Десантные шлемы парашютистов-десантников Luftwaffe. Десантный шлем


Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов » Военное обозрение

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Немецкое военное ведомство интересовалось возможностью боевого использования воздушно-десантных войск с середины 30-х годов. Локомотивом претворения в жизнь планов их создания стал сам командующий люфтваффе и министр авиации рейхсмаршал Геринг. Заложенные в новом роде войск возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны парашютные войска (Fallschirmtruppen — FST). В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами — мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д. Знаменитые киевские учения 1935 года, на которых присутствовало несколько германских военных наблюдателей, доступно проиллюстрировали теоретические выкладки армейских специалистов и послужили дополнительным толчком к началу формирования собственных ВДВ. Добавим, что руководство вермахта, вынужденное воссоздавать его практически с нуля, было во многом свободно от косных представлений о ведении современной войны, господствовавших в военных кругах прочих стран. Формирование парашютных частей началось практически одновременно как в сухопутных войсках, так и в ВВС Германии. 1 октября 1935 года полицейский отряд личной охраны генерала Г. Геринга (Landespolizeigruppe General Goering), который, помимо прочих чинов и титулов, являлся шефом полиции земли Пруссия, был перечислен в состав люфтваффе как отдельный полк “General Goering”Примерно в это же время добровольцы из его состава направляются в городок Альтенграбов, где идет формирование парашютного стрелкового полка ВВС, для прохождения специальной подготовки.

Наиболее выразительным и запоминаемым благодаря безукоризненной пластике линий на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной.

К началу Второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения.

Несмотря на все достоинства, уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем, адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированный шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

Шлем М36Шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм, изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезанную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламмеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, для того, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

Отличия М36 и М37
Шлем М37

В 1937 году появилась новая модификация шлема, получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

Оригинальный шлем М37 (военная археология)

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника, который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.

Болты и ключ крепления подшлемника модели М38

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшихся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня

Шлем образца 1938 года. М38

Шлемы М38 инженера Хайслера изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем "творческой доработки" обычных касок.

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

Каучуковый амортизатор (реплика)

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня.

Подбородочный ремень (реплика)

После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами.

Первый образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов, находящихся в эксплуатации, хотя директивы, так же как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Источники:http://helm.at.ua/publ/stalnoj_shlem/germanija/fallschirmjager/5-1-0-29http://battlefront.ru/stalhelm.htmhttp://15061981.diary.ru/p200702695.htm?oam#more1http://www.antik1941.ru/new_catalog/?mode=descr&cat_id=29&item_id=20785https://historyporn.d3.ru/desantnyi-shlem-m38-567214/

topwar.ru

Десантные каски десантников Luftwaffe.

29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк. По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.

 

(Отличия М36 и М37)

М36 Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

(Шлем М36)

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированый для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

(шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38)

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленых на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезаную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке спецального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененой резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

(десантник в шлеме М37)

М37В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

(оригинальный шлем М37 (военная археология)

М38Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38.

(шлем М38)

Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

(Болты крепления подшлемника модели М38 и специальный ключ)

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.

(болт под ключ)(болт под отвертку)(болт без вентиляционного отверстия)

После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами.

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованую сталь.

(устройство и схема подшлемника М38)

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененый каучук в фоме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

(каучуковый амортизатор (реплика)(подбородочный ремень (реплика)

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположеных на концах ремня.

(клеймо производителя ЕТ)

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

(декаль обр 1935 г.)

Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), являются редким и желанным экспонатом в коллекциях.

