Из истории шлема. Горшковый шлем


Горшковый шлем Википедия

Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- «Большой Шлем», фр. Heaume— «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9-12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица.
Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39.
Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302)
Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

Топфхельм раннего типа

Изначально к появлению шлема типа «топфхельм» привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося. Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объёма, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объём позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась — из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще — в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица — железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века — в рукописи «Энеиды» ок. 1200 года, на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т. д.

Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема можно считать появление на нём продольного ребра, проходившего от лба до подбородка по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина стало в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появилась и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными — обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны на миниатюрах Библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

Топфхельм позднего типа

К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема — сервильера, а, впоследствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны — профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше — когда вооружались непосредственно перед битвой.

Таким образом, воин в бацинете (или, чуть ранее, в сервильере) находился в достаточно снаряженном виде для боя. Но чисто гипотетически, как только он видел угрозу широкомасштабной схватки, он надевал поверх бацинета (сервильера) шлем-топфхельм и был готов к полевому сражению по максимуму, где ему отводилась главенствующая, «таранная» роль. Описанный выше умозрительный момент имеет отношение к периоду Столетней войны, с изменившимся характером боя, в частности, и войны, в целом. Хотя, английское рыцарство, вполне вероятно, столкнулось с этим несколько раньше, в шотландских походах начала XIV века. Такие увеличенные в размерах горшковые шлемы второй половины XIV века иногда называют кюбельхельмами (Kübelhelm).

В эту эпоху шла активная фаза поиска новых форм, что привело к появлению гибридов — шлемов с забралом, которые трудно отнести к определённой, «классической» классификации — они похожи на топфхельм и на бацинет одновременно.

Данный вопрос требует ещё выработки своей терминологии. Одна из таких попыток — введение термина «Сахарная голова» (Sugarloaf), родившегося в среде военных реконструкторов. Термин этот — поверхностный и абстрактный, совершенно не привязанный к морфологии шлемов в целом — призванный умозрительно обозначать «горшковые» шлемы с забралом. Вместе с тем, большинство топфхельмов XIV века демонстрируют сходство с настоящей сахарной головой, совершенно независимо от того, есть на них забрало или нет.

С начала XIV века, практически повсеместно, тулья шлема стоновится конической, либо цельнокованной, либо клепаной из двух-трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине, в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

Первая — предотвратить срывание шлема с головы владельца в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем — с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) — многократно изображены в сценах средневековых битв.

Вторая причина — дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе — не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею — цепи удерживают шлем (и голову в нём) от резкого откидывания назад.

Миф о том, что цепи служили для того чтобы сбрасывать «тяжелый» и «неудобный» шлем при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV—XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т. п., когда от всадника потребовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, а также отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет (хундсгугель) с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем — тяжелые турнирные шлемы типа «жабья голова» ведут свою родословную именно от топфхельма.

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Геральдика

Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

Жаргонные названия

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков..)
  • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism, в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

Ссылки

Литература

«Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

wikiredia.ru

Горшковый шлем Вики

Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- «Большой Шлем», фр. Heaume— «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9-12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

Топфхельм раннего типа[ | код]

Изначально к появлению шлема типа «топфхельм» привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося. Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объёма, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объём позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась — из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще — в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица — железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века — в рукописи «Энеиды» ок. 1200 года, на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т. д.

Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема можно считать появление на нём продольного ребра, проходившего от лба до подбородка по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина стало в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появилась и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными — обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны на миниатюрах Библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

Топфхельм позднего типа[ | код]

К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема — сервильера, а, впоследствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны — профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше — когда вооружались непосредственно перед битвой.

Таким образом, воин в бацинете (или, чуть ранее, в сервильере) находился в достаточно снаряженном виде для боя. Но чисто гипотетически, как только он видел угрозу широкомасштабной схватки, он надевал поверх бацинета (сервильера) шлем-топфхельм и был готов к полевому сражению по максимуму, где ему отводилась главенствующая, «таранная» роль. Описанный выше умозрительный момент имеет отношение к периоду Столетней войны, с изменившимся характером боя, в частности, и войны, в целом. Хотя, английское рыцарство, вполне вероятно, столкнулось с этим несколько раньше, в шотландских походах начала XIV века. Такие увеличенные в размерах горшковые шлемы второй половины XIV века иногда называют кюбельхельмами (Kübelhelm).

В эту эпоху шла активная фаза поиска новых форм, что привело к появлению гибридов — шлемов с забралом, которые трудно отнести к определённой, «классической» классификации — они похожи на топфхельм и на бацинет одновременно.

Данный вопрос требует ещё выработки своей терминологии. Одна из таких попыток — введение термина «Сахарная голова» (Sugarloaf), родившегося в среде военных реконструкторов. Термин этот — поверхностный и абстрактный, совершенно не привязанный к морфологии шлемов в целом — призванный умозрительно обозначать «горшковые» шлемы с забралом. Вместе с тем, большинство топфхельмов XIV века демонстрируют сходство с настоящей сахарной головой, совершенно независимо от того, есть на них забрало или нет.

С начала XIV века, практически повсеместно, тулья шлема стоновится конической, либо цельнокованной, либо клепаной из двух-трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине, в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

Первая — предотвратить срывание шлема с головы владельца в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем — с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) — многократно изображены в сценах средневековых битв.

Вторая причина — дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе — не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею — цепи удерживают шлем (и голову в нём) от резкого откидывания назад.

Миф о том, что цепи служили для того чтобы сбрасывать «тяжелый» и «неудобный» шлем при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV—XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т. п., когда от всадника потребовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, а также отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет (хундсгугель) с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем — тяжелые турнирные шлемы типа «жабья голова» ведут свою родословную именно от топфхельма.

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Геральдика[ | код]

Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

Жаргонные названия[ | код]

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков..)
  • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism, в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

Ссылки[ | код]

Литература[ | код]

«Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

ru.wikibedia.ru

Из истории шлема (20 фото)

