Содержание
Поэма мужества и стойкости
Горят, горят вражеские танки. Им не пройти через овраг, не прорваться через мост, не преодолеть огневой рубеж возле утопающей в снегу безвестной деревеньки Ильинки. Здесь навязал врагу свой первый и последний бой, здесь стоит насмерть взвод младшего лейтенанта Игоря Суслина. Горят, горят вражеские танки… И один за другим гибнут солдаты из бронебойных расчетов комсомольского взвода истребителей танков. Все они — герои нового фильма Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…» — отнюдь не железные люди, но в свой звездный час ведут себя так, как могут вести себя только люди, выкованные из стали, воспитанные советским образом жизни,— истинные патриоты и интернационалисты. Встреча с ними в их последние дни, часы и минуты бесконечно волнует всех: и тех, кто воевал, и тех, кто знает о войне только из книг и фильмов. Ибо все понимают— им жить не до смерти, им жить до бессмертия.
И вот там, где обрели бессмертие солдаты лейтенанта Игоря Суслина (В. Конкин), у их братской могилы, через тридцать с лишним лет собрались, сошлись их дети — Анна, врач, дочь погибшего лейтенанта (Е. Уралова), подполковник Константин Святкин (Л. Бакштаев) — сын ефрейтора Святкина (режиссер фильма и актер-исполнитель центральной роли Л. Быков) и другие наследники подвига своих отцов, тех восемнадцати совсем юных солдат призыва 1944 года, которые поминутно вырастают на экране: и пылающий лютой ненавистью к оккупантам молчаливый солдат Глебов (Н. Сектименко), и кряжистый сухопутный моряк Сайко (И. Гаврилюк), и мечтатель Кодеридзе (В. Янтбелидзе), и добродушный работяга Хабарбеков (А. Ганиев), и незлобивый, послушный бронебойщик Лавкин (С. Иванов), и наивный, растерянный паренек Крынкин, укравший у взвода несколько кусков мыла, чтобы хоть как-то помочь больной матери и голодным сестрам, и другие, столь же разные и близкие друг другу по духу, простые советские парни… Это их дети встретились у далекой, заснеженной могилы, влекомые неизгладимой, неумирающей памятью о своих отцах.
Впрочем, по возрасту многие из них уже старше своих отцов. Константин Святкин, которому исполнилось 33 года и который дослужился до подполковника, по крайней мере на 12 лет старше своего отца, погибшего в 1944-м, которого, впрочем, он никогда не видел и не знал. Встреча на станции Подбедня могла бы, следовательно, состояться и раньше. Но она стала мучительно необходимой, когда в руках у каждого оказалась нежданная почтовая открытка без подписи: «Дорогой друг! — говорилось в этой открытке. — Наши отцы погибли в одном бою. Если хочешь почтить их память, приезжай 18 марта, в годовщину боя, на станцию Подбедня».
Так уже первые кадры нового фильма привлекают нас высоким нравственным смыслом темы, избранной Леонидом Быковым, Борисом Васильевым и Кириллом Рапопортом. Как на фронте, в годы войны, так и через десятилетия, в мирные годы, встречаются, казалось бы, незнакомые люди, но в каждом из них глубоко заложено нечто общее, что накрепко связывает их, делает близкими друг другу. В чем же состоят их общность, их нравственная сила?
В том, прежде всего, что это люди с открытым лицом и светлыми, благородными устремлениями, это не сборище автоматов, отравленных человеконенавистнической идеологией антагонистического общества, а нерасторжимое братство свободных людей, одухотворенных социалистическим мировоззрением, социалистической нравственностью. У них одна мать — Советская Родина, все они — ее дети, сильные своим воинским мужеством и патриотической стойкостью. И новый фильм Леонида Быкова —это поэма мужества и стойкости советского солдата.
Таким образом, главная тема фильма «Аты-баты, шли солдаты…» — это не только святая память о погибших отцах в сознании их детей, не только перекличка поколений, это фильм о нравственной стойкости советского человека в дни войны и в дни мира, это фильм о решающем значении нравственного фактора в воинском деле.
«Чтобы выиграть сражение, одного повиновения мало.
Нужно, чтобы подчиненные доверяли командирам, а командиры находили путь к сердцу и разуму солдата», — так пишет Маршал Советского Союза А. М. Василевский в своей книге «Дело всей жизни».
