Немецкий шлем первой мировой: Немецкие шлемы Первой Мировой войны — Амуниция и снаряжение

Содержание

немецкая каска Первой мировой. Как выглядел немецкий шлем Первой мировой stahlhelm

Ни одна другая каска не обладает такой популярностью среди коллекционеров, ролевиков и любителей истории, как Stahlhelm. И это не случайно. Данная каска признается лучшей в Первую мировую войну, а ее модификация М35 – одной из лучших во Вторую мировую. Здесь мы будем рассматривать, прежде всего, немецкий шлем первой мировой.

Война технологий

Первую мировую войну смело можно считать еще и войной технологий. Противники соревновались в изощренности убийства. Стоило французам применить гранаты со слезоточивым газом, немцы тут же ответили своими химическими атаками. Вот только больше всего людей на фронте гибли и получали ранения не от пуль и отравляющих газов, а от осколков снарядов и шрапнели. Причем ранения в голову вызывали наиболее тяжелые последствия.

Немецкие солдаты в шлемах Гаэде

Проблему осознавали все воюющие стороны. Французские военные оперативно запустили в производство каску Адриана (1915 г. ). А вот немцы оказались более консервативными. Попытка немецкого военачальника, генерала от инфантерии Ганса фон Гаэде принять на вооружение стальной шлем-налобник кончилась тем, что всю партию из 1500 штук ему пришлось оплачивать из собственного кармана. Министерство не одобрило новацию.

К разработке собственного шлема немцы смогли приступить только в 1916 году, и толчком снова была инициатива снизу. Фридрих Шверд (преподаватель Технического института в Ганновере) и доктор Август Бир обратили внимание, что множество тяжелых ранений головы происходит от весьма мелких осколков, и сделали выводы о необходимости защитной каски. Последовали письма в военное министерство, и делу дали ход.

Эскиз немецкого шлема

Разработка проекта

Профессор Шверд возглавил проект. К этому времени шлем Адриана уже вовсю использовался французами. Его уровень защиты немцы сочли недостаточным. Была поставлена задача сделать шлем с лучшими характеристиками. Сталь его должна быть прочной и в то же время вязкой, чтобы при пробое не допустить осколков от самого шлема.

Еще одним ограничением был вес. Практически все разработчики в мире приходили к выводу, что шлем более килограмма весом постоянно носить на марше невозможно, не нанося вред здоровью солдата. Ограничения по весу накладывали и ограничения по толщине металла, а также по возможной бронезащите. В тоже время, в германском министерстве настаивали на противопульной защите.

Этапы изготовления каски

Поэтому еще на стадии разработки в шлем закладывалась возможность крепления дополнительной бронепластины (штирнпанцер) толщиной до 5 мм и весом до 3,5 кг. Для этого на каске крепились две полые втулки, одновременно играющие роль вентиляции (так называемые «рожки»). Всю серьезность немецкого подхода можно оценить по этим самым «рожкам».

Каски должны были изготавливаться аж в пяти размерах, а броневую пластину требовалось унифицировать. В результате было разработано четыре размера крепежных втулок двух видов для разных размеров каски. Поэтому на фотографиях тех лет и кажется, что некоторые шлемы более «рогатые», чем другие.

Вентиляционные втулки

Немецкая каска первой мировой (М16) была изготовлена из листовой легированной никелем стали, толщина которой варьировалась от 1 до 1,1мм. Основная деталь шлема, его корпус, формировалась из цельного стального диска в результате 9 операций штамповки. Изнутри к нему на три больших кнопки-кламмера (одна в затылке и две на висках шлема) крепилось стальное кольцо для подтулейного устройства и подбородочного ремешка.

Штурмовики огнеметной роты в новых касках

М16 имела плавные обводы, завальцованные на 5 мм внутрь края. Размер измеряли таким образом, чтобы стенки шлема располагались примерно на расстоянии двух пальцев от головы со всех сторон. В шлеме было пробито три отверстия для крепления подшлемника и два – для установки вентиляционных втулок длиной 8 мм. Нижняя часть шлема от козырька проходила назад, а затем опускалась вниз, образуя юбку, которая защищала шею.

Ранняя версия М16

Подтулейное устройство представляло из себя кожаный обод с тремя нашитыми кожаными карманами, куда крепились подушки, набитые конским волосом. В ранних версиях обод шился из толстой кожи, в более поздних – из нескольких слоев тонкой кожи, прошитых нитками. Каждый карман разделялся на два лепестка, стягиваемых шнуром под куполом шлема.

