История гербов и науки геральдики. Изображение на гербе трех рыцарских шлемов символизируют благородство
Расскажите историю геральдических различий РЫЦАРСКИХ ШЛЕМОВ в Средние века.
Повторяетесь-<a rel="nofollow" href="http://otvet.mail.ru/question/13042970/" target="_blank">http://otvet.mail.ru/question/13042970/</a>
Геральдика, разнообразная и сложная, стала образным и всеобщим языком эпохи. Она наложила свой отпечаток на средневековый быт буквально во всех его проявлениях. Современные исследователи делят историю поразительного по масштабам проникновения гербовых знаков буквально во все сферы средневековой жизни на три периода В первом, с XI по XIII век, один только боевой рыцарский щит нес на себе самом герб. Во втором периоде, с XIII по XV век, к щиту, как носителю герба, добавился рыцарский шлем со своими гербовыми знаками. И наконец в третьем периоде щит и шлем применительно к геральдике рассматриваются уже не как предметы вооружения, на которых носят геральдические знаки, а сами становятся отвлеченными понятиями-символами и обязательными составными частями изображения любого герба. Однако к ним добавляются и другие детали — щитодержатели, мантия, девиз.. . Второй важнейшей составной частью герба, как и щит, был геральдический шлем. Появился он, как эмблема, позже щита, да и войдя в употребление, присутствовал не на каждом гербе. Шлем, как и щит, символизировал участие в войнах, турнирах, поэтому включался лишь в те гербы, что принадлежали воинам. Шлем не приличествовал женским гербам, да и щит, кстати говоря, был на них одной определенной формы — ромбический. Исключение составил лишь герб с рыцарским щитом (но без шлема) , пожалованный Карлом VII Жанне д`Арк. Читался он так: "На лазоревом поле золотой меч, сопровождаемый двумя золотыми цветками лилий и поддерживающий золотую корону". Смысл такого герба и объяснять не надо, но можно напомнить, что включение королевских символов в чей-нибудь герб (в этом случае королевских лилий) , было высшей почестью, какую мог оказать монарх. Разумеется, к гербовому шлему тоже относилось великое множество геральдических правил. Строго определялись размеры — от двух третей до половины гербового щита. Шлем должен был иметь цвет полированной стали, иногда с украшениями из золота и серебра. В гербах высшей знати шлем мог быть целиком золотым или серебряным. Располагался шлем над серединой верхнего края щита. Если же щит на гербе был наклонен, шлем помещался над тем углом, что был выше. Согласно общему правилу, на гербе должен помещаться лишь один шлем. Однако при соединении на одном щите разных гербов, шлемов могло быть больше. Тогда они изображались уменьшенными и помещались по почету: главный, относящийся к основному гербу, стоял над правым, почетным углом щита. Если шлемов было три, главный располагался в центре, а следующий по значению — справа. геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять основных финифтей: лазурь (голубая) , червлень (красная) , чернь (чёрная) , зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая) . Эти цвета служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их обозначение в виде штриховки. ) Символика цветов на гербах: . красный – «мужество» , «страсть» ; . голубой – «величие, красота, ясность» ; . зелёный – «изобилие, свобода, надежда» ; . пурпурный – «власть» ; . чёрный – «печаль, скромность» , «постоянство» ; . серебро – «чистота и скромность» , «благородство» ; . золото – «богатство, сила, верность» , «знатность» . и еще советую посмотреть геральдический словарь <a rel="nofollow" href="http://www.statesymbol.ru/dictionaries/" target="_blank">http://www.statesymbol.ru/dictionaries/</a> и об изьенении шлемовhttp://budo-vld.by.ru/library.shtml?knights
touch.otvet.mail.ru
Символика цвета Цвету придавали конкретные символические значения, причем толкований было множество. Укажем наиболее общие из них, приведенные французским геральдистом XVII века П. Асельмом: «Золото означает христианские добродетели — веру, справедливость, милосердие и смирение — и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный — осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий — целомудрию, честности, верности и безупречности; зеленый — надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Кроме того, цвет в гербах имеет и другие значения: красное поле — кровь, пролитую за церковь или государя, синее поле — небо, зеленое — луговую траву | |
Синий цвет в геральдике
| Традиционно символизирует красоту, мягкость, величие, славу, честь, верность, честность, искренность, сухость, ясность, целомудрие, безупречность, синее поле — небо. В средневековой астрономии синему цвету соответствовала планета Юпитер, в алхимии — сапфир и олово, стихия — воздух ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – Геральдическая финифть, символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту.