Большое значение приобрело метательное оружие — луки, пращи и др. Всему этому страшному оружию нападения можно было противопоставить весьма скромные средства защиты: маленький шлем, который своей формой напоминал римский шлем поздних времен, кожаное платье, обшитое пластинками или чешуей из железа, бронзы или рога, а также щит, который мог выдержать удар топора. Усердие, с которым пытались устранить это несоответствие, проявлялось главным образом в изменениях формы шлема, в период с раннего средневековья до нашего времени.Бронзовый шлем. Найден в захоронении под Сесто-Календе (без изображенного здесь гребня). Датируется примерно IV в. Музей Миланской академии.Головной убор италийских воинов в начале средневековья состоял из полукруглой тульи, выполненной из бронзы или листового железа, склепанного из нескольких частей, к нижнему краю которого прикреплялись горизонтальные узкие поля. Посредине спереди назад проходил листообразный разукрашенный гребень — смутным напоминанием о шлемах времен процветания Рима. С незначительными изменениями эта форма шлема существовала с гальшгадтского периода, т. е. с V века до н. э. до великого переселения народов. Намного проще был шлем воина варварских народностей V века. Он представлял собой низкий колпак конусообразной формы, изготовленный из ряда пластин, склепанных вместе. К краю его подвешивалась бармица, из кольчуги или кожи, обшитой кольцами, прилегавшая под подбородком к шее. Древнейшая форма этой бармицы встречается на Востоке.Только немногие шлемы раннего средневековья, найденные в Германии, имеют этрусские или азиатские формы, что указывает на незначительность античного влияния на германцев. Герулы и лонгобарды были первыми, кто стал пользоваться железными шлемами, поскольку оба племени на южных склонах Альп уже давно занимались производством металла. У германцев шлемами обладали только знатные особы. Шлемы состояли из медных и, нередко, роговых пластин, укрепленных на железном каркасе.Один из таких каркасных шлемов был найден в могильном холме под Монайджешем в Дербишире. Он уже снабжен железным наносником с серебряным крестом. На макушке шлема укреплена фигурка кабана из железа (рис. Это типичный каркасный шлем, который играл у германцев значительную роль во времена перехода от язычества к христианству и неоднократно упоминается в балладе о Беовульфе. Так, в это время стали появляться геральдические знаки, немецкое происхождение которых здесь проявляется весьма четко.С V по X век в итальянских городах-государствах восточное влияние в попытках защищать голову было еще незначительным. Входит в употребление кольчужный капюшон, соединенный с хаубертом, а шлем сохраняет черты своего классического, античного происхождения. На миниатюрах Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен (Швейцария) конца VШ века воины изображены в шлемах с широко выступающими полями и длинным назатыльником. На лбу поля загнуты вверх и образуют впереди выступ. Простые воины носили шлемы без гребней, знатные — с гребнями в форме листьев, как это было принято во времена Рима. Такие же изображения шлемов встречаются на миниатюрах в Библии из собора Св. Павла (Рим), ЕХ века, а также в Евангелии Лотаря и Библии Карла Лысого из Лувра.(Слева) Шлем Святого Вацлава, чешского князя (ок. 907-929 гг.). Хранится на внутренней стороне алтаря Св. Вацлава в соборе Св. Вита в Праге.(Справа) Медный шлем, склепанный из двух половин. Обрамление в виде короны, а также большая трубка для перьев носят следы золочения. Найден при раскопках в Гице (польск. - Геч) в провинции Позен (Познань) на территории крепости, разрушенной чехами в 1039г. XII в. Музей любителей наук в Позене (Познань).В Х веке античное влияние заметно ослабевает, шлемы становятся высокими и островерхими, снабжаются развитыми затыльниками, нащечниками, которые с обеих сторон защищают уши и щеки.Эту конусообразную форму, как мы можем видеть в рукописи Аврелия Пруденция, они обретают около 1000 года. До этого времени шлем состоял из мягких частей, изготовленных из кожи, и только полоса, проходившая от лба к затылку, венец и науши были металлическими. Подобный головной убор не мог обеспечить достаточную защиту от оружия нападения того времени и среди воинов не пользовался особой популярностью. Так и у германцев на миниатюрах Х века пехота изображена без шлемов, одетая только в хаубергЗначительные усовершенствования шлема появляются около середины Х века, бесспорно влияние Востока. На ковре из Байе видны одинаково одетые как англосаксы, так и норманны.На них кожаный панцирь, обшитый металлическими пластинами или кольцами. Голова защищена хаубертом, поверх которого надет конусный шлем, прообраз более позднего бацинета с забралом. Древнейшим образцом этой формы является шлем Святого Вацлава в сокровищнице собора Св. Вацлава в Праге. Он еще склепан из нескольких частей, впереди к краю прикреплен железный наносник. Эта форма шлема, пришедшая с Востока, сохранилась до ХVII века у арабов, персов и тюркских народов. В XI веке в северных странах и Италии используется шлем такой же конусообразной формы, чаще всего тоже с наносником (нем. Naseneisen). На Севере он изготавливался из меди, состоял из двух половин и был украшен бронзой или позолотой.(Слева) Шлем Генриха Льва, герцога Саксонского и Баварского (1129-1195). Коллекция герцога Камберлендского в Гмундене.(Справа) Шлем, выполненный из одного куска железа. Рубеж XI-XII вв.Хотя от ударного оружия такой шлем защищал мало, форма его стала значительным шагом вперед. Такая форма шлема сохранилась до ХII и даже до ХIII века. В конце XI века появляются цельные шлемы, изготовленные из одной пластины. Этот факт доказывает быстрое развитие кузнечного искусства в то время. Круглому куску чистого железа в раскаленном состоянии сначала при помощи тяжелого молота придавали вогнутую форму, которую затем доводили ручными молотами на наковальне.На Востоке этим искусством владели задолго до Х века. Век ХII сопровождался лихорадочным стремлением улучшить форму шлема. Появлялись шлемы яйцеобразные, конусообразные, сферической формы и далее цилиндрические, с плоским верхом. Дольше всего сохранялась первая форма под названием (хотя и неточным) норманнский шлем.Высокий горшковый шлем с открывающимся забаралом и остатками подлинной бармицы. Из церкви в Норфолке, XII в. Дворец Александры. Какие голимые шлемы у рыцарей твоих Шура :)Всем этим формам был присущ железный наносник, который со временем становился все длиннее и шире, а в Германии появилась даже прочная заслонка для лица — или наличник (нем. Visier). Отчетливее всего видны изделия оружейных мастеров на миниатюрах из коллекции Геррада Ландс-бергского. В этот период широко распространяется обычай украшать шлемы золотом и драгоценными камнями.Среди всех этих беспорядочных попыток усовершенствовать шлем практический опыт первого (1095—1099) и второго (1147—1149) крестовых походов сыграл решающую роль и за удивительно короткое время вызвал значительные изменения в форме шлема. Появляется цилиндрический или даже полукруглый по форме шлем большого объема, охватывающий голову полностью, причем, обитая изнутри подкладкой макушечная часть его ложится на кольчужный капюшонГоршковый шлем с откидной лицевой частью. Конец XII в. Национальная коллекция в Лондоне.Теперь лицо полностью защищено стенкой шлема с вырезами для глаз или смотровой щелью. Часто пробиваются также отверстия для доступа воздуха. В результате появился так называемый горшковый шлем, служивший в разных формах головным убором рыцарей с середины ХП до XIV века. Своему возникновению горшковый шлем обязан чрезвычайно опасному действию сарацинских боевых палиц и секир, от которых неповоротливые крестоносцы сначала вовсе не могли защититься.Бой рыцарей. Миниатюра из кодекса Балдуина ТрирскогоПервые горшковые шлемы еще прилегали к голове. Забрало, открывающееся как дверка, было спереди пробито отверстиями для облегчения дыхания, для обзора оно имело смотровую щель. Горшковые шлемы французов и англичан в первой половине ХШ века изображались с совершенно плоским верхом, в то время как верх немецких шлемов был закруглен.С появлением горшковых шлемов в рукописях появляются намеки на их крепление к хауберту при помощи кожаных ремней. На затылке с помощью ремешков привязывались к кольчужному капюшону и норманнские шлемы, какими мы можем видеть их изображения на печатях.К концу ХIII века макушка шлема становится конусообразной, стенка становится изогнутой по форме черепа. Отчетливее всего видна принятая около 1340 года форма горшкового шлема на рисунках из кодекса Балдуина Трирского.В Италии на Горшковых шлемах появляются сначала окна для доступа воздуха в виде четырехугольных вырезов со стороной примерно 10 - 12 сантиметров. Окна закрывались при помощи железной дверки и маленького засова на правой геральдической стороне шлема. Это приспособление также свидетельствует об усилиях обеспечить воину необходимый доступ свежего воздуха.