Содержание
Где джентльмены удачи украли золотой шлем
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (СССР, 1972 год, реж.Александр
Серый).
Какой моральный человек не смотрел фильм «Джентльмены удачи»? Фильм
начинается с того, что группа злоумышленников следит за
археологической экспедицией где-то предположительно в Средней Азии.
На их глазах археологи находят золотой шлем, якобы самого
Александра Македонского. Злодеи похищают этот шлем и пошло-поехало.
Предполагается, что эта археологическая экспедиция и, уж тем более,
находка золотой реликвии – абсолютно вымышлены авторами фильма. Но
вот что интересно.
В 1969 году – за два года до съёмок фильма – около современного
города Шибаргана в Афганистане (провинция Джаузджан) начала работу
советско-афганская археологическая экспедиция под руководством
советского археолога Виктора Сарианиди. Целью экспедиции был холм
Тилля-Типе, что с персидского переводится, как «Золотой холм».
Провинция Джаузджан когда-то входила в состав Бактрии – древней
области проживания предков современных таджиков. В начале новой эры
в Бактрии зародилось геополитическое образование, которое получило
название Кушанское царство, которое к III веку н.э. стало большой и
могущественной Кушанской империей.
При царе Кадфисе II (80-103) границы Кушанской империи достигли
низовьев Инда. Она включала в себя всю территорию современного
Афганистана, значительную часть Средней Азии и всю Северо-Западную
Индию. В итоге в первой половине II века возникло смешение
среднеазиатской и индийской культур, что породило в пределах
Кушанской империи особый художественный стиль, называемый
кушанским. Особое значение в этой культуре имели изделия из золота.
Вот следы этих кушанских артефактов и искали археологи в холме
Тилля-Типе с конца 60-х годов.
Правда надо отметить, что на момент выхода фильма «Джентльмены
удачи» ничего особенного найдено не было. Да и профессор Мальцев
(актёр Эраст Гарин, на фото слева) не похож на этнического грека
Виктора Сарианиди (на фото справа), который возглавлял
советско-афганскую экспедицию.
Но зато в 1978 году произошло эпохальное открытие. Был найден
огромный золотой клад (вернее даже шесть огромных кладов). Всего на
месте раскопок у Тилля-Тепе было найдено около 20 тыс. золотых
предметов — золотые украшения, золотое оружие и прочее всякое такое
(кроме золотых унитазов). Не исключено, что попадались и золотые
шлемы. Ну хотя бы один шлем. Во всяком случае, золотые изображения
воинов, которые похожи на Александра Македонского, были
обнаружены.
На фото: два золотых воина в греческом боевом вооружении из
клада в Тилля-Тепе.
Есть немало фильмов, снятых по реальным событиям прошлого. Но если
проявить капельку фантазии, то почему бы не допустить, что фильм
«Джентльмены удачи» был снят по реальным событиям будущего. Ну да,
вот так напрягли свой мозг Александр Серый, Виктория Токарева и
Георгий Данелия и из своего 1970 года, когда писали сценарий,
увидели то, что случится в 1978 году. И археологов, и золотой клад.
И, видимо, даже шлем. Кстати – это они придумали, что шлем именно
Македонскому принадлежал. А может это был бактрийский шлем? Вот
только не очень точно своим провидческим взором они увидели
географическую привязку места раскопок. Ибо дело происходило не в
СССР, хотя и очень близко. Но.
Провинция Джаузджан граничит с современной туркмено-афганской
границей, а во время той экспедиции – с советско-афганской. Так
что, чисто теоретически, в фильме «Джентльмены удачи» могли
показывать эту экспедицию – в момент выхода фильма экспедиция уже
работала, только золотые клады ещё не были обнаружены. А уголовники
Доцент, Хмырь и Косой в таком ракурсе повинны не только в похищении
золотого артефакта, но и в двойном незаконном переходе
советско-афганской границы – сперва к месту археологической
экспедиции (к Тилля-Типе), а потом – обратно, в СССР.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (СССР, 1972 год,
реж.Александр Серый).
Ну а как же реальная археологическая экспедиция? Ведь клад был куда
более обширным, чем просто какой-то одиноко лежащий шлем, хоть и
золотой. После обнаружения захоронений в 1978 году археологи
планировали дальнейшие исследования «Золотого холма», но их работе
в 1979 году помешало начало войны в Афганистане. Найденные золотые
изделия были помещены в Национальный музей Афганистана, а затем, в
1989 году переправлены в тайное хранилище Центрального банка
Афганистана. Причём хранилище открывали пять разных ключей
одновременно, а каждый ключ хранился у одного из пяти доверенных
человек. В 1996 году Кабул был захвачен талибами, по сравнению с
которыми советские джентльмены удачи были аки херувимы.