|
| Серебро в геральдике традиционно символизирует невинность, непорочность, мудрость, безмятежную радость, девственность, благородство, чистоту, откровенность, надежду, правдивость, младшую ветвь рода. В средневековой астрономии серебру соответствовала Луна, в алхимии — жемчуг, стихия — вода. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности. |
Золото | Золото в геральдике традиционно символизирует богатство, справедливость, верховенство, величие, уважение, великолепие, силу, верность, чистоту, постоянство, могущество, знатность, веру, справедливость, милосердие, смирение. В средневековой астрономии золоту соответствовало Солнце, в алхимии — топаз. ЗОЛОТО – геральдический металл, символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
|
Гербовые фигуры
| |
КОРОНА
Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. (Марграфская корона) | Символизирует господство и власть. Маркгра́ф (от нем. Markgraf; фр. Marquis, итал. Marchese, англ. Marquess) — в раннем средневековье в Западной Европе должностное лицо в подчинении короля, наделённое широкими административными, военными и судебными полномочиями в марке. На своих территориях маркграфы обладали властью уровня герцога за единственным исключением: во время военных походов маркграфы следовали за герцогским знаменем. Институт маркграфства возник и был введён в правление Карла Великого в начале IX века. На границах своего государства Карл Великий создал: Аварскую, Фриульскую, Саксонскую, Сорбскую и Испанскую марки. На восточной границе Баварии была образована Восточная марка (позже известная как Австрийская марка). Для защиты Тюрингии и Саксонии от нападений славян императоры Саксонской династии основали Северную марку (нем. Nordmark), позже преобразованную в Бранденбургскую, а также Мейссенскую и Датскую марки. После императора Генриха III на границе Каринтии была создана Штирийская марка, а на западе маркграфство Намюр. Маркграфы Бранденбурга в 1356 году получили непосредственные полномочия имперских князей — курфюрстов, а маркграфы Австрийские получили титул герцога (а позже эрцгерцога). После распада герцогств все маркграфы получили статус имперских князей, а «маркграф» остался титулом, который, например, от бранденбургских Гогенцоллернов перешёл к франконским. В Италии, где императоры также ввели титул маркграфа, a также во Франции, от него произошел дворянский титул Маркиз. |
КРЕСТ
| Символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия. Кресты — вторая группа геральдических фигур, достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Многие считают, что символика креста связана с христианской религией. Однако кресты равноконечные с расширенными концами довольно часто встречаются на памятниках дохристианской эпохи. Первоначально знак креста был связан с поклонением людей солнцу (солярный культ) и выражал идею победоносности, покровительства и защиты. Что интересно — первые христиане отвергали изображения креста, считая его языческим знаком. Лишь в IV веке нашей эры, когда византийский император Константин Великий установил праздник «обретения» голгофского креста, на котором был распят Христос (Крестовоздвижение), изображение креста стало одним из основных христианских символов. |
HАМЕТ | Если он украшает герб, можно принять за некое декоративное украшение, если не знать, что в геральдике нет ничего лишнего. Достаточно присмотреться к обрамляющим щит завиткам, как воображение нарисует нам скачущего всадника в шлеме с развевающимся по ветру покрывалом. Так оно и есть: перед нами действительно покрывало, которое прикрепляли к шлему рыцари во время крестовых походов в Палестину, где им пришлось искать способ укрыться от палящих солнечных лучей. В бою ткань рассекали удары мечей, и таким образом клочья ткани преобразились в гербах в знак рыцарского достоинства. |
ШЛЕМ | Гербовый элемент. Отражает достоинства рода, в связи с чем выделяют шлемы княжеские, графские, дворянские , бессословные.
