Содержание
VR с нейроинтерфейсами — полное погружение в виртуальную реальность / Хабр
Это именно то, чем кажется — в голове Гейба Нюэлла дрелью проделывают отверстие для инвазивного электрода (на самом деле нет)
Виртуальная реальность как технология существует уже довольно давно. Современные образчики VR-гаджетов и программ довольно неплохо справляются с обманом чувств человека, будь то симуляция полета или прохождение игрового уровня. Но все равно полной такую симуляцию не назовешь — до полноценных моделей, описанных в научно-фантастических книгах и показанных в фильмах, еще далеко.
По мнению ряда специалистов, добиться полного погружения в VR можно только в одном случае — использования нейроинтерфейсов. В этом случае можно избавиться от контроллеров и управлять происходящим силой мысли. Кроме того, в будущем именно нейроинтерфейсы позволят воспроизводить запах, вкус, тактильные ощущения в виртуальном мире.
Пока же ученые говорят о комбинации неинвазивных EEG-систем (работают они, считывая электрические сигналы мозга) c существующими VR-решениями. EEG-шлемы анализируют электрическую активность мозга и превращают в цифровые данные. При этом уже сейчас возможно оценивать эмоциональное состояние человека (грусть, счастье, скуку) и соответствующим образом взаимодействовать с пользователем в виртуальной реальности.
«Представьте, к примеру, адаптирующихся к индивидуальности игрока врагов в какой-либо игре. Против кого вам хотелось бы сражаться?», — говорит Майк Абиндер, специалист по психологии в играх из Valve. «Если мы будем знать ответ на этот и другие вопросы, вы получите игру, которая будет гораздо более увлекательной, чем все современные игры».
Да и геймдизан может стать гораздо более адаптивным. Так, в фильмах показывают аватаров главных героев в виртуальной реальности, которые генерируются в соответствии с эмоциональным состоянием пользователя, его возрастом, полом и т.п. Все это вполне реально и EEG могут помочь в разработке аналогичных систем. Аватар может в точности воспроизводить мимику и настроение игрока. Все эти мелкие детали приведут к тому, что общая атмосфера игры или любого другого элемента виртуальной реальности станут более реалистичными для участника системы.
Если процесс кажется игроку слишком простым, скучным, неинтересным — VR среда подстраивается под конкретного человека и модифицирует игровое окружение с тем, чтобы пользователь был полностью вовлечен в процесс.
В настоящее время над достижением этой цели работают многие компании. Так, к примеру, стартап Neurable тестирует нейроинтерфейсы, подключаемые к имеющимся на рынке моделям виртуальных устройств. Есть и другие компании, которые работают над схожими проектами.
Для того, чтобы человек почувствовал в виртуальной реальности что-то, что он чувствует в реальности обычной (запах гари, например, в случае возгорания), нужно просто возбудить определенную группу нейронов в мозге. И для этого нужны нейроинтерфейсы, которые постепенно совершенствуются. Ученые занимаются изучением воздействия различных факторов окружающей среды на мозг человека. Если удастся уловить и зафиксировать необходимые паттерны (а их очень много), а затем «воспроизвести», то можно будет сказать, что человек реализовал Матрицу.
Конечно, для достаточной реалистичности той же игры в VR необходимо, чтобы все процессы шли быстро — так, от мысли о выстреле до самого выстрела не должно проходить больше 10-30 миллисекунд. Только в этом случае человек будет погружен в VR.
Тем не менее, реализовать все это непросто. К примеру, реакция мозга на происходящее вокруг «замыливается» посторонними электрическими сигналами, которые тоже являются реакцией на какие-то другие факторы. «Данные получаются очень „шумными“, особенно в мозге. Очень много еще того, что мы просто не понимаем», — говорит представитель проекта VR из Valve.
Тем не менее, процесс понемногу движется, технологии эволюционируют. Через несколько лет, возможно, мы увидим первые результаты этой работы и сможем, наконец, почувствовать «Глубину».