Поистине многообразны средства, которые применяет Леонид Быков, чтобы показать нерушимое единство солдата и командира. Никакие подробности солдатского быта, поведения солдат и командиров в казарме, в строю, на учениях не заслоняют того, что в боевой обстановке весь смысл их жизни — уничтожение врага. Все личное в условиях войны отходит куда-то на задний план. Преодолеваются себялюбие, несговорчивость, заносчивость, а то и низость иных поступков. Судьба каждого наикрепчайше связывается с судьбой всех. Неистребимый солдатский оптимизм не угасает даже перед лицом смерти.
С высоким мастерством Леонид Быков добивается органического сочетания трагедийного и комедийного начал в сюжете фильма. На этом пути он ищет и находит убедительные решения проблем достоверности боевых и бытовых сцен, единства правды жизни и правды искусства. Кажется, это качество всегда отличало кинематографическое творчество Леонида Быкова. То, что в фильме «В бой идут одни „старики“» выглядело как смелый прием, в новом фильме стало во многом себя оправдавшей творческой манерой.
Фильм «Аты-баты, шли солдаты…» радует глубиной мысли и эмоциональной силой. Впрочем, для тех, кто знаком с актерским и режиссерским творчеством Быкова, это его стремление к идейным и эмоциональным контактам со зрителем не является неожиданным. Вспомним его Учителя в «Чужой родне» или Петю Мокина в «Укротительнице тигров» — какие это были милые, неунывающие люди. Вспомним солдата Пашу Богатырева в фильме «Дорогой мой человек», Алешку в фильме «Алешкина любовь», метростроевца-подводника Алексея Акишина в фильме «Добровольцы», наконец, капитана Титаренко в фильме «В бой идут одни „старики“» — кажется, и актера Леонида Быкова, и режиссера Леонида Быкова в героях этих картин интересовали прежде всего духовные ценности советского человека, благородство его личности, покоряющие качества его характера, как решающее условие достижения ими своих жизненных целей.
Для солдат из взвода младшего лейтенанта Игоря Суслина все эти качества явились определяющим условием их боевого подвига.
Леонид Быков, думается нам, идет по правильному пути. На этом пути его ждут не только успехи, но и творческие просчеты. Есть они и в фильме «Аты-баты, шли солдаты…». Видимо, надо посоветовать Леониду Быкову и впредь настойчиво преодолевать излишнее обыгрывание незначительных деталей, больше заботиться о ясности и чистоте кинематографического языка, не подменять трагедийное мелодрамой, а комедийное приемами фарса — этого ждут от Леонида Быкова его благодарные зрители.
Поэма мужества и стойкости. //Советская культура. 1977 г.
Как снимался фильм «Аты-баты, шли солдаты» — Мы из Советского Союза — 15 февраля — 43199554623
Скоро у нас День Советской армии, поэтому в этом месяце посвятим рассказ военному фильму.
«Аты-баты, шли солдаты…». Путешествие во времени по следам героев-воинов.Последней работой талантливого, любимого миллионами зрителей актёра и режиссёра Леонида Быкова стала картина о Великой Отечественной войне «Аты-баты, шли солдаты…». В творческой биографии автора это был второй фильм на данную тематику (в 1973 году с большим успехом прошла картина «В бой идут одни «старики»). Отличительной чертой быковских кинолент о войне, и в особенности картины «Аты-баты, шли солдаты…», является удивительное сочетание трагедии и юмора, героизма и лирики, при полном отсутствии какого-либо пафоса и нравоучения.Фильм, выпущенный в 1977 году на киностудии имени Довженко, рассказывал о буднях обычных солдат немного в ином ракурсе, чем другие военные картины. Один из главных персонажей – ефрейтор Святкин – являет собой пример крайне самоироничного героя, который своим отношением к происходящему обескураживает зрителя. С улыбкой на лице он встречает все испытания, которые выпали на его долю. И даже во время сражения на поле боя не теряет чувства юмора: «А если тут вдруг заварушка начнётся, ну что-то вроде войны…» – говорит Святкин, отправляясь в атаку.
