Как назывался шлем древнерусского воина: Шлем древнерусского витязя, 8 (восемь) букв

Шлем древнерусского воина, прообраз будёновки, 5 букв

Любое число букв2345678910111213141516171819202122232425262728293031

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Шлем древнерусского воина, прообраз будёновки», 5 (пять) букв (первая — ш, последняя — к):

шишак

(ШИШАК)

Другие определения (вопросы) к слову «шишак» (49)

  1. Русский шлем
  2. Шлем хазара
  3. Стальной русский шлем
  4. Стальной русский шлем с острием
  5. Предок будёновки
  6. В Древней Руси и Московском государстве — предмет воинского снаряжения, головной убор в виде шлема
  7. «Каска» русских витязей с высоким навершием
  8. Вид защитного головного убора, распространенный на Руси в XII-XIV вв
  9. Прообраз будёновки
  10. Шлем Чингисхана
  11. Чингисхан, шлем
  12. Шлем Дмитрия Донского
  13. Островерхий шлем витязя
  14. Старинный шлем
  15. Шлем русского витязя
  16. Древнерусский шлем
  17. Шлем с «еловым» остриём
  18. Родоначальник будёновки
  19. Боевой шлем со шпилем и наносником
  20. Шлем русских воинов
  21. Шлем Дон Кихота
  22. Старинный металлический шлем
  23. Др. -русский шлем
  24. Шлем русского ратника
  25. Боевой шлем со шпилем
  26. Остроконечный шлем ратника
  27. Защитное вооружение, стальной русский шлем с острием, заканчивающимся шишкой
  28. Шлем на Илье Муромце с васнецовской картины «Богатыри»
  29. см. шиш
  30. Шлем русича
  31. В старину: металлический шлем с острием, утолщенным на конце
  32. Шлем, состоящий из конусообразной тульи и наушки, крепящейся на шарнирах
  33. Старинный островерхий шлем с шариком
  34. Старинный боевой шлем
  35. Вытянутый вверх шлем с наушниками и наносником
  36. Шлем Добрыни Никитича
  37. Стальной шлем со шпилем
  38. Старинный островерх. шлем с шариком
  39. Металлический шлем с острием
  40. Шлем – прообраз будёновки
  41. Хазар, шлем
  42. В Древней Руси высокий шлем с подвижным наносником-стрелкой, богато декорированный, без резко выраженной тульи
  43. Стальной рус. шлем
  44. Шлем, ставший предком буденовке
  45. Шлем со шпилем встарь
  46. Шлем русского богатыря
  47. Вид защитного головного убора
  48. Шлем витязя
  49. Боевой шлем со шпилем и наносник
  1. истор. (историческое) восточноевропейский шлем сферо-конической формы с плавно вытянутым верхом (шишом), часто с наушниками и наносником

Значение слова

ШИША́К,
-а́, мужской род
Старинный боевой головной убор в виде высокого суживающегося кверху шлема с шишкой наверху.
Молотит по русским щитам и броням, Дробит и сечет шишаки пополам. А. К. Толстой, Гакон Слепой.


Шиша́к — шлем (вид шлема или наголовья) с высоким навершьем (шиш), которое имело вид длинной трубки и оканчивалось яблоком или украшалось репьём, особый вид русского шлема.

Происхождение самого слова можно выводить от «шиш», и любого из многих иностранных терминов, таких как турецкое «çiçak», венг. sisak, польское «szyszak» или немецкое «zischägge». В статье «Шишак» Настольного энциклопедического словаря указано, что Шишак, то же, что шлем. Шишак, у которого тулья была с сеткою или забралом, покрывавшим лоб называлась прилбица. Сохранилось, в польском языке, название шишака — «przyłbica».

Показать дальше


1. Значение слова шишак. 2. Синонимы «шишак». 3. Антонимы «шишак». 4. Разбор по составу «шишак». 5. Ассоциации «шишак». 6 фонетический разбор «шишак».

  • Поиск занял 0.013 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.

Пишите, мы рады комментариям

Вверх ↑

Оружие

Наступательное вооружение

 

Древнейшее орудие дистанционного поражения – лук. Тетиву делали из растений, шелковых нитей или сыромятной кожи. В бою расстояние полета стрелы оказывалось не больше 100–150 м. Лук переносился в кожаном чехле – налучье, которое носили слева. Колчан – справа. Во время стрельбы воин предохранял руки от травм при помощи перчаток, наплечников, щитков для запястья.

На Руси древко стрел делали из сосны, ели, березы, яблони. Предпочитали старые деревья. Длина древнерусских стрел могла быть от 75 до 90 см. Для стабилизации полета  использовали оперение. В убойной силе важную роль играл наконечник. Среди наконечников XII–XIV веков встречались различные по форме срезни для стрельбы с близкого расстояния по незащищенным участкам тел воинов и лошадей, бронебойные стрелы, а также арбалетные болты.