Горшковый шлем Эдуарда, Черного принца (1330-1376). С его гробницы в Кентерберийском собореВ этот же период все решительнее входит обычай украшать макушку шлема фигурками наподобие каркасного шлема. Фигурки теперь становятся выше и с большого расстояния бросаются в глаза. Первоначальная цель их состояла в распознавании своих воинов, одетых в подобные шлемы, т. к. их лица были закрыты личинами или кольчугой. Чувство собственного достоинства привело к сохранению этих знаков опознавания и к почтительному отношению к ним. Фигурные изображения выбирались сначала совершенно произвольно. Позднее они стали постоянным знаком воина, его рода, и геральдическими фигурами которые начинают изображать и на щитахГоршковый шлем с украшением в виде рогов. Статуэтка всадника, найденная при раскопках на острове Тексел. Нач. XIV в. Коллекция Сикса в Амстердаме(Слева) Горшковый шлем. Из собора в Херефорде, позже хранился в коллекции Мейрика. XIV в. Настоящее место хранения неизвестно.(Центр) Горшковый шлем с остатками крепления геральдической фигуры - вероятно, головы орла. XIV в. Музей артиллерии в Париже.(Справа) Шлем с геральдической фигурой, принадлежавший Хайме I Завоевателю, королю Арагона (1208-1276). Выполнен в восточном стиле. Музей Армерия Реаль в МадридаЭти геральдические фигуры были выполнены из кожи, которой придавалась необходимая форма. Кожа обклеивалась холстом, на который по меловой грунтовке наносили темперные краски или золочение. Эти геральдические фигуры, как и легкие деревянные щиты и кожаные попоны для лошадей, составили особый предмет геральдического искусства. Следы крепления таких фигур встречаются на старых шлемах — отверстия макушечной части. В первой половине XIV века оснащение боевых шлемов геральдическими фигурами еще не является общепринятым.Если посмотреть на горшковый шлем с точки зрения его практического использования, то мы должны признать, что, несмотря на все признаки прогресса, топ-хельм для воина бил крайне обременителен. В летнюю жару всаднику угрожала опасность задохнуться под своим шлемом. Поэтому обычно его носил оруженосец, или же он висел на цепи, один конец которой крепился к шлему, а другой на груди воина. Так был найден выход из положения, но только из одного. Мучение воина привело к тому, как уже упоминалось выше, что в конце XIII века в передней стенке шлема стали делать отверстия по величине лица и закрывать его забралом, которое откидывалось вбок, как форточка, на шарнирах или поднималось и опускалось по пазам. В забрале делали вентиляционные отверстия.Горшковый шлем носили сначала поверх стеганого колпака из кожи. Позднее, в конце XIII века, всадник носил под шлемом низкий колпак в форме чаши — черепник, или бацинет, к которому крепилась бармица, свисавшая на плечи. Самые ранние бармицы еще плотно прилегали к шее, более поздние, с XIV века, спадали свободно. Последний тип кольчуги имел существенные преимущества, т. к. свободно свисающая ткань существенно ослабляла удар. На одной стороне передней стенки горшкового шлема, обычно на правой, реже на обеих, пробивались отверстия в форме креста. Они служили для крепления цепи. Шлем крепился к броне цепью.Чтобы не лишать воина преимуществ, предпринималось множество попыток облегчить ему ношение громоздкого, тяжелого горшкового шлема. Уже во время второго крестового похода всадники были вынуждены покрывать свои шлемы куском льняного полотна, чтобы немного уменьшить нагревание железа под солнцем. Эта ткань, ниспадающая по плечам вниз, при длительном ношении под воздействием погодных условий и походной жизни постепенно приходила в ветхое состояние: поперечные нити рвались, и по краям свисали грязные лохмотья.Рваное покрывало для шлема, как и знамя вместе с геральдической фигурой на шлеме, щите и попоне лошади стали типичными атрибутами рыцарского достоинства. Искусство восприняло эти свисающие лохмотья как стилистический мотив для своих изображений. Так возник шлемовой намет, иначе ламбрекен, каким мы его видим на рисунках гербов XIV века. Традиция настолько прижилась, что в конце концов шлемовые наметы стали делать не иначе как с вырезанными в форме зубцов, так называемыми фестончатыми краями.Горшковый шлем с крылом в качестве геральдической фигуры и наметом. С герба короля Вацлава Чешского из Манессовой рукописи, XIV в.В конце XIII века черепник вместе с бармицей мог показаться кому-то достаточным для защиты, но горшковый шлем времен крестовых походов стал гордостью рыцаря, его постоянным знаком отличия от простого наемного солдата или оруженосца, носившего простые железные колпаки. Многие, главным образом пожилые, рыцари носили поверх черепника кожаный горшковый шлем, усиленный металлическими накладками.Рыцари невыносимо страдали под тяжестью огромного горшкового шлема и стремились перенести опору с макушки головы на другую точку. Для более плотного размещения шлема на голове стали делать мягкие кожаные ободки, крепившиеся изнутри шлема или на черепнике. Это приспособление стали покрывать вышивками или оплетать цветными шнурами. Иногда такая диадема переносилась на шлем и становилась чисто декоративным элементом, в исполнении из цветных или полудрагоценных металлов и богато украшенная.Черепник, с пятью шипами, черненый, с небольшими подвижными нащечниками. Италия, вторая пол. XVI в.С начала XIV века горшковый шлем использовался в бою все реже. Через полтора столетия на первый план снова вышел старый норманнский шлем, которому теперь, в соответствии с приобретенным опытом, постепенно придавали иную форму. Шлем стал объемнее, так что теперь он не ограничивался линией лба, а опускался на затылок. Спереди делали аркоподобный вырез, открывавший лицо до лба, сзади также имелся неглубокий вырез для шеи. По бокам и нижнему краю располагались скобы, к которым с помощью шнура крепилась бармица.Ее выполняли из кольчуги, и она спадала спереди и сзади. Спереди она доходила до подбородка, оставляя лицо открытым. Его закрывал широкий металлический наносник, повторяющий форму носа, снизу прикрепленный к лицевому вырезу бармицы, а верхним краем цепляющийся за крючок на лбу шлема. Такие носовые стрелки появились в Германии около 1330 года и исчезли около 1370 года. Широкого применения они не нашли.(Слева) Шлем Георгия Кастриоти, албанского князя, прозванного Скандерберг (ок.1405-1468). Выполнен в восточном стиле; купол полированный, диадема и геральдическая фигура из меди и частично позолочены; на диадеме надпись, расшифровывающаяся как Иисус Назарянин благословляет князя Эматия, короля Албании, ужас Османов, короля Эпира. Геральдическая фигура в виде козлиной головы указывает на то, что шлем был изготовлен до XV в.(Центр) Бацинет со скобками для крепления бармицы и носовой стрелки. Италия, середина XIV в. Музей Польди-Пеццоли в Милане.(Справа) Бацинет с пристегнутой носовой стрелкой. XIV в.Самая надежная защита лица была найдена в начале XIV века в виде забрала, которое стало встречаться все чаще, а примерно с 1400 года применялось уже на всех бацинетах. Забрало, которое в лобной части укрепляется на шарнире, называется откидным.Если по бокам оно неподвижно, но его можно снять со штифтов, то забрало называется навесным. Наконец, забрало, движущееся вокруг боковых осей, называется подъемно-опускающимся.Бацинет со скобками для крепления бармицы и носовой стрелки. Италия, середина XIV в. Музей Польди-Пеццоли в МиланеС середины XIV века бацинеты ради облегчения дыхания стали снабжаться остроконечными вытянутыми вперед забралами, напоминавшими морду собаки, и поэтому стали называться "собачьими мордами" (нем. Hansgugel).Известна так называемая "Война собачьих морд" 1375 года, в которой Инграм фон Конци с армией численностью 18 тысяч наемных солдат напал на древнее габсбургское родовое поместье в Ааргау. Обе стороны были в бацинетах "собачья морда". А в другом источнике 1389 года записано: "Собачьи морды имели рыцари и солдаты, граждане и вооруженные люди".Бацинет со скобами для бармицы и откидным забралом, вытянутым в форме собачьей морды. Италия, конец XIV в. Коллекция Я. Г. Фон Хефнер-Альтенека в Мюнхене.К концу XIV века развивается форма шлема с забралом "собачья морда". Корпус шлема полностью сделан по образцу бацинета, но имел жесткие подбородник и назатыльник, так что шлем, собственно, сидел на плечах. Это нововведение станет понятным, если учесть, что эти подбородник и назатыльник заменили кольчужную бармицу. Шлемы этого типа прекратили использовать в конце ХШ века. Называть эти шлемы просто бацинетом неточно, самый подходящий для них термин — большой бацинет.Шлемы с забралами, сделанными в форме "собачья морда", использовались еще примерно до середины XV века, единичные экземпляры встречаются и в более позднее время, например, шлем императора Фердинанда I хранится в императорской коллекции в Вене. Изготовлен он в Инсбруке в 1530 году Йоргом Зойзенхофером.Бацинет (собачья морда) с подьемным забралом. Швейцария. XIV в.

