Содержание
Как снимался фильм «Аты-баты, шли солдаты» — Жизнь — театр — 10 февраля — 43613886814
Скоро у нас День Советской армии, поэтому в этом месяце посвятим рассказ военному фильму.
Сценаристы мастерски переплетают настоящее с минувшим. Кадры, повествующие о войне, взаимосвязаны с происходящим 30 лет спустя. В том месте, где в 1944 году шли ожесточённые бои, и проливалась кровь молодых солдат, собрались родственники этих героев, чтобы почтить их память. От обелиска с именами погибших бойцов камера плавно переходит на взвод солдат, идёт перекличка – так зритель впервые знакомится с главными персонажами. По ходу фильма возвращения в прошлое и обратно в настоящее происходят всё чаще. Смерть героев чередуется с кадрами возложения красных гвоздик на снег к месту их гибели, а сцена, где солдат Крынкин признаётся в краже мыла для того, чтобы его родные смогли купить себе хлеба, перекликается с уже мирными воспоминаниями его сестёр. Каждый кадр проникнут любовью и человеческим теплом. Это фильм не только о войне, он о крепкой мужской дружбе, о сплочении людей разных национальностей для общей победы, о самопожертвовании и силе человеческого духа.Обычные солдаты, которые защищали, на первый взгляд, ничем не примечательную деревню, совершили настоящий подвиг. Ценою собственных жизней, они остановили колонну немецких танков, отвоевали свою землю у врага и тем самым подарили будущее потомкам.
Замечательная музыка звучит в фильме «Аты-баты, шли солдаты…». Все звуковые фрагменты подобраны очень гармонично. Задорные строевые песни, блистательный танец Свата «Цыганочка с выходом» (персонаж Быкова), легендарная «День Победы» и, конечно же, финальная баллада «Бери шинель, пошли домой» на стихи Булата Окуджавы… Такие душевные и понятные всем песни не оставляют равнодушными зрителя, вызывая в его душе бурю переживаний.Через год после съёмок кинолента «Аты баты, шли солдаты…» принесла Леониду Быкову Государственную премию имени Шевченко Украинской ССР.После того, как зрители очень тепло приняли фильм «В бой идут одни старики», режиссер Леонид Быков решил свой следующий фильм тоже снять о войне, о ее героях. Леонид Федорович узнал, что на студию Довженко передали свой сценарий «Аты-баты, шли солдаты» драматурги Борис Васильев и Кирилл Рапопорт – автор знаменитых «Офицеров».
Процесс шел быстро – в октябре 1975 года сценарий обсудили на киностудии, а через пару недель началась подготовка к съемкам. Режиссер и актер Быков вместе с командой подбирал места для съемок, создавались эскизы декораций, также шел подбор актеров.Роль ефрейтора Святкина Быков намеревался сыграть сам, а на остальные роль пригласил малоизвестных коллег из Москвы и Киева. Исключением стал Владимир Конкин, которому досталась роль лейтенанта Суслина.
Остальные роли достались Евгению Уралову, Александру Крыченкову, Борису Химичеву, Елене Шаниной и другим.В начале 1976 года съемочная группа отправилась в Загорск для натурных съемок. Но Миноброны не смогло к обещанному сроку выделить солдат, поэтому начало съемок передвинули на неделю, они начались в конце месяца. После этого, в начале февраля Леонид Быков улетел в Москву для утверждения актерских проб. Просмотр состоялся в присутствии зампреда Госкино Бориса Пашенка и главного редактора сценарно-редакционной коллегии Даля Орлова. Все актеры были утверждены.Снимать стали с одной из самых сложных сцен – марш-броска роты Суслина. Быков хотел, что актеры погрузились в атмосферу тех лет, о которых шла речь в фильме. Работали на холоде, но участники съемок не жаловались. А проблемы все-таки были – актеры часто болели, а техника ломалась на морозе. Кстати, Быков все время сам присутствовал на съемках на улице, подавая личный пример другим. Старожилы села Городок вспоминали о 30-градусных морозах, стоявших в тот год на дворе, и о том, как было жаль актёров, которые с гранатами в руках бросались под танки и «погибали», защищая родную землю.