Неотъемлемой частью экипировки лучника был колчан или тул. Мастеров, их изготовлявших, называли тульниками. Иногда колчаны украшали изящными костяными пластинками с вырезанными и нередко раскрашенными узорами и изображениями животных. В тул русского воина XIV века вмещалось не больше 20 стрел. У ордынских воинов – до 30 стрел. В бою им предписывалось носить два колчана: на 30 бронебойных стрел и на 30 срезней.

Сулицы – короткие метательные копья были на вооружении как у всадников, так и у пеших воинов. Метали одной рукой с расстояния 10–30 метров. Убойную силу оружие сохраняло на всём протяжении полёта, застревало в доспехе или в щите противника.

Для таранного удара конные воины применяли копье. Русские пешцы использовали его против конницы. Древки достигали длины 2,5 м и были сделаны из цельного дерева. Противоположный наконечнику конец укреплялся железным «втоком». Среди наконечников копий времени Куликовской битвы доминирующими становятся бронебойные. Повышение роли колющего оружия в XIV веке привело к созданию специальных отрядов-копейщиков. Часто войско считали по «копьям».

Большой популярностью из-за сочетания относительно невысокой цены и отличных боевых характеристик пользовались булавы, шестоперы, топоры, кистени. Топор использовали не только пешие ратники. Конный воин также пускал его в ход во время затяжной кавалерийской схватки. Легкие боевые топорики нередко служили парадным оружием с инкрустацией из благородных металлов. Топором можно было наносить удары одной или обеими руками.

Булава – ударное ручное холодное оружие, имеющее округлую головку весом до 500 г. Она насаживалась на деревянную или металлическую рукоять длиной до 80 см. В бою ею старались либо оглушить противника ударом по шлему, либо нанести внутреннюю травму. Булава была распространена с XIII до XVI века, а впоследствии превратилась в знак власти: в Европе – это маршальский жезл, на Руси – скипетр, на Украине – знак гетманской власти.

Разновидность булавы – шестопер. Это шарообразное или грушевидное навершие весом 300–400 г, снабженное шестью «перьями»-рёбрами. Ударная головка шестопера насаживалась на деревянную или металлическую рукоять. Шестопер применялся в ближнем бою, и помимо ударно-дробящего воздействия на противника ребра шестопера могли наносить и рубящий удар.

Конниками в бою применялся кистень. Он предназначался для ловкого и внезапного удара в тесной схватке. Гирьки кистеня делали из железа, бронзы или кости. Вес их 200–250 г.

Весьма дорогим оружием были сабли и мечи. Согласно современной европейской классификации, мечи разделяют на короткие – до 60 см, длинные – до 115 см, полутораручные – до 145 см, двуручные – около 150 см. Тяжелый меч для двух рук весил до 8 кг и достигал 2 м в длину. Классический рыцарский меч, окончательно оформившийся к XIV веку, имел длину лезвия до 90 см и рукоять под одну ладонь. Вес его составлял 1,25–1,8 кг. Ножны делали деревянными. Их покрывали кожей или материей, привязывали к поясной портупее на перевязи.

Сабля, появившаяся на Востоке, была распространена у кочевников. Широко использовать ее стали в связи с возросшим значением конницы в бою. Применение этого вида оружия дает воину-коннику большую маневренность в движениях, позволяющую точнее поражать противника. В зависимости от формы клинка сабля могла быть рубящим, колющим и режущим оружием. В отличие от меча у сабли заточенной всегда была одна сторона клинка.

История создания шлема.

4 января 2022 г.

 

Роль шлемов в истории войн

Самая уязвимая и самая ценная часть человеческого организма – голова. Следовательно, на протяжении веков, начиная с первых боев в древней истории, люди всегда старались максимально защитить голову, особенно во время сражений или других военных конфликтов.

Сначала древние люди делали защитные головные уборы из плетеных веток, кожи, шкур животных, дерева, бересты и других материалов, встречающихся в окружающей природе.

Изначально технология была довольно сложной и относительно дорогой, и только состоятельные люди могли позволить себе шлем, особенно из золота или меди, как более дешевый вариант. Позже, когда люди научились добывать и обрабатывать различные металлы, они начали производить металлические шлемы. Самые старые найденные шлемы происходят из гробниц шумерских царей и датируются примерно 3000 годом до нашей эры.

Так что большинство не столь богатых воинов продолжали носить льняные или кожаные шапки круглой формы – в некоторых странах вплоть до Средневековья. Иногда эти шапки украшались металлическими пластинами. Затем постепенно вошли в обиход бронзовые головные уборы, постепенно уступая место железным шлемам.

Что касается формы и дизайна, шлемы также значительно различаются от века к веку и от страны к стране, эволюционируя от простых защитных шапок до значительно улучшенных шлемов, предназначенных для защиты не только верхней части черепа, но также носа и других частей тела. хрупкие участки лица, т. е. глаза, уши, скулы и шея.