fishki.net

Шлем горшкового типа ("ведро") - Средневековые доспехи и оружие - Средневековье - Каталог статей

Шлем горшкового типа ("ведро"), раскрой и его историческая эволюция

   Шлемы из замка Madeln. Оба шлема обнаружены только в конце раскопок (проводимых в 1940-м году), под большим завалом разрушенной стены. Более старый, более простой шлем относится к XIII столетию.

   Он склёпан из 5 массивных железных пластин, с узкими, шириной в 1 см. прорезями, возможно в нем находился подшлемник. Правая сторона предличной пластины снабжена, подобно ситу, 40 дыхательными отверстиями, в то время как левая, подверженная копейному удару, их имеет только пять. Ремешки и металлические детали, найденные рядом, считали креплением Zimier (нашлемной фигуры). Благодаря крестообразным отверстиям внизу предличной пластины, шлем мог прикрепляться к грудной пластине доспеха.

   Второй шлем отчетливо демонстрирует более поздние черты: Он более тонкостенный, больше по объему, (это, пожалуй, прогрессивный признак), и состоит из 2-х железных листов и выкованной цельной полусферы, которая дополнительно была усиленна. На обеих сторонах предличной пластины расположено по девять крестообразных дыхательных отверстий. Возможно, дополнительно наклёпанное крестообразное усиление защищало фронтальную часть. Он датируется XIV столетием.

   Горшковые шлемы, которые защищали голову и лицо, являются изобретением XIII столетия. При помощи иллюстрированных источников и оригинальных находок возможно проследить техническое развитие, которое вело к непрерывному усовершенствованию военного устройства. То, что, несмотря на крайне ограниченный обзор, шлемы использовали в бою, говорят вмятина на макушке и отпечаток корончатого наконечника на левой стороне предличной пластины более старого экземпляра. Более поздний шлем имеет по нижнему краю левой стороны предличной пластины следы временного ремонта.

   1. Германия, 1100 г. 2, Франция, 1120 г.    3 и 4. Германия, 1195 г.    5 и 6. Германия, 1200 г. Это первый известный нам пример гребня на шлеме. Наряду с таким гребнем встречаются еще пара крыльев, небольшое знамя, орлиная лапа и диск, окруженный лучами.    7. Германия, 1214 г.    8. Англия, 1214 г. Это, возможно, «новый шлем», впервые появившийся в сражении при Бувине.    9. Германия, 1217 г.    10. Франция, 1230 г.    11. Германия, 1250 г.    12. Франция, 1240 г. 12а. Германия, 1260 г. Эти шлемы, 12 и 12а, открываются сбоку.    13. Англия, 1220 г. Забрало откидывается вертикально.    14. Франция, 1270 г. Удлиненная форма, просуществовавшая непродолжительное время.    15 и 16. Англия, конец XIII в.    17. Франция, конец XIII в. На рисунках 15,16 и 17 представлены архаичные формы наносника.    18. Франция, 1295 г.    19. Крестоносец второй половины XIII в. На плечах у него закрылки из металла, кожи или даже... картона, которые во Франции носили с 1250 до 1325 г., хотя после 1300 г. значительно реже.

   20. Итальянский шлем, 1280 г. Назывался шлемом из Павии, чрезвычайно высоко ценился и часто упоминался в романах XIII в.    21. Германия, 1298 г.    22 и 23. Французский шлем, конец XIII в. Красными линиями показан вырез шлема, закрытый подвижным забралом.    24. Франция, 1310 г. Шлем с турнирным гребнем.    25. Германия, 1318г. Шлем с полями от солнца.    26. Франция, 1340 г.    27. Германия, 1344 г. Шлем из меди и железа с «бувигером».    28. Франция, 1370 г.    29. Франция, 1370 г. Шлем, называвшийся «жабья голова».    30. Франция, 1370 г.    31. Англия, 1370 г. 31 а. Фламандский шлем, 1360 г. Шлемы такого же типа, как на рис. 31 и 31 а, были найдены в развалинах замка Танненберг, разрушенного в 1399 г., в Дании и в Австрии.    32 и 32а. Франция, 1380 г. Навершие редко брали с собой на войну; напротив, защита шеи в виде «епископской мантии» постоянно использовалась в сражениях XIII-XIV вв.    33. Франция, 1400 г. Шлем завершает свою эволюцию и исчезает из боевого доспеха в конце XV в., однако его продолжают использовать в конных турнирах вплоть до XVI в.    34. Эдуард Плантагенет, принц Уэльский, по прозвищу Черный принц, в 1370 г. Как и его сосед, он носит боевой пояс, который не следует смешивать с портупеей, которую в Англии носили до 1420-х, тогда как во Франции это роскошное украшение было оставлено двадцатью годами ранее. При жизни знаменитый принц был известен под именем Эдуарда Вудстока, его странное прозвище появилось позднее, но никто не может объяснить его происхождения.    35. Дофин Карл, наследник французского престола, в 1355 г. На нем бацинет с бретешем или подвижным наносником. Шлем, который он держит в руке, одевался поверх бацинета, так же как и соседние шлемы 27, 30,31.

