Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая). Самурайский шлем
Шлем самурая: Виды, история,фотографии
Традиционным японским шлемом принято считать Кабуто. Он, как правило, имел форму полусферы и состоял из нескольких металлических пластин или кожи, а в некоторых случаях шлемы изготавливали из комбинации этих двух материалов. На задней части кабуто крепили соединенные между собой лентами, изогнутые пластины, которые выполняли роль защиты для ушей и шеи. Как и многое японское военное снаряжение, шлем у средневекового японского самурая был предназначен не только для защиты бою, но и для определения статуса воина в обществе.
История самурайского шлема
Первый шлем самурая имел название сакаку-цуки кабуто, что переводится как «шлем бодающийся баран», который традиционно носили с доспехами танко. Его отличительной чертой является полоса, чем-то напоминающая гребень и протягивающаяся до лба, где в итоге она принимала форму клюва. В его состав входили две полосы согнутые в кольца, межу промежутками которых крепились прямоугольные, а иногда и треугольные пластины. На задней части шлема крепилась защиты для шеи.
После того как появился новый вид доспехов — кэйко, начали создавать другие типы шлемов, имеющие более округлую форму — мабидзаси-цуки кабуто ( в переводе означает «шлем с козырьком»), которые были в обиходе с 5 по 10 век. Форма мабидзаси-цуки была скопирована с Китайских и Корейских шлемов. В нем не было гребневидной полосы, а вместо этого присутствовал горизонтальный козырек. На макушке находилась трубка, которая, скорее всего, выполняла роль украшения и крепилась к круглой пластине.
Войны из знатного рода, обычно украшали свой шлем позолоченными металлическими рогами. Такая традиция появилась в конце 12 века, и со временем размер таких рогов стал увеличиваться. Однако в их функции входило не только украшение шлема, но и устрашение врагов, а в промежутке между ними часто изображали гербы кланов или даже лица демонов.
Виды кабуто
Существует большое количество разновидностей японских шлемов, частично отличающихся друг от друга:
- Хоси-кабуто
- Кавари-кабуто
- Дзунари-кабуто
- Сайка-кабуто
- Намбан-кабуто
Хоси-кабуто был создан в период Момояма и считается, что это самый ранний самурайский шлем. Носили его в комплекте с доспехами о-ёрой и состоял он из 12 сегментов, которые скреплялись выступающими декоративными заклепками.
Кавари-кабуто. Самым выделяющимся видом японского шлема за счет своей сложности и уникальности считается кавари-кабуто, который переводится как «фигурный» шлем. Практически все кавари-кабуто делались на заказ в одном экземпляре за счет его считались эксклюзивными и крайне редкими образцами. Позволить себе такой шлем могли только высокопоставленные лица, чаще всего это были военные командных чинов. Но и обычные солдаты могли носить подвиды кавари-кабуто: монари-кабуто- «шлем персик» и сиинари-кабуто — «шлем желудь».
Дзунри-кабуто в переводе звучит как «шлем, повторяющий форму головы» был очень распространен в период Эдо. В его состав входила пластина, идущая спереди назад, которая прикреплялась к ободу. В промежутках между креплениями располагались еще две пластины. Свою популярность он получит благодаря дешевой цене и простому дизайну.
Сайка-кабуто был назван так в честь города, в котором и был изобретен. Отличительной чертой этого шлема была восьми частная тулья, напоминающая конус. Снизу находился широкий венец, к которому крепились пластины. Чаще всего сайка-кабуто делали без козырька.
Намбан-кабуто был сделан по прототипу европейских шлемов, из-за чего и получил название «шлем южных варваров». Выглядел он как испанский кабассет, но декорированный и доработанный на азиатский лад японскими мастерами.
Похожие записи:
amazingjapan.info
названия, описание, назначение. Самурайский меч
Японские доспехи самурая являются одними из самых узнаваемых атрибутов средневековой истории Страны восходящего солнца. Они заметно отличались от обмундирования европейских рыцарей. Уникальный внешний вид и любопытные техники производства вырабатывались на протяжении многих столетий.
Древнейшие доспехи
Самурайская броня не могла возникнуть из ниоткуда. У нее был важный предшественник-прообраз – танко, использовавшийся до VIII века. В переводе с японского языка это слово означает «короткий доспех». Основой танко была железная кираса, состоявшая из отдельных металлических полос. Внешне она походила на примитивный корсет из кожи. Танко удерживался на теле воина благодаря характерному сужению в поясной части.
Эта броня воплотила многие идеи, которые были развиты в Средние века в форме классической самурайского доспеха. Но были в танко и примитивные недостатки. Так особенности конструкции не позволяли использовать его в конном бою, так как сидеть на лошади в таком одеянии было крайне неудобно. Кроме того, у этого доспеха отсутствовали поножи.
О-ёрой
Оригинальность, которой отличались доспехи самурая, сложилась по множеству причин. Первостепенная заключалась в изолированности Японии от окружающего мира. Эта цивилизация развивалась достаточно обособлено даже по отношению к своим соседям – Китаю и Корее. Подобная черта японской культуры отразилась на национальном оружии и доспехах.
Классической средневековой броней в Стране восходящего солнца считается о-ёрой. Это название можно перевести как «большой доспех». По своей конструкции он относился к ламеллярному (то есть пластичному типу). В японском языке подобные доспехи в целом называли кодзан-до. Они делались из переплетенных между собой пластинок. В качестве исходного материала использовалась толстая продубленная кожа или железо.