В Средневековой Руси и во многих странах Ближнего Востока и Азии того времени к шлему дополнительно пришивали металлокольцевой доспех, закрывавший шею и верхнюю часть плеч, что значительно повышало защитный эффект шлема. одежда.

Округлая или коническая форма шлемов также обеспечивала дополнительную защиту, поскольку могла перенаправить вектор приложенной силы удара, тем самым значительно уменьшая эту силу или даже заставляя оружие соскальзывать со шлема, не причиняя вреда или причиняя минимальный вред.

Другим усовершенствованием были перья из конского волоса или перьев поверх шлемов, которые также поглощали силу удара. Более того, противник также потратил бы драгоценные секунды и усилия на преодоление инерции этого неумелого удара, что пошло бы на пользу владельцу такого шлема.

Различные гребни и рога или подобные, казалось бы, декоративные элементы шлема — помимо отпугивания врагов — также выполняли ту же функцию перенаправления и минимизации силы удара.

Помимо защитной функции, эти элементы декора были необходимы для того, чтобы отличать вашего соратника от врага и воинов низшего ранга от их командиров.

Для дальнейшего улучшения защиты и повышения комфорта иногда ниже шлемов надевали шерстяные, меховые или кожаные шапки, чтобы амортизировать некоторую силу удара оружия. Или сами шлемы были покрыты слоем таких материалов на внутренней поверхности. Это было весьма кстати и в зимние периоды, так как такая шапка служила хорошей защитой от холода, хотя в жаркую погоду могла доставлять определенный дискомфорт.

Чем совершеннее было изобретено оружие, тем более усиленной стала защита головы и лица. Пожалуйста, подумайте о рыцарях средневековой Европы с их железными или стальными шлемами, закрывающими все, кроме двух маленьких прорезей для глаз.

Однако с появлением огнестрельного оружия ситуация резко изменилась. Как и методы военного преследования. Мобильность войск и количество орудий стали гораздо более важными факторами для победы в сражении, чем медлительная окованная железом или сталью армия.

Таким образом, постепенно металлические шлемы были практически полностью забыты, уступив место тканевым и кожаным киверам и треуголкам, которые были очень распространены в Европе во время наполеоновских войн. В основном они служили декоративными и отличающими головные уборы войск и чинов. Металлические каски в тот период сохранились только у драгунских войск.

Шлемы времен Великой войны

Однако это направление было затем переоценено как довольно неосторожное, и к моменту охвата Европы Первой мировой войны большинство армий было перевооружено металлическими шлемами, правда, другого форма.

Хотя металлический головной убор утратил свою эффективность против пуль, основная функция шлема, которая стала известна, заключалась в защите головы от шрапнели, осколков снарядов и камней, образовавшихся в результате разрывов снарядов над траншеями.

Во-первых, стальной шлем Адриана был разработан во Франции. Первоначально он был предоставлен французским солдатам. Позже он был заказан русскими войсками и даже переработан русскими в цельный стальной шлем с более высоким уровнем защиты по сравнению с оригинальным трехчастным клепаным шлемом Адриана. Однако лишь крошечная часть шлемов более поздней версии была произведена вовремя для оснащения армии. Они поставлялись лишь некоторым фронтовым войскам.

Затем появился британский шлем Броди, который официально назывался «Шрапнельный шлем Mark I», но был широко известен как «жестяная шапка» и даже «миска для посуды» с широкими полями, обеспечивающими в первую очередь хорошую защиту от осколков и осколочных снарядов.

Немецкие солдаты изначально были экипированы кожаными Pickelhaube (в переводе с немецкого «шпилька»). У него был остроконечный гребень из стали. Этот шлем широко использовался перед Первой мировой войной, но фактически выполнял декоративную функцию, а не защитную от осколков снарядов, поэтому немцы вскоре решили заменить его на Stahlhelm (в переводе с немецкого «стальной шлем»). Он был известен и довольно узнаваем по форме благодаря двум очень необычным боковым «рожкам», которые представляли собой трубы с вентиляционными отверстиями и изначально предназначались для оснащения усиленной стальной лобовой пластиной для дополнительной защиты лба. Однако эти стальные пластины весили до 5 кг каждая и особой популярностью у солдат не пользовались.

Еще одной модификацией шлема, получившей огромную популярность во время Великой войны, была маскировка.

По мере того, как оружие становилось все более и более совершенным, возможность защиты головы солдата от пули все больше зависела от способности к маскировке, чем от толщины солдатских касок.

Изначально стальные шлемы были чрезвычайно узнаваемы на фоне окружающего ландшафта при дневном свете, так как они ярко сияли, отражая солнечные лучи. Поэтому солдаты начали покрывать поверхности шлемов грязью или краской, чтобы сделать их менее заметными для врага. Даже темно-зеленые или коричневые ткани иногда повязывали поверх шлемов, чтобы создать некоторую маскировку.

