Содержание
Поэтика рассказов Л. Андреева, Учебное пособие
метки:Жизнь, Андреев, Писатель, Фивейский, Человек, Война, Безумие, Произведение
Работал в разных эпических жанрах (повести, рассказа, романа).
На всем продолжении творческого пути писал рассказы.
Был сосредоточен на проблемах экзистенциального характера: проблеме одиночества, отчуждения, обезличивания человека («Большой шлем»), детерминации («Стена»), свободе и смысле жизни («Рассказ о семи повешенных»).
Художественное решение данных проблем обусловлено антиномичностью мышления писателя, т.е. видением мира в постоянной борьбе противоположностей: божественного и сатанинского, светлого и темного, доброго и злого. Обостренное чувство контрастов продиктовано и моделирование жизненных коллизий, структур характеров персонажей в аспекте борьбы противоположностей. Контраст жизни он рассматривал как универсальный закон бытия. Этот мировоззренческий принцип стал основой эстетики диссонансов и экспрессионистического письма писателя.
Главный герой прозы Андреева – это «человек вообще», т.е. обыкновенный человек, представленный в обыденной жизни.
В первый период творчества (с 1898 по 1906 (год смерти жены) было создано более 70 рассказов. Сюжетообразующий стержень этих произведений – событие, нестандартные ситуации. Линия поведения героев рассказов Л.Андреева очень часто определялась не внутренней логикой характеров персонажей, что отличает поэтику характеров в литературе критического реализма, а логикой реализации авторской идеи, которую писатель «вколачивает в сознание читателей» (М. Горький).
Такой подход отвечал модерной стратегии творчества, экспрессионистскую стилевую линию которой постепенно разрабатывал писатель.
Рассказы «Баргамот и Гараська», «Ангелочек»относятся к типу рождественских и святочно-пасхальных. В основе поэтики рассказов этой жанровой модели – нестандартная ситуация, стиль трогательно-сентиментальный, несколько ироничный. Сюжет таких рассказов предполагает добрый финал. Это поучительные и размягчающие сердца истории. Данная жанровая форма, особо популярная в конце Х1Х-нач. ХХ века, отличается смысловой емкостью и христианско-философским универсализмом основной идеи.
«Пенька на даче». Обратим внимание на одну из особенностей поэтики рассказа: кольцевую композицию, выполняющую смысловую нагрузку. Возвращение героя в прежнее состояние – характерная особенность действия рассказа Л.Андреева, отвечает экзистенциальной направленности художественного мышления писателя, подчеркивающего замкнутый характер существования героя, отсутствие выхода из сложившейся ситуации.
7 стр., 3468 слов
философская проблематика и система образов рассказа Л. Андреева «Иуда Искариот»
… философской проблематики и системы образов рассказа Л. Андреева «Иуда Искариот» 3.1. Основные морально-нравственные идеи рассказа и характер их подачи в рассказе…………………………………………………………………………………….47 3.2. … Блок. Он пишет об Андрееве («Памяти Леонида Андреева») в 1919 году после смерти писателя, на закате своей жизни, наконец, после того, …
Андреев стремился преодолеть рамки бытописательской литературы, обращается к экзистенциальной проблематике, сквозь призму быта стремится увидеть сущностное. Писатель сосредоточен на поиске средств и приемов, которые могли бы разомкнуть объективно-эмпирические рамки художественного мира и вывести читателя на более высокий уровень обобщений.
Рассказ «Большой шлем»(1899).
Центральный мотив – мотив одиночества человека среди людей. Главный герой – Николай Дмитриевич Масленников умирает за карточным столом, когда ему выпало «игроцкое» счастье — «большой шлем». Оказывается, что его партнеры, с которыми он регулярно встречался для игры в карты, не знают, где он жил. В рассказе нет сюжетного действия как такового. Все сфокусировано в одной точке – карточной игре. В центре композиции – обстановка игры, отношение к ней участников как к ритуалу. Характеры персонажей едва намечены (индивидуальности отличаются манерой игры).
Автор преднамеренно не раскрывает характеры в сюжете, так как герои не открыты друг для друга. Этот прием подчеркивает их отчужденность.
В 900- е годы во многих рассказах Л. Андреев поднимает проблему обусловленности человеческой судьбы роком. Она стала центральной в аллегорическом рассказе «Стена», поэтика которого во многом определяется актуализацией приема гротеска. Аллегорический способ повествования рассказа предполагает активность человеческого восприятия: все приемы письма обязывают читателя дорисовывать картину, данную в общих линиях. Для стиля характерен минимум пластического изображения, словесного описания, максимум эмоционального напряжения.
Рассказ «Красный смех». В нем писатель находит свой ракурс в изображении трагедии русско-японской войны и реалий «войны вообще», свои пути проникновения в духовный мир человека. Этот рассказ показателен в плане характеристик экспрессионистской эстетики и поэтики прозы Л. Андреева.
Особенности экспрессионистской поэтики: четкое композиционное членение (2 части по 9 отрывков), тема безумия и ужаса войны нагнетается постепенно (от впечатлений звукового и цветового ряда в 1 части во 2 переходит к историко-философским рассуждениям героя, действующим на разум и возбужденное сердце читателя), использование приема символизации.
Л.Андреев. Повесть «Жизнь Василия Фивейского»
В 1903г. Андреев создал повесть «Жизнь Василия Фивейского», где в оригинальной форме, оптимально соответствующей материалу, в новом аспекте решает проблему «человека и рока». Большинство современных Андрееву критиков оценивали произведение как самое значительное у писателя. Однако противоречивые оценки произведения обусловлены не только различиями идейно-эстетических подходов критиков, но и сложностью содержания повести, неоднозначностью ее идей и образов.
