Немецкая каска Второй мировой войны. Немецкий шлем


Немецкий стальной шлем (каска) во Второй Мировой войне - Амуниция и снаряжение

 

немецкая каска - стальной шлем, stahlhelm

 

 

С 1918 года германские войска использовалидва варианта стального шлема (Stahlhelm), которые были введены во время Первой мировой войны. Речь идет о моделях образца 1916 (М16) и 1918 (М18) годов. Несмотря на небольшие отличия, эти шлемы были практически идентичны.В 1931 году шлемы стали делать с новым типом подшлемника, тем не менее они уже неотвечали современным требованиям, и их производство стали сворачивать. Одновременношли работы над созданием новой модели. В результате в 1935 году появился шлем (М35),ставшая неотъемлемым атрибутом германского солдата на протяжении всей Второй мировой войны. Хотя стальной модели шлем М35 был принят на вооружение в мае 1935 года, до 1937 года его массовое производство развивалось медленными темпами.Шлем изготавливался из стального листа и был окрашен в яркий темно-зеленый цвет гораздо более светлого оттенка, чем предыдущие модели. На каждой боковойстороне размещались круглые вентиляционные отверстия:

вентиляшка на немецкой каскеВентиляционное отверстие (люверс) на немецкой каске

Шлем оснащался подбородочным ремешком и подшлемником (образца 1931 года).

кожаный подшлемник м31

Подшлемник состоял из амортизатора, вырезанного из цельного куска кожи, иалюминиевого обруча, крепившегося к стальной поверхности с помощью трех заклепок (кламмеров).

кламмер немцкая каска

кламмер с немецкой каски

Две заклепки находились по бокам, а одна на тыльной стороне.Подшлемник, как и сам шлем, выпускался в пяти размерах.Размер шлема набивался на внутренней поверхности правого отлива. Размерподшлемника ставился на кожаном лепестке черными несмываемыми чернилами. Отметкипроизводителя (несмываемые чернила) располагались на стальной поверхности внутришлема.

С левой стороны под вентиляционным отверстием рисовалась через трафарет (или переводным способом) эмблема вермахта — щиток черного цвета с белым орлом со сложенными крыльями, сжимающий в  когтях свастику:

Орел со свастикой на немецкой каске

С противоположной стороны располагался щиток с германским национальным триколором:

национальный триколлор на немецком шлеме

В марте 1940 года шлем претерпел первую модификацию (М40 ). Вентиляционные отверстия стали сверлить непосредственнов стальном листе (модель М35 отличалась составной конструкцией вентиляционных отверстий). Окрашивали шлемы отныне в темно-зеленый цвет с матовым оттенком .Правда, в дальнейшем их неоднократно перекрашивали, поэтому существовало большоеколичество вариаций.21 марта 1941 года вышло распоряжение, предписывавшее выпускать шлемы без щитка с триколором . Кроме того, подобный знак надлежало убрать со всех шлемов, уже находившихся в войсках. Тем не менее, приказ не всегда выполнялся, и многие военнослужащие использовали трехцветный щит до конца войны.Следующее значительное изменение имело место в 1942 году (М42): исчезла завальцовка нижних поверхностей шлема, края шлема выступали наружу. Последнее нововедение датируется августом 1943 года, когда было упразднено использование имперской эмблемы . Однако, как и в случае с триколором, некоторые солдаты продолжали носить орлов на своих шлемах до мая 1945 года.

отбортовка на немецких каски модели 1942

выступающий край каски на модели 1942 года

 

завальцовка на стальном шлеме

Завальцовка (загнутый внутрь край) на шлемах ранних моделей

 

 

Металлургический завод в Любеке. На столе представлены различные этапы изготовления стальных шлемов М16 для немецкой императорской армии

 

 

 

 

гугл ya

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Германский стальной шлем M35 M40

Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его массы, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение её мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать с помощью пресса из плоской заготовки легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Шлем из такой стали выдерживал давление до 220 кг на мм², что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. Масса М35 составляла примерно 1300 грамм. В результате немецкий шлем М35 визуально стал более обтекаемым и пластичным, а его контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Также стоит отметить что германский шлем, благодаря своему характерному силуэту и в силу того что в бою чаще всего видны головы солдат, работал и как система опознавания “свой-чужой” и позволял немецким солдатам на расстоянии визуально различать противников и союзников.

К началу Второй Мировой войны немецкий шлем М35 по праву считался лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (чтобы шлем не слетал с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара. Для крепления всей конструкции подшлемника непосредственно к шлему использовались три кламмера. Стоит отметить что немецкий шлем благодаря конструкции стандартного подшлемника образца 1931 года очень удобно сидел на голове, а использование при его изготовлении такого натурального материала как телячья кожа позволяло солдатам носить шлем длительное время в бою, не снимая его. В подшлемниках советских касок использовались заменители кожи, которые при длительном контакте с кожей головы натирали её или вызывали её сильное раздражение.