Если суровый полковник милиции (в исполнении Николая Олялина)
опасался, что Доцент, Хмырь и Косой могут переплавить шлем, но
этого не случилось – возможно сказалось советское воспитание
уголовников? – то талибы переплавили бы всё Бактрийское золото в
слитки без зазрения совести. Естественно, талибы пытались найти
хранилище, но ничего у них не получилось. Этот сюжет сам по себе
тянет на отдельный детективный фильм. Но всё закончилось хорошо. В
2004 году хранилище было вскрыто официальными лицами нового
Афганистана без талибов. При вскрытии присутствовал Виктор
Сарианиди, который подтвердил подлинность клада. Вот только шлема
якобы Александра Македонского там не было. Что и не удивительно.
Ведь этот шлем, наверняка, хранился как вещдок на складе московской
милиции ажно с 1972 года после того, как Николай Георгиевич Мальцев
(профессор-археолог) стащил его с головы Василия Алибабаевича.
Вот такая история. Маленько фантастическая, но вельми
интересная.
По следам «Джентльменов удачи». Фильм снимали в районе Проспект Вернадского | Проспект Вернадского | Мой район
Ольга Шаблинская
Примерное время чтения: 7 минут
9574
Сюжет Газета «Мой район»: Проспект Вернадского. Выпуск №10
Картина «Джентльмены удачи», многие сцены которой снимались в нашем районе, стала лидером кинопроката в 1972 г. Кадр из фильма
А вы знаете, что в нашем районе снималась одна из лучших советских комедий – «Джентльмены удачи» Александра Серого? Корреспондент газеты «Мой район» разузнал, по каким адресам в нашей округе следовала звёздная киногруппа.
«Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!»
Фильм стал лидером советского кинопроката в 1972 году – его посмотрели свыше 65 миллионов зрителей – и сразу разошёлся на цитаты. «Нехороший человек?» – «Редиска», «Помогите! Хулиганы зрения лишают!», «Всё! Кина не будет. Электричество кончилось», «Это тебе не мелочь по карманам тырить», «Украл, выпил – в тюрьму. Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!», «Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста», «Не играть, не пить, не воровать… без меня». Забавные фразы из фильма и по сей день остаются крылатыми.
А вот у режиссёра самой смешной комедии начала 1970-х судьба была совсем невесёлая. Как-то его будущая жена Марина Акопова пришла в гости к знакомому архитектору, следом за ней пришёл Серый и, заметив на столе снятые наручные часы своей невесты, решил, что это свидетельство измены. Схватил молоток и ударил мужчину по голове. Архитектор выжил, но навсегда остался инвалидом.
«Из-за своего несдержанного ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, – рассказывал в интервью режиссёр Георгий Данелия. – Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через 4 года, не имея ни денег, ни работы».
Серому много лет не давали снимать, а потом разрешили, но с соавтором.
Нажмите для увеличения
Как Вицин стал Хмырём
Первой единолично снятой картиной в фильмографии Александра Серого стала лента «Джентльмены удачи».
Съёмки начались в декабре 1970 года. Окончательный сюжет фильма сегодня известен каждому зрителю. В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции. Преступников поймали, но шлем не нашли. В Москве профессор-археолог Николай Георгиевич Мальцев (Эраст Гарин) в автобусе сталкивается с человеком, как две капли воды похожим на главаря – бандита Александра Александровича Белого по кличке Доцент. Им оказывается заведующий детским садом № 83 Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов), добрейшей души человек.
Сотрудники милиции, используя сходство заведующего детсадом с Доцентом, уговаривают его участвовать в операции по поиску похищенного артефакта. Переодетого Трошкина направляют в Среднюю Азию в одну из колоний. Там отбывают наказание соучастники Доцента – Фёдор Петрович Ермаков по кличке Косой (Савелий Крамаров) и Гаврила Петрович Шереметьев – Хмырь (Георгий Вицин). Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы, однако происходит накладка, Трошкин и его спутники оказываются без одежды и денег в чужом городе. Кроме того, вместе с напарниками Доцента убегает ещё один заключённый – Василий Алибабаевич Али-Баба…
Трошкин работает в реальном детском саду
Многие сцены фильма сняты в районе Проспект Вернадского и его окрестностях – режиссёр картины жил в нашей округе и очень любил эти места.
«Джентльмены удачи» начинаются с того, что Трошкин выходит из дома, – живёт он на проспекте Вернадского, 49, в квартале между проспектом Вернадского, улицей Удальцова, Ленинским проспектом и улицей Лобачевского.