Для выявления концепции в совокупности всех ее антиномий следует проанализировать структуру. Повествование повести строится по модели жития: очень сдержанно, даже несколько суховато писатель передает последовательность фактов биографии героя — отца Василия от рождения до смерти.Сюжет дан как трагический путь осмысления героем своего «Я» в соотнесении с роком. Несчастье, обрушившееся на о. Василия, казалось, нарушают меру возможного. Над всей жизнью его тяготел суровый и загадочный рок… Утонул в реке сын, второй рождается идиотом, пьяная жена поджигает дом и в нем сгорает. Изменения в сознании героя, происходящие под влиянием судьбы, раскрыты через отношения к Богу и вере. Именно направленность эволюции сознания о. Василия помогает осмыслить идею повести.
27 стр., 13235 слов
Повесть Леонида Андреева Иуда Искариот: ‘Психологическая …
… всем, что касалось темных сторон жизни, противоречий в душе человека, брожений в области инстинктов, — он был жутко догадлив». Л. Андреев — автор повестей «Иуда Искариот» (1907), «Мои … начале 1900-х годов Леонид Андреев, пожалуй, самый известный, скандальный писатель в стране. В эти годы появляются рассказы «Бездна», «В тумане», «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейского»(1903), «Красный смех» …
В начале он выглядит как заурядный человек, который всегда чувствовал себя одиноко среди людей, о святости его говорить не приходится. Андреев раскрывает характер героя, противопоставляя его Ивану Копрову — человеку самоуверенному, ограниченному, но удачливому в жизни в отличие от Фивейского, а потому всеми уважаемому и считающему себя избранным среди людей.
В первых главах Фивейский рядом с ним жалок, смешон и недостоин уважения в глазах прихожан. В средине повести, после перенесенных личных бед, Фивейский обращается к познанию мучительной жизни прихожан, подолгу исповедует их, констатируя маленькие грехи и «большие страдания». В сознании Василия происходит перелом, который проявляется в изменении религиозного мировосприятия. Мир для него был тайной, где царил Бог, ниспосылающий людям радости и горе. Впервые он задумался над своей верой, когда утонул его первенец Вася, а попадья, не выдержав горя, сделалась пьяницей. Постепенно от случая к случаю вера ставится под сомнение. В процессе борьбы с собой за и против веры, меняется его облик: он становится непреклонным и суровым, просыпается его «другая душа», «всезнающая и скорбная». И тогда Копров впервые в жизни увидел, что отец Василий выше его ростом; он начал приглядываться к знаменскому попу с тревожным уважением.
В третий раз к антитезе Фивейский – Копров Андреев обращается в конце повести: отец Фивейский уже при жизни становится похожим на святого – человекобог или человек, отдавшего свою жизнь на свершение дел всевышнего. Копров начинает бояться о. Василия, бояться жизни, бояться смерти. В противопоставлении Фивейский – Копров содержится и сопоставление, и одновременно полемика со священным писанием, с житийной литературой. Канонизированные святые святы по своей природе, а их «жития» должны эту святость обнаружить. Отец Фивейский делается святым, пройдя путь познания страданий и грехов человеческих. Представление о Боге как носителе справедливого мироустройства развенчивается у героя в процессе познания жизни. Образ сына-идиота символически выражает все роковое и непостижимое для человеческого ума зло, которое со всех сторон окружает о. Василия. Герой бессилен перед роком, жизнь представляется уже не гармонией, а хаосом, в котором не может быть целесообразности, т.к. сама вера бессмысленна.
История жизни Фивейского демонстрирует, как человек силой своего духа противостоит слепому хаосу жизни, не благоприятному для веры стечению трагических обстоятельств, и в величайшем поражении своем, и в самой своей смерти он остается несломленным: «как будто и мертвым продолжал он бежать».
Прослеживая изменения в сознании героя, автор более всего сосредоточен на его внутреннем мире. Психологизм Л.Андреева отличается от Толстого, объясняющего и договаривающего за героя его мысли и чувства. Достоевский, как известно, давал возможность увидеть душу персонажа в разрезе. Он выявлял сосуществование нескольких стихий, скрытых от соучастников действия, неподвластных самому персонажу и проявляющихся под влиянием внутренних импульсов, кажущихся на первый взгляд нелепыми и случайными. Андреев идет иным путем. Не воссоздавая последовательности развития психического процесса, как это делали Толстой и Достоевский, Андреев останавливается на описании внутреннего состояния героя в переломные моменты его духовной жизни, предлагая результативную характеристику этого этапа, своего рода авторское обобщение, тесно слитое с ощущениями и размышлениями самого героя. Весь психологический портрет о. Василия составляет при таком способе анализа несколько «фрагментов» и в каждом идет разговор о новой грани отношения героя в вере. Духовная драма о. Фивейского конструируется с помощью двух приемов: перехода рассказа автора во внутренний монолог героя и авторского вторжения в речь героя. Следует учитывать, что общая концепция произведения гораздо шире, чем результат мировоззренческой эволюции о. Василия. Несмотря на то, что герой в процессе внутренней динамики пришел к духовному и физическому краху, утверждая идею бессилия человека перед «судьбой», «роком», которая связывалась в его сознании с божественным началом, Андреев всем строем произведения утверждает мысль о необходимости мужественного и бесперспективного противостояния детерминации. Вот почему критики писали о нем как о героическом пессимисте.