Особенности ламеллярной брони
Пластины были основой почти всех японских доспехов на протяжении очень долгого времени. Правда, этот факт не отменял того, что их производство и некоторые их характеристики менялись в зависимости от даты на календаре. К примеру, во времена классической эпохи Гэмпэй (конец XII века) использовались только крупные пластины. Они представляли собой четырехугольники длиной 6 и шириной 3 сантиметра.
В каждой пластине проделывалось 13 отверстий. Их располагали двумя вертикальными рядами. Количество отверстий в каждом из них отличалось (6 и 7 соответственно), поэтому верхний край имел характерную наклонную форму. В дырочки продевались шнурки. Они соединяли между собой по 20-30 пластинок. С помощью такой нехитрой манипуляции получали гибкие горизонтальные полосы. Их покрывали специальным лаком, производимым из сока растений. Обработка раствором придавала полосам дополнительную гибкость, которой отличались все тогдашние доспехи самурая. Шнурки, соединявшие пластины, по традиции делали разноцветными, благодаря чему броня получала узнаваемый красочный вид.
Кираса
Главной частью доспеха о-ёрой являлась кираса. Ее конструкция отличалась примечательной оригинальностью. Живот самурая по горизонтали закрывался четырьмя рядами пластинок. Эти полосы почти полностью обхватывали тело, оставляя небольшой зазор на спине. Конструкция соединялась с помощью цельнометаллической пластины. Ее пристегивали с помощью застежек.
Верхняя часть спины и грудь воина прикрывались еще несколькими полосами и металлической пластиной с характерным полукруглым вырезом. Он был необходим для свободных поворотов шеи. Отдельно делались кожаные наплечники, прикрепляемые ремнями. Особенное внимание уделялось местам с застежками. Они были самыми уязвимым частями доспеха, поэтому их прикрывали дополнительными пластинами.
Использование кожи
Всякая металлическая пластина покрывалась прокопченной толстой кожей. Для каждого обмундирования из нее изготавливалось несколько кусков, самый крупный из которых прикрывал всю переднюю часть туловища воина. Такая мера была необходима для удобства стрельбы. При использовании лука тетива скользила по броне. Кожа не позволяла ей задевать выступающие пластины. Такая случайность могла многого стоить во время сражения.
Куски кожи, которыми покрывались самурайские доспехи, прокрашивались с помощью трафарета. Чаще всего использовались контрастные голубые и красные цвета. В эпоху Хэйан (VIII-XII вв.) рисунки могли изображать геометрические (ромбы) и геральдические (львов) фигуры. Также распространенными были растительные орнаменты. Во времена периодов Камакура (XII-XIV вв.) и Намбокуте (XIV в.) стали появляться буддийские изображения и рисунки драконов. Кроме того, исчезли геометрические фигуры.
Еще одним примером того, как эволюционировали доспехи самурая, могут послужить нагрудные пластины. В период Хэйан их верхний край приобрел элегантную изогнутую форму. Каждая такая металлическая пластина украшалась медными позолоченными накладками разных форм (например, мог быть изображен силуэт хризантемы).
Наплечники и набедренники
Название «большой доспех» закрепилось за самурайской броней о-ёрой благодаря характерным широким наплечникам и набедренникам. Они придавали обмундированию оригинальный, ни с чем не схожий облик. Набедренники делались из все тех же горизонтальных рядов пластин (по пять штук на каждый). Эти элементы доспеха соединялись с нагрудниками с помощью кусков кожи, покрытых узорами. Боковые набедренники лучше всего защищали бедра самурая, сидевшего в седле лошади. Передние и задние же отличались наибольшей подвижностью, так как, в противном случае, они могли мешать при ходьбе.
Самой заметной и экзотической частью японской брони были наплечники. Аналогов им не было нигде, в том числе и в Европе. Историки считают, что наплечники появились в качестве модификации щитов, распространенных в армии государства Ямато (III-VII вв.). У них действительно было немало общих черт. В этом ряду можно выделить значительную ширину и плоскую форму наплечников. Они были достаточно высокими и даже могли поранить человека при активном махании руками. Для исключения подобных случаев края наплечников делались округлыми. Благодаря оригинальным конструкторским решениям эти детали брони были достаточно подвижными несмотря на свой ложный громоздкий вид.
Кабуто
Японские шлемы назывались кабуто. Его характерными особенностями были крупные заклепки и полусфеерическая форма колпака. Самурайские доспехи не только защищали своего владельца, они еще и обладали декоративным значением. Шлем в этом смысле не был исключением. На его задней поверхности располагалось медное кольцо, к которому подвешивался бант из шелка. Довольно долгое время этот аксессуар выполнял функцию опознавательного знака на поле боя. В XVI веке появилось знамя, прикрепляемое к спине.
К кольцу на шлеме мог присоединяться и плащ. При быстрой езде на лошади эта накидка развевалась как парус. Делали ее из ткани нарочито ярких цветов. Для того чтобы шлем надежно держался на голове, японцы использовали специальные подбородочные ремни.
