Содержание
9 заблуждений о средневековых доспехах, которые навязывает нам кино
9 октября 2021Жизнь
Развенчаем порцию мифов о броне, которую не снимали месяцами, кожаной защите, которую якобы любили ассасины, и не только.
Поделиться
0
Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Миф 1. Воинское приветствие связано с подъёмом забрала
Шлем‑бургоньет со складным наподбродником. Изображение: Palladinus / Wikimedia Commons
О том, почему современные военные «берут под козырёк», приветствуя друг друга, составлено много гипотез.
Одна из самых популярных звучит так. В те времена, когда воины носили доспехи, при встрече они поднимали забрала шлемов, показывая лица. Во‑первых, так они узнавали знакомых из своего сословия. Во‑вторых, поднимая козырёк, рыцарь открывал лицо для ударов, а значит, демонстрировал товарищу своё доверие и добрые намерения. Наконец, шлема касались правой рукой, а значит, в неё нельзя было взять оружия.
Теория звучит складно, но убедительных доказательств у неё нет.
Очень многие типы шлемов с античности и по Средневековье забрала не имели вовсе, и поднимать было нечего. А с 1700 года они вообще практически исчезли с полей сражений в Европе. Кроме того, в ту эпоху все мало‑мальски уважающие себя рыцари имели гербы на своих доспехах и флагах, которыми также отмечали своих подчинённых, и совершенно необязательно было узнавать кого‑то там в лицо.
Григор Клиган приветствует короля Роберта Баратеона. Кадр из сериала «Игра престолов»
Английские записи XVII века указывают, что «формальный акт военного приветствия — снятие головного убора». Однако к 1745 году Колдстримская гвардия упростила процедуру, потому что у них были слишком большие медвежьи шапки. Гвардейцы получили указание «касаться рукой головного убора и кланяться, когда они проходят мимо начальства». Видимо, от британцев эта традиция и разошлась по всему миру.
Миф 2. Под латы следует надеть и кольчугу
Немецкая кольчуга XV века. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons
Это одно из самых распространённых заблуждений. Якобы полностью экипированные рыцари надевали сначала гамбезон‑поддоспешник, потом кольчугу (железная рубашка из множества скреплённых колец), и только поверх этого всего — латы.
Звучит очень внушительно, вот только носить и кольчугу, и доспех одновременно никакой рыцарь не станет, потому что это очень неудобно. Кольчужным полотном и в самом деле укрепляли уязвимые места в сочленениях. Также юбкой из него прикрывали пах и поясницу.
Но цельную железную рубаху под доспехами не носили. Ни в каких исторических источниках подобный «броневой пирог» не упоминается — это выдумка современных ролевиков и авторов фэнтези.
Миф 3. Кольчуга ни от чего не защищала
Битва при Арсуфе. Гравюра Густава Доре. Изображение: Public Domain
Предыдущий миф идёт рука об руку со следующим — якобы сама по себе кольчуга ни от чего толком защитить не могла. Поэтому средневековые рыцари от неё быстро отказались, перейдя на полный латный доспех.
В фильмах воины в одних только кольчугах — это, как правило, массовка и простолюдины, которые только и способны, что умирать под дождём стрел. Считается, что рубашка из железных колец — штука очень дешёвая и простая, и если на что и годится, то только в комплекте с латами.
В действительности же кольчуга обеспечивала надёжную защиту и от колющего, и от рубящего оружия, и от стрел. Например, в битве при Арсуфе в 1191 году лучники Саладина обстреляли крестоносцев Ричарда I Львиное Сердце.
И что вы думаете — рыцари совершенно не обращали внимания на луки противников.
Мусульманский хронист Баха ад‑Дин ибн Шаддад с ужасом описывал, как крестоносцы, в кольчугах которых торчали по десятку стрел, продолжали сражаться невредимые. В тот день Ричард одержал решительную победу.
Латный доспех со временем заменил кольчугу не потому, что последняя была уязвима. Просто ковать кирасы оказалось быстрее, чем вручную вытягивать проволоку, нарезать её и изготовить кольца, а потом ещё и сплетать их в полотно.
Миф 4. Доспехи сияли на солнце
Рыцари в кастенбрустовых доспехах. Алтарь собора Святого Бавона в Генте, Жан ван Эйек, 1427–30 годы. Изображение: Public Domain
В фильмах и сериалах, а также на музейных выставках доспехи нередко показывают отполированными до блеска. Недаром, когда мы хотим подчеркнуть (или высмеять) чьё-то благородство и высокие моральные принципы, то называем такого человека «рыцарем в сияющих доспехах».
Однако на самом деле в большинстве случаев средневековая броня не сияла. Очень часто её воронили, то есть покрывали окалиной, или красили, чтобы защитить от коррозии.
Так что смотреться в реальный доспех, как в зеркало, не получилось бы.
Кроме того, поверх брони надевали тканевые плащи и накидки, которые назывались «сюрко». Они позволяли идентифицировать воина, так как на них наносился герб — собственный или сюзерена. Одежда также защищала доспехи от нагрева солнечными лучами, а также от дождя и грязи.
Броня Густава I, короля Швеции, 1540 год. Изображение: Göran Schmidt / Wikimedia Commons
Только примерно с 1420 года броню стали носить без накидок. Это называлось белый доспех. Латы полировали пемзой, чтобы не допустить появления ржавчины, но и они не были ослепительными. «Белый доспех» был очень дорог и требовал серьёзного ухода, так что он служил чаще парадным нарядом, чем военной экипировкой.
Миф 5. У хорошего доспеха должны быть большие наплечники
Кадр из фильма «Варкрафт»
Фанаты вселенной Warcraft хорошо знакомы с этим штампом. В современном фэнтези наплечники, как правило, изображаются совсем уж непропорционально огромными. И совершенно непонятно, как владельцы их носят, будь они хоть трижды мускулистыми орками.
