Содержание
Шлем Александра Невского? | Публикации
Как-то в кругу старожилов древнейшего города земли нижегородской, а если быть совсем точным, то и русской, возник спор. Говорили о местоположении городецкого Федоровского монастыря, того самого, где по пути из Орды умер великий князь Александр Невский. Правда, не только этим был знаменит монастырь. По давнему преданию, обитель возникла на месте старинной часовни с иконой Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), написанной евангелистом Лукой. После татаро-монгольского разорения Городца, чудом обретенная в Костроме, эта икона спустя несколько веков стала образом, коим был благословлен на царствие первый из рода Романовых. Так вот, в споре старожилов те, кто помоложе, утверждали, что монастырь находился там, где сейчас можно видеть развалины довоенной трудовой коммуны правонарушителей. Там якобы, в соборе Федоровской Богоматери, раньше была электростанция. «Мы, школьниками, ходили туда на экскурсию, как на место, связанное с именем Александра Невского», приводили они главный довод. Те же, кто постарше, настаивали: сохранившаяся часовенка в старой части города и есть то, что осталось от всей обители. Об этом, дескать, знают все старые люди и другим говорят.
А третьи утверждали, что Федоровский монастырь стоял на высоком берегу Волги возле детинца. Потом за долгие годы значительная часть его оказалась на дне реки.
Ведь еще Мельников-Печерский, воспевший лесной городецкий край в прославившем его романе, отмечал, что на берегу Волги у Городца когда-то была большая обитель…
Мне, человеку приезжему, оставалось молчать и слушать спорящих. Однако про себя решил выяснить истину.
На другой день отправился в центр города, где в дореволюционном особняке находится музей. Пешком шел: идти по древним одноэтажным улочкам одно удовольствие. Среди неказистых деревянных, почерневших от многолетних непогод домишек горделиво-отрешенно стояли каменные купеческие дома. Третьей гильдии с приземистыми кирпичными же лавками при них. Первой совсем уж надменные, возвышаясь на два, а то и больше этажей. «Купцам» и двухсотлетний возраст, похоже, нипочем. Городец последние несколько веков перед революцией 1917 года ходил всего-навсего в ранге крупного села, чуть не дотягивающего до уездного города. И этот облик, обаяние старины сумел сохранить и по сей день.
А вот от древнего величия, когда, по преданию, Юрий Долгорукий на месте селения Малый Китеж на берегу могучей реки Ра (тогдашнее название Волги) заложил город с именем Городец-Радилов (Городец на Волге), никаких архитектурных памятников не сохранилось. Еще бы сохраниться! По романтической легенде, Большой Китеж, когда его окружили завоеватели-степняки, ушел в светлые глубокие воды Светлояр-озера. И с тех пор изредка показывался да и то только благочестивым людям золотыми маковками церквей да резными украшениями теремов. А Малый Китеж, он же Городец-Радилов, трижды грудью сшибался с врагом. Здесь, на этих улочках, бились когда-то городчане до последнего воина, до последнего жителя. Трижды не оставляла орда от города камня на камне. Дважды восстанавливалось все как было. А в третий, в 1408 году, окончательно погибла столица удельного княжества, где даже монету свою чеканили. Двести лет место это было пусто, пока мать сыра-земля не спрятала на глубину останки погибшего в бою русского города…
Сотрудница Городецкого музея, в ком я надеялся найти арбитра вчерашнего спора, опровергла все версии. Действительно, какое-то время считали, что Федоровский монастырь, строившийся в начале XVIII века (где и находились в советское время и колония, и электростанция), основан на месте древнего Федоровского монастыря. Но это не так. По крайней мере, археологи никаких следов древних сооружений здесь не обнаружили. А где стояла знаменитая обитель, в которой находилась когда-то Одигитрия и где в келье умер Александр Невский, об этом никому не ведомо. Тем более, что в летописях точных указаний нет.
Что же касается версии об ушедшем на дно монастыре, то это, скорее всего, вариант поэтической легенды о граде Китеже…
Вот так, в две минуты и разрешился наш спор. Но сотрудник музея, очевидно, решив, что неспроста появился у них журналист, спросила вдруг:
Да вы, наверное, шлем хотели увидеть? Так в Суздале он сейчас. Отдали недавно на реставрацию. Это будет дипломная работа одного студента.
