обереги талисманы амулеты. Буквица шлем
Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы – Ярмарка Мастеров
В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец - златописец - обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.
Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.
Русские буквицы К и Л, XII век.
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
Европейские буквицы XIV-XV веков.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.
Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год
Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.
Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.
Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.
В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.
А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!
Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)
Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.
Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»
Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.
А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.
Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких
Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина
Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова
Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.
Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.
Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.
Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.
И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!
Всем прочитавшим –
www.livemaster.ru
Древнеславянская Буквица. Како — Рѣци. Обереги талисманы амулеты
В каждой Буквице русского языка содержится большая сила. Мало её в нынешнем алфавите, где только звучание букв осталось, а их Образы стерлись. В старой Буквице было 49 знаков и все они работают как обереги, талисманы, амулеты. Выбирайте Буквицы и то, в каком явном облике вы её обретёте — в виде подвески или брелка.
С любовью к Родному языку мы в «Северной сказке» по крупицам собрали знания о славянской Буквице и делимся им с вами. Здесь вы можете выбрать изделия с Буквицами: Како, Людїє, Мыслѣтѣ, Нашь, Онъ, Покои и Рѣци.
Подвеска с Буквицей:
диаметр: 3,3 см
хлопковый шнурок с декоративной бусиной
длину шнурка можно менять, наибольшая длина 70 см
Брелок с Буквицей:
диаметр: 3,3см
хлопковая нить с наузом на благополучие
Оберег славянская Буквица
Како (како) |
Как Предки знаем замысел Богов. | |
Людїє (людие) |
Как Люди в труде раскрываем свой дар.
|
|
Мыслѣтѣ (мыслите) |
Верны и скоры наши мысли. | |
Нашь (нашь) |
Дела наши воплощаются на Земле. | |
Онъ (онъ) |
Живем открыто перед Богами и Людьми. | |
Покои (покои) |
В спокойствии прибываем.
|
|
Рѣци (реци) |
Устанавливаем границы для наведения порядка.
|
Как носить славянский оберег Буквица?
Носить Буквицу можно как подвеску, нательный оберег. Небольшую деревянную плашку можно носить и как брелок для ключей, можно и в сумку или кошелек положить, дабы скрыть оберег от чужих глаз. Выбирайте буквицу для себя, для родных и близких. Почувствуйте Образы родной речи, выберите тот, что вам близок, или найдите начальную Буквицу вашего имени – она станет сильным оберегом для вас.
Славянский оберег из кедра
Наши мастера с любовью создали Буквицы из настоящего кедра. Притронешься к такому оберегу, согреешь его в ладонях и сразу чувствуешь аромат живого леса. Светло и радостно в этот миг на душе становится!
Как зарядить древний славянский оберег?
Для связи с Родными Богами да призвания их помощи такой заговор можно прочесть:
«Как во море-акияне да остров лежит. Как на острове том да Дуб стоит, Дуб стоит, во все стороны глядит. Как от востока до запада ветви его простираются, как в небеса те ветви упираются. Пойду я поутру тому Дубу кланяться. Ой ты Дуб-батюшка, прими меня да приласкай, совет мудрый дай. Буду тебе внимать, советы принимать, Богов мудрость добывать. Вики пувики отыне дувики. Истинно!»
Как ухаживать за деревянным оберегом?
Деревянные обереги, талисманы, амулеты долго служат без особого ухода. Если хотите, можете подержать новый оберег в родниковой воде, только не долго, всего пару минут. Высохнет пусть на солнце, напитается светлой энергией. Если же амулет дал трещину, следует сжечь его и купить новый. Такой оберег выполнил свою задачу, отвел от вас беду.
northernfable.ru
Древнеславянская Буквица. Ѧть — Ѫдь. Оберег по имени
Славянские Буквицы – наследие, доставшееся нам от Предков. Сила и мудрость русского языка хранится в каждом символе нашей азбуки. Если вы ищете оберег по имени, лучше всего защитит вас его первая Буквица. Да и в других делах она станет верным помощником. Выбирайте Буквицы и то, в каком явном облике вы её обретёте — в виде подвески или брелка.