6 стр., 2779 слов
ВОЙНА И МИР» АНАЛИЗ РОМАНА
… внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» … благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также … помещичьего крепостного хозяйствования и выдвигает как идеал жизнь патриархального крестьянства. С несомненной симпатией показана Толстым …
Основные элементы авторского стиля в повести «Жизнь Василия Фивейского» те же, что и в других произведениях 90-х – 900 годов: острая философско-этическая тема, концентрирующая внимание на взаимодействии человеческого духа, мысли и действительности; герой обычной судьбы, поставленный в необычное положение, где с наибольшей силой выявляются его метафизические искания; экспрессивная манера повествования, при которой большое внимание уделяется мыслям и чувствам автора, его субъективным оценкам, его концепции мира, выдвигаемой художественной логикой произведения на первый план. Авторскому началу, так много значащему у Андреева, подчинен композиционный строй повести и особенно его конец, на который как всегда у писателя падает философско-смысловая нагрузка. Тональность повествования отличается сочетанием размеренности, стилизованной под житийную литературу с напряженной экспрессивностью.
«Красный смех»
Андреев ищет свои ракурсы изображения современной действительности, свои пути проникновения в духовный мир человека. Когда вспыхнула русско-японская война, он откликнулся на нее рассказом «Красный смех» (1904) пронизанным пацифистским протестом против бессмысленной бойни. Он прозвучал сильнее, чем художественные очерки с маньчжурский полей. «Красный смех» — на редкость цельное по силе и яркости впечатления, стройное и строгое по художественной организации произведение. Поиски Андреева в области экспрессивного стиля достигли в «К.с.» своего высшего выражения. То, что в «Жизни Василия Фивейского» было одним из элементов повествовательной манеры, в «К;. С.» становится первоосновой повествования и приобретает черты художественной отточенности.
11 стр., 5341 слов
Эмоции и их роль в жизни человека
… влияния их на организм человека, а также роли эмоций в жизни человека В первой части мы рассмотрим некоторые существующие … свое поведение. В третьей части будут обозначены основные функции эмоций, их роль в жизни человека. 1.Природа эмоций. Теории эмоций … и субъективное качество. Вопрос о роли эмоций в жизни человека пронизывает всю психологию эмоции. Чаще всего исследователи склоняются …
Рассказ с подзаголовком «Отрывки из найденной рукописи» имеет четкое композиционное членение. Он состоит из 2 частей, в каждую входит по 9 отрывков, последний – 19 исполняет роль эпилога. Первая часть представляет собой живописную и музыкальную картину бессмысленных военных действий, воспроизведенных младшим братом со слов старшего. Вторая часть – смешанная: в ней вперемешку даны военные картины, реальные события жизни тыла, связанные с войной, вести с войны, фантазии и сны младшего брата. Наименование главы – «ОТРЫВОК» — ориентирует читателя на разомкнутое повествование: между отрывками существует намеренно ослабленная сюжетно-фабульная связь, каждый из них имеет относительную самостоятельность и соединен с целым идейным подтекстом. Сами отрывки не однородны по внутренней структуре. Большинство из них – отрывки – наблюдения, впечатления от виденного очевидца войны — старшего брата.
В каждой части есть отрывки, которые выполняют функцию рефренов, и необходимы для того, чтобы в стремительном нагромождении картин, в хаосе мыслей и чувств дать возможность на минуту остановиться (способствуя осмыслению, переключению впечатлений) (3,7,17).
В первой части картины войны и впечатления даются по степени возрастания сложности и самих картин, и впечатлений от них. Первые два отрывка почти исключительно зрительные: цветовые и световые. Передан внешний факт – военный поход под лучами палящего солнца. Участники похода поглощены его тяжестью, ослепляющим жаром солнца, истребляющим ум, чувство силы. Это «красный» отрывок: красное солнце, воздух, земля, лица. В мире царит красный цвет всех оттенков. Люди, бредущие под «обезумевшим» солнцем – «глухи, слепы, немы».
Автор создает у читателя ощущение «безумия и ужаса»: нет смысла в походе, есть слепящий красный цвет, опустошающее красное безумие. Второй отрывок дает более сложную картину. Речь идет о трехсуточном бое. К солнечно-красному цвету и свету рваного мяса автор прибавляет бело-черную гамму – цвета времени: трое суток боя показалось участникам одними длинными сутками с чередованием цветовых оттенков и переходов от черного к темному – светлому и обратно. Все цвета, слова, движения воспринимаются «как во сне»: это состояние, рожденное войной. Тема «безумия и ужаса» все более нагнетается и закрепляется в словесно-образной форме, фиксирующей не физиологическое, но идеологическое содержание темы ВОЙНЫ. Андреев дает достоверную психологическую мотивировку проявления этого символического словесного образа: гибнет юный фейерверкер: на месте снесенной осколком головы фонтаном бьет веселая алая кровь. Эта нелепая и страшная смерть осмысляется как квинтэссенция войны, самая ее сущность: «Теперь я понял, что было во всех этих изуродованных, разорванных, страшных телах. Это был красный смех. Он в небе, он в солнце, и скоро он разольется по всей земле».
За двумя первыми отрывками, играющими роль зачина, увертюры ко всему рассказу, следует остановка – рефрен (3 отрывок).
Он подкрепляет тему первых двух отрывков. В 4 отрывке автор скрещивает мотив «чистого безумия» (военный эпизод) с мотивом военно-патриотического сумасшествия. Казалось нельзя увеличить кроваво-красную гамму первых двух отрывков, но Андреев продолжает ее обогащать. Тема «красного смеха» развивается по восходящей цвето-световой линии. Одновременно она получает новое «боковое развитие»: обезумевшее от цвета и запаха льющейся крови попадают во власть сумасшедшей мечты: получить орден за храбрость. Это ли не идейное проявление «красного смеха»!
10 стр., 4813 слов
Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека
. .. этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального … Э.Я.Каплан, В.Н.Артамонов, 1990). Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление …
Бессмысленно-патриотические призраки, рожденные в сознании гибнущих людей, автор окрашивает в новые тона – зловещие, желто-черные, исполненные ожидания и тревоги (желтое лицо смертельно-раненного, мечтающего об ордене, желтый закат, желтые бока кипящего самовара; черная земля, тучи, черно-серая бесформенная тень, поднимавшаяся над миром, именуемая «Это» ).