Источник: http://budo-vld.by.ru

history-war.ucoz.ru

Горшковый шлем - Википедия

Топфхельм (в оружиеведнии XIX-XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- "Большой Шлем", фр. Heaume— "Шлем") — шлем для кавалерийского боя появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже - цельнокованной), предличной пластины и назатыльника. Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие ( ширина 9-12 мм.) смотровые щели, на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для притока воздуха. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя узоры или изображения (например в виде короны на Шлеме Эдуарда Уэльского, известного как "Черный Принц"). На топфхельмах XIV века отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

Топфхельм раннего типа[ | ]

Изначально, к появлению шлема типа "топфхельм" привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части, таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося.Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объема, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объем позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась - из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще - в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица - железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века - в рукописи "Энеиды" ок. 1200 г., на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т.д.

Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема, можно считать появление на нем продольного ребра, проходившего от лба до подбородка, по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина было в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл, и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появляется и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными - обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны в библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

Топфхельм позднего типа[ | ]

К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема - сервильера, а, в последствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны - профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше - когда вооружались непосредственно перед битвой.

С этого времени, практически повсеместно, тулья шлема - коническая - либо цельнокованная, либо клепаная из двух- трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине , в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

Первая - предотвратить срывание шлема, с головы владельца, в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем - с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) - многократно изображены в сценах средневековых битв.

Вторая причина - дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе - не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею - цепи удерживают шлем (и голову в нем) от резкого откидывания назад.

Миф о том, что цепи служили для того. чтобы сбрасывать тяжелый и неудобный шлем, при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV- XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т.п., от всадника требовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота и лучники, а так же отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем - турнирные шлемы "жабья голова" ведут свою родословную именно от топфхельма.

Сахарная голова[ | ]

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Геральдика[ | ]

Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

Жаргонные названия[ | ]

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism,в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

Ссылки[ | ]

Литература[ | ]

«Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

encyclopaedia.bid

Из истории шлема

В течение столетий оружейники пытались противопоставить средствам нападения эффективные средства защиты и наоборот. Этот процесс постоянно находился под влиянием технических достижений. На исходе античности казалось, что средства нападения далеко превзошли средства обороны. Меч германцев, галлов и т. п. был выполнен из более прочного железа, его клинок стал длиннее, древковое оружие мощнее и эффективнее, ударное — стало общеупотребительным.Из истории шлема

Большое значение приобрело метательное оружие — луки, пращи и др. Всему этому страшному оружию нападения можно было противопоставить весьма скромные средства защиты: маленький шлем, который своей формой напоминал римский шлем поздних времен, кожаное платье, обшитое пластинками или чешуей из железа, бронзы или рога, а также щит, который мог выдержать удар топора. Усердие, с которым пытались устранить это несоответствие, проявлялось главным образом в изменениях формы шлема, в период с раннего средневековья до нашего времени.

Бронзовый шлем. Найден в захоронении под Сесто-Календе (без изображенного здесь гребня). Датируется примерно IV в. Музей Миланской академии.

Головной убор италийских воинов в начале средневековья состоял из полукруглой тульи, выполненной из бронзы или листового железа, склепанного из нескольких частей, к нижнему краю которого прикреплялись горизонтальные узкие поля. Посредине спереди назад проходил листообразный разукрашенный гребень — смутным напоминанием о шлемах времен процветания Рима. С незначительными изменениями эта форма шлема существовала с гальшгадтского периода, т. е. с V века до н. э. до великого переселения народов. Намного проще был шлем воина варварских народностей V века. Он представлял собой низкий колпак конусообразной формы, изготовленный из ряда пластин, склепанных вместе. К краю его подвешивалась бармица, из кольчуги или кожи, обшитой кольцами, прилегавшая под подбородком к шее. Древнейшая форма этой бармицы встречается на Востоке.

Только немногие шлемы раннего средневековья, найденные в Германии, имеют этрусские или азиатские формы, что указывает на незначительность античного влияния на германцев. Герулы и лонгобарды были первыми, кто стал пользоваться железными шлемами, поскольку оба племени на южных склонах Альп уже давно занимались производством металла. У германцев шлемами обладали только знатные особы. Шлемы состояли из медных и, нередко, роговых пластин, укрепленных на железном каркасе. Один из таких каркасных шлемов был найден в могильном холме под Монайджешем в Дербишире. Он уже снабжен железным наносником с серебряным крестом. На макушке шлема укреплена фигурка кабана из железа (рис. Это типичный каркасный шлем, который играл у германцев значительную роль во времена перехода от язычества к христианству и неоднократно упоминается в балладе о Беовульфе. Так, в это время стали появляться геральдические знаки, немецкое происхождение которых здесь проявляется весьма четко. С V по X век в итальянских городах-государствах восточное влияние в попытках защищать голову было еще незначительным. Входит в употребление кольчужный капюшон, соединенный с хаубертом, а шлем сохраняет черты своего классического, античного происхождения. На миниатюрах Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен (Швейцария) конца VШ века воины изображены в шлемах с широко выступающими полями и длинным назатыльником. На лбу поля загнуты вверх и образуют впереди выступ. Простые воины носили шлемы без гребней, знатные — с гребнями в форме листьев, как это было принято во времена Рима. Такие же изображения шлемов встречаются на миниатюрах в Библии из собора Св. Павла (Рим), ЕХ века, а также в Евангелии Лотаря и Библии Карла Лысого из Лувра.

(Слева) Шлем Святого Вацлава, чешского князя (ок. 907-929 гг.). Хранится на внутренней стороне алтаря Св. Вацлава в соборе Св. Вита в Праге.

(Справа) Медный шлем, склепанный из двух половин. Обрамление в виде короны, а также большая трубка для перьев носят следы золочения. Найден при раскопках в Гице (польск. — Геч) в провинции Позен (Познань) на территории крепости, разрушенной чехами в 1039г. XII в. Музей любителей наук в Позене (Познань). В Х веке античное влияние заметно ослабевает, шлемы становятся высокими и островерхими, снабжаются развитыми затыльниками, нащечниками, которые с обеих сторон защищают уши и щеки. Эту конусообразную форму, как мы можем видеть в рукописи Аврелия Пруденция, они обретают около 1000 года. До этого времени шлем состоял из мягких частей, изготовленных из кожи, и только полоса, проходившая от лба к затылку, венец и науши были металлическими. Подобный головной убор не мог обеспечить достаточную защиту от оружия нападения того времени и среди воинов не пользовался особой популярностью. Так и у германцев на миниатюрах Х века пехота изображена без шлемов, одетая только в хауберг Значительные усовершенствования шлема появляются около середины Х века, бесспорно влияние Востока. На ковре из Байе видны одинаково одетые как англосаксы, так и норманны.