Размеры реальных «нарамников», как ещё называют этот элемент доспеха, были куда скромнее.
Они совершенно не сковывали движений и позволяли неплохо фехтовать, при этом защищая плечи, шею и в некоторых случаях грудь.
В реальной истории любили огромные наплечники только самураи — у японцев, как всегда, своя атмосфера. Вот только они делали свои содэ из гибко соединённых шёлковыми шнурами пластин. При стрельбе из лука или фехтовании они съезжали назад так, чтобы не мешать, и прикрывали руки, только когда те были опущены.
Миф 6. Рыцари носили доспехи не снимая
Вы помните, чтобы Пёс хоть раз снял свой доспех? Кадр из сериала «Игра престолов»
Существует мнение, что надевать рыцарские доспехи очень тяжело и долго. Процесс якобы занимает несколько часов, и воину помогает несколько оруженосцев. После того как они закончат, рыцарь будет в буквальном смысле закован в латы и не сможет избавиться от них самостоятельно.
А значит, всё время в походе благородный шевалье попросту не будет снимать броню недели, а то и месяцы. Из‑за этого от него, естественно, будет дико вонять, а большую и малую нужду придётся справлять прямо в доспех.
В той же «Игре престолов» Пёс и Бриенна Тарт таскают на себе свои кирасы и кольчуги в любой сцене, не переодеваясь никогда.
Однако это вымысел. Реальные боевые латы при помощи оруженосца можно надеть за 5–7 минут. Не верите — посмотрите на это видео.
В одиночку управитесь за полчаса, потому что придётся со шнурками повозиться. Однако существовали и доспехи с минимумом завязок.
У рыцарей и их солдат не было ни необходимости, ни возможности ходить в броне 24/7 — это же всё-таки не скафандр космодесанта со встроенной системой жизнеобеспечения. Если вы посмотрите на средневековые гобелены, то увидите, что на них воины носят обычное платье, когда не сражаются.
Доспехи оперативно надевали непосредственно перед сражением или парадом и снимали, когда они были не нужны. На марше рыцари носили стёганые гамбезоны, которые служили и одеждой, и поддоспешником. Они и сами по себе неплохо защищали от оружия, особенно от режущих ударов. В гамбезоне рассекать куда удобнее, чем всё время таскать на себе 25 килограммов громыхающего железа.
Миф 7. Бронелифчиков не бывает
Выемка под грудь на обтягивающей кирасе. Кадр из фильма «Чудо‑женщина»
Типичной защитой разнообразных амазонок и эльфиек в фэнтези является так называемый бронелифчик — доспех, делающий сильный акцент на груди. Зачастую он снабжён вырезами для демонстрации женских прелестей, а в особо запущенных случаях представляет из себя ни дать ни взять кольчужное бикини.
Наверное, не надо объяснять, почему такой доспех в реальном сражении ни от чего не защитит.
Бывают в фильмах, сериалах и играх и более скромные вариации женской брони, выглядящие как обычные кирасы, только с выступающей грудью. Глядя на них, множество фанатов «реалистичного фэнтези» авторитетно заявляют, что такие доспехи в принципе невозможны и никто не стал бы их создавать.
Вообще, это не лишено смысла. Делать лишние выступы на кирасе — значит уменьшать её прочность. Да и женщины в те времена армиями нечасто командовали и на передовой не сражались.
Но, что удивительно, броня с выступающим бюстом реально существовала. Взгляните на этот экспонат из Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее. Это индийский доспех XVIII века, причём мужской. Женскую грудь на своей броне индийские воины носили в знак приверженности богине Варахи, которой поклонялись.
Латунный нагрудник, Индия, Керала, XVIII–XIX века. Художественный музей Гонолулу. Изображение: Hiart / Wikimedia Commons
Так что «бронелифчики» в некотором роде всё-таки имелись. Другое дело, что в средневековой Европе их и впрямь не зафиксировано. Если бы какой‑нибудь даме захотелось биться в седле на поединке или на турнире (такие случаи редко, но бывали) она без проблем надевала мужскую кирасу.
Даже под самый пышный бюст место там нашлось бы: к телу доспехи прилегают неплотно, чтобы компенсировать заброневое воздействие от всяких боевых молотов.
Миф 8. Вот этот крутой шлем просто незаменим в бою
Немецкий штеххелм, около 1500 года. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons
Взгляните на эту картинку. Это штеххелм (stechhelm), или «жабья голова». Очень мощная защита для лица и шеи. Шлем прочно крепится к кирасе и полностью закрывает физиономию владельца, делая её практически неуязвимой даже для прямого попадания пикой на скаку.
В различных произведениях «тёмного» фэнтези именно такую штуковину на голове таскают реально плохие ребята, метящие на пост какого‑нибудь Властелина зла. Этот головной убор добавляет владельцу имиджа, знаете ли.
Выглядит «жабья голова» очень зловеще и грозно. Вот только в сражениях она не использовалась.
Это турнирный шлем, который надевали исключительно для конной сшибки. Конструкция штеххелма обеспечивает безопасность, но позволяет смотреть лишь вперёд и только наклонив голову. Допустимо, когда рыцарь скачет по ристалищу — дорожке для турниров с пиками, разделённой вдоль барьером, чтобы всадники не врезались друг в друга.
Но в реальном бою «жабья голова» помешает владельцу смотреть, что там творится по бокам от него, и сделает его практически беспомощным. Это спортивный инвентарь, а не боевое снаряжение.
Миф 9. Кожаная броня лёгкая и удобная
Кожаный наруч XIV века. Изображение: The British Museum / Public Domain
Типичный наряд какого‑нибудь вора или ассасина в компьютерных играх — броня из кожи. В представлении дизайнеров это такая куртка‑косуха, только стрелонепробиваемая и меченепротыкаемая.
