Русский язык __ ЕГЭ __ 100 баллов Блог для моих учеников. От домов во все стороны шли ряды
ЕГЭ русский язык задание 16
20 Авг
2014
Пунктуация при союзе «И» Для ознакомления с материалом этого задания можете просмотреть видеоурок.Частично вопрос повторяет теорию из этой статьи. Необходимо добавить больше материала по отдельным сочинительным союзам. По сложносочинённому предложению всё ясно: если есть сочинительная связь, запятая ставится. Неважно, какой там союз. По однородным членам гораздо сложнее. Не ставится запятая, если между однородными членами идёт союз И, ДА (в значении «И») ИЛИ, ЛИБО. При остальных – ставится. Сочинительные двойные союзы: состоят из двух разных частей, при этом запятая ставится только одна перед второй его составной частью. Запомним их: как…, так и…; не только…, но и…; столько…, сколько…; не так…, как и… Сочинительные повторяющиеся союзы: состоят из двух и более одинаковых частей, вплоть до бесконечности. При них первую запятую ставим перед союзом второго однородного члена, вторую – перед союзом третьего и так далее. Допустим, наш повторяющийся союз: «И-И…»: И в корчму Геральт заглядывал, и в храм, и в кузницу – нигде Лютика не нашёл. Запятую ставим перед союзом второго однородного члена. Видите? Иногда так бывает, что первый союз опускается. Но правило всё равно остаётся прежним: запятая перед союзом второго однородного члена. В корчму Геральт заглядывал, и в храм, и в кузницу – нигде Лютика не нашёл. Бывают случаи, когда повторяющиеся союзы для экономии собственных средств соединяют однородные члены попарно. Тогда запятой мы разделяем именно пары. Геральт заглядывал в корчму и в храм, в кузницу и на мельницу. Наконец, случай, на котором часто попадаются: в предложении может быть не одна пара однородных членов с одинаковым союзом. Объясню на примере. В корчму Геральт наведывался и в храм и Лютика нигде не нашёл. Вроде бы две «И», и кажется, будто перед нами повторяющийся союз. Но не спешите с выводами. Это не повторяющийся союз «И-И», это два разных союза «И». Первый союз «И» соединяет два однородных обстоятельства «в корчму», «в храм», второй союз «И» соединяет два однородных сказуемых «заглядывал», «не нашёл». А ставим ли мы запятую с одиночным союзом «И» при однородных членах? Конечно, нет. Никогда. Потому запятых в этом предложении нет вообще. Теперь пробежимся по образцу задания из КИМа. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. В предложении 1 пара однородных членов (прибирал, поджидал) связаны союзом «ДА» в значении «И». По правилу с таким союзом запятая не нужна. В предложении 2 две пары однородных членов (литературоведы, историки + вновь, вновь), и каждая связана одиночным союзом «И». По правилу с таким союзом запятая не нужна. В предложении 3 три однородных члена (деревьев, кустарников, цветов) связаны повторяющимся союзом «ИЛИ-ИЛИ…». По правилу с таким союзом запятая ставится перед союзом второго однородного члена и дальше. Таким образом, здесь две запятые: перед «или кустарников» и перед «или цветов». В предложении 4 пара однородных членов (сходства, различия) связаны двойным союзом «как…, так и…». По правилу запятая ставится перед второй его частью. Итак, что получилось относительно вопроса? В первых двух вариантах нет запятых, в третьем их две, в четвёртом – одна. Вот наш ответ. Теперь, пользуясь такой же логикой, пройдите мой тест.
ЕГЭ: Задание 15
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью. Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Меч предназначения", глава 4 "Немного жертвенности" (в переводе Е.Вайсброта)
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
Главная → ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание А16alfring.ru
Задание 15 ЕГЭ 2015
Задание 15
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
Ответ:____________
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3)Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
Ответ:____________
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2)Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3)Ночью ветер злится да стучит в окно.
4)Дай мне карандаш или ручку.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами
Ответ:____________
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.
2)Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3)Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4)Серебро и злато брильянты и жемчуг изумруды и яхонты дарил боярин своей ладушке.
5) Много желал да ничего не поймал.
Ответ:____________
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Я сижу один над обрывом и глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
2)Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3)Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4)В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
Ответ:____________
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся либо мечтают учиться.
2) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.
3)Человеку свойственно не только преклоняться перед великим но и стремиться превзойти его.
4)Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
5) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
Ответ:____________
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
2)Незаметно и быстро зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.
3)Топот матросских ног да лёгкий шум верёвок нарушал тишину работ.
4)Тракторы проваливались в наледь или увязали в торосах.
5) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
Ответ:____________
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2)Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3)Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
5) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
Ответ:____________
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2)Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказал нетерпение.
3)Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.
4)Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.
5) Приют наш мал зато спокоен.
Ответ:____________
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2)Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3)В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
5) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
Ответ:____________
11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) В кладовке пахло морем смолой слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.
2)Мой попутчик свободно говорил на французском и немецком и английском и испанском.
3)Молодежь не знает границ ни в обожании ни в презрении.
4)Гости стекались со всех концов в дрожках верхом и в колясках и располагались удобно в многочисленных комнатах замка и его флигелей.
5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Ответ:____________
12. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу.
2)Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.
3)Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.
4)Осенью листья падали и день и ночь.
5)Лицо радиста то хмурилось то улыбалось.
Ответ:____________
13. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Е.Брошкевич в книге «Образ любви» показывает нам величие Шопена и его человеческое обаяние и широту его интересов.
2)Покойный дядя был страстный любитель псовой охоты и ездил с борзыми то травить зайцев то лисиц и волков.
3)Мы решили съездить на экскурсию в Псков или в Новгород в Павловск или в Петергоф.
4).Гром уже грохотал и впереди и справа и слева
5) От него не было ни слуху ни духу.
Ответ:____________
14. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) В песне русский человек исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.
2)На новой выставке планируют показать работы Левитана или Поленова.
3)Резко выделялись на фоне тёмной зелени деревьев и кустарников красноватые башенки и беседки.
4)Несколько ответов на вопросы показали как его эрудицию так глубокий ум.
5) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
Ответ:____________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Брызги водных струй приветливо освежали лицо то взлетали вверх разноцветным снопом то нежной радугой повисали в воздухе.
2)Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила позёмкой по дорогам.
3)На выставке была представлена не только живопись но и графика.
4)Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук и ни слёз маленького Шопена.
5) Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга.
Ответ:____________
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Для школьника мучительна не столько самая минута возмездия сколько ожидание его.
2)Небо то все закрывалось облаками то вдруг расчищалось на мгновение.
3)На спокойной поверхности воды отражались мигающие на небе звезды.
4)Повсюду в клубе на улицах в домах происходили шумные разговоры.
5) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
Ответ:____________
17. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Куприн не только не обольщался славой но даже тяготился ею.
2)Степь придвинулась вплотную к порту и к морю и занесла белой пылью Рыбацкую слободку.
3)Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.
4)Он останавливался и подолгу рассматривал шапки снега на пнях и на заборах и на еловых ветвях.
5) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
Ответ:____________
18. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее.
2)В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и серьёзного.
3)Наташа выпила молока и тотчас уснула на широкой и длинной лавке.
4)Обрывки нитей терпеливо сортировали и связывали их кусочек с кусочком и наматывали разноцветную нить на длинные шпули.
5) Утром Николай собирался получить на почте деньги купить кое-какие книги да зайти к приятелю.
Ответ:____________
19. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Телега увязла в густой грязи и не двигалась ни взад ни вперёд.
2)На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.
3)Ехать надо было на собаках или на оленях.
4)Луг пахнет сеном и травой и убаюкивает трескотнёй кузнечиков.
5) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим но и стремиться превзойти его.
Ответ:____________
20. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Столь сильное увлечение Шопена музыкой не вязалось ни с его возрастом ни со свойственной детям любовью к весёлым играм ни с его окружением.
2)Гущин набирается смелости и задаёт вопрос тихим и робким голосом.
3)Работы по посадке садовых культур проводят как весной так и осенью.
4)Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега и вязли в густой грязи.
5) Музыка была для Шопена как формой сердечного излияния так и оружием в его борьбе
Ответ:____________
21. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на черных тучах.
2)От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3)Слоны и носороги и обезьяны участвовали в этом веселом представлении.
4)Все было непривлекательно и небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров.