|
ПОДКОВА | Символ обители счастья, состояния. Оберегающий символ. В Большинстве стран Европы (Германия, Литва, Россия, Балканы, Италия, Испания) подкову вешают рожками вниз, так как думается, что благодать будет сыпаться на голову хозяев дома, что возрастающую форму подковы (рожками вниз) можно связывать с древнеевропейскими лунными Богинями, льющими свой сокровенный серебренный свет познания на этот мир. Таким образом, человек, его родичи и дом находится как бы под священной защитой богини, а точнее — её материнской женственности. Символисты связывают значение формы современной подковы с символизмом женских половых органов, а через них — рождением, становлением, накоплением, материнским утробом, лаской и охраной. В Ирландии (101 пример) и Великобритании (45 примеров) это на камне, зданиях или скалах вырезаны фигуры Sheela-na-Gigs, которые собою представляют образы обнажённых женщин с явно преувеличенной «женственостью» (грудь, половые органы). Невероятно, но эти образы сохранились даже на некоторых церквях! Из таких примеров самый известный находится на стене храма Kilpeck (Герефордшир, Англия) и датируется 1140 годом. Исследователи полагают, что такие материнские образы защищают от злых духов, смерти и всякого зла, т.е. здесь мы можем сделать вывод, что символика Sheela-na-Gigs в смысловом и даже в визуальном плане, вполне соответствует символизму Подковы. Счастье, благополучие в доме, домашний очаг, охрана, оберег, общность рода/семьи. Как тут не вспомнить и некоторых отдалённо смысловых и даже архетипично визуальных связей с Odal (Othala) руной, которая в свою очередь символизирует некое обьятие, общую кровь, род, расу, семью, домашний очаг, родину, коллективное подсознание, наследие, т.е. если говорить в общих чертах — родной дом и его охрану от недоброжелательных сил из вне. Подкова (повторимся, не как сам предмет, а как архетипичный образ) несёт в себе точно такие же понятия. В геральдике подкова присутствует по всей Европе, как на гербах городов, так и на гербах дворянских родов. Общепринятое геральдическое значения — удача; вторичные смыслы — рост, выносливость.) показывало социальный статус владельца, богатство, стремление. Эмбрион человека в материнском чреве сохраняет в себе давние качества предков и потенциал на будущее (…) Pertho — руна самоопределения, показывающая, что всё создаётся по образу нашего рода». Это сокровенное Знание, связь между причиной и следствием. А ведь именно познание себя, и своего рода через себя, придаёт нам уверенности, холодного спокойствия, оберегает нас от ненужных поступков, охраняет наш дом, род и расу. Воистину, божественная сила, уверенность и познание придаёт Счастья в Жизни! |
НАШЛЕМНИК ( крыло ) | Геральдическая фигура, помещавшаяся на шлеме, короне или поверх буремета. Символизирует особое отличие у рыцарей. |
КРЫЛО (птичье) | Эмблема быстроты, скорости, один из атрибутов Бога вестей и гонцов Гермеса (Меркурия). В русской геральдике 18-19 веков применялась как эмблема покровительства, патронажа, благоволения, попечения. Для отличия их от эмблемы скорости в эмблеме покровительства отсутствовала стрела. |
Боевой клич, девиз рода.
