Арт музей шлем: Форма княжеского шлема переопределила его содержание

Форма княжеского шлема переопределила его содержание

Реставрация

«Шлем Ярослава Всеволодовича» после реставрации. Фрагмент.

Фото: Музеи Московского Кремля

Один из древнейших и любопытнейших экспонатов Оружейной палаты — шлем Ярослава Всеволодовича — недавно отреставрировали. И заодно определили, что привычные представления об этом памятнике были не очень точны

Софья Багдасарова

16.12.2021

Этот экспонат Оружейной палаты хорошо знаком любому, кто занимается русской историей. Случайно обнаруженный крестьянами в 1808 году близ Юрьева-Польского шлем второй половины XII — первой половины XIII века стал одним из тех предметов, с которых отечественная история началась как наука (а с ней и военная археология). При Александре I его изучением занимался Алексей Оленин, на основе упоминания на шлеме имени Феодор предположивший, что тот принадлежал отцу Александра Невского, князю Ярославу Всеволодовичу, крещенному в честь святого Федора Стратилата. Версия подтверждалась летописями, из которых известно, что в 1216 году, потерпев поражение в Липицкой битве, примерно в том же районе, этот князь бежал, бросив свой тяжелый доспех.

Шлем стал одним из первых экспонатов Оружейной палаты как музея, получив инвентарный номер Ор-2, и до сих пор остается одним из древнейших русских шлемов. А также одним из самых красивых: несмотря на частичные утраты железной основы, серебряные накладки с изображением архангела Михаила и святых сохранились. Он был темой многих статей и попыток «бумажных» реконструкций первоначальной формы. И вот, впервые за 200 лет, пришло время реконструировать его в реальности. Отреставрированный предмет представлен в Музеях Московского Кремля, в парадном вестибюле Оружейной палаты, на выставке «Александр Невский. Имя, символ, легенда» (до 12 января 2022 года), приуроченной к 800-летию сына предполагаемого владельца шлема. Реставрация и была подгадана к открытию этого выставочного проекта.

Шлем до реставрации.

Фото: Музеи Московского Кремля

Как рассказал нашему изданию Федор Панфилов, хранитель экспозиции оружия и регалий Оружейной палаты, реставрация, выполненная реставратором Музеев Московского Кремля Михаилом Кружалиным, заняла более года. Благодаря ей знаменитый шлем — которым, кстати, вдохновлялись советские художники, придумывая реквизит для фильма «Александр Невский», — предстает в таком виде, какого не предполагали прежде. Все опубликованные репродукции с ним, а также его музейные реплики отныне следует считать устаревшими.

По словам Федора Панфилова, основное изменение коснулось формы шлема. Когда в начале XIX века железные и серебряные фрагменты поступили в музей, их расположили на деревянной болванке, очертания которой определялись тогдашними представлениями о том, какими были русские шлемы XIII века, поэтому форма эта была похожа на норманнские шлемы. За два столетия деревянная основа деформировалась, что плохо влияло на закрепленные на ней металлические фрагменты. Было решено заменить ее на новую. Когда остатки шлема сняли и подвергли тщательному анализу, выяснилось, что диктуемая их изгибами форма отличается от того, к чему привык наш взгляд. Стала очевидной реальная конфигурация «шлема Ярослава Всеволодовича», оказавшаяся не настолько вытянутой, как было принято считать.

Шлем после реставрации.

Фото: Музеи Московского Кремля

Новую основу сделали из нейтрального материала, цвет которого был выбран черным, чтобы он сов­падал с оттенком старого железа сохранившихся частей — те подверглись тщательной консервации. Другое зримое изменение коснулось позолоченных чеканных накладок из серебра. Потемневший древний металл был очищен от патины и теперь сверкает.

Исследование шлема в ходе реставрации, по словам Панфилова, позволяет предположить, что его основа могла быть более ранней. На нее позднее были добавлены узорчатые серебряные накладки и наносник с надбровными дугами. Не исключено, что шлем принадлежал нескольким знатным воинам и передавался в княжеском роду из поколения в поколение.

Подписаться на новости

Музеи Московского Кремля

«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным

Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова

14.10.2022

Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя

Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии

26.10.2022

Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?

Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона

31. 10.2022

Арт-вандализм в эпоху хайпа

Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?