За месяц отсняли полтора километра пленки, потом, когда сняли большую часть материала, выяснилось, что часть пленки – брак. Самое обидное, что не удалось правильно заснять сцены с участием войск. Выход был один – переснимать.Тогда Леонид Быков лично поехал в Министерство обороны СССР. Едва режиссер переступил порог министерского кабинета, как на него обрушился поток смачного российского мата. «Что явился, мать-перемать! Министерство обороны для тебя лакеи, что ли? Да я вас всех в…у и высушу…» Быков стоял потрясенный, вытянув руки по швам, как будто солдат-первогодок. Да и как не встать, когда в тебя бросает громы-молнии член Политбюро, да еще Маршал Советского Союза. К тому же хозяин кабинета был прав: измотанные февральскими съемками солдаты имели право на заслуженный отдых, и не их вина была в том, что у киношников отказала проявочная техника. Министр говорил, что солдаты – это не лакеи, которые по прихоти должны ехать на съемки на мороз, ведь не их вина, что пленка оказалась браком. Быков все это выслушал молча. Между тем Гречко малость успокоился и, устало опустившись в кресло, спросил: «Что, так и будешь молчать?». Гость наконец поборол свою робость и как можно деликатнее изложил суть проблемы. При этом тактика им была избрана беспроигрышная: Быков напирал на то, что снимается фильм о войне, о героизме советских солдат и преемственности поколений. А Гречко сам был фронтовиком, и эта тема для него была святая.Вот почему уже спустя несколько минут его гнев сменился на милость, и он по громкой связи вызвал к себе своего помощника. Когда тот застыл в дверях, министр коротко приказал: «Разберись с этими горе-киношниками. О проделанном доложи». В итоге «добро» на продление сроков военной экспедиции было получено и съемки под Загорском продолжились. Правда, разнос, устроенный Быкову министром, очень скоро аукнется режиссеру серьезными проблемами со здоровьем. В итоге на съемки ушел весь март, каждую сцену снимали в несколько дублей, чтобы наверняка. Третьего шанса никто бы не дал. В середине марта снимали кульминацию фильма — последний бой роты Суслина. К тому моменту морозы уже отступили, но легче от этого не стало: съемки велись от рассвета до заката со множеством дублей. Затем были отсняты объекты: «проселочная дорога», «у хаты Вари», «станция», «железнодорожный тупик». Закончили 7 апреля, напряжение было настолько сильным, что на следующий день Быкова сразил второй инфаркт (первый он тоже заработал на киношной ниве, когда снимал в 64-м году своей первый режиссерский дебют — комедию «Зайчик»). Режиссер попал в одну из столичных клиник, где написал завещание. Этот документ он отдал редактору студии имени Довженко в конверте, а та про него забыла и передала адресатам незадолго до гибели Быкова. Причем адресовал его не жене (у нее была душевная болезнь) и детям, а своим друзьям — режиссеру Николаю Мащенко и актеру Ивану Миколайчуку. Привожу текст полностью:
«Дорогой Иван! Дорогой Николай!
Обращаюсь к вам с просьбой тяжелой и не очень благодарной.
1. Никогда и никому не поверьте, что «я наложил на себя руки». Просто, если это случится, знайте, что я износился.
2. Самое главное. Моя боль, моя совесть, моя вина — Лесь (19-летний сын Быкова. — Ф. Р.). Помогите ему поверить в людей. На него обрушилось столько, что хватило бы этого горя на целый народ. Он столько перенес горя. Это моя вина, что я отбивал его от «своего хлеба».
3. А теперь более «второстепенно-юмористические» просьбы-зарисовки.
Вы знаете, что и «рубля не накопили кинострочки», поэтому пусть кто-то «соображающий» поможет продать машину, так как пенсии за отца детям не будет (я узнавал), а Тома моя (жена. — Ф. Р.), к сожалению, инвалид: работать она не сможет. Да она долго без меня и не задержится, будет догонять, так как мы красиво прожили с ней жизнь, хотя я ее своим занудным характером часто огорчал…
4. А теперь о совсем смешном. Похороны — канительное дело…
1) Как можно быстрее вынести из дома, чтобы не мучить моих.
2) Добиться, чтобы разрешили Лесику прийти в этот день (если, конечно, врачи разрешат, чтобы это его не сломало окончательно).
3) Никаких оркестров.
4) Никаких студий. Дома кино (союз) — боже сохрани. Из дома — прямо туда, куда положено. Это мой крик, мольба. Без цирка, называемого почестями.
5) Никаких надгробных речей, а то я встану и уйду: получится конфуз.
Только кто-то из вас один, кому захочется, скажет одно слово: «Прощай».
Это, чтобы как-то поставить точку, а то нас «не поймут».
После этого «дерболызните» кто сколько сможет, но — умоляю — не дома. Это, конечно, кощунство и нарушение народной традиции, но очень прошу не для меня, так как мне будет все это до фонаря, а для Томы и детей.
6) Пусть ребята споют «Журавли», «Сережку с Малой Бронной…», «Бери шинель» и «Этот День Победы». И все. Они не откажут.
А потом пусть 2-я эскадрилья «врежет» «Смуглянку» от начала и до конца…
Очень жалею, что ничего не успел сделать путного. Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую?! Во дает!
Спасибо и пока!»
А тот все продолжал лежать в больнице – рвался на съемки, но врачи были непреклонны – нельзя, здоровье загубите, — говорили они. Пока он лежал в больнице 26 апреля умер министр обороны Гречко, фильм он так и не увидел.Быков от отчаяния чуть на стенку не лез. 20 апреля, в письме все той же Эмилии Косничук (редактор студии имени Довженко) рука режиссера вывела полные грусти строчки: «Все цветет, лопаются почки, поют соловьи. Часами смотрю на воду, а жить не хочется. Это не фраза кокетничающего юноши. Нет. Просто не вижу смысла. Раньше хотелось достать клочок земли, построить халупу своими руками. А сейчас даже этого не хочется… глубокая ночь».
