обереги талисманы амулеты. Буквица шлем


Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы – Ярмарка Мастеров

В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.

Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.

Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.

буквица

Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах  все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.

Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.

На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.

Уже древнейшие из сохранившихся русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец - златописец - обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.

Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.

инициал

Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.

книги

 Русские буквицы К и Л, XII век.

старинные книги

оформление книг

В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.

книжный декор

В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много  разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).

история

буква

Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.

орнамент

В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.

Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.

узор

Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.

филигранный

Европейские буквицы XIV-XV веков.

прикладное искусство

древнерусский

средневековый

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.

Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.

авторский

У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-­под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.

декоративный

Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.

Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год

Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.

Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.

Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.

В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.

А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник  Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!

Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895) 

Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.

В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.

Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»

Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.

А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.

Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких

Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина

Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова

Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.

Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.

Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.

Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.

И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!

Всем прочитавшим –

www.livemaster.ru

Древнеславянская Буквица. Како — Рѣци. Обереги талисманы амулеты

В каждой Буквице русского языка содержится большая сила. Мало её в нынешнем алфавите, где только звучание букв осталось, а их Образы стерлись. В старой Буквице было 49 знаков и все они работают как обереги, талисманы, амулеты. Выбирайте Буквицы и то, в каком явном облике вы её обретёте — в виде подвески или брелка.

С любовью к Родному языку мы в «Северной сказке» по крупицам собрали знания о славянской Буквице и делимся им с вами. Здесь вы можете выбрать изделия с Буквицами: Како, Людїє, Мыслѣтѣ, Нашь, Онъ, Покои и Рѣци.

Подвеска с Буквицей:

диаметр: 3,3 см

хлопковый шнурок с декоративной бусиной

длину шнурка можно менять, наибольшая длина 70 см

Брелок с Буквицей:

диаметр: 3,3см

хлопковая нить с наузом на благополучие

Оберег славянская Буквица

обереги талисманы амулеты

Како

(како)

 
     Как Предки знаем замысел Богов.
обереги талисманы амулеты     

Людїє

(людие)

     Как Люди в труде раскрываем свой дар.
  • Дает: успех в труде.
  • Охраняет: от бедности.
обереги талисманы амулеты      

Мыслѣтѣ

(мыслите)

     Верны и скоры наши мысли.
обереги талисманы амулеты      

Нашь

(нашь)

     Дела наши воплощаются на Земле.
обереги талисманы амулеты      

Онъ

(онъ)

     Живем открыто перед Богами и Людьми.
обереги талисманы амулеты    

 Покои

(покои)

     В спокойствии прибываем.
  • Дает: спокойствие и умиротворение.

  • Охраняет: от бесполезной тревоги, лишнего беспокойства.

обереги талисманы амулеты      

Рѣци

(реци)

     Устанавливаем границы для наведения порядка.
  • Дает: отсечение всего лишнего, что мешает проявиться замыслу человека.

  • Охраняет: от путаницы между нужным и не нужным.

Как носить славянский оберег Буквица?

Носить Буквицу можно как подвеску, нательный оберег. Небольшую деревянную плашку можно носить и как брелок для ключей, можно и в сумку или кошелек положить, дабы скрыть оберег от чужих глаз. Выбирайте буквицу для себя, для родных и близких. Почувствуйте Образы родной речи, выберите тот, что вам близок, или найдите начальную Буквицу вашего имени – она станет сильным оберегом для вас.

Славянский оберег из кедра

Наши мастера с любовью создали Буквицы из настоящего кедра. Притронешься к такому оберегу, согреешь его в ладонях и сразу чувствуешь аромат живого леса. Светло и радостно в этот миг на душе становится!

Как зарядить древний славянский оберег?