Герой отправляется на остановку «Школа» на улице Удальцова (неподалёку от д. 3, стр. 13) и садится в автобус № 89. К слову, транспорт с таким номером в нашем районе не ходил. Дальше по воле кинематографистов заведующий ездит по городу, приезжает на Ленинский проспект, там читает газету на стенде. А потом спускается в подземный переход и… идёт на работу в детский сад по адресу: ул. Удальцова, д. 31.
Жители округи, конечно, знают: от дома на проспекте Вернадского, 49, в котором жил Трошкин, до детсада (кстати, реального!) на Удальцова, 31, буквально 200 метров. Получается, на Ленинский проспект Трошкин по воле киношников ездил, чтобы ознакомиться с новой прессой.
Дом на Вернадского, 49, зрители снова увидят, когда воры отправятся на дело – «грабить» квартиру Трошкина. В это время «на шухере» у подъезда стоит Василий Алибабаевич, говорящий всем прохожим ставшую коронной фразу: «Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь!»
Ну а Хмырь и Косой для прикрытия сгребают с крыши снег. С высоты перед нами открывается вид на квартал панельных пятиэтажек. Можно увидеть и детсад, где работал Трошкин.
А дальше опять происходит забавная для жителей нашего района пространственная нестыковка. Помните эпизод, когда Доцент с ворами убегают от дворничихи и встречают воспитанников Трошкина? Так вот, по воле кинематографистов бежали герои несколько километров до пересечения двух проспектов – Вернадского и Университетского. Учитывая близость детсада к дому Трошкина, остаётся только удивляться, почему воспитательница повела детей на прогулку так далеко… Но кино есть кино. Для создателей фильма главное – красивая картинка, а не географическая достоверность.
Надо сказать, что сегодня большая часть района Проспект Вернадского, где жил и работал главный герой «Джентльменов удачи», сильно изменилась. Высятся красивые жилые комплексы, построены прекрасные торговые центры, кинотеатры, отличные дороги. А вот детсад, которым «заведовал Леонов», действует и по сей день, сегодня он называется так: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1541». Учебный корпус № 3.
Кстати, до сих пор существует и 5-этажный 5-подъездный дом серии 1-515, где жил Трошкин. Но если бы герой Евгения Леонова на самом деле жил здесь, через некоторое время ему бы предстоял переезд в новую квартиру: пятиэтажка на проспекте Вернадского, 49, попала в программу реновации.
Смотрите также:
- «Курорт цвета хаки»: во Внукове начались съёмки фильма с Даниилом Страховым →
- Стажировка в Митине. В Митине снимали остросюжетный сериал →
- Уходящие под землю. Куда деваются отходы из наших домов? →
проспект Вернадскогопрограмма Мой районЮЗАО
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Летите, голуби, летите! Оригинальное хобби, или Любовь на всю жизнь
Москва писательская. Как Дом на набережной стал адом для избранных
По Кунцеву на «Москвиче» и… танке. Кинопрогулка в прошлое района
Сюжеты Марьиной рощи. Район, который любят бандиты, колдуны и киношники
Серый Кремль. Дом на набережной знаменит своими жителями
Новости СМИ2
Broncos должны следовать тренду и использовать альтернативные шлемы
19 декабря 2020 г . ; Денвер, Колорадо, США; Общий вид шлема Denver Broncos в кулуарах игры против Buffalo Bills во второй четверти на Empower Field at Mile High. Обязательное указание: Трой Бэббит-USA TODAY Sports
3 Игроки Denver Broncos, которые недостаточно шумят в начале лагеря Сэйр Бедингер
Broncos могут улучшить резервную позицию QB с любым из этих потенциальных сокращений состава Трэвисом Уэйкманом
Broncos News
Трэвис Уэйкман Follow @traviswakeman10
Несколько команд НФЛ объявили, что в какой-то момент сезона НФЛ 2022 года они будут носить альтернативные шлемы. «Денвер Бронкос» должны присоединиться к этой толпе.
На данный момент 13 команд лиги (почти половина из них) анонсировали альтернативный шлем на предстоящий сезон. Возможно, для кого-то это мало что значит, но «Бронкос» — команда, которой не помешал бы новый облик.
Мы обсуждали уродливую униформу Бронкос, и за всю историю таких было несколько. Команда носит форму и шлемы, которые они носят в настоящее время, с 1997 года. До этого форма, которую они носили с 1968 по 1996 год.
За последние несколько лет НФЛ разрешила командам менять свою форму и добавлять альтернативные майки, а также майки «цветной лихорадки». Большинству фанатов, похоже, понравилась цветовая гамма «Бронкос».