К 1 мая Быков вернулся на киностудию имени Довженко в Киев. В утопающей в зелени столице Украины жизнь казалась прекрасной и счастливой. А тут еще и любимая работа подоспела: 10 мая в павильонах киностудии имени Довженко были возобновлены съемки «Аты-баты…». Коллеги говорили, что там у Леонида Федоровича открылось второе дыхание, они не верили, что этот человек еще три недели назад был при смерти.К удивлению всех присутствующих, только что вернувшийся из больницы Быков начал работу не с самого легкого для себя ЭПИЗОДИК в нем его герой — ефрейтор Святкин — лихо отплясывал перед своими однополчанами «Цыганочку». На съемках режиссер выглядел бодрым и веселым, и никто из его коллег, глядя на него, вряд ли мог себе вообразить, что каких-нибудь пару недель назад этот человек готов был уйти из жизни.В течение полутора месяцев в павильонах студии имени Довженко были отсняты следующие объекты: «канцелярия роты», «кабинет начальника училища», «квартира Кости», «буфет», «вагон», «хата Вали», «госпиталь», «чердак», «казарма». Съемки закончили к 21 июня – годовщине зачала Великой Отечественной войны, а в конце августа фильм был сдан на киностудию, причем практически без поправок. Та же история повторилась и в Госкино. Там в эти же дни принимался другой фильм о войне — «Восхождение» Ларисы Шепитько — так фильм Быкова был поставлен в пример: дескать, вот какое кино о минувшей войне нам нужно — героическое, зовущее на подвиги. А фильм Шепитько, как мы помним, был назван «религиозным и упадническим».»Аты-баты, шли солдаты…» вышел на широкий экран 25 апреля 1977 года. Касса, собранная им за несколько месяцев проката, выглядела внушительно: его посмотрели 35 миллионов 800 тысяч зрителей. Для фильма о войне это был рекорд: последний раз нечто подобное было в 1974 году, причем опять же с фильмом Леонида Быкова — его «В бой идут одни «старики» собрал 44,3 млн. зрителей.В ноябре 1977 года за оба последних фильма Леонид Быков был удостоен Госпремни Украинской ССР. Однако радость от этого события была безнадежно испорчена. Виновником этого стал 19-летний сын лауреата Олесь, который оказался замешан в криминальной истории. А произошло вот что. Друзья Олеся предложили ему покататься на отцовской «Волге», на что тот ответил согласием. Он выпросил у родителя ключи от автомобиля, объяснив ему, что хочет восстановить водительские навыки. А едва выехал за порог дома, как тут же в салон подсели его друзья. Но у тех на уме было совсем иное. Накатавшись вволю, они тормознули «Волгу» возле ювелирного и, попросив Олеся подождать их, скрылись в магазине. А спустя пять минут гуртом выбежали обратно и приказали Олесю что есть силы жать на газ. Оказывается, они ограбили магазин и скрылись с места преступления на быковской машине. Но кто-то из случайных прохожих успел запомнить ее номер, и уже вечером этого же дня всю гоп-компанию повязали. Включая и Быкова-младшего. Когда Леонид узнал об этом, у него случился третий инфаркт (второй, как мы помним, он заработал на съемках «Аты-баты…» в начале 76-го).Однако лечь в больницу Быков отказался. Не смог он приехать и на церемноию награждения его госпремией, поскольку ему было стыдно за сына. Он даже заявил, что отказывается от столь высокой награды, поскольку недостоин ее. Когда об этом узнал первый секретарь ЦК КП Украины Щербицкий, который обожал фильмы Быкова, он распорядился отправить премию лауреату на дом. Быков принял награду прямо в постели, а на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербинкою…» Что касается Олеся, то ему помогут избежать более сурового наказания именно заслуги его отца: в то время как его приятели, ограбившие ювелирный, получат по 15 лет тюрьмы, он отделается годом пребывания в психушке. Через несколько лет после смерти отца сын Быкова сбежал из СССР. По дороге во Львов он спрыгнул с поезда, переплыл реку Тису и оказался за границей. Сейчас, по слухам, он живёт в Канаде.
Интересные факты:
Картина «Аты-баты, шли солдаты…» в 1977 году стала лидером советского кинопроката, её посмотрели свыше 35 миллионов зрителей. Фильм снимался зимой 1976 года в Загорске (в настоящее время – Сергиев Посад). Леонид Быков начал с самого тяжёлого эпизода – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Режиссёр добивался одного – чтобы с первых же дней съёмок актёры погрузились в материал и на собственном опыте поняли, что значит воевать в тридцатиградусные морозы. Киноаппаратура выходила из строя, но никто из артистов не жаловался, поскольку Быков заражал всех своим энтузиазмом.