Первый (слева) и второй вариант М16

Работа над ошибками

Хотя в войсках реакция на шлем была сугубо положительной, М16 первых серий оказалась с производственным дефектом. Почти у каждого наблюдаемого экземпляра была трещина с обеих сторон шлема в районе перехода от козырька к юбке. Вероятно, это происходило из-за внутреннего напряжения металла, связанного с довольно резким переходом в этом месте. Производство первой версии M16 было прекращено непосредственно после обнаружения проблемы, поэтому данная модель шлема является очень редкой.

Изгиб юбки в старом (сверху) и новом варианте

Таким образом, уже в 1916 году появилась модификация шлема с более плавными изгибами, а в 1917 годы подтулейное устройство ради экономии кожи заменили на металлическое. Также упростили крепление подбородочного ремешка, который стали крепить непосредственно к корпусу. Среди коллекционеров эту версию шлема называют М17.

Ранний кожаный подшлемник образца 1916 года

Немецкие каски первой мировой изменялись лишь косметически. Так, в 1918 году появилась новая версия шлема – М18 – с более четким переходом купола к задней юбке. Кроме того, изменился подбородочный ремень. Теперь он состоял из двух частей и крепился непосредственно к подтулейному устройству. Соответственно, на шлеме исчезли предназначенные для него заклепки.

М18

Особой модификацией М18 была каска с ушными вырезами. Ее иногда называют «кавалерийской», так как она использовалась прежде всего в кавалерии. До окончания Первой мировой войны было произведено очень небольшое количество этих касок в одном-единственном 64-м размере. Каска должны была устранить недостаток слышимости. К сожалению, отзывы о том, способствовала ли такая конфигурация улучшению акустики, не сохранились.

Кавалерийская М18

Вариации «рогача»

В 1918 году была выпущена еще одна модификация каски – без козырька, предназначенная для экипажей танков и бронеавтомобилей. По понятным причинам козырек мешал обзору в тесном пространстве машины.

Каски без козырьков на экипаже броневика

Немецкая каска первой мировой войны пригодилась не только немецким солдатам. Она поставлялась в Турцию, Австрию, Болгарию. В Австро-Венгрии сначала закупали М16, а потом приобрели лицензию на производство. Австрийская модификация шлема, называемая «Модель 16» или «Берндорфер» (по названию фабрики, где шлем производился), имела несколько отличий. Во-первых, у нее был сокращенный до четырех размерный ряд (62, 64, 66, 68).

Австро-венгерский «Берндорфер» М17

Во-вторых, к австрийской каске внутри приклепывались D-образные кольца для крепежа подбородочного ремешка, а не выступы под специальную пряжку. В-третьих, шлем не имел «рогов». Кроме того, подбородочный ремешок у «Берндорфера» изготавливался из текстиля с металлическими люверсами под язычок единственной пряжки. В 1917 году там же была произведена модификация «Модель 17» с оригинальным креплением для налобной бронепластины.

Турецкая М18

Турецкой армии поставлялось какое-то количество М16, но они хотели, чтобы шлем был более похож на кабалак – традиционный головной убор, по форме напоминающий британский тропический шлем. Для этого турки стали просто обрезать края немецкого шлема. А в 1918 году в Германии изготовили специальную модель шлема для Турции, которая была модификацией М18 с обрезанными полями. В отличии от турецкой модификации М16, новая каска была с завальцованным краем.

Продолжение истории

Немецкая каска 1 мировой стала не только символическим воплощением германского милитаризма, но и моделью, воплотившей лучшие наработки своего времени по защитным шлемам. Неслучайно она стала использоваться во многих странах и послужила образцом для последующих разработок.

Уничтожение касок

С концом Первой мировой войны история Stahlhelm в Германии не закончилась. Хотя часть касок ушла в переплавку, была продана или уничтожена, значительные запасы касок (а произведено было до 8,5 миллионов шт. ) позволяли использовать их как в войсках, так и для нужд различных ведомств и групп.

Мексиканская М16

После свержения монархии, стальные шлемы достались и остаткам старой армии, и добровольческим корпусам (Freikorps). Офицеры армии и их подчиненные должны были сами покупать себе шлемы со старых военных складов по цене 19,75 рейхсмарок за штуку. Поначалу военнослужащие никаких эмблем на шлемах не имели. Во фрайкорах же их было великое множество. Затем мода на эмблемы докатилась и до армии.

Член фрайкора

Сегодня можно собрать целую коллекцию «рогачей» с эмблемами самых различных организаций и родов войск. С учетом того, что штальхельмы М16 и М18 продолжали использоваться в войсках и органах самообороны вплоть до окончания Второй мировой войны, история использования шлема только в Германии насчитывает почти 30 лет!

Допустим, советский СШ40 или американский М1 использовались еще дольше. Но их история много беднее, количество вариаций и модификаций тоже меньше. А главное, это уже каски другой эпохи, что для коллекционера и любителя истории тоже важно.