Сюжет фильма построен на раскрытии человеческих отношений в комсомольском взводе, состоявшем из 18 молодых ребят, которым хочется жить и любить, петь и смеяться, но военное время требовало самопожертвования и героизма, подвига и их жизней. Каждый образ – это небольшая история, каждый человек — скромный герой, готовый стоять на смерть ради Отчизны.
Сценаристы мастерски переплетают настоящее с минувшим. Кадры, повествующие о войне, взаимосвязаны с происходящим 30 лет спустя. В том месте, где в 1944 году шли ожесточённые бои, и проливалась кровь молодых солдат, собрались родственники этих героев, чтобы почтить их память. От обелиска с именами погибших бойцов камера плавно переходит на взвод солдат, идёт перекличка – так зритель впервые знакомится с главными персонажами. По ходу фильма возвращения в прошлое и обратно в настоящее происходят всё чаще. Смерть героев чередуется с кадрами возложения красных гвоздик на снег к месту их гибели, а сцена, где солдат Крынкин признаётся в краже мыла для того, чтобы его родные смогли купить себе хлеба, перекликается с уже мирными воспоминаниями его сестёр. Каждый кадр проникнут любовью и человеческим теплом. Это фильм не только о войне, он о крепкой мужской дружбе, о сплочении людей разных национальностей для общей победы, о самопожертвовании и силе человеческого духа.Обычные солдаты, которые защищали, на первый взгляд, ничем не примечательную деревню, совершили настоящий подвиг. Ценою собственных жизней, они остановили колонну немецких танков, отвоевали свою землю у врага и тем самым подарили будущее потомкам.
Замечательная музыка звучит в фильме «Аты-баты, шли солдаты…». Все звуковые фрагменты подобраны очень гармонично. Задорные строевые песни, блистательный танец Свата «Цыганочка с выходом» (персонаж Быкова), легендарная «День Победы» и, конечно же, финальная баллада «Бери шинель, пошли домой» на стихи Булата Окуджавы… Такие душевные и понятные всем песни не оставляют равнодушными зрителя, вызывая в его душе бурю переживаний.Через год после съёмок кинолента «Аты баты, шли солдаты…» принесла Леониду Быкову Государственную премию имени Шевченко Украинской ССР.После того, как зрители очень тепло приняли фильм «В бой идут одни старики», режиссер Леонид Быков решил свой следующий фильм тоже снять о войне, о ее героях. Леонид Федорович узнал, что на студию Довженко передали свой сценарий «Аты-баты, шли солдаты» драматурги Борис Васильев и Кирилл Рапопорт – автор знаменитых «Офицеров».
Процесс шел быстро – в октябре 1975 года сценарий обсудили на киностудии, а через пару недель началась подготовка к съемкам. Режиссер и актер Быков вместе с командой подбирал места для съемок, создавались эскизы декораций, также шел подбор актеров. Роль ефрейтора Святкина Быков намеревался сыграть сам, а на остальные роль пригласил малоизвестных коллег из Москвы и Киева. Исключением стал Владимир Конкин, которому досталась роль лейтенанта Суслина.
Остальные роли достались Евгению Уралову, Александру Крыченкову, Борису Химичеву, Елене Шаниной и другим.В начале 1976 года съемочная группа отправилась в Загорск для натурных съемок. Но Миноброны не смогло к обещанному сроку выделить солдат, поэтому начало съемок передвинули на неделю, они начались в конце месяца. После этого, в начале февраля Леонид Быков улетел в Москву для утверждения актерских проб. Просмотр состоялся в присутствии зампреда Госкино Бориса Пашенка и главного редактора сценарно-редакционной коллегии Даля Орлова. Все актеры были утверждены.Снимать стали с одной из самых сложных сцен – марш-броска роты Суслина. Быков хотел, что актеры погрузились в атмосферу тех лет, о которых шла речь в фильме. Работали на холоде, но участники съемок не жаловались. А проблемы все-таки были – актеры часто болели, а техника ломалась на морозе. Кстати, Быков все время сам присутствовал на съемках на улице, подавая личный пример другим. Старожилы села Городок вспоминали о 30-градусных морозах, стоявших в тот год на дворе, и о том, как было жаль актёров, которые с гранатами в руках бросались под танки и «погибали», защищая родную землю.