5) Раздался странный стук не то в паркетном полу не то за стенной обшивкой.
Ответ:____________
22. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Вдруг за ним стрелы жужжанье и крик и ржанье.
2)И днём и ночью всё шли и шли поезда на запад.
3)Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной и грустной поэзии.
4)После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер.
5)Ни тени зависти, ни умысла худого еще не знает это существо.
Ответ:____________
23. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)В деревне все сельские ребятишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
2)Головин был у себя в хозяйстве и пастух и поставщик и сыровар.
3)В игре Шопена уже в детстве чувствовалась как ловкость пальцев так и понимание смысла и содержания даже самой пустой ариетты.
4)Между тем кучер с лакеем и горничной принесли корзинки и приготовили обед.
5) Тужит Пахом да не знает о ком.
Ответ:____________
24. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Все дни хозяева виллы сидели дома или проводили время на частном пляже.
2)Снежную лавину не могли остановить ни специальные взрывные работы ни дополнительные укрепления.
3)Колёса повозки то жалобно скрипели то словно стонали то судорожно вздрагивали и подпрыгивали.
4)Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.
5) Разнообразных как по содержанию так и по художественной форме 156 сказок опубликовал Андерсен за тридцать семь лет.
Ответ:____________
25. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Одевался так Григорий летом и зимой в жару и в морозы.
2)Квартиры Ф.Шопена как на шоссе дיּАнтен так и на улице Тронше напоминали его французским друзьям изящные бонбоньерки.
3)Мы увидели заросли земляники и лесной малины и решили наполнить наши корзинки.
4)Людская молва то казнит то милует то коронует.
5) Ни наука ни новейшие машины ни наилучшая погода никогда не помогут вырастить хороший урожай работающему без души человеку
Ответ:____________
26. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Неуютно было и в саду и в лесу и в доме.
2)Художник должен быть и историк и поэт и философ и наблюдатель.
3)Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом.
4)Все вокруг хаты подсолнухи акации и сухая трава было покрыто этой шершавой пылью
5) Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но и приятною.
Ответ:____________
27. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
2)Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.
3)Он был от страха ни жив ни мёртв.
4)Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и потопленный лес и людей.
5) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
Ответ:____________
28. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Первым русским учёным был не дворянин а крестьянин села Денисовка Михаил Васильевич Ломоносов.
2)Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и уходил куда-то в бесконечность.
3)Родовитая польская знать передавала своим единственным сыновьям как права и привилегии так и доходы от всех имений.
4)Во время исполнения матерью музыкальных произведений маленький Шопен либо тихонько смеялся либо важно морщил лоб либо впадал в грусть и вежливо просил сыграть ещё более красивую мелодию
5) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
Ответ:____________
29. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)В VIII веке большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.
2)Отпечаток изысканности носили на себе картины и вазы и мелочи.
3)На защиту Родины встали и стар и млад.
4)Вся мебель в комнате состояла из кровати да стола.
5) Умён да пригож да на дело негож.
Ответ:____________
30. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
2)Ты камень подкати или влезь на дерево или встань на скамью.
3) В цикл естественных наук входят и биология и химия и физика.
4)Район со своими увалами и ухабами с лесами и полянами обладал десятками микроклиматов.
5) Учился читать да писать а выучился петь да плясать.
Ответ:____________
Ответы
45
25
25
25
35
13
15
13
35
23
35
35
23
45
34
12
15
25
25
35
15
45
35
25
12
35
15
13
15
45
infourok.ru
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)
Готовимся к ЕГЭ. Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
- Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
- От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Чайковский без остатка отдал свое сердце лесам и деревушкам России околицам тропинкам и песням.
2) Творения художников северян простонародны и бесхитростны по композиции голосисты и одновременно скромны по своим краскам.
3) Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников.
4) Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни.
5) Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
5) За деревней светлело небо и в той его части ровно мигали и гасли звёзды.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.
2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.
3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Фонарик задрожал и красные и синие и жёлтые лучи его полетели по стенам.
2) Под столом фыркнул и зашипел со злости кот Васька.
3) В тесноте да не в обиде.
4) В капитане Курочкине я видел умного и решительного смелого и бескомпромиссного милиционера.
