Песня там татары шли: Там татары шли — слушать песню, 8 класс

Содержание

Ответы Задание 2 1 Часть 3 ТАМ ТАТАРЫ ШЛИ. ПРО ПУГАЧЕВА ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 10-11 ГДЗ по литературе 8 класс Коровина Журавлев Коровин учебник

1 Часть

1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 4

12

2 ХОРОВОДНЫЕ И ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 9

123

3 ТАМ ТАТАРЫ ШЛИ. ПРО ПУГАЧЕВА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 10-11

1234

4 ЧАСТУШКИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 12-13

123456

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 13

123

5 О ПОКОРЕНИИ СИБИРИ ЕРМАКОМ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 16

12

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 16

2

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 17

1234

6 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 18

12

7 ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 25

12

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 25-26

123

8 Д. И. ФОНВИЗИН. НЕДОРОСЛЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 58

12356

9 ФОНВИЗИН И КЛАССИЦИЗМ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 60-61

1234562 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 62

10 А. С. ПУШКИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 64

12345

11 КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 169

1

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 169-170

1234567

3 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 170-172

Глава I. Сержант гвардии

12

Глава II. Вожатый

123

Глава III. Крепость

12

Глава IV. Поединок

12

Глава V. Любовь

123

Глава VI. Пугачёвщина

12

Глава VII. Приступ

12

Глава VIII. Незваный гость

1234

Глава X. Осада города

123

Глава XI. Мятежная слобода

123

Глава XII. Сирота

12Глава XIII. Арест

Глава XIV. Суд

1234

4 ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. Стр. 172

12567

12 19 ОКТЯБРЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 178-179

1234

13 ТУЧА

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 180

12

14 К — Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 181

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 182

12

15 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 184

1

16 МЦЫРИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 206

123456

17 УСЛОВНЫЙ ИСТОРИЗМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 209

12

18 ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА — МЦЫРИ- В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 209

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 211

19 Н. В. ГОГОЛЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 213

123

20 О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ И ПОСТАНОВКЕ — РЕВИЗОРА

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 216

123

21 РЕВИЗОР

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 295-296

12345678910111213

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 296-297

1234

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 298

1234567

22 ШИНЕЛЬ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 326

122 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 327

2 Часть

1 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 5

12

2 ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 12-13

1234567ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 13

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 14

123456

3 И. С. ЛЕСКОВ. СТАРЫЙ ГЕНИЙ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 24

123

2 РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 25

345

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 25

123456

4 Л. Н. ТОЛСТОЙ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 27-28

12

5 ПОСЛЕ БАЛА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 37-38

1234567

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 39

12345678

6 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ОСЕНЬ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 41-42

1234

7 Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 42

123456

8 А. А. ФЕТ. ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 43

1234

9 А. Н. МАЙКОВ. ПОЛЕ ЗЫБЛЕТСЯ ЦВЕТАМИ

РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 44

234

10 А. П. ЧЕХОВ. О ЛЮБВИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 55

12345

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 56

12345

11 А. И. КУПРИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 58

123

12 КУСТ СИРЕНИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 64

123

2 РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 64

12

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 65

1234567

13 А. А. БЛОК

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 67

12

14 РОССИЯ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 68

12

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 68

12

15 О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ. БЕССОННИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 72

123

16 И.С. ШМЕЛЁВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 74

12

17 КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 81-82

123456

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 82

12345

18 М. А. ОСОРГИН. ПЕНСНЕ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 87

12342 РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 88

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 88

234567

19 ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

УЧИМСЯ ВОСПРИНИМАТЬ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Стр. 93

1

20 СРЕДНИЕ ВЕКА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 95

1

21 ЭПОХА ИЗОБРЕТЕНИЙ, ОТКРЫТИЙ И ЗАВОЕВАНИЙ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 97-98

12345

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 98-99

234

22 ТЭФФИ. ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 103

123

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 103

1234567

23 М.М. ЗОЩЕНКО. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 108

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 108

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 109

123456

24 М. ИСАКОВСКИИ. КАТЮША

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 112

1

25 ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 114

12

26 Б.