Пятый отрывок – эпизод ночного спасения раненых с покинутого поля боя – резко контрастирует с предыдущими: взамен панической динамики в нем — беззвучная статика. Краски те же, но не агрессивные, а угрюмо-тоскливые. В следующем отрывке впечатление повествователя подкрепляются мнением сумасшедшего доктора. По ходу повествования все большее значение приобретает тема довоенного нормального мира. Тема дома, контрастирующая с темой войны, становится центральной в 8 отрывке: безногий герой возвращается домой. В доме ничего не изменилось, необратимо и страшно переменился хозяин, для которого над всей землей царит «красный смех».
В 9 и 10 отрывках переданы попытки старшего брата вернуться к прежнему быту, творчеству. Андреев тонко обыгрывает мотив тщетности таких усилий. В конце первой части Андреев развивает мотив безумия в духе гаршинского «Красного цветка»: чуткий человек в безумном мире не может остаться здоровым психически, что есть свидетельством нравственной чистоты, внутренней силы.
В событийный пласт повествования 2 части включены знакомые по первой части военные эпизоды, впечатления участников войны, события жизни тыла. Однако функция событийного компонента иная. Если в 1 части события воздействовали на зрение, слух, что приводило к чувственному воссозданию эмоционального облика войны. То теперь они становятся аргументами в историософских рассуждений героя, действуя на разум и возбужденное сердце читателя. Состояние безумия социальной жизни в повести трактуется шире самой темы войны. По отношению войны оно раскрывается как родовое понятие и означает патологическое состояние мира и сознания человека, несущего в себе гибель человечеству. Исторические аналогии расширяют художественное время повести до вечности, подчеркивая, что предметом изображения является вечная оппозиция «жизни и смерти». Всеобщее в предмете изображения подчеркивается и топосом художественного пространства произведения. Герои чувствуют и видят воздух, небо, землю. Место действия не имеет никаких национальных и географических примет. Андреев повествовал о войне не в социально-политическом аспекте, а воссоздал ее обобщенный, эмоционально-выразительный психологический портрет.
С начала ХХ века Андреев работал в жанре драматургии. Его пьесы неоднородны по показателям метода, стиля и жанра. Первые две пьесы «К звездам» (1905) и «Савва» (1906) написаны в традициях реалистической драмы. Первая пьеса в его второй редакции (первая редакция – 1903) носила следы полемики с пьесой Горького «Дети Солнца». Действие пьесы проходит в горах неизвестной страны. Революционное настроение в долине подавлено, и русские революционеры скрываются в обсерватории крупного ученого Терновского. Его сын Николай руководит восстанием. Противопоставлены позиции отца и сына. Андреев противопоставляет две силы, преображающие жизнь общества: силу научного и революционного подвига. Творческой одержимостью ученых и революционеров окрашен «путь к звездам», который непременно сопровождается потерей, кровью. В пьесе «Савва» Андреев решает традиционную для его творчества экзистенциальную проблему выбора, проблему добра и зла, веры и неверия. Центральная проблема – проблема терроризма, насилия человека человеком. Стремясь изменить мир, человек не останавливается перед пролитием крови. В драматическом произведении автор исследует сознание человека, сосредоточенного только на идеи насилия. Автор отвергает этику, опирающуюся на традиции Раскольникова, противопоставляя ей христианскую этику как абсолютную.
3 стр., 1391 слов
Роль общения в жизни человека
… Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В … назад: «… Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия … Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам …
В начале ХХ века Андреевым была задумана драматическая пенталогия из пяти пьес: «Жизнь Человека», «Церь-Голод», «Война», «Революция», «Бог, дьявол и человек» — цикл о жизни человеческой. Андреев ориентировался на картины немецкого художника Альберта Дюррера, создавшего серию картин о жизни человека. Из пяти Андреев написал только две («Жизнь Человека» и «Царь-Голод»).
Резкая критика поколебала замысел. Принципы драматургии Андреев изложил в двух статьях о драме – «Письма о театре».
Жизнь человека была задумана как синтез мыслей о человеке вообще и его отношений с судьбой, как формула жизни, выполненная приемами схематизации и стилизации (Ю.Бабичева).
Пьеса строится на внутреннем противопоставлении между прологом и пятью картинами, освещающими этапы жизни Человека (1.— рождение; 2 – молодость, любовь, бедность; 3 – зрелость и достижение богатства, славы, обнажения мнимых ценностей в остро гротескной картине Балла у человека; 4 – несчастье, закат; 5 – смерти).
Кульминация – бал; кульминация возможности жизни-творчества. Смысл жизни – в любви и творчестве. Успех человеческой жизни писатель оценивает неоднозначно, толкуя его и как проявление мещанской морали (констатация гостями золотых рам картин Человека).
Концепция пьесы согласуется с экзистенциальной концепцией жизни как пути, финал которого – смерть. Но путь, несмотря на его фатальный и трагический конец, оправдывается писателем. Отсюда героико-пессимистический пафос пьесы. Сопровождает этот путь Некто в сером, персонифицированный образ детерминации (обусловленности жизни).
Признаки экспрессионистического стиля:
Андреев раскрывает в человеке не индивидуальное, а родовое и видовое, тем самым, прибегая к депсихологизации. Он синтезирует, а не анализирует. Все элементы структуры текста подчинены предельному концентрированию. Центральная тема, вынесенная в название, аргументируется множеством картин, нагнетающих настроение. Основные приемы – схематизация, гротеск, контраст. Повышена функция символики и цветосимволики. Символические образы свечи, розы в петлицах – это эмблемы, так как их смысл конвенционален, однозначен. Характерна речь персонажей. В ней также отсутствуют признаки индивидуализации. Она условна, построена на аффектации, преувеличении определенных состояний.