Одежда под доспехом
Под доспехом воины традиционно носили костюм хитатарэ. Это походное платье состояло из двух частей – широких шаровар и куртки с длинными рукавами. У одежды не было застежек, ее подвязывали с помощью шнурков. Ноги ниже колен закрывались гетрами. Делали их из кусков ткани прямоугольной формы, сшитых по задней поверхности. Одежда обязательно украшалась изображениями птиц, цветов и насекомых.
По бокам костюм имел широкие разрезы, необходимые для свободного движения. Самой нижней одеждой было кимоно из подштанников и куртки. Как и в случае брони, эта часть гардероба демонстрировала социальный статус. У богатых феодалов было шелковое кимоно, в то время как менее знатные воины обходились кимоно из хлопчатобумажной ткани.
Пешая броня
Если о-ёрой предназначался в основном для конного боя, то другой тип брони, до-мару, использовался пехотой. В отличие от большего аналога его можно было надевать в одиночку, обходясь без посторонней помощи. Первоначально до-мару появился как доспех, используемый слугами феодала. Когда в японской армии появились пешие самураи, они переняли этот тип брони.
До-мару выделялся менее жестким плетением пластин. Скромнее сделались и размеры его наплечников. Его застегивали на правом боку, обходясь без дополнительной пластины (ранее крайне распространенной). Так как этот доспех использовала пехота, важной его частью стала комфортная для бега юбка.
Новые веяния
Во второй половине XV века в истории Японии началась новая эпоха – период Сэнгоку. В это время, как никогда, кардинально менялся уклад жизни самураев. Нововведения не могли не затронуть и броню. Сперва появился ее переходный вариант – могами-до. Он вобрал в себя особенности, свойственные прежним до-мару, но отличался от них большей жесткостью конструкции.
Дальнейший прогресс в военном деле привел к тому, что самурайские доспехи эпохи Сэнгоку в очередной раз повысили планку качества и надежности брони. После появления нового типа мару-до прежний до-мару быстро перестал быть популярным и получил клеймо бесполезной безделушки.
Мару-до
В 1542 году японцы познакомились с огнестрельным оружием. Вскоре началось его массовое производство. Новое оружие показало свою крайнюю эффективность в важной для истории Японии битве при Нагасино в 1575 году. Выстрелы аркебузов толпами разили самураев, одетых в ламеллярные доспехи из мелких пластинок. Именно тогда появилась необходимость в принципиально новой броне.
Вскоре появившийся мару-до согласно европейской классификации принадлежал к ламинарным доспехам. В отличие от ламеллярных конкурентов он изготавливался из крупных поперечных твердых полос. Новый доспех не только увеличил уровень надежности, но и сохранил столь важную в бою подвижность.
Секрет успех мару-до заключался в том, что японским мастерам удалось добиться эффекта распределения веса брони. Теперь она не сдавливала плечи. Часть веса ложилась на бедра, что позволяло чувствовать себя в ламинарной броне непривычно комфортно. Были улучшены кираса, шлем и наплечники. Верхняя часть груди получила усиленную защиту. Внешне мару-до имитировал ламеллярный доспех, то есть выглядел как изготовленный из пластинок.
Наручи и поножи
Основная броня как в позднее, так и в раннее Средневековье дополнялась мелкими деталями. В первую очередь это были наручи, закрывавшие руку самурая от плеча до основания пальцев. Делались они из толстой ткани, на которую нашивались черные металлические пластины. В области плеча и предплечья они обладали продолговатой формой, а в области запястья их делали округлыми.
Интересно, что во времена использования доспеха о-ёрой наручи носились только на левой руке, в то время как правая оставалась свободной для более удобной стрельбы из лука. С появлением огнестрельного оружия такая необходимость отпала. Наручи плотно шнуровались с внутренней стороны.
Поножи закрывали лишь переднюю часть голени. Сзади нога при этом оставалась открытой. Поножи состояли из одной металлической пластины изогнутой формы. Как и прочие части экипировки они украшались узорами. Обычно использовалась позолоченная краска, с помощью которой рисовались горизонтальные полосы или хризантемы. Японские поножи отличались короткой длиной. Они доходили лишь до нижнего края колена. На ноге эти детали доспеха удерживались двумя завязанными широкими лентами.
Меч самурая
Клинковое оружие японских воинов эволюционировало параллельно с доспехами. Первым его воплощением был тати. Он подвешивался на поясе. Для большей сохранности тати обматывался специальной тканью. Длина его клинка составляла 75 сантиметров. Этот самурайский меч отличался изогнутой формой.
В ходе постепенной эволюции тати в XV веке появилась катана. Ее использовали вплоть до XIX столетия. Примечательной особенностью катаны была характерная линия закалки, которая появлялась вследствие использования уникальной японской методики ковки. Для обтягивания рукояти этого меча использовали кожу ската. Сверху ее обвивали лентой из шелка. По форме катана напоминала европейскую шашку, но при этом отличалась прямой и длинной рукоятью, удобной для двуручного хвата. Острый конец клинка позволял наносить им не только режущие, но и колющие удары. В умелых руках такой самурайский меч был грозным оружием.