Немецкие шлемы Первой Мировой войны

Пикельхельм

Введен в Пруссии в октябре 1842 указом Вильгельма IV для прусской пехоты, и быстро распространился среди других немецких государств. Изготавливался пикельхельм из укрепленной кожи, обработанной для получения глянцевого чёрного блеска, и усиливался металлической отделкой (посеребрённой или позолоченной на офицерских пикельхельмах), к которой относился и металлический шип в навершии. Некоторые носимые в артиллерии шлемы вместо шипа имели шарообразное украшение. Перестали использовать пикельхель в 1918 году, в связи с падением Германской империи.

Шлем «Гаед» (Gaede-Helm, Stahlkappe M1915)

В 1915 году командир армейской группы генерал Гаед озабоченный большим количеством солдат получивших ранения головы, самспроектировал и изготовил около 1500 стальных шлемов, которые были выданы солдатам на его участке фронта. После появления шлема М1916 большинство касок Гаеда были отправлены в переплавку.

Стальной шлем M16

Шлем М16 разработан в сентябре 1915 года Фридрихом Швердом, а уже в декабре проходил боевые испытания на западном фронте. М16 отлично показал себя в боевых условиях и в начале 1916 года стальной шлем поступил в массовое производство. Выпускались стальные шлемы разных размеров, от самого маленького 60 до 70.

Первоначальные эскизы шлема м16

По бокам шлема выступали характерные «рожки», на которые крепилась бронепластина «Stirnpanzer». Пластина надевалась на выступающие рожки и затягивалась сзади кожанным ремнем.

Закрепленная на шлеме бронепластина

Каски и шлемы

Военная каска или шлем – головной убор для защиты головы военнослужащего от ударов, осколков и пуль с малой пробивной силой. Исторически каска являлась этапом в развитии защитного шлема, и своё название получила от латинского слова, обозначавшего металлический шлем. Сам же шлем появился с образованием первых регулярных воинских подразделений, т.е. еще в первобытном мире. Тогда защитные головные уборы делались из дерева, бересты, сплетённых прутьев, кожи, а также шкур животных. После того, как искусство обработки металла в древних цивилизациях достигло достаточного уровня, они получили возможность изготавливать металлические шлемы. Древнейшие шлемы, сделанные из меди и золота, найдены в царских гробницах Ура и датируются 3 тысячелетием до н. э.. Железные шлемы впервые появились в VIII-VII веках до н. э. в Урарту и Ассирии и имели сфероконическую шеломовидную форму. Однако получить преобладание над бронзовыми, железные шлемы в разных регионах смогли получить лишь в I тысячелетии нашей эры.

Микенский шлем из кабаньих клыков. Археологический музей Ираклиона.

Шлем Древней Греции коринфского типа. Около 500 г. до н. э. Музей в Мюнхене.

Бронзовый шлем государства Урарту, VIII в. до н. э.

Шлем древнегреческого гоплита, наряду с туникой и четвёркой запряжённых в колесницу лошадей, стал символом эллинской эпохи, от легендарной троянской войны до римского завоевания. Им на смену пришли римские шлемы, которые использовались практически до средних веков.

Реплика шлема римского центуриона II в. н. э.

Ранние шлемы средневековой Европы формировались под восточным влиянием. Первоначально это были каркасные шлемы, склёпанные из нескольких сегментов на каркасе. С X века началось распространение норманнских шлемов, которые имели уже не каркасную конструкцию, а были непосредственно склёпаны или спаяны из нескольких сегментов. Эти шлемы нередко снабжались наносником. В XII веке появляются шлемы с цилиндрической тульёй, позднее трансформировавшие в топфхельмы — горшковидные шлемы, которые сохранялись до XIV века.

Реплика англо-саксонского шлема вендельского типа из захоронения Саттон-Ху в Англии, VII в.

Русский шелом XVI века.

В начале XIV века в Европе появляются бацинеты, закрывающие затылок, но оставляющие открытым лицо. Нередко они снабжались забралами. В XV веке появляются армет и салад, а также барбют. В XVI веке появляются простые пехотные шлемы — кабассеты, а, позднее, морионы. В этом же веке появился бургонет, а также лёгкие железные шапки и черепники. В XVII веке под восточным влиянием посредством Польши и Венгрии в Европе получают распространение шишаки или ерихонки с козырьком, наушами и назатыльником. Во второй половине XVII века шлемы, вместе с доспехами, почти полностью выходят из употребления.

Итальянский бацинет.

Испанский морион.

Кабассет французского пехотинца.

Шишак царя Михаила Романова.

