Ерихонка. Иерихона шлем


Ерихонка | WeaponHistory

ЕрихонкаСостоял из тулии из железа или стали. Имел остроконечную форму верхушки, присутствовали приспособления для защиты от повреждений ушей воина. Также присутствовал плоский козырек, скользящий наносник (узенькая полоса из железа, которая защищала лицо от поперечно нанесенных ударов). Зачастую присутствовал пластинчатый назатыльник. Науши и назатыльник прикреплялись к тулье при помощи ремешков из кожи или, что бывало редко, посредством цепей. Такие шлема были популярны на Руси, в Западной Азии и Европе в XVI—XVIII столетиях. На Русь данная модель шлема перекочевала с юга, а именно из Турции и Ирана. Позже данный шлем попал и на запад— в Польшу, Венгрию, Литву и далее.

Не существует точного объяснения происхождения термина «ерихонка». Существует гипотеза, что это деформированный термин «югренский», что значит «грузинский». Другая гипотеза говорит о том, что данный термин пошел от слова «ерихониться», что значит хорохориться, важничать либо упрямиться. Также существует гипотеза о том, что данное слово пошло от именования города Яркенд, или, что больше всего похоже, но маловероятно — Иерихон.

Азия

Шлемы в форме купола, также, как и шлемы с защитой для ушей и тыльной части головы, берут свое начало еще до времен нашей эры. Скользящий наносник изобрели в XIV столетии. Но этот вариант шлема появился в XV—XVI столетии в турецком государстве за счет того, что к двум разным шлемам были добавлены дополнительные элементы. А именно шишаков в форме полусферы и турецких шишаков которые имели сфероконическую форму. Благодаря этому турецкие ерихонки могли быть как сфероконическую, так и полусферическую форму тульи. Похожие шлема в Турции назывались «шишак» (от турецкого çiçak), а шлем с полусферической тулией, «муваама» (от турецкого muwa`ama).

Благодаря влиянию Турции ерихонки узнали в Иране, Египете и в другие странах. Тульи данных шлемов зачастую были цельнокованые. В азиатских государствах козырёк данного шлема, зачастую имел острый выступ вперёд посередине. Назатыльник зачастую был выполнен из сплошного листа металла, хотя иногда встречаются и сегментные назатыльники. Сбоку от наносника на козырек или на тулию обычно прикреплялась втулка для плюмажа, что представляла собою металлическую трубку, в которую воины вставляли перья или раскрашенные конские хвосты. Данный аксессуар играл роль не только украшения, но и был знаком отличия. В основном, данный тип шлема носился наиболее знатными янычарами, турецкой знатью, полководцами и султанами. Похожие шлемы часто весьма пышно декорировались. В некоторых государствах Азии ерихонки имели, преимущественно, культовое значение до XIX столетия.

Русь

ЕрихонкаНа Руси данный тип шлема появился в XVI столетии, благодаря турецко-иранскому влиянию и носила его, зачастую, знать, а именно цари и воеводы. Благодаря этому шлемы данного типа обычно декорированы золотом, серебром и драгоценными камнями. Славянские ерихонки данного времени изготавливались по азиатскому образцу, а иногда, импортировались с Востока. Шлемы данного типа на Руси изготавливали из стали, булата или дамаска. К примеру, в Оружейной палате находится булатная ерихонка Михаила Фёдоровича Романова.

Славянские ерихонки обладали сфероконической формой тульи. Зачастую тулья была рифленой. В XVII столетии благодаря западному влиянию на Руси приобретает популярности ерихонка с полусферической тульией, но следует заметить, что эти шлемы, зачастую, называли шишаками. Назатыльник на Руси могли быть как сегментные, так и одинарные, а козырьки, в основном, ровные или с углом посредине. Наносник пропускался сквозь козырёк (полку) и удерживался благодаря винту (шурупец). За счет данного винта он мог подниматься и опускаться. Подобное строение имели наносники иностранных ерихонок.

На Руси, также, как и в Азии, использовали и сравнительно дешевые, не декорированные шлемы. Зачастую по форме и строению они мало отличались от ерихонок, но производились из меди или томпака. Данные шлемы называли медными шапками. Их носили сравнительно бедные люди. Данные шлемы имели не такую эффективную защиту, благодаря материалу. Важно понимать, что медными шапками, называли и другие шлемы, которые были изготовлены из данного материала.