| „BOGHONOROJCZIZNA“
«Бог, честь, отчизна» |
tatur.su
Геральдика - Мурка
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
Символы на гербе:1) животные:БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводстваВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противникомВОРОН – символ предусмотрительности и долголетияГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82012 изображен на фамильном гербе РомановыхДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82024ЖУРАВЛЬ – символ бдительности (пример, герб Уганды)ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины. КАБАН – символ неустрашимости и могущества. КОШКА – символ независимости.КОНДОР - символ достоинства и независимости (Боливия)ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82019ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.Леопардовый лев — это геральдическое название и изображение идущего льва с головою, обращенной в профиль (пример, герб Дании) или телом повернутые в профиль, идущие в одну из сторон но с головами обращенными на зрителя (герб Эстонии)Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом (герб Англии)МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы. герб Берлина герб ЯрославляОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82018ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию. герб ВаллонииПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны). герб Канарских острововСОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.герб Нового УренгояСОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
2) Цвета на гербе:ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево. ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
3) Растения на гербе:ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветанияЛАВРОВЫЙ ВЕНОК - символ победы
4) прочие символы:СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилияСКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров. ЗВЕЗДА - Звезда о трех лучах используется некоторыми масонскими ложами. Звезда о четырех лучах обычно считается путеводной. Звезда о пяти лучах («Марсова») часто символизирует вооруженные силы и воинскую славу. Звезда о семи лучах считается «восточной»: она часто употребляется в гербах дворянских родов, имеющих восточное происхождение (до последнего времени она присутствовала в гербе Грузии). Восьмилучевая звезда - орденская, символ высокой награды (в христианстве она также обозначает Вифлеемскую звезду).
5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:
Палка с надетой на нее "шапкой Свободы" (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)
РАЗОРВАННАЯ ЦЕПЬ - символизирует свободу и независимость
герб РФ
из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:
Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.
История Российского герба:Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.
В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.
На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.
другие примеры государственных гербов:
1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад
2. Арабская Республика Египет, столица Каир, Египет — государство на северо-востоке Африки, омываемое Средиземным и Красным морями, которые соединены Суэцким каналом3. Сирийская Арабская Республика. Сирия — государство в Западной Азии, на берегу Средиземного моря. Столица - Дамаск.4. Федеративное государство Австралия. Австралия является шестой страной в мире по размеру территории и занимает одноименный материк и некоторые острова. Омывается Коралловым и Тасмановым морями Тихого океана, а также Арафурским и Тиморским морями Индийского. Столица - Канберра. 5. Республика Чили. Чили — сильно вытянутое с севера на юг государство (его «длина» составляет около 4000 км. при средней «ширине» в 150-200 км.) на юго-западе Южной Америки. Омывается водами Тихого океана. Столица - Сантьяго.6. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Великобритания — островное государство (расположено на Британских островах) на северо-западе Европы. Столица - Лондон.
murmia.livejournal.com
История гербов и науки геральдики
Слышал ли ты о геральдике – науке, изучающей гербы? Сегодня мы расскажем тебе кое-что об этой науке, о происхождении гербов и их истории.
"ЖИВАЯ КРЕПОСТЬ"
Помнишь, как описывал рыцаря Марк Твен в веселой и остроумной книге "Янки при дворе короля Артура": "Весь он с головы до пят был покрыт старой железной бронёй, голова его находилась внутри шлема, похожего на железный бочонок с прорезями; он держал щит, меч и длинное копье; лошадь его тоже была в броне, на лбу у неё торчал стальной рог, и пышная красная с зеленым шелковая попона свисала, как одеяло, до самой земли". В таких доспехах рыцарь был похож на живую крепость или даже на современный танк. Всю жизнь проводившие в походах и сражениях, рыцари старались спрятаться в своих латах от врагов, а сделали себя неузнаваемыми и для друзей!
ПАСПОРТ РЫЦАРЯ
В XI–XII веках тысячи рыцарей из разных стран объединились для крестовых походов, чтобы под предлогом спасения гроба господня захватить новые земли на Востоке. Тысячи "живых крепостей" двинулись в путь, и их невозможно было бы отличить друг от друга... если бы не ярко раскрашенные гербы у них на щитах. Рыцарский герб, изображённый на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, родовитости, о заслугах и подвигах. При встрече рыцарям достаточно было увидеть гербы друг друга, чтобы узнать, друг это или враг. Такой герб передавался по наследству, и потомкам были известны подвиги и проступки предков.
