М1 (каска). М1 шлем


М1 (каска) | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

M1

Изготовитель:

Американские разработчики

Тип защиты:

Голова

Материал:

Сталь

Время:

1941 - 1985 гг.

Родина:

США
США США

Область применения:

Flag of EarthFlag of Earth Весь мир

Пользователи:

М1 — каска (стальной шлем), использовавшаяся в вооруженных силах США с начала Второй мировой войны и до 1985 года, когда она была заменена на бронешлем комплекта PASGT.

    М1 была принята на вооружение в 1941 году, заменив собой каску M1917. К сентябрю 1945 года было произведено более 22 миллионов экземпляров М1. Шлем использовался военнослужащими США в ходе Корейской войны. В 1961 году принята на снабжение новая модификация шлема М1 с подшлемником на основе нейлона (наполнитель — пять слоев нейлоновой ткани, связующее — фенолоформальдегидная смола) взамен хлопковой ткани. Целью замены являлось повышение противоосколочной стойкости шлема на 10 - 15 процентов до уровня 415 м/с при испытаниях осколочным имитатором массой 1,1 г. В 1966 - 1967 годах была выпущена следующая партия шлема М1, количеством около миллиона, широко использовалась во Вьетнамской войне. В 1980-е годы постепенно стал вытесняться шлемами PASGT.

    M1HelmetDiagram
    M1HelmetDiagram

    Внутренняя сторона шлема М1, подтулейное устройство.

    Каски М1 изготовлялись из марганцовистой стали Гадфильда, имели внутренний подшлемник из органотекстолита на основе нейлона, и снаружи окрашивались в оливковый цвет. Позже в целях повышения маскировки солдат были разработаны камуфлированные чехлы для каски. На чехлах обычно имелись отверстия для размещения в них элементов растительности для более надежной маскировки. Размеры и вес могли варьировать в разное время. Масса шлема М1 времен Второй мировой войны составляла 1290 грамм, глубина 7 дюймов, ширина 9,5 дюймов и длина 11 дюймов. Масса шлема М1 образца 1961 г. в сборе (включая подбородочный ремешок) составляет 1550 грамм. Стоимость 30 долл. США в ценах 1987 года. На лобовую сторону каски обычно наносились знаки различия, а у санитаров — красный крест.

    Применение в других странах
    Править

    Кроме вооруженных сил США каска М1 использовалась вооруженными силами ряда других стран, например, Канады и Израиля. Также в некоторых странах были разработаны собственные каски на основе М1, например, японская Тип 66.

    ru.warriors.wikia.com

    М1 (каска) Википедия

    Шлем М1 времен Вьетнамской войны.
    Рядовые ВС США в шлемах М1 в ходе войны во Вьетнаме. Залив Камран, Вьетнам, 1966. На заднем плане президент США Джонсон и бригадный генерал Вестморленд. У этого термина существуют и другие значения, см. M1.

    М1 — каска (стальной шлем), использовавшаяся в вооруженных силах США с начала Второй мировой войны и до 1985 года, когда она была заменена на бронешлем комплекта PASGT.

    История

    Шлем М1 был принят на вооружение в 1941 году, заменив собой шлем M1917. К сентябрю 1945 года было произведено более 22 миллионов экземпляров М1. Шлем использовался военнослужащими США в ходе Корейской войны. В 1961 году принята на снабжение новая модификация шлема М1 с подшлемником на основе нейлона (наполнитель — пять слоев нейлоновой ткани, связующее — фенолоформальдегидная смола) взамен хлопковой ткани[1]. Целью замены являлось улучшение эргономики и повышение противоосколочной стойкости шлема на 10-15 процентов до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 г.

    Следующая большая партия шлема М1, количеством около миллиона штук была выпущена в 1966—1967 годах и широко использовалась в ходе Вьетнамской войны. В 1980-е годы был постепенно вытеснен шлемом PASGT.

    Характеристики

    Двухэлементное устройство шлема М1. Слева — стальная оболочка шлема в камуфлирующем чехле «Woodland». Справа — жёсткий подшлемник из органотекстолита (англ. «лайнер»).
    Внутренняя сторона шлема М1, подтулейное устройство.