С любовью к Родному языку мы в «Северной сказке» по крупицам собрали знания о славянской Буквице и делимся им с вами. Здесь вы можете выбрать изделия с Буквицами: Ѧть, Юнь, Ҩрь, Ѥдо, Ѡ, Ѧнъ и Ѫдь.
Подвеска с Буквицей:
диаметр: 3,3 см
хлопковый шнурок с декоративной бусиной
длину шнурка можно менять, наибольшая длина 70 см
Брелок с Буквицей:
диаметр: 3,3 см
хлопковая нить с наузом на благополучие
Оберег славянская Буквица
Ѧть (ять) |
Едино Небесное и Земное.
|
|
Юнь (юнь) |
Вечно юны наши Боги. | |
Ҩрь (арь) |
Каждый Человек несет в себе их мудрость. | |
Ѥдо (эдо) |
Знаем свой путь. | |
Ѡ (омъ) |
Жизнь озарена светом Богов.
|
|
Ѧнъ (енъ) |
Храним Образы родной веры | |
Ѫдь (одь) |
Передаем знания своим детям. |
Как носить славянский оберег Буквица?
Носить Буквицу можно как подвеску, нательный оберег. Небольшую деревянную плашку можно носить и как брелок для ключей, можно и в сумку или кошелек положить, дабы скрыть оберег от чужих глаз. Выбирайте буквицу для себя, для родных и близких. Почувствуйте Образы родной речи, выберите тот, что вам близок, или найдите начальную Буквицу вашего имени – она станет сильным оберегом для вас.
Славянский оберег из кедра
Наши мастера с любовью создали Буквицы из настоящего кедра. Притронешься к такому оберегу, согреешь его в ладонях и сразу чувствуешь аромат живого леса. Светло и радостно в этот миг на душе становится!
Как зарядить древний славянский оберег?
Для связи с Родными Богами да призвания их помощи такой заговор можно прочесть:
«Как во море-акияне да остров лежит. Как на острове том да Дуб стоит, Дуб стоит, во все стороны глядит. Как от востока до запада ветви его простираются, как в небеса те ветви упираются. Пойду я поутру тому Дубу кланяться. Ой ты Дуб-батюшка, прими меня да приласкай, совет мудрый дай. Буду тебе внимать, советы принимать, Богов мудрость добывать. Вики пувики отыне дувики. Истинно!»
Как ухаживать за деревянным оберегом?
За деревянным оберегом не сложно ухаживать, ему не нужны особые условия. Если вы хотите очистить деревянный амулет от негатива, ополосните его в родниковой воде. Затем следует высушить оберег на солнце. Если вы носите оберег по имени, следите, не появились ли на нем трещины. Это будет означать, что ваш амулет взял на себя сильный удар. Сразу сожгите такой оберег, а себе приобретите новый.
northernfable.ru
Славянская буквица в картинках (фотокнига из 68 фото)
Славянская буквица в картинках (фотокнига из 68 фото)
16 сентября 2015, 17:00
Энтузиасты потрудились, получилась красивая Азбука. В этой Азбуке 49 разворотов по числу образов Древлесловенской Буквицы, а также дополнения с более подробным описанием образов буквиц и описаниям образов по столбцам, строчкам и диагоналям матрицы Азбуки. Все образы взяты из различных славянских источников, проанализированы и основные написаны на развороте.
Замысел состоит из сравнения славянских буквиц и образов к ним, подобранных в виде картин, и букв русского алфавита с соответствующими картинками, используемыми обычно в современном букваре. Старались помещать эти картинки так, чтобы они гармонизировали с общей тематикой Азбуки.
Вместо буквиц, которые отсутствуют в современном алфавите, поместили картинку – иллюстрацию В.М. Васнецова “Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная”, в которую добавлены некоторые из похищенных из Азбуки буквиц. Получилось символично — кощей, и похищенные им буквицы.
©
antiloh.info