После появления огнестрельного оружия доспехи постепенно исчезают, и в XVIII веке солдаты сражаются без шлемов. Металлические шлемы ещё сохраняются в тяжёлой кавалерии, однако к началу XX века они служат больше для церемониальных целей, чем для защиты головы. В наполеоновских войнах основные потери наносил артиллерийский огонь. Шлемы не предохраняли солдат от картечи и ядер, гораздо важнее был манёвр на поле боя. При отступлении из Москвы французские кирасиры первым делом бросили свои доспехи, как только из-за падежа лошадей были вынуждены идти пешком.

После начала Первой мировой войны в армиях европейских государств вновь вводят стальные шлемы (каски), основной задачей которых была защита головы солдат от шрапнели, осколков артиллерийских снарядов и небаллистических ударов. В 1915-1916 годах во всех основных странах-участниках войны были приняты шлемы трех основных типов.

— «Рогатый» — Stahlhelm M16 с развитой шейной частью, ставший одним из символов немецкой армии. По бокам находились вентиляционные отверстия, которые закрывались цилиндрическими клапанами, напоминающими короткие рожки;

— французская каска Адриана с гребнем;

— каска Броди английской армии, прозванная «тарелкой».

Stahlhelm — германская каска M1916.

Каска Адриана М1916.

Каска Броди.

В межвоенный период прошло усовершенствование стальных касок и подшлемников, которые принципиальных изменений в их конструкцию не принесли. В некоторых странах продолжали воевать с касками, оставшимися от Первой мировой войны. В тоже время, появились новые виды шлемов, изготавливаемые практически без применения стали: парашютистов, танкистов, мотоциклистов, пилотов. Военные каски, худшего качества стали применять в ПВО, а также в различных военизированных организациях: полиция, пожарные, воздушные наблюдатели и т.п.

Изображения и описания наиболее распространенных касок и шлемов, использовавшихся в период Второй мировой войны в разрезе некоторых стран приведено ниже:

Болгария Великобритания Германия Греция Дания Испания Италия Канада Нидерланды Польша СССР США Франция Чехословакия Швейцария Швеция Япония
Поделиться в:

Stahlhelm 1918

Основным отличительным признаком является отказ от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске и соответственно отпала необходимость в детали, приклепывавшейся к сфере шлема. Изменилось и устройство подшлемника: начали использоваться «D»-кольца для крепежа подбородочного ремешка (по аналогии с австрийским вариантом), которые стали приклепываться к ободу-основе. Изменился и подбородочный ремешок: скользящую пряжку заменила рамочная застежка с «язычком», а в ремешке появились отверстия для «язычка» пряжки. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более крепкой в эксплуатации, и, что немаловажно, обеспечивала лучшую фиксацию каски на голове солдата.

Назад, к истокам?

Так что же, выходит, сто лет развития потрачены зря? Пора выбрасывать новомодный кевлар и заказывать фабрикам старые добрые «адрианки»? Давайте разберёмся.

Красноармейцы в касках Адриана

На ту же тему

Пугающая реалистичность: окопный быт Первой мировой в цвете

Первым делом обратим внимание на то, каким испытаниям подвергали каски. Их проверяли только на защиту от ударной волны, причём приходящей строго сверху. В какой ситуации происходит такое поражение солдата? Очевидно, когда он сидит в открытом сверху укрытии (например, в окопе), а над ним взрывается артиллерийский снаряд. Собственно, именно для этой ситуации каски в Первую мировую и придумали.

Самым страшным оружием тогда был, вопреки распространённому заблуждению, отнюдь не пулемёт, а пушка. Чтобы укрыться от артиллерийского огня, армии и зарылись в окопы. Но окоп защищал не полностью — точно рассчитав время срабатывания взрывателя, можно было добиться того, что снаряд будет детонировать ровно над окопом, обрушивая осколки и ударную волну на самое уязвимое место сидящих в нём — то есть на головы. Которые в начале войны были прикрыты только матерчатыми фуражками или в лучшем случае (у немцев) кожаными «пикельхаубе».

Британские «томми» в касках Броди

Неудивительно, что старые каски отлично справились с той задачей, для решения которой они и были созданы. У них даже форма специфическая — вспомните самую известную каску Первой мировой, британскую «тарелочку», созданную Джоном Леопольдом Броди. Её широкие поля рассчитаны как раз на то, чтобы работать зонтиком, прикрывая как можно бо́льшую часть тела хозяина именно от гадостей, летящих сверху.

О Первой и Второй мировых войнах Немецкие и австро-венгерские каски

Немецкие каски времен Первой мировой войны

Между 1916 и 1918 годами немцы производили три типа касок. Сегодня они известны коллекционерам как вырез M16, M18 и M18. Снаряды M16 часто называют M17. Обозначение M17 на самом деле относится к гильзе, а не к оболочке. В 1917 году немцы отказались от кожаной ленты для подкладки на стальную. Более новый дизайн также требовал использования вкладышей из хромированной кожи вместо кожи растительного дубления, которая лучше выдерживала постоянную влажность траншей.