Боец в этом наряде порхает как бабочка и жалит как пчела. Перемещается он настолько быстро, что никакая консервная банка на ножках, то есть рыцарь в латах, за ним не угонится. Такая вот лёгкая, но прочная защита.
В реальном Средневековье же кожаные доспехи практически никто не использовал.
Их изредка действительно делали, если железа не хватало и нормальную броню было изготовить не из чего. Только типичный такой доспех состоял из десятка‑другого слоёв шкуры, вываренной в масле и покрытой воском либо смолой, и поэтому очень жёсткий и тяжёлый.
Такая штука была трудной в изготовлении и поэтому дорогой, но защиты давала не больше, чем простой матерчатый стёганый гамбезон. Она легко запревала и быстро портилась. Неудивительно, что ей практически не пользовались.
Однако у кожаной брони было всё-таки единственное преимущество перед стальной. Если вы находитесь в окружённом городе и умираете с голоду, можете её сварить и съесть. По словам историка Иосифа Флавия, во время осады Иерусалима в 70 г. н. э. еврейские защитники города были вынуждены поедать свои кожаные щиты и наплечники. Тут уж не до соблюдения кашрута.
Читайте также 🧐
- 10 мифов о средневековых сражениях, в которые многие верят. А зря
- 9 ужасных вещей, которые ждали бы вас в Средневековье
- 12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря
| |||
САНСА
Санса отправилась на турнир десницы в обществе септы Мордейн и Джейни Пуль. Занавески из желтого шелка, столь тонкого, что она могла видеть сквозь него, превращали в золото весь мир вокруг. За городскими стенами устроили целые сотни павильонов, и простой люд собирался тысячами, чтобы посмотреть на турнир. От великолепия у Сансы захватило дух сверкающие панцири, огромные кони, убранные в золото и серебро, крики толпы, знамена, трепещущие на ветру и сами рыцари – мужественные и недоступные
– Тут даже красивее, чем в песнях, – прошептала она, когда они отыскали выделенные им места среди прочих высокородных лордов и леди. В тот день Санса была одета великолепно, зеленое платье подчеркивало осеннее золото волос; она знала, что на нее глядят, и улыбалась.
Все смотрели, как выезжают на поле герои песен, одна сказочная личность сменяла другую. Вот показались семеро рыцарей Королевской гвардии, не считая Джейме Ланнистера. Все они были в чешуйчатой броне молочного цвета, прикрытой плащами, белыми, как свежевыпавший снег. Такой же белый плащ на плечах Джейме покрывали золотые доспехи, дополнявшиеся золотым шлемом в вине головы льва и золотым мечом. Прогромыхал лавиной сир Григор Клиган, иначе Скачущая Гора. Санса вспомнила лорда Джона Ройса, гостившего в Винтерфелле два года назад.
– Его бронзовой броне тысячи и тысячи лет, на ней выгравированы магические руны, ограждающие его от всякого зла, – шепнула она Джейни.
Септа Мордейн показала на лорда Ясона Маллистера, облаченного в индиго, украшенного чеканным серебром, с орлиными крыльями на шлеме У Трезубца он скосил троих знаменосцев Рейегара. Потом девушки посмеялись над воинствующим жрецом Торосом из Мира, бритоголовым, в широком красном облачении, но септа рассказала им, что некогда он первым поднялся на стены Пайка с пылающим мечом в руке.
Других всадников Санса не знала. Засечные рыцари из Перстов, Вышесада, гор Дорна, невоспетые свободные всадники, новоиспеченные сквайры, сыновья знатных лордов, наследники малых домов. Эти молодые люди еще не совершили великих деяний, но Санса и Джейки сошлись на том, что наступит время и Семь Королевств отзовутся на звук их имен. Сир Белон Свонн, лорд Брайс Карон из Марки. Наследник Бронзового Джона сир Эндар Ройс вместе с младшим братом сиром Робаром, на их посеребренной стальной броне искрилась бронзовая филигрань с теми же древними рунами, которые охраняли отца. Близнецы сир Хорас и сир Хоббер, шиты которых украшала виноградная гроздь Редвинов – алый виноград на синеве. Патрек Маллистер, сын лорда Ясона. Шестеро Фреев с Переправы, сир Яред, сир Хостин, сир Дэнуэл, сир Эммон и сир Тео, сир Первин, сыновья и внуки старого лорда Уолдера Фрея, а с ними его незаконнорожденный сын Мартин Риверс.
Джейни Пуль открыто призналась, что вид Джалабхара Ксо, принца, изгнанного с Летних островов, пугает ее: алые перья зеленого шлема рассыпались над темным как ночь лицом. Но потом она увидела молодого Бериса Дондарриона, волосы которого были подобны красному золоту, а черный щит пересекала молния, и объявила, что готова выйти за него замуж прямо сейчас.
Пес тоже значился в списках, как и брат короля, красавец лорд Ренли, владыка Штормового Предела Джори, Элик и Харви выехали на поле от Винтерфелла и севера.
– Джори среди здешних рыцарей похож на нищего, – фыркнула септа Мордейн. Сансе оставалось только согласиться. Иссиня-черный пластинчатый доспех Джори не был украшен даже гербом, тонкий серый плащ, свисавший с его плеч, напоминал грязную тряпку. Тем не менее он хорошо показал себя, выбив из седла Хораса Редвина в первом поединке, а во втором – одного из Фреев. В третьем он трижды съезжался с вольным всадником по имени Лотор Брун, облаченным в столь же простую броню, как и его собственная. Никто из них не упал, но Брун крепче держал пику и точнее наносил удары, поэтому король присудил победу ему. Элин и Харвин добились меньшего. Харвина выбил из седла в первом же поединке сир Меррин из Королевской гвардии, Элин уступил сиру Белону Свонну.