За месяц было отснято более полутора километров плёнки. Однако позже выяснилось, что большая часть материала оказалась в браке. Это случилось из-за технической накладки на студии. Леонид Быков вынужден был идти на поклон к маршалу Гречко и просить его ещё раз выделить солдат для съёмок, при этом режиссёру пришлось выслушать в самых нелитературных выражениях всё, что министр думает о горе-киношниках.Изначально персонаж Суслина Быков берёг для себя, но затем отдал его Владимиру Конкину, ставшему в то время очень популярным после роли Павки Корчагина.
В 1977 году помимо награждения Леонида Быкова Государственной премией имени Шевченко Украинской ССР, военная кинолента «Аты-баты, шли солдаты…» завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Быстрице (Чехословакия).
Из рассказа Конкина: «Поле горело и дымилось. Ветродуй «проветривал» нас до костей, но мы держались в своих шинелях, ватниках и полушубках. Сцену боя снимали тремя камерами, за одной из которых сидел сам Быков. Я работал без дублёра. При подготовке к съёмке в окопе, где стоял мой герой, вырыли дополнительную ямку, куда я должен был скрыться при приближении танка. У каждого из них есть «мёртвая зона», попадая в которую, водитель перестаёт видеть то, что творится прямо перед машиной. Чтобы я понял, когда наступит время проваливаться, техники поставили флажки. Мне сказали: как только танк к ним приблизится, срочно ложись.
Начались съёмки. Я видел, что танк пересёк «красную линию», но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. Стою, смотрю на приближающийся уже вплотную танк, словно кролик на удава. Спас меня ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжёлая машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй… Когда меня откопали, гимнастёрка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей. «Наверное, это как на войне», — сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине «скорой помощи». Серьёзных травм не было, но съёмки остановили на два дня…»
Жители села и близлежащие воинские части, как могли, помогали съёмочной группе. А когда фильм был готов, его первый предпремьерный показ состоялся в клубе местной воинской части. В память об этом событии и совместной работе над фильмом был сделан снимок. Он по сей день хранится в семейных альбомах участников встречи. Владимир Конкин был несказанно рад, когда ему подарили ту фотографию, сделанную в 1977 году.
Цитаты из фильма:
«Всё в порядке – Бобик сдох!»
«Завтрак – пшено, обед – пшено, ужин – пшено! Узбек вам птичка, что ли?»
«Мужчина не плачет, мужчина огорчается».
«Нам бы кралю, нам бы кралю хоть одну!.. – А что это они поют такое? – «По долинам и по взгорьям», товарищ генерал».
«Начальство всегда найдёт!»
«Порядок в танковых войсках!»
«Суслик бежит! — На полусогнутых».
«Я не философ, а филолог. — Да один хрен, грамотный!»
…12 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался на своей белой «Волге» с дачи под Киевом. Впереди него медленно ехала асфальтоукаточная машина. Актёр решил пойти на обгон. Но навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Быков резко вывернул руль и на всей скорости врезался в каток. Ему было всего 50 лет…
– Леонид Быков был одним из самых незаурядных актёров советского кино, — говорил публицист Виталий Вульф. — Не обладая красивой внешностью, он на экране был привлекательным человеком. Я отчётливо помню его в фильме «Алёшкина любовь», где он играл с актрисой Завьяловой. В памяти отпечатался фрагмент: Быков, подставляя голову солнцу, километры вышагивает, чтобы дойти до деревни, где живёт любимая. В нём была такая поэтическая красота, которая завораживала зрительный зал. В каждой роли Быков находил свои краски. К примеру, мало актёров обладают даром молчания. А он в молчании был глубок и красноречив. Не произнося ни одного слова… Он умер молодым. Поэтому даже не верится, что с его дня рождения прошло уже столько лет…
Трогательный фильм «Аты-баты, шли солдаты» снят по мотивам реального боя, в котором 25 человек стали Героями
«Аты-баты, шли солдаты» в бой за Украину
Вместе с тем, не будем скрывать и прятать свои головы, как это делают известные птицы, по поводу того, что далеко не всем политсилам Украины по душе возрождение в нашей памяти исторической правды о подвигах и мужестве, о которых мы с благодарностью говорим: «Спасибо деду за Победу». Речь идет о «неутомимых» борцах с «советизацией» экрана, то есть о членах объединения «Свобода». Совсем недавно депутат этой политсилы во Львовском областном совете Галина Черная призвала к активизации сопротивления советизации телеканалов (особенно Первого Национального) всеми активными способами. По ее же словам, если 9 мая еще допустим (с их точки зрения) показ советских фильмов о Великой Отечественной войне, то в эти дни осени 2013-го частый показ вредит украинскому обществу и особенно украинской молодежи. Сам же список фильмов, «рекомендуемых» к запрету, не прилагается, но под словосочетанием «советские военные вредные фильмы», скорее всего, подразумеваются все…
И, давая отпор «желателям» запретить все и вся, хочу спросить, а попадает ли под такой запрет замечательный фильм (причем последний) талантливого российско-украинского актера и режиссера Леонида Федоровича Быкова «Аты-баты, шли солдаты…»? Ответа ждать не буду, а лишь скажу, что такой шедевр запретить просто невозможно. И не только потому, что это фильм о мужестве и трагизме войны, но и фильм, который можно назвать и так: «Аты-баты, шли солдаты Украину вызволять».