На них кожаный панцирь, обшитый металлическими пластинами или кольцами. Голова защищена хаубертом, поверх которого надет конусный шлем, прообраз более позднего бацинета с забралом. Древнейшим образцом этой формы является шлем Святого Вацлава в сокровищнице собора Св. Вацлава в Праге. Он еще склепан из нескольких частей, впереди к краю прикреплен железный наносник. Эта форма шлема, пришедшая с Востока, сохранилась до ХVII века у арабов, персов и тюркских народов. В XI веке в северных странах и Италии используется шлем такой же конусообразной формы, чаще всего тоже с наносником (нем. Naseneisen). На Севере он изготавливался из меди, состоял из двух половин и был украшен бронзой или позолотой.

(Слева) Шлем Генриха Льва, герцога Саксонского и Баварского (1129-1195). Коллекция герцога Камберлендского в Гмундене. (Справа) Шлем, выполненный из одного куска железа. Рубеж XI-XII вв. Хотя от ударного оружия такой шлем защищал мало, форма его стала значительным шагом вперед. Такая форма шлема сохранилась до ХII и даже до ХIII века. В конце XI века появляются цельные шлемы, изготовленные из одной пластины. Этот факт доказывает быстрое развитие кузнечного искусства в то время. Круглому куску чистого железа в раскаленном состоянии сначала при помощи тяжелого молота придавали вогнутую форму, которую затем доводили ручными молотами на наковальне. На Востоке этим искусством владели задолго до Х века. Век ХII сопровождался лихорадочным стремлением улучшить форму шлема. Появлялись шлемы яйцеобразные, конусообразные, сферической формы и далее цилиндрические, с плоским верхом. Дольше всего сохранялась первая форма под названием (хотя и неточным) норманнский шлем.

Высокий горшковый шлем с открывающимся забаралом и остатками подлинной бармицы. Из церкви в Норфолке, XII в. Дворец Александры. Какие голимые шлемы у рыцарей твоих Шура Всем этим формам был присущ железный наносник, который со временем становился все длиннее и шире, а в Германии появилась даже прочная заслонка для лица — или наличник (нем. Visier). Отчетливее всего видны изделия оружейных мастеров на миниатюрах из коллекции Геррада Ландс-бергского. В этот период широко распространяется обычай украшать шлемы золотом и драгоценными камнями. Среди всех этих беспорядочных попыток усовершенствовать шлем практический опыт первого (1095—1099) и второго (1147—1149) крестовых походов сыграл решающую роль и за удивительно короткое время вызвал значительные изменения в форме шлема. Появляется цилиндрический или даже полукруглый по форме шлем большого объема, охватывающий голову полностью, причем, обитая изнутри подкладкой макушечная часть его ложится на кольчужный капюшон

Горшковый шлем с откидной лицевой частью. Конец XII в. Национальная коллекция в Лондоне. Теперь лицо полностью защищено стенкой шлема с вырезами для глаз или смотровой щелью. Часто пробиваются также отверстия для доступа воздуха. В результате появился так называемый горшковый шлем, служивший в разных формах головным убором рыцарей с середины ХП до XIV века. Своему возникновению горшковый шлем обязан чрезвычайно опасному действию сарацинских боевых палиц и секир, от которых неповоротливые крестоносцы сначала вовсе не могли защититься.

Бой рыцарей. Миниатюра из кодекса Балдуина Трирского Первые горшковые шлемы еще прилегали к голове. Забрало, открывающееся как дверка, было спереди пробито отверстиями для облегчения дыхания, для обзора оно имело смотровую щель. Горшковые шлемы французов и англичан в первой половине ХШ века изображались с совершенно плоским верхом, в то время как верх немецких шлемов был закруглен. С появлением горшковых шлемов в рукописях появляются намеки на их крепление к хауберту при помощи кожаных ремней. На затылке с помощью ремешков привязывались к кольчужному капюшону и норманнские шлемы, какими мы можем видеть их изображения на печатях. К концу ХIII века макушка шлема становится конусообразной, стенка становится изогнутой по форме черепа. Отчетливее всего видна принятая около 1340 года форма горшкового шлема на рисунках из кодекса Балдуина Трирского. В Италии на Горшковых шлемах появляются сначала окна для доступа воздуха в виде четырехугольных вырезов со стороной примерно 10 — 12 сантиметров. Окна закрывались при помощи железной дверки и маленького засова на правой геральдической стороне шлема. Это приспособление также свидетельствует об усилиях обеспечить воину необходимый доступ свежего воздуха.

Горшковый шлем Эдуарда, Черного принца (1330-1376). С его гробницы в Кентерберийском соборе В этот же период все решительнее входит обычай украшать макушку шлема фигурками наподобие каркасного шлема. Фигурки теперь становятся выше и с большого расстояния бросаются в глаза. Первоначальная цель их состояла в распознавании своих воинов, одетых в подобные шлемы, т. к. их лица были закрыты личинами или кольчугой. Чувство собственного достоинства привело к сохранению этих знаков опознавания и к почтительному отношению к ним. Фигурные изображения выбирались сначала совершенно произвольно. Позднее они стали постоянным знаком воина, его рода, и геральдическими фигурами которые начинают изображать и на щитах

Горшковый шлем с украшением в виде рогов. Статуэтка всадника, найденная при раскопках на острове Тексел. Нач. XIV в. Коллекция Сикса в Амстердаме

(Слева) Горшковый шлем. Из собора в Херефорде, позже хранился в коллекции Мейрика. XIV в. Настоящее место хранения неизвестно. (Центр) Горшковый шлем с остатками крепления геральдической фигуры — вероятно, головы орла. XIV в. Музей артиллерии в Париже. (Справа) Шлем с геральдической фигурой, принадлежавший Хайме I Завоевателю, королю Арагона (1208-1276). Выполнен в восточном стиле. Музей Армерия Реаль в Мадрида Эти геральдические фигуры были выполнены из кожи, которой придавалась необходимая форма. Кожа обклеивалась холстом, на который по меловой грунтовке наносили темперные краски или золочение. Эти геральдические фигуры, как и легкие деревянные щиты и кожаные попоны для лошадей, составили особый предмет геральдического искусства. Следы крепления таких фигур встречаются на старых шлемах — отверстия макушечной части. В первой половине XIV века оснащение боевых шлемов геральдическими фигурами еще не является общепринятым.