Поединки продолжались весь день до сумерек, копыта огромных боевых коней терзали траву, и поле скоро сделалось похожим на выбитую пустошь. Дюжину раз Джейни и Санса дружно вскрикивали, когда всадники съезжались, в щепу разбивая пики, а простонародье криками подбадривало своего фаворита. Когда падали рыцари, Джейни закрывала глаза, как испуганная девчонка, но Санса была сработана из более крепкого материала. Знатной даме подобает уметь вести себя на турнирах. Даже септа Мордейн, одобрительно кивая, отметила ее сдержанность.
Цареубийца выступал блестяще. Он непринужденно, как на учениях, выбил из седла сира Эндара Ройса и лорда Брайса Карона из Марки. А потом с трудом вырвал победу у седоволосого Барристана Селми из Королевской гвардии, выигравшего первые две схватки у рыцарей, которые были на тридцать и сорок лет моложе его.
Сандор Клиган и его огромный брат сир Григор Гора тоже казались неудержимыми, они побеждали одного врага за другим самым жестоким образом. Самое ужасное случилось во время второго поединка сира Григора, когда его пика дрогнула и ударила молодого рыцаря Долины под горло с такой силой, что наконечник пробил ворот доспеха и убитый на месте юноша упал в каких-то десяти футах от Сансы. Острие пики сира Григора обломилось и осталось в его шее, и кровь медленными толчками оставляла тело. На новом и блестящем панцире играл свет, солнце сверкнуло зайчиком на его руке и ушло в облака. Плащ его, нежно-голубой, как небо в ясный летний день, и расшитый по краю полумесяцами, побурел, впитывая кровь, и луны превратились в алые.
Джейни Пуль отчаянно разрыдалась, и септа Мордейн увела ее в сторону, чтобы та пришла в себя, но Санса сидела, сложив на коленях руки, и наблюдала за происходящим со странным интересом. Она еще не видела смерти. Санса подумала, что ей следовало бы заплакать, но слезы не шли. Наверное, она израсходовала весь свой запас на Леди и Брана. Конечно, будь это Джори, сир Родрик или отец, она отреагировала бы иначе, сказала она себе. Молодой рыцарь в синем плаще ничего не значил для нее, так, какой-то незнакомец из Долины Аррен, чье имя она забыла сразу, как только услыхала его. Мир тоже забудет его, поняла Санса. Песен о нем не споют. Как жаль.
Наконец тело унесли, на поле выбежал мальчишка с лопатой, забросавший грязью кровавое пятно. И поединки возобновились
Сир Белон Свонн тоже уступил Григору, а лорд Ренли проиграл Псу. Ренли вылетел в воздух из седла буквально вверх ногами Голова брата короля ударилась о землю с громким треском, и толпа охнула, однако это всего лишь отломился золотой рог с его шлема. Поднявшегося на ноги Ренли, простонародье встретило радостными криками, народ любил симпатичного брата короля
Роберта. С изящным поклоном он вручил отломанный отросток победителю. Пес фыркнул и забросил обломок в толпу, где люди принялись толкаться над куском золота. К тому времени септа Мордейн возвратилась одна.
– Джейни почувствовала себя нехорошо, и ей пришлось помочь вернуться в замок, – объявила она. Санса почти забыла о Джейни.
Потом засечный рыцарь в клетчатом плаще опозорил себя, убив лошадь под Берисом Дондаррионом, и был объявлен выбывшим из борьбы Лорд Берис перенес седло на другого скакуна, но только для того, чтобы быть выбитым из него Торосом из Мира. Сир Арон Сантагар и Лотор Брун съезжались трижды, но безрезультатно. Потом сир Арон уступил лорду Ясону Маллистеру, а Брун – Робару, младшему сыну лорда Ройса. В конце концов на поле остались четверо. Пес и его чудовищный брат Григор, Джейме Ланнистер Цареубийца и юный сир Лорас Тирелл, которого звали рыцарем Цветов.
Сир Лорас был младшим сыном Мейса Тирелла, лорда Вышесада, Хранителя Юга. В свои шестнадцать лет он оказался на поле самым молодым среди рыцарей, но в то утро в первых же поединках выбил из седла поочередно троих королевских гвардейцев. Санса еще не видела такого красавца. Панцирь его был украшен причудливым узором, изображавшим букет из тысячи различных цветов, а снежно-белого жеребца покрывала попона, сплетенная из красных и белых роз. После каждой победы сир Лорас снимал шлем и медленно объезжал поле, увидев в толпе прекрасную деву, он вынимал из покрывала белую розу и бросал ей. В своем последнем поединке в тот день он съехался с молодым Ройсом. Древние руны сира Робара не смогли защитить его сир. Лорас с жутким грохотом расколол щит своего противника и выбил его из седла в грязь. Робар остался стонать на земле, а молодой победитель отправился объезжать поле. Наконец кликнули носилки, и недвижимого Робара унесли в шатер. Но Санса этого не видела она смотрела лишь на сира Лораса, и когда белый конь остановился перед ней, подумала, что сердце ее разорвется.
Остальным девушкам он дарил белые розы, но для нее выбрал красную.
– Милая леди, – проговорил юноша, – ни одна победа не может быть прекраснее вас! – Санса застенчиво приняла цветок, онемев от подобной галантности. Голову сира Лораса украшала копна каштановых с рыжинкой кудрей, глаза светились, как расплавленное золото. Санса вдохнула слабый аромат цветка, и пока юноша отъезжал, не спускала с него взгляда.
Когда Санса наконец подняла глаза, возле нее оказался невысокий мужчина с остроконечной бородкой и проседью в волосах, он показался ей ровесником отца.
– Наверное, вы одна из ее дочерей, – сказал он, улыбаясь одним только ртом, но не серо-зелеными глазами – Вы похожи на Талли.