Читатель может со мной не согласиться: мол, причем тут Украина, когда по сюжету фильма действие происходит в России, в районе переезда у станции Подбедня? Да, по сюжету фильма это так. Взвод истребителей танков под командованием молодого офицера младшего лейтенанта Суслина, только что окончившего пехотное училище, принял свой первый и последний бой с прорвавшимися вражескими танками и ценой своей гибели предотвратил возможную катастрофу, ведь танки провали фронт внезапно и двигались в сторону деревни Ильинка, где было много раненых.
Герои из кино
Думаю, нет смысла пересказывать фильм, который смотрели и еще посмотрят тысячи зрителей. Скажу лишь, что сюжет фильма все же имеет реальную основу, целиком и полностью, привязанную к Украине и особенно 70-летию начала освобождения Украины.
По сюжету, как уже было отмечено, фильм рассказывает о бое солдат взвода истребителей танков ранней весной 1943-го, принявших последний бой с прорвавшимися немецкими танками у маленькой российской станции Подбедня. В том бою практически все они погибли. А по сведениям знатоков военной истории и их мнению (к которому я всецело присоединяясь), сюжетом замечательного фильма послужил бой взвода «широнинцев» под Харьковом, состоявшийся в период со 2 по 6 марта 1943-го. И если вспомнить фильм (а еще лучше просмотреть), то сюжеты полностью совпадают.
Что касается подвига «широнинцев», позволю себе все же напомнить его детали. 2 марта 1943-го танки противника прорвались к железнодорожному переезду у села Тарановка Змиевского района Харьковской области. Их, как и в фильме, было 25 во главе с лейтенантом Петром Широниным. Начиная с утра 2 марта до полудня 6-го, взвод «широнинцев» выдержал все атаки противника, уничтожив 16 танков, 10 бронеавтомобилей и более сотни солдат противника. Самым яростным был бой 5 марта, в котором и погибло девятнадцать «широнинцев», прозванных впоследствии украинскими панфиловцами. Все они были похоронены 8 марта 1943-го в братской могиле в селе Тарасовка.
Мемориал в честь героев-широнинцев
Так 5 марта 1943-го бойцы первого взвода 8-й роты 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й армии Юго-Западного фронта не только повторили подвиг панфиловцев, но и выстояли, не дав противнику возможности выйти на переезд и провести по железной дороге бронепоезда для нанесения удара по советским войскам, сражающимся под Харьковом. А 18 марта, все того же 1943-го, все участники того боя стали Героями Советского Союза.
А теперь, как говорится, прошу внимания. Командовал тем взводом лейтенант Широнин Петр Николаевич, выпускник пехотного училища (как и младший лейтенант Суслин). Правда, он был уже зрелым мужчиной (было ему тогда неполных 33 года), но на фронте он был действительно первые дни.
А если вспомнить остальных героев фильма, то, кроме ефрейтора Святкина, мы видим мощную и уравновешенную фигуру сержанта Сайко по прозвищу «Балтика». И прототипом героя стал красноармеец Василий Танцуренко, добровольцем попавший в полк после службы в Краснознаменной Амурской флотилии. Он, как и многие моряки, перешедшие в пехоту, никогда не снимал тельняшку.
Актер Иван Гаврилюк в образе сержанта Сайко (справа)
Но что самое интересное, так это то, что первыми праздновать 70-летие освобождения Харькова стали жители села Прилуки Хорольского района Приморского края… Совсем недавно от приморских школьников пришло сообщение, обрадовавшее и меня, и моих соратников. В сельской школе приморских Прилук прошел урок мужества, посвященный 70-летию освобождения… Харькова, во время которого жителям села был показан этот знаменитый фильм «Аты-баты, шли солдаты».
Вначале у меня сотоварищи было некоторое недоумение: мол, спасибо, дорогие наши юные земляки, наследники украинских переселенцев, освоивших «Зеленый Клин», что вспомнили о 70-летии освобождения Харькова, с которого началась эстафета памяти и мужества, посвященная 70-летию освобождения Украины. Но хоть и занимаюсь я вопросами изучения «Зеленого Клина», все же оставался вопрос, как далеко Прилуки Хорольского района Приморского края от мест боев, указанных в фильме «Аты-баты». Но сами же школьники подсказали ответ на мой немой вопрос, ибо не решился я его задать дальневосточным школьникам.
Вся интрига нашего исследования, вместе с прилукскими школьниками, в том, что украинец Василий Танцуренко, погибший в том бою 5 марта 1943-го, в день своего тридцатилетия, был уроженцем села Прилуки Хорольского района Приморского края!!! Вот она, историческая связь земляков, прошедшая через «Зеленый Клин» и совершившая подвиг на родной Украине.