Если посмотреть на горшковый шлем с точки зрения его практического использования, то мы должны признать, что, несмотря на все признаки прогресса, топ-хельм для воина бил крайне обременителен. В летнюю жару всаднику угрожала опасность задохнуться под своим шлемом. Поэтому обычно его носил оруженосец, или же он висел на цепи, один конец которой крепился к шлему, а другой на груди воина. Так был найден выход из положения, но только из одного. Мучение воина привело к тому, как уже упоминалось выше, что в конце XIII века в передней стенке шлема стали делать отверстия по величине лица и закрывать его забралом, которое откидывалось вбок, как форточка, на шарнирах или поднималось и опускалось по пазам. В забрале делали вентиляционные отверстия.

Горшковый шлем носили сначала поверх стеганого колпака из кожи. Позднее, в конце XIII века, всадник носил под шлемом низкий колпак в форме чаши — черепник, или бацинет, к которому крепилась бармица, свисавшая на плечи. Самые ранние бармицы еще плотно прилегали к шее, более поздние, с XIV века, спадали свободно. Последний тип кольчуги имел существенные преимущества, т. к. свободно свисающая ткань существенно ослабляла удар. На одной стороне передней стенки горшкового шлема, обычно на правой, реже на обеих, пробивались отверстия в форме креста. Они служили для крепления цепи. Шлем крепился к броне цепью. Чтобы не лишать воина преимуществ, предпринималось множество попыток облегчить ему ношение громоздкого, тяжелого горшкового шлема. Уже во время второго крестового похода всадники были вынуждены покрывать свои шлемы куском льняного полотна, чтобы немного уменьшить нагревание железа под солнцем. Эта ткань, ниспадающая по плечам вниз, при длительном ношении под воздействием погодных условий и походной жизни постепенно приходила в ветхое состояние: поперечные нити рвались, и по краям свисали грязные лохмотья. Рваное покрывало для шлема, как и знамя вместе с геральдической фигурой на шлеме, щите и попоне лошади стали типичными атрибутами рыцарского достоинства. Искусство восприняло эти свисающие лохмотья как стилистический мотив для своих изображений. Так возник шлемовой намет, иначе ламбрекен, каким мы его видим на рисунках гербов XIV века. Традиция настолько прижилась, что в конце концов шлемовые наметы стали делать не иначе как с вырезанными в форме зубцов, так называемыми фестончатыми краями.

Горшковый шлем с крылом в качестве геральдической фигуры и наметом. С герба короля Вацлава Чешского из Манессовой рукописи, XIV в.В конце XIII века черепник вместе с бармицей мог показаться кому-то достаточным для защиты, но горшковый шлем времен крестовых походов стал гордостью рыцаря, его постоянным знаком отличия от простого наемного солдата или оруженосца, носившего простые железные колпаки. Многие, главным образом пожилые, рыцари носили поверх черепника кожаный горшковый шлем, усиленный металлическими накладками. Рыцари невыносимо страдали под тяжестью огромного горшкового шлема и стремились перенести опору с макушки головы на другую точку. Для более плотного размещения шлема на голове стали делать мягкие кожаные ободки, крепившиеся изнутри шлема или на черепнике. Это приспособление стали покрывать вышивками или оплетать цветными шнурами. Иногда такая диадема переносилась на шлем и становилась чисто декоративным элементом, в исполнении из цветных или полудрагоценных металлов и богато украшенная.

Черепник, с пятью шипами, черненый, с небольшими подвижными нащечниками. Италия, вторая пол. XVI в. С начала XIV века горшковый шлем использовался в бою все реже. Через полтора столетия на первый план снова вышел старый норманнский шлем, которому теперь, в соответствии с приобретенным опытом, постепенно придавали иную форму. Шлем стал объемнее, так что теперь он не ограничивался линией лба, а опускался на затылок. Спереди делали аркоподобный вырез, открывавший лицо до лба, сзади также имелся неглубокий вырез для шеи. По бокам и нижнему краю располагались скобы, к которым с помощью шнура крепилась бармица. Ее выполняли из кольчуги, и она спадала спереди и сзади. Спереди она доходила до подбородка, оставляя лицо открытым. Его закрывал широкий металлический наносник, повторяющий форму носа, снизу прикрепленный к лицевому вырезу бармицы, а верхним краем цепляющийся за крючок на лбу шлема. Такие носовые стрелки появились в Германии около 1330 года и исчезли около 1370 года. Широкого применения они не нашли.

(Слева) Шлем Георгия Кастриоти, албанского князя, прозванного Скандерберг (ок.1405-146. Выполнен в восточном стиле; купол полированный, диадема и геральдическая фигура из меди и частично позолочены; на диадеме надпись, расшифровывающаяся как Иисус Назарянин благословляет князя Эматия, короля Албании, ужас Османов, короля Эпира. Геральдическая фигура в виде козлиной головы указывает на то, что шлем был изготовлен до XV в. (Центр) Бацинет со скобками для крепления бармицы и носовой стрелки. Италия, середина XIV в. Музей Польди-Пеццоли в Милане. (Справа) Бацинет с пристегнутой носовой стрелкой. XIV в. Самая надежная защита лица была найдена в начале XIV века в виде забрала, которое стало встречаться все чаще, а примерно с 1400 года применялось уже на всех бацинетах. Забрало, которое в лобной части укрепляется на шарнире, называется откидным. Если по бокам оно неподвижно, но его можно снять со штифтов, то забрало называется навесным. Наконец, забрало, движущееся вокруг боковых осей, называется подъемно-опускающимся.

Бацинет со скобками для крепления бармицы и носовой стрелки. Италия, середина XIV в. Музей Польди-Пеццоли в Милане С середины XIV века бацинеты ради облегчения дыхания стали снабжаться остроконечными вытянутыми вперед забралами, напоминавшими морду собаки, и поэтому стали называться «собачьими мордами» (нем. Hansgugel). Известна так называемая «Война собачьих морд» 1375 года, в которой Инграм фон Конци с армией численностью 18 тысяч наемных солдат напал на древнее габсбургское родовое поместье в Ааргау. Обе стороны были в бацинетах «собачья морда». А в другом источнике 1389 года записано: «Собачьи морды имели рыцари и солдаты, граждане и вооруженные люди».

Бацинет со скобами для бармицы и откидным забралом, вытянутым в форме собачьей морды. Италия, конец XIV в. Коллекция Я. Г. Фон Хефнер-Альтенека в Мюнхене. К концу XIV века развивается форма шлема с забралом «собачья морда». Корпус шлема полностью сделан по образцу бацинета, но имел жесткие подбородник и назатыльник, так что шлем, собственно, сидел на плечах. Это нововведение станет понятным, если учесть, что эти подбородник и назатыльник заменили кольчужную бармицу. Шлемы этого типа прекратили использовать в конце ХШ века. Называть эти шлемы просто бацинетом неточно, самый подходящий для них термин — большой бацинет. Шлемы с забралами, сделанными в форме «собачья морда», использовались еще примерно до середины XV века, единичные экземпляры встречаются и в более позднее время, например, шлем императора Фердинанда I хранится в императорской коллекции в Вене. Изготовлен он в Инсбруке в 1530 году Йоргом Зойзенхофером.