– Я Санса Старк, – ответила она со смущением. Мужчина был облачен в тяжелый плащ с меховым воротникам застегнутым брошью в виде серебряного пересмешника и держался с непринужденностью знатного лорда.
– Я не имею чести знать вас, милорд.
Септа Мордейн торопливо взяла ее за руку.
– Милое дитя, это лорд Бейлиш, член Малого королевского совета.
– Некогда ваша мать была моей королевой красоты, – дохнув на Сансу мятой, негромко проговорил мужчина – У вас ее волосы – Пальцы его вдруг прикоснулись к ее щеке, к золотому локону. А потом он резко повернулся и ушел.
К этому времени луна уже поднялась и толпа устала, поэтому король объявил, что последние три поединка состоятся на следующее утро перед общим турниром. Простолюдины разошлись по домам, обсуждая схватки минувшего дня, придворные отправились на берег реки, где их ждал пир. Шесть громадных зубров жарились на кострах уже несколько часов, туши медленно поворачивались на деревянных вертелах, поварята старательно обмазывали их маслом и травами до тех пор, пока мясо не запеклось и не начало истекать соком. Возле павильонов поставили скамьи и разложили столы, уставили их сладкими травами, клубникой и свежевыпеченным хлебом.
Сансе и септе Мордейн отвели весьма почетные места слева от приподнятого помоста, на котором рядом с королевой восседал король. По правую руку от матери уселся принц Джоффри и Санса ощутила, как напряглось его горло. Принц не сказал ей ни слова после того жуткого события, а она не осмеливалась заговорить с ним. Вначале она решила, что ненавидит его за то, что случилось с Леди, но, выплакав все слезы, убедила себя в том, что не Джоффри виноват, причиной всему королева, ее-то и следует ненавидеть, ее и Арью. Если бы не Арья, ничего бы с ними вообще не случилось. Сегодня она просто не могла ненавидеть Джоффри принц был слишком прекрасен. На темно-синем дублете блестел двойной ряд вышитых золотых львиных голов, чело его украшала тонкая корона из золота и сапфиров. Волосы отливалилась, что принц не обратит на нее внимания или, хуже того, в припадке ненависти выгонит ее, плачущую, из-за стола.
Но Джоффри только улыбнулся ей, поцеловал ее руку – красивый и любезный, как подобает принцу из песен, и сказал:
– Сир Лорас умеет понимать красоту, милая леди.
– Он был слишком добр ко мне» – пробормотала она, пытаясь оставаться скромной и спокойной, хотя душа ее пела. – Сир Лорас – истинный рыцарь. Как вы думаете, он победит завтра, милорд?
– Нет, – отвечал Джоффри. – С ним расправится или мой Пес, или может быть, дядя Джейме. А через несколько лет, когда я вырасту и меня включат в списки, я превзойду их всех. – Джоффри поднял руку, подзывая слугу с бутылкой ледяного летнего вина и налил в ее чашу. Санса поглядела на септу Мордейн, но Джоффри приподнялся и наполнил чашу септы; она кивнула и вежливо поблагодарила его, но не сказала им слова.
Слуги наполняли чаши всю ночь, но потом Санса не сумела даже вспомнить вкуса вина, ее и так пьянили чары этой ночи, голова кружилась от великолепия, красоты, о которой Санса втайне мечтала всю жизнь. Перед павильоном короля сидели певцы, заполнявшие сумерки музыкой. Жонглер подкидывал в воздух горящие дубинки. Собственный шут короля, Лунатик, – простак, лицо пирожком, – выплясывал на ходулях и без умолку вышучивал всех и каждого с такой откровенной жестокостью, что Санса усомнилась в его простоте. Даже септа Мордейн была беспомощна перед ним: шут завел песенку о верховном септоне, и она хохотала так, что выплеснула вино на платье.
Джоффри казался воплощенной любезностью. Он весь вечер разговаривал с Сансой, осыпал ее комплиментами, развлекал, делился дворцовыми сплетнями, объяснял выходки Лунатика Санса была настолько поражена, что, забыв о своем воспитании, более не обращала внимания на септу Мордейн, сидевшую слева от нее.
Тем временем блюда приносили и уносили. Густой суп из ячменя и оленины, салаты из сладкотравья, шпината и слив, посыпанные толчеными орехами. Улитки под медом и чесноком, Санса еще никогда не ела улиток, но Джоффри показал ей, как надо извлекать моллюска из раковины, и сам подал ей первый сладкий кусочек. За этим последовала запеченная в глине форель, только что выловленная в реке, и принц помог Сансе разбить хрупкую корочку, под которой таилась волокнистая белая мякоть. Затем начались мясные блюда, и он опять позаботился о ней, отрезав от ноги зубра прекрасный кусок и с улыбкой положив на ее тарелку. Впрочем, судя по скованным движениям, правая рука еще беспокоила Джоффри, однако он не жаловался.
Потом пошли сласти: пирог с голубями, запеченные яблоки, благоухающие корицей, и лимонный пирог под сахарной глазурью. Но к этому времени Санса уже настолько наелась, что сумела управиться только с двумя маленькими пирожками с лимоном, невзирая на то что очень любила их. Она как раз подумывала, не взяться ли за третий, когда король начал кричать. Короле Роберт становился все говорливее с каждым блюдом. Время от времени Санса слышала, как он смеется или выкрикивает распоряжения, заглушая музыку, стук тарелок и утвари, но они сидели слишком далеко от него, чтобы она могла разобрать слова. Теперь Роберта слышала все.
– Нет! – прогрохотал он, заглушая все разговоры. Потрясенная Санса видела, что король поднялся на ноги, шатаясь и побагровев. В руке Роберт держал кубок с вином, хотя уже был пьян. – Не приказывай мне, женщина! – рявкнул он, обращаясь к королеве Серсее, – Король здесь я, понимаешь? Я правлю в этой стране, и если я сказал, что выеду завтра на турнир, то выеду! – Все только глядели разинув рты.