5 марта 2013-го – памятные мероприятия у мемориала «гвардейцам — широнинцам» в Харьковской области.
И как приятно знать, что наши дальневосточные земляки внимательно следят за тем, как на Украине отмечают 70-летие освобождения родной земли. И пусть эта историческая благородная память станет самой мощной основой нашего моста дружбы.
А еще фильм славен тем, что дал путевку в жизнь большой армии молодых украинских актеров, пришедших со студенческой скамьи на киевскую киностудию имени Александра Довженко.
И среди них был, как есть и сегодня, замечательный актер Богдан Михайлович Бенюк, сыгравший одну из ключевых ролей в фильме, ныне, как известно, народный депутат Украины от «Свободы». Или «Сволоты», как называют эту партию ее противники…
Роль рядового Кринкина стала знаковой в судьбе актера (стоп-кадр из фильма)
А подвиг «широнинцев», воплощенный на экране Леонидом Быковым, навсегда остался в нашей памяти. И в дни 70-летия начала освобождения Украины, как и самого Харькова, никто и ничто не сможет запретить нам отдать дань уважения героям как в жизни, так и на киноэкране.
Лучшие фильмы про день «Д»: какие три фильма были правильными и неправильными
В четверг отмечается годовщина дня «Д», когда 6 июня 1944 года более 150 000 солдат союзников высадились в Нормандии, чтобы освободить Европу от контроля нацистской Германии.
Это был момент, изменивший ход мировых событий. Учитывая его важность и драматизм, присущий масштабной военной операции, неудивительно, что создатели фильма пытались воплотить этот момент в жизнь на экране — некоторые более успешно, чем другие. Вот путеводитель по трем фильмам, вдохновленным тем смертоносным днем, по рекомендации Роба Ситино, старшего историка Национального музея Второй мировой войны, который также дает экспертные комментарии в специальном выпуске Turner Classic Movies (TCM) о голливудских фильмах о войне.
ВНИМАНИЕ: СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ.
Самый длинный день. «День » — лучший фильм о дне «Д». «День Д» — это абсолютная эпопея военной операции, а это — абсолютная эпопея фильма», — говорит Ситино. «Шутка в том, что он должен был называться «Самый длинный фильм», потому что он проведет вас практически через всю подготовку к Дню Д, предварительное планирование с Эйзенхауэром и практически все, что произошло в тот день».
Режиссеры:
Кен Аннакин, Эндрю Мартон, Дэррил Ф. Занук, Бернхард Вики, Герд Освальд кино ошибается:
Одна из часто цитируемых фраз о Дне Д — «На этом пляже есть два типа людей: мертвые и те, кто вот-вот умрет. Так что давай убираться отсюда!» — говорит бригадный генерал Норман Кота, которого играет Боб Митчем, но на самом деле это произнес полковник Джордж Тейлор.
Финальная сцена, в которой союзники пробивают дыру в хребте и врываются сквозь нее, как если бы они разрушили стену замка, немного преувеличена. «Им приходилось прокладывать себе путь вперед небольшими группами и атаковать немецкие укрепления и бункеры с их более слабой стороны, сзади», — говорит Читино.
И группы по защите гражданских прав возражали против фильма. «Ни одного негра не было замечено в фильме», как сообщала «Тайм» в 1963 году. «Нормандские негры, служившие в основном в отдельных подразделениях, вместо этого работали под огнем грузчиками и зенитчиками, запуская аэростаты заграждения, чтобы сорвать воздушные удары противника по пляжам. . Они, как и их белые товарищи по оружию, проливали кровь».
Что в фильме верно:
В фильме точно показано, как вторжение союзников застало немцев врасплох: Гитлер спал; Эрвин Роммель, главнокомандующий Нормандским сектором, уехал домой на день рождения жены; и его товарищ, командующий немецкими войсками в Нормандии, майор Вернер Плюскат, запаниковал, наблюдая за приближением тысяч кораблей, когда считалось, что у союзных войск недостаточно кораблей для вторжения.
Актеры также воссоздают реальные события, произошедшие с войсками Дня Д. Например, памятная сцена, показанная выше, когда парашют десантника зацепился за вершину французской церкви; Пвт. Парашют Джона Стила действительно застрял на церковной башне в Сент-Мер-Эглиз, первой деревне в Нормандии, освобожденной в день «Д». Немецкие солдаты сбили его, и он попал в плен, но через несколько дней сумел бежать и догнать союзников.
Overlord (1975)
Основы сюжета: 20-летний британский солдат по имени Том проходит подготовку к Дню Д.
Режиссер: Стюарт Купер
Известные актеры: Брайан Штирнер, Дэвид Харрис, Николас Болл марш, падает с холма и неуклюже флиртует с женщинами — это «отчасти случайность», — говорит Ситино. «Он немного унылый мешок, не очень хорош в военной службе. Дело не в том, каково было быть солдатом, а в том, какой была [война] для это солдат. Я не уверен, что эту историю можно передать».