Шапки-ерихонки русских царей

В Оружейной палате Московского Кремля имеется шесть парадных царских шлемов-ерихонок.

В их число входят: булатная Шапка ерихонская Михаила Фёдоровича (иногда данную шапку ошибочно приписывают Александру Невскому), она была изготовлена в 1621 г. ремесленником Никитой Давыдовым, вероятно, по примеру арабского шлема, декорирована золотыми насечками, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом.

Европа

В государствах Восточной Европы пользовались попуЕрихонкалярностью и другие варианты данного шлема. А именно, у гусаров Польши, популярными были турецкие полусферические ерихонки. У венгерских воинов нашли распространение конические шлемы. Важно также заметить, что в польском государстве в XVI столетии ходили гибридные ерихонки с капеллиной формы. Козырька данный шлем не имел, в замен, у него были широкие поля, и назывался данный тип шлема «капалин» (от польского kapalin). В данном регионе полусферические ерихонки с конца XVI — начала XVII столетия приобрели огромную популярность и носились кавалерией как часть доспеха. На данный тип шлема и перешел польский термин «капалин», и восточный термин «шишак» (от польского Szyszak).

К польским ерихонкам XVII столетия временами добавляли наносник, который лопатовидно расширялся к низу. Таким образом данный наносник закрывал почти все лицо. Также данный тип шлема отличался полусферической тульей, которая бывала как гладкой, так и увенчивалась полукруглым гребнем, либо «крыльями», либо ещё чем-то подобным.

Из Польши ерихонки перекочевали в Саксонию, а из Венгрии — в Австрию и Баварию. Благодаря влиянию Речи Посполитой, данная модель шлема стали называть Capeline, и зачастую имел польско-турецкую полусферическую форму. На заре XVII столетия данные шлемы вошли в обиход, а также начали изготавливаться в Германии, но там шлем именовали восточным термином «шишак» (от немецкого Zischagge). Со временем данный тип шлема обрел популярность во всей Европе, в том числе и в Португалии. Шлемы Европы зачастую использовали сегментный назатыльник и ровный козырек.

На закате XVII столетия данный тип шлема теряет свою популярность в Европе и на Руси, благодаря общему отказу от доспехов. Также необходимо заметить, что данный тип шлема сохранялся в некоторых странах в XVIII столетии.

 

weaponhistory.com

Шлем «Ерихонская шапка» | War, Gun'S & Rock'n'roll

Helot - Среда, 12 Январь 2011 06:08

Ерихонка, иерихонка, ерихонская (иерихонская) шапка – открытый куполообразный шлем с элементами защиты носа, ушей и затылка. За пределами Руси мог быть известен как шишак. Подобные шлема, правда с небольшим отличием были распространены в Индии и Иране, в Турции, Германии, Восточной Европе (Польша, Литва, Венгрия). Еще иерихонка очень сильно напоминает бургиньот. На Руси, в странах Восточной Европы и Западной Азии ерихонская шапка использовалась с XVI по XVIII век. На территорию Руси этот шлем попадает по всей вероятности с востока, а название по одной из версий происходит от искаженного слова «грузинский» или «юргенский». Имеется также версия, восходящая к названию города Иерихона и использовавшихся при его захвате иерихонских труб, от звука которых стены в прах рассыпались (мол, в связи с этой библейской легендой и стали лепить науши на иерихонку). Но более правдоподобным кажется происхождение названия шлема от «ерихониться» — то есть, красоваться, важничать, хорохориться.

Шлем ерихонка. Иран XVI век

Купол иерихонки может быть различным по форме: полусферическим (у польских гусар), коническим (у венгров) и сфероконическим (у русских). По бокам купола на кожаных ремнях или цепочках (гораздо реже) крепились науши, сзади – подвижный затыльник, а спереди крепился к тулье небольшой козырек и в нем через отверстие проходит подвижная наносная стрелка. Эта защитная стрелка посредством специального винта могла опускаться выше или ниже в нужном положении. Наносник польской иерихонки XVII века лопатовидно расширялся вниз, почти полностью закрывая нижнюю часть лица. Еще польские шлема отличались небольшим полукруглым гребнем, а по бокам, сверху наушей крепились «крылья». Верх купола шлема остроконечный, вытянутый. Внутри него, конечно, была мягкая подкладка, но иерихонка могла одеваться и на толстую стеганую шапку, а иногда и поверх другого шлема. На русских иерихонках часто имелось рифление, которое служило ребрами жесткости, и было неплохим украшением шлема. Назатыльник мог быть из нескольких сегментов или из одной пластины. Козырек в основном был ровным, а также с немного выступающим острием.