fb.ru
Доспехи самурая: составные части, история, фото
Доспехи самурая разнообразны, ими называют множество разных защитных частей обмундирования, существовавших в Японии в разные периоды с отличающимся друг от друга строением. Как правило они изготавливались из металла и не имели слитную конструкцию, а состояли примерно из 20 деталей, которые соединялись кожаными ремнями или шелковыми лентами для большей подвижности. Вес доспехов в среднем составлял от 12 до 15 килограмм, что позволяло воину свободно перемещаться, не теряя своей скорости, на поле битвы. В японском военном костюме имелось множество отверстий для вентиляции, которые позволяли телу самурая свободно дышать, что крайне необходимо во влажном и жарком климате Японии. Одеть самурайские доспехи было непросто, для более комфортного и быстрого облачения была разработана целая система:
- Одеть нижнее платье
- Шапка и перчатки
- Напульсники
- Верхнее платье и защита на ноги
- Обувь
- Панцирь, защита для шеи
- Шлем (обычно одевался в последний момент перед боем или торжественной церемонией)
Самурая тщательно ухаживали за своими доспехами старались их беречь, так как часто они передавались от отца к сыну.
В военное время доспехи хранились в ящике из дерева. Чтобы внутрь не попадала влага, они оббивались специальной тканью. В мирный период доспехи находились в доме своего хозяина, на одном из самых почетных мест. Периодически они доставались и покрывались антикоррозийным покрытием.
Доспехи несли на себе не только боевую функцию, но и являлись настоящим произведением искусства. Кроме того, они не были лишены эстетического компонента. Даже на сегодняшний день доспехи самураев продолжают быть предметом тщательного изучения.
Классические доспехи самурая
Самым известным классическим доспехом считается О-ёрой, что дословно переводится как «большой доспех». Раньше такие доспехи называли просто ёрой, но в период Эдо его название изменилось на такое, каким мы видим его сейчас.
Никто не знает, когда именно появились первые доспехи о-ёрой, но самый старый из существующих по сей день был создан еще в конце эпохи Хэйан. Первые письменные упоминания о подобных доспехах были примерно в 11 веке нашей эры.
Общий принцип создания доспехов О-ёрой подразумевал формирование гибкой полосы из металла или кожи. Она получила название кодзанэ, её длина составляла 30 см. Сверху получившаяся полоса перетягивалась кожей, а затем дополнительно покрывалась противокоррозионным лаком. Создавалось несколько полос, после чего они скреплялись шнуром из шелка или кожи. Такие шнуры получили название – одоси. Они не только выполняли связующую функцию, но несли декоративный смысл. Доспех, собранный по принципу О-ёрой имел форму короба.
Классические самурайские доспехи делали из железных пластинок или кожи, вид которых значительно менялся в разные исторические периоды. Так, например, для периода Гэмпэй характерны доспехи из больших пластинок размером примерно 6 — 7 см, в которых располагалось 13 небольших отверстий в два ряда. Через нижние отверстия продевали несколько кожаных шнурков, на которых располагалось от 25 до 3 пластинок в зависимости от размера. Через верхние отверстия продевали красочные нити, которые переплетали между собой более широкими лентами, что является отличительной особенностью Японских доспехов.
После того, как лучники лишились своей ведущей роли на поле битвы, о-ёрой также утратил свое значение. В дальнейшем его продолжали носить только военачальники, что показывало их особый статус в обществе. Производство доспехов продолжалось до падения сегуната Токугава. В некоторых кланах о-ёрой передается из поколения в поколения, являясь фамильной ценностью.
Составные части
Традиционно, в японские доспехи самурая входят:
- Маска из метала -хоатэ,и шлем — кабуто. Маску делали похожей на воина, которому она принадлежит, но, как правило, со страшным оскалом. На шлем одевались рога, а на шею пластины для защиты. В некоторых случаях шлем могли использовать как замену щита.
- Панцирь, который состоит из двух пластин — передней и задней, юбки сделанной из метала либо кожи и защиты живота.
- Нарукавники для защиты рук, и защита для ног.
- Плащ длиной в 2 метра, который защищал от стрел те участки тела, которые не были защищены латами.
- Тэссен — веер, в который встроены металлические спицы. Он использовался в бою для передачи сигналов. А в жаркое время он применялся для того, чтобы чувствовать себя комфортно при повышенной температуре.
Самой дорогостоящей частью японских доспехов считался шлем. Он состоял из нескольких пластин из металла, соединенных между собой. Прочность повышалась за счет специального расположения пластин под наклоном. Шею защищали такие же пластины, которые являлись продолжением шлема. На верхней части шлема располагались рога. Они сооружались не только с целью устрашения соперника, но и защищали воинов от устремляющихся на них стрел.
Разновидности масок
Маска была съемной, чаще всего её снимали во время боя, так как она закрывала обзор. Общий термин, обозначающий любую маску — мэн-гу. Всего существует пять разновидностей мэн-гу, различающихся типами защиты лица.
Такой вид масок представлял собой металлическую пластину, которая защищала лоб, щеки и виски. Очень часто хаппури использовалась слугами в качестве полноценных шлемов. Её также одевали и пехотинцы. Защита для горла к такой маске не прикреплялась.
Самое главное достоинство такой маски – удобство в носке. Она закрывала лишь подбородок и шею. Обзор в такой маске был полностью открыт, поэтому она пользовалась значительным спросом. Хамбо считается полумаской.
Эта полумаска закрывала практически все лицо, кроме области вокруг глаз. Мэмпо конструировалась таким образом, чтобы пластину, расположенную на носу можно было с легкостью снять. Но это практиковалось крайне редко. Маска имела достаточно выразительную гримасу, которая выражалась в боевом оскале, наличием усов и бакенбардов.