По мере роста популярности этой тенденции были разработаны даже уникальные разноцветные узоры охры, коричневого и зеленого цветов. Для улучшения маскировочных характеристик предписывались специальные смеси краски и грязи или песка.

Каски времен ВОВ

Во время Второй мировой войны немцы носили стальные каски новой модификации, известной как Stahlhelm M-35 («35» — год их поступления в применение). Поскольку потребность в мобильности армии возросла, М-16 модели 1916 был значительно улучшен. Таким образом, шлем стал значительно легче; его забрало и шейный клапан стали намного меньше, что уменьшило вес шлема. Сплав стали, используемый для шлема, также значительно улучшился как по весу, так и по пуленепробиваемым характеристикам. Как производное от Stahlhelm M-35 появился и шлем M-38, который выпускался в нескольких модификациях, приспособленных для разных целей каждого конкретного рода войск – отличающихся по форме и ширине полей.

Французские солдаты продолжали использовать слегка модифицированные шлемы Адриана, так как изначально они были довольно легкими, что обеспечивало высокий уровень мобильности.

Британские солдаты использовали шлемы Мк II, а затем Мк III, которые были улучшенными версиями Мк I.

Советские воины носили цельнолитые стальные круглые каски СШ-40 («Ш» — сокращенно «Стальные каски»), которые были довольно хорошего качества и зарекомендовали себя как способными защитить голову как от пуль и осколков снарядов. Что касается окраски, то обычно они редко сильно маскировались и в основном окрашивались в цвет хаки, если не считать зимних периодов и заснеженных пейзажей.

Американским шлемом того периода был шлем M1, поставляемый с 1941 года. Он заменил шлем M1917 Kelly, который был похож на британский Brodie. Новый шлем М1 уже не имел сходства с тазом для посуды и по конструкции больше походил на советский шлем СШ-40. Они также были изготовлены из сплава марганцовистой стали Гадфильда отличного качества и доказали свою высокую эффективность против пуль. Они были снабжены хлопчатобумажной подкладкой, а затем усовершенствованы текстильным камуфляжным покрытием с отверстиями для продевания в них мелких веток деревьев и стеблей травы для дополнительной маскировочной защиты.

Шлемы во время корейской и вьетнамской кампаний

Этот шлем M1 широко использовался в течение довольно длительного периода времени. После Второй мировой войны он находился на вооружении во время Корейской кампании в начале 1950-х годов.

В 1961 году в обиход вошел новый модифицированный шлем. Теперь он имел 5-слойную подкладку на нейлоновой основе с фенолформальдегидной смолой, что обеспечивало значительно лучшую защиту от осколков снарядов и повышало общие эргономические характеристики шлема.

Эти модифицированные каски широко использовались во время вьетнамской кампании 1964 – 1975 г. Лишь в 1980-х годах его постепенно заменили головным убором нового поколения из кевлара PASGT.

Таким образом, на протяжении всей истории мы можем наблюдать постепенное развитие средств защиты головы – от неметаллических типов до наиболее совершенных современных материальных шлемов, эволюционирующих вместе с развитием применяемого оружия и общим прогрессом, достигнутым человеком в других областях. сферах жизни выполнять свою основную функцию – обеспечивать оптимальный уровень защиты и безопасности, какой бы стиль ведения боя ни был предпочтителен.

Броня волка

: 30 августа 2015 г., Русская Арктика, том 41,
N2

Вряд ли найдется мальчик, который бы не занялся изготовлением оружия из любых подручных материалов, как и Юрий Филиппович, историк-реконструктор из НИЛ гуманитарных наук Новосибирского государственного университета. Однако, в отличие от своих десятилетних сверстников, игравших самодельными деревянными мечами, он «реконструировал» свой первый шлем и доспехи из стали и алюминия.

Во время учебы в университете Филиппович сделал свою первую историческую реконструкцию — средневековый ламеллярный доспех — по просьбе своего сверстника Леонида Боброва в качестве наглядного пособия для студентов. Сейчас в его коллекции более 30 исторических реконструкций доспехов и оружия кочевых народов Средней Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока.

Сегодня историческая реконструкция – очень перспективное направление исследований в области военной истории, а также серьезнейшее и интересное современное увлечение, развившееся во второй половине ХХ века из так называемых ролевых игр. Историческая реконструкция военной техники различных этносов и исторических периодов, а также технологий их изготовления берет свое начало в глубоком изучении письменных и изобразительных источников, детальном анализе артефактов из археологических памятников. Изучая функциональные свойства реконструированного вооружения, историки понимают особенности воинов разных этносов, прослеживают этапы развития их наступательного и оборонительного вооружения, выявляют причины изменений

История войны и военного искусства древних и средневековых кочевников евразийских степей привлекала внимание древних и средневековых летописцев с момента их появления на сцене мировой истории; он также привлек внимание современных военных историков. В последние годы благодаря энтузиастам, занимающимся реконструкцией оружия и доспехов, стало возможным изучить военную технику «на практике» и понять особенности военного искусства древних кочевников

Работа посвящена памяти М. В.Горелика (рановременно скончавшегося), специалиста по доспехам

иреконструктор оружия и доспехов кочевников Евразии

КАК СТАТЬ РЕКОНСТРУКТОРОМ Впервые я познакомился с военной историей в три года, когда мой прадедушка подарил мне набор открыток Русские доспехи .

