Содержание
История: Наука и техника: Lenta.ru
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Что собой представляла партия социалистов-революционеров до Февральской революции 1917 года? Когда она стала самой влиятельной немарксистской социалистической партией? О том, чем левые эсеры отличались от правых и как террористка Мария Спиридонова стала символом России, «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Леонтьев.
«Лента.ру»: Какое влияние на политический процесс в 1916 году оказали эсеры?
Ярослав Леонтьев: Влияние леворадикальных партий на политический процесс в 1916 году было минимальным. Они практически перестали существовать, но группы эсеров были в Петрограде, на Урале, в Сибири, Туркестане и других местах России. Они довольно активно распространяли Циммервальдский манифест, который признал Первую мировую войну империалистической со стороны всех вовлеченных в нее стран, осудил социалистов, голосовавших за военные бюджеты и участвовавших в правительствах воюющих стран, и призывал «начать борьбу за мир без аннексий и контрибуций».
Материалы по теме:
Многие эсеры, в том числе левого крыла, в это время носили солдатские и офицерские погоны и матросские бескозырки. Среди офицеров и вольноопределяющихся было много вчерашних студентов, народных учителей, врачей, земских статистиков, кооператоров и агрономов — то есть это был типичный эсеровский «электорат». Встречались и отдельные капитаны и подполковники.
Эсеры готовились к выборам в V Госдуму, которые планировались на лето 1917 года, основательно: был создан общий народнический блок, куда входили народники-реформисты, народные социалисты и трудовики, включая Александра Керенского, который в этот момент тоже стоял на циммервальдских позициях, заканчивая радикальными эсерами. Начались агитационные поездки по городам.
В любой партии есть радикалы и консерваторы, правые и левые крылья или фракции. Такое же деление к 1917 году было и в ПСР. Расскажите, чем левые отличались от правых?
Термин «правые эсеры» — это недоразумение, ярлык, который был придуман и введен чекистами и большевистским агитпропом. Все это легко прослеживается по документам.
В партии были крылья умеренные и радикальные, но иногда более радикальными становились не левые, а те, кто по политическим воззрениям были правее. Можно использовать при их определении те термины, которые они сами использовали: максималисты и минималисты.
Е.К. Брешко-Брешковская и А.Ф. Керенский. Середина 1920-х годов
Изображение: socialist-revolutionist.ru
В 1906 году после первого съезда ПСР от партии откололась «московская оппозиция» (будущие максималисты), они были сторонниками аграрного террора. Большинство же этот террор не одобряло. Максималисты оформились в самостоятельную организацию — Союз социалистов-революционеров максималистов.
Позже в ходу был термин «эсеры центра», дабы отделить их от организационного обособившихся левых эсеров, и, наоборот, оставшейся в партии немногочисленной группы правых, ориентировавшихся на Николая Авксентьева и Екатерину Брешко-Брешковскую.
А что такое аграрный террор?
Экономический террор: помогать крестьянам запускать «красного петуха», нападать на управляющих и заниматься самозахватом земли, то есть ведение партизанской войны на селе.
Так в чем же было основное различие между левыми эсерами и минималистами?
После откола максималистов некоторое время партия была единой, размежевание началось в годы Первой мировой войны, когда образовались два течения: оборонческое и интернационалистское. Тогда к эсерам-интернационалистам, тем, кто выступал с осуждением войны как империалистической и требовал немедленно выйти из нее, принадлежали как Чернов, главный теоретик партии и будущий председатель Учредительного собрания, так и один из будущих создателей партии Левых эсеров Натансон.
Советская историография ошибочно называет интернационалистами только левых эсеров, но и те, кого они называют правыми тоже были интернационалистами. Были, конечно, и «оборонцы» (они считали, что социалисты должны защищать родину против иноземного империализма), например будущий министр МВД Временного правительства и председатель Уфимской директории Николай Авксентьев. Еще более известным социал-оборонцем был Борис Савинков. Но он в современной терминологии скорее был национал-революционером, нежели эсером, он сам себя предпочитал называть «народоволом».
К ним относился и Илья Бунаков-Фондаминский, между прочим, один из эсеров, причисленный к лику святых Константинопольской православной церковью, в конце жизни он участвовал во французском Сопротивлении и погиб в 1942 году в Освенциме.
Интересно.
Да, эсеры и религия отдельная тема, среди эсеров встречались священники. Вопрос об участии священнослужителей в эсеровском движении мало исследован.
Вместе с тем еще во время Первой русской революции были случаи участия сельских священников в «крестьянских республиках». Из рядов социалистов-революционеров вышли такие известные духовные лица, как мать Мария (Кузьмина-Караваева), также прославленная ныне Константинопольским патриархатом как преподобномученица, и иерей Григорий Аверин, причисленный к лику новомучеников и исповедников российских в 2000 году.
Мать Мария (Кузьмина-Караваева)
Изображение: psmb.ru
Кузьмина-Караваева после революции была городским головой в Анапе, а Аверин — председателем Кологривской земской управы. К числу активных левых эсеров в 1917-1918 годах принадлежал офицер и бывший народный учитель Тихон Голынский, в дальнейшем известный деятель Катакомбной церкви (архиепископ Антоний).
Выходит, что, несмотря на то, что пишут в справочниках, до революции 1917 года разделение у эсеров было весьма условное?
Именно так. Мало того, часть эсеров-максималистов вернулись в партийное лоно, после того как политическая полиция разгромила их организацию и казнила их лидеров. Дело в том, что после взрыва дачи Столыпина и громких экспроприаций, которые они совершили, полиция стала считать их самой опасной организацией для самодержавия.