Полное виртуальное погружение обещают через 5 лет
Интернет
Техника
Цифровизация
Внедрения
|
Поделиться
Британские ученые создают технологию, которая сможет передавать информацию на все пять органов чувств человека и, таким образом, целиком погрузить его в виртуальную реальность. Первый виртуальный шлем с такими возможностями планируется выпустить в течение 3-5 лет. Его стоимость составит около $3 тыс.
Ученые из двух британских университетов разрабатывают технологию, которая сможет передавать информацию на все пять органов чувств человека и, таким образом, целиком погрузить его в виртуальную реальность. Работа осуществляется в рамках проекта Towards Real Virtuality, финансированием которого занимается правительство Великобритании, а одним из партнеров выступает корпорация IBM.
Как известно, человек обладает пятью органами чувств – это глаза, уши, нос, язык и кожа. Глаза позволяют видеть, уши (включая вестибулярный аппарат) – слышать и ощущать чувство равновесия, нос и язык – чувствовать запах и вкус, кожа отвечает за осязание. На сегодняшний день ни одно устройство в мире не способно возбуждать все эти органы одновременно. Следовательно, полное погружение в виртуальную реальность недостижимо – человек всегда будет знать о том, что он находится в определенном помещении, перед телевизором, за компьютерным столом и так далее. Об этом ему будут сообщать свободные рецепторы.
Целью британских ученых, как они говорят сами, является создание «реальной виртуальности», то есть такой виртуальности, в которой человек не сможет узнать наверняка, находится ли он в реальном или вымышленном мире. Достичь этого планируется, в частности, с помощью шлема под названием Virtual Cocoon, который сможет возбуждать сразу же все органы чувств, включая обоняние – запах будет вырабатываться специальной электроникой, вмонтированной прямо в шлем. Разработку такого приспособления осуществляет Алан Чалмерс (Alan Chalmers) и его команда из Университета Уорика в Британии.
Виртуальный шлем, воздействующий на пять человеческих чувств, будет продаваться через 3-5 лет
Как получить ₽30 млн на вывод решения в области искусственного интеллекта на новые рынки
Поддержка ИТ-отрасли
«Как правило, проекты виртуальной реальности предлагают осуществлять воздействие на одно или два из пяти органов чувств. Обычно это глаза и уши, — рассказывает профессор Дэвид Говард (David Howard) из Университета Йорка, возглавляющий исследование. – Мы не знаем ни одной исследовательской группы в мире, которая бы стремилась сделать то же самое, что и мы». «Как известно из биологии, запах и вкус тесно связаны, — продолжает он. – Прикасаясь к губам человека специальными стимуляторами, в сопровождении запаха, мы создадим иллюзию, будто он ест конкретную пищу. Дополнительные устройства будут отвечать за прикосновения к коже». Прототип шлема был представлен на мероприятии Pioneers 09, прошедшем 4 марта в Лондоне.
Между собой связаны не только запах и вкус, но и все другие ощущения. Одной из основных задач, которую ученым предстоит решить, заключается в том, чтобы создать виртуальную картину мира без противоречий, чтобы человек поверил в нее полностью. По словам исследователей, продажи шлема могут начаться в течение 3-5 лет. Его приблизительная стоимость составит около $3 тыс.
- Лучшие тарифы на выделенные серверы Dedicated на ИТ-маркетплейсе Market. CNews
Сергей Попсулин
КлеверПойнт. Нейрогарнитура с функцией нейробиоуправления
Реальное ощущение виртуального мира
CleverPoint — носимая технология, интегрированная в виртуальную реальность, предназначенная для сбора и анализа реакции пользователя на VR-контент
- функция нейробиоуправления
- биометрические датчики
- интеграция с VR-шлемами Oculus и HTC.
Cleverpoint — реальность вашего разума
Cleverpoint — это инновационная технология на основе виртуальной реальности, которая позволяет специалистам из различных областей использовать иммерсивную среду и анализировать ее влияние на пользователя.
Создавая уникальный продукт, наша команда стремится помочь специалистам в области здравоохранения, образования, обороны, науки, маркетинга и другим специалистам продуктивно использовать технологии виртуальной реальности и решать конкретные проблемные ситуации.