Будучи школьником, я лепил из пластилина русских воинов, монголо-татарских батыров и рыцарей Тевтонского ордена. Пока мои друзья играли с готовым или самодельным деревянным оружием, я сделал свой первый шлем и доспехи из стали и алюминия, когда мне было девять или десять лет. Моя мама преподавала историю в школе, поэтому в домашней библиотеке у нас было много книг, в том числе по военной истории. Мой отец, инженер-механик, преподавал в магазине; мой дедушка был профессиональным плотником и столяром. Итак, мастерская и библиотека, самые необходимые вещи для начинающего реконструктора, оказались в моем распоряжении. Я был глубоко впечатлен серией популярных статей, опубликованных в Журнал «Советский воин » с иллюстрациями М. В. Горелика, человека-легенды среди любителей истории оружия.

Потом были университетские годы (Новосибирский государственный университет), археологические экспедиции и курсы Ю. С.Худяков, наш ключевой специалист в области археологической истории оружия. Леонид Бобров, старше меня на год, уже активно занимался историческими реконструкциями. Это он попросил меня сделать ламеллярный доспех в качестве наглядного пособия для изучения средневековой конструкции доспехов. Лето 2002 года я вырезал пластины и шнуровал доспехи. Тогда идея обучения военному искусству путем воссоздания воинского снаряжения захватила меня и не дает мне покоя по сей день.

За последние 13 лет я сделал около 30 комплектов доспехов, а именно шлемы, оружие, одежду и обувь. Все работы выполняются в частной мастерской в ​​поселке Березово (Маслянинский район Новосибирской области), где есть все условия для слесарных, кузнечных, столярных, шорных, портновских и других необходимых работ. В настоящее время делаю собственный проект Железные кентавры Саяно-Алтая , целью которого является реконструкция линии вооружения Среднего Енисея и прилегающих территорий с 3 по 18 вв.

Юрий Филиппович

Война и оружие занимали особое место в жизни древних и средневековых кочевников Великих степей. С одной стороны, передовое военное искусство защищало кочевое общество от внешней агрессии; с другой стороны, она создавала условия для экспансии на земли оседло-земледельческих цивилизаций. Победоносные нашествия ханьцев, древних тюрков и монголов приводили в ужас германских королей, иранских шах-ин-шахов и китайских императоров. Атилла, свирепый вождь гансов, с тех пор остался в исторической памяти многих народов под именами Бич Божий и Молот Вселенной .

Еще более впечатляющими были средневековые завоевания монголов во главе с Чингисханом, могущественным Завоевателем мира. Воспоминания об этих завоеваниях встречаются в письменных исторических преданиях, эпических легендах и народных сказках многих народов. Военная мощь кочевников производила большое впечатление на их оседлых соседей, которые внимательно изучили и переняли кочевое военное дело, их тактику и военную организацию.

Европейские авторы сохраняли интерес к воинам Великих степей даже после того, как эпоха кочевых империй ушла в прошлое. Оказалось, что многие элементы кочевого военного искусства могли быть эффективно применены в условиях «Пороховой революции». Неудивительно, что в период формирования военной истории в России специалисты неоднократно обращали внимание на особенности военного искусства древних и средневековых кочевников.

Художественная реконструкция в русском доспехе

Интерес к военной истории и кочевому военному искусству породил интерес к их материальной культуре (Иванин, 1846; Марков, 2007). Начиная с XIX века военные историки стали иллюстрировать свои работы изображениями скифских, ханьских, монгольских и среднеазиатских воинов. Такие изображения, как правило, основывались на рисунках и описаниях античных и средневековых авторов. Эти иллюстрации можно считать первыми попытками исторической реконструкции облика древних и средневековых кочевников.

Однако золотой век русской исторической реконструкции наступил позже, когда исследователи стали использовать не только изображения и письменные материалы, но и материальные источники, такие как оружие древних кочевников из археологических находок.

ТЕПСЕЙСКИЕ РЫЦАРИ Среди наиболее загадочных находок в раннесредневековой археологии юга Сибири можно назвать так называемые тепсейские дощечки , т. е. резные миниатюры, найденные на горе Тепсей в Хакасии в XIX в.70-х годов (Грязнов, 1971, 1979). Существует гипотеза, что на досках изображены вооруженные конфликты между таштыками и тюрками Первого каганата. Имеются также сведения о том, что кыргызы-цигу, населявшие междуречье Афу и Гян, были покорены позднеханьскими племенами из Турфанского оазиса и затем вынуждены были мигрировать в Южную Сибирь. Именно этих носителей западных традиций можно было бы идентифицировать как Ашина — небольшую правящую группу тюрков, возможно, являвшуюся ираноязычным племенем, впоследствии ассимилировавшимся с другими народами.