спасибо

feldgrau.info

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-45 гг

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Немецкое военное ведомство интересовалось возможностью боевого использования воздушно-десантных войск с середины 30-х годов. Локомотивом претворения в жизнь планов их создания стал сам командующий люфтваффе и министр авиации рейхсмаршал Геринг. Заложенные в новом роде войск возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны парашютные войска (Fallschirmtruppen — FST). В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами — мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д. Знаменитые киевские учения 1935 года, на которых присутствовало несколько германских военных наблюдателей, доступно проиллюстрировали теоретические выкладки армейских специалистов и послужили дополнительным толчком к началу формирования собственных ВДВ. Добавим, что руководство вермахта, вынужденное воссоздавать его практически с нуля, было во многом свободно от косных представлений о ведении современной войны, господствовавших в военных кругах прочих стран. Формирование парашютных частей началось практически одновременно как в сухопутных войсках, так и в ВВС Германии. 1 октября 1935 года полицейский отряд личной охраны генерала Г. Геринга (Landespolizeigruppe General Goering), который, помимо прочих чинов и титулов, являлся шефом полиции земли Пруссия, был перечислен в состав люфтваффе как отдельный полк “General Goering”Примерно в это же время добровольцы из его состава направляются в городок Альтенграбов, где идет формирование парашютного стрелкового полка ВВС , для прохождения специальной подготовки. Наиболее выразительным и запоминаемым благодаря безукоризненной пластике линий на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16. Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема , привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной. Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Шлем М36

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38 Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм, изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезанную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски , можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема , в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламмеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, для того, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Отличия М36 и М37

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Шлем М37 В 1937 году появилась новая модификация шлема , получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих. Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества. Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Оригинальный шлем М37 (военная археология) Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Болты и ключ крепления подшлемника модели М38

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшихся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа. Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Шлем образца 1938 года. М38Шлемы М38 инженера Хайслера изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем "творческой доработки" обычных касок.Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа. Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Каучуковый амортизатор (реплика) Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня. Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов Подбородочный ремень (реплика) После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами. Первый образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов, находящихся в эксплуатации, хотя директивы, так же как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

forma-odezhda.ru

Униформа германских парашютистов 1935-1945 гг.

Изначально парашютно-десантные части были созданы в вермате, однако позже они были переданы люфтваффе.В германской армии существовали парашютно-десантные (Fallschirmtruppen) и авиапосадочные (Luftlandentruppen) дивизии. Личный состав парашютно-десантной дивизии десантировался с парашютами или на планерах. Подразделения же авиапосадочной дивизии доставлялись транспортными самолетами, такими как Ju-52/Зm непосредственно на место высадки, посадочным способом. В германских военных источниках парашютно-десантные войска официально именуются «парашютно-егерскими» (Fallschirmjager). Цветом немецких парашютистов (Waffenfarbe) являлся золотисто-желтый — золотисто-желтые петлицы и кайма на погонах того же цвета. Фон погон — голубовато-серый.

Германские десантники носили форму, принятую в люфтваффе. Им полагалась белая парадная и серо-голубая или песочного цвета (тропическая) повседневная униформа.Своеобразным отличительным символом германского парашютиста стал шейный платок желтого цвета, который впервые появился в Северной Африке. Однако эти платки или шарфы не всегда имели цвет желтого золота, но всегда — яркий.

униформа немецкого парашютиста
Информация: МакНаб «Fallschirmjager: Парашютисты III рейха»

Куртки германских парашютистов были тоже стандартные для люфтваффе. Носили десантники и стеганые летные куртки или повседневные мундиры с четырьмя карманами.

униформа парашютистов нацистской Германии
Информация: Курылев «Армия третьего рейха 1933-1945. Иллюстрированный атлас»
униформа парашютистов нацистской Германии
Информация: Курылев «Армия третьего рейха 1933-1945. Иллюстрированный атлас»

Мундиры перетягивались ремнем, все десантники, независимо от звания, вооружались пистолетами, ножами и ручными гранатами.

униформа германских десантников
Информация: «Zielone Diably» (Militaria 05)

Поверх униформы одевался прыжковый комбинезон (Fallschirmkittel) — практичная одежда из плотного хлопка. Распашной донизу, с потайной застежкой на пуговицах, а позже на «молнии», прыжковый комбинезон цвета фельдграу с низким воротником- стойкой был прозван «мешок с костями». На верхней части груди и на укороченных до середины бедер штанинах карманов вначале не было. Затем на бедрах появились горизонтальные прорезные карманы с «молниями», а два скошенных к плечам вертикальных нагрудных кармана имели листочки, прикрывавшие «молнии». Рукава застегивались на манжеты с пуговицами.