Наша цель — создать продукт, который будет эффективным, доступным, безопасным, мобильным и унифицированным. Таким образом, мы можем помочь миллионам людей сделать их жизнь лучше.
Что такое Cleverpoint и как он работает
Cleverpoint — это технология, сочетающая иммерсивное аппаратное устройство и программную систему.
Устройство полностью безопасно для пользователей, а также совместимо со всеми основными гарнитурами виртуальной реальности. Собирая биологическую обратную связь от конечных пользователей виртуальной реальности, устройство позволяет профессионалам детально анализировать реакцию пользователей.
Такая биологическая обратная связь от пользователей виртуальной реальности, как вариабельность сердечного ритма, электромиография, электроокулография и электроэнцефалограмма, могут быть использованы профессионалами для анализа.
С помощью данных специалисты могут глубоко изучить поведение пользователей и выяснить реакцию пользователей на виртуальную среду.
Устройство работает совместно с интеллектуальной системой программного обеспечения, которая помогает собирать и анализировать пользовательские данные.
Здравоохранение
Заявка
Профилактика, диагностика, лечение, мониторинг, реабилитация когнитивных и двигательных нарушений, валеология, оздоровление и здоровый образ жизни.
Преимущества:
Сократить время медикаментозной терапии
Улучшить результаты оценки
Уменьшение зависимости и использование антидепрессантов и другой фармакологической поддержки
Повышение уровня самоопределения и счастья
Образование, обучение и обучение
Применение
, адаптировать контент в соответствии с когнитивными способностями конечного пользователя, аффективные вычисления
Преимущества:
Сокращение времени обучения и подготовки
Повышение уровня сохранения знаний
Сокращение затрат на обучение и подготовку
Профессиональная ориентация
Приложение
9001 профессиональный оценочный тест для обеспечения объективной обратной связи
Преимущества:
Улучшение самоопределения среди молодых людей
Улучшение уровня счастья
Уменьшение уровня стресса, связанное с работой,
Уменьшить связанные затраты
Оборона и аэрокосмическая и аэрокосмическая
Применение
.
Стремление 9005
. государственные уровни операторов на работах с высокой степенью риска
Пособия:
Уменьшить количество аварий, связанных с человеческим фактором
Decrease stress levels at work
Reduce associated costs
Entertainment and gaming
Application
Measure attention and interest level to the entertainment content, adopt content subject to user’s biofeedback
Преимущества:
Сокращение расходов производителей контента на исследования и тестирование для понимания отзывов пользователей.
Создание нового вида развлечений, включающего биологическую обратную связь (например, Brain Battle)
Научные, маркетинговые и другие исследования
Приложение
Сбор непредвзятой обратной связи, измерение уровня интереса и концентрации внимания группы и показатели психического состояния.
Анализ в реальном времени, искусственный интеллект и машинное обучение
Преимущества:
Улучшить результаты исследований
Сокращение сопутствующих расходов
Виртуальная гарнитура Varjo для энтузиастов получает интерфейс мозг-компьютер (и это недешево) – Дорога к виртуальной реальности
Varjo, производитель высококачественных гарнитур XR, и OpenBCI, компания, создающая решения для интерфейса «мозг-компьютер» с открытым исходным кодом, сегодня объявили о новом партнерстве, в рамках которого долгожданный нейронный интерфейс OpenBCI «Galea» будет использоваться в новейшей гарнитуре Varjo Aero VR. компании говорят, что обеспечит «более глубокое понимание, чтобы увеличить человеческий разум».
Обновление (11:15 по восточноевропейскому времени): Ранее OpenBCI привлекла Valve и компанию Tobii, занимающуюся отслеживанием движения глаз, в качестве партнеров по продукту для Galea с намерением интегрировать ее в Valve Index. Неясно, намерена ли OpenBCI продолжать это партнерство. Мы связались с вами для получения дополнительной информации и обновим ее здесь.
Цена также была загадкой, так как заказы открыты только для предыдущих бета-партнеров. Техническому аналитику и ютуберу Брэду Линчу удалось получить скриншот от зарегистрированного пользователя, показывающий, что комплект Varjo Aero + Galea стоит 22 500 долларов, что делает его далеко не доступным для потребителя. Судя по всему, отгрузка осуществляется пятью партиями, начиная с самой ранней предполагаемой даты отгрузки в августе 2023 года.0006
OpenBCI первоначально анонсировала Galea еще в конце 2020 года, аппаратно-программную платформу, предназначенную для объединения технологии интерфейса мозг-компьютер с гарнитурами XR.
Это область исследований, к которой стремятся многие компании (например, Valve) в надежде, что такие неинвазивные устройства могут предоставить множество новых данных. Знание того, как человек в режиме реального времени реагирует на виртуальные стимулы, может дать разработчикам в будущем больше способов обслуживания динамического контента.
С тех пор компания со штаб-квартирой в Бруклине, штат Нью-Йорк, заявляет, что привлекает кандидатов на участие в бета-тестировании, охватывающих потребительские технологии, здравоохранение, исследования, обучение, игры и интерактивные медиа. Теперь финский производитель гарнитуры XR Varjo, известный своими гарнитурами исключительно высокого разрешения, предназначенными в первую очередь для предприятий, выпускает свою гарнитуру виртуальной реальности Aero с бета-системой Galea, аккуратно упакованную в ремешок гарнитуры.
Изображение предоставлено Varjo, OpenBCI
. Говорят, что Galea включает набор датчиков, включая датчики электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электроокулографии (ЭОГ), электромиографии (ЭМГ), электродермальной активности (ЭДА) и фотоплетизмографии (ФПГ), которые предназначены для измерения данных. от мозга, глаз, сердца, кожи и мышц пользователя.
Varjo Aero — это урезанная версия новейшей гарнитуры компании, которая предлагает лучшую в отрасли точность воспроизведения и расширенные функции по более низкой (т. е. не дешевой) цене, что делает предложение компании более привлекательным для среднего бизнеса и состоятельных энтузиастов виртуальной реальности. Без Galea Aero стоит 2000 долларов и не требует годовой платы — это далеко от предыдущих корпоративных гарнитур компании, которые стоят от 3200 до 5500 долларов (плюс 800–1500 долларов в год).
OpenBCI и Varjo открывают предварительные заказы, начиная с сегодняшнего дня, 31 мая, специально для компаний, разработчиков и исследователей, которые уже подали заявку на участие в программе бета-тестирования Galea. Говорят, что комбинация гарнитуры и BCI включает в себя SDK с готовыми строительными блоками для доступа к данным датчиков внутри Unity, Python и некоторых других распространенных сред разработки.
При условии, что после предварительных заказов останутся какие-либо устройства, компании откроют продажу для широкой публики 1 июля 2022 года. Однако неизвестно, какую цену компании намерены взимать с Aero с поддержкой BCI (см. обновление) .
Прочитайте наш обзор Varjo Aero здесь и ознакомьтесь с полными характеристиками гарнитуры (без Galea) ниже:
Спецификации Varjo Aero | |
Разрешение | 2880 x 2720 (7,8 МП) на каждый глаз, мини-светодиодный ЖК-дисплей (2x) |
Обновление Оценка | 90 Гц |
Линзы | Асферический |
Поле зрения (заявлено) | 134° по диагонали, 115° по горизонтали (при удалении выходного зрачка 12 мм) |
Регулировка оптики | IPD (автоматический привод) |
Диапазон регулировки IPD | 57–73 мм |
Соединители | 0, DisplayPort 1.4)"}»> USB-C → коммутационная коробка (USB-A 3.0, DisplayPort 1.4) |
Длина кабеля | 5 м |
Отслеживание | SteamVR Tracking 1.0 или 2.0 (внешние маяки) |
Бортовые камеры | 2x отслеживание взгляда |
Вход | Не входит в комплект (поддерживает контроллеры SteamVR) |
Аудио |