ОКУДЖАВА. ПЕСЕНКА О ПЕХОТЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 116

1234567

27 Л. ОШАНИН. ДОРОГИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 118

123

28 А. ФАТЬЯНОВ. СОЛОВЬИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 119

12345

29 ФРОНТОВАЯ СУДЬБА — КАТЮШИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 122

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 122

30 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 124

123

31 ВАСИЛИЙ ТЁРКИН

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 157-158

123456710111214

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 159

1234

32 В. АСТАФЬЕВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 161

13

33 ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 176

1232 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 176

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 176

2

34 А.В. ЖВАЛЕВСКИЙ, Е. Б. ПАСТЕРНАК. НЕУДАЧНИЦА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 182

12345

35 И. АННЕНСКИЙ. СНЕГ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 183-184

12

36 Д. МЕРЕЖКОВСКИИ. РОДНОЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 185

123

37 НЕ НАДО ЗВУКОВ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 1862 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 186

38 И. ЗАБОЛОЦКИЙ. ВЕЧЕР НА ОКЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 187

12

39 УСТУПИ МНЕ, СКВОРЕЦ, УГОЛОК

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 189

2

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 189

12

3 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 189

123456

40 Я. РУБЦОВ. ПО ВЕЧЕРАМ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 190

41 ВСТРЕЧА. ПРИВЕТ, РОССИЯ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 192

1234

2 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 192

12

42 3. ГИППИУС. ЗНАЙТЕ!

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 194

23

43 ТАК И ЕСТЬ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 194-195

1

44 ДОН АМИНАДО. БАБЬЕ ЛЕТО

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 195-196

123

45 БУНИН. У ПТИЦЫ ЕСТЬ ГНЕЗДО

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 196

12

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 196-197

12345673 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 197

46 В. IIIЕКСПИР. РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 212

123

2 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 212

23

3 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 212

12345

47 СОНЕТЫ.

УВЫ, МОЙ СТИХ НЕ БЛЕЩЕТ НОВИЗНОЙ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 213

122 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 213

48 Ж.-Б. МОЛЬЕР. МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 262-263

123456

49 В. СКОТТ. АЙВЕНГО. СТАРЫЕ НРАВЫ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 303

1234567

50 Д. Д. СЭЛИНДЖЕР. НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 324

12345

51 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 327

122 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 328

3 КОМПОЗИЦИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 328

12

52 РОМАН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 329

12

53 РАССКАЗ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 329

1

54 ПОВЕСТЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 330

12

55 КОМЕДИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 331

123

56 ТРАГЕДИЯ

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 331

1

Русские народные песни


Народная песня –

Зеркало души русской

.


Русские народные песни — это радостный или отчаянный порыв души, который никогда не перестанет связывать нас с нашей историей и традициями.


Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне

Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:

  • Что такое фольклор ? Каково происхождение этого слова?
  • Каковы характерные особенности устного народного творчества?

(Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями. )

3. Прокомментируйте каждую из особенностей.

4. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

5. Назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

6. В чём народная мудрость малых жанров фольклора?

7. Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?

Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни»

1. Сформулируйте тезис статьи учебника.:

2. О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?

(Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)



Ива́н  Заха́рович  Су́риков

  ( 25 марта 1841 — 24 апреля [ 1880​) —  русский  поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления

.

Как кому на свете Дышится, живётся — Такова и песня У него поётся…

Жизнь даёт для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета — То и отразится В песне у поэта .


Практическая работа. «Виды русских народных песен».

Виды народных песен

Календарные

Примеры

песни

Святочные песни: коляда, овсень, виноградье

Лирические

песни

Обрядовые

песни

Исторические

песни

Частушки




Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне

Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:

  • Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам?

(Календарные песни.)

2. Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?

(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)

3. Назовите виды лирических песен.

(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни. )

4. С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны?

(Свадебные песни, причитания — плачи.)

5. В чём специфика частушек как особого вида песен?

(Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)

6. Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?

Отчёт о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и имён исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов.

7. В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель её исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?

8. Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.


Древние символы-образы

  • Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
  • В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
  • Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
  • Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
  • Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)



1. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Русские народные песни в актёрском исполнении

Общий план работы в подгруппах:

Групповая работа:

Группа 1. Хороводные и лирические песни.

  • Прочитайте выразительно текст народной песни. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете? Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
  • Прочитайте выразительно текст народной песни.
  • К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
  • С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Подгруппа 1. «В тёмном лесе…».

(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение).

Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная. ..».

  • Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора». Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен». Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
  • Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора».
  • Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
  • Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт…».

Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза…».

Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».


2. Исторические песни «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён». Русские народные песни в актёрском исполнении

Групповая работа:

Общий план работы в подгруппах:

Группа 2. Исторические песни.

  • Прочитайте выразительно текст народной песни.
  • К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
  • С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?

Подгруппа 1. «Там татары шли».

(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др)

Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».

  • Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
  • Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
  • Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».

Подгруппа 4. «Про Пугача».


3. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жи з н и народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек

Групповая работа:

Общий план работы в подгруппах:

Группа 3. Частушки.

  • Прочитайте статью учебника о частушках.
  • Каковы особенности жанра частушек?
  • Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
  • Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.)

  • Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».


Домашнее задание

  • Подготовить устное сообщение «Русские народные песни».
  • Завершить заполнение таблицы.
  • Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

  • Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся).
  • Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» ( много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами ).
  • Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.


Итоговый вопрос:

В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?


История песни «Евровидение» о сталинской депортации крымских татар

Большинство песен на конкурсе «Евровидение» — это пенные поп-мелодии, но в этом году украинский вклад касается сталинской депортации всего татарского населения Крыма в мае 1944 года. Может показаться, странный выбор, но на самом деле очень своевременный, если немного углубиться в историю массовых репрессий и межэтнической напряженности в регионе.

Почти четверть миллиона татар, этнически тюркского народа, проживающего в Крыму, были массово переселены в советскую Среднюю Азию в качестве коллективного наказания за предполагаемое сотрудничество с нацистами. От трети до половины из них погибли в пути или в «спецпоселениях» ГУЛАГа, ставших их домом. Уровень смертности в сочетании с целью режима смешать татар с мусульманскими тюркскими народами Центральной Азии заставили некоторых назвать этот эпизод попыткой геноцида, в том числе в украинском парламенте в 2015 году9.0003

Депортация была одним из многих примеров массовых репрессий в отношении национальных меньшинств в истории Советской России, которая отнюдь не ограничивала массовые репрессии национальными меньшинствами.

Сталин и большая часть советского руководства были особенно чувствительны к угрозе, которую различные группы представляли большевистской революции в годы после 1917 года. В годы планирования и подготовки к захвату власти они стремились понять, почему предыдущие глобальные революции (в 1789 г., 1848, 1871, 1905) потерпели неудачу. Они обычно делали вывод, что предыдущие поколения революционеров не смогли адекватно предвидеть энергию и насилие, с которыми отреагирует истеблишмент («буржуазия»).

Собственный опыт советского руководства после Октябрьской революции 1917 года подкреплял эту точку зрения. Между поздней весной 1918 г. и концом 1921 г. им приходилось преодолевать объединенные силы старой имперской армии («белых») и иностранных вооруженных сил из Германии, Великобритании, Польши, Чехословакии и Японии среди других. Это была исключительно ожесточенная борьба, и большевики склонны приписывать свою победу беспощадному «красному» террору.

Хотя в 1920-е годы не было непосредственных угроз Революции, политической полиции было приказано искать доказательства контрреволюционного заговора внутри страны и за границей, а также были даны полномочия, предрасполагающие ее к преувеличению обнаруженных угроз. Нерусские национальности изначально не были первыми в списке угроз — хотя это было не потому, что они считались симпатизирующими большевикам, а на самом деле таковыми не были.

1944, Джамала.

Угроза в пределах

Новому режиму было нелегко вовлечь многие республики на российской периферии в советский «Союз». Первоначально в 1920-е годы большевики активно заигрывали с нерусскими обещаниями «свободы» от политики насильственной ассимиляции, характерной для российского имперского режима. Иосиф Сталин был ленинским комиссаром по делам национальностей, и вместе они разработали национальную политику, которая поощряла расцвет национальных и этнических культур, пока они оставались «социалистическими по содержанию».

Но вскоре Сталин забеспокоился, что эта политика примирения в отношении национальностей поощряет отдельные идентичности, которые бросают вызов центральной власти. К середине 1930-х годов угроза войны усилилась с приходом к власти яростно антикоммунистического нацистского режима в Германии и милитаристов в Японии. После убийства члена Политбюро Сергея Кирова в декабре 1934 года режим стал сверхчувствительным к потенциальным «контрреволюционным» угрозам.

Между 1936 и 1938 годами режим нанес удар, убив три четверти миллиона человек, которых он считал настоящими или потенциальными врагами режима. Многие из жертв были нерусскими, и многие национальные группы, в том числе поляки, немцы и корейцы, стали мишенью, потому что их лояльность как нации к СССР вызывала сомнения. Во время и после Второй мировой войны режим депортировал более 3 миллионов представителей нерусских этнических групп, подозреваемых в сотрудничестве с нацистами. 240 000 крымских татар разделили свою ужасную судьбу со многими другими жертвами.