    Каски М1 изготовлялись из марганцовистой стали Гадфильда, имели внутренний подшлемник из органотекстолита на основе нейлона, и снаружи окрашивались в оливковый цвет. Позже в целях повышения маскировки солдат были разработаны камуфлированные чехлы для каски. На чехлах обычно имелись отверстия для размещения в них элементов растительности для более надежной маскировки.

    M1 представляет собой двухкомпонентный глубокий стальной шлем толщиной около 1,2 миллиметра. Края шлема закреплены прокатанным листовым металлом. Внутреннее оборудование - это второй шлем весом 350 грамм, спрессованный из ламината , в котором закреплен подшлемник- набор петель из тканых лент, зашнурованныx сверху, с кожаным sweatband на ленточной мойке. Все связано с помощью девяти заклепок . Крюк с узкой лентой с пряжкой, регулирующей ее длину, прикреплен к крюкам, приклеенным непосредственно к развалинам. Стальной «внешний шлем» весом 1 килограмм имеет подкладку с крючком, и крючки этого вкладыша приварены непосредственно к нему.

    Размеры и вес могли варьировать в разное время. Масса шлема М1 времен Второй мировой войны составляла 1290 грамм, глубина 7 дюймов, ширина 9,5 дюймов и длина 11 дюймов. Масса шлема М1 образца 1961 г. в сборе (включая подбородочный ремешок) составляет 1550 грамм. Стоимость 30 долл. США в ценах 1987 года. На лобовую сторону каски обычно наносились знаки различия, а у санитаров — красный крест.

    Применение в других странах

    Кроме вооруженных сил США каска М1 использовалась вооруженными силами ряда других стран, например, Канады и Израиля. Также в некоторых странах были разработаны собственные каски на основе М1, например, японская Тип 66.

    Примечания

    1. ↑ Наименование шлема М1 обр. 1961 года по ТУ: Helmet, Ground Troops, Steel, M1, with Liner, Ground Troops Helmet, Chin Strap and Suspension System

    wikiredia.ru

    M1 (каска) — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. M1.

    М1 — каска (стальной шлем), использовавшаяся в вооруженных силах США с начала Второй мировой войны и до 1985 года, когда она была заменена на бронешлем комплекта PASGT.

    История

    Шлем М1 был принят на вооружение в 1941 году, заменив собой шлем M1917. К сентябрю 1945 года было произведено более 22 миллионов экземпляров М1. Шлем использовался военнослужащими США в ходе Корейской войны. В 1961 году принята на снабжение новая модификация шлема М1 с подшлемником на основе нейлона (наполнитель — пять слоев нейлоновой ткани, связующее — фенолоформальдегидная смола) взамен хлопковой ткани[1]. Целью замены являлось улучшение эргономики и повышение противоосколочной стойкости шлема на 10-15 процентов до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 г.

    Следующая большая партия шлема М1, количеством около миллиона штук была выпущена в 1966—1967 годах и широко использовалась в ходе Вьетнамской войны. В 1980-е годы был постепенно вытеснен шлемом PASGT.

    Характеристики

    Каски М1 изготовлялись из марганцовистой стали Гадфильда, имели внутренний подшлемник из органотекстолита на основе нейлона, и снаружи окрашивались в оливковый цвет. Позже в целях повышения маскировки солдат были разработаны камуфлированные чехлы для каски. На чехлах обычно имелись отверстия для размещения в них элементов растительности для более надежной маскировки. Размеры и вес могли варьировать в разное время. Масса шлема М1 времен Второй мировой войны составляла 1290 грамм, глубина 7 дюймов, ширина 9,5 дюймов и длина 11 дюймов. Масса шлема М1 образца 1961 г. в сборе (включая подбородочный ремешок) составляет 1550 грамм. Стоимость 30 долл. США в ценах 1987 года. На лобовую сторону каски обычно наносились знаки различия, а у санитаров — красный крест.