1 стр., 500 слов
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
… когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. … личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций. Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь … эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего …
В противоположность импрессионизму с его богатством оттенков, полутонов, переходов, он иллюстрирует резкое, контрастное, сигнализирующее своей парадоксальностью письмо, достигающее плакатной выразительности. Плакатностью обобщений (особенно в «Царь-Голоде» Андреев предваряет искания В.Маяковского – автора «Мистерии-буф».
Проблема вырождения в рассказе В. Набокова «Дракон»
Русская литература | Филологический аспект №6 (50) Июнь 2019
УДК 82-32
Дата публикации 30.06.2019
Лебедева Виктория Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», vikkktoria2@yandex. ru
Аннотация: В своем творчестве В. Набоков уделяет большое внимание проблеме метафизической смерти, среди проявлений которой не только деградация отдельно взятой личности, но и вырождение цивилизации и культуры. В одном из своих ранних рассказов писатель переосмысляет миф о рыцаре и драконе, помещая его в современные декорации и превращая в трагифарс. Сражение героя (нанятого циркового артиста) и чудовища (малодушного, испуганного и похмельного) инициируется там двумя конкурирующими табачными фирмами. Одной из основных в рассказе выступает оппозиция «вековые традиции vs мещанство», и последнее одерживает верх, а высокие смыслы профанированы уже давно.
Ключевые слова: метафизика, миф, ранние рассказы В. Набокова, оппозиция, танатология
The Problem of Degradation in the Story “The Dragon” by V. Nabokov
Lebedeva Viktoriya Yuryevna
PhD in Philology, Associate Professor at the Department of the Foreign Languages and Methods of Teaching, Bunin Yelets State University
Abstract: In his creative works, V. Nabokov pays great attention to the problem of metaphysical death. The manifestations of it are not only the degradation of an individual, but also the degradation of civilization and culture. In one of his early stories, the writer rethinks the myth of the knight and the dragon, placing it into modern context and turning it into tragifars. The battle of the hero (the guest circus artist) and the monster (cowardly, frightened and hung over) is initiated by two competing tobacco companies. One of the main oppositions in the story is the opposition between centuries-old traditions and philistinism, and the latter has triumphed, while high meanings have been profaned for a long time.
Keywords: metaphysics, myth, V. Nabokov’s early stories, opposition, thanatology
Проблема Танатоса рассматривается В. Набоковым с разных сторон — в своем творчестве он уделяет значительное внимание и физической, и метафизической мортальности. Одно из проявлений последней в художественном мире писателя — духовная и культурная энтропия. В лекции о «Дон Кихоте» Набоков, говоря об «эволюции эпической формы» (от поэм Гомера, «Божественной комедии» Данте и «Потерянного рая» Дж. Милтона к роману Сервантеса), применяет интересную образность: «Ее [эпической формы — В.Л.] метрическая кожа сползает, стопы привыкают к пешей ходьбе, и от крылатого эпического чудовища и занимательного прозаического рассказа внезапно рождается плодовитый гибрид — довольно-таки ручное млекопитающее» [4, с. 484]. Идею о своеобразной эволюции эпического чудовища Набоков обыграл многими годами ранее в одном из своих первых, не опубликованных при жизни рассказов, «Драконе» (1924). Там он, по словам Б. Бойда, продолжает пробовать разные приемы, «все еще не зная точно, как преодолеть границы реализма и передать тайну и необычность сущего» [1]. Писатель помещает широко известный мифологический сюжет сражения героя с драконом в современность, и тот относительно выдержан — человек в латах побеждает, кровожадное чудовище погибает, — однако, по существу, имеет место трагифарс. По справедливому наблюдению О. Дмитриенко, «соприкасаясь с мифологическими системами, Набоков прибегает к вольным импровизациям на традиционно-мифологические сюжеты либо использует их как смысловую матрицу, творя миф нового времени» [2, с. 33].
Дракон в рассказе чрезвычайно пуглив — несколько веков назад он стал свидетелем гибели от руки рыцаря своей могучей матери, наводившей ужас на окрестности. После этого существо надолго спряталось в пещере, питаясь редкими неосторожными путниками и собаками, но чаще — крысами, летучими мышами и плесенью. Голод и желание более «качественной» пищи в какой-то момент возобладали над страхом, и он, выбравшись из логова, попал к ночи в большой фабричный город, куда его манил запах «толп». Там, съев несколько пьяниц, дракон из-за этого захмелел сам и крепко уснул.
Грядущая же битва рыцаря с чудовищем обусловлена непрекращающейся войной двух табачных компаний — «Чудо» («соорудившей» также «образцовый кабак» на окраине) и «Большой шлем», чье название, возможно, отсылает к одноименному рассказу Л. Андреева, посвященному, среди прочего, проблеме метафизического измельчания человека: «Между ними горела давняя изощренная вражда, о которой можно было бы написать целую эпическую поэму» [3]. Соперничество проявлялось во всем, начиная от рекламы и заканчивая отношением к рабочим, однако чьего-то явного перевеса не наблюдалось. Помещая в такой контекст понятие эпической поэмы, автор прямо указывает на профанацию высоких смыслов и культурное вырождение. Битва добра со злом низводится до конкуренции злишка со злишком — курение в набоковском дискурсе имеет негативную коннотацию, являясь элементом того, что можно назвать «аддиктивной тетрадой», наряду с алкоголизмом (табачная фирма в рассказе «соорудила» и кабак), наркоманией, игроманией, — и семантически пребывает оно на танатологическом поле.