Что за шлем?
Ну как же. Житель Загородной улицы Мошкин на своем огороде откопал. Надеемся, что кому-то из удельных князей городецких принадлежал.
Поблагодарив за консультацию, я ушел, думая о том, что прошлое столь же таинственно, как и будущее. И если сказание о граде Китеже (Большом Китеже) воспринимается сегодня как романтическое предание, то Федоровский монастырь трезвая реальность древней Руси. Но вот так же, словно по волшебству, растворился в небытии…
Спустя год, вновь приехав в Городец, я сразу же вспомнил про находку.
Пришли посмотреть на шлем великокняжеский? встретила меня вопросом директор музея Вера Викторовна Бровина.
То есть в каком смысле «великокняжеский»? Почему вы так решили? Это же какие научные авторитеты должны подтвердить такую находку!
На научных авторитетов у музея средств нет, усмехнулась Вера Викторовна. Попросили помочь Олега Степанова, студента-дипломника из Суздаля.
Он и реставрировал находку за символическую плату. При этом и выяснилось, что найден великокняжеский шлем. Первоначально шлем был посеребрен и позолочен. Следы работы остались. По поверхности выведено имя владельца. От него сохранились всего две буквы. Такие шлемы даже удельным князьям были не по чину.
Так кто из великих князей был его владельцем?
Изготовлен шлем в XIII веке. Факт установленный. Время Александра Невского. Вот разве основатель Нижнего Новгорода великий князь Юрий (Георгий) Всеволодович мог оставить свой шлем в Городце?
Максим, обратилась Вера Викторовна к молодому человеку, прислушивающемуся к нашему разговору, покажи гостю шлем.
Максим Еранцев, студент Нижегородского университета, житель Городца, как выяснилось, на каникулах работает экскурсоводом. Он и подвел меня к полусферическому по форме шлему под стеклянным колпаком. Показал наглазники, отверстия для крепления кольчужной сетки, навершие для крепления флажка. А потом торжественно произнес:
Это боевой шлем Александра Невского. Участвовал во многих битвах. Вот, посмотрите, на нем вмятины от ударов…
Выходит, этот шлем хранил жизнь великого полководца во многих битвах за землю Русскую? Хотелось бы верить словам студента, но я помнил и осторожные ответы директора музея…
Позже, в Москве, ознакомившись с литературой о том времени, я пришел к мысли, что не мог шлем принадлежать великому князю Юрию (Георгию) Всеволодовичу, родному дяде Александра Невского. Да, несколько лет княжил Юрий Всеволодович в Городце. Но не по своей воле. Обошел он старшего брата Константина, заняв после смерти отца Владимирский великокняжеский престол. Многочисленные братья Всеволодовичи тысячи русских воинов понапрасну положили в битвах за передел отцовского наследства… В итоге во Владимире стал править Константин Всеволодович, а Юрий отправился по принуждению в лесной Городецкий край. Но все-таки был справедлив старший брат. Почувствовав недомогание, он вызывает из Городца второго по старшинству брата. И на званом пиру завещает: «по моем животе Володимеръ тобе…» Нет. Не мог Юрий Всеволодович, навсегда уезжая из Городца, оставить в городе свой боевой шлем. Незачем.
Невский же по пути из Орды въезжал в Городец-Радилов великим князем Владимирским. А увозили с великим плачем из Городца во Владимир тело постриженного в иночество в келье Федоровского монастыря схимника Алексия.
В стихотворении «В Городце в 1263 г.» известный русский поэт А.Майков писал:
Тих и недвижен лежит,
головой к образам,
Князь Александр,
черной схимой покрыт…
Так зачем схимнику, отрешившемуся от всех мирских соблазнов, боевое вооружение? И разве в обмен на черное облачение не отдавалось монастырю все личное имущество? Рассуждая так, естественно предположить, что монахи Федоровской обители стали, среди прочего, и законными наследниками боевого шлема князя. Ведь найдена же в Городце в 1990 году печать, принадлежавшая, по мнению исследователей, самому Александру Невскому.