За месяц отсняли полтора километра пленки, потом, когда сняли большую часть материала, выяснилось, что часть пленки – брак. Самое обидное, что не удалось правильно заснять сцены с участием войск. Выход был один – переснимать.Тогда Леонид Быков лично поехал в Министерство обороны СССР. Едва режиссер переступил порог министерского кабинета, как на него обрушился поток смачного российского мата. «Что явился, мать-перемать! Министерство обороны для тебя лакеи, что ли? Да я вас всех в…у и высушу…» Быков стоял потрясенный, вытянув руки по швам, как будто солдат-первогодок. Да и как не встать, когда в тебя бросает громы-молнии член Политбюро, да еще Маршал Советского Союза. К тому же хозяин кабинета был прав: измотанные февральскими съемками солдаты имели право на заслуженный отдых, и не их вина была в том, что у киношников отказала проявочная техника. Министр говорил, что солдаты – это не лакеи, которые по прихоти должны ехать на съемки на мороз, ведь не их вина, что пленка оказалась браком. Быков все это выслушал молча. Между тем Гречко малость успокоился и, устало опустившись в кресло, спросил: «Что, так и будешь молчать?». Гость наконец поборол свою робость и как можно деликатнее изложил суть проблемы. При этом тактика им была избрана беспроигрышная: Быков напирал на то, что снимается фильм о войне, о героизме советских солдат и преемственности поколений. А Гречко сам был фронтовиком, и эта тема для него была святая.Вот почему уже спустя несколько минут его гнев сменился на милость, и он по громкой связи вызвал к себе своего помощника. Когда тот застыл в дверях, министр коротко приказал: «Разберись с этими горе-киношниками. О проделанном доложи». В итоге «добро» на продление сроков военной экспедиции было получено и съемки под Загорском продолжились. Правда, разнос, устроенный Быкову министром, очень скоро аукнется режиссеру серьезными проблемами со здоровьем. В итоге на съемки ушел весь март, каждую сцену снимали в несколько дублей, чтобы наверняка. Третьего шанса никто бы не дал. В середине марта снимали кульминацию фильма — последний бой роты Суслина. К тому моменту морозы уже отступили, но легче от этого не стало: съемки велись от рассвета до заката со множеством дублей. Затем были отсняты объекты: «проселочная дорога», «у хаты Вари», «станция», «железнодорожный тупик». Закончили 7 апреля, напряжение было настолько сильным, что на следующий день Быкова сразил второй инфаркт (первый он тоже заработал на киношной ниве, когда снимал в 64-м году своей первый режиссерский дебют — комедию «Зайчик»).Режиссер попал в одну из столичных клиник, где написал завещание. Этот документ он отдал редактору студии имени Довженко в конверте, а та про него забыла и передала адресатам незадолго до гибели Быкова. Причем адресовал его не жене (у нее была душевная болезнь) и детям, а своим друзьям — режиссеру Николаю Мащенко и актеру Ивану Миколайчуку. Привожу текст полностью:
«Дорогой Иван! Дорогой Николай!
Обращаюсь к вам с просьбой тяжелой и не очень благодарной.
1. Никогда и никому не поверьте, что «я наложил на себя руки». Просто, если это случится, знайте, что я износился.
2. Самое главное. Моя боль, моя совесть, моя вина — Лесь (19-летний сын Быкова. — Ф. Р.). Помогите ему поверить в людей. На него обрушилось столько, что хватило бы этого горя на целый народ. Он столько перенес горя. Это моя вина, что я отбивал его от «своего хлеба».
3. А теперь более «второстепенно-юмористические» просьбы-зарисовки.
Вы знаете, что и «рубля не накопили кинострочки», поэтому пусть кто-то «соображающий» поможет продать машину, так как пенсии за отца детям не будет (я узнавал), а Тома моя (жена. — Ф. Р.), к сожалению, инвалид: работать она не сможет. Да она долго без меня и не задержится, будет догонять, так как мы красиво прожили с ней жизнь, хотя я ее своим занудным характером часто огорчал…
4. А теперь о совсем смешном. Похороны — канительное дело…
1) Как можно быстрее вынести из дома, чтобы не мучить моих.
2) Добиться, чтобы разрешили Лесику прийти в этот день (если, конечно, врачи разрешат, чтобы это его не сломало окончательно).
3) Никаких оркестров.