31.10.2022

Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола

Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть

07.10.2022

Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции

Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое

21. 10.2022

Сара Виниц: «Я вникаю в то, что я поддерживаю»

Сара Виниц представляет новый тип художественного деятеля, одновременно занимающегося и некоммерческим фондом, и продюсированием. Она рассказала о том, как важно дружить и делиться и где сегодня за рубежом можно показывать русское искусство

17.10.2022

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Робер Лепаж

Культовый канадский режиссер и художник Робер Лепаж, признанный гений современного театра, представляет свое видение Вселенной под названием «Библиотека» не в привычной форме драматического спектакля, а в оригинальном формате театрализованной выставки, для посещения которой необходим шлем виртуальной реальности. Сопровождать зрителя в виртуальном путешествии будет куратор выставки в России, художественный руководитель фестиваля TERRITORIЯ Евгений Миронов.

Сараево и Мехико, Александрия и Вашингтон, Копенгаген и Париж, Средние века и современность… Для Робера Лепажа не существует преград, закрытых тем и недоступных точек на карте. Он с одинаковой легкостью проникает на борт придуманного Жюлем Верном «Наутилуса» или в буддийский храм, в старинное аббатство или Конгресс Соединенных Штатов. И зрители с радостью следуют за ним.

Посетителям выставки предстоит виртуальное погружение в 10 существующих и выдуманных пространств настоящего и прошлого. В проекте использована технология Видео 360° (гарнитуры Samsung Gear VR). Выставка организована
XII Международным фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ совместно с РОСИЗО.

Подробнее о выставке

«Ночь в библиотеке» — это признание в любви самой традиционной институции мировой культуры, сделанное с помощью самой современной визуальной техники. Библиотека — не место действия, а главный герой этой театрализованной выставки, посетители которой наденут шлем виртуальной реальности и отправятся в воображаемое путешествие. В этом путешествии их сопровождает комментатор и проводник — «голосом» русской версии проекта стал художественный руководитель фестиваля TERRITORIЯ Евгений Миронов.

«Ночь в библиотеке» Лепаж посвятил Национальной библиотеке своего родного Квебека, которой недавно исполнилось десять лет — но этот, на первый взгляд локальный, юбилейный подарок вскоре оказался одним из самых популярных мировых гастрольных проектов прошедшего сезона.

Отправным пунктом театральной фантазии Лепажа стала одноименная книга канадского эссеиста Альберто Мангеля. Там, где Мангель видит повод для философских и социологических умозаключений, Лепаж создает феерию виртуальных спецэффектов, в которой участвуют самые красивые библиотеки мира: Сараево и Мехико, Александрия и Вашингтон, Копенгаген и Париж, Средние века и современность — для фантазии режиссера не существует преград, она с одинаковой легкостью проникает на борт придуманного Жюлем Верном «Наутилуса» или в буддийский храм, в старинное аббатство или Конгресс Соединенных Штатов.

В финале путешествия остаются два обнадеживающих вывода. Во-первых, полки, наполненные книгами, — это по-прежнему одна из самых загадочных и соблазнительных вещей на земле. Во-вторых, цифровая эпоха не уничтожает библиотеки, а только подчеркивает многообразие их обликов и функций в современном мире: настоящая библиотека может быть, чем угодно — и политическим клубом, и светским салоном, и музеем, и храмом, и университетом.

В общей сложности посетителям выставки предстоит виртуальное погружение в 10 существующих и выдуманных пространств настоящего и прошлого. В проекте использована технология Видео 360° (гарнитуры Samsung Gear VR).

Канадец Робер Лепаж — один из немногих настоящих визионеров современного театра, выдающийся режиссер, в постановках которого органично соединяются высокое искусство и высокие технологии. Художник-универсал, он успешно работает и в драматическом театре, и в опере, и в шоу-бизнесе, и в экспериментальных форматах — не только как режиссер, но и как актер, драматург, сценарист. В 1994 году Лепаж основал мультидисциплинарную продюсерскую компанию «Экс Макина». Помимо драматических спектаклей Компания выпустила уже несколько мультимедийных постановок. В России творчество Лепажа хорошо знают и высоко ценят, его спектакли неоднократно бывали на гастролях в Москве. На сцене Театра Наций с 2013 года идет его «Гамлет | Коллаж»» с Евгением Мироновым в главной роли.


Режиссёр — Робер Лепаж

Куратор выставки в России — Евгений Миронов

Второй режиссёр и креативный директор — Стив Бланше

Автор, художник, рассказчик английской версии — Альберто Мангель

Рассказчик русской версии — Евгений Миронов

Разработка и реализация выставки «Ночь в библиотеке» — компания «Экс Макина»

Идея — Библиотека и Национальные Архивы г. Квебек

О фестивале TERRITORIЯ

Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры Москвы. Штаб-квартира фестиваля — Театр Наций. Стратегический партнер — Московский музей современного искусства.