5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
5) Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией и многие современники разделяли его точку зрения.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Ветер туго надул парус и нос корабля стало клонить вниз.
2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.
3) В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.
4) Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.
5) ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
4) Мишка принёс и букет цветов и конфеты и торт.
5) Люди в толпе начали доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.
5) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.
5) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
Ответы:
- 15
- 25
- 15
- 25
- 34
- 15
- 14
- 23
- 13
- 34
megadocs.ru
Задание А23. Пунктуация в предложениях с однородными членами
А23. Знаки препинания в простом осложненном предложении
(с однородными членами) Рассмотрим, как задание А23 представлено в демонстрационном варианте 2013 года: А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Правильный ответ: 4. Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012. Выражаю благодарность авторам и издательству. Что требуется от учеников: знать тему «Знаки препинания в простом предложении с однородными членами». Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: понятие об однородных членах предложения и правила постановки знаков препинания при них. Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и произносящиеся с интонацией перечисления. · Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого (Д.С. Лихачёв). Однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью, могут быть как распространёнными (иметь при себе зависимые слова), так и нераспространёнными: · Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым (Д.С. Лихачёв). Однородные члены связаны союзами И; не только, но и… · Манеры, одежда, походка – всё поведение человека должно быть сдержанным (Д.С. Лихачёв). Однородные члены связаны бессоюзной связью. Не являются однородными членами предложения: · - повторение одних и тех же слов: Еду, еду в чистом поле. Вот тёмный, тёмный сад. · - фразеологические обороты: И день и ночь; и стар и млад; ни то ни сё; ни дать ни взять; ни взад ни вперёд. · - сочетание двух глаголов в одной форме: Пойду посмотрю расписание уроков. (Пойду – сказуемое, посмотрю – обстоятельство цели). Запятая при однородных членах предложения НЕ ставится: 1. Если однородные члены соединены неповторяющимися одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И): · Ты потерял главное: ты перестал любить добро и правду. · Жизнь имеет смысл лишь как задача или долг. · Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь либо пустяками? · Тренировка душевных сил возможна да необходима в любых условиях. 2. Если однородные члены соединены при помощи союза ДА И: · Возьму да и уйду. 3. В устойчивых сочетаниях слов: · и смех и грех; и стар и млад; и так и этак; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; ни себе ни людям. Запятая при однородных членах предложения ставится: 1. Если однородные члены соединены посредством противительных союзов А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ХОТЯ: · На руки всего пять пальцев, но и те не равны. · Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. 2. Если однородные члены соединены посредством двойных союзов КАК, ТАК И…; НЕ ТОЛЬКО, НО И…; НЕ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО…; ХОТЯ, НО… Обратите внимание: запятая ставится не перед началом союза, а перед его второй частью: · Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые не становятся от них лучше. · Уступайте упрямому не столько ради него, сколько ради самих себя. не столько O, сколько O · Хороший врач спасёт если не от болезни, то хотя бы от плохого врача. 3. Если однородные члены соединены повторяющимися союзами И... И; ДА... ДА; НИ... НИ; ТО... ТО; ЛИ... ЛИ; ИЛИ... ИЛИ: · В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён; важна одна лишь истина, перед которой все равны. ни O, ни O, ни O, ни O · Один и тот же человек редко бывает и великим, и хорошим. Обратите внимание: перед первым союзом запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым, третьим и т.д. союзом, используемым при перечислении. Примечание. Запятая ставится перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат до него: · Люби душу свою, и утешай сердце своё, и удаляй от себя печаль… 4. Если однородные члены соединены попарно, то запятая ставится только между парными группами: · Я счастлив и силён, свободен и молод.Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:· найдите в предложении однородные члены;· определите, какие союзы их соединяют:
- если это одиночный союз и, и (= да), или, либо, запятая перед ними не ставится; - если это двойной союз (как, так и…; не только, но и…; не столько, столько…; хотя, но…), запятая ставится только перед второй частью союза; - если это повторяющиеся союзы и...и; да...да; ни...ни; то...то; или...или; либо...либо, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом; - если это повторяющиеся союзы и, и (= да), или, либо и перед первым союзом уже начат однородный ряд, запятую ставим перед ним и перед последующими союзами.· проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Если однородные члены связаны попарно, то запятая ставится перед парными группами.
tatyanarotenkova.blogspot.com
ЕГЭ-2015 задание 15 - Другие сочинения
Задание 15 - 1
1 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон русских горок
и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
4) Ученье да труд всё перетрут.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.