Такая разновидность маски появилась в период правления Муромати. Она полностью закрывала лицо, именно поэтому сомэн не получила такой популярности, как другие мэн-гу.
Этот вид маски защищал не человеческую голову, а лошадиную Первое появление бамен датировано семнадцатым веком. Такая маска была изготовлена из вареной и лакированной кожи. Дополнительно маска украшалась клыками и рогами, что делало животное похожим на мифическое существо.
Многие историки считают, что традиция Японцев делать доспехи из пластин появилась в результате влияния европейских стран. Точно это не установлено поэтому данная тема является предметом дискуссий, однако в Японии создавались доспехи, созданные по прототипу европейских лат. Эти доспехи называли нанбан — до, что переводится как «доспех южных варваров».
Специалисты, создававшие доспехи, ценились практически также высоко, как и оружейники. В истории сохранились имена самых известных мастеров того времени — это род Миотии, который занимался созданием доспехов еще с 13 века. С каждым новым веком стиль мастеров менялся. Во время жестоких войн не уделялось особое внимание украшениям, главными атрибутами стали прочность материала, из которого делались латы. Созданные в тот период доспехи, считаются произведением военных и ювелирных искусств.
Похожие записи:
amazingjapan.info
Доспехи самураев. Выставка японских доспехов.
Доспехи самураев всегда привлекали внимание своей яркостью, и красочностью и своей необычностью — они не похожи больше ни на какие другие. Тем не менее по совокупности своих защитных качеств они мало чем отличались от куда более прозаических доспехов стран Запада. Сила самурайской брони была в деталях: доспехи — функциональны и даже самая небольшая деталь имела свое назначение.
На одиннадцатый день первого месяца каждого года, шлем и доспехи даймё (феодального князя) обычно выставлялись в шоин его резиденции, комнате для приема гостей. Его знамена и штандарты, или личные флаги, развевались в саду, чтобы обеспечить благоприятный год. Давайте, как гости князя, прогуляемся по шоин и посмотрим на доспехи — не только как средства защиты, но и символы силы и власти, а также на редкость красивые творения.
Конные самураи
В конце 4 — начале 5 века в Японию из Китая завезли лошадей. Если раньше в сражениях участвовала только пехота, то теперь к ним добавилась еще и конница, что создало решающий перевес над местными владыками. Лошади были также важны в мирный период Эдо (1615 — 1868). Только самураям определенного ранга разрешалось ездить верхом. Во время парадов, шествий и церемоний животные демонстрировали престиж и мощь своих владельцев.
Самурайские доспехи Тати-до тосэй-гусоку, XVII век
В доспехах Тати-до торс был защищен жесткой клеткой, состоящей из двух частей, которые соединялись под левой рукой. Доспехи собирались из отдельных железных пластин (хон-кодзанэ), которые были покрыты лаком, позолочены и стянуты вместе с шелковой тесьмой.
Мелкие пластинки, из которых собраны доспехи
Из всех видов доспехов, эти был самый трудоемкими, но являлись хорошей защитой от стрел.
Самурай в доспехах Татидо тосэй-гусоку на лошади, XVII век
В этих доспехах, кираса (до), наплечники (содэ) и латная юбка (кусазури) строятся из рядов горизонтальных железных полос, которые были покрыты черным и золотистым лаком. Пластины скреплялись вместе шелковыми шнурами. По сравнению с более старыми доспехами, собранными из небольших отдельных пластинок, эти доспехи были легче и проще в обслуживании.
Конные доспехи
До семнадцатого века лошади самураев не защищены броней. В живописи этих ранних периодов, на лошадях можно увидеть только вожжи, упряжь и функционально-красивые седла и стремена. В 1600 годы стали появляться картины с изображением более сложных воинских лат, а также маски и лакированно-кожаные доспехи для лошадей. В период Эдо (1615 — 1868) для участия в торжественных процессиях, лошадей наряжали в более роскошные и изысканные доспехи.
Лошадиная маска, XIX век
Бамен (bamen) — лошадиная маска, — которая защищает голову лошади, не закрывая глаза животного, впервые появилась в семнадцатом веке и использовалась в основном в военных шествиях. Бамен часто были сделаны из вареной кожи, которая была сформована и лакированна. Это восхитительно устрашающая маска в комплекте с рогами и золотыми клыками превращала лошадь в мифическое существо.
Ёкохаги-до — кираса с горизонтально расположенными планками, XVIII век
Эти доспехи яркий пример того, как цвет — красно-лакированных пластины и синяя шнуровка кирасы — и впечатляющий шлем ( XVII век) помогает воину выделиться на поле боя. Золотые санскритские символы на рукавах, и дракон, охваченный огнем на шлеме, являются эмблемами буддийского божества Фудо Мёо. Буддийские мотивы часто появляются на латах самураев для божественной защиты.
Доспехи Нимайтати-до тосэй-гусоку 18 века, шлем 16 века
В доспехах нимайтати-до кираса состоит из двух частей и немного сужается в талии, так чтобы основной вес ложился на бедра. Китайский лев (шиши) из лакированной древесины присел в прыжке на шлеме. Нарукавники украшены драконом, обвившимся вокруг обоюдоострого меча (кен), который является атрибутом буддийского божества Фудо Мёо, грозного Недвижимого. Герб из мальвы на плечах, свидетельствует, что доспехи были сделаны для рода Мацудайра.