Возможно, стоит отметить, что есть несколько небольших вариаций моделей, таких как «утконос», произведенный Gebrueder Bing и J. & H. Kerkmann. Немцы никогда не делали различий между этими типами снарядов. Эти вариации были просто вариациями оригинальной модели.

Шлемы M16 и M18 очень похожи внешне. Основным отличием является система подбородочного ремня. В M16 использовался старый подбородочный ремень M91 Pickelhaube, который прикреплялся непосредственно к выступам с ключом, которые приклепывались непосредственно к юбке шлема. Шлем М18 покончил с архаичным М91 подбородочная система. Новый дизайн дополнен заклепками для подбородочного ремня

Так называемый M18-прорезной шлем — один из самых редких немецких шлемов, произведенных как в Первую, так и во Вторую мировые войны. В августе 1918 года завод Eisenhuttenwerke произвел около 100 000 таких шлемов для полевых испытаний. Эти шлемы пользуются большим спросом у коллекционеров, и, к сожалению, большинство из представленных сегодня на рынке подделок. Если вы подумываете о покупке одного из этих редких шлемов, вам следует знать несколько вещей. Все шлемы с вырезом M18 имеют маркировку ET64. Штамп ET64 должен быть написан готическим шрифтом. Если на шлеме нет этого клейма или он написан каким-либо другим шрифтом, шлем является подделкой. Никогда не поддавайтесь на фразу «Не волнуйтесь, я уверен, что штамп под краской». Если продавец не может показать вам готическую марку ET64, то велика вероятность, что шлем подделка. Это правда, что иногда клеймо заполняется краской, но с ценами от 2000 долларов только за корпус до почти 10 000 долларов за полный шлем, не рискуйте. Шлем также должен иметь номер нагревательного лота в куполе шлема. Почти все оригиналы имеют не менее 6 персонажей в сериале. Серия обычно начинается с буквы R.

Это оригинальная вырезанная марка M18 с готическим шрифтом ET64 в оригинальном вырезе M18.

Все вырезы M18 отмечены на внутренней стороне левого фестона E.T.64 владельца. Если на шлеме нет этой маркировки, или если маркировка не такая, как здесь, то это послевоенная подделка

. Обратите внимание на плавный наклон юбки, эта деталь — то, что никогда не удавалось тем, кто подделывал эти шлемы. до

С 1916 по 1918 год было заключено тринадцать известных заводов по производству корпусов немецких касок. Почти все немецкие каски, за редким исключением, имеют маркировку производителя на внутренней стороне юбки каски. В таблице ниже указаны код и производитель

Имя производителя/Город  Код производителя Произведенные размеры
Gebrueder Bing A. G., Нюрнберг ГБН 64
Ф.К. Беллинджер, Фульда БФ 62,64
Дж. и Х. Керкманн, Ален/Вестф К. 64
Gebrueder Gnuechtel A.G., Lauter i./Sa. Г. 62
Vereinigte Deutsche Nickelwerke, Schwerte i/Westf. — Нью-Джерси Нью-Джерси 62
Р. Линденберг А.Г., Ремшайд-Хастен «Bell» L. также известный как погремушка с логотипом 64
Koerting & Mathiesen, Лойч / Лейпциг К&М 66,68
Hermann Weissenburger & Co., Штутгарт-Канштатт Вт. 66
C. Thiel & Soehne, Любек Т.Дж. 66,68
Eisenhuettenwerke Thale A.G., Thale / Harz И.Т. 60-68
Siemens & Halske A.G., Siemensstadt Berlin Штамп S поверх H 60
 Eisenhuette Silesia, Paruschowitz Oberschlesien Си 62,66
Ф. В. Квист, Эсслинген/Неккар В 66

На внутренней части каждого немецкого шлема времен Первой мировой войны вы найдете код нагревательной партии. Эти коды использовались фабриками во время производства. Во многих случаях код нагревательной партии указывает, где была произведена фрезеровка стали. Эти сталелитейные заводы называются прокатными. Мне удалось задокументировать здесь несколько мельниц. Хотя я видел некоторые вариации, я заметил, что шлемы с маркировкой ET и Q обычно имеют сталь, фрезерованную Stahlwerk Röchling, Volkingen, в то время как шлемы с маркировкой Si обычно имеют сталь, фрезерованную Oberschlesien, Bismarckhutte 9.0005

Прокатные станы Код маркера
Штальверк Рёхлинг, Фолькинген Р
Сталверк Беккер, Кифельд Б
Обершлезиен, Бисмаркхютте Би

Австро-венгерские каски Первой мировой войны

Известно всего 10 заводов, производивших каски во время Первой мировой войны для КУК. В отличие от немцев, шлемы австрийского образца часто встречаются без заводских клейм и кодов отопительных партий. Когда присутствуют коды нагревательных лотов, они часто находятся на верхней части шлема, а не внутри.