Что в фильме правильно:
Он включает в себя архивные кадры из Имперского военного музея о дневных воздушных налетах, стрельбе по поездам и наземному транспорту, а также сцены ночных бомбардировок с камер, установленных на бомбардировщиках. Некоторые кадры с воздуха были даже сняты оператором в самолете, например, известным пилотом Леонардом Чеширом, самым молодым капитаном группы в Королевских ВВС в то время.
Ситино также ссылается на жестокий финал фильма, когда после более чем часа наблюдения за тем, как он проходит подготовку к дню «Д», Тома сразу же застреливают прямо в тот момент, когда аппарель лодки Хиггинса опускается. Многие солдаты Дня Д погибли таким образом, особенно на тех участках пляжа, где высадились американцы.
Ситино утверждает, что фильм имеет «пацифистскую черту», отражая более широкие настроения против войны во Вьетнаме середины 1970-х годов, рассказывая историю молодого и нежного человека, втянутого в «безличную войну, ожидающую, чтобы сжечь его».
Спасти рядового Райана (1998)
Основы сюжета: Капитан Джон Миллер ведет солдат в тыл врага, чтобы найти Pvt. Джеймс Райан, трое братьев которого погибли в бою, поэтому военные США могут отправить его домой.
Режиссер: Стивен Спилберг
Известные актеры: Том Хэнкс, Мэтт Дэймон, Пол Джаматти, Вин Дизель, Тед Дэнсон немецкие танки были построены с использованием каркасов советских танков. Другие критические замечания к фильму отмечают, что сцены с пулями, убивающими людей под водой, противоречат законам физики. И после того, как в первые примерно 30 минут все было сделано правильно с точки зрения исторической достоверности, создатели фильма позволили себе много творческой вольности в следующие два часа с точки зрения диалогов и того, как проводились поиски рядового Райана.
Что в фильме правильно:
Поиски, чтобы отправить домой Джеймса Райана, чтобы в его семье остался один сын после того, как его братья были убиты в бою, в общих чертах основаны на том, что американские военные отправляют десантника Фрица Ниланда обратно в США после того, как его братья Роберт и Престон были убиты 6 и 7 июня, а его брат Эдвард был сбит над Бирмой за месяц до этого. После того, как пятеро «братьев Салливан» погибли на борту авианосца USS Джуно , затонувший в ноябре 1942 года во время битвы за Гуадалканал в Тихом океане, американские военные начали распределять братьев по разным подразделениям, чтобы снизить вероятность их одновременной гибели; именно это произошло с братьями Ниланд из Тонаванды, штат Нью-Йорк, к северу от Буффало.
Спилберг нанял американского консультанта, ветерана морской пехоты, ставшего голливудским, чтобы сделать фильм максимально реалистичным, от частей тела, разбросанных по пляжу, до раненых солдат, плачущих за своих матерей, — даже для актеров в учебном лагере. , где они промокли под британским дождем и грязью; Том Хэнкс научился обращаться с пистолетом-пулеметом Томпсона.
Ситино выделяет второстепенную сцену, которая многое говорит о том, как сильно немцы боролись на этом этапе войны. В сцене два вражеских солдата, казненных после того, как они сдались союзникам, говорят по-чешски, а не по-немецки. После того, как немецкая армия захватила Восточную Европу, люди в этих районах были вынуждены или добровольно воевали на стороне немцев, особенно в последние годы войны. Таким образом, эта сцена показывает, как на данном этапе войны «немецкие войска довольно разношерстны и зависят от большого количества негерманской рабочей силы».
Возможно, важнее всего то, что ветераны Дня Д говорят, что начальные сцены, изображающие высадку, реалистичны с точки зрения того, что значит быть солдатом на пляже во время вторжения.
Это в основном «на 100% точно», — говорит Доминик Джерачи, 20-летний армейский медик, оказывавший помощь раненым 7 июня. «Не было никакого голливудского приукрашивания».
На самом деле, некоторые говорят, что это слишком реалистично, чтобы вынести.
Еще один выживший в день «Д», Джон Рааен, говорит, что это «очень хорошее изображение пляжа Омаха» лишило его дара речи, спустя пять десятилетий после того, как он приземлился там 6 июня в качестве 22-летнего армейского капитана. «Помню, когда я вышел в вестибюль кинотеатра, ни один человек, вышедший из кинотеатра, не сказал ни слова, — говорит он. «Все были ошеломлены этим. Я тоже. Я тоже не собирался ни с кем разговаривать. Это просто вернуло так много воспоминаний, что ваш разум пробежал через все, что с вами произошло».
Исправление от 30 марта
В первоначальной версии этой истории было неверно указано звание Нормана Коты в день «Д». Это был бригадный генерал, а не полковник.
Пишите Оливии Б. Ваксман по адресу [email protected].