Доспехи Могами-до, середина XIX века
После войны годов Онин — Буммэй (1467 — 1477) появились первые экземпляры доспеха могами-до (по названию местности Могами, где впервые начали его производить), ставшего прообразом доспехов нового образца — тосэй-гусоку, «современных доспехов». Кираса новых доспехов, в отличии от старых состояла из цельнометаллических полос на груди и спине. Производство такого доспеха занимало в 4 раза меньше времени, чем изготовление одного харамаки или домару.
Сложная шнуровка на доспехах могами-до
Эти доспехи могами-до были созданы двумя мастерами школы Мётин. Мётин — это старейшая прославленная школа по изготовлению доспехов. Свою благородную фамилию, которая обозначает «светлое сокровище», они получили от императора Коноэ правившего в 12 веке. Оружейный мастер, который создал шлем, Мётин Мунэкару, известен как создатель доспехов, которые сёгун Токугава подарил королеве Виктории.
Остроконечный шлем судзибати кабуто 14 — 16 века и полумаска 16 — 17 века
Этот традиционный шлем состоит из шестидесяти двух пластин, усатой полумаски и скульптурной фигуры Фудо Мёо, грозного Недвижимого. В учении эзотерических школ буддизма, Фудо Мёо описывается как гневная форма Великого Будды, всемогущее божество, который разрушает все препятствия на пути просветления.
Налобное украшение маедате, XVIII век
Это уникальное маедате, украшение для налобной части шлема, напоминает главу мифического животного, частично свирепой птицы, частично рыбы. Украшение было смоделировано с использованием техники сухого лака — лак накладывался последовательно, либо на слои ткани (даккацу кансицу), либо на деревянную основу (мокусин-кансицу) чтобы создать форму. Белый конский волос, мелкие зубы и крылья придают налобному украшению устрашающий вид.
Шлем, имитирующий голову (зунари-кабуто), 1600 год
Этот шлем имитирует человеческую голову с пучком волос (мотодори), как носили японские воины. Мех медведя был выбран для имитации человеческих волос.
Остроконечный шлем с большими заклепками, 1730 год
Шлем Судзибати кабуто состоит из радиальных пластинок железа, соединенных крупными заклепками (хоси) и приподнятыми швами (содзи). Шлем украшен посеребренными железными стрекозами на решетке из золотой листвы и гербом рода Мацудайра. В период Эдо (1603 — 1868 год) представители этого рода контролировали немало удельных владений (ханов), благодаря своим родственным связям с домом сёгунов — семьёй Токугава.
Украшение на шлеме самурая
Доспехи Окэгава-до, конец 16 — начало 17 века
Эта кираса и внушительный сасимоно (высокое украшение, которое крепилось в специальных гнездах на спинной пластине панциря) характерны для конца 16 века, когда межклановая вражда достигла небывалого накала и воины стремились выделиться на поле боя. Сасимоно изготовлен из позолоченной, лакированной японской бумаги (васи), и представляет собой три пера. Видимый издалека, но слишком хрупкий для боя, он, вероятно, одевался когда самураи обозревали поле битвы или принимали участие в процессии или церемонии.
Доспехи Нуинобэ-до тосэй-гусоку, 1600 год
Нуинобэ-до состоял из двух частей (передней и задней), которые соединялись на шарнирах слева, и закрывались при помощи шнуровки на правой стороне. Лобовое украшение на шлеме представляет собой два листа кири (павловнии) с имперской хризантемы в центре. Нарукавники украшены гербом рода МориСамурайский командный сигнальный двусторонний веер дополняет доспехи самурая.В 16 веке род Мори был одним из многих небольших самурайских родов провинции Аки. Его политический курс менялся в зависимости от движения могущественных войск западного или южного соседа. Ситуация изменилась к 17 веку — род завоевал земли южного и северного соседей, а в 1868 род Мори стал одним из инициаторов реставрации Мэйдзи, основал новое правительство, которое положило начало созданию Японской империи. Хотя военная организация Мори распалась, сам род сохранился по сей день.
Доспехи до-мару, кираса 17 века, шлем 1550 года
Название до-мару в приблизительном переводе значит «огибающий туловище». Этот доспех предназначался для воинов низшего ранга — «рядовых» самурайских дружин. В доспехе до-мару спину и грудь защищали горизонтальные ряды мелких пластинок, что делало доспех подвижным и подходящим для пешего боя на ближней дистанции. Собранная из отдельных пластин, кираса до-мару легко подгонялась под владельца.
Кираса выполнена из сочлененных пластинок с прошивкой из оленьей кожи, и шлем украшен стрелками из сплава золота и меди (сякудо). Эта броня несет фамильный герб рода Мизуно.
Шнуровка на броне до-мару
Кукла-воин, изображающая легендарного императора пятого века Одзин, Япония, 19 век
Фамильные доспехи и куклы, изображающие знаменитых воинов из японской истории были выставлены на обозрение в самурайских домах каждую весну во время фестиваля, известного как Танго-но сэкку. Сегодня это событие стало ежегодным Праздником мальчиков, куклы, одетые в самурайскую броню с миниатюрными мечами, выставляют на показ, чтобы выразить пожелания здоровья, счастья и долгих лет жизни.
