Саллет с бевором шлем: Салад с забралом и бевором. Южная Германия. Вес 3,79 кг. Около 1480-1490 гг.

Шлем бургиньот: античность и голова мертвеца

Эпоху европейского Возрождения  (XIV – XVII века) принято считать великим скачком вперед в культуре. Но великие умы того периода заново открыли не только античные пути возвышения человека. Они также воскресили древние эффективные способы уничтожать его.

Европейские оружейники живо откликнулись на призыв возродить классические военные ценности и теории, разбудив духов войны Древнего Рима и Греции.

Появился характерный неоклассический тип шлема, который быстро вытеснил широко применявшийся тогда шлем «салет» или «салад». Вскоре этот новый тип шлема побывал на всех европейских полях битв, которые случались в XVI веке.

Слева направо: бургиньот, Италия, 1535 год
и бургиньот кирасира, Германия или Фландрия, прибл. 1620 г.

Новый шлем, представленный в начале XVI века, имел много общих черт со своими древними предками:

  • простую полуcферическую форму;
  • короткий козырек для защиты лица, не препятствовавший дыханию и обзору;
  • защиту для шеи;
  • прикрепленные на шарнирах пластины для защиты щек.

И хотя новый шлем иногда называли «бургундским салетом», у него не так много общих черт с обтекаемыми вытянутыми формами, характерными для салета XV века. Не являясь развитием салета, новый шлем стал возрождением античных форм.

Слева направо: бургиньот, прибл. 1560-70 г.
и бургиньот, Нюрнберг, прибл. 1570 г.;

Слева направо: заостренный бургиньот, северная Италия, прибл. 1600 г.
и бургиньот, украшенный травлением, прибл. 1560 г.;

Слева направо: бургиньот, 1560 г., приписываемый Францу Гросшеделю (Franz Grosschedel) (1520-1581)
и украшенный орнаментом парадный бургиньот, Милан, прибл. 1560 г.

В англоязычном мире этот шлем известен как бургонет (burgonet). Как и с множеством других терминов в теме оружия и доспехов, произношение этого названия коварно и лингвистически несостоятельно. Однако, бургонет – словарное эталонное произношение для английского языка.

Бургонет, скорее всего, – искаженное произношение французского названия этого шлема «бургиньот» (bourguignotte). Именно это название шлема прижилось в России.

Лингвистический подход дает ассоциацию с французкой провинцией Бургундия, но и итальянские оружейники внесли немалый вклад в развитие этого типа шлема.

Определенно, бургиньот прижился не только потому, что соответствовал моде Ренессанса. Присущие конструкции преимущества – лучшие переферийный обзор и доступ воздуха без ущерба защите в критических зонах головы и шеи – просто понравились воинам Ренессанса так же, как их предшественникам  античных времен.

Таким образом, бургиньот служил на всех уровнях военного общества того времени – от рыцарской пехоты до королей, включая кавалерию, где он был особенно популярен.

Но к середине 17 века морион и  кабассет сменили бургиньот в пехоте. Обеспечивающий более надежную защиту бургиньот продолжал нести службу в тяжелой кавалерии, а восточно-европейский кавалерийский шлем, весьма сходный с традиционным бургиньот – применялся как минимум до середины века.

Конструкция

Слева направо: бургиньот, Франция, прибл. 1555/60 г.
и бургиньот, южная Германия или Италия, прибл.1570 г.

Бургиньот зачастую описывают как «лёгкий» шлем, что слабо характеризует его и игнорирует огромное разнообразие конструкций одного и того же шлема.

Судя по скудным опубликованным данным, типичный бургиньот XVI века с защитными пластинами-нащечниками, весил от полутора до 2,2 килограммов.

Шлемы без нащечников весили меньше, а бургиньот, полностью закрывавшие лицо – на килограмм-полтора больше. Некоторые закрытые бургиньот начала XVII века весили около 4,5 кг!

Бургиньот обычно изготавливались из одного листа стали, хотя некоторые из них выполнены из двух пластин, соединенных посередине в гребень.

Бургиньот, собранный из двух половин, соединенных в центре низким гребнем, Франция, прибл. 1620 г.
и бургиньот, прибл. 1560 г.