Материальная культура «ранних тюрков»-ашина V-VI вв. практически неизвестна. Однако фотографии таштыков могут помочь представить вероятный набор их вооружения (Азбелев, 2008).

С 1960-х по 1990-е годы исследователи изучали археологические материалы и реконструкции скифо-сарматского вооружения, которые актуальны и сегодня (Черненко, 1981; Хазанов, 1971). Важная роль в развитии исторической реконструкции в нашей стране принадлежит известному специалисту в области доспехов В. Горелику, востоковеду из Москвы. За четыре десятилетия им было создано несколько сотен художественных реконструкций воинов различных исторических периодов.

С 1970-х годов в нескольких научных центрах Сибири началось изучение древнего и средневекового оружия. Эти исследования позволили исследователям проанализировать вооружение тагарской культуры раннего железного века, а также вооружение енисейских кыргызов, живших в Минусинской котловине в период раннего и позднего средневековья (Худяков, 1980).

В последующие годы сибирские исследователи продолжили изучение особенностей кочевого военного искусства хунну-сяньбиев, древнетюркского и монгольского периодов в Средней Азии. В результате появились реконструкции вооружения и графические реконструкции древних и средневековых воинов-кочевников Южной Сибири и Средней Азии (Худяков, 1986). В конце 1990-х — начале 2000-х годов Л.А.Бобров создал большое количество художественных (цветных и графических) реконструкций сяньбийских, древнетюркских, кыргызских, уйгурских, монгольских, ойратских, узбекских, казахских и цинских воинов (Бобров, Худяков, 2002, 2003). , 2005, 2008; Бобров, Борисенко, Худяков, 2010). В то же время В.В.Горбунов, историк из Алтайского государственного университета (Барнаул), и Д.В.Поздняков из Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) создали графические реконструкции индивидуальных металлических защитных средств древних и средневековых кочевники Горного и Степного Алтая (Горбунов, 2003).

Из металла, дерева и кожи

Наряду с художественно-исторической реконструкцией развивалась экспериментальная реконструкция как важное и перспективное направление современных археологических исследований. Он основан на детальном анализе предметов материальной культуры, обнаруженных на археологических памятниках, что позволяет исследователям изготавливать точные копии подлинных материалов (железо, бронза, кожа и др.). Такого рода реконструкция становится предметом специфических экспериментов, в которых исследователи восстанавливают древние и средневековые технологии производства и уточняют применение тех или иных предметов материальной культуры.

Одним из основных направлений экспериментальной исторической реконструкции является изучение вооружения и военного искусства прошлых эпох. Сегодня открываются новые возможности для реконструкции наступательного вооружения и индивидуальной металлической брони благодаря современным методам математического моделирования и способам определения эффективности средств пробития и обороны. В последние годы значительно расширились возможности экспериментальной реконструкции. К исследованию функциональных характеристик реконструированного наступательного и оборонительного вооружения привлекаются специалисты по аэродинамике, баллистике и математическому моделированию процессов столкновения и разрушения металлических ударных средств и оборонительного прикрытия (Ведерников, 19). 95).

Методы и практика экспериментального моделирования оружия очень популярны и развиваются в бронетанковых исследованиях как в нашей стране, так и во всем мире. Долгое время в России и странах СНГ именно члены любительских клубов военной истории изготавливали и испытывали на симуляторах современные реплики оружия и одежды людей, живших в Средние века и Новое время. Однако со временем экспериментальной реконструкцией заинтересовались и профессиональные историки.

В 1980-е годы группа специалистов киностудии «Мосфильм» во главе с И.Я. Абрамзон и М.В.Горелик предприняли успешную попытку создания современных реплик оружия и доспехов, использовавшихся древними русскими и татарскими воинами, для музейной экспозиции, посвященной годовщине Куликовской битвы. Кроме того, Горелик и его группа изготовили копии шлемов, доспехов, щитов и различного оружия, используемого для съемок исторических фильмов.

Позже любители реконструкции, входившие в военно-исторический клуб «Мэргэн» (г. Абакан) во главе с А.Л.Петренко, изготовили реплику средневекового пластинчато-шитого внутреннего доспеха кыргызов куяк . Они сделали это с помощью Ю. Графическая реконструкция С. Худякова доспеха, найденного у Абазы в Хакасии (Петренко, Петренко, 2004).