Польская иерихонка

Как правило, обычно данный тип шлема использовался военачальниками и князьями, знатью, правители стран также не брезговали им, а уж если украсить согласно статусу – так тем более. Для рядовых воинов наголовье изготовляли из меди, томпака (латунный сплав) и стали (булат и дамаск – для более состоятельных владельцев) и не украшали его. Применялась иерихонка в мелкопоместной коннице и легкой кавалерии. Нередко русские иерихонки XVI века были импортными. Для знатных людей шлема богато украшались золотом и серебром, драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, финифтью, насечкой и гравировкой. На козырьке с боку от наносника могла крепиться втулка под плюмаж – раскрашенные перья или конский хвост.

В XVI веке в Польше появляется гибрид ерихонки с капеллиной. У него вместо козырька были поля. И польское название «капалин» вместе с восточным «шишак» перешло на полусферические иерихонки, использовавшиеся в польской кавалерии XVI – XVII веков. В начале XVII века под названием «шишак» иерихонская шапка начинает производиться в Германии. Вскоре ее используют даже в Португалии, а в Англии она официально вводится в снаряжение «армии нового образца» — вооруженных сил «круглоголовых», созданных с легкой руки Оливера Кромвеля в 1644 году во время английской Гражданской войны.

Иерихонская шапка царя Михаила Федоровича Романова

Шлем XVII века, изумительный шедевр русского оружейного мастерства представлен в Оружейной палате и это иерихонская шапка царя-батюшки Михаила Федоровича Романова (1613-1645 гг.), первого государя династии Романовых. По документам XVII века этот чудесный экземпляр был смонтирован и декорирован мастером оружейником Никитой Давыдовым. На его рифленом куполе золотой насечкой выполнены изображения короны, с низу на верх купола и по его верхушке также золотой насечкой изображен широкой полосой растительный орнамент. Помимо богатого украшения золотом шлем декорирован 10 изумрудами, 95 алмазами, 228 рубинами и нитями жемчуга. На расширенной вершине наносника имеется покрытое цветной эмалью рельефное изображение архангела Михаила – предводителя небесного войска и военного покровителя русских государей. По арабской золотой надписи на куполе иерихонки можно считать, что шлем изготовлен на основе арабского шишака. Судя по мастерству изготовления и богатству декора можно сказать, что ерихонка Михаила Федоровича  была задумана как боевой венец русских царей. В Росписи Походной казны было упомянуто, что верхушку царственного шлема увенчивал золотой крест, украшенный драгоценными камнями. В XIX веке стало распространяться мнение, будто этот шлем первоначально принадлежал князю Александру Невскому. И в 1856 году был утвержден Большой Герб Российской империи (создан бароном Б. В. Кёне) с изображением иерихонской шапки в качестве шлема Невского (канонизирован Православной церковью и признан русским святым), венчавшей центральный щит с двуглавым орлом. Вот так элемент защитного снаряжения вошел в государственную символику Российской державы.

Ерихонская шапка на протяжении всего периода ее использования предоставляла неплохую защиту от сабли, особенно от ударов сверху. Очень удобным моментом оставался хороший обзор. Однако в конце XVII века на Руси, как и в Европе иерихонка начинает выходить из употребления. Это было обусловлено общим отказом армий от защитного снаряжения, ведь огнестрельное оружие стремительно набирает силу. Но в ряде стран этот шлем все еще сохранялся и в XVIII веке и в основном имел церемониальное значение.

Иерихонская шапка. Интересные факты:

  • В русской живописи иерихонка не раз встречается на картинах художников. Например, в известной работе В.М.Васнецова «Витязь на распутье» богатырь изображен в иерихонском шлеме.
  • На основании иерихонки в 1918 году была разработана форма буденовки – зимней суконной шапки для вооруженных сил Красной Армии.

Записи по теме:

getwar.ru

Ерихонка — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ерихо́нка, ерихо́нская ша́пка — тип шлема.