Так почему бы не предположить, что городецкий шлем принадлежал великому полководцу, который, несмотря на личное мужество и силу, произнес однажды слова, прошедшие через столетия: «Не в силе Бог, а в правде». А это значит, что и к схиме, и к святости шел он всю жизнь.
Летописцы рассказывали, что Александр Невский скончался ночью, после причастия. А на другой день служил во Владимире обедню митрополит Кирилл. И явился ему образ Александра, окруженный сиянием. И со слезами объявил тогда смущенной пастве митрополит, что зашло солнце земли русской… Кстати, в стихотворении А.Майкова допущена поэтическая неточность. Слова эти будто бы произнесены в Городце, в келье Федоровского монастыря:
Тихо лампада пред образом
Спаса горит…
Князь неподвижен лежит…
Словно как свет над его
просиял головой
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошел
и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело
И, зарыдав, возгласил
«Наше солнце зашло!»
И еще повествует летописец о том, что во время панихиды инок Севостьян подошел к великому князю со священным свитком. И усопший, подняв руку, принял свиток, а затем вновь сложил руки крестом на груди. Символично и то, что спустя сто с лишним лет, в год Куликовской битвы, церковь признала мощи Александра Невского нетленными.
Да, хотелось бы верить, что найденный шлем принадлежал одному из самых почитаемых святых православной церкви. Вспоминаю беседу с Татьяной Владимировной Гусевой, руководителем Нижегородской археологической службы, кандидатом исторических наук. Собственно, ей принадлежит первая публикация в материалах научной конференции «Городецкие чтения» о находке шлема.
Не понимаю, зачем вам потребовалось сразу же соединять шлем с именем Невского, охладила меня Татьяна Владимировна. Я, кстати, вначале считала, что он принадлежал дяде Невского великому князю Юрию Всеволодовичу. Но, кажется, не нашла авторитетной поддержки в Московском институте археологии. Предстоит еще очень долгий и кропотливый труд, прежде чем будет установлено имя владельца шлема. Однако находка в наше время боевого шлема русского князя XIII века сама по себе научная сенсация. Это я точно могу утверждать.
Юрий Кириллов
Два шлема Александра Невского — Proshloe
Шлем князя Ярослава Всеволодовича. Именно его вариацию использовали С. Эйзенштейн в фильме «Ледовое побоище» и художник П. Корин на своей знаменитой картине.
Хотите эксперимент?
Выгляньте на улицу и спросите у прохожих, как выглядит шлем Александра Невского.
Большинство скажет: «ну такой, богатырский, с бляхой на лбу».
И попадет впросак.
Потому что вообще-то шлем Александра Невского не найден. До сих пор.
А вот Сергею Эйзенштейну, режиссеру старого фильма «Ледовое побоище», можно заочно присвоить академика по пропаганде. Потому что именно с его подачи шлем с налобной иконой стал визитной карточкой Александра Невского .
Впрочем, есть еще один шлем.
В XIX веке его не только объявили доспехом благоверного князя, но и поместили на государственный герб Российской империи!
Но – о каждом по порядку.
1. Шлем Ярослава: клад в орешнике
Тот самый «шлем с бляхой на лбу» принадлежал отцу Александра Невского, князю Ярославу Всеволодовичу — так гласит официальная версия.
Шлем нашла осенью 1808 года крестьянка Ларионова. Было это во Владимирской области, близ села Лыково. Она собирала в кустарнике орехи, и «усмотрела в кочке что-то светящееся».
Этим чем-то оказался позолоченый шлем. Подойдя ближе она увидела под ним аккуратно свернутую кольчугу. Поскольку на шлеме было изображение архангела Михаила, женщина понесла его настоятелю местной церкви. Находка получила огласку и дошла до царя. Александр I отписал ее президенту Академии художеств А.Н. Оленину.
Президент Академии художеств А.Н. Оленин. Он первым изучил шлем, который официально называется сейчас «шлем из Лыково»
Тот, в свою очередь, предположил, что доспехи были оставлены Ярославом Всеволодовичем 22 апреля 1216 года в ходе Липицкой битвы.