В 1940 году происходит модернизация шлема М35: сталь изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца (здесь также стоит упомянуть о том что в 1942 году появилась новая модель шлема М42, в этой модели ухудшилось качество металла, из которого изготавливался шлем, он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков)), упростилось изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; что позволило сократить время и количество операций, затрачиваемых на изготовление. Была немного изменена и геометрия шлема, но это отличие совершенно не бросается в глаза даже опытному специалисту. Также в виду дефицита алюминия, из которого изготавливали подшлемники первых моделей, он был заменен на более дешевый и доступный метал. Эта модель получила наименование М40. Характерной чертой шлема M35 и М40 являлся завальцованный край основания шлема. В Сети можно найти видеоматериалы, на которых немецкие рабочие запечатлены за работой в мастерских, когда они молотками бьют именно по загибаемому краю. Спешим прояснить данную ситуацию – процесс вальцевания ни в коей мере не был ручным, с помощью подобной ручной операции исправлялся лишь мелкий брак станочного производства.

Каски M35 и М40 изготавливались семи разных размеров: 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72. Процент касок размеров 60, 68, 70, 72 составил около 10% от их общего количества, так как число солдат с подобными размерами головы в армии было немного. Следует отметить что в первые два года после принятия шлема М35 на вооружение было изготовлено 1 400 000 штук всех размеров и около 1 000 000 штук до 1940 года когда на смену шлему М35 пришел шлем М40. Тем не менее шлем М35 и М40 использовался в течении всей Второй Мировой войны, а также и после ее окончания, не только в Германии но и во многих других странах.

В немецких войсках существовала традиция украшать могилы погибших солдат вешая на крест могилы шлем или кладя его у изголовья захоронения. Чтобы довести до вас атмосферу тех военных лет, хочу поделиться с вами одним эпизодом. Автор данной статьи видел фотографию в Сети, на которой была запечатлена виселица с телом повешенного русского крестьянина, на его груди висела табличка написанная на русском языке “я украл шлем с могилы немецкого солдата”…

Много споров возникает по поводу красок которые использовались для нанесения маскировочного покрытия. Немцы использовали свой цветовой стандарт RAL, разработанный и утвержденный в 1927 году. От партии к партии краска одного и того же цвета могла иметь немного отличающийся от идеала оттенок. Согласно имеющейся у нас информации в большинстве случаев использовались следующие марки красок:

RAL6011 apfel(reseda)grun на ранних этапах производства RAL7009 feldgrau – знаменитый грязно-серо-зеленый “мышиный” оттенок RAL6006 grauoliv RAL6015 schwarzoliv RAL7015 graublau – части люфтваффе

С правой стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с левой стороны наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине, СС или полиции в зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск. С 1940 года стали наносить только одну декаль, указывающую на войсковую принадлежность. В дальнейшем отказались и от нее, а в войска был направлен приказ предписывающий стереть все декали в целях повышения маскировки.

Стоит отметить что шлем прослуживший в войсках не менее одного года в полевых условиях несколько раз перекрашивался, например из летнего варианта в зимний и наоборот, причем в условиях далеких от качества промышленного производства, в результате чего он полностью терял свой первоначальный “товарный” вид.

Для улучшения маскировки рядовые солдаты применяли дополнительные подручные средства. Одним из самых простых и распространенных решений стал обод из резины от автокамеры, под которыми было удобно крепить листву и мелкие ветки. С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно, так как на фронте немцы применяли противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленные на шлеме. “Ловчая птичья сеть” (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

С 1942 года к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5—7 шлёвками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

Германия поставляла свои каски армиям нескольких дружественных государств, на Пиренеи и в Южную Америку. В нескольких странах (Венгрия и Аргентина) шлемы выпускали по лицензии.

Германский шлем М35 и М40 стал очень удачным, отлично продуманным и качественно изготовленным продуктом защитной экипировки немецкого солдата сороковых годов. Из его недостатков следует отметить следующее. Конструкция подшлемника образца 1931 года была архаичной, его ремонт требовал специальных навыков и инструментов, не доступных в полевых условиях. Крепление общей конструкции подшлемника к шлему с помощью трех кламмеров имело и свои недостатки , так как со временем кламмера разбалтывались или даже ломались и подшлемник не сидел в шлеме намертво, а “гулял” внутри шлема со свободным ходом в несколько миллиметров. Тыльная часть шлема упиралась в спину если солдату было необходимо резко задрать голову для того чтобы посмотреть вверх. Геометрия шлема не позволяет устанавливать в шлем наушники для индивидуальной связи, что полностью исключило возможность использования шлема для экипировки современного солдата. Но надо отметить что в те годы, технологии не позволяли оснащать рядового солдата индивидуальной связью и об этом абсолютно не задумывались.