КЛЮЧ КОДА
И раньше, в древние времена, у городов, государств, знатных людей были отличительные знаки. Чаще всего это были фигурки животных – на монетах, медалях, печатях. Но такие знаки и символы ещё не были гербами. Настоящие гербы появились именно у рыцарей, когда возник и особый язык гербов – язык геральдики. Каждый, кто знал этот язык, мог прочитать любой герб и по фигурам, изображенным на нём, получить полную характеристику рыцаря. Геральдический язык – это особый, точный и краткий шифр вроде стенографии или азбуки Морзе. Здесь всё, начиная от цвета поля и кончая нарисованными на нём фигурами, имеет определенный смысл. Голубой цвет означал величие, красоту, ясность; красный – мужество; зеленый – изобилие, свободу и надежду; чёрный – скромность, образованность, печаль; золото – богатство, силу, верность; серебро – чистоту и скромность. Изображения животных тоже рассказывали об определенных качествах рыцаря: кошка означала независимость; волк – злость, жадность; лев – храбрость, силу, великодушие; кабан – бесстрашие; петух – воинственность; павлин – хвастовство. И форма щита говорила о многом. У труса срезали правый угол щита, тому, кто избил пленного, укорачивали щит снизу.
ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ
Сначала гербы были очень простыми: звезда, крест, фигура животного. Каждый выбирал себе ту фигуру, которая ему больше нравилась или выражала его цель в жизни. Но со временем гербов становилось всё больше. Появились новые, а каждое поколение украшало гербы предков знаками своих побед и подвигов. Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и при дворах королей и знатных феодалов появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов. Накануне турниров рыцари, съехавшиеся со всей округи, выставляли свои щиты. Герольды по гербам изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в сражении.
ВОТ ОНИ КАКИЕ
Герб Австрии
А теперь давай посмотрим некоторые гербы и послушаем, что рассказывает о них наука геральдика. Вот рыцарские гербы, жалованные во времена крестовых походов. Легенда говорит, что, когда кончился один из боёв, белые одежды храброго австрийского герцога были залиты кровью его врагов и только под поясом оставались белыми. Герцогу был дан новый герб – в красном поле белый пояс; эти цвета до сих пор сохранились в государственном гербе и флаге Австрии. Слева направо: герб Арагона, герб Христофора Колумба, герб немецкого города Бремена
Красно-золотой герб Арагона тоже родился на поле брани (рисунок выше): французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красных полосы. Слева направо: герб рода Дугласов (Шотландия), герб рода Медичи, один из английских гербов XVI века
За смелость и верность долгу в XIV веке был пожалован герб старейшему шотландскому роду Дугласов: "червлёное (красное) сердце, увенчанное королевской короной", и девиз "Исполнить или умереть". Герб Жана д'Авена
По приказу Людовика XI был изменён герб рыцаря Жана д'Авена, оскорбившего мать. В наказание гордый лев, украшавший его герб, остался без языка и когтей! Герб короля Хильдеберта
На гербе французского короля Хильдеберта изображена рысь за решеткой – в память о том, что Хильдеберту удалось взять в плен другого могущественного короля. Герб Айвенго
Один из гербов вы узнаете, если вспомните роман Вальтера Скотта "Айвенго": "Рисунок на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем, под ним была надпись: "Лишённый наследства". Герб Шекспира
В средние века гербы были не только у рыцарей. Вот герб Вильяма Шекспира. Ниже герб сапожника.
Герб средневекового сапожника
По предмету, нарисованному на гербе, можно легко понять, чем занимается его владелец. Знатный итальянский род Медичи получил свое имя от слова "медик", "аптекарь". Поэтому в его гербе (рисунок выше) пять красных пилюль на золотом фоне. Справа внизу – герб города Берна ("бер" по-немецки значит "медведь"). Герб города Берна
Отошли в прошлое крестовые походы, но гербы продолжали существовать. Вот ярко расцвеченный герб Христофора Колумба (рисунок выше). Он получил его вместе с титулом вице-короля новых земель в 1492 году, после открытия Америки. Почитайте старинное описание этого герба: "В первом красном поле четверо-частного щита – замок (эмблема Кастилии), во втором серебряном поле – лев (эмблема Леона), в третьем зелёном поле, изображавшем море, – пять серебряных островов, и в четвертом голубом поле – пять золотых якорей". Щит увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с крестом. Девиз гласил: "Для королевства Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет". Старинные гербы русских городов, слева направо и сверху вниз: герб Тулы, герб Саратова, герб Смоленска, герб Уфы, герб Нижнего Новгорода, герб Курска.
Здесь ты видишь гербы русских городов XII–XIII веков. Ниже ты найдешь и личный, жалованный за заслуги русский герб. История у него особая. В 1741 году в России произошёл дворцовый переворот. Лейб-кампанский солдатский герб
Дворцовые гренадёры возвели на престол дочь Петра I Елизавету. В знак благодарности она приказала всех солдат этой роты сделать дворянами и дать им гербы. В правой части каждого герба изображались стропила на чёрном поле с тремя горящими гранатами и тремя серебряными звездами.
journal-shkolniku.ru
Рыцарские гербы и их символика: ace1962
Символика гербов
Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.
Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.
Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.
Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.
Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.
Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.
Гербы Пруссии и Мекленбурга
В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.
Герб маркграфа Иосифа Шварценберга
Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.
Arma Carlo Alberto
Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.
Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.
1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.
3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.
4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.
5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.
6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.
7) Гербы по преемству (armoiries de succession). Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.
8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.
Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.
Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.
Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.
Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
ace1962.livejournal.com
ГЕРАЛЬДИКА - система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении и описании гербов. Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей. Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства. Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья. Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в. Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем. «Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».
С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба). Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики. Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов. Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской. Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет). Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет). Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали: Gules (geules) – красная, или червень. Azur – синяя, или лазурь. Vert (sinople) – зелень. Sable – чернь. В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ним по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.
Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».
Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.
Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебряная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.
Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».
Вообще, отправляясь в странствия и возвращаясь из них (в особенности это касалось крестовых походов), рыцари помещали на свои гербы особые символы. Обычно это были небольшие птицы, похожие на ласточек и изображенные в профиль, без клюва и без лап. Эти перелетные птицы должны были указывать на то, что рыцари странствуют и бездомны. Связан с крестовыми походами и герб Галахада, совершенного рыцаря, достигшего Грааль, - красный крест в белом поле служил первоначально опознавательным знаком всех крестоносцев, участников первого крестового похода, начатого в 1096 г.
Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом. Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились во всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада. Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола (А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001, стр. 115-118) Данный материал любезно предоставила Narwen (администратор сайта "ГРААЛЬ: легенды о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола" http://graal.chronarda.ru/dictinary/herald.php http://chronarda.ru Иллюстрации гербов рыцарей (кроме герба Гавейна с пентаграммой) разработал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии), отредактировала Narwen (с использованием графики WHP - Heraldry Gallery) |
zamokcamelot.ru
Происхождение гербов
Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.
Символика гербов
Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду.
Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (Louis-Antoine-Francois de Marchangy) (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов. Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.
Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.
Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.
Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, чистоты; голубой цвет - это эмблема величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. В этих отделениях размещали краски и символы, они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры. Украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.
Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.
Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.
Гербы Пруссии и Мекленбурга
В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.
Герб маркграфа Иосифа Шварценберга
Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.
Arma Carlo Alberto
Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.
Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.
1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.
3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.
4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.
5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.
6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.
7) Гербы по преемству (armoiries de succession). Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.
8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.
Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг. Затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий. Две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.
Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки.
Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.
Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
www.tvoyapechat.ru