2) Много желал да ничего не поймал.
3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.
5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
2) Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.
3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.
4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.
5) Многие из участников литературного общества Беседа
были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.
4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Задание 15- 2
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.
2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.
3) Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.
5) Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют её бурые серёжки.
3) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
4) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
5) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин лиственниц и берёз и дышать прелым запахом травы.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.
2)Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.
3) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.
4) Солнце — мощный источник как света и тепла так и других излучений.
5) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами и небо понемногу светлело на горизонте.
4) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
5) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
5) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В. А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
5) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.
2) Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.
3) Большие белые птицы либо кружат над водой либо садятся отдыхать на камни либо неторопливо и величаво плывут по реке.
4) Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки.
5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Туча на востоке росла и захватывала запад и юг.
2) Было по-осеннему и скучно и грустно и серо.
3) В журчании ручья слышатся и грустные мелодии расставания с летом и жизнерадостные песнопения о необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
4) При входе в это учреждение нужно предъявить паспорт или какой-нибудь другой документ.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
Задание 15 - 3
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
5)Ночь быстро гасила сказочно нежные краски сумерек и жаркой чёрной тьмой наполняла леса.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Раннее утро в самом разгаре и дышится по-весеннему легко и радостно.
2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.
4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.
5)Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной
2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.
4) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.
5) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве как художественного так и музыкального критика.
5)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
5) Картина М. Врубеля Сирень
прямо с выставки была куплена П. М. Третьяковым и вот уже более ста лет находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться ни по красоте ни по яркости с коралловыми полипами.
4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
5) Вдруг полился ручьями крупный дождь и один за другим раскатились удары грома.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования она получила широкое признание.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
5) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
2) В Приморье много закрытых бухт и заливов.
3) А. Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.
5)С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по тропинкам в октябре нельзя ступить
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
5) В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна.
2) Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приемы были им применены в работе над историческими картинами.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) Определение всех минералов начинается с установления их окраски и минералоги ювелиры гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать и понимать цветовые оттенки.
Задание 15 - 4
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
5) Античность в Греции предстала перед В. А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Яркая молния передёрнула небо ( ) и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Крупный дождь полился ручьями и один за другим раскатились удары грома.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Вещи Пушкина живут особой жизнью и хранители музеев читают скрытые в них письмена.
5) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) После обеда бабушка выходила на балкон или с вязанием или с шитьём.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
3) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
4) Богатый и не бедствует да жалуется.
5) Я проработал полгода в песках и как следует оценил их.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
2) Очень многие акварели или не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья..
2) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
3) Во взгляде автора Слова о полку Игореве
мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира.4) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
5)Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
5) До отхода поезда оставалось всего несколько минут и становилось всё грустнее от предстоящей разлуки.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
5) Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.
Задание 15 - 5
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
5)Огонь костра то разгорается то угасает.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5) Экстренной работы не было и Данилов отпустил часть персонала погулять.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная шуба
вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.4) Дела да случаи совсем замучили.
5)Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.
5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вставало солнце мокрое над лугом и душу поражала тишина.
2) Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
3) Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
4) И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.
5) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
3) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
5) Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждешь увидеть грибы.
3) На клумбе были посажены и яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег то дождь...
4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так и прочими заинтересованными структурами.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую крышу.
2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
5) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи и голубой луч от маяка поднимался вверх
тонким столбом.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.
4) Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.
5) Иосиф Бродский написал восемь стихотворных книг и теперь ежегодно готовятся к изданию новые
сборники его стихов и прозы.
Ответ | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
23 | |
24 | |
25 | |
26 | |
27 | |
28 | |
29 | |
30 | |
31 | |
32 | |
33 | |
34 | |
35 | |
36 | |
37 | |
38 | |
39 | |
40 | |
41 | |
42 | |
43 | |
44 | |
45 | |
46 | |
47 | |
48 | |
49 | |
50 | |
51 |
www.testsoch.info
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
syka.ucoz.ru