Вне зависимости от конструкции, многим бургиньотам присущи один или несколько гребней, идущих от передней кромки до защиты шеи. Они не только являются декоративным элементом, но служат и практическим целям: укрепляют и защищают чашу шлема.

Встречается немало конических и граненых шлемов без гребня, но бургиньот с одним гребнем доминировал в XVII веке.

Слева направо: бургиньот с высоким гребнем, прибл. 1570 г.
и декорированный бургиньот, 1570/80 г.

Нащечники (если они были на бургиньоте) крепились к чаше шлема шарнирами. Некоторые из них полностью закрывали щеки – наподобие шлемов римских легионеров. Чаще они прикрывали лишь часть щеки и верхнюю часть шеи, крепились к шлему шнурами и скобами, расположенными с наружной или с внутренней стороны нащечников.

У большинства сохранившихся образцов бургиньотов козырек либо вытягивался из того же листа, что и чаша шлема, либо изготавливался отдельно и приклепывался с двух сторон на шлем так, чтобы его можно было повернуть на штифте в вертикальное положение.

Реже встречаются козырьки, выполненные из отдельной пластины, но приклепанные неподвижно. Как бы то ни было, козырек защищал лицо от вертикальных рубящих атак и укрывал глаза от солнца и дождя.

Большинство бургиньотов декорировано: края выполнены в виде валиков и жгутов, нащечники – прорезные. А лучшие образцы украшены гравировкой, накладками, окрашены и полированы.

Некоторые покрывались дорогой материей – по традиции салетов. Излишнее декорирование, которое истончало сталь, превращало ранние бургиньоты в элемент исключительно парадного костюма.

Некоторые дорогие бургиньоты имели дополнительные защитные пластины для лица. Наиболее распространенной была защита подбородка (buffe) – пластина или несколько пластин, защищающих лицо от шеи до глаз. Эта деталь крепилась штифтами или пришнуровывалась к тыльной стороне шлема.

Однако, такой защитой оснащались, скорее всего, лишь дорогие бургиньот, тогда как пехотный шлем не имел никакой дополнительной защиты.

Слева направо: закрытый бургиньот с опускающейся защитой подбородка, прибл.1540 г.
и закрытый бургиньот типа Savoyard, Италия, прибл. 1620 г.

В случае, если к шлему крепилась полная защита лица, его называли «закрытым» бургиньотом. Более поздняя версия закрытого бургиньота широко использовалась в 17 веке тяжелой кавалерией и заслуживает особого описания.

Эта ужасающая деталь с вырезами для глаз, носа и рта настолько напоминала человеческий череп, что в Германии и Австрии так и называлась – голова мертвеца (Totenkopf). Также она известна под менее драматическим названием: шлем Savoyard или Savoy.

Слева направо: бургиньот с бувигером (защита для ключиц, шеи и нижней части лица), Аугсбург, 1541 г.
и закрытый итальянский бургиньот типа Savoyard, прибл. 1625 г.

Слева направо: бургиньот с зарешеченной, оснащенной шипами маской, прибл. 1560 г.и закрытый бургиньот, Германия, середина XVI века

Вывод

Бургиньот, как и другие пехотные шлемы, доспехи и режущее оружие, вышли из употребления в конце XVII века в связи с доминированием огнестрельного оружия на поле боя. К тому времени бургиньот стал настолько специализированным (для саперов и тяжелой кавалерии) и настолько тяжелым (чтобы защитить от пули), что потерял все свои врожденные преимущества.

Слева направо: бургиньот с защитой подбородка
и бургиньот с золотыми накладками, Аугсбург, прибл. 1600 год.

Как писал Эварт Окшотт, поздние «брутальные» бургиньоты, например, «мертвая голова», далеко ушли от элегантных, декорированных форм ранних «героических» шлемов. Они антигероичны, и стали логичным финалом эры, вошедшей в историю благодаря достижениям в искусстве и естественных науках, но также запомнившейся мрачными достижениями в науке и искусстве войны.

 Перед вами перевод статьи «Spotlight: The Burgonet» (автор Sean A. Flynt),
который выполнил Артем Смирнов специально для интернет-журнала «Людота».
Оригинал текста вы можете найти на сайте myarmoury.com


Поделиться статьей в соцсетях