fishki.net

Стальные шлемы Германии | SmolBattle

Десантные шлемы парашютистов-десантников Luftwaffe.

c20l5ye9Zr.jpg

29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк.По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.

dK21eeJp7T.jpg (Отличия М36 и М37)

М36

Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

N8X57fcjQi.jpg

(Шлем М36)

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированый для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

1.jpg 2.jpg (шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38)

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял.Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленых на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезаную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке спецального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененой резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

tHB0IM1O55.jpg (десантник в шлеме М37)

М37В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

3.jpg

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

111.jpg 222.jpg 333.jpg (оригинальный шлем М37 (военная археология)

М38

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38.

444.jpg

Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

888.jpg

999.jpg

10.jpg (Болты крепления подшлемника модели М38 и специальный ключ)

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.

1.jpg 2.jpg (болт под отвертку)

z9m4K8KDyP.jpg После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами.

111.jpg 222.jpg

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованую сталь.

aEh3x1gv75.jpg 3AE2D2Zl5L.jpg (устройство и схема подшлемника М38)

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененый каучук в фоме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

3T8V45Bc6z.jpg (каучуковый амортизатор (реплика)

7yL7RbN88I.jpg (подбородочный ремень (реплика)Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположеных на концах ремня.

347ttML9fJ.jpg (клеймо производителя ЕТ)

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

W913Ir3683.jpg

Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), являются редким и желанным экспонатом в коллекциях.

1402768946-fde069a03af62b680e670b09d0ec2401.jpg

http://helm.at.ua/publ/stalnoj_shlem/germanija/fallschirmjager/5-1-0-29

 

smolbattle.ru

Немецкие каски и шлемы

Немецкая каска М-36 с Германским флагом на левой стороне. Аналогично окрашена в черно-оливковый цвет.

Внутренняя поверхность немецкой каски М-36. Хорошо видны теплоизолирующая прокладка, кожанный подшлемник и пористый материал, служащий как амортизационный материал.

Прострелянная насквозь немецкая каска М-38. Пуля вошла в лоб и прошла по диагонали навылет.

Немецкая каска М-38 с немецким триколором на стороне.

Внутренняя, кожанная часть каски, несущая информацио о немецком солдате: номер части, звание, имя, фамилия.

Каска немецких бойцов Люфтваффе. Слева расположен орел со свастикой, с права Германский триколор.

Каска 500 - го (а позднее 600) немецкого батальона СС. С боку расположена руническая надgись SS.

Типичная деталь для немецкой каски М-38 - штамп произоводителя

Немецкая каска М-36 немецкого санитара. Такой тип касок встречался очень редко. Окрашены каски были в белый цвет с яркими красными крестами.

Немецкий шлем модели 1935 г. М35

В 1935 году была спроектирована и одобрена  новая модель стального  шлема - модель 1935 (М35). Это была упрощённая версия его  непосредственных предшественников. Без выступающих вентиляционных  рожков для теперь ненужной лобовой пластины.  Вентиляционные  отверстия проштамповывались с обеих сторон шлема втулкой  (уплотнительным кольцом). Форма краёв шлема закруглённая  и сглаженная  по сравнению с М16, М17 и М18. Новые сталелитейные технологии и методы  обработки стали позволили получить для возрождённой армии Германии  (Вермахта) надёжные, компактные, удобные шлемы. Шлемы выпускались в  шести размерах – 60, 62, 64, 66, 68, 70, оснащались подшлемником М31,  регулируемым для 11 размеров. Также было перепроектировано крепление к  шлему подшлемника.  Большое количество ранних шлемов М35 отправили в  Китай для националистической армии  Чан Кайши.  Шлемы окрашивались в гладкий яблочно-зелёный цвет, с левой стороны для  армии наносилась декаль -  серебряный орёл, для флота – золотой орёл. С  правой стороны на всех шлемах наносили декаль с национальным щитом.   Для военно-воздушных сил шлемы М35 красились в сине-серый цвет, орёл  изображался в полёте т.н. «Droop-tail», декаль с орлом Люфтваффе  наносили с правой стороны, а национальный  щит с левой. Однако в 1936  году изображение орла было несколько изменено. 

   Различие вариантов орла Люфтваффе раннего (слева) и позднего образца.