Имя производителя Местонахождение завода  Код производителя Произведенные размеры Модель
А. Вестен Килли Целие, Словения АВ 64 М17
Brüder Gottlieb u. Браухбар Брунн Брунн БГБ 66 М17
К. А. Шольц, Матеоч Слоаки КАС 66 М17
Berndorfer Metal-Warenfabrik A Krupp AG Берндорф, Австрия Логотип «Медведь» 66,64 M18 «Венгерский, M17 Berndorfer и вар.
Брудер Лапп, Роттенман у. Варчоловски Неизвестно ? М17
Надраг, Трансильвания Трансильвания — (Венгерское королевство) Неизвестно ? М17
Резицка, Трансильвания Трансильвания (Венгерское королевство) Неизвестно ? М17
Блекманн и Полдихютте Кландо Боемия, Phonix Неизвестно х Штурмпанцер
Вайс Манфред Асел-эс Феммувек Чепель, Будапешт Наложенный WM 64 М17
Warchalowski, Eissler & Co, Wien Вена, Австрия Логотип «Сердце» 68 М17
Gebruder Bohler & Co., Капфенберг Австрия, Штирия ГБ Логотип «Звезда» 66 М17
Прокатные станы Код маркера
Людвиков л
Блекманн Б
Польди Р

Сталь с маркировкой LudwikowЭти коды показывают, что сталь была фрезерована Oberschlesien Bismarckhutte

Немецкие каски Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны немецкая каска претерпела три различных изменения. Первые изменения произошли в 1940 году, когда вентиляционное отверстие было приказано вбивать в корпус, а не делать из отдельной втулки. Сталь также была модернизирована до более прочной марганцево-кремниевой стали. Последние изменения были заказаны в июле 1942. Из соображений экономии использование закругленной кромки было прекращено в пользу расклешенной. Важно отметить, что хотя во время войны конструкция изменилась, старые модели не считались устаревшими. Немцы продолжали переделывать и повторно использовать каски старых моделей, продуманные до войны. Миф о том, что подразделения поздней войны получали только каски M42, не имеет под собой оснований.

М35, Производился с июня 1935 г. по март 1940 г. М40, Производился с марта 1940 г. по июль 1942 г. Почти все немецкие каски, за редким исключением, имеют маркировку производителя на внутренней стороне юбки каски. В таблице ниже указаны код и производитель. Возможно, в оккупированной Чехословакии есть еще как минимум один завод по производству снарядов ближе к концу войны. Название этой фабрики на данный момент кажется потерянным для истории. Снаряды этого «неизвестного» завода имеют маркировку «qvL или bvl.

Присвоенный код производителя Производство
ET, изменение на Ckl в 1943 году Eisenhüttenwerk AG, Thale Hartzuttenwerk AG, Thale Harz
ЭФ Emaillerwerke AG, Фульда
*Q FW Quist GmbH, Эсслинген
SE, изменение на Hkp в 1943 г. Sachsishe Emaillerwerke, Лаутер
НР Vereinigte Deutsche Nickelwerke AG, Schwerte
квЛ Неизвестно
бвл Неизвестно

*F.W. Известно, что Quist продолжала производить шлем M40 после того, как другие заводы начали производить упрощенный M42. F.W.Quist производил небольшое количество M42, но продолжал выпускать M40 до 1945 года.

M42, производился с июля 1942 года по май 1945 года.

Окопы в Интернете — Special: Немецкий Stahlhelm, M1916

    См. также:

  • Немецкий железный крест 1914 г.
  • Немецкий Пикельхаубе, 1914-1916 гг.
  • Знак различия немецкой армии, 1914-1918 гг.
  • Изменения военного времени в немецкой полевой форме 1914-1916 гг.
  • Организация немецкой армии, 1914-1918 гг.


Провал плана Шлиффена в августе 1914 года в сочетании с прогрессом в дальнобойности и точности огнестрельного оружия и пулемета привели к тупиковой ситуации, в которой европейские державы неумолимо увязли. военное дело. Армии не могли наступать перед лицом подавляющей огневой мощи противника. Конечным результатом было то, что обе стороны окопались от Северного моря в Бельгии до швейцарской границы.

