее детям о Военном музее Витаутаса в Каунасе, Литва. Готовый музей был открыт 16 февраля 1936 года. Памятник Фредерику Шопену в Познани — старейший из существующих городских парков Познани. Он находится по адресу ул. Подгорна, позади иезуитского колледжа (ныне мэрия). Знаменитая статуя Петра I в Санкт-Петербурге, Россия, замедленная съемка, увеличение Духовно-культурный комплекс храма Бай Динь во Вьетнаме. Вид на гигантскую статую Будды и освещенную башню-пагоду поздним вечером. Бронзовая статуя льва-хранителя в Запретном городе, Пекин, Китай. Скульптура льва возле памятника Чистофору Колумбу в Барселоне, Испания. Флаги Оклахомы в Капитолии штата в Оклахома-Сити — США 2017Вид на монумент Казах Эли на площади Независимости в Астане, столице Казахстана. Крупным планом вид на статуи людей. Голубое облачное небо в летний день. Исторические статуи за пределами Букингемского дворца. Небольшой фонтан возле площади Августы (Augusta Platz). Баден-Баден. ГерманияСтатуя человека с лошадью возле парламента в Вене на фоне здания. Статуя мужчины с лошадью возле парламента в Вене на фоне здания. Статуя человека с лошадью возле парламента в Вене на фоне здания.
Подробнее
Информация об использовании
Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Статуя царя Леонида в Спарте, Греция» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования в рамках Стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные стоковые изображения для продажи товаров, перепродажи продукта или бесплатного распространения.
Вы можете купить эту фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 2841×4226. Дата загрузки: 8 июня 2011 г.
DepositPhotos
Язык
Информация
- Часто задаваемые вопросы
- Все документы
- Доступны на
- .Шлем дмитрия донского фото: Правда о доспехах Дмитрия Донского, шлеме Александра Невского и саблях Минина с Пожарским