Для СС шлемы красились в яблочно-зелёный цвет для военных условий,  и в чёрный – для парадов и торжеств. С правой стороны наносили декаль –  обрамлённый чёрным серебряный щит с двойной руной «зиг» чёрного цвета.  С левой стороны декаль -  обрамлённый чёрным красный щит с чёрной  свастикой в белом круге.  Все шлемы М35 также как и шлемы периода  Первой мировой, имели  штамп на  левой стороне  козырька с маркой  производителя и размером. Наиболее массовыми были    Eisenhuttenwerke Thale (ET),    Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE),  Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF),   Quist Esslingen (Q).  Шлемы разных производителей отличаются  в размере  отверстий  втулок,  качестве покраски и марке стали. Например, шлемы производства Quist  Esslingen почти всегда  отличаются лучшим качеством стали и покраски,  чем другие.

Основные типы декалей SS

    

CA PocherИзвестные как "первый тип", в основном встречаются на довоенныхи переходных шлемах,  а также  М35 1935-38 годов выпуска маркированных производителем ET. Очень редко можно найти на M40 и M42, если только это реюз или "зеркальные"  когда руны SS стоят на левой стороне шлема, часто это бывшие шлемы Полиции, или же когда руны установлены с обеих сторон.

Определяющими особенностями  CA Pocher являются руны, которые резкие заостренные очертания  и большинство довоенных декалей имеют заметный контур вокруг рун. Щит имеет угловатую форму.  Существует также и более «толстая» версия этой декали.

Приведенные ниже примеры декали производства "CA Pocher":   на черном шлеме M35 Allgemeine SS  и пример  реюза M42 полиции  с установленной поверх декалью SS.

 

ET Известные как "второй тип" стандартный тип декали СС для шлемов М35 и М40 с клеймом производителя ET и CKL (бывший ET) для шлемов M42, а также встречается на M42 производства EF. Эта декаль не бывает на шлемах NS, SE и Q любых типов, включая довоенные, переходные или коммерческие образцы.

У данного типа декали руны имеют менее острые очертания, чем у Pocher и щит с обеих сторон имеет скругленые углы.

 

 QДанный тип встречаются только на шлемах производства Quist и только на моделях M35 и M40. Этот вариант считается среди коллекционеров SS шлемов, наиболее визуально привлекательным и пользуется большим спросом, особенно на двухдекальных шлемах M35. Один из наиболее распространенных шлемов СС M40 производства Quist имеет только одну декаль с рунами SS.

Отличительная особенность: левая руна визуально немного шире, чем правая. Соответственно расстояние между крайним нижним углом левой руны и контуром щитка меньше чем в верхнем правом углу. Существует также несколько «толстых» версии Q.

 

EFОчень похож на Pocher  и встречается в первую очередь на шлемах производителя EF модели М42. На самом деле M42 EF является одним из самых распространенных из всех SS шлемов на середину войны.

Особенности: "острые" руны, щит имеет мягкий переход внизу и молочно-белую основу. Это тип декали практически не имеет других вариантов печати.

 

NS / SE (шампань)Самый редкий из основных типов и, пожалуй, самым спорный из всех декалей SS. Он называется так из-за розовато-бронзового оттенка, который проявляется с течением времени. В основном встречаются на довоенных шлемах M35 производителя NS , иногда на M35 SE,   на М42 CKL (ET) и НКР (SE). Однако нет подтверждения что шлемы с клеймом CKL и номером выше 5000 имели декаль SS. Еще встречаются образцы похожие на довоенные CA Pocher, которые вероятно использовались по мере необходимости, на короткие контракты, как правило с производителями NS и SE.

Особенности: фон щита имеет легкий оттенок "шампанского", руны похожи на ET. Щит с угловатым переходом внизу, встречаются с более толстыми  или тонкими контурами.

Вариации рун SS

 

"Толстые руны LAH"Этот тип является пожалуй, одним из самых ранних известных вариантов декалей SS. Встречается как и  CA Pocher только на довоенных переходных, коммерческих и гражданских окрашенных в черный цвет парадных шлемах и на данный момент известно всего лишь только 5 штук боевых шлемов M35 производителя ЕТ, которые датируются примерно 1935 или 1936 годом. Из названных шлемов эту декаль можно найти на всех принадлежащих к членам Лейбштандарт Адольф Гитлер (LAH). Они являются одним из самых редких и самых востребованных типов среди коллекционеров SS.

Особенности: "толстые" руны. Общая форма щита с острыми углами и начертание рун как и у Pocher.

 

"Толстые руны NORDIC"Встречается на шлемах северных илискандинавских подразделений, декаль на фото, например, нанесена на шлем подписанный именем члена датского Schalburg Korps. Данных шлемов шлемов очень мало на сегодняшний день. Вполне вероятно, что данный тип декали производился региональным подрядчиком для северных частей СС.

Особенности: деколь имеет сходство с CA Pocher, только руны гораздо толще.