униформа германского парашютиста
Информация: МакНаб «Военная униформа XX века»

С комбинезоном, надевавшимся на полевую форму, носились прямого кроя брюки цвета фельдграу. На боковых швах у колен имелись карманы с клапанами не трех кнопках, предназначавшиеся для ножа, перевязочного материала и других предметов первой необходимости. В коленные части брюк вшивались четырехугольные капковые амортизаторы, а при десантировании, во избежание травм, надевали еще толстые капковые или резиновые наколенники, прошитые валиками, с затяжными тесемками и пряжками.Как от наколенников, гак и от самого комбинезона после приземления обычно избавлялись, хотя комбинезон иногда оставляли, чтобы надевать поверх него портупею.

униформа германских парашютистов
Информация: сайт «Антикварный охотник»

До 1940 года на комбинезонах десантников нашивали на груди армейского орла, либо не нашивали ничего. В дальнейшем стали обязательно применять эмблему ВВС, вышитую на синем, а позже — на зеленом или обычном сером фоне.

униформа германского парашютиста
Информация: Шунков «Вермахт»

Знаки различия — шевроны ефрейторов, клапаны с крылышками — нашивались над локтями. В ряде случаев на ставший отложным воротник комбинезона выкладывался воротник носившейся под ним флигерблузы, чтобы были видны петлицы по чину. Комбинезоны ранних моделей легко снимались и одевались благодаря укороченным штанинам. После приземления парашютист сначала освобождался отпривязной системы парашюта, затем сбрасывал комбинезон.

униформа парашютиста III рейха
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Поздние варианты комбинезонов имели более практичный дизайн, два больших кармана, а полы перед прыжком оборачивались вокруг ног и застегивались. Шилась эта одежда из ткани с двухцветным зеленым или песочно-коричневым камуфляжным рисунком. Позже из такого же материала стали шить и брюки.В 1942 году, после того, как парашютистов перестали использовать по прямому назначению, личный состав Fallschirmtruppеn стали одевать в однобортные полевые крутки (Kampfjacke), которые шились из вискозо-хлопковой материи с камуфляжным рисунком. Аналогичные куртки носил личный состав авиаполевых дивизий люфтваффе. На полевой униформе носился минимум символики — принятая в люфтваффе нагрудная эмблема в виде орла и петлицы, знаки различия крепились к петлицам.

униформа немецкого парашютиста
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Большую часть Второй мировой войны германские парашютисты проходили в однотонных широких брюках серо-зеленого цвета, более темных, чем прыжковые комбинезоны ранних вариантов. Широкие брюки не стесняли движений десантника.В брюках имелось два боковых и два набедренных кармана с небольшими клапанами на кнопках, а на щиколотках они завязывались тесемками. На правом бедре крепился нож, открывавшийся благодаря утяжеленному лезвию, под действием силы тяжести.

униформа германского парашютиста
Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»

В Северной Африке германские парашютисты носили брюки или шорты из плотного хлопка. Брюки выполнялись несколько мешковатыми для лучшей вентиляции тела и предотвращения потоотделения.В брюках было три кармана: два обычных, третий — на левом бедре предназначался для хранения топографической карты.

германский парашютист в тропической униформе
Информация: Davis «German Uniforms of the Third Reich 1933-1945»

Германскому парашютисту полагались перчатки и прыжковые ботинки. Перчатки парашютистов имели удлиненные запястья с затяжными резинками. Амортизирующие прокладки перчаток защищали тыльную и ладонную стороны рук. Изготавлялись перчатки из черной кожи, хотя у нижних чинов могли быть и текстильные.Прыжковые ботинки, под которые одевались шерстяные носки, делали из черной кожи с резиновой подошвой, которая имела развитые грунтозацепы.

германские десантники
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
германский десантник
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)

Высокие, закрывающие щиколотку ботинки имели толстые резиновые подошвы, очень удобные, хотя не подходившие для длительных пеших переходов, и обеспечивавшие хорошее сцепление с полом внутри фюзеляжа самолета (поскольку в них не применялись большие сапожные гвозди, обычно характерные для такого рода обуви, поставляемой солдатам других родов войск). Шнуровка этих ботинок располагалась на боку, тогда ошибочно считалось, что боковая шнуровка лучше удерживает обувь на ноге, чем традиционная. Имелись образцы с обычной шнуровкой.