Среди вернувшихся в лоно партии за границей после побега из женской каторжной тюрьмы была легендарная Наташа Климова, бывшая возлюбленная Соколова-«Медведя». Или, например, видный деятель Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч — первое антибольшевистское правительство России, организованное в Самаре — прим. «Ленты.ру») в 1918 году Прокопий Климушкин.
Как левые эсеры относились к террору?
Нормально относились, как и все эсеры. Даже внесли новую струю — так называемый «интернациональный террор», хотели организовать покушения на кайзера Вильгельма, Ллойд Джорджа, Жоржа Клемансо и даже американского президента Вудро Вильсона, то есть лидеров обеих империалистических коалиций.
Спиридонова и Прош Прошьян лично инструктировали Якова Блюмкина перед убийством посла Германии Мирбаха, а Каховская руководила ликвидацией генерал-фельдмаршала Эйхгорна в Киеве. Левые эсеры покушались на Блюмкина, заподозренного ими в сотрудничестве с ЧК, и убили чекистского агента, внедренного в Казанскую организацию. А в 1938 году Мария Спиридонова из Внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке обращалась с заявлением чуть ли не к Николаю Ежову о заброске террористической группы во главе с ней в Германию для покушения на Гитлера. Глядишь, превзошли бы Судоплатова с Кузнецовым.
Гершуни и Спиридонова в Акатуе
Изображение: socialist-revolutionist. ru
В наше время практически нет женщин во главе партий. Тогда же одним из лидеров эсеров была Спиридонова. Что это был за человек?
Эсеры наследовали традиции народников и народовольцев, а у тех, как известно после разгрома и ареста основных лидеров «Народной воли», на свободе осталась только один член исполкома Вера Фигнер, которая руководила организацией почти два года. Покушение на Александра II до логического завершения довела, как известно, Софья Перовская, позже повешенная. Поэтому женщина во главе организации в русском революционном движении было делом уже традиционным. Можно еще вспомнить бабушку русской революции — так в 1917 году называли Брешко-Брешковскую. Она после возвращения из сибирской ссылки очень мощно работала на пиар эсеров.
Если говорить о Спиридоновой, то она — символ Первой русской революции, об этом говорили и кадеты, которые предоставили ей адвоката на ее процессе в Тамбове, и Ленин, и Кропоткин. Созданию сакрального образа поспособствовали поэты, например Клюев.
Почему Спиридонова была так популярна? Ведь она, насколько я помню, совершила покушение всего лишь на какого-то советника тамбовского губернатора.
Ее покушение в январе 1906 года на советника губернатора Гавриила Луженовского, который участвовал в подавлении аграрных выступлений во время революции 1905 года и был лидером тамбовских черносотенцев, получило не только общероссийский, но даже мировой резонанс. Она была зверски избита помощниками полицейского пристава и казаками и, возможно, изнасилована. Вскоре с наиболее зверствовавшими полицейским Ждановым и казачьим офицером Аврамовым расправились эсеры.
А кто раскрутил ее дело?
Это был журналист Владимир Попов, он провел расследование этого дела для либеральной газеты «Русь», благодаря этому и вошел в историю. Он писал в газете под псевдонимом В. Владимиров. Он публиковал ее письма к сестрам и матери. К ней на процесс приезжал возглавлявший тогда Союз адвокатов, член ЦК кадетов Николай Тесленко в качестве ее главного защитника, где называл ее «символом поруганной России». Эсеры активно пропагандировали ее поступок и ее преследование.
Кроме того, тогда была традиция, еще с «Народной воли», что когда кто-то шел на теракт, то делалась его фотографическая карточка. Потом их распространяли среди народа в виде почтовых открыток и публиковали в нелегальных и заграничных изданиях. Карточка Спиридоновой распространялась по всей империи, с этим связаны интересные истории. Где ее только не встречали (вместе с другой карточкой популярного в народе лейтенанта Шмидта)!
Мария Спиридонова за решеткой тюремной больницы
Фото: РИА Новости
Поэт Николай Клюев свидетельствует о том, что увидел однажды фото Спиридоновой, вставленное в киот в красном углу в некоей крестьянской избе. Тамбовские крестьяне молились за нее в специально поставленной часовне во имя Марии Египетской. Революционерка София Дубнова-Эрлих, дочь историка еврейства Семена Дубнова, в своих мемуарах пишет, что неожиданно для себя увидела на собрании бундовцев в доме у старика Соломона рядом с мезузой и менорой фотографию Спиридоновой. Я уже не говорю, что она была у всех студентов и курсисток в съемных в складчину комнатах в доходных домах. Кроме того, все статьи о ней перепубликовывались социалистической и либеральной печатью на Западе.
Дальше под давлением общественности смертную казнь Спиридоновой заменяют на пожизненную каторгу. Ее этапируют в Бутырку, где к ней присоединяются еще пять женщин-террористок, а затем они едут по этапу в Сибирь. Это была триумфальная поездка, во всех городах, куда этот поезд прибывал, люди устраивали такой прием! Массовые митинги, девушек забрасывали цветами, вывешивались партийные баннеры с лозунгами ПСР. В Красноярске вообще рабочие окружили вагон и предлагали освободить девушек.
Но главное, что произошло на Нерчинской каторге, куда их доставили, — их встреча с создателями ПСР Григорием Гершуни, убийцей министра МВД Плеве Егором Созоновым, убийцей министра народного просвещения Боголепова Петром Карповичем и другими легендарными революционерами. Здесь Спиридонова сблизилась с будущим соратником по созданию партии Левых эсеров Прошьяном.