Доспехи Новосибирского государственного университета

В начале 2000-х Новосибирский государственный университет приступил к экспериментальным историческим реконструкциям вооружения и одежды воинов, использовавшихся в Средней Азии и Сибири в разные исторические периоды. Серия реконструкций Ю. А.Филипповича базировалось на оборонительном вооружении ойратских и монгольских воинов, которое было собрано и систематизировано Л.А.Бобровым и ныне хранится в музейных собраниях России, стран СНГ и Зарубежья.

Первыми образцами были сфероцилиндрический шлем и ламеллярный доспех, входившие в состав ойратского и тибетского защитного оружия. Их прототипами послужило оружие, хранящееся в Оружейной палате Кремля и в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Москва). Уже самое начало производства и первые опытные испытания показали довольно интересные результаты.

А именно определены основные виды и способы скрепления пластин, из которых состоял ламеллярный панцирь; установлены особенности кроя, системы крепления, конструкции сегментов доспеха, а также конструкции шлема и бармицы, прикрепленной к его нижней стороне. В ходе испытаний выяснилось, что пластинчатая броня 9-гоХалат 0095 кроя (со сплошным осевым разрезом) был достаточно удобен, чтобы не сковывать движений при верховой езде и фехтовании. Воин мог сам надеть доспехи; ему понадобится только чья-то помощь, чтобы починить ламеллярные лопатки. Пластинчатые доспехи с длинной юбкой использовались в основном всадниками. Когда воин ехал верхом, вес пластинчатого доспеха частично распределялся на спину и круп лошади; в результате плечевые ремни были менее нагружены (Худяков и др. , 2005).

Опыты показали, что ламеллярный панцирь надежно защищает тело всадника от ударов клинковым оружием. Этот вид бронезащиты менее эффективен против колющих ударов копьем в кавалерийской атаке. После окончания испытаний шлем и панцирь несколько лет экспонировались в кабинете археологии Новосибирского государственного университета; они использовались как наглядные пособия во время лекций по археологии Сибири и Средней Азии.

Удачная реконструкция доспеха и шлема легла в основу других экспериментально-исторических реконструкций доспехов и оружия, найденных на археологических памятниках Средней Азии, юга Сибири и Дальнего Востока. С 2003 по 2014 год кафедрой археологии и этнографии и Лабораторией гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета создано более 20 экспериментальных исторических реконструкций, в том числе вооружение и одежда воинов хунну и сяньби II и III вв., древнетюркских воинов VI вв. и 7-го веков, чжурчжэньские воины 12-го и 13-го веков и монгольские воины 13-го и 14-го веков. Все реконструкции выполнены из аутентичных материалов (железо, бронза, дерево, кожа, мех и др. ) с применением соответствующих технологий производства. Позже этот опыт позволил исследователям реконструировать древнее оружие на более совершенном уровне.

ВОЛКИ НАПАДАЮТ Древние тюрки (Тю-Кю, Тюркюты) первыми в истории человечества создали континентальную империю кочевников, простиравшуюся от Волги до Великой Китайской стены. Правителям Византии, Ирана и Китая приходилось считаться с военной силой Первого (Великого) Тюркского каганата (545—603 гг. н. э.). Центром Первого каганата были «Золотые горы» (Алтай). Второй, Кок-Тюркский, каганат (682—745 гг. н.э.) занимал меньшую территорию, но также влиял на военно-политическую обстановку в Южной Сибири, Средней и Восточной Азии.

Главной ударной силой -го тюркского кагана -го войска были отряды тяжелой конницы. Воины этих войск назывались бури , или волками. Эти «азиатские рыцари» носили тяжелые железные доспехи и шлемы; их наиболее распространенным оружием были длинные ударные копья, сабли и палаши. Идея тяжелой конницы была заимствована южносибирскими кочевниками у сяньбийцев; однако тюрки творчески переделали изобретение своих восточных соседей и прекрасно приспособили его для военных действий в Степях. Считается, что именно древние тюрки привезли в Восточную Европу и Западную Азию железные стремена, сабли, своеобразные деревянные седла с высокими навершиями, новые виды шлемов и доспехов как для мужчин, так и для лошадей.

В последние десятилетия возрос интерес к историческим реконструкциям в России, Азии и Европе. Клубы военной истории возникли во многих городах; их участники изготавливают средневековые доспехи и оружие, одежду воинов, устраивают показательные бои во время ролевых игр, которые часто приурочены к историческим событиям и юбилеям. Местные администрации часто приглашают ролевых игроков для участия в реконструкциях и исторических шоу, организованных в честь тех или иных исторических событий, которые привлекают множество людей, в том числе школьников, студентов и туристов. К сожалению, члены клубов редко консультируются со специалистами по истории оружия; в результате историческая достоверность реконструкций не всегда совершенна.