 

 Австрийские SSЭту декаль можно найти только на довоенных австрийских переходных шлемах окрашенных в землисто-коричневый цвет и возможно, на ранних австрийских шлемах членов Totenkopfverbande SS.

Пикельхельм обр. 1914 года

Шлем Гаед

М16

М16 (австрия)

М17

М18

М18 (кавалерист)

М18 (офицерский, парадный)

---------------------------------------------------------------------------ww2

М35

М40

М42

М36 (воздушно-десантный)

www.feldgrau.info

М37 (воздушно-десантный)

М38 (воздушно-десантный)

---------------------------------------------------

М16 (утконос, полицейский)

М18 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

М35 (люфтшутц)

М42 (люфтшутц)

К вопросу о "рогах" на старых немецких касках (образца 1916-1918 гг):

Служили они для крепления бронелиста на лобную часть каски, это было сделано для защиты от попадания в лоб пули снайпера, но как правило при плпадании в этот лист, пуля конечно не пробивала каску, но ломались шейные позвонки часового, что в принципе не намного лучше.

А вот "зольдат" в полной боевой красе, т.е. кирасе

feldgrau.info

немецкий шлем М35 - Раритет

Шлем из сплава стали и никеля, покрытый небольшой ржавчиной, сферической формы.

Подшлемник из восьми кожаных лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. К началу Второй мировой войны немецкий шлем М35 считался лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти.) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (что бы каска не слетала с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Для мобильных частей вермахта — воздушно-десантных — стандартный пехотный шлем был заменен еще более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей.

Во времена Третьего рейха, производством шлемов  занимались пять предприятий, располагавшихся непосредственно на территории Германии,    между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях.

Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были    металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Завод Eisenhuttenwerk в Thale  производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным    из производителей шлемов. Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны.

Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для протвогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных.Всего усилиями германской промышленности времен Третьего рейха, согласно статистике, было произведено около 25 (25 000 000) миллионов стальных шлемов.

В 1940 году происходит модернизация шлема М35, за счет упрощения изготовления вентеляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей, сталь так же изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40.

К 1942 г. изменилась технология изготовления шлемов для всех частей вермахта. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой, одновременно ухудшилось качество материала, из которого изготавливалась каска, он стал мягче от легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков). Данная модель получила наименование М42. У парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль в дизайне шлема играла его окраска. Пока шлемы сверкали на парадах и в «молниеносных войнах», окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он красился в тусклый серовато-зеленый цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательное эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа — национальный геральдический щит в белую, красную и черную наклонную полосу, слева — бело-серебряный орел вермахта на черном поле. Однако, как только выстрелы салютов сменились громом боев, эти эмблемы в целях маскировки пришлось замазывать, С 1940 года осталасть только декаль вермахта, на М42 их уже не наносили, до конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от поры года, места боев и рода войск. Наиболее широкого развития к середине войны достигло искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от автокамеры, под который было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 г. к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлевками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно т.к. на фронте немцы использовали противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленная на каске. «Ловчая птичья сеть» (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

memory-tosno.ru

Немецкие каски и шлемы

Немецкая каска М-36 с Германским флагом на левой стороне. Аналогично окрашена в черно-оливковый цвет.

Внутренняя поверхность немецкой каски М-36. Хорошо видны теплоизолирующая прокладка, кожанный подшлемник и пористый материал, служащий как амортизационный материал.

Прострелянная насквозь немецкая каска М-38. Пуля вошла в лоб и прошла по диагонали навылет.

Немецкая каска М-38 с немецким триколором на стороне.

Внутренняя, кожанная часть каски, несущая информацио о немецком солдате: номер части, звание, имя, фамилия.

Каска немецких бойцов Люфтваффе. Слева расположен орел со свастикой, с права Германский триколор.

Каска 500 - го (а позднее 600) немецкого батальона СС. С боку расположена руническая надgись SS.

Типичная деталь для немецкой каски М-38 - штамп произоводителя

Немецкая каска М-36 немецкого санитара. Такой тип касок встречался очень редко. Окрашены каски были в белый цвет с яркими красными крестами.