униформа германских парашютистов
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Низки штанин и верха ботинок схватывались распашными крагами-гамашами из серого брезента с кожаными накладками и застежками на ремешки с пряжками.На парадах и r полевых условиях германские парашютисты носили обычные ботинки военного образца.Полевое снаряжение десантника соответствовало полевому снаряжению пехотинца, единственно, в первое время парашютисты использовали для хранения противогаза сумки, а не металлические цилиндрические контейнеры, поскольку металлический контейнер мог причинить травму при прыжке с самолета или при приземлении. Кроме того, для Fallschirtruppen была разработана специальная портупея.

униформа германского парашютиста
Информация: Дарман «Униформа Второй мировой»
униформа немецкого десантника 1939-1945
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
германский парашютист
Информация: МакНаб «Fallschirmjager: Парашютисты III рейха»
парашютисты Германии 1935-45 гг.

2 — голавной убор — каска Fallschirmjager серо-голубого, принятого в люфтваффе цвета, на одной стороне которой изображен национальный триколор — на другой орел.В подшлемнике из кожи сделано несколько вентиляционных отверстий. Подшлемник удерживает в каске алюминиевое кольцо с резиновой прокладкой, которое, в свою очередь, крепится к каске на четырех болтах. Болты используются также для крепления подбородочного ремня, который устроен так, что не позволяет каске при прыжке с самолета съезжать на глаза.3 — эмблема парашютиста, которая выдавалась после шести удачных прыжков.Эмблема представляла собой изображение круто планирующего золоченого орла с черной свастикой в когтях в обрамлении серебряного овального венка (иногда вороненого) с лавровыми листьями слева и с дубовыми — справа.Новоиспеченный десантник получал свой знак в синей коробочке вместе с соответствующим удостоверением, что венчало собой процесс обучения. Носилась на левой стороне мундира.4 — бинокль Цейсс;5 — пистолет-пулемет МР-40;6 — кожаный подсумок для магазинов к пистолету-пулемету;7 — кожаный планшет для топографической карты и канцелярских принадлежностей;8 — фляга с кружкой;9 — наколенники. Конструктивно наколенники немецкого парашютиста имеют шесть горизонтальных трубок из черной или коричневой кожи с резиной внутри.;10 — кобура для пистолета Люгер;11 — прыжковые ботинки ранней модели.

Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
униформа парашютистов III рейха
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

После первой зимней кампании в СССР появился еще один вид полевой формы — стеганые утепленные брюки и куртка с одной стороны белого, с другой — серого цветов. Носить их было можно любым цветом наружу, в зависимости от доминирующею цвета окружающей местности. Однако такая униформа была пошита в ограниченном количестве. Поверх прыжковых комбинезонов утепленная одежда не одевалась.

униформа парашютиста III рейхауниформа парашютиста III рейха

Боковые карманы куртки имеют клапаны, которые закрываются на пуговицы.

Пуговицы металлические, серо-голубого цвета.

Под каску надевался подшлемник, а сверху еще мог одеваться капюшон куртки.

униформа парашютиста 3 рейха
Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»
униформа немецкого парашютиста
Информация: МакНаб «Военная униформа XX века»
униформа германского парашютиста
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
униформа генерала люфтваффе
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
униформа немецкого парашютиста
Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»
униформа десантника 3 рейха

Черные кожаные прыжковые ботинки имеют переднюю шнуровку с двенадцатью проушинами.

Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»
германский парашютист
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
униформа десантника III рейха
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
униформа германских парашютистов
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
униформа немецкого десантника
Информация: Davis «German Uniforms of the Third Reich 1933-1945»
униформа германского десантника
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
германские парашютисны
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
униформа германских десантников
Информация: сайт «Антикварный охотник»
германский парашютист
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
германские десантники
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
униформа германского парашютиста
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Десантная каска — Fallschirmhelme — была разработана на основе стального шлема вермахта простым удалением закраин, которые тормозили воздушный поток в свободном палении. Кроме того, сорванная каска могла запутаться в стропах или смять купол.