Санса заметила сира Барристана, Ренли, брата короля, и еще того невысокого человечка, который так странно говорил с ней и прикоснулся к ее волосам. Но никто не сделал попытки вмешаться. Лицо королевы скрывала бескровная маска, настолько белая, что ее, пожалуй, можно было бы вылепить из снега. Серсея поднялась из-за стола и, собрав свои юбки, молча бросилась к выходу. Челядь направилась следом.
Джейме Ланнистер положил ладонь на плечо короля, но король оттолкнул его в сторону. Ланнистер споткнулся и упал. Король расхохотался.
– Тоже мне великий рыцарь! Я легко сумею втоптать тебя в грязь… Помни это, Цареубийца! – Он ударил в грудь украшенным драгоценными камнями кубком, расплескивая вино по атласной рубахе. – Давайте мне мой молот, и ни один рыцарь в королевство не выстоит против меня!
Джейме Ланнистер поднялся и отряхнулся,
– Как вам угодно, светлейший государь, – ответил он напряженным голосом. Лорд Ренли с улыбкой шагнул вперед:
– Ты пролил вино, Роберт. Позволь мне подать тебе новый кубок.
Санса вздрогнула, когда Джоффри вдруг положил свою руку на ее ладонь.
– Становится поздновато, – сказал принц. На лице его застыло странное выражение, словно он больше не видел ее. – Нужно ли проводить нас до замка?
– Нет, – ответила Санса и, поглядев на септу Мордейн, вдруг заметила, что та спит, положив голову на стол, и мягко и весьма благовоспитанно прихрапывает,
– Я хотела сказать… да, спасибо, я буду очень признательна, Я устала, а дорога такая темная, Я буду рада какой-то защите. Джоффри выкрикнул:
– Пес!
Сандор Клиган словно бы мгновенно соткался из тьмы, так быстро он появился. Он уже успел заменить панцирь красной шерстяной туникой, на груди которой была нашита кожаная собачья голова. Факелы заливали его обгорелое лицо тусклым светом.
– Да? – проговорил он.
– Отведи мою невесту в замок. Пригляди, чтобы с ней ничего не случилось, – отрывисто проговорил принц. И, не сказав ей даже слова на прощание, направился прочь. Санса буквально всем телом ощутила на себе взгляд Пса.
– А ты уже решила, что Джеффри сам отправится провожать тебя? – Он расхохотался, смех его напоминал грызню собак на псарне. – На это рассчитывать нечего!
Он тянул ее, не сопротивляющуюся, за собой,
– Пошли, не только тебе надо поспать… Я уже крепко выпил, а завтра мне, возможно, придется убить собственного брата! – Он вновь расхохотался.
С внезапным ужасом Санса толкнула септу Мордейн в плечо, надеясь разбудить ее, но та лишь громче всхрапнула. Король Роберт направился прочь, и половина скамей разом опустела. Пир закончился, а с ним и прекрасный сон.
Пес прихватил факел, чтобы освещать их путь. Санса следовала за ним. Почва была каменистой и неровной, в мерцающем свете тени двигались и перемещались под се ногами. Санса шла, опустив глаза, старательно выбирая место, куда можно было ступить. Они проходили между павильонов, перед каждым из которых высилось знамя и висела броня; молчание становилось тяжелее с каждым шагом: Санса не могла выносить общество этого человека, настолько он пугал ее. Однако она была воспитанной девушкой. Истинная леди не позволит себе обратить внимание на внешность человека, сколь безобразным он бы ни был, сказала она себе.
– Вы выступили сегодня самым доблестным образом, сир Сандор, – заставила она себя пробормотать.
– Сандор Клиган огрызнулся:
– Избавь меня от своих пустых комплиментов, девчонка, и от твоего сира. Я не рыцарь. Я плюю на них и на их обеты. Вот мой брат – рыцарь. Ты видела, как он сегодня ездил?
– Да, – проговорила Санса затрепетав. – Он был…
– Таким доблестным? – договорил Пес.
Он смеется над ней, поняла Санса,
– Никто не смог противостоять ему, – гордясь собой, наконец проговорила она. Это не было ложью.
Сандор Клиган внезапно остановился посреди темной пустоши. Ей пришлось встать рядом.
– Твоя септа хорошо научила тебя. Ты похожа на одну из пташек, прилетевших с Летних островов, вот что. На хорошенькую говорливую пичужку, повторяющую все хорошие слова, которым ее научили.
– Это нехорошо, – Санса ощутила, как сердце затрепетало в груди. – Вы пугаете меня. Я хочу уйти,
– Никто не может противостоять ему, – скрежетнул Пес. – Вот это правда. Никто не способен противостоять Григору, А хорошо он сделал этого мальчишку, своего второго противника! Ты видела, правда? Дурак. Незачем ему было выезжать в такой компании. Ни денег, ни сквайра, некому помочь надеть доспехи. Он плохо завязал воротник. Ты думаешь, что Григор не заметил этого? Или ты полагаешь, что пика сира Григора дернулась вверх случайно? Хорошая разговорчивая девчушка, если ты в это веришь, то уж точно пустоголова, как птица. Пика Григора смотрит туда, куда ее направляет Григор. Погляди на меня. Погляди на меня! – Сандор Клиган протянул огромную руку, повернул ее лицо, взяв за подбородок. Опустившись на корточки перед ней, он поднес факел к своему лицу. – Смотри, вот тебе хорошенькое личико, смотри на здоровье. Я знаю, что ты этого не хочешь, я следил за тобой все время на Королевском тракте, да насрать мне на это! Гляди внимательно!
Пальцы держали ее челюсть, словно железный капкан. Он не отрывал глаз, пьяных, гневных. Приходилось смотреть.