После захвата Крымского полуострова нацистской армией в октябре 1941 года действительно было много отрядов крымскотатарских солдат, завербованных в Вермахт – возможно, до 20 000 солдат, – но они могли с полным основанием утверждать, что у них не было иного выбора, кроме как принять «предложение» немцев. Вероятно, одни воевали, потому что хотели победить советский режим, другие воевали, потому что вступление в вермахт было способом обеспечить стабильное питание в условиях нехватки продовольствия, а третьи боялись репрессий.

Битва за компенсацию

Сталин умер в 1953 году, и его преемник Никита Хрущев осудил многие сталинские преступления, включая депортации. Обвинения в сотрудничестве с татарами были формально сняты в 1967 году, но, в отличие от некоторых других преследуемых национальных групп, им не разрешалось возвращаться домой до конца 1980-х годов.

Сотни тысяч тогда вернулись в Крым, но их села и имущество были давно перераспределены, так что большинству пришлось строить свою жизнь с нуля, часто на земле, где они были немногим больше, чем скваттеры.

Они все еще добиваются признания своего бедственного положения и некоторой компенсации от российских, украинских и европейских властей. Однако задача найти какое-то решение усугубляется бедностью, политической нестабильностью, межэтнической напряженностью и коррупцией, присущими региону.

Памятник в Судаке, Крым, депортации крымских татар в 1944 году.
Викисклад, CC BY-SA

Аннексия Крыма российским правительством в 2014 году добавила еще один уровень сложности. Многие исторически преследуемые этнические меньшинства бывшего Советского Союза, в том числе многие украинцы, винят в своем тяжелом положении «русских», а не Сталина и последующие советские и постсоветские элиты.

По этой причине участие Украины в Евровидении имеет смысл. Это происходит не потому, что крымские татары являются этническими украинцами (какими они не являются, поскольку они тюрки), а потому, что, как и татары, многие этнические украинцы разделяют чувство обиды с «русскими» по поводу аннексии Крыма, войны на их территории. граница с Россией и более длительная история предполагаемых преследований по этническому признаку.

Украинская песня Евровидения оплакивает чистку Москвы от крымских татар

Матиас Уильямс

3 Min Read

КИЕВ (Рейтер) — Крымская татарка, которая поет о депортации Иосифом Сталиным сотен тысяч людей с ее родины на берегу Черного моря, будет представлять Украину на конкурсе песни «Евровидение» через два года после аннексии территории Россией.

Крымскотатарская певица Сусана Джамаладинова, известная как Джамала, выступает во время украинского национального отбора на Евровидение под Киевом, Украина, 21 февраля 2016 г. REUTERS/Валентин Огиренко

Джамала, 32-летняя певица, в воскресенье вечером выиграла местный конкурс, чтобы представлять свою страну.

Закончив песню «1944» — год массовой депортации татар с Крымского полуострова, Джамала и один из судей с трудом сдерживали слезы, рассказывая об аннексии Крыма Россией 70 лет спустя.

Россия также участвует в Евровидении, и присутствие Джамалы на финале этого года в Стокгольме в мае может добавить политической остроты конкурсу, более известному как ежегодный праздник китча.

Победа Джамалы пришлась на эмоционально заряженные выходные в Украине, когда почтили память более 100 протестующих, убитых за два дня во время протестов на Майдане в 2014 году, свергнувших пророссийского президента.

В знак кипящего гнева против России протестующие также громили два отделения российских банков в центре Киева.

Хотя ее выбор темы может показаться маловероятным, Джамала сказала, что история ее семьи поможет предотвратить повторение ошибок прошлого.

Слайд-шоу ( 6 изображений )

«Главный посыл – помнить и знать эту историю. Когда мы знаем, мы предотвращаем», — сказала она Рейтер в более раннем интервью в музыкальной студии в Киеве.

Во время Второй мировой войны татар, таких как родственники Джамалы, обвиняли в пособничестве нацистам, солдаты Красной Армии выбрасывали их из домов и перевозили в грузовых автомобилях в Среднюю Азию без еды, воды и свежего воздуха. Дочь ее прабабушки умерла на борту и была выброшена из фургона «как мусор», сказала она.

В прошлом году Верховная Рада Украины приняла резолюцию, в которой депортации были приравнены к геноциду.

Семь десятилетий спустя бедственное положение татар снова стало в центре внимания после того, как Россия вырвала контроль над Крымом и поддержала пророссийское сепаратистское восстание на востоке материка.

Песня там татары шли: Там татары шли — слушать песню, 8 класс
Scroll to top