Состоит из железной или стальной тульи с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей, плоским козырьком, скользящим наносником (узкая железная полоска, защищавшая лицо от поперечных ударов), нередко — пластинчатым назатыльником.[1] Науши и назатыльник крепились к тулье посредством кожаных ремней или, реже, цепочек. Такие шлемы использовались на Руси, в странах Западной Азии и Европы в XVI—XVIII веках. На Русь они пришли с юга — из Турции, Ирана, а потом попали на запад — в Польшу, Венгрию, Литву и другие страны.[2]

Происхождение названия «ерихонка» точно неизвестно. По одной версии это искажённое слово «югренский», или «грузинский». По другой — от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться.[3] Впрочем, некоторые придерживаются мнения о происхождении от названия города Яркенд, или, что наиболее очевидно, но сомнительно — Иерихон.[4]

Азия

Куполообразные шлемы, как и шлемы с элементами защиты ушей и затылка, известны ещё до нашей эры. Скользящий наносник появился в XIV веке. Но данный тип шлема сложился в XV—XVI веке в Турции в результате добавления дополнительных защитных элементов к двум разным типам шлемов — полусферических шишаков и турецких шишаков сфероконической формы. В результате турецкие ерихонки могли отличаться как сфероконической, так и полусферической формой тульи. Подобные шлемы в Турции называли «шишак» (тур. çiçak), или, в случае полусферической тульи, «муваама» (тур. muwa`ama).[5]

Под турецким влиянием ерихонки попали в Иран, Египет и в другие страны. Тульи шлемов, как правило, цельнокованные. В странах Азии козырёк был, обычно, с острым выступом вперёд посередине. Назатыльник мог быть не только сегментный, но, что чаще — из одной пластины. Сбоку от наносника на козырьке или на тулье часто крепилась втулка для плюмажа — металлическая трубка, в которую вставлялись перья или раскрашенный конский хвост. Это было не только украшение, но и знак отличия. В частности, такие шлемы носили наиболее знатные янычары, турецкая знать, полководцы и султаны. Подобные шлемы нередко очень богато украшались. В отдельных странах Азии ерихонки сохраняли, преимущественно, церемониальное значение до XIX века.

Русь

На Руси такие шлемы появились в XVI веке под турецко-иранским влиянием и использовались, в основном, знатными людьми — царями и воеводами, поэтому богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Русские ерихонки этого периода делались в соответствии с азиатскими образцами, а нередко и были импортными. Сами же шлемы могли быть из стали, булата, дамаска. Например, в Оружейной палате хранится булатная ерихонка Михаила Фёдоровича Романова.

Русские ерихонки имели сфероконическую форму тульи, которая часто была рифлёной, в виде рёбер жёсткости. В XVII веке под западным влиянием на Руси получают распространение ерихонки с полусферическими тульями, однако подобные шлемы, как правило, называли шишаками. Назатыльник мог быть и сегментным, и одинарным, а козырёк, преимущественно, ровный или с углом посередине. Наносник проходил через козырёк (полку) и держался посредством винта (шурупец), поэтому мог подниматься и опускаться.[7] Сходное устройство имели наносники иностранных ерихонок.

Как в Азии, так и на Руси, применялись и более дешёвые, не украшенные шлемы, по форме и конструкции иногда мало не отличающиеся от ерихонок, но изготовленные из меди или томпака. Это были медные шапки. Их использовали относительно небогатые люди, но и защищали эти шлемы хуже. Медными шапками, однако, могли называть и шлемы другой формы и конструкции, сделанные из этого же материала.[7]

Шапки-ерихонки русских царей

В Оружейной палате Московского Кремля хранится 6 парадных царских шлемов-ерихонок.

В их числе — булатная Шапка ерихонская Михаила Фёдоровича (иногда ошибочно приписываемая Александру Невскому), сделанная в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского шлема, украшенная золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом.[8].