Хитатарэ, Япония, 19 век
Хитатарэ, рубашка, и хакама, мешковатые брюки, традиционно одевались под доспехи. Это хитатарэ было пошито из красновато-коричневой парчи украшенной тканым узором из пионов, символа богатства, удачи и храбрости.
Японский колчан (юми-дай) с двумя луками и стрелами, 18 век
Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука — 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть — деревянная, а внутренняя — бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы — около 60 метров, для мастера — до 120 метров.Луки, стрелы и колчан украшены гербом рода Токугава, воинского клана, который правил Японией в период Эдо.
photowanderers.com
Самурайские доспехи - Мир Японии
18.02.2013 в 15:54
Пишет Кибаку:Самурайские доспехи.
Защитные доспехи самурая обычно изготавливались из металла, состояли из нескольких отдельных частей (в среднем, около 20), которые были подвижно соединены друг с другом кожаными ремнями. Общий вес японских доспехов составлял порядка 12 - 15 килограмм, что позволяло воину сохранять скорость и подвижность в боевых условиях. Считается, что изготовление и применение доспехов японскими мастерами началось с V века нашей эры. Японские воины старались беречь свое снаряжение, часто оно передавалось по наследству. Наиболее ценным считались доспехи, которые «проявили» себя в бою.
По своему строению, доспехи самурая напоминали чешую рыбы. Края металлических пластин скреплялись таким образом, чтобы перекрывать друг друга. Туловище самурая было защищено панцирем, состоящим из набрюшной и нагрудной металлических пластин. Известно, что японская боевая традиция уделяет огромное значение защите живота (хара), и если воин не мог позволить себе полноценные доспехи, то «харамаки» (облегченный вариант панциря, прикрывающий живот) был обязателен для всех. Спина воина также прикрывалась металлической пластиной. Все три элемента защиты туловища были соединены кожаными ремнями. В нижней части панциря крепилась специальная юбка (кусадзури). Обычно она изготавливалась из кожи, богатые воины позволяли себе металлическую кусадзури, состоявшую из множества скрепленных ремнями пластинок. Плечи и большая часть предплечий воина прикрывались пластинами, которые сохраняли подвижность конечности, но могли выдержать попадание стрелы и даже удар мечом.
Самым дорогим атрибутом доспехов самурая являлся шлем (кабуто). Шлем изготавливался при помощи соединения (склёпки) нескольких металлических пластин. Прочность металла дополнялась специальным наклоном каждой пластины, что позволяло амортизировать мощные удары. Для защиты шеи использовались пластины, прикрепляемые к нижней части шлема. Обычно, шлем имел козырек и выступы в виде рогов. «Рога», кроме декоративной функции, играли роль дополнительной защиты от стрел и ударов меча. Многие кабуто имели съемную металлическую маску, защищавшую лицо воина. Однако маски закрывали обзор во время битвы, и японские самураи зачастую не использовали их. Для защиты ног дополнительно использовались удлиненные передники и наколенники. Доспехи японского воина были покрыты защитным лаком, имели множество опознавательных знаков (к которым относилась общая цветовая гамма доспехов, герб клана и родовой герб воина, знаки регалий, специальные флажки). Конные воины использовали специальную накидку, закрепленную на шее и поясе. Накидка амортизировала вражеские стрелы при движении на лошади.
В походных условиях доспехи воина хранились в деревянном ящике, бережно укрытые от влаги специальной тканью. В мирное время доспехи сохранялись в доме хозяина, периодически осматривались и покрывались защитным лаком.В целом, можно сказать, что японские боевые доспехи являются уникальным произведением культуры, великолепно сочетающим в себе сугубо боевую, утилитарную функцию, с эстетическим компонентом. Именно поэтому, даже в сегодняшнее время доспехи японских рыцарей (самураев) притягивают к себе внимание взрослых и детей, мужчин и женщин.
URL записиworld-japan.livejournal.com
Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая) » Военное обозрение
«В тот день Ёсицуне из Кисо облачился в красный парчовый кафтан… а шлем он снял и повесил через плечо на шнурах».«Повесть о доме Тайра». Автор - монах Юкинага. Перевод И.Львовой
После публикации серии статей о вооружении самураев Японии, многие из посетителей сайта ВО выражали пожелание, чтобы в рамках этой темы был также дан материал о японских шлемах. И, конечно, было бы странно, если бы о доспехах статьи были, а вот о шлемах – нет. Ну, а задержка имела место в связи с… поиском хорошего иллюстративного материала. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз… прочитать! Итак, японские шлемы… Прежде всего отметим, что шлем у всех народов и во все времена считался важнейшей принадлежностью снаряжения воина и почему это так неудивительно, ведь он закрывал человеку голову. Каких только их видов и разновидностей не придумали люди за свою тысячелетнюю боевую историю, причем самых разных и оригинальных. Это и простейший шлем – полусфера с козырьком, как у римлян, и богато украшенный шлем вождя с маской из Англии, захоронения в Саттон-Ху, простые по форме сфероконические шлемы и очень сложные из нескольких пластин на заклепках шлемы топхельм западноевропейских рыцарей. Их и окрашивали в разные цвета (для защиты от коррозии и чтобы его обладателя спутать с кем-то другим было бы невозможно!), и украшали конскими хвостами и павлиньими перьями, а также фигурками людей и животных из «вареной кожи», папье-маше и раскрашенного гипса. Тем не менее, можно вполне доказательно утверждать, что именно японский шлем к доспехам о-ёрой – кабуто превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности и это – несомненно!