Партийная и народническая в более широком смысле слова печать продолжала следить за ее судьбой. Не раз ставился вопрос о ее побеге (как это удалось Гершуни и Прошьяну), Вера Фигнер собирала для этого средства, выступая на митингах за границей. Но ничего не вышло.
Мария Спиридонова
Изображение: eBay
Про пиар в прессе понятно, про ее смелость и решительность тоже, но были ли у нее другие качества? Была ли она настоящим лидером или теоретиком? Например, историк Городницкий считает, что эсеры были примитивными, заидеологизированными людьми.
Доля правды есть во всем. Городницкий в разные годы писал и говорил разное об эсерах, были у него и определенные восторженные оценки, а здесь, скорее всего, он просто эпатировал публику. Городницкий занимался только Боевой организацией эсеров, а партия в целом состояла из разных людей, разных типажей, с разным образованием.
Были среди них блестящие ученые, цвет отечественной науки, такие как будущий академик-биохимик Бах и его ученик Збарский; знаменитый социолог Питирим Сорокин; создатель и директор Института мерзлотоведения Сумгин; директор Института почвоведения Ростислав Ильин; популяризатор зоологии и природоведения Лункевич; один из лучших русских экономистов Николай Кондратьев; этнограф и главный специалист у эсеров по национальному вопросу Брюллова-Шаскольская; замечательные писатели Михаил Осоргин, Иван Вольнов и Александр Грин; будущий фантаст, специалист по организации заповедников и зоопарков Туров (Борис Фортунатов). Да много кто еще был, юные Осип Мандельштам и Борис Пастернак примыкали к эсерам, а Сергея Есенина подвигла на вступление в ПСР жена Зинаида Райх.
Спиридонова же, конечно, не была теоретиком, но она оказалась литературно одаренным человеком, оставила интересную книгу воспоминаний о царском периоде, каторге, остались и ее пламенные статьи в эсеровской прессе. Она была талантливым агитатором и оратором, стояла в одном ряду с Луначарским, Троцким и Мартовым.
О советском времени она, к сожалению, ничего не успела написать, ее судьба сложилась трагически, ее снова ссылали сначала на три года, потом каждый раз срок продлевался, а затем в годы Большого террора ей дали 25 лет и уже в 1941 году расстреляли. Теоретиками у Левых эсеров были упомянутый Камков, Владимир Трутовский, Исаак Штейнберг, а Спиридоновой было отдано крестьянство, она стояла во главе Крестьянской секции ВЦИК.
В массовом сознании противостояние большевиков и эсеров сформировано советским кинематографом, где эсер представляет собой типаж этакого белого офицера, только в штатском, которой постоянно пьет и готовит диверсии. Но как только погружаешься в документы, видно, что все совсем не так. Расскажите, когда началось сближение эсеров с большевиками?
Оно происходило несколько раз, даже ставился вопрос о создании единой социалистической партии. Одним из приверженцев этой идеи являлся Натансон. Сближение было в 1905 году, во время революции, проводились совместные действия, конференции. В ходе самой революции в боевой штаб по руководству дружинами на Пресне входили как эсеры, так и большевики. Руководили штабом большевик Зиновий Литвин-Седой и эсер Соколов-«Медведь». До сих пор историки спорят, кто был на первой роли, а кто на второй в этом штабе.
В том же Циммервальде заседали вместе: Ленин, Мартов и Чернов с Натансоном. Подлинный блок большевиков и эсеров складывается в июльские дни 1917 года, когда происходят совместные вооруженные демонстрации, которые затем Ленин назовет «репетицией революции». Тут уже и Спиридонова, вернувшаяся из Сибири, пойдет на тактическое сближение и блокирование с большевиками. Наряду с Троцким и мичманом Раскольниковым Временное правительство бросило в «Кресты» Прошьяна.
Если взять народ, крестьян и солдат, то они вообще первое время не различали большевиков и эсеров. «Ты против войны? Против буржуев из Временного правительства? Значит свой», — такой был ход мысли.
Наивный вопрос: что бы сделали левые эсеры в России, будь перевес не на стороне большевиков, а на их стороне?
Ответить на ваш вопрос очень сложно. Там были миллионы обстоятельств и нюансов, бесконечные заговоры, перевороты и контрперевороты. Мне проще сказать, чего не должно было происходить, если бы эсеры оказались в большинстве. Само собой разумеется, не было бы раскрестьянивания, не было бы в таком виде коллективизации с раскулачиванием и спецпереселенцами и так далее. Никто бы не стал бороться с середняками в деревне. Этого не могло быть по определению.
Первый ряд: Школьник, Гершуни, Спиридонова, Измайлович, Биценко; второй ряд: Созонов, Фиалка, Сидорчук, Езерская, Карпович
Изображение: Wikipedia. org
Не было бы и борьбы с церковью, хотя эсеры в большинстве своем были атеисты, она была бы просто отделена от государства. Сложно поверить, что они бы организовывали союзы воинствующих безбожников и взрывали бы храмы.
Плюс, конечно, они ратовали за демократический централизм. Не зря чекисты считали, что Кронштадтское восстание подняло на щит левоэсеровские лозунги: «власть Советам, а не партиям», «свободу социалистической печати» и прочие.
Возможно, это была бы попытка реализовать страну крестьянской утопии в хорошем смысле этого слова, вековую мечту Беловодья и Китеж-града, с опорой на кооперацию, которую нам описал Александр Чаянов в книге «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Это была бы другая страна.