Когда фабрикант из фирмы «Чудо» узнал о появлении на ночной улице спящего живого дракона, «никаких других чувств в нем не возбудило, кроме страстного желания, которым он во всем руководился: победить вражескую фирму» [3]. Дойдя с кабатчиком до спящего чудовища, они сперва увидели стоявшего на голове полицейского, — впоследствии выяснилось, что тот, натолкнувшись на дракона, от страха перевернулся и окаменел. Казус со стражем порядка призван в очередной раз показать трагикомическую искаженность мира, представленного в рассказе, — впоследствии Набоков в своем творчестве будет неоднократно использовать перевернутый образ (термин Ю. Лотмана) в танатологическом ключе.
Очевидно, что трусоватый дракон вовсе не безобиден и имеет явную мортальную силу — однако это не смущает кабатчика и фабриканта (последний сравнивается с гориллой, что указывает на его собственный метафизический распад — «антиэволюцию» от человека к животному). Они оклеивают чудовище «цветистыми рекламами», и наутро его похмельное шествие по городу вызывает фурор. Сам он этому совсем не рад — помимо плохого самочувствия, им овладел «острый стыд, мучительная робость существа, впервые попавшего в толпу». Просто убежать «было бы еще стыднее, — и потому он продолжал мрачно шествовать через город» [3]. Знаменательно, что обыватели, в отличие от окаменевшего полицейского, фабриканта и кабатчика (и, возможно, помогающих им рекламщиков, отгоняющих любопытных), не опознают в нем настоящего дракона, считая его куклой, управляемой то ли людьми, то ли механикой. Это уже изъяны их собственного сознания, воспринимающего мир как пространство вне глобальных добра и зла, вне смерти, наполненного незамысловатыми и подконтрольными — это важно — развлечениями. О подобном отношении к реальности Набоков пишет в стихотворении «Электричество» (1925), созданном немногим позднее рассказа «Дракон»: «Играй, реклама огневая, / над зеркалами площадей, / взбирайся, молния ручная, / слова пылающие сей. <…> В цветах волшебного пожара / попроще что-нибудь пиши, / во славу ходкого товара, / в утеху бюргерской души. <…> И не погибель, а погоду / ты нам из рупора вещай» [6]. «Пылающим словам» рекламы в стихотворении противопоставлены огненные письмена на пире Валтасара, а «молнии ручной», рождаемой электричеством, — подлинная молния, названная «неземной» и заставляющая вспомнить «Божье пламя» — по всей видимости, в его апокалиптическом значении.
В «Драконе» столь явных оппозиций нет — разве что вид готического собора возбудил в чудовище «неприятнейшие воспоминания». Показывая мир, точнее, мирок, духовно подчиненный тьме, автор использует псевдооппозиции — условное противостояние явлений, семантически пребывающих на одном, танатологическом, поле. Это можно сравнить, например, с черными и белыми квадратами на шахматной доске (такой образ занимает принципиально важное место в знаменитом набоковском романе «Защита Лужина», описывающем судьбу игромана). В «Драконе» трусливому чудовищу, которое само ведет себя как обыватель (выбравшись в кои-то веки из своей норы, он объелся, напился, завалился спать на улице, а теперь со стыдом и похмельной мукой ковыляет домой) противостоит фарсовый, ряженый рыцарь — цирковой наездник, выступающий с номером «Турнир» (Набоков-автор, как известно, недолюбливает театральщину, что особенно заметно по роману «Приглашение на казнь»). Артиста нанял хозяин конкурирующей табачной фирмы по совету подружки — канатной плясуньи с «кукольными глазами» (параллелизм человека и вещи также актуализирует проблему метафизической смерти в набоковском дискурсе, свидетельствуя об укорененности автора в традицию). Псевдорыцарь, одетый точно так же, как тот подлинный, что много лет назад убил свирепую драконью мать, возник перед чудовищем в сопровождении оруженосцев: в их роли были одетые пажами женщины (еще один перевертыш), а «на картинных, наскоро сделанных знаменах стояло: “Большой шлем”, “Курите только “Большой шлем””, ““Большой Шлем” побеждает всех”» [3]. Можно заметить, что в названиях обеих табачных фирм также имеются отголоски мифа о битве героя с таинственным чудовищем, а в последнем рекламном слогане сокрыт черный сарказм — курение разрушительно для всех без исключения людей.
Псевдорыцарь из цирка должен был проткнуть копьем то, что фабрикант №2 и его окружение посчитали резиновым чучелом. Однако конь по приближении к дракону почувствовал неладное и встал на дыбы. Наездник «бухнулся на асфальт, так загремев, словно выбросили из окна всю кухонную посуду» [3]. Дракон этого не видел, так как при первом же движении рыцаря пустился наутек, по пути «давя рассыпающихся людей», и, добравшись до пещеры, умер (по всей видимости, от сердечного приступа).
Б. Бойд в свое время выразил предположение, что «незамысловатая притча Набокова опровергает представление о жизни как о борьбе за выгоду <…>, убивающее все, что есть в этом мире чудесного» [1]. Мы, однако, полагаем, что в произведении означена также проблема метафизического вырождения, которое, по мнению писателя, неизбежно — позднее в своем эссе «Пошляки и пошлость» он высказался так: «Как правило, мещанство возникает на определенной ступени развития цивилизации, когда вековые традиции превратились в зловонную кучу мусора, которая начала разлагаться» [5, с. 389]. Как можно заметить, автор напрямую использует здесь танатологическую образность. Оппозиция «вековые традиции vs мещанство» является одной из основных в «Драконе», и последнее одержало верх — исходом смертельной битвы становится пиррова победа одной табачной (читай — несущей гибель) компании над другой, а высокие смыслы профанированы там давно. Современник В. Набокова Т.С. Элиот в свое время завершил свою поэму «Полые люди» предположением, что мир кончится не «взрывом», а «всхлипом», — можно предполагать, что в «Драконе» подспудно заложена схожая эсхатологическая идея.