    Применение в других странах

    Кроме вооруженных сил США каска М1 использовалась вооруженными силами ряда других стран, например, Канады и Израиля. Также в некоторых странах были разработаны собственные каски на основе М1, например, японская Тип 66.

    Напишите отзыв о статье "M1 (каска)"

    Примечания

    1. ↑ Наименование шлема М1 обр. 1961 года по ТУ: Helmet, Ground Troops, Steel, M1, with Liner, Ground Troops Helmet, Chin Strap and Suspension System

    Отрывок, характеризующий M1 (каска)

    – Вы мне говорили про горючие вещества, – сказал он, – а про то, чтобы зажигать, вы мне ничего не говорили. – Да как же, батюшка, – заговорил, остановившись, Несвицкий, снимая фуражку и расправляя пухлой рукой мокрые от пота волосы, – как же не говорил, что мост зажечь, когда горючие вещества положили? – Я вам не «батюшка», господин штаб офицер, а вы мне не говорили, чтоб мост зажигайт! Я служба знаю, и мне в привычка приказание строго исполняйт. Вы сказали, мост зажгут, а кто зажгут, я святым духом не могу знайт… – Ну, вот всегда так, – махнув рукой, сказал Несвицкий. – Ты как здесь? – обратился он к Жеркову. – Да за тем же. Однако ты отсырел, дай я тебя выжму. – Вы сказали, господин штаб офицер, – продолжал полковник обиженным тоном… – Полковник, – перебил свитский офицер, – надо торопиться, а то неприятель пододвинет орудия на картечный выстрел. Полковник молча посмотрел на свитского офицера, на толстого штаб офицера, на Жеркова и нахмурился. – Я буду мост зажигайт, – сказал он торжественным тоном, как будто бы выражал этим, что, несмотря на все делаемые ему неприятности, он всё таки сделает то, что должно. Ударив своими длинными мускулистыми ногами лошадь, как будто она была во всем виновата, полковник выдвинулся вперед к 2 му эскадрону, тому самому, в котором служил Ростов под командою Денисова, скомандовал вернуться назад к мосту. «Ну, так и есть, – подумал Ростов, – он хочет испытать меня! – Сердце его сжалось, и кровь бросилась к лицу. – Пускай посмотрит, трус ли я» – подумал он. Опять на всех веселых лицах людей эскадрона появилась та серьезная черта, которая была на них в то время, как они стояли под ядрами. Ростов, не спуская глаз, смотрел на своего врага, полкового командира, желая найти на его лице подтверждение своих догадок; но полковник ни разу не взглянул на Ростова, а смотрел, как всегда во фронте, строго и торжественно. Послышалась команда. – Живо! Живо! – проговорило около него несколько голосов. Цепляясь саблями за поводья, гремя шпорами и торопясь, слезали гусары, сами не зная, что они будут делать. Гусары крестились. Ростов уже не смотрел на полкового командира, – ему некогда было. Он боялся, с замиранием сердца боялся, как бы ему не отстать от гусар. Рука его дрожала, когда он передавал лошадь коноводу, и он чувствовал, как со стуком приливает кровь к его сердцу. Денисов, заваливаясь назад и крича что то, проехал мимо него. Ростов ничего не видел, кроме бежавших вокруг него гусар, цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями. – Носилки! – крикнул чей то голос сзади. Ростов не подумал о том, что значит требование носилок: он бежал, стараясь только быть впереди всех; но у самого моста он, не смотря под ноги, попал в вязкую, растоптанную грязь и, споткнувшись, упал на руки. Его обежали другие.

    wiki-org.ru

    Американские каски времен Второй мировой войны

    Как и кираса, армейский защитный шлем (по-французски каска) появился в современной армии из прошлого. В него со временем трансформировался боевой доспех, который защищал воинов на протяжении нескольких тысяч лет истории. Правда существовал в военной истории и такой период времени, когда головы солдат защищали только шляпы с перьями или кивера и фуражки с лакированными козырьками, но со временем эта «несуразная» мода миновала, а металлические защитные шлемы снова вернулись на службу.