Эсеровская альтернатива
«23 февраля с утра явившиеся на заводы и фабрики рабочие Выборгского района постепенно стали прекращать работы и толпами выходить на улицу, выражая протест и недовольство по поводу недостатка хлеба, который особенно чувствовался в названном фабричном районе, где, по наблюдениям местной полиции, за последние дни многие совершенно не могли получить хлеба». Так выглядел в отчете агентов Охранного отделения первый день революции, навсегда изменившей Россию, – 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года.
Волнения в Петрограде, которые растерявшаяся царская власть не сумела подавить, отречение Николая II 2 (15) марта на станции Дно под Псковом, создание Временного правительства – по воспоминаниям современников, стремительность революционных событий не позволяла понять, куда, собственно, столь лихо рванулась Россия и кто в конечном итоге выиграет от этих перемен. То, что менее чем через год победителями окажутся большевики – радикальная фракция социал-демократов, находившаяся до сих пор на обочине российской политики, – в феврале 1917-го не мог предсказать никто, не исключая самих большевистских лидеров.
Но огромная жажда социальной справедливости была видна с самого начала революции. Россия оказалась очень левой страной: в бурные месяцы, последовавшие за падением монархии, выяснилось, что симпатию к социалистическим идеям в том или ином виде испытывает безусловное большинство граждан страны. Это отразилось и на результатах прошедших осенью, когда развал и анархия на фронте и в тылу были уже очевидны, первых в истории России свободных выборов – в Учредительное собрание, которое, как предполагалось, должно было определить дальнейшие пути развития страны. Убедительную победу на выборах одержали социалисты-революционеры (эсеры) – партия, которая последовательно, не останавливаясь перед насилием и кровью, вела борьбу против монархии Романовых, но в 1917 году склонялась к мирным, хоть и радикальным преобразованиям – прежде всего земельной реформе.
Солдаты, перешедшие на сторону революции, и вооруженные горожане на улицах Петрограда, 1917 год
Если бы стране удалось проскользнуть между угрозой диктатуры, исходившей как слева, от большевиков, так и справа, от радикальных контрреволюционеров, эсеры наверняка на какое-то время стали бы правящей партией послереволюционной России, считает доктор исторических наук, профессор Института общественных наук РАНХиГС, руководитель постоянного семинара “Левые в России: история и общественная память” Константин Морозов. В интервью Радио Свобода он размышляет о том, почему этого не случилось и какова была суть эсеровской альтернативы для России.
– В каком состоянии Партия социалистов-революционеров подошла к Февралю?
– Я бы сказал, что партия находилась тогда в состоянии организационной распыленности. Значительная часть видных ее руководителей была в эмиграции, другая часть – в тюрьмах, в ссылках, на каторге. Ей пришлось восстанавливаться с нуля, этим восстановлением занимались преимущественно те эсеры 1905–07 годов, которые отошли от революционной деятельности, но в марте 1917 года фактически вернулись в партию. Они создавали все ее новые ячейки. Были серьезные проблемы среди эсеров и в связи с внутренними расколами, особенно из-за наличия разных точек зрения на войну. В марте партия эсеров начинает воссоздаваться как единая партия, что потом на III съезде партии в мае-июне было проведено в жизнь – это, на мой взгляд, было ошибкой. Потому что разногласия внутри партии были такие, что она существовать и управлять собой, принимать решения как единая партия не могла. Немедленно началась фракционная борьба – и, соответственно, это закончилось распадом и невозможностью проводить единую внутрипартийную линию в 1917 году.
– Эсеры из-за первого этапа своей истории ассоциируются в массовом сознании с насилием, с террором, от которого они к 1917 году давно уже отошли. Каков был взгляд эсеров, их лидеров на насилие как принцип борьбы за политическую власть? Все-таки багаж террористического прошлого никуда не делся, у того же Виктора Чернова и других лидеров партии. Как они на это смотрели в 1917 году?
Было много такого, что сами руководители партии называли ”революционным хулиганством”
– Вопрос о терроре в эсеровской партии дискутировался на протяжении всего ее существования. Надо сказать, что на первых порах такие деятели, как Михаил Гоц и Виктор Чернов, выступавшие за включение террора в тактику партии, сумели настоять на своем. Но уже тогда среди эсеров были люди, выступавшие за массовую партию, за то, чтобы делать упор не на террор, а на пропаганду и агитацию среди крестьянства и пролетариата. Вообще их идеалом была массовая социалистическая партия, парламентская, вроде образцовой партии Второго Интернационала – германской социал-демократии. Дальше – больше. В годы революции в деятельности боевых дружин низовых партийных структур волной идут экспроприации и много такого, что сами руководители партии называют ”революционным хулиганством” А после 1909-11 годов, после разоблачения Евно Азефа, голоса тех, кто говорил, что нужно отказаться от террора, звучат все сильнее. К февралю 1917 года ни о каком терроре речи не было, последний террористический акт был совершен эсерами в 1911 году, после этого террор с их стороны фактически исчезает. Террористические настроения в эсеровской партии воскрешаются только после октября 1917 года и особенно после разгона большевиками Учредительного собрания. Но и тогда большая часть эсеровского руководства выступала против применения террора в отношении большевиков. Эта часть эсеровского руководства считала, что нужно сначала привлечь массы на свою сторону, действовать методами массовой политической партии.