Также, несмотря на фарсовость происходящего и довольно легкомысленное отношение к Танатосу со стороны персонажей-обывателей, автор дает понять, что смерть — рядом с ними, часто неслучайно-случайна (в рассказе она настигает «пронырливых путешественников», ищущих сталактитов в драконьей пещере, разбойника, пытавшегося там скрыться, трусливого полицейского, пьяниц и праздных зевак) и всегда неизбежна.
Список литературы
1. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы [Электронный ресурс] URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/bio/bojd-nabokov-russkie-gody/vhodit-muza.htm (дата обращения: 10.06.2019).
2. Дмитриенко О. А. Мифопоэтика ранних рассказов В. В. Набокова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. Тверь: Изд-во ТвГУ. 2014. № 1. С. 30-34.
3. Набоков В. В. Дракон [Электронный ресурс] URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/rasskaz/drakon.htm (дата обращения: 10.06.2019).
4. Набоков В. В. Мигель де Сервантес Сааведра (15471616). Из лекций о «Дон Кихоте» / Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 1998. С 481-507.
5. Набоков В. В. Пошляки и пошлость / Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 1999. С. 389-393.
6. Набоков В. В. Электричество [Электронный ресурс] URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/stihi/355.htm (дата обращения: 10.06.2019).
← Предыдущая статьяДжулиан Барнс и Иэн Макъюэн: по дороге из Эммауса в Акраганте через Дуврский берег
Следующая статья →Ксенонимы французской культуры в англоязычном тексте
Расскажите о нас своим друзьям:
Grand-Slam Последние новости, Главные новости
Grand-Slam Последние новости, Главные истории — Все новости и аналитика о турнирах Большого шлема
- Новости
- Поиск
Всего 459Найдены результаты «большого шлема».
Swiatek надеется завершить год победой WTA Finals
Самсонова обыграла Чжэн и завоевала титул чемпиона Токио
Swiatek говорит, что «нет предела» после триумфа US Open
Совершенный Надаль сражается со Святеком в четвертом раунде US Open
Меган Маркл принимает Серену Уильямс во время запуска подкаста
Непривитый Джокович все еще надеется сыграть на US Open
Система Hawk-eye не будет иметь преимуществ, говорит турецкий судья на линии
Австралийская звезда Хьюитт введена в Зал теннисной славы
Циципас говорит, что у Киргиоса есть «злая сторона» после огненного столкновения
Джокович и Надаль лидируют в погоне за титулом на Уимблдоне
Травмированная Осака снялась с Уимблдона
Федерер признает, что восстановление идет медленно
Чемпион Открытого чемпионата Франции по теннису Святек «не надеется» на Уимблдон
Swiatek одерживает 31-ю победу подряд
Турецкая теннисистка намерена войти в список «Топ-200 мира»
Борис Беккер заключен в тюрьму в Великобритании из-за банкротства
Святек, от застенчивого фаната Надаля до номер один в мире
Наоми Осака доведена до слез хеклером
Джокович одержал победу под громкие аплодисменты в первом матче после депортации из Австралии
Сербская прокуратура: тест Джоковича на COVID-19 действителен
Надалю все равно, станет ли он лучшим после рекордного 21-го турнира Slam
Осака и Надаль продвигаются вперед в Австралии после того, как Джокович улетел домой
Джокович снова в заключении, продолжает бороться с депортацией
Джокович признал «ошибки» в срочной борьбе, чтобы избежать депортации
Задержание Джоковича становится политическим вопросом в Австралии
ЕС отказывается от угрозы удара в Британии
Глобальная кампания вакцинации набирает обороты, поскольку Бразилия одобряет прививки
Pfizer заверяет Европу в отношении вакцин против коронавируса на фоне роста пандемии
Токио примет международные соревнования по гимнастике в ноябре
Король Надаль продолжает царствовать в Париже, проведя рекордный 20-й турнир Большого шлема
Молодые игроки сияют на пустом и тихом US Open
Надаль возобновляет соперничество с Джоковичем в борьбе за 10-й титул чемпиона Рима
Джокович дисквалифицирован с US Open
Новый скандал разразился на US Open
«Группа матерей» вышла в третий раунд US Open
Забастовка НБА спровоцировала исторический бойкот спорта в США из-за полицейской стрельбы
США столкнулись с «критическим» всплеском коронавируса
Джокович обыграл Тима в триллере и выиграл восьмой Открытый чемпионат Австралии
Доминик Тим занял место в финале Открытого чемпионата Австралии по теннису
Тим обыграл Надаля и вышел в полуфинал Открытого чемпионата Австралии по теннису
Даниил Медведев: Взлет и восхождение «умной» звезды тенниса
Подростковая сенсация Гауфф присматривается к следующему выступлению на Открытом чемпионате США
Джокович обыграл Федерера в историческом финале за 5-е место на Уимблдоне
Уимблдонская вечеринка Барти закончилась, но первая ракетка мира смотрит вперед с надеждой
Обновленный Roland Garros открывается для игроков и болельщиков
Федерер и Надаль угрожают Джоковичу заявкой на исторический Шлем
Надаль снова на высоте, Феррер завершает карьеру в Мадриде
Баутиста Агут ошеломил лидера рейтинга Джоковича в Майами
Давление на Ирландию, так как чемпионат мира по футболу добавляет дополнительное преимущество шести нациям
Осака принимает давление, смотрит на «Наоми Слэм»
Доминирующий Джокович выигрывает великолепный седьмой Открытый чемпионат Австралии
История Золушки турнира Большого шлема Дэвида Боте | Блог FanWide
Анализ, Бейсбол, вечеринка
Опубликовано Закари Бердом
Пять месяцев назад даже самый большой фанат бейсбола не слышал о Дэвиде Боте.