Засчитайте меня в этом миксе, потому что на шлеме был старый логотип «D» с выходящей из него лошадью, и хотя я могу быть в меньшинстве, я бы весь день предпочитал этот логотип нынешнему.
Итак, если Broncos добавят альтернативный шлем, на новом шлеме должен быть старый логотип Broncos.
ДЕНВЕР, Колорадо, около 1988 года: главный тренер Денвер Бронкос Дэн Ривз разговаривает со своим квотербеком Джоном Элвеем № 7 в кулуарах во время футбольного матча НФЛ, около 1988 года, на стадионе Майл Хай в Денвере, штат Колорадо. Ривз был главным тренером «Денвер Бронкос» с 1981 по 1992 год. (Фото: Focus on Sport/Getty Images)
Каждый из 32 логотипов лиги недавно был оценен USA Today, и они считают, что только у двух команд (Tennessee Titans и New England Patriots) логотипы выглядят хуже, чем у Broncos.
Многие альтернативные шлемы, которые в этом сезоне будут носить другие команды, черные. В 2022 году команды Arizona Cardinals, Washington Commanders, Philadelphia Eagles, Carolina Panthers, New York Jets и New Orleans Saints будут носить черные каски.
Как будет выглядеть черный шлем со старым логотипом Broncos? Наверное, довольно мило. Каждый раз, когда вы можете поместить старый логотип в униформу Broncos, это хорошо, как это удалось сделать в образе Color Rush.
Возможно, свежий вид самого старого логотипа тоже сработает? Сделайте букву «D» в логотипе белой, а лошадь — ярко-оранжевой.
С приходом к власти новой группы владельцев самое время придать Денверу новый, альтернативный облик.
Что вы думаете? Должна ли команда принять новый вид с альтернативным шлемом?
В каске или не в каске: душевный спор джентльменов
Приветствую тебя, о верный читатель.
Добро пожаловать в новый, возможно, интересный и, вероятно, изменчивый формат для наших постоянных записей в блоге. На ваше рассмотрение мы представляем дискуссию в печатном виде. Наша сегодняшняя тема будет посвящена спорному вопросу использования шлема, особенно в его применении в скалолазании. У наших двух корреспондентов будет возможность разъяснить тонкости своих аргументов и принять участие в опровержении друг друга.
Без лишних слов представляю претендентов…
В правом углу представитель полусреднего веса, кочевник антиподов… единственный, единственный, Райан «Шабби» Сиаччи, эсквайр. На полставки сценарист, на полставки кинорежиссер, на полную занятость потрясающий.
В левом углу Крис «Уорди» Уорд. Он покойный горный парень, заядлый халявщик с юго-востока США, штат А, и выдающийся бухгалтер-нефтяник. В качестве общей мелочи он сообщает, что однажды отдел кадров упомянул его за то, что он встал на стул, чтобы повесить праздничные украшения в офисе.
Шабби:
Представление Уорди, совершенно по его собственной воле, служит убийственной рекомендацией персонажа. Это безрассудный юноша со склонностью к опасным практикам и анархической идеологии, который заставляет сотрудников отдела кадров и охраны труда скрежетать зубами и плакать над своими блокнотами. Ладно, это была бесполезная клевета. По правде говоря, я люблю и уважаю уважаемого Криса Уорда больше, чем большую часть людей на открытом воздухе, которых я встречал в своих путешествиях.
Впрочем, если отбросить все легкомыслия, давайте решим проблему.
Обозначение «правый угол/левый угол» было не случайным выбрасыванием, а указанием на наши политические взгляды (хотя определенно не в более широком смысле) по вопросу использования шлема в скалолазании. Я представляю консервативный элемент, который верит в тщательное применение безопасных методов. Те, кто отказывается от использования шлема, ни в коем случае не являются меньшинством. На любой спортивной скале с чистой метафизической уверенностью вы встретите скалолазов, лишенных черепной защиты. Я никогда до конца не понимал, почему это должно быть так. Для меня это похоже на катание по окрестностям на велосипеде в детстве, когда носить шлем было явно немодно и не круто. Назовите меня старомодным, но я чувствую, что черепно-мозговые травмы не в моде.
Как вы понимаете из любой информации об ограничении ответственности за альпинистское снаряжение, скалолазание — это вид спорта, сопряженный с неотъемлемым риском. Современные шлемы легкие, дышащие и, при правильном подборе, удобные. Его ношение — простая мера, которая значительно снижает вероятность катастрофических травм, будь то жестокие руки силы тяжести или вездесущая угроза камнепада. Как люди, наш мозг является нашим самым большим достоянием. Без него я бы сейчас не писал эти слова.