    Вновь о защитных шлемах военное руководство вспомнило в годы Первой мировой войны. Все дело в том, что данная война очень быстро переросла в окопную, где основной целью поражения очень быстро стали головы солдат, которые регулярно появлялись над брустверами траншей. По ним вели огонь из пулеметов, глушили фугасными снарядами, старались накрыть шрапнелью. Неудивительно, что потери среди личного состава сражающихся армий от попаданий именно в голову просто чудовищно выросли. Тогда-то генералы и забили тревогу.

    Первыми собственный шлем (каску) изобрели французы. Их модель получила название «Адриана», выпуск этого защитного шлема на поток был поставлен уже в начале 1915 года. При этом созданный во Франции шлем собирался из 3-х частей: колпака, юбки и гребня. Использование в частях защитных шлемов существенно уменьшило потери французов. Число убитых сразу уменьшилось примерно на 12-13%, а раненных практически на 30%. Столь замечательный и сравнительно легко полученный результат не мог остаться незамеченным другими участниками мировой войны. Более того шлемы «Адриана» тут же приобрели государства-союзники: Великобритания, Россия, Италия, Румыния, Португалия и т.д. Свой шлем начали создавать и немцы.

    M1917

    Так именно в годы Первой мировой войны шлем окончательно стал важным атрибутом солдата любой армии мира. В американской армии первый стальной шлем появился в 1917 году. Та модель копировала британскую каску MkI и не являлась самой удачной, что стало особенно заметным к началу Второй мировой войны. Отличием американского шлема от английского была меньшая на 0,5 см ширина полей. Американский защитный шлем получил маркировку M1917, в конце 1917 года в США было начато массовое производство этой каски.

    Однако к началу Второй мировой войны имеющиеся в американской армии шлемы не обеспечивали достаточной защиты солдат. Шлем переходной модели М1917А1, по сути, копировал устаревшую модель каски М1917. Их нужно было срочно заменить на более современную модель. Для этих целей из пыльных архивов был возвращен проект, который был предложен чиновником военного министерства Робертом Патерсоном в 1928 году.

    Согласно этому проекту шлем конструктивно должен был состоять из двух частей – самого стального шлема и подшлемника, который изготавливался из картона или другого легкого основания, которое можно было легко снять без всякого ущерба для самого шлема. В дальнейшем создатель самого известного американского защитного шлема Сиденхем развил эту идею, заодно отказавшись и от формы шлема все еще английского типа.

    Первые испытания нового шлема состоялись в начале 1941 года, они показали его эффективность. В результате испытаний были проведены незначительные доработки системы крепления подшлемника, которая в начальном варианте осуществлялась всего одной клепкой в своде шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской армии, тогда же оперативно началось его производство. Маркировка нового шлема – «Helmet steel M-1» патент №137.390 был зарегистрирован Патентным ведомством Виргинии.

    Всего в период с 1941 по 1945 годы в США было изготовлено 22 363 015 шлемов М-1, выпуском которых занималось сразу 9 фирм-производителей. Глубина стандартного шлема М-1 составляла 17,7 см, длина – 27,9 см, ширина – 24,13 см, масса – 1,45 кг.

    Шлем М1 может похвастаться достаточно длительной историей службы. После Второй мировой войны он использовался американскими военными в ходе Корейской войны. В 1961 году на вооружение была принята новая модификация данного шлема с подшлемником на основе нейлона (наполнитель – 5 слоев нейлоновой ткани, связующим звеном стала фенолоформальдегидная смола), который сменил обычные хлопковые ткани.

    Целью проведенной замены было улучшение эргономики боевого шлема и повышение противоосколочной стойкости на 10-15% до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 грамм. Большая партия таких шлемов была выпущена в 1966-1967 годах (около миллиона штук) и массово применялась во время войны во Вьетнаме. Лишь в 1980-х годах на смену шлему М1 начал приходить новый шлем – PASGT.

    Стальной защитный шлем М-1Как уже отмечалось выше, стальной шлем М-1 обладал оригинальной конструкцией, которая на тот момент времени не имела аналогов в мире. Каждый такой шлем состоял из двух частей: стального шлема, который производился из сплава стали и марганца и легкого подшлемника, который изначально изготавливался из спрессованного картона, окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней стороны подшлемника М-1 имелись тканевые ленты, которые выполняли амортизационные функции.