Обзор фильма и краткое содержание фильма (1989)
Рецензии
Роджер Эберт
Сейчас трансляция на:
Powered by
Просто посмотри
Рассказывают, что автор «Славы» Кевин Джарр однажды шел по Бостон-Коммон и заметил что-то в мемориале времен Гражданской войны, чего раньше не замечал. Некоторые солдаты в нем были черными. Хотя Гражданскую войну в США часто называют войной за освобождение рабов, Жарру и, по-видимому, очень многим другим никогда не приходило в голову, что на войне сражаются сами чернокожие. Вдохновение для «Славы» пришло к Жарру, когда он стоял, глядя на памятник.
В нем рассказывается история 54-го Массачусетского добровольческого пехотного полка, состоящего из чернокожих солдат (некоторые свободные жители Севера, некоторые беглые рабы) и возглавляемого белыми, в том числе Робертом Гулдом Шоу, сыном бостонских аболиционистов. Хотя в то время было широко распространено мнение, что чернокожие не станут хорошими солдатами и не подчинятся дисциплине под огнем, 54-й полк фигурировал в одном из самых кровавых боевых действий войны — атаке в гору по грязной местности против форта Конфедерации в Чарльстоне. SC Атака была почти самоубийственной, особенно с учетом тактики боя того дня, которая включала в себя дисциплину солдат, чтобы они продолжали идти под испепеляющий огонь. 54-й потерпел кровавую баню. Но его члены оставались дисциплинированными солдатами до конца, и их действия в тот день — 18 июля 1863 года — побудили Север завербовать в свои ряды других чернокожих, всего 180 000 человек, и, возможно, сыграли решающую роль в переломе хода войны.
Реклама
«Слава» рассказывает историю 54-го полка в основном глазами Шоу (Мэттью Бродерик), который в ранней сцене фильма напуган и дезориентирован насилием на поле боя.
Вернувшись домой, чтобы оправиться от ран, он вербуется, чтобы возглавить недавно сформированный черный полк, и соглашается на эту работу, несмотря на то, что его собственные просвещенные аболиционистские взгляды все еще оставляют место сомнениям в боеспособности черных войск.
Сами солдаты должны убедить его, что они могут сражаться, и попутно они также мягко дают ему некоторое представление о расе и человеческой природе за столетие до расцвета движения за гражданские права. Среди людей, которые становятся естественными лидерами 54-го полка, есть Трип (Дензел Вашингтон), беглый раб, и Джон Роулинз (Морган Фриман), впервые показанный в фильме как могильщик, который встречает раненого Шоу на поле боя.
Эти люди гордятся тем, что являются солдатами, гордятся тем, что носят форму, а также слишком горды, чтобы принять расизм, который они видят вокруг себя, например, когда принято решение платить черным солдатам меньше, чем белым. Они утверждают, что негры маршируют так же далеко, истекают кровью и умирают так же быстро. Почему им должны платить меньше за ту же работу? Шоу и его заместитель Кэбот Форбс (Кэри Элвес) в конце концов видят логику в этом аргументе и присоединяются к своим людям, отказываясь от зарплаты. Это действие стало поворотным моментом для 54-го полка, объединив солдат и офицеров в единое целое, пользующееся взаимным доверием. Но есть бесчисленное множество меньших сцен, которые делают то же самое, в том числе та, в которой один из его людей многозначительно говорит Шоу, что, когда война закончится, ничего особенного не изменится: «Ты вернешься в свой большой дом». «Слава» была снята Эдвардом Цвиком, разработана Норманом Гарвудом и сфотографирована Фредди Фрэнсисом с огромным вниманием к историческим деталям, как, например, в таких мелочах, как обувь, выдаваемая войскам (они не идут направо и налево, но стать такими после того, как вы носите их достаточно долго). Эти маленькие детали приводят к более крупным, например, когда дети бедных чернокожих издольщиков с удивлением смотрят, как черные солдаты в военной форме маршируют мимо их домов. И все в фильме ведет к финальной кровавой батальной сцене, самоубийственному маршу в гору, который мало что дает в конкретном военном плане, но имеет неисчислимое символическое значение.
При просмотре «Славы» у меня снова возникла одна проблема. Я не понимал, почему так часто приходится рассказывать об этом с точки зрения белого командира 54-го полка. Почему мы видели черные войска его глазами, а не его глазами? Иными словами, почему самый высокий гонорар в этом фильме достается белому актеру? Спрашиваю не для извращения, а потому, что считаю это в первую очередь рассказом о черном опыте и не знаю, почему на него приходится смотреть в основном глазами белых. Возможно, один из ответов заключается в том, что значение 54-го полка заключалось в том, как оно изменило представление белых о черных солдатах (изменяло их достаточно медленно, чтобы быть уверенным, что война во Вьетнаме была первой в американской истории, в которой войска не были в значительной степени разделены) . «Слава» — сильный и ценный фильм, чьими бы глазами он ни смотрелся. Но я подозреваю, что из того же материала можно сделать еще один и совсем другой фильм.
Реклама
Роджер Эберт
Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 году он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.
Сейчас играет
Фильмы
Слава (1989)
Рейтинг R
122 минуты
Литой
Мэтью Бродерик
как Роберт Гулд Шоу