Возникшая в результате осадная война никому не представлялась. Оружие пехоты предназначалось для поражения противника на дальностях более 1000 метров. Окопная война изменила все планы. Оружие, предназначенное для применения на дальних дистанциях, использовалось в ближнем бою. В битве при Монсе потери плотных рядов немецких солдат, атакующих британцев, были огромными. Позже было обнаружено, что одна винтовочная пуля проходит через двух, а иногда и трех солдат при стрельбе на дальности менее 1000 метров.

Окопная война привела к повторному открытию многих когда-то устаревших военных предметов. Повышение точности и дальности огнестрельного оружия в 18 веке, а также развитие улучшенной тактики на поле боя сделали многие традиционные военные предметы устаревшими, такие как стальной шлем, бронежилет и ручная граната. Длительный осадный характер окопной войны во время Первой мировой войны привел к тому, что эти когда-то устаревшие предметы были вновь введены в состав военного инвентаря.

Одним из многих ужасов окопной войны было большое количество ранений головы среди солдат всех армий на Западном фронте. Когда вы стоите в окопе, голова является наиболее открытой частью тела, что повышает вероятность ранения от снайперской пули, осколка артиллерийского снаряда или осколочного снаряда. В 1914 термин «шрапнель» относился к определенному типу артиллерийского снаряда. Он взорвался в воздухе и был полон свинцовых или стальных шариков, версии картечи 18 и 19 веков 20-го века. Другим основным артиллерийским снарядом образца 1914 года был осколочно-фугасный снаряд, который при детонации распадался на множество осколков. В используемой сегодня терминологии осколки снарядов именуются шрапнелью.

Немцы первыми начали испытания стального шлема, но последними внедрили его на поле боя. Французы первыми выдали стальной шлем фронтовым войскам. В марте 1915 была выпущена стальная тюбетейка, которую можно было носить под шерстяным Кепе. К концу года тюбетейка была заменена более чем 3 миллионами стальных шлемов образца M1915 Adrian . Французский шлем был сделан из мягкой стали и был основан на шлеме французского пожарного того времени. Итальянцы, русские, бельгийцы и сербы приняли шлем Адриана на вооружение своих вооруженных сил. Вскоре последовали британцы с осколочным шлемом Brodie , названным в честь изобретателя. Он был создан на основе шлема, популярного в средние века, и его производство было очень экономичным. Он был изготовлен из марганцовистой стали и был разработан для защиты от осколков воздушных подрывов и осколков снарядов. К 19 июля16,1 млн. человек было доставлено на Западный фронт. Британцы использовали этот шлем до 1980-х годов, а Соединенные Штаты также использовали шлем Броди с 1917 по 1942 год.

Стальной шлем M1916

Немецкий Pickelhaube (шлем с шипами) оказался совершенно непригодным для окопной войны. Он был непрочен в суровых траншейных условиях, очень дорог в производстве и не обеспечивал реальной боевой защиты. В 1915 году группа армий Геде, названная в честь командующего генерала, занимала позицию в горах Вогезы, недалеко от швейцарской границы. Генерал Геде был встревожен большим количеством ранений в голову, которые получали его солдаты на его относительно «тихом» участке фронта. Разочарованный административной волокитой и бездействием, он спроектировал свой собственный шлем и поставил около 1500 шлемов своим передовым войскам.

Осталось несколько экземпляров, так как большинство из них было переплавлено после выпуска M1916 Stahlhelm . Шлем Гаэде был очень тяжелым — 4 1/2 фунта. Он состоял из двух частей: тюбетейки из мягкой кожи и ткани, закрывавшей голову, и тяжелой стальной пластины, прикрепленной к кожаной шапке заклепками. Толстая изогнутая стальная пластина покрывала только область лба, а длинная носовая часть свисала вниз, как у норманнских шлемов 11 века. Он защищал только переднюю часть головы, где произошло большинство ранений. Шлем был менее чем удачным, но у него была одна особенность, которая позже использовалась в стальном шлеме. Он был изготовлен из сплава хромоникелевой стали, который оказался очень прочным.

Стальной шлем группы армий «Гаэдэ»

После тщательного тестирования оптимальной формы отличительный дизайн «угольного ведра» был признан лучшей формой для защиты головы и шеи. Этот дизайн берет свое начало в шлеме, популярном в 16 веке. В феврале 1916 года стальной шлем в небольшом количестве был представлен передовым войскам, участвовавшим в битве при Вердене. В результате сокращение количества ранений головы, полученных солдатами, привело к массовому производству M19.16 stahlhelm, а замена пикельхаубе в течение нескольких месяцев на Западном фронте и к середине 1917 г. на Восточном фронте. Когда новый шлем был впервые представлен, войска, выходящие из окопов, сдавали свои каски войскам, сменявшим их. Нередко можно увидеть фотографии того периода, когда солдаты одной и той же части носят и пикельхаубе, и стальной шлем, поскольку в течение некоторого времени предложение не могло удовлетворить спрос.