Немецкий шлем модели 1935 г. М35

В 1935 году была спроектирована и одобрена  новая модель стального  шлема - модель 1935 (М35). Это была упрощённая версия его  непосредственных предшественников. Без выступающих вентиляционных  рожков для теперь ненужной лобовой пластины.  Вентиляционные  отверстия проштамповывались с обеих сторон шлема втулкой  (уплотнительным кольцом). Форма краёв шлема закруглённая  и сглаженная  по сравнению с М16, М17 и М18. Новые сталелитейные технологии и методы  обработки стали позволили получить для возрождённой армии Германии  (Вермахта) надёжные, компактные, удобные шлемы. Шлемы выпускались в  шести размерах – 60, 62, 64, 66, 68, 70, оснащались подшлемником М31,  регулируемым для 11 размеров. Также было перепроектировано крепление к  шлему подшлемника.  Большое количество ранних шлемов М35 отправили в  Китай для националистической армии  Чан Кайши.  Шлемы окрашивались в гладкий яблочно-зелёный цвет, с левой стороны для  армии наносилась декаль -  серебряный орёл, для флота – золотой орёл. С  правой стороны на всех шлемах наносили декаль с национальным щитом.   Для военно-воздушных сил шлемы М35 красились в сине-серый цвет, орёл  изображался в полёте т.н. «Droop-tail», декаль с орлом Люфтваффе  наносили с правой стороны, а национальный  щит с левой. Однако в 1936  году изображение орла было несколько изменено. 

   Различие вариантов орла Люфтваффе раннего (слева) и позднего образца.

Для СС шлемы красились в яблочно-зелёный цвет для военных условий,  и в чёрный – для парадов и торжеств. С правой стороны наносили декаль –  обрамлённый чёрным серебряный щит с двойной руной «зиг» чёрного цвета.  С левой стороны декаль -  обрамлённый чёрным красный щит с чёрной  свастикой в белом круге.  Все шлемы М35 также как и шлемы периода  Первой мировой, имели  штамп на  левой стороне  козырька с маркой  производителя и размером. Наиболее массовыми были    Eisenhuttenwerke Thale (ET),    Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE),  Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF),   Quist Esslingen (Q).  Шлемы разных производителей отличаются  в размере  отверстий  втулок,  качестве покраски и марке стали. Например, шлемы производства Quist  Esslingen почти всегда  отличаются лучшим качеством стали и покраски,  чем другие.

Основные типы декалей SS

    

CA PocherИзвестные как "первый тип", в основном встречаются на довоенныхи переходных шлемах,  а также  М35 1935-38 годов выпуска маркированных производителем ET. Очень редко можно найти на M40 и M42, если только это реюз или "зеркальные"  когда руны SS стоят на левой стороне шлема, часто это бывшие шлемы Полиции, или же когда руны установлены с обеих сторон.

Определяющими особенностями  CA Pocher являются руны, которые резкие заостренные очертания  и большинство довоенных декалей имеют заметный контур вокруг рун. Щит имеет угловатую форму.  Существует также и более «толстая» версия этой декали.

Приведенные ниже примеры декали производства "CA Pocher":   на черном шлеме M35 Allgemeine SS  и пример  реюза M42 полиции  с установленной поверх декалью SS.

 

ET Известные как "второй тип" стандартный тип декали СС для шлемов М35 и М40 с клеймом производителя ET и CKL (бывший ET) для шлемов M42, а также встречается на M42 производства EF. Эта декаль не бывает на шлемах NS, SE и Q любых типов, включая довоенные, переходные или коммерческие образцы.

У данного типа декали руны имеют менее острые очертания, чем у Pocher и щит с обеих сторон имеет скругленые углы.

 

 QДанный тип встречаются только на шлемах производства Quist и только на моделях M35 и M40. Этот вариант считается среди коллекционеров SS шлемов, наиболее визуально привлекательным и пользуется большим спросом, особенно на двухдекальных шлемах M35. Один из наиболее распространенных шлемов СС M40 производства Quist имеет только одну декаль с рунами SS.

Отличительная особенность: левая руна визуально немного шире, чем правая. Соответственно расстояние между крайним нижним углом левой руны и контуром щитка меньше чем в верхнем правом углу. Существует также несколько «толстых» версии Q.

 

EFОчень похож на Pocher  и встречается в первую очередь на шлемах производителя EF модели М42. На самом деле M42 EF является одним из самых распространенных из всех SS шлемов на середину войны.

Особенности: "острые" руны, щит имеет мягкий переход внизу и молочно-белую основу. Это тип декали практически не имеет других вариантов печати.

 

NS / SE (шампань)Самый редкий из основных типов и, пожалуй, самым спорный из всех декалей SS. Он называется так из-за розовато-бронзового оттенка, который проявляется с течением времени. В основном встречаются на довоенных шлемах M35 производителя NS , иногда на M35 SE,   на М42 CKL (ET) и НКР (SE). Однако нет подтверждения что шлемы с клеймом CKL и номером выше 5000 имели декаль SS. Еще встречаются образцы похожие на довоенные CA Pocher, которые вероятно использовались по мере необходимости, на короткие контракты, как правило с производителями NS и SE.

Особенности: фон щита имеет легкий оттенок "шампанского", руны похожи на ET. Щит с угловатым переходом внизу, встречаются с более толстыми  или тонкими контурами.