    М-1

    Данные ленты были надежно закреплены специальными держателями из латуни. В свое время такая система была создана Джоном Риделем, чье предприятие специализировалось на производстве защитной экипировки для американского футбола, в том числе и игровые шлемы, в которых применялась данная конструкция подшлемника.

    Внешняя стальная сфера нового шлема, которая получила название «steel pot», практически не менялась за все время производства М-1. При этом существовали незначительные различия между ранними версиями защитного шлема (выпущены до середины 1960-х годов) и более поздними их версиями. Первое изменение в конструкцию шлема М-1 было внесено уже в 1944 году.

    В состав стали, из которой изготавливались «steel pot», было снижено количество марганца, который делал шлем более хрупким, а также изменено направление обвальцовки, перенесшее соединяющий шов с фронтальной части шлема в затылочную. В дальнейшем данный шов стал очень важным опознавательным знаком для коллекционеров подобной военной продукции.

    Такой же значимой отличительной чертой ранних шлемов M-1 стали подбородочные стропы. В первом самом раннем варианте скобы, на которые крепились стропы, были прямоугольными и приваривались к самой каске, но такая конструкция показала себя очень хрупкой, поэтому ее заменили на подвижное крепление скобы.

    Сами же стропы за все время массового производства претерпели лишь одно большое изменение. Это произошло в момент второй крупной волны выпуска в годы войны во Вьетнаме. Вместе с формой самого защитного шлема (была уменьшена затылочная часть и его глубина) был изменен и способ крепления стропы – ее стали устанавливать на специальную клипсу, которая препятствовала быстрому износу крепления. До проведения данных изменений подбородочная стропа самым простым образом пришивалась к дужкам, но были и небольшие различия, которые, в основном, были связаны с фирмами-производителями: разная форма и материал застежек, крючков, разные оттенки строп и т.д. А в 1965 году были изменены и способы покраски касок М-1.

    Ранние варианты шлема покрывались специальной смесью краски и песка (был вариант с пробковой крошкой), но к началу войны во Вьетнаме в середине 1960-х годов от данной схемы окраски отказались, убрав из состава песок.

    В отличие от самого металлического шлема подшлемник претерпел значительно больше изменений. Главным образом это касалось материалов, из которых он выпускался. К примеру, первые варианты были изготовлены, как отмечалось выше, из прессованного картона. Однако из-за быстрого износа, особенно во влажном климате, от картона было решено отказаться навсегда, обратившись к стекловолокну. Подшлемники из стекловолокна были наиболее распространенными в период с 1944 по 1965 годы, когда в качестве нового материала для подшлемника начали использовать пластик.

    В шлеме М-1 подшлемник повторял форму каски, соединяясь с ней при помощи специального кожаного ремешка, который набрасывался на козырек стального шлема. Внутри подшлемника имелся специальный подвес, состоящий из строп, из которых можно было выделить две основных системы: центральная и затылочная. Затылочная система была проще и состояла из прикрепленной к самому подшлемнику и стягивающей строп.

    Подшлемник М-1

    Центральная система была гораздо более сложной – это был регулируемый в центральной части «парашют» и кольцо, обшитое кожей. Благодаря данной системе, создателям каски удалось решить проблему выпуска касок разного размера. Теперь каждый боец мог легко подогнать шлем точно под себя. При этом подвес выполнял и гораздо более важную миссию: при попадании в шлем, натянутые стропы амортизировали удар, спасая солдата от удара самого шлема. Также помимо основной задачи у подшлемников была и вторая, которая заключалась в том, чтобы сберечь солдат от травм вне боевых действий.

    Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Благодаря этому факту, на шлемах начали появляться обозначения боевых подразделений, знаки различия, рода войск. Если же говорить о знаках различия, то подшлемник позволял не просто рисовать их на себе, но и обеспечивал возможность крепежа металлических внешних знаков. Для этих целей использовалось отверстие, расположенное в лобовой части подшлемника.

    Разновидности шлема М1 времен Второй мировой войны

    Парашютные шлемы М2 и М1С:

    Специальный парашютный шлем под обозначением М2 был создан одновременно с обыкновенным М-1, но имел ряд изменений: в систему подвеса подшлемника устанавливались А-образные крепления для кожаного подбородочного держателя, а сам подбородочный ремень крепился на специальные D-образные дужки, которые были приварены к шлему.

    В 1944 году на смену модели М2 пришел шлем М1С. В защитном шлеме этой конструкции D-образные дужки было решено заменить «простыми» подвижными креплениями, какие ставились и на каски М-1, а на подбородочном ремне нашлось место кнопке, предназначенной для более прочной фиксации шлема на голове бойца.

    T-14 photographer helmet

    В мае 1944 года была разработана еще одна оригинальная модель шлема М-1, которая была предназначено для военных операторов и фотокорреспондентов. Несмотря на то, что модель каски Т-14 прошла серию испытаний на европейском театре военных действий, широкого распространения в американской армии этот шлем получить не смог.

    Главным отличием данной каски от М-1 являлась поднимающаяся лобовая часть, которая позволяла подносить аппаратуру к лицу, не снимая при этом самой каски.

    USAAF Mk3 flak helmet

    Модель шлема, получившая обозначение USAAF Mk3 flak helmet, была создана специально для военно-воздушных сил. В основу данного шлема легла стальная сфера от М-1 со встроенным в него подвесом без подшлемника. На этот подвес крепились защитные щитки с пробковыми прокладками.

    Данное строение шлема было обусловлено тем фактом, что его необходимо было носить поверх шлемофона.

    Автор: Юферев Сергей

    kykyryzo.ru

    Американские каски времен Второй мировой войны

    Как и кираса, армейский защитный шлем (по-французски каска) появился в современной армии из прошлого. В него со временем трансформировался боевой доспех, который защищал воинов на протяжении нескольких тысяч лет истории. Правда существовал в военной истории и такой период времени, когда головы солдат защищали только шляпы с перьями или кивера и фуражки с лакированными козырьками, но со временем эта «несуразная» мода миновала, а металлические защитные шлемы снова вернулись на службу.

    Вновь о защитных шлемах военное руководство вспомнило в годы Первой мировой войны. Все дело в том, что данная война очень быстро переросла в окопную, где основной целью поражения очень быстро стали головы солдат, которые регулярно появлялись над брустверами траншей. По ним вели огонь из пулеметов, глушили фугасными снарядами, старались накрыть шрапнелью. Неудивительно, что потери среди личного состава сражающихся армий от попаданий именно в голову просто чудовищно выросли. Тогда-то генералы и забили тревогу.

    Первыми собственный шлем (каску) изобрели французы. Их модель получила название «Адриана», выпуск этого защитного шлема на поток был поставлен уже в начале 1915 года. При этом созданный во Франции шлем собирался из 3-х частей: колпака, юбки и гребня. Использование в частях защитных шлемов существенно уменьшило потери французов. Число убитых сразу уменьшилось примерно на 12-13%, а раненных практически на 30%. Столь замечательный и сравнительно легко полученный результат не мог остаться незамеченным другими участниками мировой войны. Более того шлемы «Адриана» тут же приобрели государства-союзники: Великобритания, Россия, Италия, Румыния, Португалия и т.д. Свой шлем начали создавать и немцы.

    M1917Так именно в годы Первой мировой войны шлем окончательно стал важным атрибутом солдата любой армии мира. В американской армии первый стальной шлем появился в 1917 году. Та модель копировала британскую каску MkI и не являлась самой удачной, что стало особенно заметным к началу Второй мировой войны. Отличием американского шлема от английского была меньшая на 0,5 см ширина полей. Американский защитный шлем получил маркировку M1917, в конце 1917 года в США было начато массовое производство этой каски.

    Однако к началу Второй мировой войны имеющиеся в американской армии шлемы не обеспечивали достаточной защиты солдат. Шлем переходной модели М1917А1, по сути, копировал устаревшую модель каски М1917. Их нужно было срочно заменить на более современную модель. Для этих целей из пыльных архивов был возвращен проект, который был предложен чиновником военного министерства Робертом Патерсоном в 1928 году.

    Согласно этому проекту шлем конструктивно должен был состоять из двух частей – самого стального шлема и подшлемника, который изготавливался из картона или другого легкого основания, которое можно было легко снять без всякого ущерба для самого шлема. В дальнейшем создатель самого известного американского защитного шлема Сиденхем развил эту идею, заодно отказавшись и от формы шлема все еще английского типа.

    Первые испытания нового шлема состоялись в начале 1941 года, они показали его эффективность. В результате испытаний были проведены незначительные доработки системы крепления подшлемника, которая в начальном варианте осуществлялась всего одной клепкой в своде шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской армии, тогда же оперативно началось его производство. Маркировка нового шлема – «Helmet steel M-1» патент №137.390 был зарегистрирован Патентным ведомством Виргинии.

    Всего в период с 1941 по 1945 годы в США было изготовлено 22 363 015 шлемов М-1, выпуском которых занималось сразу 9 фирм-производителей. Глубина стандартного шлема М-1 составляла 17,7 см, длина – 27,9 см, ширина – 24,13 см, масса – 1,45 кг.

    Шлем М1 может похвастаться достаточно длительной историей службы. После Второй мировой войны он использовался американскими военными в ходе Корейской войны. В 1961 году на вооружение была принята новая модификация данного шлема с подшлемником на основе нейлона (наполнитель – 5 слоев нейлоновой ткани, связующим звеном стала фенолоформальдегидная смола), который сменил обычные хлопковые ткани.

    Целью проведенной замены было улучшение эргономики боевого шлема и повышение противоосколочной стойкости на 10-15% до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 грамм. Большая партия таких шлемов была выпущена в 1966-1967 годах (около миллиона штук) и массово применялась во время войны во Вьетнаме. Лишь в 1980-х годах на смену шлему М1 начал приходить новый шлем – PASGT.

    Стальной защитный шлем М-1Как уже отмечалось выше, стальной шлем М-1 обладал оригинальной конструкцией, которая на тот момент времени не имела аналогов в мире. Каждый такой шлем состоял из двух частей: стального шлема, который производился из сплава стали и марганца и легкого подшлемника, который изначально изготавливался из спрессованного картона, окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней стороны подшлемника М-1 имелись тканевые ленты, которые выполняли амортизационные функции.

    М-1Данные ленты были надежно закреплены специальными держателями из латуни. В свое время такая система была создана Джоном Риделем, чье предприятие специализировалось на производстве защитной экипировки для американского футбола, в том числе и игровые шлемы, в которых применялась данная конструкция подшлемника.

    Внешняя стальная сфера нового шлема, которая получила название «steel pot», практически не менялась за все время производства М-1. При этом существовали незначительные различия между ранними версиями защитного шлема (выпущены до середины 1960-х годов) и более поздними их версиями. Первое изменение в конструкцию шлема М-1 было внесено уже в 1944 году.

    В состав стали, из которой изготавливались «steel pot», было снижено количество марганца, который делал шлем более хрупким, а также изменено направление обвальцовки, перенесшее соединяющий шов с фронтальной части шлема в затылочную. В дальнейшем данный шов стал очень важным опознавательным знаком для коллекционеров подобной военной продукции.

    Такой же значимой отличительной чертой ранних шлемов M-1 стали подбородочные стропы. В первом самом раннем варианте скобы, на которые крепились стропы, были прямоугольными и приваривались к самой каске, но такая конструкция показала себя очень хрупкой, поэтому ее заменили на подвижное крепление скобы.

    Сами же стропы за все время массового производства претерпели лишь одно большое изменение. Это произошло в момент второй крупной волны выпуска в годы войны во Вьетнаме. Вместе с формой самого защитного шлема (была уменьшена затылочная часть и его глубина) был изменен и способ крепления стропы – ее стали устанавливать на специальную клипсу, которая препятствовала быстрому износу крепления. До проведения данных изменений подбородочная стропа самым простым образом пришивалась к дужкам, но были и небольшие различия, которые, в основном, были связаны с фирмами-производителями: разная форма и материал застежек, крючков, разные оттенки строп и т.д. А в 1965 году были изменены и способы покраски касок М-1.

    Ранние варианты шлема покрывались специальной смесью краски и песка (был вариант с пробковой крошкой), но к началу войны во Вьетнаме в середине 1960-х годов от данной схемы окраски отказались, убрав из состава песок.

    В отличие от самого металлического шлема подшлемник претерпел значительно больше изменений. Главным образом это касалось материалов, из которых он выпускался. К примеру, первые варианты были изготовлены, как отмечалось выше, из прессованного картона. Однако из-за быстрого износа, особенно во влажном климате, от картона было решено отказаться навсегда, обратившись к стекловолокну. Подшлемники из стекловолокна были наиболее распространенными в период с 1944 по 1965 годы, когда в качестве нового материала для подшлемника начали использовать пластик.

    В шлеме М-1 подшлемник повторял форму каски, соединяясь с ней при помощи специального кожаного ремешка, который набрасывался на козырек стального шлема. Внутри подшлемника имелся специальный подвес, состоящий из строп, из которых можно было выделить две основных системы: центральная и затылочная. Затылочная система была проще и состояла из прикрепленной к самому подшлемнику и стягивающей строп.

    Подшлемник М-1Центральная система была гораздо более сложной – это был регулируемый в центральной части «парашют» и кольцо, обшитое кожей. Благодаря данной системе, создателям каски удалось решить проблему выпуска касок разного размера. Теперь каждый боец мог легко подогнать шлем точно под себя. При этом подвес выполнял и гораздо более важную миссию: при попадании в шлем, натянутые стропы амортизировали удар, спасая солдата от удара самого шлема. Также помимо основной задачи у подшлемников была и вторая, которая заключалась в том, чтобы сберечь солдат от травм вне боевых действий.Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Благодаря этому факту, на шлемах начали появляться обозначения боевых подразделений, знаки различия, рода войск. Если же говорить о знаках различия, то подшлемник позволял не просто рисовать их на себе, но и обеспечивал возможность крепежа металлических внешних знаков. Для этих целей использовалось отверстие, расположенное в лобовой части подшлемника.

    Разновидности шлема М1 времен Второй мировой войны

    Парашютные шлемы М2 и М1С:

    Специальный парашютный шлем под обозначением М2 был создан одновременно с обыкновенным М-1, но имел ряд изменений: в систему подвеса подшлемника устанавливались А-образные крепления для кожаного подбородочного держателя, а сам подбородочный ремень крепился на специальные D-образные дужки, которые были приварены к шлему.В 1944 году на смену модели М2 пришел шлем М1С. В защитном шлеме этой конструкции D-образные дужки было решено заменить «простыми» подвижными креплениями, какие ставились и на каски М-1, а на подбородочном ремне нашлось место кнопке, предназначенной для более прочной фиксации шлема на голове бойца.

    T-14 photographer helmet

    В мае 1944 года была разработана еще одна оригинальная модель шлема М-1, которая была предназначено для военных операторов и фотокорреспондентов. Несмотря на то, что модель каски Т-14 прошла серию испытаний на европейском театре военных действий, широкого распространения в американской армии этот шлем получить не смог.Главным отличием данной каски от М-1 являлась поднимающаяся лобовая часть, которая позволяла подносить аппаратуру к лицу, не снимая при этом самой каски.

    USAAF Mk3 flak helmet

    Модель шлема, получившая обозначение USAAF Mk3 flak helmet, была создана специально для военно-воздушных сил. В основу данного шлема легла стальная сфера от М-1 со встроенным в него подвесом без подшлемника. На этот подвес крепились защитные щитки с пробковыми прокладками.Данное строение шлема было обусловлено тем фактом, что его необходимо было носить поверх шлемофона.

    Автор: Юферев Сергей

    ТАКЖЕ: Десантные шлемы парашютистов-десантников Luftwaffe.

    sibnarkomat.livejournal.com


    Смотрите также