Правая сторона лица его казалась изможденной: острые скулы, серый глаз под тяжелым лбом, нос большой и изогнутый. жидкие темные волосы. Клиган отращивал их и зачесывал набок, потому что на другой стороне его лица они не росли.
Левой половины лица не было. Ухо отгорело, осталась лишь дырка. Глаз еще видел, но его окружал змеиный клубок шрамов, обожженную жесткую черную плоть покрывали рытвины и глубокие трещины, в которых, когда Сандор шевелился, поблескивало что-то красное и влажное… снизу на челюсти съежившаяся плоть открывала кусочек кости.
Санса заплакала. Выпустив ее, Клиган загасил факел в грязи.
– Значит, нет у тебя хорошеньких слов для моей рожи, девица? Для этого твоя септа не знает никаких комплиментов? – Ответа не последовало, он продолжил: – Многие думают, что это случилось в какой-то битве во время осады, в горящей башне, говорят, что у моего врага был в руках факел. Один дурак даже спросил, не дохнул ли на меня дракон.
На этот раз смех его был мягок, но в нем слышалась горечь
– Но я скажу тебе, девушка, как это было, – прохрипел он – голос в ночи, тень, подвинувшаяся так близко, что она ощутила запах выпитого вина – Я был моложе тебя, мне было тогда семь, а может, даже и шесть. В деревне возле стен крепости моего отца один резчик по дереву устроил свою лавку и, чтобы добиться поддержки, послал нам подарки. Старик делал восхитительные игрушки. Я не помню, что получил тогда, но мне больше понравился подарок Григора – разрисованный деревянный рыцарь, каждый сустав его двигался и был закреплен веревочкой, поэтому он мог сражаться. Григор был на пять лет старше меня и перерос эту игрушку. Он уже стал сквайром, мускулистый как бык и почти шести футов ростом. Поэтому я взял его рыцаря, но кража не принесла мне счастья – я держался настороже, и все-таки он поймал меня. В его комнате была жаровня Григор не сказал даже слова, просто взял меня под мышки, уткнул лицом в горящие угли и держал так, невзирая на все мои вопли. Ты видела, какой он сильный. И уже тогда вырвать меня у него сумели только трое взрослых мужчин. Септоны говорят о семи пеклах. Что они знают? Только те, кто был обожжен, как я, знают, что такое истинный ад.
Отец сказал всем, что постель моя загорелась, а наш мейстер лечил меня мазями. Мазями! Григор тоже получил свою мазь. Четыре года спустя его помазали семью елеями, он принес свои рыцарские обеты, и Рейегар Таргариен, ударив его по плечу, сказал «Восстань, сир Григор!»
Скрежещущий голос умолк. Сандор безмолвно сидел перед ней на корточках, громадный черный силуэт растворился в ночи, прячась от ее глаз. Санса слышала неровное дыхание Сандора, ей было жаль его, и она поняла, что страх почему-то исчез. Молчание затянулось, оно продолжалось так долго, что она вновь начала бояться, но теперь уже за него, а не за себя. Она нащупала массивное плечо рукой.
– Он не настоящий рыцарь, – шепнула она. Пес откинул голову назад и взревел. Санса отступила назад, но он поймал ее за руку.
– Ты права! – прорычал он – Да, пичуга, он не настоящий рыцарь.
Весь остаток пути до города Сандор Клиган промолчал. Он довел ее до места, где ждали повозки, приказал вознице отвезти их в Красный замок и уселся с ней рядом. Они в молчании въехали через Королевские ворота, миновали не освещенные факелами городские улицы. Через заднюю калитку он провел Сансу в замок обожженное лицо дергалось, в глазах пряталась задумчивость. Он держался на шаг позади нее, пока она поднималась по лестнице в башню. Сандор проводил Сансу до коридора, ведущего в ее опочивальню.
– Благодарю вас, милорд, – кротко проговорила Санса.
Пес поймал ее руку и наклонился поближе
– То, о чем я рассказал тебе сегодня, – проговорил он еще более грубо, чем обычно. – Если ты когда-нибудь скажешь Джоффри, своей сестре или отцу любому из них…
– Не скажу, – прошептала Санса – Обещаю. Этого было мало
– Если скажешь кому-нибудь, – закончил он, – я убью тебя.
| |||
Содержание:
| |||
0 | Игра престолов. Книга I : Джордж Мартин | 1 | БРАН : Джордж Мартин |
2 | КЕЙТИЛИН : Джордж Мартин | 3 | ДЕЙНЕРИС : Джордж Мартин |
4 | ЭДДАРД : Джордж Мартин | 5 | ДЖОН : Джордж Мартин |
6 | КЕЙТИЛИН : Джордж Мартин | 7 | АРЬЯ : Джордж Мартин |
8 | БРАН : Джордж Мартин | 9 | ТИРИОН : Джордж Мартин |
10 | ДЖОН : Джордж Мартин | 11 | ДЕЙЕНЕРИС : Джордж Мартин |
12 | ЭДДАРД : Джордж Мартин | 13 | ТИРИОН : Джордж Мартин |
14 | КЕЙТИЛИН : Джордж Мартин | 15 | САНСА : Джордж Мартин |
16 | ЭДДАРД : Джордж Мартин | 17 | БРАН : Джордж Мартин |
18 | КЕЙТИЛИН : Джордж Мартин | 19 | ДЖОН : Джордж Мартин |
20 | ЭДДАРД : Джордж Мартин | 21 | ТИРИОН : Джордж Мартин |
22 | АРЬЯ : Джордж Мартин | 23 | ДЕЙЕНЕРИС : Джордж Мартин |
24 | БРАН : Джордж Мартин | 25 | ЭДДАРД : Джордж Мартин |
26 | ДЖОН : Джордж Мартин | 27 | ЭДДАРД : Джордж Мартин |
28 | КЕЙТИЛИН : Джордж Мартин | 29 | вы читаете: САНСА : Джордж Мартин |
30 | ЭДДАРД : Джордж Мартин | 31 | ТИРИОН : Джордж Мартин |
32 | АРЬЯ : Джордж Мартин | 33 | ЭДДАРД : Джордж Мартин |
34 | КЕЙТИЛИН : Джордж Мартин | 35 | ЭДДАРД : Джордж Мартин |
36 | ДЕЙЕНЕРИС : Джордж Мартин | 37 | БРАН : Джордж Мартин |
38 | ТИРИОН : Джордж Мартин | 39 | ТИРИОН : Джордж Мартин |
40 | АРЬЯ : Джордж Мартин | 41 | БРАН : Джордж Мартин |
42 | ДЖОН : Джордж Мартин |
Гора Игры Престолов – Как выглядит лицо Горы без шлема
Одним из повторяющихся изображений шестого сезона Игры Престолов был одетый в шлем сир Грегор Клиган, когда он следовал за опальной Серсеей Ланнистер вокруг Кингс Посадка.