4) Никаких студий. Дома кино (союз) — боже сохрани. Из дома — прямо туда, куда положено. Это мой крик, мольба. Без цирка, называемого почестями.
5) Никаких надгробных речей, а то я встану и уйду: получится конфуз.
Только кто-то из вас один, кому захочется, скажет одно слово: «Прощай».
Это, чтобы как-то поставить точку, а то нас «не поймут».
После этого «дерболызните» кто сколько сможет, но — умоляю — не дома. Это, конечно, кощунство и нарушение народной традиции, но очень прошу не для меня, так как мне будет все это до фонаря, а для Томы и детей.
6) Пусть ребята споют «Журавли», «Сережку с Малой Бронной…», «Бери шинель» и «Этот День Победы». И все. Они не откажут.
А потом пусть 2-я эскадрилья «врежет» «Смуглянку» от начала и до конца. ..
Очень жалею, что ничего не успел сделать путного. Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую?! Во дает!
Спасибо и пока!»
А тот все продолжал лежать в больнице – рвался на съемки, но врачи были непреклонны – нельзя, здоровье загубите, — говорили они. Пока он лежал в больнице 26 апреля умер министр обороны Гречко, фильм он так и не увидел.Быков от отчаяния чуть на стенку не лез. 20 апреля, в письме все той же Эмилии Косничук (редактор студии имени Довженко) рука режиссера вывела полные грусти строчки: «Все цветет, лопаются почки, поют соловьи. Часами смотрю на воду, а жить не хочется. Это не фраза кокетничающего юноши. Нет. Просто не вижу смысла. Раньше хотелось достать клочок земли, построить халупу своими руками. А сейчас даже этого не хочется… глубокая ночь».
К 1 мая Быков вернулся на киностудию имени Довженко в Киев. В утопающей в зелени столице Украины жизнь казалась прекрасной и счастливой. А тут еще и любимая работа подоспела: 10 мая в павильонах киностудии имени Довженко были возобновлены съемки «Аты-баты…». Коллеги говорили, что там у Леонида Федоровича открылось второе дыхание, они не верили, что этот человек еще три недели назад был при смерти.К удивлению всех присутствующих, только что вернувшийся из больницы Быков начал работу не с самого легкого для себя ЭПИЗОДИК в нем его герой — ефрейтор Святкин — лихо отплясывал перед своими однополчанами «Цыганочку». На съемках режиссер выглядел бодрым и веселым, и никто из его коллег, глядя на него, вряд ли мог себе вообразить, что каких-нибудь пару недель назад этот человек готов был уйти из жизни.В течение полутора месяцев в павильонах студии имени Довженко были отсняты следующие объекты: «канцелярия роты», «кабинет начальника училища», «квартира Кости», «буфет», «вагон», «хата Вали», «госпиталь», «чердак», «казарма». Съемки закончили к 21 июня – годовщине зачала Великой Отечественной войны, а в конце августа фильм был сдан на киностудию, причем практически без поправок. Та же история повторилась и в Госкино. Там в эти же дни принимался другой фильм о войне — «Восхождение» Ларисы Шепитько — так фильм Быкова был поставлен в пример: дескать, вот какое кино о минувшей войне нам нужно — героическое, зовущее на подвиги. А фильм Шепитько, как мы помним, был назван «религиозным и упадническим».»Аты-баты, шли солдаты…» вышел на широкий экран 25 апреля 1977 года. Касса, собранная им за несколько месяцев проката, выглядела внушительно: его посмотрели 35 миллионов 800 тысяч зрителей. Для фильма о войне это был рекорд: последний раз нечто подобное было в 1974 году, причем опять же с фильмом Леонида Быкова — его «В бой идут одни «старики» собрал 44,3 млн. зрителей.В ноябре 1977 года за оба последних фильма Леонид Быков был удостоен Госпремни Украинской ССР. Однако радость от этого события была безнадежно испорчена. Виновником этого стал 19-летний сын лауреата Олесь, который оказался замешан в криминальной истории. А произошло вот что. Друзья Олеся предложили ему покататься на отцовской «Волге», на что тот ответил согласием. Он выпросил у родителя ключи от автомобиля, объяснив ему, что хочет восстановить водительские навыки. А едва выехал за порог дома, как тут же в салон подсели его друзья. Но у тех на уме было совсем иное. Накатавшись вволю, они тормознули «Волгу» возле ювелирного и, попросив Олеся подождать их, скрылись в магазине. А спустя пять минут гуртом выбежали обратно и приказали Олесю что есть силы жать на газ. Оказывается, они ограбили магазин и скрылись с места преступления на быковской машине. Но кто-то из случайных прохожих успел запомнить ее номер, и уже вечером этого же дня всю гоп-компанию повязали. Включая и Быкова-младшего. Когда Леонид узнал об этом, у него случился третий инфаркт (второй, как мы помним, он заработал на съемках «Аты-баты…» в начале 76-го).