Главной целью фестиваля-школы «Территория» всегда было объединение профессионалов театра, танца, изобразительного и музыкального искусства, и создание смотра, который познакомил бы зрителя с наиболее актуальным исполнительским искусством разных жанров. «Территория уже больше десяти лет открывает новые имена, представляет зрителю классику авангарда и экспериментирует с формой.

Куратор выставки в России Евгений Миронов рассказывает о проекте

Региcтрация

ВНИМАНИЕ! Для посещения выставки необходима регистрация. Вход – по билетам в музей.
Билеты приобретаются в кассе музея (все льготы сохраняются).

Продолжительность сенса — 45 минут
Максимальное количество посетителей в каждой группе – 14

Зарегистрироваться

Вы получите письмо с сообщением о регистрации. Это письмо необходимо
показать администратору в билетной кассе музея при покупке билета.

Незарегистрированные посетители смогут посетить выставку при наличиии свободных мест

«Sleek: The Art of the Helmet» ищет художников

Прием заявок завершен. Sleek: The Art of the Helmet», в котором рассказывается об искусстве создания гоночных шлемов и историях их дизайна. Музей предложит отобранным художникам гонорар в размере 500 долларов. Художница из Индианаполиса Амиа Мимс будет приглашенным куратором выставки.

Всего на выставке будет представлено 27 шлемов, девять шлемов из истории гонок, девять шлемов нынешних гонщиков, а последние девять будут заказаны местными художниками. Художники должны создать шлем на тему «Если бы вы были водителем, что бы представляло вас на вашем шлеме?». Художники могут использовать свои собственные уникальные материалы, процесс и стиль, и им не нужно включать изображения гонок.

Требования к кандидатам

Для участия в этой программе художники должны:

— Быть в возрасте 18 лет и старше

— Работать профессиональным художником или в команде художников

— Проживать или иметь очень тесные связи с центральной Индианой

— Готовность выполнять все договорные обязательства и придерживаться строгого графика

— Художники, работающие в сфере 3D и дизайна, имеют право подать заявку

Соображения и требования к художественному оформлению

Художникам будет предложено создать шлем INDYCAR с изображениями и материалами по их выбору. Изображения не обязательно должны быть связаны с гонками. Этот проект призван продемонстрировать оригинальные стили и самовыражение художников Индианы. Хотя изображения гонок не являются обязательными, если художник решит их включить, они могут не относиться к конкретной гонке, а скорее отражать гоночную культуру в целом и ее важность в Индианаполисе. Музей может посоветовать художникам, как правильно использовать фотографии, защищенные авторским правом, и другие гоночные материалы при наличии необходимых разрешений.

Завершенные работы должны соответствовать следующим стандартам:

-Шлем: необходимо использовать шлем, предоставленный музеем. Его размеры 12″ в x 10″ в x 10″ в.

-Вес: финальный шлем должен весить не более 30 фунтов

-Материалы: Художники не ограничены 2D материалами, однако любые 3D элементы не должны выступать более чем на 2″ от поверхности шлема

-Содержимое: Художественное произведение должно подходить для любой аудитории и любого возраста

-Учтите: несмотря на то, что общая тема этого проекта — личное самовыражение, рассмотрите возможность выбора темы и/или темы, с которыми зритель может связаться и захотеть приобрести, в качестве цели шлемы будут проданы с аукциона в конце выставки.

Процесс отбора при поддержке Indy Arts Council будет проводиться комиссией, и художники будут уведомлены до 1 мая. gmail.com 

Выставка «Sleek: The Art of the Helmet» откроется в Музее гоночной трассы Индианаполиса в июле 2022 года.

 

Древний бронзовый шлем Художественный музей древних доспехов

  • Нажмите, чтобы увеличить

Звездный продавец

Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.

|

1772 продажи
|

4,5 из 5 звезд

€320,00

Загрузка

Мало на складе

Включены местные налоги (где применимо)

Осталось всего 9 и в 1 корзине

Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.

Исследуйте связанные категории и поиски

Внесен в список 19 сентября 2022 г.

107 избранных

Информация о продавце

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручная работа

не винтаж (20+ лет)

не принадлежности для рукоделия

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Арт музей шлем: Форма княжеского шлема переопределила его содержание
Scroll to top