Уорди:
Шабби, ваша поддержка очень много значит для меня. Вы солидный игрок — и джентльмен, и ученый, так сказать. Дамы, обратите внимание, это мужчина, который может стучать снежным пикетом (фразировка!).
Итак, друзья мои. Являются ли шлемы эффективным средством снижения рисков при восхождении? Да. Должны ли все альпинисты все время носить шлемы во время восхождения или терпеть бичевание своих соотечественников? Подождите, что? Давайте вернемся.
Я хочу начать с цитаты Джона Лонга, одного из первых Stonemasters и плодовитого технического писателя среди альпинистов: «Скалолазание никогда не было игрой, в которой людям говорили, чтобы они играли осторожно, иначе их оценивали как обязательства. Такой образ мышления больше подходит для поля для гольфа или оперы, а не для дикой природы». Альпинизм — это не просто метод путешествия вверх и вниз по вертикальным поверхностям с помощью физических способностей и набора страховочного снаряжения. Скалолазание — это глубоко личная духовная практика, которая включает в себя принятие сложных суждений и расширение собственных пределов того, что вы считаете возможным. Можно сказать, что это туманное мышление, которое сливается и развивается во время физического прикосновения к некоторым камням, но я отвлекся. В любом случае, раздвигать границы возможного полезно, но также может быть очень опасно. Да, вы прочитали это прямо на ярлыках, прилагаемых к вашему снаряжению: «Восхождение опасно!»
Риск лазания должен быть очевиден. При использовании традиционных методов лазания целостность системы безопасности иногда может вызывать сомнения. При соло без страховки падение всегда имеет катастрофические последствия. Восхождение в отдаленных и открытых местах приводит к тому, что практикующие находятся вдали от служб экстренной помощи. Другими словами, Шалтай-Болтай может пройти весь путь вниз, и никто не сможет найти его кости до весны. Тем не менее, эта практика существовала с тех пор, как первый человек взобрался на первый камень — от корней скалолазания, хотя в период расцвета Джона Лонга столкновение с ужасными последствиями было нормой. Следовательно, большинство скалолазов старой школы, по общему признанию, были немного сумасшедшими.
Можно ли сделать скалолазание безопасным? Абсолютно. Подъем может быть статистически безопаснее, чем поездка на работу или переход улицы. Правильно используя современное оборудование и ограничивая свои действия ухоженными парками для спортивного скалолазания, где вся защита заранее размещена и защищена от бомбардировщиков, вы можете устранить каждую унцию риска и неопределенности в скалолазании. Это, вероятно, объясняет массовую привлекательность скалолазания за последние несколько десятилетий — технологии, наконец, сделали это занятие достаточно безопасным для вашего соседа Берта, дяди Ронни и всех остальных, у кого есть свободный субботний день. Есть, конечно, и невероятные спортсмены, которые совершают безумно физически сложные восхождения в этой безопасной среде, и это своего рода лучевая болезнь. Тем не менее, безопасность спортивного скалолазания больше не является просто возможностью исследовать свои физические возможности без последствий — абсолютная безопасность становится ожидаемой нормой во все времена.
Если скалолазание начиналось как кучка сумасшедших смельчаков, просчитывающих большие риски, почему мы сейчас так сосредоточены на том, чтобы исключить каждую унцию риска? Это всего лишь теория (как общая теория относительности или мастерство пикапа), но кажется, что экстремальные виды спорта, которые становятся достаточно безопасными, чтобы стать массовыми, превращаются в массовые виды спорта, которые, как ожидается, будут безопасными. Например, прыжки с парашютом начинались как группа смельчаков, прыгающих с совершенно хороших самолетов с экспериментальным снаряжением. Теперь он подчиняется двум регулирующим органам и миллиарду правил. От ударов молнии погибает больше людей, чем от несчастных случаев при прыжках с парашютом. Риск и неопределенность были устранены, и многие решения принимаются USPA и FAA, а не отдельными лицами. Мысль о том, что у скалолазания может быть такое же оруэлловское будущее, не дает мне спать по ночам.
Абсолютное внимание к безопасности, реализуемое жесткими и быстрыми правилами, противоречит самой природе скалолазания. Каждый альпинист, будь то на шлямбурах, на снастях или просто на их придатках, должен расширять свои границы и делать собственные выводы. Мы вооружимся не правилами, а знаниями. Лучший способ защитить наш мозг — это в первую очередь эффективно его использовать.