Однако лечь в больницу Быков отказался. Не смог он приехать и на церемноию награждения его госпремией, поскольку ему было стыдно за сына. Он даже заявил, что отказывается от столь высокой награды, поскольку недостоин ее. Когда об этом узнал первый секретарь ЦК КП Украины Щербицкий, который обожал фильмы Быкова, он распорядился отправить премию лауреату на дом. Быков принял награду прямо в постели, а на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербинкою…» Что касается Олеся, то ему помогут избежать более сурового наказания именно заслуги его отца: в то время как его приятели, ограбившие ювелирный, получат по 15 лет тюрьмы, он отделается годом пребывания в психушке. Через несколько лет после смерти отца сын Быкова сбежал из СССР. По дороге во Львов он спрыгнул с поезда, переплыл реку Тису и оказался за границей. Сейчас, по слухам, он живёт в Канаде.
Интересные факты:
Картина «Аты-баты, шли солдаты…» в 1977 году стала лидером советского кинопроката, её посмотрели свыше 35 миллионов зрителей.Фильм снимался зимой 1976 года в Загорске (в настоящее время – Сергиев Посад). Леонид Быков начал с самого тяжёлого эпизода – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Режиссёр добивался одного – чтобы с первых же дней съёмок актёры погрузились в материал и на собственном опыте поняли, что значит воевать в тридцатиградусные морозы. Киноаппаратура выходила из строя, но никто из артистов не жаловался, поскольку Быков заражал всех своим энтузиазмом.
За месяц было отснято более полутора километров плёнки. Однако позже выяснилось, что большая часть материала оказалась в браке. Это случилось из-за технической накладки на студии. Леонид Быков вынужден был идти на поклон к маршалу Гречко и просить его ещё раз выделить солдат для съёмок, при этом режиссёру пришлось выслушать в самых нелитературных выражениях всё, что министр думает о горе-киношниках.Изначально персонаж Суслина Быков берёг для себя, но затем отдал его Владимиру Конкину, ставшему в то время очень популярным после роли Павки Корчагина.
В 1977 году помимо награждения Леонида Быкова Государственной премией имени Шевченко Украинской ССР, военная кинолента «Аты-баты, шли солдаты…» завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Быстрице (Чехословакия).
Из рассказа Конкина: «Поле горело и дымилось. Ветродуй «проветривал» нас до костей, но мы держались в своих шинелях, ватниках и полушубках. Сцену боя снимали тремя камерами, за одной из которых сидел сам Быков. Я работал без дублёра. При подготовке к съёмке в окопе, где стоял мой герой, вырыли дополнительную ямку, куда я должен был скрыться при приближении танка. У каждого из них есть «мёртвая зона», попадая в которую, водитель перестаёт видеть то, что творится прямо перед машиной. Чтобы я понял, когда наступит время проваливаться, техники поставили флажки. Мне сказали: как только танк к ним приблизится, срочно ложись.
Начались съёмки. Я видел, что танк пересёк «красную линию», но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. Стою, смотрю на приближающийся уже вплотную танк, словно кролик на удава. Спас меня ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжёлая машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй… Когда меня откопали, гимнастёрка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей. «Наверное, это как на войне», — сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине «скорой помощи». Серьёзных травм не было, но съёмки остановили на два дня…»
Жители села и близлежащие воинские части, как могли, помогали съёмочной группе. А когда фильм был готов, его первый предпремьерный показ состоялся в клубе местной воинской части. В память об этом событии и совместной работе над фильмом был сделан снимок. Он по сей день хранится в семейных альбомах участников встречи. Владимир Конкин был несказанно рад, когда ему подарили ту фотографию, сделанную в 1977 году.