Бацинет (собачья морда) с подьемным забралом. Швейцария. XIV в.

thebester.ru

Реферат Горшковый шлем

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Потхелм
  • 2 Топфхелм раннего типа
  • 3 Топфхелм позднего типа
  • 4 Сахарная голова
  • 5 Геральдика
  • 6 Жаргонные названия
  • Литература

Введение

Современный кавалерист в сюрко и горшковом шлеме с нашлемной фигурой, бурлетом и намётом

Топфхелм (от нем. topfhelm — «горшковый шлем» или англ. Great Helm, фр. Grand Helm — большой шлем) — европейский кавалерийский шлем, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усеченного конуса, полностью скрывает лицо обладателя. Ниже прорезей для глаз часто сверлились небольшие отверстия для улучшения вентиляции. Был в широком употреблении с начала XIII до конца XIV веков, позже заменен штеххелмом.

Печать Людовика Блуазского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица.

Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица.

1. Потхелм

Потхелм (от англ. pot-helm — «шлем-кастрюлька» или «шлем-таблетка») — тип шлема, предок топфхелма, появившийся в середине-конце XII века в Европе как альтернатива норманнскому шлему. Особенностью его конструкции, сделавшей его популярным, было то, что он был проще цельнокованого сфероконического норманнского шлема: к плоской тулье приклёпывался обод — верхняя часть шлема. Ранние потхелмы снабжались наносником, как и норманнские шлемы, позже к шлему стали приклёпывать полноценную защиту лица в виде пластины. По форме потхелм мог быть как цилиндрическим, так и сужающимся книзу — такая форма лучше противостояла разрубанию при диагональному ударе. Надевался потхелм, как и все тогдашние шлемы, поверх кольчужного капюшона.

Дальнейшая эволюция привела к тому, что защита лица в отдельных шлемах стала коваться выпуклой — сферической или клиновидной формы. В других потхелмах защита лица ковалась одной деталью с верхней частью шлема. Кроме того, появилась защита затылка в виде узкой пластины, приклёпывавшейся к затылочной части шлема. Все эти усовершенствования привели к эволюции потхелма в топфхелм, которая произошла примерно в середине XIII века.

Печать Йоганна I, графа Хольстен-Киля (1247—1259 г.)

Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39.

Печать Йоганна II, графа Хольстен-Киля (1271—1302 г.)

Печать Генри де Лейси, графа Линкольна 1251—1311 г.

Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине.

Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

2. Топфхелм раннего типа

Топфхелм середины — второй половины XIII века представлял из себя цилиндрический кавалерийский шлем с усиленной крестовидной накладкой лицевой частью. Он полностью закрывал голову владельца, оставляя только узкие смотровые прорези для обзора и небольшие отверстия в лицевой части для дыхания. Возможно, некоторые шлемы изготовлялись сужающимися книзу. Шлем почти не закрывал шею (только спереди), и в целом был довольно удобен для кавалеристов, хотя и заметно уменьшал обзор, из-за чего не использовался пехотой. Надевался шлем также поверх кольчужного капюшона, под который надевался особой формы подшлемник с войлочным валиком вокруг головы — такая конструкция способствовала уменьшению риска быть оглушённым при ударе по шлему. Не последнюю роль в популярности этого типа шлемов сыграли турниры, где он был единственным способом обеспечить надёжную защиту головы владельца. Крестовидная накладка на лицевой части, очевидно, ковалась из стали, но для красоты могла быть позолоченной.

3. Топфхелм позднего типа

К началу XIV века форма топфхелма претерпела изменения, связанные его использованием исключительно в кавалерии. Верхнюю его часть стали ковать конической формы. Защита лица ковалась клиновидной формы, с вертикальным ребром жёсткости и узкими смотровыми прорезями, и из более толстой стали — многие сохранившиеся до наших дней шлемы имеют вмятины от корончатых наконечников турнирных копий. С начала XIV века большое распространение получили турнирные нашлемные украшения — различные геральдические фигуры, которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему на шнурках.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Ещё одной особенностью поздних топфхелмов стало то, что они очень ограничивали обзор, и поэтому использовались только в копейной сшибке. В ходе боя, после того как сшибка переросла в рукопашную схватку, шлем сбрасывался, и кавалерист дрался без него — обзорность в рукопашном бою важнее защиты. А для того чтобы шлем не потерялся во время боя — его крепили к доспеху специальной цепью. Но так как кольчужный капюшон давал довольно слабую защиту, то под топфхелм стали надевать сферический шлем, ранее возникший в пехоте — цервельер, к которому приплеталась бармица. Под топфхелм сверху цервильера надевался войлочный валик, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, больше шлем к голове ничем не крепился. Во второй четверти XIV века на смену цервельеру пришёл бацинет — сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплеталась бармица. Сперва бацинет ковался неглубоким и защищал голову до висков, как и цервельер, позднее, к середине XIV века, бацинеты стали коваться более глубокими, защищающими голову со всех сторон, с защитой лица, и начали вытеснять топфхелмы. Последние с полей боя переместили на турнирные ристалища, где хорошая защита головы во время копейной сшибки была приоритетнее хорошего обзора. Для турнирных сшибок топфхелмы ковались большого размера с удлинённой защитой лица, они защищаши шею и опирались на плечи, давай хорошу защиту от удара по голове копьём. Такой шлем в Англии называли «большой шлем» (англ. Great helm), и его изображали на большинстве надгробий XIV века как непременный атрибут доспеха рыцаря. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирным шлемом.

4. Сахарная голова

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Сахарная голова (от англ. sugarloaf helm, кюбельхелм нем. kubelhelm — «шлем-ковш» — отдельная разновидность топфхелма, существовавшая в первой четверти XIV века. От классического топфхелма отличалась сфероконическим куполом, похожим на купол более поздних бацинетов. Купол делался цельнокованым, нижняя часть приклёпывалась к нему и была аналогична по конструкции нижней части топфхелма. Так же, как и топфхелм, сахарная голова ковалась цельной, экземпляров с забралом не обнаружено ни по археологическим, ни по изобразительным источникам. Во второй четверти XIV века из-за популярности бацинетов от шлемов такого типа постепенно отказались. Поздние турнирные сахарные головы ковались с сильно выступающими смотровыми щелями, и собственно они в процесе эволюции и позволили создать штеххелм.

5. Геральдика

Так как топфхелмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотьемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхелм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. Топфхелм украшался бурлетом — тканевым валиком — и намётом — тканевым покрывалом, поверх бурлета изображалась нашлемная фигура. Позднее, к XV веку, появилась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

  • Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура - голова лебедя.

  • Топфхелм XIV века, принадлежавший Альберту фон Пранкху. Cейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене. Нашлемная фигура - рога, выполненные из кожи.

  • Ульрих фон Лихтенштейн. Изображение из Манесского кодекса. Нашлемная фигура - девушка со стрелой и факелом.

  • Дама подаёт шлем коленопреклонённому рыцарю. Миниатюра из манускрипта "Романс об Александре" (1338-1344г.) Нашлемная фигура - изображение лебедя.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

6. Жаргонные названия

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)

wreferat.baza-referat.ru


Смотрите также