Вариации рун SS

 

"Толстые руны LAH"Этот тип является пожалуй, одним из самых ранних известных вариантов декалей SS. Встречается как и  CA Pocher только на довоенных переходных, коммерческих и гражданских окрашенных в черный цвет парадных шлемах и на данный момент известно всего лишь только 5 штук боевых шлемов M35 производителя ЕТ, которые датируются примерно 1935 или 1936 годом. Из названных шлемов эту декаль можно найти на всех принадлежащих к членам Лейбштандарт Адольф Гитлер (LAH). Они являются одним из самых редких и самых востребованных типов среди коллекционеров SS.

Особенности: "толстые" руны. Общая форма щита с острыми углами и начертание рун как и у Pocher.

 

"Толстые руны NORDIC"Встречается на шлемах северных илискандинавских подразделений, декаль на фото, например, нанесена на шлем подписанный именем члена датского Schalburg Korps. Данных шлемов шлемов очень мало на сегодняшний день. Вполне вероятно, что данный тип декали производился региональным подрядчиком для северных частей СС.

Особенности: деколь имеет сходство с CA Pocher, только руны гораздо толще.

 

 Австрийские SSЭту декаль можно найти только на довоенных австрийских переходных шлемах окрашенных в землисто-коричневый цвет и возможно, на ранних австрийских шлемах членов Totenkopfverbande SS.

Пикельхельм обр. 1914 года

Шлем Гаед

М16

М16 (австрия)

М17

М18

М18 (кавалерист)

М18 (офицерский, парадный)

---------------------------------------------------------------------------ww2

М35

М40

М42

М36 (воздушно-десантный)

www.feldgrau.info

М37 (воздушно-десантный)

М38 (воздушно-десантный)

---------------------------------------------------

М16 (утконос, полицейский)

М18 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

М35 (люфтшутц)

М42 (люфтшутц)

К вопросу о "рогах" на старых немецких касках (образца 1916-1918 гг):

Служили они для крепления бронелиста на лобную часть каски, это было сделано для защиты от попадания в лоб пули снайпера, но как правило при плпадании в этот лист, пуля конечно не пробивала каску, но ломались шейные позвонки часового, что в принципе не намного лучше.

А вот "зольдат" в полной боевой красе, т.е. кирасе

feldgrau.info

Немецкие шлемы моделей М35-42 - Амуниция-снаряжение

Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны (на фото - желтая точка) и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров). На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, от двух до четырех (на фото - серо-зеленая точка), скорее всего, таким образом маркировался номер партии (заказа).

Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров - 60, 62, 64, 66, 68, 70. Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.) Каски комплектовались подшлемниками под конкретный размер головы. Например, в шлем 64 размера, мог быть установлен подшлемник на 56 или 57 размер головы. Если вычесть из размера каски цифру 7 (68-7=61), то в результате получается наибольший размер подшлемника (головы), который мог быть установлен в конкретный шлем. Как правило, разница между внутренним и внешним размером каски составляет около 15 мм. Следовательно, 64 размер шлема при измерении по линии кламеров с внешней стороны, будет составлять около 65,5 см.

Маркировка шлемов (на фото - ЕТ64)

Кроме штампованых клейм, на шлемы наносились чернильные штампы, которые ставились на внутренней поверхности шлема по центру каски. Размеры штампа - 6 на 3,5 см.

Штампы с надписями

"... fur Heer und Marine ..." (для сухопутных и морских...)

"... fur Luftwaffe ..." "(для военно-воздушных...)

Наличие штампа с подобным текстом свидетельствует о том, что различий по технологии и окраске при производстве шлемов для сухопутных и военно-морских частей, не было. Скорее всего, чернильные штампики ставились на шлемы на протяжении всего времени производства. Встречаются шлемы модели М42 с подобными штампами. Производство касок этой модели началось в августе 1942 года, следовательно можно сказать точно, что штампы ставились в течение 1942 года.

Комплектующие детали для подшлемников изготавливались отдельными предприятиями, на основании заказов основных производителей. О таком положении дел, свидетельствуют клейма на внешних обручах подшлемников. Внешний обруч с технологической точки зрения, является наиболее сложным элементом подшлемника.

В раннем (довоенном) варианте он изготавливался из профилированой алюминиевой полосы и по бокам, в местах креплений для подбородочного ремешка, усиливался двумя пластинами аналогичного профиля (см. фото - цифра 1). Пластины жестко крепились к обручу четырьмя заклепками. Именно на этих пластинах и располагалось клеймо. С одной стороны обруча это был штамп с указанием производителя (см. фото - цифры 2-3), а на другой пластине указывался размер шлема и размер головы под конкретный подшлемник. Например 64 n.A. 57. Буквы "n.A." в клейме означают "neue artikel" (новый образец) - стандарт, принятый в связи с выпуском подшлемника образца 1931 года.