Итак, шлемы, а? Важно ли, чтобы альпинисты понимали риски, связанные со скалолазанием? Да. Важно ли, чтобы альпинисты понимали, как шлем может снизить эти риски? Да. Должны ли все альпинисты постоянно носить шлем? Конечно нет. Восприятие и терпимость к риску у всех разные. Я надеваю каску, когда считаю, что этого требуют условия — при страховке под шпагой или когда группа альпинистов надо мной решает, что я очень похож на Дрезден в Германии. В этих случаях риски перевешивают преимущества «с непокрытой головой». Однако в целом мне нравится чувствовать себя одиноким, голым и обнаженным на прозрачном лице, а ношение шлема значительно уменьшает это ощущение для меня. Лично я считаю, что обход без него часто стоит некоторого дополнительного риска. Ваш пробег может отличаться.
Шабби:
Господи, во что я ввязался? По своей наивности я небрежно вступил в битву умов с интеллектуальным джаггернаутом и прекрасным мастером прозы. Я боюсь, что любая победа, которую я мог бы вырвать из этого эпизода, может оказаться пирровой по своей природе, хотя, чего бы это ни стоило, я буду стараться изо всех сил. Уорди затронул несколько чрезвычайно важных моментов в вашем аргументе, поэтому мой ответ будет не столько упреком, сколько разъяснением альтернативных точек зрения и факторов.
Итак, давайте немного прогуляемся по волшебному миру статистического анализа. С 1952 по 2012 год в журнале «Несчастные случаи в североамериканском альпинизме» было зарегистрировано около 5400 падений. Однако количество случаев падения камней, снега или льда превысило это число почти в 7 раз, из которых «отсутствие каски» было указано в качестве способствующего фактора в 434 (легко предотвратимых) случаях. Это правда, что в некоторых случаях выемки и рыхлая порода бросаются в глаза даже при самом поверхностном осмотре, хотя это не всегда так однозначно. Если вы участвуете в авантюрном подъеме, где характер скалы резко меняется от одного вертикали к другому, или во время случая, очень похожего на красноречивую метафору Дрездена, это может быть случай слишком малого, слишком поздно. По статистике, неиспользование основного защитного снаряжения (то есть веревок и шлемов) непропорционально способствует несчастным случаям, а оставшаяся доля в основном объясняется неопытностью в той или иной форме… что подводит меня к следующему пункту.
Я искренне надеюсь, что заявление г-на Лонга о том, что безопасность — это предмет заботы, который должен оставаться в сфере деятельности Оперы, является попыткой юмора и небрежности, хотя, тем не менее, я нахожу эту идею немного глупой. Тем не менее, его известность как высококлассного альпиниста говорит о высшем уровне опыта в этом виде спорта. К сожалению, не все так же благотворно наделены одинаковыми запасами навыков и знаний. Если позволите мне привести цитату от себя, я думаю, что это Махатма Ганди сказал, что «люди — идиоты» (9).Нужен источник 0016). По мере того, как культивирование скалолазания как вида спорта и сообщества продолжается, мы, по сути, знакомим новичков с культурой, в которой неиспользование шлемов рассматривается как норма, а не как упражнение по оценке и принятию рисков. Как гиды, Уорди и я прошли бесчисленные часы формального и случайного обучения управлению рисками. Однако это не относится к большинству альпинистов, учитывая, что я встречал людей, которые изучали основы лазания по видео на YouTube. Это люди, у которых нет инструментов для принятия обоснованных решений, и им часто будет трудно перейти оживленную улицу без помощи маленького зеленого человечка. Использование шлема как личный выбор, вытекающий из просчитанной оценки риска, беспокоит меня гораздо меньше, чем установление социальной нормы, в которой шлемы отходят на второй план, если вообще думают.
Если вы хорошо информированы и делаете суждения, основанные на логике, а не на предположениях (что во всех случаях, Уорди, я полагаю, у вас есть), то это действительно становится личным выбором того, на какой риск вы готовы пойти. принимать. Но есть много неофициальных свидетельств, которые оправдывают использование шлемов даже среди опытных и, казалось бы, безобидных вертикальных ландшафтов. В журнале The Age в 2003 году появилась хорошо сбалансированная статья под заголовком «Третья смерть на Арапиле подпитывает дебаты о шлемах». В ней объективно представлены обе стороны спора об инциденте, когда опытный альпинист упал на голову с высоты 20 метров и погиб. Хотя прогноз в любом случае не особенно благоприятен, альпинисты регулярно переживают потенциально смертельные падения, такие как падение Алекса Линга с 28-метровой высоты в Голубых горах в начале этого года (ему повезло с трением, и, как вы уже догадались, он был в шлеме). Люди редко выживают при столкновениях с твердыми предметами (включая, помимо прочего, камни, землю, поезда и Криса Уорда) и незащищенной головой. И хотя смерть, безусловно, является неблагоприятным исходом для любого восхождения, что действительно приводит меня в ужас, так это мысль о том, что я переживу аварию только для того, чтобы скатиться к вегетативному существованию или состоянию временного или постоянного когнитивного нарушения. Стоит ли любое восхождение увеличивать этот риск? Опять же, это личный выбор, но для меня ответ — нет.