Европа

В странах Восточной Европы бытовали и другие формы. В частности, у польских гусаров получили распространение турецкие полусферические[9] ерихонки. У венгров бытовали конические[10] шлемы. Характерно также то, что на Польше в XVI веке имели хождение гибридные с капеллиной формы — ерихонки, вместо козырька снабжённые полями и называемые «капалин» (польск. kapalin). В этом регионе полусферические ерихонки получили с конца XVI — начала XVII века очень широкое распространение и использовались в кавалерии как принадлежность доспехов. На них перешло и польское название «капалин», и восточное «шишак» (польск. Szyszak).[11]

Польские ерихонки XVII века иногда снабжались наносником, который лопатовидно расширялся к низу, почти полностью закрывая таким образом лицо. Они отличались полусферической тульёй, которая могла быть как гладкой, так и увенчанной полукруглым гребнем, или «крыльями», или ещё чем-нибудь.[11]

Из Польши ерихонки попали в Саксонию, а из Венгрии — в Австрию и Баварию[12]. Под влиянием Посполитой Речи, в других странах Европы данный тип шлема стал известен как Capeline и был преимущественно польско-турецкой полусферической формы. В начале XVII века эти шлемы начали использовать и производить в Германии, но под восточным названием «шишак» (нем. Zischagge)[13]. Вскоре они получили распространение по всей Европе, в том числе в Португалии[14]. Европейские шлемы практически всегда были с сегментным назатыльником и ровным козырьком.

Ерихонские шапки давали хорошую защиту от ударов такого оружия, как сабля, по голове, особенно — сверху. Обеспечивали хороший обзор.

В конце XVII века в Европе, как и на Руси, выходят из употребления в связи с общим отказом от защитного вооружения; однако в ряде стран сохранялись в XVIII веке.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ерихонка"

Примечания

  1. ↑ Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
  2. ↑ [http://bibliotekar.ru/encOruzh/86.htm ЕРИХОНКА — стальной защитный головной убор, разновидность открытого шлема]
  3. ↑ Vasmer’s Etymological Dictionary, статья «ерихон».
  4. ↑ [http://www.promurom.ru/murompage.php?spage=191 Муром — Никита Давыдов]
  5. ↑ Рассел Робинсон «Доспехи народов Востока». ISBN 5-9524-2225-X
  6. ↑ Илл. 55. Русское вооружение с XIV до второй половины XVII столетия. Ерихонки. // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова.
  7. ↑ 1 2 Висковатов А. В., «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч.1.
  8. ↑ [http://www.kreml.ru/ru/main/virtual/exposition/arsenal/MichaelFedorobich/ Оружейная Палата]
  9. ↑ [http://modelsculpt.org/forum/userpix/28_img302_2.jpg См.фотографию]
  10. ↑ [http://www.hermann-historica.de/auktion/images52_gr/57827_b.jpg См.фотографию]
  11. ↑ 1 2 [http://www.rol.in.ua/?p=2&num=80 Польское оборонительное вооружение]
  12. ↑ В.Бейхам. «Энциклопедия Оружия».
  13. ↑ http://www.4to40.com/qa/index.asp?id=1165
  14. ↑ См.фотографию