ХУННУ: КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ — ВОИН В БРОНЯХ Археологические находки и анализ письменных источников дают очень четкое представление об оборонительном снаряжении воинов-хунну. В древнекитайских хрониках неоднократно упоминаются доспехи хунну и воины в доспехах. Например, Ця И, ханьский поэт и политик II века нашей эры, писал в своей книге «Синь Шу»: «По моим подсчетам, у народа хунну около 60 000 всадников, умеющих натягивать лук. Поскольку каждый пятый человек — воин в доспехах, их общая численность составляет 300 000 человек». Его мнению вторит Сыма Цянь, потомственный историограф династии Хань, в своих «Исторических записках» («Ши-цзи»): «Все, кто умеет натягивать лук, присоединяются к бронированной коннице».

Что касается археологических данных, то к ним относятся фрагменты доспехов из двадцати квадратных чешуйчатых пластин, найденных на Иволгинском городище (II-I вв. до н.э.) в Забайкалье (Давыдова, 1985).

Там же в могильнике Черемуховая Падь (XI–I вв. до н. э.) в центре гробницы обнаружено большое скопление ржавого железа. По мнению Б.П. Коновалова (1976), тонкие пластинчатые осколки могут свидетельствовать о том, что железо представляло собой остатки древних доспехов. Среди осколков попадались обломки пластин без ржавчины, но с голубым железным блеском и следами заклепок. На некоторых фрагментах были кусочки кожи, а один осколок был покрыт красным лаком. Известно, что китайские доспехи эпохи Хань покрывались черным или красным лаком, предохранявшим пластины доспехов от влаги и служившими украшениями (Горелик, 19).95).

В 1960 году вблизи города Хух-Хото (Внутренняя Монголия, КНР) на месте археологических раскопок древнего поселения Эршицзязу, которое в эпоху Западной Хань было китайским городом, граничащим с землями хунну, был найден хорошо сохранившийся хуннский доспех. (II в. до н.э. – I в. н.э.) (Горелик, 1987, 1995; Рец, Су-Хуа, 1999).

Панцирь — сложный предмет одежды, состоящий из пластин трех разных типов. Прямоугольные вертикально расположенные пластины типичны для китайских пластинчатых доспехов эпохи Хань. Чешуйчатые пластины наплечников и юбки также перекликаются с археологическими находками из центральных районов Китая. Поэтому доспех из Эршицзязу можно отнести к китайским оружейникам.

Пластины соединялись буксирным тросом, сплетенным из жесткой пеньковой нити, проходящей через ряд отверстий пластинчатым способом. Сначала пластины были прошнурованы горизонтальными рядами; затем эти ряды составляли основные части панциря: туловище, две наплечники и юбку. Воротник представлял собой один горизонтальный ряд пластин. В туловище имелось два отверстия для рук и сплошная вертикальная щель спереди с остатками трех застежек. Горизонтальные ряды пластин соединялись таким образом, что верхние ряды перекрывали нижние. Наплечники состояли из шести горизонтальных рядов чешуйчатых пластин, причем нижние ряды перекрывали верхние. Юбка с разрезом выполнена аналогично.

Наиболее перспективным направлением исследований археологи и специалисты по истории оружия Новосибирского государственного университета считают исторические реконструкции. Созданные здесь реконструкции доспехов и оружия экспонировались в университетах и ​​музеях России, Казахстана, Монголии и Китая.

Значимым мероприятием стал проект «Сибирский воин сквозь века » (его поддержали администрация Новосибирской области и города). Новосибирские исследователи посетили десятки населенных пунктов Новосибирской области, читая лекции и организуя выставки оружия и одежды сибирских воинов разных периодов. Сегодня пристальное внимание уделяется изучению средневековых технологий изготовления оборонительного и наступательного оружия, экспериментальной отработке металлических и органических доспехов с различной структурой пластин. Авторы проекта уверены, что сделают много открытий в этой области.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 14-28-00045

Список литературы

Бобров Л. А., Борисенко А.Ю., Худяков Ю.В. С. Взаимовлияние тюркских и монгольских народов с русскими в Сибири в военном деле в позднее Средневековье и Новое время. . Новосибирск: Новосиб. Гос. ун-т 2010. 288 с.

Бобров Л.А., Худяков Ю.В. С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и Нового времени (XV – первая половина XVIII в.) (Оружие и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в позднем средневековье и Новое время (XV — первая половина XVIII века) // СПб: СПбГУ, 2008. 770 с. , Омелаев А. И. Баллистика от стрел до ракет // Новосибирск: ИТПМ СО РАН, 19.95. 236 с.

Горбунов В. В. Военное дело населения Алтая в III—XIV вв. Ч. I. Военное искусство населения Алтая в III–XVI вв. Ч. 1. Оборонительное вооружение (доспехи). Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2003. 174 с.

Горелик М. В. Армия монголо-татарская X—XIV веков: Воинское искусство, снаряжение, оружие.— М.: Восточный горизонт, 2002. 84 стр.

Как назывался шлем древнерусского воина: Шлем древнерусского витязя, 8 (восемь) букв
Scroll to top