В какой-то степени апокалиптическое видение Уорди скалолазания в 1984 году действительно вызывает беспокойство. То, что альпинистское сообщество избежало строгого регулирования, которое мы наблюдаем в других видах спорта, во многом обязано двум основным факторам. Во-первых, такие виды спорта, как архетипический пример прыжков с парашютом, теперь являются коммерческими предприятиями. Регулирование скалолазания как коммерческого предприятия ничем не отличается и подчиняется аналогичным правилам и рекомендациям. Однако в качестве личного занятия у нас гораздо больше свободы выбора, главным образом потому, что мы обязаны заботиться только о себе и своих партнерах. Это остается таковым из-за второй причины, которая заключается в том, что альпинистское сообщество невероятно хорошо саморегулируется, поскольку в наших интересах заниматься самосохранением. Хорошим примером является инициатива по замене болтов, которая продолжается здесь, в юго-восточном Квинсленде, чтобы заменить старые типы болтов, целостность которых вызывала сомнения. Я считаю, что нам, скалолазам, надлежит продолжать это саморегулирование с упором на безопасность, иначе контроль над спортом превратится в олигархическую антиутопию, которой вы справедливо опасаетесь.
Уорди:
Шабби, ваше красноречие (дамы!) чуть не заставило меня усомниться в себе. В конце концов, шлемы обеспечивают некоторый уровень защиты, так почему бы не сделать их ношение постоянным на скалах? Это просто и легко, и мы все можем лучше спать по ночам, верно? Но, мой друг, без всякого неуважения к вам — только из любви к спорту — я предлагаю следующие взгляды:
Не допускать нетронутых рук дневных туристов (и государственных служащих среди них) к нашему спорту. действительно липкая калитка. Это особенно верно в социальном климате, в котором каждую смерть можно предотвратить, а наши институты несут ответственность за то, чтобы уберечь нас от самих себя под страхом юридической ответственности. Недавно мне отказали в восхождении в Государственном парке ущелья Таллула, потому что на дне ущелья были участки льда. Честно говоря, меня это сильно взбесило, но я понимаю, что где-то там есть человек, который, вооруженный крюком, мотком шнура из хозяйственного магазина и ножом для выживания Рэмбо, вполне способен отправиться в недоступное место. глубины каньона и сломав обе бедренные кости во время прыжков по скалам. Чувак, Ганди был прав. Что нам делать с этим прекрасным образцом человечества? Как нам удержать их от предвзятого отношения публики к скалолазанию? Всегда есть элемент, которому нравится сидеть на диване и возражать, надеясь, что остальные из нас присоединятся к ним назло. Более строгая саморегуляция и талисманное использование шлемов может показаться заманчивой защитой от этой толпы, но я на это не куплюсь. Независимо от того, орет ли на меня официально смотритель парка или неофициально орет мастер слета из BSA (который, вероятно, носит свой инструмент, приклеенный изолентой к ремням безопасности), это все равно может привести к тому, что я испорчу ключевую последовательность. Хромой. Пусть угроза дневных походов не омрачит наши мирные дни скалолазания.
Если бы надев шлем на вышеупомянутого Бэтмена-Рэмбо, он был в безопасности и не попадал в газеты, эти дебаты были бы закончены, и я бы собирал деньги, чтобы распространять шлемы среди масс. Шлемы, однако, всего лишь инструмент, а не панацея. Мои друзья-исследователи говорят мне, что анекдотичными свидетельствами ничего не докажешь, но однажды я попробовал, и это, вроде бы, полностью сработало, поэтому привожу следующие примеры: покойный Пит Абсолон был трагически убит камнем в 2007, несмотря на шлем. Испанский горный козел однажды бросил в меня камень, который, должно быть, был больше баскетбольного мяча, и он взорвался в двадцати футах от меня, оставив после себя едкий смрад рассеянной энергии и личного почти уничтожения. Если бы он попал в меня, мой шлем не спас бы меня. Шлемы эффективно защищают небольшую, но важную часть вашего тела от камней, достаточно больших, чтобы не просто раздражать вас, но меньших, чем те, которые разобьют ваш шлем и сломают вам шею. Точно так же шлемы могут защитить вашу голову от падений с короткой палубы и поворотов в повороты (у меня есть, и я был рад этому), но я бы не стал полагаться на них, чтобы защитить себя от Большой поездки. Если бы я упал с 28-метровой высоты, я бы предпочел быть в шлеме, но это все равно, что закрыть дверь сарая после того, как осел ушел и пошел пешком в Тихуану. Я полностью за надлежащее использование шлема, но, если быть честным, не каждый пострадавший с непокрытой головой выжил бы в своей последней битве, если бы использовал ведро для мозгов. Я готов поспорить, что эти люди приняли некоторые решения Бэтмена-Рэмбо до своей безвременной кончины, и это настоящий виновник.