Причин так думать у него было, по меньшей мере, три.
1. Шлем дорогой, и по уровню отделки вполне себе княжеский.
2. В местах, где он был найден, случилась знаменитая Липицкая битва, окончившаяся поражением Ярослава Всеволодовича. Значит, есть несколько князей (один из которых Ярослав), которые были там лично вместе со своими доспехами.
3. Налобная пластина шлема украшена образом Архангела Михаила, который в христианской традиции именуется «Архистратигом», иначе говоря, полководцем.
По периметру иконы проходит надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу своему Феодору». То есть, «великий Архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Федору». А мы знаем, что именно Ярослав получил при крещении христианское имя Федор.
Таким образом, сложив факты вместе, Оленин сделал вывод: шлем принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского.
Правда, автора этих строк смущает аккуратность, с которой доспехи были сложены в местах, позже поросших орешником. Считается, что они были брошены во время битвы, когда князь понял, что пора уносить ноги.
Но разве в такой момент до аккуратного складывания — кольчуга снизу, шлем сверху? Не до того — враги настигают. Да и снять кольчугу сложнее, чем панцирь, который застегивается ремешками на боках. На скаку это сложнее, чем пешему, а ведь сперва еще надо шлем снять.
Однако другой официальной версии пока нет, будем ждать ее появления.
Кстати, у Эйзенштейна есть интересный «киноляп».
Заметил я его совершенно случайно. Представьте: сижу перед телевизором, смотрю фильм. В кадре – князь, который скачет вперед на верном коне. На голове у него шлем (см. кадр слева).
Вдруг сменяется ракурс, и Александр продолжает скакать, но уже в другом шлеме (см. кадр справа).
Прямо как в компьютерной игре, где у героя из подмышки возникает целый арсенал)))!
Кажется странным, что княжеские шлема в реквизите фильма сильно отличались. Я не знаю, что у них там стряслось, но все, как говорится, вышло по Фрейду.))
Если внимательно посмотреть на шлем князя Ярослава, становится видно, что наносник, берегущий лицо от вражеского удара, приделан поверх налобной иконы. И закрывает собой ее нижнюю часть.
Скорее всего, его когда-то сняли, чтобы снабдить шлем образом Архангела Михаила, а затем вернули обратно.
Этот «нос» породил в XIX веке прорисовку, на которой был частью полумаски. Считалось, что она сгнила в земле, а изначально предохраняла собой скулы.
Однако, найденный в Киеве шлем (справа) доказал, что такой наносник мог быть и отдельным, вполне самостоятельным защитным элементом. Причем, как показывает практика, более ценным в полевых условиях, чем полумаска.
Итак, Ярослав Всеволодович был последним, но скорее всего не первым владельцем этого шлема. Мы можем лишь догадываться, какие князья носили этот шлем до него. И в каких битвах он побывал.
2. Шлем Михаила: крест на имени Аллаха
Второй шлем, который приписывают Александру Невскому, тоже хранится в Оружейной палате, и является одним из самых ее знаменитых экспонатов.
Изображение с сайта http://www.arco-iris.com/George/nev_helm.htm
Его официальное название – «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Того самого царя Михаила, который стал основателем династии Романовых.
Вы конечно спросите: «А при чем здесь Александр Невский, живший не в 17-м, а в 13-м веке?» А вот причем.
В XIX веке появилась легенда о том, что шлем царя Михаила был переделан из бывшего шлема князя Александра Ярославича.
Откуда растут ноги этой легенды не совсем ясно. Возможно, то был политический ход. Цель? Например, напомнить всем, что династия Романовых стала преемником Александра Невского и всей династии Рюриковичей. Так сказать, прорастить публично исторические корни.
Правда это или нет, но в 1857 году был утвержден Большой герб Российской империи. И на почетном месте, аккурат над гербовым щитом, был помещен «шлем князя Александра».