Стальной шлем M1916

Основная оболочка шлема изготовлена ​​из одного стального диска и прошла не менее девяти этапов штамповки, прежде чем приобрела окончательную форму. Заклепки на нижних боковых юбках крепят боковые стойки M1891 pickelhaube, чтобы прикрепить подбородочный ремень M1891 pickelhaube. Подшлемник держится на трех заклепках. Подкладка была сделана из кожаной ленты или ленты из листового металла с тремя кожаными язычками с прикрепленными к ней подушечками, которые образовывали очень эффективную внутреннюю систему размеров. Подшлемник был спроектирован таким образом, чтобы шлем оставался на расстоянии 1 пальца от головы по бокам и на два пальца вверху. Это было сделано для предотвращения травм головы предметами, ударяющими по шлему и вмятинами на нем.

По бокам шлема два больших выступа, которые выполняли две функции. Первая функция была для вентиляции шлема; и вторая функция заключалась в поддержке тяжелой бронеплиты, называемой Stirnpanzer . Пластина была прорезана так, чтобы могла висеть на ушках, и крепилась кожаным ремешком, который крепился сзади шлема. Вместе с этой бронированной пластиной для шлема был выпущен комплект секционной нагрудной брони, которую коллекционеры называют доспехами лобстера, которая весила 35 фунтов. Считалось, что эта броня защитит часовых и пулеметчиков, которые более подвержены огню противника, чем другие войска. Как правило, солдаты выбрасывали доспехи при первой возможности, так как ношение громоздких доспехов в окопах имело сомнительную ценность, что делало и пластину шлема, и доспех из лобстера сегодня довольно редкой.

Стальной шлем M1916 со Stirnpanzer

Солдат позирует перед камерой с M1916 Stahlhelm
со Strinpanzer и бронежилетом

Стальной шлем был нескольких размеров, как и пикельхаубе. Наименьший размер был 60, а самый большой — 68, хотя производились некоторые размеры 70. Шлемы меньшего размера, размеры 60, 62 и 64, имели дополнительную ступеньку на ушках шлема, чтобы компенсировать их небольшой размер, чтобы пластина шлема, которая была только одного размера, могла быть прикреплена ко всем шлемам. Размер шлема обычно выбит где-то на внутренней стороне юбки.

Стальной шлем M1916 с брезентовым чехлом

В конце 1916 г. был испытан белый чехол для каски на зимний камуфляж. Особого успеха не имел. В феврале 1917 года начали выпускать брезентовый чехол для каски серого цвета, чтобы уменьшить блики на каске от солнца и луны. В 1917 году шлем был упрощен за счет удаления креплений подбородочного ремня pickelhaube и прикрепления подбородочного ремня непосредственно к подкладке шлема. Этот шлем получил обозначение stahlhelm M1917. В начале 1918 был испытан другой вариант. Коллекционеры называют его шлемом телефонистки или кавалерийской моделью, поскольку в боковых юбках у него были удалены изогнутые части, чтобы открывать уши. Конструкция стального шлема M1918 была предназначена для уменьшения повреждений ушей взрывной волной, вызванных глубокой юбкой. Эта модификация не казалась особенно удачной, да и массово этот шлем М1918 не производился.

Стальной шлем M1918 с различными вариантами окраски

«Стальной шлем» окрашивался в серый цвет, пока приказом Генштаба от 7 июля 1918 г. не была заказана камуфляжная окраска. Официальный камуфляж новых шлемов наносился на зеленый или коричневый базовый слой. Был использован цветной ромбовидный рисунок с черной полосой шириной в палец, разделяющей зеленый, желто-охристый и ржаво-коричневый цвета камуфляжа. Шлемы, уже находящиеся в полевых условиях, должны были быть окрашены в камуфляжные цвета, если позволяли местные условия. Также существуют камуфляжные шлемы, в которых смешаны различные цвета без черных полос. Камуфляжные шлемы, несмотря на официальный приказ о перекраске всех шлемов, не распространены и стоят у коллекционеров более высокую цену, чем стандартные серые шлемы.

Различные варианты камуфляжа

Немецкий стальной шлем образца 1916 года практически не изменился, пока его не заменил стальной шлем образца 1935 года. Опорные проушины броневой пластины были удалены, юбки уменьшены в размерах, а толщина стали уменьшена, в результате чего шлем стал намного легче. Интересно, что кевларовый шлем, используемый сейчас армией США, поразительно похож на шлем, разработанный более 80 лет назад.

Немецкий шлем первой мировой: Немецкие шлемы Первой Мировой войны — Амуниция и снаряжение
Scroll to top