Давайте не будем требовать от гамбо носить шлемы, давайте заставим их распознавать риски и управлять ими, предоставив им свободу делать это на личном уровне. Да, это сложнее, но на самом деле это может создать лучшую культуру скалолазания. Если наша общая база знаний почерпнута из Youtube и того парня с безумными глазами в спортзале, который утверждает, что он сорвал мешок с грязью в Front Range, я согласен, что у нас действительно есть проблема. Действительно, кто не видел на скале чего-то вопиющего? Просто невероятно. Однако сделать использование шлемов обязательным требованием для компенсации плохих технических знаний — дешевая отговорка. Я утверждаю, что лучшее решение проблемы нехватки общественных знаний — это образование, особенно потому, что оно дает мне карт-бланш ходить «по скалам и кричать на людей об уравнивании якорей и завязывании узлов». Тьфу, вдруг старые заблудшие сержанты размножаются и кооптируют наши посылы с болтовней и чепухой. Сохранение свободы холмов при сохранении безопасности притока гамбо — довольно неразрешимая проблема. Может быть, если бы мы все прошли пару курсов или взяли хорошее техническое руководство, это просто исчезло бы. По крайней мере, это положило бы конец плохой игре по телефону, по которой мы, альпинисты, обычно передаем информацию.
Некоторая практика в оценке риска также имеет решающее значение, если вы согласны с теорией компенсации риска. По сути, в нем говорится, что для каждой физической защиты, которую мы используем, мы сокращаем нашу погрешность, чтобы поддерживать постоянный общий риск. Другими словами, когда мы слышим, как хлопает пряжка шлема, мы подсознательно думаем: «Вау, теперь я готов сделать какую-нибудь ерунду». Я могу вспомнить несколько анекдотов, из которых создается впечатление, что мой BD Half Dome поставлялся с парой шариков для пинг-понга «Удачи», которые идеально подходят для хранения в моих ящиках ради удобства. Если вы недостаточно сообразительны, чтобы отвергнуть этот эффект, вы можете оказаться в критической ситуации страха перед полетом, когда-то поддерживаемого пластиковой уверенностью, но теперь скулящего и пукающего.
Я не пытаюсь возбудить дело против шлемов. Я ношу его там, где это уместно, и понимаю, что беру на себя некоторый риск, когда не ношу. По правде говоря, моя собака в бою на самом деле состоит в том, что мне не нравятся правила скалолазания. Трудно броситься в пустоту, когда кто-то дышит тебе в затылок, найти идеальное сочетание абсолютного понимания и эскапизма, когда какой-нибудь воин выходного дня хочет прийти, чтобы рассказать мне о моей жизни. Единственное правило, которое имеет значение, — делать то, что вас волнует, и узнавать об этом все, что можно. Мы все должны стараться быть хитрыми, какими должны были быть пионеры скалолазания. Я определенно чувствую, что существует целая вселенная неизведанного, которую я могу изучать и исследовать, и это захватывающе. Альпинисты должны ответственно относиться к прогрессу, составить точную картину рисков, с которыми они сталкиваются, и убедиться, что их терпимость соответствует. Я верю в то, что нужно идти на некоторые уступки в плане безопасности, чтобы получать удовольствие, пока моя жизнь не загорится огнем, но я хочу продолжать качаться до глубокой старости, если это возможно. И да, наверное, нам всем стоит иногда носить шлемы, хотя я не собираюсь требовать этого ни от кого из вас. Пожалуйста, окажи мне такую же любезность. Это Уорди, несуществующий горный парень, Дикси Краггер и П.А. экстраординарный, подписать.
Ну вот, ребята. На этом мы завершаем наш гениальный спор о шлемах в скалолазании. Оно было представлено в том виде, в каком оно было получено противной стороной, без редактирования или сокращения. Таким образом, принятие риска — это очень личное решение, иногда граничащее с духовным. Независимо от вашего выбора, он должен исходить из преднамеренной оценки заданных переменных и опасностей, как объективных, так и субъективных.