Ему было 25 лет, и он публиковал посредственные статистические данные по всем направлениям в качестве инфилдера в командах-партнерах низшей лиги «Кабс». И несмотря на то, что его выбрали в 18 -й раунд драфта Главной лиги бейсбола 2012 года, Ботэ, казалось, был обречен стать карьерным подмастерьем низшей лиги, обреченным на пожизненное забвение и боль, наблюдая, как многие из его товарищей по команде попадают в центр внимания высшей лиги.
Но вернемся к вечеру 12 августа -го -го, когда Ботэ одним могучим взмахом летучей мыши вошел в историю Главной лиги бейсбола. Что произошло между мартом и августом, что катапультировало Дэвида Боте от анонимности к славе?
Посетите сайт FanWide.com, чтобы найти вечеринку по просмотру игр Chicago Cubs или фан-клуб рядом с вами.
История начинается в 2011 году, когда Ботэ поступил в Университет Свободы и присоединился к их бейсбольной команде в качестве новичка, чему способствовало его школьное резюме, в котором он привел свою команду к титулу штата Колорадо. Вскоре Ботэ перешел в Общественный колледж округа Неошо, где он выступил достаточно хорошо, чтобы в следующем году заслужить выбор «Кабс» на драфте.
Способный полевой игрок с потенциалом значительной силы, он прыгал по низшим лигам в течение следующих 6 лет, но так и не смог опубликовать цифры, чтобы заработать вызов.
Но в 2017 году он получил право на участие в Матче всех звезд низшей лиги, что заставило его снова появиться на радаре Кабс. Поэтому, когда в конце апреля второй игрок с низов Бен Зобрист и третий игрок с низов Крис Брайант попали в список инвалидов, Ботэ дебютировал в MLB в игре против «Колорадо Скалистых гор».
Он играл на всех позициях, кроме кетчера, во время своего пребывания в низших лигах, поэтому фронт-офис «Кабс» видел в нем подсобного работника, который мог заменить любую из позиций травмированных игроков. Во время своего пребывания в высшей лиге Ботэ набрал 0,263 среднего показателя с 5 ИКР при 5 попаданиях за 19 игр.выступления на тарелках — небольшой размер выборки, но достаточно хорошие показатели, чтобы обеспечить его повторный вызов позже в этом сезоне.
Этот второй вызов пришелся на середину июля, а немногим более недели спустя Ботэ впервые попал в заголовки газет, когда он сделал решающий хоумран с двумя ранами, один из которых оказался в нижней части таблицы. девятое место против Аризоны Даймондбэкс. Двумя подачами позже Энтони Риццо совершил сольный хоумран, чтобы дать «Кабс» победу.
В последующие недели питчеры соперников начали бросать Ботэ низко и внутрь. Эта тактика сработала с большим эффектом, ненадолго выведя его из строя как нападающего, и казалось, что он возвращается в низшую лигу.
Но Бот осознал свою слабость и сумел превратить ее в силу всего за несколько дней. Это корректировка, которую мало кто из игроков MLB может сделать за столь короткое время, не говоря уже о новичке. Детеныши осознали это и оставили Боте в составе, хотя и в качестве нападающего.
Итак, 12 августа -го -го, в конце девятого матча против «Вашингтон Нэшнлз», когда менеджер «Кабз» Джо Мэддон посмотрел на свою скамейку в поисках нападающего, он обратился к Боте как к естественному кандидату.
Это была ситуация, о которой дети всегда мечтают — конец девятого, два аута, загруженные базы, и Ботэ выходит на тарелку с шансом на победу. «Кабс» проиграли со счетом 3: 0, и вскоре Ботэ довел счет до полного счета против питчера «Национальных» Райана Мэдсона, доведя «Кабс» до их последнего удара.
В мгновение ока Ботэ огибал базы, и его команды окружали его дома. Он сделал невероятное и выиграл турнир Большого шлема, набросившись на низкое и внутреннее грузило. Кабс выиграли 4-3!
Но насколько астрономическими были шансы на то, что он выиграет турнир Большого шлема, когда «Кабс» нанесут последний удар?
В период с 1950 года (когда начали отслеживаться надежные данные) по 2018 год в MLB было проведено чуть менее 6000 турниров Большого шлема (в том числе два из них в одном и том же иннинге в 1999 году, когда третий игрок с низов Сент-Луис Кардиналс Фернандо Татис) и более 180 (около 3% всех турниров Большого шлема) из них были проходными, что намного больше, чем можно было ожидать. Но только 29 (около 16% всех уволенных) были 9.0257 Ultimate Grand Slams , что означает, что они были выбиты, когда команда отставала на 3 очка. И 16 (около 8,9% всех бросков) из них были супер ультимативными турнирами Большого шлема , то есть они также получили 2 аута.
Из этих 16 супер ультимативных турниров Большого шлема только 3 (около 1,7% всех выбывших, включая Боте) были золотыми хомерами , что означает, что они также были поражены командой до последнего удара. Если вы добавите любой из других факторов, связанных с боем Ботэ, например, что он был новичком и нападающим, или что это был полный счет, или что Кабс не играл до этого момента в игре. Хоумран Боте был первым в своем роде.
Так что трудно подсчитать, каковы были его шансы на победу в турнире Большого шлема, когда он выходил на поле, или даже когда он был на грани финального удара, потому что это действительно было беспрецедентным за все 149 сезонов Высшей бейсбольной лиги.
Но вы можете сделать собственное приближение в зависимости от того, какие квалификации вы решили исключить.