Для связи с Родными Богами да призвания их помощи такой заговор можно прочесть:

«Как во море-акияне да остров лежит. Как на острове том да Дуб стоит, Дуб стоит, во все стороны глядит. Как от востока до запада ветви его простираются, как в небеса те ветви упираются. Пойду я поутру тому Дубу кланяться. Ой ты Дуб-батюшка, прими меня да приласкай, совет мудрый дай. Буду тебе внимать, советы принимать, Богов мудрость добывать. Вики пувики отыне дувики. Истинно!»

Как ухаживать за деревянным оберегом?

Деревянные обереги, талисманы, амулеты  долго служат без особого ухода. Если хотите, можете подержать новый оберег в родниковой воде, только не долго, всего пару минут. Высохнет пусть на солнце, напитается светлой энергией. Если же амулет дал трещину, следует сжечь его и купить новый. Такой оберег выполнил свою задачу, отвел от вас беду.

northernfable.ru

Древнеславянская Буквица. Ѧть — Ѫдь. Оберег по имени

Славянские Буквицы – наследие, доставшееся нам от Предков. Сила и мудрость русского языка хранится в каждом символе нашей азбуки. Если вы ищете оберег по имени, лучше всего защитит вас его первая Буквица. Да и в других делах она станет верным помощником. Выбирайте Буквицы и то, в каком явном облике вы её обретёте — в виде подвески или брелка.

С любовью к Родному языку мы в «Северной сказке» по крупицам собрали знания о славянской Буквице и делимся им с вами. Здесь вы можете выбрать изделия с Буквицами: Ѧть, Юнь, Ҩрь, Ѥдо, Ѡ, Ѧнъ и Ѫдь.

Подвеска с Буквицей:

диаметр: 3,3 см

хлопковый шнурок с декоративной бусиной

длину шнурка можно менять, наибольшая длина 70 см

Брелок с Буквицей:

диаметр: 3,3 см

хлопковая нить с наузом на благополучие

Оберег славянская Буквица

оберег по имени

Ѧть

(ять) 

    Едино Небесное и Земное.
  • Дает: способность гармонично развивать в себе небесное и земное.

  • Охраняет: от соблазнов.

оберег по имени      

Юнь

(юнь)

     Вечно юны наши Боги.
оберег по имени      

Ҩрь

(арь)

     Каждый Человек несет в себе их мудрость.
оберег по имени      

Ѥдо

(эдо)

     Знаем свой путь.
оберег по имени      

Ѡ

(омъ)

     Жизнь озарена светом Богов.
  • Дает: озарение, совет высших сил.

  • Охраняет: от мрачных мыслей.

оберег по имени      

Ѧнъ

(енъ)

     Храним Образы родной веры
оберег по имени      

Ѫдь

(одь)

     Передаем знания своим детям.

Как носить славянский оберег Буквица?

Носить Буквицу можно как подвеску, нательный оберег. Небольшую деревянную плашку можно носить и как брелок для ключей, можно и в сумку или кошелек положить, дабы скрыть оберег от чужих глаз. Выбирайте буквицу для себя, для родных и близких. Почувствуйте Образы родной речи, выберите тот, что вам близок, или найдите начальную Буквицу вашего имени – она станет сильным оберегом для вас.

Славянский оберег из кедра

Наши мастера с любовью создали Буквицы из настоящего кедра. Притронешься к такому оберегу, согреешь его в ладонях и сразу чувствуешь аромат живого леса. Светло и радостно в этот миг на душе становится!

Как зарядить древний славянский оберег?

Для связи с Родными Богами да призвания их помощи такой заговор можно прочесть:

«Как во море-акияне да остров лежит. Как на острове том да Дуб стоит, Дуб стоит, во все стороны глядит. Как от востока до запада ветви его простираются, как в небеса те ветви упираются. Пойду я поутру тому Дубу кланяться. Ой ты Дуб-батюшка, прими меня да приласкай, совет мудрый дай. Буду тебе внимать, советы принимать, Богов мудрость добывать. Вики пувики отыне дувики. Истинно!»

Как ухаживать за деревянным оберегом?