Типичный японский кабуто с синодарэ и кувагата.Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!
Кабуто вид сбоку. Хорошо видны выпуклые «котелки», закрывающие заклепки.На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.
Деталировка шлемов хоси-кабуто и судзи-кабуто.Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.
Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.
В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.
Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.А всего до появления в Японии европейцев, шлемов у самураев было всего лишь два вида: хоси-кабуто – шлем, на котором заклепки выступали наружу, и судзи-кабуто, у которого они крепились впотай. Как правило, судзи-кабуто имели большее число пластинок, чем хоси-кабуто.
Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!
Кувагата и диск с изображением цветка павлонии между ними.На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.
О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.
То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?
Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.
Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.
Маска мэмпо XVII века.Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.
Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.
На подбородке отверстие для пота.Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.
Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.А вот ниже была эта маска!В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.
Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленные фотографии и информацию.
Рис. А Шепса
topwar.ru
Маска самурая: история, виды, фотографии
Начиная с конца 8 века японцы начали использовать ля защиты лица специальные маки. На первых порах маска самурая имела самые простые варианты, которые защищали щеки и лоб война. Те, у кого не было денег для покупки настоящего доспеха, использовали для защиты эти маски как замену шлему. Они сильно отличались от настоящих боевых экземпляров, но тем не менее история насчитывает более тысячи лет использования этой части доспеха самурая.
Боевые японские маски самураев
То, что творилось в голове у самурая всегда оставалось загадкой для его противника, потому что его лицо скрывала ужасная маска, от одного взгляда на которую бросало в дрожь.
Просматривая картинки сражений или же экспонаты в музее, на первый взгляд в глаза всегда бросается удивительное боевое облачение японских воинов. Не удивительно, ведь оно значительно отличается от привычных нам европейских доспехов. Однако не менее загадочно выглядит и боевая маска самурая, которая очень часто остается недооцененной.
Общее название для всех самурайских масок — мэн-гу, однако, за 11 веков было насчитано около 5 разновидностей боевых масок.
Виды самурайских масок:
- Хаппури. Это самые древние маски, которые использовали пехотинцы до конца 12 века.
- Хамбо. Эта маска могла защитить только подбородок и нижнюю часть лица.
- Хоатэ. В отличие от предшественника, она могла защитить еще и щеки.
- Мэмпо. Считается, что это классическая маска японского война. Она защищала всю чать лица под глазами. Подвидами мэмпо являются: бизде — переводится как красавица; нара-мэн — маска большого размера с глубокими морщинами; нэри-хо — кожаная маска; окина-бо — маска с очень длинными усами и бородой; котакура-мэн — маска имитирующая ворона; тэнгу-бо — маска с изображением демона тэнгу; уба-хо — в переводе звучит как «старуха» беззубая, гладкая маска с небольшим отверстием для рта.
- Сомэн. Самый последний вид самурайских масок. Она могла защитить все лицо война, но из-за е массивности была частично ограничена видимость и подвижность. Это превратило сомэн скорее в парадную часть формы, нежели в боевую.
Маска самурая значение
Конечно самым важным предназначением маски являлась защита всего лица война либо его части от возможных боевых ранений осколками или стрелами, а также помощь в закреплении кабуто — тяжелого самурайского шлема. Маска помогала уменьшить дискомфорт от шнура для фиксации шлема, который привязывался к мэнгу под подбородком. Из-за смещенного центра тяжести шлем постоянно спадал, и для предотвращения этого его начали закреплять шелковыми шнурами. Но так как вес шлема мог достигать 3 килограмм, использовать ленту стало проблематично, потому что она буквально врезалась в подбородок. Именно поэтому для фиксации кабуто стали использовать маски хамбо. На нижней части маски крепили металлический овод, защищающий шею и плечи — новада.
Маски обычно делали кожаными либо металлическими, или же комбинировали эти два материала. На масках изображали лицо, часто довольно детализированное — с торчащими зубами и густыми бровями, в некоторых случаях делали съемный нос и даже клювы тэнгу. В бою это может напугать даже самого бесстрашного война. Отсюда вытекает еще одно предназначение мэнгу — внушение противнику страха, ведь испугавшись, враг становился уязвимей.
Еще одна функция маски — это скрытие эмоций самурая. Загадка данного явления, связанная с Японской философией боевых искусств. Скрытие настоящих эмоций играло большую роль в обмане противника, а также минимизировало возможность получения какой-либо информации врагом. Молодые самураи специально одевали маски с изображением лиц стариков, чтобы не выглядеть легкой добычей. Опытные же войны, наоборот, носили маски молодых парней и девушек, дабы противник решил, что самурай еще слишком юн и слаб.
Отличительной чертой японских боевых масок являлось то, что в отличие от доспехов, они не передавались из рук в руки. Каждая маска делалась на заказ под определенное лицо. Но не все войны могли позволить себе носить маски, так как их создание требовало больших усилий, цены на них были очень высоки.
Похожие записи:
amazingjapan.info