Встречаются два вида клеймления. Надпись в одну строку и надпись через горизонтальный разделитель в две строки (см. фото - цифра 4).

Скорее всего, производителей алюминиевых деталей для подшлемников было немного, наиболее часто встречаются клейма четырех предприятий:

1. Предприятие D.R.P. SCHUBERTH-WERK BRAUNSCHWEIG располагавшееся в Брауншвейге. По всей вероятности, около 1940 года, предприятие было реорганизовано, поскольку до этого времени клеймо было круглой формы (надписи располагались по кругу и в центре). В центре клейма был указан год производства, а в конце верхней круговой надписи SCHUBERTH-WERK были проставлены буквы K.G. (см. фото - цифра 2). Также встречается клеймо с построчным расположением аналогичного текста с указанием букв K.G.

Около 1940 года появляется клеймо в котором надписи располагаются горизонтально в четыре строчки, буквы K.G. замененены на привычное немецкое G.m.b.H., а указание года отсутствует (см. фото - цифра 2).

2. Предприятие с обозначением B.& C. BERLIN, горизонтальное клеймо в три строчки с указанием года производства (см. фото - цифра 3).

3. Предприятие имевшее клеймо из четырех букв - MLWZ с указанием года производства изделия. Данная абревиатура полностью совпадает с названием предприятия следующего в списке (см. пункт 4.). Обручи имеющие клейма двух видов - алюминиевые, следовательно производились в одно время (до 1940 года). Поэтому, скорее всего, мы имеем дело с одним производителем изменившим клеймо или использовавшим два вида клейм одновременно.

4. Предприятие Metall-Lederverarbeitung W.Z. .Bln.-Chburg 5 , стоит отметить, что среди изделий именно этого производителя присутствуют подшлемники наименее часто использовавшихся размеров - 60 и 70.

 

Клейма обруча подшлемника

В связи с началом активных и масштабных военных действий в 1940 году, Германия стала испытывать определенные трудности с сырьем и материалами военного назначения, к которым в частности относится алюминий из которого изготавливались детали подшлемников.

Шлемы модели М40 стали комплектоваться подшлемниками на основе деталей из оцинкованой стали (аналог оцинкованого кровельного железа) или из простого металлического листа с последующей окраской в серый цвет, что не исключало изготовления и установки алюминиевых комплектующих из старых запасов или замены в полевых условиях от шлемов пришедших в негодное к использованию состояние. Кламеры крепления подшлемника из латуни также были заменены на стальные. "Благодаря" этим изменениям, сегодня практически невозможно встретить стальные детали подшлемников в сколь-нибудь приличном состоянии. Исключением являются музейные образцы и шлемы "домашнего, чердачного" хранения.

С 1942 года предприятия рейха в связи с полным переводом промышленности на военные рельсы, перестали использовать клейма с обозначением названия фирмы-изготовителя и перешли на номерную систему идентификации Reichsbetreibsnummer (RBNr), когда каждому предприятию соответствовал индивидуальный цифровой код (номер).

Обруч из оцинкованой стали с клеймом производителя "RBNr.o/0256/OC38 1943"

Кожаные детали подшлемника могли производиться и наверняка производились на небольших предпрятиях или мастерских, поскольку такое производство не требовало серьезного технологического оснащения. Однако, клейма присутствовали и на таких небольших изделиях как подбородочные ремешки. На фото показаны два клейма от производителей из Билефельда и Берлина.

 

Клейма подбородочного ремешка

******

В процессе повседневной эксплуатации в экстремальных условиях, некоторые детали шлемов изнашивались или приходили в негодность в силу различных причин. Поэтому, можно довольно часто встретиь каски со следами ремонта в полевых условиях.

В первую очередь стоит отметить многочисленные варианты перекрашивания шлемов, в зависимости от времени года и потребностей маскировки: белые "зимние" шлемы, шлемы с закрашеными декалями, окраска защитного зеленого цвета поверх стандартной заводской краски (фельдграу "полевой-серый") для шлемов модели М35, включая нанесение камуфляжного окраса.

В полевых условиях, ремонтировались различные детали подшлемников, подбородочные ремешки и внешние и внутренние обручи. Можно довольно часто встретить накладку (заплатку) закрепляющую части лопнувшего обруча или фрагменты от разных обручей соединенных в один таким способом (см. фото).

Фрагмент ремонтного обруча

(накладка-заплатка и нестандартная шайба прямоугольной формы под серьгой крепления рамки ремешка)

www.nakop.ru


Смотрите также