И только в эпическом финале шестого сезона мы увидели, что было под шлемом. Единственная проблема была… было немного темно.
Но немного увеличьте яркость, и вуаля.
Хотя, судя по этим фотографиям, «возвращение к жизни» не принесло Горе (в исполнении Хафтора «Тора» Бьорнссона) никакой пользы.
HBO
Судьба сира Грегора была решена, когда он победил Обейрна Мартелла в испытании поединком в четвертом сезоне, но отравленное копье обрекло Гору даже после того, как он (в буквальном смысле) выколол глаза своему противнику.
Вероятно, тот же самый яд, который поразил дочь Серсеи Мирцеллу…
На ярких снимках видно то, что кажется гниющей плотью на его бледном лице, которое выглядит так, будто давно не видело солнца.
Здорово. На твоем месте, приятель, мы бы усерднее молились Многоликому Богу.
Чтобы лучше рассмотреть призрачный облик, Хафтор также опубликовал несколько довольно эпических фотографий зомби-Маунтин из-за кулис:
Этот контент импортирован из Twitter. Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.
За кулисами… pic.twitter.com/TrbkM5FjDB
— Хафёр Дж. Бьорнссон (@ThorBjornsson_) 15 июля 2016 г.
Этот контент импортирован из Instagram. Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сообщение, опубликованное Hafþór Júlíus Björnsson (@thorbjornsson)
Этот контент импортирован из Instagram. Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пост, опубликованный Хафтором Юлиусом Бьорнссоном (@thorbjornsson)
И вот еще один взгляд на него на съемочной площадке большого финального поединка 7 сезона между Дейенерис, Серсеей, Джоном, Тирионом и. .. .. ну, почти все, на самом деле…
HBO
Вы можете увидеть грим Хафтора — предположительно, урезанный, чтобы сэкономить время на съемочной площадке, когда его все равно будут снимать в шлеме — около 5 минут 45 секунд в этом закулисном видео. :
Этот контент импортирован с YouTube. Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.
Игра престолов транслируется на HBO в США, а также на Sky Atlantic и NOW TV в Великобритании.
Хотите быть в курсе последних новостей и новостей о развлечениях? Просто нажмите «Нравится» на нашей странице Digital Spy в Facebook и «Подпишитесь» на нашу учетную запись @digitalspy в Twitter, и все готово.
Звезда «Игры престолов» показывает гору без шлема
Автор
Брайан Галлахер
Звезда «Игры престолов» Хафтор Юлиус Бьорнссон поделился новой фотографией, на которой видно, что зомби-лицо Горы находится под шлемом.
Прошло всего несколько недель с тех пор, как Игра престолов Шестой сезон подошел к концу, и теперь фанаты начинают мучительное ожидание седьмого сезона. есть несколько вещей, чтобы пережить нас. Ранее на этой неделе HBO выпустил видео с участием Сэмюэля Л. Джексона, предлагающее краткий и веселый обзор первых шести сезонов сериала HBO. «Гора» Клиган ( Хафтор Юлиус Бьернссон ).
Гора был убит ближе к концу 4-го сезона во время пробного боевого поединка, в котором он сражался с Оберином Мартеллом ( Педро Паскаль ). В то время как Гора сначала убила Оберина, раздробив ему череп, оружие Мартелла было пропитано ядом, который убил Гору после его победы. После смерти Горы Квиберн ( Антон Лессер ) заявил, что может вернуть его к жизни, потратив практически весь 5-й сезон на попытки воскресить Гору, пока не вернулся в большом шлеме, закрывающем все его лицо, в 5-м сезоне. финал. Ранее сегодня, Хафтор Юлиус Бьернссон опубликовал в Твиттере закулисную фотографию, показывающую, насколько отвратительно лицо Горы под этой маской.
Гора сняла свой шлем только один раз, в финале 6-го сезона, когда Серсея схватила септона Унеллу ( Ханна Уоддингем ) и призвала Гору пытать женщину, которая заставила Серсею терпеть позор в конце 5-го сезона. , Гора снимает свой шлем перед собой, и хотя мы не можем хорошо рассмотреть его лицо в этой сцене, мы видим его гораздо лучше на этом изображении. Еще неизвестно, снимет ли когда-нибудь Гора свой шлем на виду у других персонажей в 7-м сезоне.0005
В этом сезоне также выяснилось, что брат Горы, Сандор «Пёс» Клиган ( Рори Макканн ) жив и здоров. В последний раз мы видели Пса в конце 4-го сезона, когда он был убит Бриенной Тарт и оставлен умирать, когда Арья бросила его и сбежала в Дом Черного и Белого. Как оказалось, Пес был спасен септоном Рэем из Иэна МакШейна , но в конце седьмого эпизода Рэй был убит вместе с остальными своими последователями.