За деревянным оберегом не сложно ухаживать, ему не нужны особые условия. Если вы хотите очистить деревянный амулет от негатива, ополосните его в родниковой воде. Затем следует высушить оберег на солнце. Если вы носите оберег по имени, следите, не появились ли на нем трещины. Это будет означать, что ваш амулет взял на себя сильный удар. Сразу сожгите такой оберег, а себе приобретите новый.  

northernfable.ru

Славянская буквица в картинках (фотокнига из 68 фото)

Славянская буквица в картинках (фотокнига из 68 фото)

16 сентября 2015, 17:00

slavianskaya_bukovica_01

Энтузиасты потрудились, получилась красивая Азбука. В этой Азбуке 49 разворотов по числу образов Древлесловенской Буквицы, а также дополнения с более подробным описанием образов буквиц и описаниям образов по столбцам, строчкам и диагоналям матрицы Азбуки.  Все образы взяты из различных славянских источников, проанализированы и основные написаны на развороте.

Замысел состоит из сравнения славянских буквиц и образов к ним, подобранных  в виде картин, и букв русского алфавита с соответствующими картинками, используемыми обычно в современном букваре. Старались помещать эти картинки так, чтобы они гармонизировали с общей тематикой Азбуки.

Вместо буквиц, которые отсутствуют в современном алфавите, поместили картинку – иллюстрацию В.М. Васнецова “Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная”, в которую добавлены некоторые из похищенных из Азбуки буквиц. Получилось символично — кощей, и похищенные им буквицы.

slavianskaya_bukovica_02

slavianskaya_bukovica_03

slavianskaya_bukovica_04

slavianskaya_bukovica_05

slavianskaya_bukovica_06

slavianskaya_bukovica_07

slavianskaya_bukovica_08

slavianskaya_bukovica_09

slavianskaya_bukovica_10

slavianskaya_bukovica_11

slavianskaya_bukovica_12

slavianskaya_bukovica_13

slavianskaya_bukovica_14

slavianskaya_bukovica_15

slavianskaya_bukovica_16

slavianskaya_bukovica_18

slavianskaya_bukovica_19

slavianskaya_bukovica_20

slavianskaya_bukovica_21

slavianskaya_bukovica_22

slavianskaya_bukovica_23

slavianskaya_bukovica_24

slavianskaya_bukovica_25

slavianskaya_bukovica_26

slavianskaya_bukovica_27

slavianskaya_bukovica_28

slavianskaya_bukovica_29

slavianskaya_bukovica_30

slavianskaya_bukovica_31

slavianskaya_bukovica_32

slavianskaya_bukovica_33

slavianskaya_bukovica_34

slavianskaya_bukovica_35

slavianskaya_bukovica_36

slavianskaya_bukovica_37

slavianskaya_bukovica_38

slavianskaya_bukovica_39

slavianskaya_bukovica_40

slavianskaya_bukovica_41

slavianskaya_bukovica_42

slavianskaya_bukovica_43

slavianskaya_bukovica_44

slavianskaya_bukovica_45

slavianskaya_bukovica_46

slavianskaya_bukovica_47

slavianskaya_bukovica_48

slavianskaya_bukovica_49

slavianskaya_bukovica_50

slavianskaya_bukovica_51

slavianskaya_bukovica_52

slavianskaya_bukovica_53

slavianskaya_bukovica_54

slavianskaya_bukovica_55

slavianskaya_bukovica_56

slavianskaya_bukovica_57

slavianskaya_bukovica_58

slavianskaya_bukovica_59

slavianskaya_bukovica_60

slavianskaya_bukovica_61

slavianskaya_bukovica_62

slavianskaya_bukovica_63

slavianskaya_bukovica_64

slavianskaya_bukovica_65

slavianskaya_bukovica_66

slavianskaya_bukovica_67

slavianskaya_bukovica_68

©

antiloh.info


Смотрите также