Большой герб Российской империи образца 1857 года
Тем не менее, специалисты сомневались в том, что этот шлем был изготовлен на Руси 13-го века. И после Великой Отечественной войны, с помощью высоких технологий того времени, удалось доказать: шлем, действительно, относится к началу ХVII века. А значит, все, что связывает его с именем Александра Невского – легенда.
Но легенд было несколько.
О том, как они столкнулись с суровой реальностью, кандидат исторических наук С. Ахмедов рассказал в своей статье «Шлем работы Никиты Давыдова». Вкратце перескажу суть его расследования.
Ерихонская шапка, пишет он, в русской средневековой литературе означала головной убор, связанный с Ближним Востоком, Палестиной. Помните Иерихонские трубы в Библии?
Сам шлем интересен тем, что являет собой чистейший образец восточной доспешной традиции, однако наряду с арабской надписью, на нем содержатся и православные символы.
Мог ли русский мастер Никита Давыдов изготовить этот шлем сам, с оглядкой на восточных мастеров и мешая ислам с христианством? Сомнительно.
Во-первых, с какой стати православному человеку делать на шлеме другого православного человека арабскую надпись «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы», да еще вязью, на языке оригинала?
Во-вторых, 18 декабря 1621 года в приходно-расходной книге была сделана запись следующего содержания: «Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову поларшина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом».
Расшифровывается она примерно так: «Выдать мастеру по огнестрельному оружию (т.е., самопальному мастеру) Никите Давыдову то-то и то-то за то, что он навел золотом верх шлема, его украшения (гроверовку?) и защиту ушей».
Украшения шлема царя Михаила
Получается, что перед нами не шлем работы Никиты Давыдова, но шлем, дополнительно им украшенный. Однако, не стоит думать, что мастер выполнял досужую государеву прихоть.
Скорее всего в его работе была политическая необходимость. То, что я расскажу дальше – всего лишь моя версия событий. Возможно, я ошибаюсь.
А возможно, дело было именно так…
Этот шлем – подарок или трофей, попавший к царю с Востока. Скорее всего – подарок, ибо острой необходимости украшать и без того дорогой шлем не было. А вот если это был подарок – дело другое.
Представьте, что вы – царь Михаил.
И некий могучий властитель с Востока дарит вам шлем. Возможно, даже, собственный. Предполагается, что вы наденете его на голову публично.
А вам нельзя – ибо вы царь Православной страны, а на шлеме цитаты из Корана.
Что делать? Восток – дело тонкое. Обидеть дарителя отказом от подарка нельзя. Обида — это повод к вражде и войне. Надеть – тоже нельзя, православный народ не поймет, бунт поднимет.
Тут-то и пригодился Никита Данилов. Его стараниями, на носовой стрелке шлема появилось миниатюрное изображение архангела Михаила, выполненное цветными эмалями.
Кроме того, Давыдов, с помощью золотой насечки, покрыл купол коронами, и изготовил золотой крест, укрепленный на навершии шлема. Крест этот не сохранился, но насколько ясно из Росписи Походной казны 1654 года, он был аналогичен крестам на золотых царских венцах Романовых.
Это, кстати, не единственный случай, когда предметы с Востока обретали на Руси новое значение.
Несмотря на все легенды о подарке из Византии, шапка Мономаха оказалась золотой среднеазиатсой тюбетейкой 14-го века. Попав на Русь, она была обшита соболиным мехом на манер местных шапок и увенчана православным крестом.
…………………………………………………..
Что ж, будем надеяться, что когда-нибудь нам все-таки станет известен настоящий шлем Александра Невского. Возможно даже не один. Как пел Владимир Семенович «Вы поиски, недры, глубины, не сбрасывайте со счетов«.
Литература:
А. Н. Кирпичников «Древнерусское оружие»
А.Н. Кирпичников «Раннесредневековые золоченые шлемы»
С. Ахмедов «Шлем работы Никиты Давыдова, или Как русские писали арабскими буквами».