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ерихонка

– Подождите!!! Разве я не имею права даже проститься с ним?! – возмущённо воскликнула я. – В этом не может мне отказать даже церковь! Вернее, именно церковь должна оказать мне эту милость! Не она ли призывает к милосердию? Хотя со стороны святейшего Папы, как я понимаю, этого милосердия нам не видать! – Церковь Вам ничего не должна, Изидора. Вы колдунья, и как раз-то на Вас её милосердие не простирается! – совершенно спокойно произнёс Караффа. – Вашему мужу уже не поможет Ваш плачь! Идите лучше подумайте, как стать сговорчивее, тем же самым не заставляя более себя и других так сильно страдать. Он удалился, как ни в чём не бывало, будто и не прерывал только что чью-то драгоценную жизнь, будто на душе у него всё было просто и хорошо... Если душа, как таковая, была у него вообще. Меня вернули в мои покои, так и не разрешив отдать умершему мужу последнюю дань. Сердце стыло в отчаянии и печали, судорожно цепляясь за крохотную надежду, что, возможно, Джироламо был первым и последним из моей несчастной семьи, кого этот изверг в папской сутане заставил страдать, и у которого он так просто и развлекаясь отобрал жизнь. Я знала, что ни смерть моего отца, и уж тем более – смерть Анны, я, вероятнее всего, не смогу пережить. Но меня ещё более пугало то, что я понимала – Караффа тоже это знал... И я ломала голову, составляя планы один фантастичнее другого. Но надежда уцелеть хотя бы на ближайшее время, чтобы попытаться помочь своим родным, таяла, как дым. Прошла неделя, Караффа всё ещё не появлялся. Возможно, ему (так же, как и мне!) нужно было время, чтобы обдумать свой следующий шаг. А возможно его отвлекли какие-то другие обязанности. Хотя в последнее мне верилось с трудом. Да, он был Римским Папой... Но в то же время, он ещё был и невероятно азартным игроком, пропустить интересную партию для которого, было свыше его сил. А игра со мной в «кошки-мышки» доставляла ему, я думаю, истинное удовольствие... Поэтому я изо всех сил старалась успокоиться и найти в своей измученной голове хотя бы какую-то «умную» мысль, которая помогла бы мне сосредоточиться на нашей неравной «войне», из которой, в реальности, у меня не остава-лось никакой надежды выйти победительницей... Но я всё равно не сдавалась, так как для меня «сдавшийся человек» был намного хуже, чем мёртвый человек. И так как я пока что была живой, это означало – я всё ещё могла бороться, даже если моя душа уже медленно умирала... Мне надо было хоть сколько-то продержаться, чтобы успеть уничтожить эту смертельно-опасную гадюку, коей являлся Караффа... Теперь у меня уже не оставалось никаких сомнений в том, что я смогу его убить, если только представится такая возможность. Только вот, как это сделать, я пока что не имела ни малейшего понятия. Как я только что печально убедилась на собственном опыте – моим «обычным» способом Караффу уничтожить было нельзя. Значит, приходилось искать что-то другое, а вот времени для этого у меня, к сожалению, почти что не оставалось. Ещё я всё время думала о Джироламо... Он всегда был моей тёплой защитной «стеной», за которой я чувствовала себя надёжно и защищённо... Но теперь её больше не было... И заменить её было нечем. Джироламо был самым верным и самым ласковым мужем на свете, без которого очень важная часть моего мира померкла, став пустой и холодной. Моя жизнь постепенно заполнялась печалью, тоской и ненавистью... Желанием мстить Караффе, забывая про себя и про то, как мала была моя сила по сравнению с ним ... Горе меня ослепляло, оно погру-жало меня в бездну отчаяния, выбраться из которой я могла, только его победив. Караффа вернулся в мою жизнь примерно через две недели, в раннее солнечное утро, очень уверенный в себе, свежий и счастливый, и войдя в комнату, радостно произнёс: – У меня для Вас сюрприз, мадонна Изидора! Думаю, он Вам очень понравится. Меня сразу же прошибло холодным потом – я знала его «сюрпризы», они хорошо не кончались... Как будто прочитав мои мысли, Караффа добавил: – Это, правда, приятный сюрприз, я Вам обещаю. Вы сейчас увидите это сами! Дверь открылась. А в неё, осторожно оглядываясь, вошла хрупкая высокая девочка... Ужас и радость на секунду сковали меня, не давая пошевелиться... Это была моя дочь, моя маленькая Анна!!!.. Правда, маленькой теперь её называть было уже трудновато, так как за эти два года она сильно вытянулась и повзрослела, став ещё красивее и ещё милей... Моё сердце с криком рванулось к ней, чуть ли не вылетая из груди!.. Но спешить было нельзя. Я не знала, что задумал на этот раз непредсказуемый Караффа. Поэтому, надо было держаться очень спокойно, что было почти что выше моих человеческих сил. И только боязнь сделать непоправимую ошибку сдерживала мои ураганом рвавшиеся наружу бушующие эмоции. Счастье, ужас, дикая радость и страх потери одновременно рвали меня на части!.. Караффа довольно улыбался произведённым эффектом... что тут же заставило меня внутри содрогнуться. Я не смела даже подумать, что может последовать дальше... И знала, что, случись что-то ужасное, желание защитить Анну может оказаться слишком сильным, чтобы противиться Караффе... и я панически боялась, что не смогу отказать ему, чтобы он за это не попросил. Но, к моему величайшему удивлению, его «сюрприз» оказался настоящим сюрпризом!.. – Рады ли Вы видеть дочь, мадонна Изидора? – широко улыбаясь, спросил Караффа. – Всё зависит от того, что за этим последует, Ваше святейшество... – осторожно ответила я. – Но, конечно же, я несказанно рада! – Что ж, наслаждайтесь встречей, я заберу её через час. Вас никто не будет беспокоить. А потом я зайду за ней. Она отправится в монастырь – думаю, это лучшее место для такой одарённой девочки, какой является Ваша дочь. – Монастырь?!! Но она никогда не была верующей, Ваше святейшество, она потомственная Ведьма, и ничто на свете не заставит её быть другой. Это то, кто она есть, и она никогда не сможет измениться. Даже если Вы её уничтожите, она всё равно останется Ведьмой! Так же, как я и моя мать. Вы не сможете сделать из неё верующую! – Какое же Вы дитя, мадонна Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Никто не собирается делать из неё «верующую». Думаю, она может прекрасно послужить нашей святой церкви, оставаясь именно тем, кто она есть. А воз-можно даже и больше. У меня на Вашу дочь далеко идущие планы... – Что Вы имеете в виду, ваше святейшество? И причём здесь всё-таки монастырь? – застывшими губами прошептала я. Меня трясло. Всё это не укладывалось в голове, и я пока что ничего не понимала, только чувствовала, что Караффа говорит правду. Одно лишь меня пугало до полусмерти – какие такие «далекоидущие» планы у этого страшного человека могли быть на мою бедную девочку?!.. – Успокойтесь, Изидора, и перестаньте ждать от меня всё время чего-то ужасного! Вы провоцируете судьбу, знаете ли... Дело в том, что монастырь, о котором я говорю, очень непростой... И за пределами его стен, о нём не знает почти ни одна душа. Это монастырь исключительно для Ведунов и Ведьм. И он стоит уже тысячи лет. Я был там несколько раз. Я учился там... Но, к сожалению, не нашёл, что искал. Они отвергли меня... – Караффа на мгновение задумался и, к моему удивлению, вдруг стал очень печальным. – Но я уверен, что Анна понравится им. И ещё я уверен, что им будет чему научить Вашу талантливую дочь, Изидора.

o-ili-v.ru

Надписи из Корана на шлеме Александра Невского?

В догонку к предыдущему перепосту."Булава ближняго боярина князя Василья Васильевича Голицына" из оружейной палаты. Проходит, как символ военоначалия. Символика власти, коротко. И как обычно, имеем много интересного и не понятного.

Традиция писать портреты с царей у нас пошла в после Петровскую эпоху, найти более ранний портрет невозможно. Но, есть картины написанные в режиме исторической реконструкции. Не одного портрета Русских военочальников с буловой я не нашла.Классика шапка, скипетр и держава:Так и запишем: художники занимающиеся историческими портретами поленились дойти до оружейной палаты и выяснить, как выглядит положенная символика. Ни один не дошел, ладно бывает. Ну или те кто дошел, решили, что рисовать военачальников с их символами не интересно...Портрет Голицина, никак не могу сгуглить автора, справку по Голицину выдают.

Тут не понятно, что кому полагалось, надо конкретней коллекцию оружейной палаты перебирать, когда и кто чем владел. Похоже скипитр и держава- царю, а булова- военачальнику, интересно какой период времени и в каком виде была эта символика?Интересно, что с буловой конкретно изображают казацких атаманов.Богдан Хмельницкий:

Войсковой атаман с буловой и насечкой:Выбирался казачьем кругом, под катом описание.

В период становления централизованного Российского государства на Дон отовсюду приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царских бояр и наместников. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших личную свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась "снизу".

Донские казаки жили вольной жизнью, ни за кем не признавая власти над собой. Занимались они, в основном, ловлей зверей и рыбы, постоянно совершали военные походы, считая земледелие отвлечением от войсковой жизни. В бою они отличались особым мужеством и отвагой, осуществляя дерзкие, внезапные вылазки и маневры.

Однако повседневная необходимость управления казачьим обществом требовала создания органов власти и управления. В XVI веке донскими казаками был сформирован особый тип общественного устройства, высшим органом власти которого был Войсковой Круг (общее собрание казаков). Не прийти на Войсковой Круг для казака считалось большим позором.На Кругу принимались важнейшие решения: объявление войны и заключение мира, прием в казаки, направление казачьего посольства, выборы атамана - высшего должностного лица Войска Донского. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знак атаманской власти - булаву и насеку.http://og.ikro.ru/interest/history/cossacs/

Гм, а Голицин свою булову как получил?А такой символ власти, как Царский щит? Государственный щит принадлежит к чину царскому и выносится при торжественных поставлениях на царство. (с) Почему мы не имеем ни одного художественного полотна с таким эпичным зрелищем?Нашла интересный ресурс http://druzjina.ru/forum/122-761-1Древности Российского Государства. Доспехи и оружие.