Можно вспомнить, что Борис Савинков в своих мемуарах цитировал Ивана Каляева, своего друга, члена эсеровской Боевой организации, убившего великого князя Сергея Александровича. Каляев говорил: эсер без бомбы – не эсер. Но в реальности большая часть эсеров террором не занималась, они с этим каляевским заявлением были не согласны. Можно утверждать, что использование террористической тактики нанесло большой ущерб эсеровской партии как партии, желавшей быть массовой социалистической партией, желавшей выполнять волю ”триединого рабочего класса” России (куда эсеры включали пролетариат, трудовое крестьянство и трудовую интеллигенцию) и предлагавшей эволюционный и демократический путь развития. Политическая суть партии эсеров – это, конечно, не террористическая тактика, которая с 1911 года практически полностью исчезает, а то, что они сумели предложить такую программу, в том числе аграрную и федералистскую, которая привлекла к ним симпатии миллионов людей. К осени 1917 года в рядах Партии социалистов-революционеров было более миллиона человек, а у большевиков – только 350 тысяч. А главное – эсеры победили на выборах в Учредительное собрание.
Эсеровский террор начала ХХ века: уничтоженная бомбой террориста карета министра внутренних дел Вячеслава Плеве, убитого 15 (28) июля 1904 года в Петербурге
– Итак, для эсеров 1917 год – это расцвет: миллион членов, победа на выборах в Учредительное собрание. Почему все это им в итоге не удалось использовать? Почему произошло так, что эсеры, несмотря на эту популярность, уступили власть большевикам и потом, несмотря на все попытки? Что предопределило их неудачу?
– Тут есть два блока причин – объективные и субъективные, то есть ошибки самих эсеров. На мой взгляд, вот что принципиально важно: вести демократические преобразования в условиях мировой войны – крайне сложная задача. То, что революция произошла во время войны, – это в значительной степени предопределило весь дальнейший ход событий. Что такое мировая война? С одной стороны, это падение уровня жизни и обострение всех социальных противоречий, которые копились десятилетиями. А с другой стороны, это миллионы людей, которые получают привычку убивать. Это изменения очень серьезные в психологии. Ожесточение до предела сочетается со сжатой пружиной социальных ожиданий. Эти ожидания накопились до такой степени, что в 1917 году очень многие захотели получить всё и сразу. Скажем, рабочие уже не удовлетворялись тем, что они имеют профсоюзы, которым те же социалисты идут навстречу. Рабочие хотели уже больше – рабочего контроля и управления фабриками. На практике те же меньшевики и эсеры на это пойти не могли, потому что это привело бы к достаточно серьезным проблемам с управляемостью предприятий. А крестьянство хотело получить сразу же землю.
Ожесточение до предела сочетается со сжатой пружиной социальных ожиданий
Тут мы переходим к ошибкам, которые допустили эсеры. Нельзя было оттягивать созыв Учредительного собрания. Точнее, не нужно было идти на поводу у либералов, кадетов во Временном правительстве, которые всячески откладывали Учредительное собрание. Либералы понимали, что левые партии сильнее, что у левых будет большинство в Учредительном собрании и в результате крестьянство и пролетариат получат очень многое из того, чего они требовали. Поэтому кадеты оттягивали Учредительное собрание. Это было очень большой, серьезной ошибкой.
– А субъективный фактор сыграл свою роль в том, что эсеров постигла неудача? Присмотримся: с одной стороны, это партия, которая позиционирует себя как партия “земли и воли”, опирается на крестьянство, а с другой – большинство эсеровских лидеров – фигуры вполне городские и интеллигентские, совсем не люди “от сохи”. Это противоречие сыграло свою роль в том, что за эсерами люди, конечно, пошли, но не в такой мере, чтобы обеспечить им политическую власть?
– Там все значительно интереснее. Программа социализации земли, которую предложили эсеры, ведь не с неба упала. Это был результат очень серьезной работы народнических экономистов и социологов. Это своего рода реванш, если хотите, за неудачу “хождения в народ” в 1874 году. После этого народнические экономисты, социологи, статистики начинают серьезно исследовать реальную крестьянскую жизнь, и за 20-30 лет к ним приходит понимание, чем живет русское крестьянство и чего оно хочет. Вот на этой базе эсеры и создают свою программу социализации земли. Более того, для эсеров характерно то, что не очень-то свойственно русской интеллигенции, которая часто предпочитала резонерствовать и свои ценности просто навязывать. Эсеры всегда пытались поддерживать обратную связь с крестьянством. Мне в руки попался очень интересный документ, своего рода опросник, который был спущен ЦК эсеров в 1906 или 1907 году на места организациям, чтобы те провели своего рода социологический опрос: как относятся крестьяне к власти, к армии, к попам, что они думают о налогах, о земле, о том, как ее распределять, как на ней хозяйствовать. Поэтому эсеровская партия и ее программа, создаваемая многими годами и многими усилиями, не случайно была воспринята крестьянством как своя. С другой стороны, было достаточно мощное крестьянское лобби в эсеровской партии. Низовой слой активистов и функционеров – это так называемая народная интеллигенция: фельдшеры, учителя, агрономы, землемеры, лесники, которые, собственно, эту связь крестьянства и партии и осуществляли.
Один из самых известных эсеров, Борис Савинков, в юности. Фото из полицейского досье
Проблема в том, что эсеры не провели, не учли в полной мере интересы крестьянства в 1917 году. Революционные власти боялись давать землю крестьянам, потому что, с одной стороны, военные интенданты говорили, что немедленно после этого рухнет снабжение армии, а с другой – были опасения, что солдаты, то есть те же крестьяне в шинелях, немедленно побегут с фронта домой. Позднее, на IV съезде партии, Евгения Ратнер, член эсеровского ЦК, очень хорошо сказала: мол, мы ради войны, ради сохранения фронта должны были идти на компромисс с буржуазными партиями и не смогли из-за этого защитить классовые интересы крестьянства и рабочих, и в этом наша огромная вина перед историей. По словам Ратнер, нужно было немедленно созывать Учредительное собрание, по крайней мере на два-три месяца раньше, то есть в августе-сентябре 1917 года, и начинать аграрные преобразования. Часть эсеров, надо сказать, этого и хотела, Чернов, например, на этом настаивал. Были идеи создания социалистического правительства – эсеровский ЦК, кстати говоря, в сентябре склонялся к этому варианту.
– Социалистическое правительство предполагалось, включая все левые партии, в том числе и большевиков?
– Было два варианта. Первый вариант – самый левый и очень авантюристический – по крайней мере он таким показался самим эсерам, – предложила Мария Спиридонова: мол, партия эсеров просто должна взять власть и создать свое однородное эсеровское правительство.
– То есть сделать то, что сделали большевики в конечном итоге?
– Другое дело, что большевики тут же начали переформатировать свои лозунги и свои действия. То есть они шли под одними лозунгами, а через какое-то время все это трансформировалось совершенно в другое. Но если вернуться к эсерам, то большая часть их выступала за коалиционное социалистическое правительство, включая большевиков. И на каком-то этапе уже после октября 1917 года велись переговоры между большевиками и социалистическими партиями о создании такого правительства, но персонально без Ленина и Троцкого. И именно Ленин во многом эту комбинацию и поломал. Было ли это возможной альтернативой, создание социалистического правительства, скажем, если бы об этом договорились в сентябре? Я думаю, что да. Дальше были бы выборы в Учредительное собрание, там большинство получили социалистические партии: во главе эсеры, большевики имели 25%, то есть это вторая по численности фракция. Понятно, что они имели бы значительное влияние, но такой ход событий, тем не менее, давал возможность сохранения демократии и парламентаризма. Понятно, что через какое-то время эсеры потеряли бы власть на тех же выборах, как мы это наблюдаем в Европе – качели, когда власть то у правых, то у левых. Был тогда шанс получить такую схему смены власти по демократическим процедурам – через парламент. Ведь авторитет Учредительного собрания был очень высок, его выбирали на первых в истории России по-настоящему свободных выборах.
Авторитет Учредительного собрания был очень высок
– Вы уже немного затронули период после большевистского переворота. Но вернемся чуть назад. Одна из ключевых фигур 1917 года – Александр Керенский. Чем он был для эсеров и какую в итоге сыграл роль в истории этой партии?
– Очень хороший вопрос, но прежде чем на него ответить, я хотел бы высказать одно более общее соображение. Вот вы упомянули “большевистский переворот”. С одной стороны, эсеры – центристы и правые эсеры – сами использовали этот термин. С другой, левые эсеры, анархисты позже предпочитали концепцию единой российской революции 1917–1921 годов. То есть это единый революционный процесс, в рамках которого есть февральский период, есть октябрьский, а дальше гражданская война. Так примерно сегодня и говорят. Те, кто эту концепцию не принимали, считали, что октябрь – это не революция по своему характеру, потому что там не было массового стихийного движения. Сами большевики в принципе до начала 20-х тоже часто говорили о перевороте, о своем перевороте. Но часть эсеров, например, Марк Вишняк, на мой взгляд, справедливо замечал, что события октября 1917 года можно трактовать как своего рода “штабную революцию”, организованную сверху. Это симбиоз революционного процесса, с какими-то чертами переворота. Когда кто-то говорит просто о перевороте – это не совсем верно, потому что, безусловно, была поддержка рабочими и солдатами. Кроме того, само слово ”переворот” выводит на аналогию с военными переворотами, скажем, латиноамериканского типа. Но в любом случае мы должны продолжать осмысливать характер тех событий концептуально.
– А если вернуться к фигуре Керенского?
– Керенский для руководства эсеровской партии был, безусловно, как тогда говорили, попутчиком. Он был в эсеровском движении во время революции 1905–07 годов. Став депутатом Госдумы, пытался объединить различные народнические группы. С другой стороны, среди эсеров могло существовать элементарное чувство зависти к нему. Керенский стал одним из самых популярных людей в России. Те революционеры, эсеры, которые годами боролись в подполье и создавали партию, оказались на вторых ролях, а он, объявивший себя эсером, обществом в 1917 году воспринимался как самый главный эсер. У Чернова есть очень жесткие оценки Керенского: по его мнению, тот сыграл очень плохую роль для эсеровской партии, потому что практически не шел на контакт с эсеровским руководством, директив ЦК не воспринимал. Правые эсеры и правоцентристы поддерживали Керенского, а левые пытались порвать с ним. На III съезде партии в мае-июне 1917 года левые сорвали выборы Керенского в ЦК партии эсеров. Его просто прокатили. Это была настоящая пощечина.
Александр Керенский, министр-председатель Временного правительства, стал в 1917 году символом демократической России и ее краха
– Это о чем свидетельствует? Эсеры, в отличие от большевиков, вождистской партией не были, оставаясь силой более коллективистской?
– Демократы вообще менее склонны к вождизму, это у эсеров в полной мере проявилось. Это не значит, что в эсеровской среде не было людей с ярко выраженной авторитарной жилкой. Другое дело, что лидеры должны были приспосабливаться к настроениям и понятиям революционной среды, к субкультуре российского революционного движения. В эсеровской партии идеи децентрализма, самодеятельности, независимости от центра были очень сильны. У них изначально складывается своего рода такой коллективный лидер, он состоял в разное время из разных людей, как правило, их было три-четыре человека. Плюс тут нужно говорить о как минимум трех-четырех возрастных генерациях эсеров. Первая генерация – это еще народовольцы, а последняя генерация приходит в партию в 1923–24 годах. То есть мы имеем достаточно сложную картину. Но в общем и целом – да, единого лидера не было. По мнению многих историков и современников, это одна из причин неудачи эсеров в 1917 году. Чернов считал, что если бы были живы Гоц и Гершуни, то они бы втроем, включая самого Чернова, в 1917 году сумели бы быть авторитетны для партии. Гершуни был в высшей степени харизматичен, даже больше, чем Ленин, и, возможно, у него был шанс удержать партию под контролем. Эти гипотезы, с одной стороны, имеют некий смысл, но нужно учитывать ослабленность и раскол внутри партии, существовавшие ко времени революции, в частности, сильные расхождения между эсерами по вопросу о войне. Сам Чернов, по мнению очень многих, был хорошим теоретиком, но не вождем, организатором. Он, правда, выделялся тем, что умел примирять разные точки зрения, играл роль объединителя. Те, кто его не любил, называли его ”универсальным пластырем”.
– Если попробовать как-то подытожить: можно ли считать эсеров несостоявшейся исторической альтернативой большевизму – или на действительно большую историческую роль, учитывая их рыхлость, вечный раздрай внутри, у эсеров все-таки не хватало ни сил, ни идей, ни людей?
Эсеры считали, что русский народ к демократии приспособлен
– Я думаю, что победа на выборах в Учредительное собрание, когда они получили большинство и, собственно говоря, приняли первые два закона, включая социализацию земли, – это и было начало реализации демократической альтернативы, эсеровской альтернативы. Сумели ли бы они по этому пути провести страну? Я солидарен с точкой зрения своего немецкого коллеги Манфреда Хильдермайера, который еще в 1992 году написал в одной из своих статей, что поскольку одной из главных проблем России был большой разрыв между городом и деревней, то эсеры на роль партии, выражавшей интересы крестьянства, пролетариата и интеллигенции, годились в значительной степени. Я бы еще добавил, что не надо преувеличивать сугубую крестьянскость эсеровской партии. Если вы посмотрите на их программу, то они попытались соединить европейскую социалистическую концепцию с некоторыми почвенническими идеями. Они говорили, что крестьянский череп не хуже черепа пролетария и интеллигента и вполне годится для принятия идей социализма. Это была одна из первых в мире попыток соединить ценности европейского общества и идеи модернизации с ценностями традиционного общества, значительной части русского крестьянства – с тем, чтобы крестьянство максимально безболезненно влилось в новое общество. Эсеры подразумевали, что в течение многих десятилетий развитие будет идти по буржуазному пути, будет рыночная экономика, социализм наступит еще очень нескоро. Они в этом смысле были эволюционисты. Они фактически первыми предложили идею, которая сейчас в мире очень модна. Это идея периферийного капитализма, согласно которой капитализм в развитых странах и в странах второго и третьего эшелона совершенно различен. В странах периферийного капитализма, в том числе в России, он проявляет свои самые хищнические черты, он наиболее разрушителен.
Мария Спиридонова, будущий лидер левых эсеров, в юные годы
Эсеры также считали, что русский народ, безусловно, к демократии приспособлен, более того, они думали, что русские традиции воли, общинного самоуправления дают возможность для великолепнейшего развития демократии как таковой. Эсеры хотели расконсервировать демократический коллективистский потенциал. Они не идеализировали крестьянскую общину, кстати говоря, считая, что она, конечно же, должна трансформироваться. Они делали ставку на кооперацию, которая в начале ХХ века в России развивалась очень мощно. И вся она находилась под идейным руководством эсеров. Они считали, что надо делать ставку на трудовое крестьянское хозяйство, тогда удастся модернизировать страну и со временем пойти по пути социалистического развития. Главное – то, что, несмотря на некоторый утопизм их взглядов, эсеры, конечно, были способны к эволюции. Еще одна важная вещь: эсеры больше, чем другие партии, подходили на роль площадки для согласования разных интересов. Это фактически тот путь, по которому пошла европейская социал-демократия. Однако важной особенностью была рыхлость партии, раздрай внутри нее. На мой взгляд, эсеровская партия рано или поздно обязательно бы раскололась на несколько партий. Если говорить о демократической эсеровской альтернативе, то из нее выпадают эсеры-максималисты и левые эсеры. Их, в отличие от остальных эсеров, нельзя считать приверженцами демократического социализма. Этот термин, кстати, эсеры и меньшевики очень активно используют с 20-х годов. Позднее, уже в середине 20-го века, европейские социалистические партии тоже говорят о ценностях демократического социализма. С этой точки зрения часть эсеров и меньшевиков – это, безусловно, представители демократического социализма, который создал Социнтерн, – говорит историк Константин Морозов.
Часть эсеров и меньшевиков – это, безусловно, представители демократического социализма
Конец эсеровской партии был трагичен. В годы гражданской войны социалисты-революционеры окончательно раскололись. Правые эсеры принимали участие в антибольшевистском движении, левые склонялись к сотрудничеству с большевиками. Однако летом 1918 года, окончательно убедившись, что Ленин и его приближенные ведут Россию к диктатуре, левые эсеры предприняли неудачную попытку свергнуть “комиссародержавие”, как по аналогии с самодержавием они называли власть коммунистов. В 20-е годы партия была добита окончательно: летом 1922 года 12 эсеровских лидеров на особом процессе были приговорены к смерти. Казнь, однако, отложили, превратив осужденных в заложников – на случай, если остатки эсеровской партии решат вернуться к методам террора, теперь уже против коммунистической власти. Одну из эсеровских лидеров, Евгению Ратнер, держали в тюрьме вместе с малолетним сыном, на что она жаловалась Дзержинскому. Впоследствии расстрел был заменен осужденным эсерам различными сроками заключения и ссылкой. Большинство видных эсеровских деятелей, оставшихся в России, стали жертвами сталинских репрессий. Несколько бывших эсеров, в том числе Мария Спиридонова и ее муж Илья Майоров, оказались в числе расстрелянных в Медведевском лесу под Орлом в сентябре 1941 года.
SRS — основные моменты истории
SRS — основные моменты истории
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
Социалисты-революционеры (эсеры)
Плакат эсеров (эсеров) конца 1917 года
Социалисты-революционеры (эсеры или «эсеры») — российская революционная партия, образованная в 1902 году. На протяжении многих лет они были крупнейшей политической партией России. Эсеры оставались активными вплоть до Гражданской войны в России, когда многие присоединились к Белому движению. Эсеры были социалистами, но не марксистами. Они нарисовали на Народники или народнические революционные традиции, принимая крестьян России как очевидный источник революции и, где необходимо, применяя насилие и терроризм. Они сыграют значительную роль в политическом развитии России, особенно в 1905 г.
Происхождение
Эсеры образовались в Харькове в 1902 г. из коалиции народнических групп. Вскоре они стали крупнейшей политической организацией в России.
Как следует из названия, партия была откровенно революционной. Он призывал к свержению царского правительства или, по крайней мере, к радикальным реформам.
В повестке дня социалистов-революционеров отсутствовала сложная политическая философия марксизма, и они не особенно интересовались мировой революцией. Вместо этого платформа эсеров касалась главным образом России и ее народа, особенно крестьянства.
Политика эсеров
Как уже упоминалось, эсеры были скорее социалистами, чем марксистами, хотя они признавали и принимали некоторые теории Маркса. Партия разработала собственную политику земельной реформы, которую часто называют «аграрным социализмом».
Таким образом, эсеры призвали к «социализации земли» — конфискации крупных земельных владений, особенно у российских царей и дворян, и справедливому перераспределению этих земель в пользу простых людей.
Этот акцент на земельной реформе, наряду с их более простой философией и более четкими целями, позволил эсерам стать самой популярной политической партией в России.
Терроризм и убийства
В первые годы 1900-х деятельность эсеров в основном сводилась к антиправительственному насилию и терроризму. За этот период агенты эсеров совершили более 2000 политических убийств.
Среди жертв эсеровских террористов были ненавистный полицмейстер Вячелев фон Плеве (июль 1904 г.) и зять царя великий князь Сергей Александрович (февраль 1905 г. ). Эти убийства привлекли внимание общественности, но и жестокие репрессии со стороны царской полиции.
Революция 1905 г. произвела изменения в составе эсеров, их партийной структуре и их повестке дня. Руководство партии стало более умеренным, а убийцы и террористы были оттеснены на периферию партии. Лидеры партии прекратили всякую террористическую деятельность после публикации Октябрьского манифеста.
В результате этой модерации эсеры стали получать поддержку со стороны буржуазии и профсоюзов. Партия решила бойкотировать первую Государственную Думу в 1906 году, несмотря на то, что 34 ее члена были избраны депутатами. Они участвовали во второй Думе в 1907 году, но бойкотировали третью и четвертую Думы в знак протеста против фальсификации выборов Петром Столыпиным.
Разделения и фракционность
Еще один эсеровский плакат 1916 года, на переднем плане изображены крестьяне.
Численность партии социалистов-революционеров должна была быть ее силой. Вместо этого он стал слабостью, поощряя фракционность и разобщенность.
С большим количеством членов появилось значительное разнообразие мнений и позиций. Как следствие, эсеры боролись за единство и сплоченность партии. Фракции в партии спорили и спорили по ряду вопросов, в частности, по поводу поддержки Думы, военных действий и Временного правительства.
Умеренное ядро партии, часто именуемое правыми эсерами, возглавлял Виктор Чернов, впоследствии заседавший во Временном правительстве в качестве министра.
Радикальные эсеры
Его радикальную фракцию, левых эсеров, возглавляла Мария Спиридонова, бывшая террористка, которая однажды убила царского чиновника, выстрелив ему в лицо.
Александр Керенский, впоследствии ставший первым министром-социалистом во Временном правительстве и премьер-министром России, принадлежал к трудовикам , другой фракции эсеров.
После 1905 года эти разломы еще больше расширились, главным образом из-за разногласий по поводу военной политики России. К концу 1917 года партия окончательно раскололась. Несмотря на этот раскол, эсеры сохранили поддержку крестьян и получили незначительное большинство на выборах в Учредительное собрание в ноябре 1917 г.
Взгляд историка
«Российская партия социалистов-революционеров — один из неудачников истории. В результате Октябрьской революции 1917 года была отстранена от власти большевиками и вскоре запрещена. Лидеры партии были низведены до «вчерашних людей» и вынуждены были эмигрировать… Тем не менее крушение эсеров не должно заслонять большого значения этой партии в русском революционном движении».
Манфред Хильдермайер
1. Социалисты-революционеры или эсеры были немарксистской социалистической партией. Эта партия образовалась в Харькове в 1902 как коалиция разрозненных популистских групп.
2. В отличие от марксистов, эсеры видели в крестьянах России источник революционной энергии и настроений. Их основной политикой было свержение царизма и радикальная земельная реформа.