Официальный сайт Московского Кремля. Раздел «Арсенал русских царей»
Шлем Александра Невского: арабские надписи, фото
Александр Невский — очень яркая историческая личность, много сделал для величия России. Вступив в княжество довольно в непростое время, он сумел не только сохранить вверенные ему территории, но и укрепить отношения с Золотой Ордой, а также дать бой крестоносцам на Чудском озере. Все эти факты хорошо известны, но помимо канонизированных Русской православной церковью князей оставили немало тайн и загадок, будоражащих умы историков и археологов. Больше всего ученых беспокоит шлем Александра Невского, который выглядит очень необычно для славянской культуры. Хотя до сих пор этот предмет, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля, считался подлинным элементом военного мундира великого князя, ученые высказали несколько иных версий его происхождения. Сегодня мы попробуем приблизиться к разгадке тайны, которую многие века хранит шлем Александра Невского.
Описание шлема
Шлем Александра Невского, фото которого можно увидеть на страницах школьных учебников по истории, много лет хранится в Оружейной палате. Он является одним из самых ценных ее сокровищ. И действительно этот предмет выглядит очень эффектно. Ориентировочно он датируется тринадцатым веком, но известно, что в семнадцатом веке шлем подвергся некоторой переделке и получил дополнительные украшения.
Шлем Александра Невского изготовлен из железа красноватого оттенка и имеет полукруглую форму. Он покрыт золотым и серебряным орнаментом, вся окружность шлема украшена драгоценными камнями и жемчугом. У искусного придворного мастера на нем находятся более двухсот рубинов, почти сто бриллиантов и десять изумрудов. На носу шлема лаковая миниатюра с изображением архангела Михаила, а по периметру выгравированы царские короны и православный крест. Но это не делает музейный экспонат столь уникальным, вся загадка кроется в надписи, сделанной вокруг заостренного навершия. Хотите узнать, что написано на шлеме Александра Невского? Вы очень удивитесь, ведь надпись на арабском языке и содержит стих из Корана. Почему на шлеме Александра Невского арабская вязь? Как мог православный князь носить доспехи с надписями язычников? Попробуем немного раскрыть этот секрет.
Что написано на шлеме Александра Невского?
Так в чем секрет этого исторического артефакта? Как мы уже упоминали, ученые долгое время изучали шлем Александра Невского. Арабские надписи (фото мы привели в этой статье) поддавались переводу достаточно легко, а их совпадение с Кораном было известно еще в древности. Красивый узор на шлеме русского князя написан так: «Поздравь верных с обещанием помощи Божией и скорой победы».
Стоит отметить, что этот аят очень популярен среди мусульман. Он считается одним из главных стихов Корана. С каким намерением его хозяин претендовал на шлем русского князя? Нам остается только раскрыть эту тайну.
Загадки Александра Невского
Александр Невский — неординарная личность своего времени. Будучи сыном великого князя Ярослава Всеволодича, он предстает перед потомками мудрым и дальновидным правителем, сумевшим наладить отношения с Золотой Ордой и даже повлиять на ее внешнюю политику.
Удивительно, но эта странная дружба с татарами вызывала даже массу вопросов у современников князя. Одно время даже ходили слухи, что Александр Невский был сыном хана Батыя. Скорее всего, эта легенда родилась от того, что князь за всю свою жизнь четырежды побывал в Орде и назвал Сартака, сына Батыя, своим названным братом. Известно, что в Орде князь Александр мечтал создать оплот христианского государства и даже уговорил Сартака принять православие. Это необычайное влияние и дружба между народами могли бы объяснить, откуда взялась арабская вязь на шлеме Александра Невского, если бы не одно «но». Трудно себе представить, чтобы русский князь шел в бой за Русь в доспехах, имеющих надписи арабскими и православными символами. В те времена это было просто невозможно. Кроме того, русские мастера не могли выковать это изделие, так идеально совпадающее со всеми традициями восточной ковки. Откуда взялся этот шлем и кто его автор?
Мастер, который выковал шлем: кто он?
Ученые давно спорят о том, кто выковал шлем Александра Невского. Арабские надписи, казалось, достаточно ясно указывают на его восточное происхождение. Но в отношении к истории никогда и ни в чем не стоит быть так уверенным.