Информация: Radovic «German helmets of the Second world war»
каска германских парашютистов М38
Информация: Radovic «German helmets of the Second world war»

Изнаально десантная каска окрашивалась в серо-голубой цвет люфтваффе, а на боках наносились национальный триколор и изображение орла люфтваффе. Однако боевой опыт заставил красить эти каски в зеленый или в тускло-желтый (Италия, Северная Африка) цвега, а от красивых эмблем отказались. В зимнее время каски подручными материалами красились в белый цвет.Существовало несколько схем камуфляжной окраски красок. Очень часто десантники наматывали на каски кустарно сделанные сетки для крепления веток и иной маскировки.Шлем выпускался в трех типоразмерах, вес его составлял 1000 грамм.После 1941 года произошел переход на стальную каску вермахта.

эмблема люфтваффе
Информация: Radovic «German helmets of the Second world war»
униформа немецких парашютистов
Информация: Шунков «Вермахт»

Также у германских парашютистов имелись следующие головные уборы:• обычные для люфтваффе кепи Fligermutze;• кепи с отворотами Einheitsmutze;• офицерские фуражки обоих образцов (Schirmutze) голубовато-серого или тропического песочного цветов.Зимой, особенно на Восточном фронте, носили вязаные шапочки, которые полностью закрывали голову и шею с вырезом для лица. Горнострелковые кепи тоже пользовались популярностью в среде парашютистов.Предположительно рисунок камуфляжа люфтваффе впервые появился в 1941 году, когда из камуфлированной ткани начали шить куртки для парашютистов Knochensack. Хорошо известны «критские» фотографии германских парашютистов в таком камуфляже, в то же время нет ни одной фотографии камуфляжа данного типа, датированной 1940 годом. Одежда из камуфлированной ткани типа Luftwaffe-Splittermuster лимитирована двумя базовыми видами: куртками парашютистов и куртками личного состава авиаиолевых дивизий люфтваффе.Существовало, минимум, два типа курток парашютистов, пошитых из камуфлированной ткани рисунка Luftwaffe-Splittermuster. Редчайшим является самый ранний тип с вшитыми плечами. Второй тип покроем мало чем отличался от обычной куртки, но полы могли оборачиваться вокруг ног и фиксироваться для удобства совершения парашютного прыжка.

камуфляжная униформа парашютиста Германии
Информация: «Камуфляжная униформа вермахта в цветных фотографиях» («Солдат на фронте №16»)
нагрудный знак парашютиста
Информация: Шунков «Вермахт»
нагрудный знак парашютиста люфтваффе
Информация: сайт Википедия
нарукавная лента "Крит"
Информация: Шунков «Вермахт»
униформа германских парашютистов
Информация: Шунков «Вермахт»

Источники информации:1. Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)2. МакНаб «Военная униформа XX века»3. Davis «German Uniforms of the Third Reich 1933-1945»4. Дарман «Униформа Второй мировой»5. МакНаб «Fallschirmjager: Парашютисты III рейха»6. Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»7. Radovic «German helmets of the Second world war»8. Lagarde «Serman soldiers of World War Two»9. «Zielone Diably» (Militaria 05)10. «Камуфляжная униформа вермахта в цветных фотографиях» («Солдат на фронте №16»)11. Шунков «Вермахт»12. Курылев «Армия третьего рейха 1933-1945. Иллюстрированный атлас» 13. Липатов «Люфтваффе»

uniforma-army.ru

Десантные шлемы парашютистов-десантников Luftwaffe.: y4astkoviu

29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк. По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре. (Отличия М36 и М37)

М36 Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

(Шлем М36)Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированый для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька. (шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38) Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленых на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезаную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке спецального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененой резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

(десантник в шлеме М37)

М37В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества. (оригинальный шлем М37 (военная археология)

М38Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38.

(шлем М38) Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ. (Болты крепления подшлемника модели М38 и специальный ключ)Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.(болт под ключ)(болт под отвертку)(болт без вентиляционного отверстия) После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованую сталь. (устройство и схема подшлемника М38) Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененый каучук в фоме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа. (каучуковый амортизатор (реплика)(подбородочный ремень (реплика)Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположеных на концах ремня. (клеймо производителя ЕТ)

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

(декаль обр 1935 г.) Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), являются редким и желанным экспонатом в коллекциях.

y4astkoviu.livejournal.com


Смотрите также