Цитаты из фильма:
«Всё в порядке – Бобик сдох!»
«Завтрак – пшено, обед – пшено, ужин – пшено! Узбек вам птичка, что ли?»
«Мужчина не плачет, мужчина огорчается».
«Нам бы кралю, нам бы кралю хоть одну!.. – А что это они поют такое? – «По долинам и по взгорьям», товарищ генерал».
«Начальство всегда найдёт!»
«Порядок в танковых войсках!»
«Суслик бежит! — На полусогнутых».
«Я не философ, а филолог. — Да один хрен, грамотный!»
…12 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался на своей белой «Волге» с дачи под Киевом. Впереди него медленно ехала асфальтоукаточная машина. Актёр решил пойти на обгон. Но навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Быков резко вывернул руль и на всей скорости врезался в каток. Ему было всего 50 лет…
– Леонид Быков был одним из самых незаурядных актёров советского кино, — говорил публицист Виталий Вульф. — Не обладая красивой внешностью, он на экране был привлекательным человеком. Я отчётливо помню его в фильме «Алёшкина любовь», где он играл с актрисой Завьяловой. В памяти отпечатался фрагмент: Быков, подставляя голову солнцу, километры вышагивает, чтобы дойти до деревни, где живёт любимая. В нём была такая поэтическая красота, которая завораживала зрительный зал. В каждой роли Быков находил свои краски. К примеру, мало актёров обладают даром молчания. А он в молчании был глубок и красноречив. Не произнося ни одного слова… Он умер молодым. Поэтому даже не верится, что с его дня рождения прошло уже столько лет…
Трогательный фильм «Аты-баты, шли солдаты» снят по мотивам реального боя, в котором 25 человек стали Героями
1917 обзор фильма и краткое содержание фильма (2019)
Рецензии
Питер Собчински
Сейчас в эфире:
Powered by
Просто посмотри
В то время, когда кажется, что кино переживает новый технологический прорыв каждые несколько месяцев, странно утешительно, что кинозрители все еще могут зацепиться за фильм, который представлен как один непрерывный кадр. Конечно, это не новая идея, но концепция расширенного одиночного кадра, предназначенного для растяжки на весь фильм или просто в качестве фокуса для особенно эффектной сцены, по-прежнему может волновать зрителей в некоторых моментах. начальный уровень. «1917», новый фильм Сэма Мендеса, является последней попыткой полнометражного одиночного подхода, и его технические достижения нельзя отрицать. Но фильм настолько одержим своей особой техникой, что не оставляет места для других вещей, ради которых мы также ходим в кино, — таких мелочей, как сильная история, интересные персонажи или причина существования, кроме как подвиг техническое безрассудство. Сидеть на нем — это все равно, что смотреть, как кто-то другой играет в видеоигру в течение двух часов, и при этом не особенно захватывающая.
Реклама
Как следует из названия, «1917» разворачивается среди суматохи Первой мировой войны и происходит в так называемой «ничейной земле» на севере Франции, разделяющей британские и немецкие войска, и вокруг нее. Два молодых капрала, Блейк (Дин-Чарльз Чепмен) и Шофилд (Джордж Маккей), просыпаются от того, что могло быть сном всего несколько минут, и им приказывают явиться для нового задания. В нескольких милях отсюда другая рота, в которую входит брат Блейка, запланировала атаку, которая должна начаться через несколько часов, чтобы отбросить немцев еще дальше после недавнего отступления. Однако недавняя разведка предполагает, что отступление — это уловка, из-за которой они попадут в засаду, которая будет стоить тысячам британских жизней. Когда радиолинии отключены, Блейку и Шофилду приказывают отправиться пешком к этой роте, чтобы отменить атаку до того, как она может начаться, путешествие, которое заставит их пройти через вражескую территорию. Конечно, эти двое были уверены, что место, где они будут переходить, достаточно безопасно, но напряжение внутри солдат, которых они встречают по мере приближения к фронту, и недавний характер бойни, свидетелями которой они становятся, когда впервые переходят через край. , предполагает обратное. И все же этот первый проблеск буквального ада на земле, через который им предстоит пройти, — это только вкус того, что им предстоит пережить — в какой-то момент один из них нечаянно погружает руку, недавно перерезанную колючей проволокой, в открытую рану трупа. и это оказывается одним из менее мучительных моментов, которые их ждут.
«1917», по сути, хочет сделать для Первой мировой войны то же, что «Спасти рядового Райана» сделал для Второй мировой войны, а «Взвод» — для Вьетнама: дать интуитивное изображение ужасов боя для зрителей, чья единственная система отсчета для тех, конфликты были книги по истории или другие фильмы. Это неплохая идея для фильма, но «1917» никогда не оживает так, как, по-видимому, надеялся Мендес, и большая часть причин этого является прямым результатом того, как он развернул свою историю. Теперь мне нравятся расширенные кадры из одного кадра, которые существуют исключительно для режиссера, чтобы продемонстрировать свое техническое мастерство, но если бы я составил список наиболее эффективных эпизодов из одного кадра, они были бы настолько захватывающими для другие причины, по которым мы даже не замечаем сначала, что они были сделаны за один долгий дубль. Возьмем, к примеру, известную вступительную сцену в «Прикосновении зла» Орсона Уэллса. Да, это чудо техники. Но в то же время, когда Уэллс проделывал этот трюк с помощью оператора Рассела Метти, он быстро и эффективно создавал историю и представлял нескольких ключевых персонажей. Когда он наконец сделал надрез, это стало настоящим шоком.
Для сравнения, в «1917» едва ли найдется момент, в котором Мендес не призывал бы зрителей обратить внимание на все демонстрируемое техническое великолепие. Взятый строго с этих позиций, фильм, несомненно, впечатляет — Роджер Дикинс — один из величайших кинематографистов всех времен, и его работа над съемками, которые, должно быть, были чертовски сложными, впечатляет так же, как и все, что он делал. Проблема в том, что визуальное тщеславие не может не привлекать к себе внимание повсюду, будь то из-за все более эффектных движений камеры или иногда неуклюжих методов, которые используются для маскировки правок и которые начинают выделяться все больше и больше. (Как ни странно, самый очевидный метод, используемый для того, чтобы скрыть кадр — один из персонажей ненадолго теряет сознание — на самом деле является наиболее драматичным из всей группы.) Вместо того, чтобы постепенно отходить на задний план, чтобы освободить место для элементов более драматический или эмоциональный характер, отвлекающая техника остается в центре внимания.
Реклама
Конечно, одна из причин, по которой визуальный стиль в конечном итоге доминирует в процессе, заключается в том, что здесь не так много чего-то, что могло бы отвлечь внимание. Сюжетная линия, придуманная Мендесом и соавтором сценария Кристи Уилсон-Кэрнс, слишком часто кажется слиянием таких классических фильмов Первой мировой войны, как «Большой парад», «На западном фронте без перемен» и «Дороги славы». В определенные моменты история останавливается из-за кратких появлений знакомых лиц, таких как Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч и Марк Стронг, в эпизодах с большим количеством экспозиций, которые выглядят точно так же, как кат-сцены, которые появляются между различными уровнями в видеоиграх.
«1917» не совсем беспроцентный. Это был явно дьявольски сложный проект для постановки и исполнения, и есть некоторые сцены (например, особенно напряженная сцена, действие которой происходит в, казалось бы, заброшенном убежище, содержащем несколько неприятных сюрпризов), которые являются настоящим нокаутом. И все же, несмотря на весь его технический опыт, мало что из этого помогает зрителям заботиться о персонажах или о том, что с ними может случиться. Когда все сказано и сделано, «1917 год» — это, по сути, фильм-трюк. Если этого достаточно для вас, вы можете восхищаться его достижениями. Лично я хотел большего.
Петр Собчински
Питер Собчински является автором eFilmcritic.com и Magill’s Cinema Annual, и его можно услышать еженедельно в общенациональном синдицированном радиошоу «Mancow’s Morning Madhouse».
Сейчас играет
Фильмы
1917 (2019)
Рейтинг R
за насилие, некоторые тревожные изображения и язык.
119 минут
Литой
Джордж Маккей
как Шофилд
Дин-Чарльз Чепмен
как Блейк
Марк Стронг
как Капитан Смит
Эндрю Скотт
как лейтенант Лесли