В России кузнечное дело было достаточно развито, славянские мастера часто даже обучали этому ремеслу представителей разных народов. Поэтому неудивительно, что русские доспехи оказались очень прочными и искусно изготовленными. Но украшать их арабской вязью было не принято. И как это возможно? Ведь в тринадцатом веке на Руси господствовало татаро-монгольское иго. Тогда почему надпись на шлеме Александра Невского выполнена на арабском языке? Ученые сделали несколько предположений по этому поводу.
По одной из них — шлем был подарком хана Золотой Орды русскому князю, символизирующий дружбу и уважение. Александр Невский не оставил без внимания полученный подарок и клал его в каждый военный поход. Вполне вероятно, что шлем был создан в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Эта версия имеет право на существование, ведь доказано, что воины хана никогда не убивали искусных мастеров. Они остались жить в столице Орды и создавали просто настоящие шедевры искусства. Мастера Запределья делали отличные украшения, чудесное оружие и, конечно же, доспехи.
Если придерживаться этой версии, то возникает только один вопрос — почему шлем Александра Невского, изготовленный восточными мастерами, содержит православные символы? Здесь ученым пришлось серьезно поломать голову, прежде чем выдвинуть новую гипотезу.
Историческое значение шлема
Шлем Александра Невского, арабские надписи на котором вызывают столько вопросов, сыграл очень значительную роль в истории Российского государства. В XVII веке он был подарен Михаилу Федоровичу Романову. На его украшение, средства из царской казны и в результате труда придворного мастера Никиты Данилова он обрел невиданную роскошь.
С этого момента шлем стал непременным атрибутом русских царей. А в середине девятнадцатого века его даже поставили на государственный герб. Ученые считают, что такая беспрецедентная привязанность Романовых к этому предмету объясняется довольно просто – она означала преемственность династии Романовых, ставших правителями после Рюриковичей. Именно это делало старый шлем таким важным и значимым, словно претендовавшим на новую царскую власть. Усыпанный драгоценными камнями шлем называли «иерихонской шапкой царя Михаила Федоровича».
Ерихонские шапки: значение названия
В Оружейной палате находятся несколько эрихонских шапок. Это шлемы, которые носили русские князья. Эти изделия всегда имели парадный вид и многочисленные украшения. Историки считают, что эти предметы не столько использовались в битвах, сколько служили атрибутикой или во время дворцовых ритуалов.
Интересно происхождение названия данных «шапки». Дело в том, что русские цари ассоциировали себя с Иисусом и победой над Иерихоном. Они считали себя наместниками высших сил на земле и в боях были готовы сокрушить любого врага, посягавшего на Русь. Для устрашения врага, воодушевления его армии и придания значимости его персоне носят парадные шлемы, прозванные «шапкой Эрихона».
Интересен тот факт, что самая первая эрихонская шляпа, самая старая, одновременно и самая дорогая. Его стоимость превышает цены пяти других подобных предметов вместе взятых.
Тайна шлема Александра Невского
История, как известно, часто дает ученым больше загадок, чем загадок. Поэтому неудивительно, что многие археологические находки вовсе не то, за что их принимают изначально. К сожалению, аналогичная история произошла и со шлемом Александра Невского.
В середине ХХ века технологии достигли уровня, позволяющего точно указывать дату изготовления того или иного предмета. Исследованию подвергся и знаменитый шлем, что не давало покоя историкам его уникальностью. После долгих манипуляций было установлено, что версия шлема, принадлежавшего Александру Невскому, всего лишь легенда. Эксперты определили, что объект был изготовлен в семнадцатом веке, почти через четыреста лет после смерти князя Александра.
Удивительно, но ученым от этого не легче было определить мастера, изготовившего шлем, и его назначение. Тайны продолжали множиться.
Споры о происхождении шлема
Интересно, что исследования ученых не поставили точку в истории шлема. Многие специалисты продолжают утверждать, что он все-таки принадлежал Александру Невскому, а лаборанты просто ошиблись в расчетах.
Главным их аргументом является тот факт, что неизвестный шлем, не имеющий исторической ценности, Романовы не стали бы превращать в реликвию и изображать на государственном гербе. Конечно, в этих рассуждениях все же есть доля правды. Трудно себе представить, чтобы новоиспеченный Царь потратил столько денег на украшение обычного шлема арабскими надписями, а потом стал использовать его как главный праздничный атрибут.