Вот даже если Россия не была одним целым с Османской империей, то просто по оружию видно, что дружили они очень плотно. Фактический все оружие Российских Князей имеет арабскую символику, при этом неожиданно с Христианской доминантой.Вот интересно, смотрите на стиль щитов.Там в ресурсе по ссылке много красивости, я вынесла тот момент, где можно удивить схожесть и различие стиля:Царский щит, происхождение не указано.Далее, другие щиты:По ярлыку написано: «великому Государю челом ударил Греченин Царьгородец Иван Матвеев, в году рн`и (1650). (с)Я так понимаю, что щит авторства Ивана Матвеева.

Подаренные Персами щит:Шлем великого князя Александра НевскогоОписание:Изображенный на означенных рисунках шлем, или шапка ерихонская, принадлежал, по преданию, св. благоверному великому князю Александру Ярославичу Невскому. Хотя в прилагаемом извлечении из описи 1687 г. царской Оружейной казны он означен: «Микитина дела Давыдова», но этому московскому оружейному мастеру времен царя Михаила Федоровича принадлежат приделанные к шлему восточной работы украшения драгоценными камнями и финифтяное изображение архангела Михаила над задвижкой спереди, называемой в описях прорезным носом.

Шлем кован из красного железа, с наушками и бармицей, состоящей из семи щитков, богато насечен золотом. В венце, в насечках трав, стих из Корана: помощь от Бога, близкая победа, возвести благоверным. Посреди шлема с трех сторон насечены золотом короны с крестами.

Судя по стихам из Корана и форме короны, шлем кован в Азии для какого-нибудь из христианских владетелей. Если предположить, что название Ерихонский произошло от Юргенский, то есть Грузинский, то, без всякого сомнения, шлем делан для одного из царей Грузии. Если же название Ерихонский не ошибочно, то можно думать, что шлем кован в Палестине во время Крестовых походов: форма короны соответствует вполне этой эпохе. (с)

А вот тут у меня вопросы. Откуда известно, что московским оружейникам принадлежит только нос? Судя по контексту, этот вывод делается из арабских надписей, при этом короны с крестами они объяснят заказом христьянского владыки.  А как шлем попал к Невскому? Он же был достаточно крутым воителем. Достаточно, что бы заказать себе свой шлем. Если это его заказ, сделанный в Азии, что он себе нос сразу не заказал? Тем более, что шлем выглядит абсолютно гармонично, включая Архангела. Ну, допустим, Бог с ним с носом, допустим -Александр Невский заказал себе шлем в Азии.Не бывает несанкционированных надписей на предметах такого уровня. Владелец шлема, был не против надписей из Корана.Попытка отвязать Ерихон и привязать Грузию, вообще смешная. Да, конечно, Русские цари у Грузинских, шлемы воровали, только этим и занимались. Надо нашим сказать, про национальные традиции, пусть галстук стырят, а то скучно.Кроме того, авторы в описание забыли упомянуть, что на Руси было слово Ерихонка, обозначало шлем такого примерно вида. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%F0%E8%F5%EE%ED%EA%E0Упс, извините, а Вики говорит, что шлем приписанный Невскому однозначно (???) принадлежал Михаилу Федоровичу Романову, и сделан в Москве Никитой Давыдовым. А с лядов Давыдов по арабски писал?Иерихон- город в Палистине, реально существовавший. Можно предположить, что обладал высоким мастерством по производству военных шлемов.Есть в Библии. Но это до нашей эры. . Что интересно: Что же касается Иерихонских труб, то, вероятно, это не легенда, а остаток чудесного древнего знания, известного тогда, но не дошедшего до наших дней. Как ни странно, исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали! Наружная — наружу, внутренняя — вовнутрь. (с) http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E5%F0%E8%F5%EE%EDПотом город был восстановлен, как пишет Вики, потом разрушен в ходе войны крестоносцев и арабов. Кто не понимает: Ливонцы и прочие рыцари- есть суть те же Крестоносцы, и битва на Невском озере, это битва с Крестоносцами.

balio.livejournal.com


Смотрите также