Как ни привлекательна эта история в глазах патриотов, ратующих за сенсационные находки, мы не можем опровергнуть серьезные научные исследования и сосредоточимся на них в этой статье.
Версии о появлении Эрихоновской шапки Михаила Федоровича
Если взять за основу версию о том, что шлем появился при дворе царя только в семнадцатом веке, то раскрыть тайну его происхождения не менее интересно чем узнать о своем хозяине. Историки в своем большинстве склоняются к тому, что восточный шлем был подарком от очень важного лица.
Возможно, он был дипломатическим подарком, который король просто не мог принять. Но как надеть каску с иностранной надписью? Этот вопрос, скорее всего, не на шутку волновал Михаила Федоровича. В те времена при дворе было достаточно образованных людей, владевших несколькими иностранными языками. Поэтому предположение, что царь не знал о переводе надписи, просто смешно.
Многие специалисты склоняются к версии, согласно которой Романов нашел оптимальный выход из довольно щекотливой ситуации: приказал украсить предмет православной символикой, чем отвлек внимание от надписи на арабском языке, а опасный подарок превратил в собственность государства.
Конечно, это всего лишь другая версия, но она вполне правдоподобна и не выходит за рамки исторических событий.
Таинственный Восток: смешение двух культур
Объяснения происхождения надписи на шлеме, хранящемся в Оружейной палате, данные в статье, являются проверенными научными фактами. Но вот одна загадка арабских надписей все-таки осталась – на русском оружии, различных предметах и даже православной церковной атрибутике часто наносилась арабская вязь. Это кажется невероятным, но факты говорят сами за себя – арабская и славянская культуры были очень тесно взаимосвязаны.
В Оружейной палате хранится достаточное количество экземпляров оружия, на которых выгравированы различные фразы на арабском языке. И все это оружие не трофейное, оно либо изготовлено славянскими мастерами, либо получено в дар. Но количество этих предметов просто поражает.
Многие историки даже выдвигают довольно смелую гипотезу о том, что в древности арабский язык использовался как церковный. Это позволяет утвердить головной убор епископа, представляющий собой красивую драгоценность с арабской надписью. Подобные находки были сделаны археологами.
Конечно, официально ни научный мир, ни Православная Церковь не признают этот факт, потому что он может полностью изменить представление о русской истории.
Заключение
А настоящий шлем Александра Невского? Где он находится? Это может вас огорчить, но пока не найдено. Поэтому у археологов и историков есть все шансы прикоснуться к настоящему шлему, принадлежавшему великому сыну Ярослава Федоровича.
Почему цитата из Корана выкована на шлеме Александра Невского
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля, входит в это число. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.
Красиво, очень красиво… Такой головной убор мог бы увенчать голову Рюриковича, истинного Избранного. Все до одного: красное железо, форма в виде купола храма, изображение архангела Михаила Архангела на стреле лука, призванное пожать руку врагу с воздетым мечом, золотая насечка, бриллианты, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг — арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й аят 61-й суры Корана:
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, мечтаний, навязчивых идей… Они любят логику. Логика учителей начальных классов, объясняющих школьникам невозможность существования привидений.
По легенде Невский шлем был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя из рода Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил ее драгоценными камнями. Обновленный шлем получил название «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Модернизации тут не было – шлемы на Руси так называли, потому что русские монархи времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.
В XX веке историки не верили в легенду, сомневаясь, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным исследованиям и анализам, ученые пришли к выводу, что «ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Потом, при случае, шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».
Однако никто не объясняет, почему царь не приказал убрать «басурманскую грамоту»? По неосторожности? Вряд ли. По незнанию? Едва. При царском дворе всегда было много татар, знакомых с арабской каллиграфией.
Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, как и других родовитых лиц средневековой Руси. Конечно, можно сказать, что это были трофеи. Но трудно себе представить, чтобы регламентированный Иван IV надевал на свою коронованную голову использованный шлем. А в употреблении «басурман»…
С большой долей вероятности царские владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров».