LJ Magazine. 6Б28 шлем


Шлем 6Б28. Конверсия. Часть 1 - Подвесная система

Немного предыстории.Штатным шлемом в моём подразделении является тканеполимерный 6Б28 производства "НИИ стали". Описывать его характеристики не стану - кому интересно, может сам с ними ознакомиться на сайте производителя и в интернете. Остановлюсь лучше на недостатках и достоинствах, которые и послужили причиной для конверсии.Основными плюсами для меня являются: низкий вес, и хороший уровень и площадь защиты. Основным же недостатком шлема я считаю подтулейное устройство и конструкцию подбородочного ремня. Вариант просто приобрести другой шлем можно сказать и не рассматривался по той простой причине, что большинство шлемов которые тем или иным способом можно купить: или так же не полностью не отвечают желаниям, или же очень дороги, или всё в месте. Да и как не крути, а приобретение нового шлема выходит намного дороже, чем переделка штатного уже имеющегося.
Решение принято, а значит нужно наметить фронт работ и ориентиры.Немного поразмыслив, определился, что всю подвесную систему просто заменю на аналогичную от MICH или подобную - всё будет зависеть от того, что удастся достать, а так же сошью новый чехол в замен штатного (об этом подробнее расскажу в следующий раз).Изыскания по данному вопросу навели меня на компанию SKYDEX, которая занимается производством энерго и вибро поглощающих материалов для военного и частного применения. В том числе она предлагает подтулейные устройства, аналогичные применяемым на шлемах MICH, но из своих продвинутых материалов, способных лучше гасить ударные нагрузки, тем самым снижая уровень запреградной травмы, а так же подбородочные ремни для тех-же шлемов. Меня заинтересовал их комплект Ballistic Helmet Pad Upgrade Kit. Его особенностью является то, что он специально создан для модернизации более старых моделей шлемов, таких как PASGT и им подобные и, соответственно, включает в себя всё необходимое для полной замены подвесной системы. К сожалению выйти на прямой контакт с фирмой не удалось, а частные интернет-магазины, где этот набор был в наличии отказались отправлять что-ли в нашу страну.Следующим, на кого я обратил свой взгляд была фирма Ops-Core. Думаю, для тех кто интересуется современной военной тематикой в представлении она не нуждается. Из всего спектра производимой ими продукции меня интересовал подбородочный ремень ACH Head-Loc Retention System X-Nape. Я выбрал именно модель X-Nape, а не H-Nape, т.к. последняя предназначена для установки на шлемы, которые используются с тяжёлыми ПНВ и имеют большое количество навесного оборудования - это явно не мой случай, и по этой же причине система H-Nape имеет пятую точку регулировки на шее. Ситуация с приобретением оказалась опять же не простой: ни сама фирма, ни более-менее крупные интернет магазины в Россию заказы не отправляют. Да и одна подбородочная ременная система решала только половину задачи. Нужно было искать выход.Проверенный годами способ - это eBay. В результате не очень то долгого мониторинга в надежде найти хоть что-то подходящее я наткнулся на лот состоящий из Ops-Core H-Nape и вроде бы контрактных подушек для MICH. Фото всего этого добра было всего одно и не особо высокого разрешения, но меня подкупало то, что продавец находится в США (понятно, что из Гон-Гонка вам оригинал не пришлют) и в описании было чётко написано, что это настоящий контракт и оригинал (по отношению к ремню). Да, расцветка была Tan, а я хотел Foliage Green, да это был H-Nape, а не X, но главное - размер подбородочного ремня и толщина подушек были те, что надо, плюс цена в 33$ с доставкой... Короче, отказываться было глупо и я заказал. Как оказалось не прогадал.

Для начала рассмотрим чего собственно говоря приехало, что бы понять что с этим всем делать.В посылке было два пакета: один с подушками, а другой с продукцией Ops-Core - это и понятно, т.к. по сути это два абсолютно не связанных продукта от разных производителей.

Раньше я с подтулейным устройством MICH такого близкого знакомства не имел, так что сначала немного опешил. Суть в том, что "классическая" схема представляет из себя одну круглую подушку, две квадратных и четыре прямоугольных, тут же, как видим, схема иная.
Дело в том, что судя по NSN: 8470-01-564-1311 - это комплектация "SOF" CONFIGURATION, т.е. не общевойсковая, а для Сил Специальных Операций. Разница в том, что центральная круглая подушка заменена на две прямоугольные, что бы их можно было расположить на некотором расстоянии друг от друга и шлем можно было более комфортно носить с активными наушниками, которые имеют более габаритную дужку. Понятно, что со стандартными гарнитурами типа Bowman таких заминок нет.В комплект поставки от Ops-Core входят: сама ременная система, удлинитель, флисовый чехольчик и комплект винтов и гаек. Из бумаг имеется стандартная инструкция (для обоих вариантов X и H) и отдельное руководство по демонтажу шейной перемычки для H-Nape.Удлинитель пристёгивается для ношения шлема с противогазом без изменения регулировки подбородочного ремня. В таком случае подбородочный ремень не одевается на сам подбородок, а проходит ниже, ближе к шее. Сверху на него одевается флисовый чехольчик, что бы стропа не натирала шею, что возможно при ношении некоторых моделей противогазов.
Отсканированные инструкции, если кому интересно почитать.Не смотря на то, что данный продукт Ops-Core можно установить на довольно широкий спектр шлемов, всё таки основная целевая аудитория - это шлемы MICH/ACH/LWH, в связи с этим и элементы крепления заточены именно под них. Как известно, на этих моделях для крепления подбородочных ремней проделаны отверстия, в которые снаружи вставляются винты. Комплектные винты (на них даже нанесён фиксатор резьбовых соединений) копируют штатные, а вот гайки специальные. Они имеют закраину которая садится в посадочные места на концах ремня (они пластиковые, если то не обратил внимание) и жёстко фиксируют всю ременную систему в определённом положении.

Посмотрели, пощупали, но пора думать как всё это установить на 6Б28.Для начала нужно избавиться от подвесной системы. Целиком и полностью. Можно не церемониться - ни один из её элементов нам не понадобится. Всё, что нам нужно - это голая "скорлупа". В таком раскладе есть свой плюс - можно производить конверсию даже шлемов с полностью убитой подвесной системой, коих у нас, например, большинство.

Первый вопрос, который возникает при монтаже подушек: на что эти самые подушки крепить? Я не удосужился приобретением заранее набора круглых "липучек", которые наклеиваются на внутреннюю поверхность шлема, а в комплекте их и не было, ведь все элементы предполагается ставить на MICH, на котором они идут штатно. Заказывать их из-за границы было долго, а рядом нигде в продаже их не нашлось. Пришлось импровизировать. После недолгого поиска в интернете выяснил, что должно быть 18 кругов диаметром 1 7/8" - это считай 47мм, так что я просто взял текстильную застёжку шириной 50мм, приклеил к ней двухсторонний скотч, и нарезал себе необходимое количество кругов. Резал из остатков, так что получилось такое разноцветье.Со скотчем вышло затруднение: почему-то к шлему он липнул отлично, а вот к "липучке" скверно. Он был армированный на тканевой основе, так что я просто приклеил его к текстильной застёжке секундным клеем. Лепить круги к шлему клеем "на глухо" я как-то не решился.
Схему расположения тоже нашёл в интернете. В общем-то всё просто - 10 кругов по окружности и 8 внутри в две линии, но есть один нюанс: "липучки" должны быть расположены рядом с люверсами, на которых крепилось штатное подтулейное устройство 6Б28. Их всего 6: по одному на лобной и тыльной сторонах и по два по бокам. Это необходимо для того, что бы их можно было закрыть подушками и обеспечить тем самым защиту головы от металлических деталей шлема. Кстати, Ops-Core в инструкции обращает на это внимание.
Следующий тонкий момент - это крепление подбородочной ременной системы к шлему. Как мы помним для этого у MICH снаружи вставляется винт, а изнутри располагается гайка, у 6Б28 наоборот - изнутри вставляется винта, а гайка запрессована непосредственно в арамидное волокно, при этом диаметры резьб у этих систем не совпадают. Можно было бы конечно что-нибудь просверлить, высверлить или рассверлить, но это всё лишние дырки и лишняя работа и такой подход меня принципиально не устраивал.Реально, для установки ремня нужно четыре винта с резьбой M4 стандартного шага с потайной головкой (это очень важно). Оптимальная длина винта - 15мм, но подойдёт и 12мм, если с крепежом напряг. Думаю по фотографии выше задумка понятна: штатная гайка Ops-Core играет роль шайбы, которая правильно располагает ременную систему и центрирует винт. При сборке я нанёс на винты немного синего фиксатора резьбы, но это сугубо по желанию.
Иллюстрация к тому, почему винты должны иметь потайную головку. Отверстие в гайке имеет скругление, в которое прячется голова винта. В результате ничего не торчит, не выпирает и не угрожает пробить вам висок в случае сильного удара по шлему. После затяжки ременная система сидит на шлеме как влитая.Общий вид шлема с установленной подбородочной ременной системой.
Ну и финальный этап - размещение подушек. Тут главное закрыть квадратными подушками передний и задний люверсы, а четыре прямоугольные расположить максимально близко к точкам крепления подбородочного ремня - всё для того, что бы не травмировать самого себя шлемом. Изменяя расстояние между двумя центральными подушками можно немного регулировать глубину посадки шлема на голову. В целом, размещение подушек процесс индивидуальный - каждому под свою голову.Собственно говоря, как результат этих трудов выглядит на голове.Говорить о том, что ношение шлема по уровню комфорта вышло на совсем иной уровень думаю смысла нет - это и так ясно. Степень фиксации на голове тоже бесподобная - как головой не мотай, а шлем сидит чётко на одном месте. При желании можно надвинуть его пониже на брови и при этом быть уверенным, что он не съедет на глаза.

Подведём итог.Не смотря на обилие текста видно, что произвести такую конверсию 6Б28, как замена подвесной системы очень легко. Не нужно проделывать какую либо сложную работу, требующую какого-то специфического навыка или инструмента. Времени, опять же, затрачивается минимум - я дольше ходил делал фотографии, чем собирал всё это воедино. Если не изобретать круги из текстильной застёжки, как это делал я, а просто заказать их, то можно произвести модернизацию шлемов не в единичном порядке, а довольно массово - в отделении, взводе, группе - просто заказав необходимое количество комплектов. Благо цена за штуку выходит абсолютно адекватная.

В следующий раз расскажу о чехле который был сшит для этого шлема.

Надеюсь статья оказалась кому-нибудь полезна.Спасибо за внимание.

polarman.livejournal.com

Шлем 6Б28. Конверсия. Часть 2 - Чехлы ЕМР / Белый / Multicam

В продолжение первой части конверсии 6Б28.

Первоначально в моей голове зародилась идея использовать шлем без чехла вообще. Концепция аналогичная той, что встречается на фото шлемов MICH различных Сил Специальных Операций. Предполагалось приклеить текстильные застёжки прямо к шлему, а его самого покрасить в какую-нибудь камуфляжную расцветку. Всё это выглядело бы красиво, но здравый смысл взял верх. Шлему нужно обеспечить хорошую защиту от механических повреждений, которые часто встречаются при работе с техники или в застройке, тем самым значительно продлив его срок службы, а с этой задачей может справиться только хороший чехол. Плюс, начальство не будет лишний раз заострять на нём внимание.

13С расцветкой, понятное дело, выбора не было - только ЕМР "Лето", а вот с материалом встал вопрос. Обыкновенная смесовка или даже Rip-stop NYCO меня не очень устраивала по износоустойчивости и влагозащите, так что я упорно смотрел в торону нейлона. На мой взгляд, лучше всего на эту роль подходит Cordura 210D PU, но найти такую в необходимо расцветке не удалось, так что я взял вариант потолще - Cordura 500 от "Сплав". Швейной машинке, в связи с этим, пришлось очень не легко.Штатно для 6Б28 существует два вида чехлов - ранняя модель, состоящая из 4 кусков и поздняя, состоящая из 3 и по покрою похожая на чехол для PASGT или 6Б7. У меня был первый вариант, с которого и была сделана выкройка.

14

Швы прошивались обыкновенной строчкой, а края ткани обрезал ножницами "зиг-заг" дабы не оверлочить. Техническое отверстие для крепежа камеры Contour (который я намертво прикрутил к шлему) можно было бы просто обметать. Петли для крепления растительности сделал из сложенной полоски ткани.

15

Из-за того, что ткань очень плотная, да плюс ещё и с пропиткой, она очень жёсткая. По этой причине на шлеме чехол немного "волнится" и не облегает его очень плотно.

16

Сзади на чехле расположил дополнительную текстильную застёжку, что бы можно было закрепить больше нашивок для информативности.Для крепления на шлеме баллистических очков я сделал петли, аналогичные устанавливаемым на MICH - кусочек 25мм стропы и кнопка. Как мне кажется, тут я немного прогадал, т.к. существует более удобный способ фиксации очков. Дело в том, что резинка от очков закрывает половину "велкро" и соответственно всё, что на них закреплено, а если же использовать схему с клапаном, как у Ops-Core Mesh Helmet Cover, то проблема устраняется. Но переделывать уже было поздно.

17

Сверху большая площадка текстильной застёжки для крепления осветительных аксессуаров с помощью резинок, пришитых к ответной части.

18

"Уши" для десантирования - отличительная черта 6Б28 - я не копировал, т.к. используются по назначению они не часто, а всё остальное время только мешаются. К тому же, их как раньше не спрячешь под подтулейное устройство. После одевания на шлем чехол фиксируется путём утягивания паракорда в тыльной части.

Как видно, я не стал изобретать велосипед, а просто скопировал штатный чехол из более качественного материала, немного изменив его под свои требования.

Старая русская пословица гласит: "хороша ложка к обеду", но зима в наших пенатах уже закончилась, а зимний чехол для шлема я только дошил. По этой причине всю снежную часть этого времени года я пользовался штатным 6Б7-1М на который был белый чехол.Но другая пословица напоминает: "готовь сани летом", так что можно сказать, что я сработал на упреждение, в каком-то смысле, ведь зима была не последняя.

Зимой к чехлу предъявляются несколько менее жёсткие требования в плане защиты и износоустойчивости - вокруг снег, а он мягкий. Никаких особых камуфляжных замыслов у меня не было, я просто собирался сшить однотонный белый чехол. В плане материала ситуация была кристально ясной - белый нейлон достать быстро и не дорого не было возможности, так что я приобрёл отрез смесовки с большим содержанием синтетики - порядка 87%. Это, конечно, не Cordura, но пойдёт. Шил уже по имевшимся лекалам.

Окно для крепежа экшн-камеры ничем, опять же, закрывать не стал - есть и есть, не мешает и ладно.

На этот раз шил без посторонней помощи, так что результат вышел не очень аккуратным, но глаз радует, а значит всё не так плохо. Из-за того, что ткань менее плотная, все края ткани пришлось обметать.

На задней стороне реализовал идею с клапаном, о которой уже писал - копию с Ops-Core Mesh Helmet Cover for FAST Helmets. Получилось довольно интересно. Аналогичный клапан, но трапециевидной формы пришил на левой стороне - тоже когда-то где-то его подсмотрел.В дополнение сделал патч с группой крови, благо на белом это элементарно.

Сверху, по аналогии с предыдущим чехлом, пришил площадку из текстильной застёжки.

Не смотря на некоторую топорность и не аккуратность, результатом я доволен. Из проделанной работы сделал пару выводов и получил ещё немного опыта. Всё это пригодиться в следующий - финальный - раз, когда буду шить чехол на межсезонье и засушливую местность: или MTP, или Multicam - смотря какую ткань удастся достать.

Наступает осень, и я, как и планировал, закончил чехол для межсезонья и сухого лета, выполненный в светлой цветовой гамме. Огромное спасибо одному отзывчивому человеку - Алексею perojects, который даровал в "фонд поддержки Армии и Флота" отрез Cordura 1060d в расцветке Multicam, из которого я пошил уже не одну полезную штуку, но об этом как-нибудь потом.В этом финальном, как я думаю, чехле я постарался реализовать все наработки и опыт, что был получен во время работы над предыдущими варианта. Растекаться словом по древу не буду, так что всё внимание на фото:

И в завершение просто немного приятного глазу:

polarman.livejournal.com

Шлем 6Б28. Конверсия. Часть 1 - Подвесная система

Немного предыстории.Штатным шлемом в моём подразделении является тканеполимерный 6Б28 производства "НИИ стали". Описывать его характеристики не стану - кому интересно, может сам с ними ознакомиться на сайте производителя и в интернете. Остановлюсь лучше на недостатках и достоинствах, которые и послужили причиной для конверсии.Основными плюсами для меня являются: низкий вес, и хороший уровень и площадь защиты. Основным же недостатком шлема я считаю подтулейное устройство и конструкцию подбородочного ремня. Вариант просто приобрести другой шлем можно сказать и не рассматривался по той простой причине, что большинство шлемов которые тем или иным способом можно купить: или так же не полностью не отвечают желаниям, или же очень дороги, или всё в месте. Да и как не крути, а приобретение нового шлема выходит намного дороже, чем переделка штатного уже имеющегося.Решение принято, а значит нужно наметить фронт работ и ориентиры.Немного поразмыслив, определился, что всю подвесную систему просто заменю на аналогичную от MICH или подобную - всё будет зависеть от того, что удастся достать, а так же сошью новый чехол в замен штатного (об этом подробнее расскажу в следующий раз).Изыскания по данному вопросу навели меня на компанию SKYDEX, которая занимается производством энерго и вибро поглощающих материалов для военного и частного применения. В том числе она предлагает подтулейные устройства, аналогичные применяемым на шлемах MICH, но из своих продвинутых материалов, способных лучше гасить ударные нагрузки, тем самым снижая уровень запреградной травмы, а так же подбородочные ремни для тех-же шлемов. Меня заинтересовал их комплект Ballistic Helmet Pad Upgrade Kit. Его особенностью является то, что он специально создан для модернизации более старых моделей шлемов, таких как PASGT и им подобные и, соответственно, включает в себя всё необходимое для полной замены подвесной системы. К сожалению выйти на прямой контакт с фирмой не удалось, а частные интернет-магазины, где этот набор был в наличии отказались отправлять что-ли в нашу страну.Следующим, на кого я обратил свой взгляд была фирма Ops-Core. Думаю, для тех кто интересуется современной военной тематикой в представлении она не нуждается. Из всего спектра производимой ими продукции меня интересовал подбородочный ремень ACH Head-Loc Retention System X-Nape. Я выбрал именно модель X-Nape, а не H-Nape, т.к. последняя предназначена для установки на шлемы, которые используются с тяжёлыми ПНВ и имеют большое количество навесного оборудования - это явно не мой случай, и по этой же причине система H-Nape имеет пятую точку регулировки на шее. Ситуация с приобретением оказалась опять же не простой: ни сама фирма, ни более-менее крупные интернет магазины в Россию заказы не отправляют. Да и одна подбородочная ременная система решала только половину задачи. Нужно было искать выход.Проверенный годами способ - это eBay. В результате не очень то долгого мониторинга в надежде найти хоть что-то подходящее я наткнулся на лот состоящий из Ops-Core H-Nape и вроде бы контрактных подушек для MICH. Фото всего этого добра было всего одно и не особо высокого разрешения, но меня подкупало то, что продавец находится в США (понятно, что из Гон-Гонка вам оригинал не пришлют) и в описании было чётко написано, что это настоящий контракт и оригинал (по отношению к ремню). Да, расцветка была Tan, а я хотел Foliage Green, да это был H-Nape, а не X, но главное - размер подбородочного ремня и толщина подушек были те, что надо, плюс цена в 33$ с доставкой... Короче, отказываться было глупо и я заказал. Как оказалось не прогадал.

Для начала рассмотрим чего собственно говоря приехало, что бы понять что с этим всем делать.В посылке было два пакета: один с подушками, а другой с продукцией Ops-Core - это и понятно, т.к. по сути это два абсолютно не связанных продукта от разных производителей.

Раньше я с подтулейным устройством MICH такого близкого знакомства не имел, так что сначала немного опешил. Суть в том, что "классическая" схема представляет из себя одну круглую подушку, две квадратных и четыре прямоугольных, тут же, как видим, схема иная.

Дело в том, что судя по NSN: 8470-01-564-1311 - это комплектация "SOF" CONFIGURATION, т.е. не общевойсковая, а для Сил Специальных Операций. Разница в том, что центральная круглая подушка заменена на две прямоугольные, что бы их можно было расположить на некотором расстоянии друг от друга и шлем можно было более комфортно носить с активными наушниками, которые имеют более габаритную дужку. Понятно, что со стандартными гарнитурами типа Bowman таких заминок нет.

В комплект поставки от Ops-Core входят: сама ременная система, удлинитель, флисовый чехольчик и комплект винтов и гаек. Из бумаг имеется стандартная инструкция (для обоих вариантов X и H) и отдельное руководство по демонтажу шейной перемычки для H-Nape.Удлинитель пристёгивается для ношения шлема с противогазом без изменения регулировки подбородочного ремня. В таком случае подбородочный ремень не одевается на сам подбородок, а проходит ниже, ближе к шее. Сверху на него одевается флисовый чехольчик, что бы стропа не натирала шею, что возможно при ношении некоторых моделей противогазов.

Отсканированные инструкции, если кому интересно почитать.

Не смотря на то, что данный продукт Ops-Core можно установить на довольно широкий спектр шлемов, всё таки основная целевая аудитория - это шлемы MICH/ACH/LWH, в связи с этим и элементы крепления заточены именно под них. Как известно, на этих моделях для крепления подбородочных ремней проделаны отверстия, в которые снаружи вставляются винты. Комплектные винты (на них даже нанесён фиксатор резьбовых соединений) копируют штатные, а вот гайки специальные. Они имеют закраину которая садится в посадочные места на концах ремня (они пластиковые, если то не обратил внимание) и жёстко фиксируют всю ременную систему в определённом положении.

Посмотрели, пощупали, но пора думать как всё это установить на 6Б28.Для начала нужно избавиться от подвесной системы. Целиком и полностью. Можно не церемониться - ни один из её элементов нам не понадобится. Всё, что нам нужно - это голая "скорлупа". В таком раскладе есть свой плюс - можно производить конверсию даже шлемов с полностью убитой подвесной системой, коих у нас, например, большинство.

Первый вопрос, который возникает при монтаже подушек: на что эти самые подушки крепить? Я не удосужился приобретением заранее набора круглых "липучек", которые наклеиваются на внутреннюю поверхность шлема, а в комплекте их и не было, ведь все элементы предполагается ставить на MICH, на котором они идут штатно. Заказывать их из-за границы было долго, а рядом нигде в продаже их не нашлось. Пришлось импровизировать. После недолгого поиска в интернете выяснил, что должно быть 18 кругов диаметром 1 7/8" - это считай 47мм, так что я просто взял текстильную застёжку шириной 50мм, приклеил к ней двухсторонний скотч, и нарезал себе необходимое количество кругов. Резал из остатков, так что получилось такое разноцветье.Со скотчем вышло затруднение: почему-то к шлему он липнул отлично, а вот к "липучке" скверно. Он был армированный на тканевой основе, так что я просто приклеил его к текстильной застёжке секундным клеем. Лепить круги к шлему клеем "на глухо" я как-то не решился.

Схему расположения тоже нашёл в интернете. В общем-то всё просто - 10 кругов по окружности и 8 внутри в две линии, но есть один нюанс: "липучки" должны быть расположены рядом с люверсами, на которых крепилось штатное подтулейное устройство 6Б28. Их всего 6: по одному на лобной и тыльной сторонах и по два по бокам. Это необходимо для того, что бы их можно было закрыть подушками и обеспечить тем самым защиту головы от металлических деталей шлема. Кстати, Ops-Core в инструкции обращает на это внимание.

Следующий тонкий момент - это крепление подбородочной ременной системы к шлему. Как мы помним для этого у MICH снаружи вставляется винт, а изнутри располагается гайка, у 6Б28 наоборот - изнутри вставляется винта, а гайка запрессована непосредственно в арамидное волокно, при этом диаметры резьб у этих систем не совпадают. Можно было бы конечно что-нибудь просверлить, высверлить или рассверлить, но это всё лишние дырки и лишняя работа и такой подход меня принципиально не устраивал.Реально, для установки ремня нужно четыре винта с резьбой M4 стандартного шага с потайной головкой (это очень важно). Оптимальная длина винта - 15мм, но подойдёт и 12мм, если с крепежом напряг. Думаю по фотографии выше задумка понятна: штатная гайка Ops-Core играет роль шайбы, которая правильно располагает ременную систему и центрирует винт. При сборке я нанёс на винты немного синего фиксатора резьбы, но это сугубо по желанию.

Иллюстрация к тому, почему винты должны иметь потайную головку.Отверстие в гайке имеет скругление, в которое прячется голова винта. В результате ничего не торчит, не выпирает и не угрожает пробить вам висок в случае сильного удара по шлему. После затяжки ременная система сидит на шлеме как влитая.

Общий вид шлема с установленной подбородочной ременной системой.

Ну и финальный этап - размещение подушек. Тут главное закрыть квадратными подушками передний и задний люверсы, а четыре прямоугольные расположить максимально близко к точкам крепления подбородочного ремня - всё для того, что бы не травмировать самого себя шлемом. Изменяя расстояние между двумя центральными подушками можно немного регулировать глубину посадки шлема на голову. В целом, размещение подушек процесс индивидуальный - каждому под свою голову.

Собственно говоря, как результат этих трудов выглядит на голове.Говорить о том, что ношение шлема по уровню комфорта вышло на совсем иной уровень думаю смысла нет - это и так ясно. Степень фиксации на голове тоже бесподобная - как головой не мотай, а шлем сидит чётко на одном месте. При желании можно надвинуть его пониже на брови и при этом быть уверенным, что он не съедет на глаза.

Подведём итог.Не смотря на обилие текста видно, что произвести такую конверсию 6Б28, как замена подвесной системы очень легко. Не нужно проделывать какую либо сложную работу, требующую какого-то специфического навыка или инструмента. Времени, опять же, затрачивается минимум - я дольше ходил делал фотографии, чем собирал всё это воедино. Если не изобретать круги из текстильной застёжки, как это делал я, а просто заказать их, то можно произвести модернизацию шлемов не в единичном порядке, а довольно массово - в отделении, взводе, группе - просто заказав необходимое количество комплектов. Благо цена за штуку выходит абсолютно адекватная.

В следующий раз расскажу о чехле который был сшит для этого шлема.

Надеюсь статья оказалась кому-нибудь полезна.Спасибо за внимание.

helg82.livejournal.com

Защитные шлема (каски) - Мои статьи - Каталог статей

Армейский защитный шлем (или по-французски каска) пришел в войска из прошлого. В него трансформировался боевой доспех, защищавший воинов на протяжении нескольких тысяч лет. Правда в военной истории существовал период, когда головы солдат предохраняли лишь шляпы с перьями, кивера да фуражки с лакированными козырьками, но, как и все прочие глупости и несуразности, эта мода в конце концов миновала и металлические защитные шлемы вновь вернулись на службу.

О защитных шлемах вспомнили в ходе Первой мировой войны 1914—1918 гг. Дело в том, что это была окопная война, и основной целью для поражения в ней являлись именно солдатские головы, регулярно появляющиеся над траншейным бруствером. По ним били из пулеметов, накрывали шрапнелью, глушили фугасами. Само собой, что потери личного состава от попаданий именно в голову чудовищно возросли. Вот тогда-то генералы и забили тревогу.

Защитный шлем французский АДРИАНА

Первыми свой шлем (каску) разработали французы. Он был назван «Адриана» и поставлен на поток уже в начале 1915 года. Французский шлем собирался из трех частей: колпака, юбки и гребня. Применение защитного шлема значительно снизило потери французов. Количество убитых снизилось примерно на 12–13%, раненых почти на 30%. Такой замечательный результат не мог не остаться незамеченным другими участниками конфликта. Шлем «Адриана» тут же закупили страны-союзники: Великобритания, Россия, Румыния, Италия, Португалия и т. д.

Однако британское военное руководство не удовлетворило качество защиты «Адрианы», и потому было принято решение о создании своего собственного английского шлема. Выбор военных пал на разработку Джона Леопольда Броди. В своей модели Броди принял за основу средневековую железную шляпу Капеллина, в которой англичане сражались на протяжении XI–XVI веков.Английский защитный шлем МК1Шлем получил незатейливое название «Helmet Steel Mk1», что в переводе означает «Шлем стальной первой модификации». Он был цельноштампованный и имел широкие поля. В таком шлеме было хорошо отсиживаться в окопе, ощущая, что будто зонтиком прикрыт сверху, но чертовски неуютно идти в атаку, ведь Mk1 на голове сидел очень высоко, отчего совершенно не защищала виски, уши и затылок. Тем не менее английскую «тарелку» сразу же приняли на вооружение США, Канада и Австралия.

В отличие от своих противников Германия долго не могла определиться с моделью своего шлема, и немецкие солдаты оставались без защиты вплоть до 1916 года. Скорее всего, основательная, не выносящая халтуры Германия просто не желала тратиться на производство второсортных образцов, она ждала, когда оружейники сконструируют что-то по-настоящему стоящее. И это произошло. В начале 1916 года в Ганновере был разработан знаменитый M16 «Stahihelm». В последствии этот шлем стал символом германского солдата как Первой, так и Второй мировой войны. Ее удобство и отменные защитные качества значительно превосходили шлемы противников из стран Антанты.

Германский защитный шлем М16

Одной из основных примет «Stahihelm» стали небольшие «рожки», расположенные в височных областях шлема. Это был отнюдь не дизайнерский изыск и не дань памяти рогатым тевтонским рыцарям. «Рожки» прикрывали вентиляционные отверстия и одновременно с этим являлись частью крепления дополнительного броневого щитка, который навешивался на передней части М16. Именно этот щиток должен был помочь шлему выдержать прямое попадание винтовочной или пулеметной пули. Идея казалась замечательной, если бы не одно небольшое «но»: броня ― выдерживала, человеческая шея ― нет. Иными словами энергия удара была столь высока, что солдат получал серьезную травму шейных позвонков, которая в большинстве случаев приводила к его смерти. С той же самой проблемой столкнулись и другие разработчики защитных шлемов, пытавшиеся лбом ловить мирно пролетавшие рядом пули.

Австро-Венгерские шлемы

Если говорить о Советской России (а в дальнейшем СССР), то на первых порах ее РККА использовала доставшиеся от царской армии шлемы «Адриана», а также их российские модификации М17 «Sohlberg» (М17 производились на финском заводе «Sohlberg-Oy», отсюда и название). Они оставались на службе вплоть до конца 1930-х годов. Правда следует отметить, что этих раритетов в Красной армии имелось совсем немного, и использовались они в основном на парадах, а после создания в 1936 г. стального шлема СШ-36, были переданы в пожарную охрану, где и служили аж до 1950-х годов.

Советский защитный шлем СШ36

СШ-36 являлся первым массово выпускавшимся советским шлемом. Он прошел через целый ряд войн и конфликтов, среди которых: гражданская война в Испании, бои на озере Хасан, Халхин-Гол, Польский поход, Зимняя война с Финляндией. СШ-36 создавался по подобию немецкого M16 «Stahihelm», но результаты боевого применения показали, что он во многом уступает своему прототипу. Шлем был громоздким, тяжелым (до 1,3 кг) и при этом легко пробиваемым (толщина стенок всего 1,1 мм). Крупный козырек мешал обзору. Вдобавок к вышеперечисленным недостаткам СШ-36 обладал широкими полями и при сильном ветре или движении на автотранспорте сдувался с головы солдат. Именно поэтому командованием РККА было принято решение о создании нового шлема. Так в 1938–39 гг. на свет появился знаменитый СШ-39, который навсегда останется частью образа советского солдата, сломавшего хребет германскому фашизму.

Новый советский шлем в отличие от СШ-36 изготовлялся из гораздо более прочной легированной броневой стали. Вес его составлял 1,25 кг, толщина стенок ― 1,9 мм. СШ-39 выдерживал попадание с 10 метров пули от револьвера «Наган» (Испытание собственноручно проводил легендарный маршал Семен Михайлович Буденный) и мелких осколков.

Миномет-лопата и шлем СШ-40

В 1940 году СШ-39 получил новое подтулейное устройство (система из ремней, сеток и подкладок, удерживающая шлем на голове и гасящая удары), и с этого момента стал именоваться СШ-40. Стальной шлем СШ-40 до сих пор официально не снят с вооружения Российской армии, тысячи единиц этой защиты так и пылятся на войсковых складах длительного хранения.

Подтулейное устройство в послевоенном советском шлеме меняли еще два раза, в результате чего на свет появлялись модели СШ-54 и СШ-60, соответственно образца 1954 и 1960 годов. И в первой и во второй разработке продолжал применяться все тот же стальной купол, сконструированный еще в далеком 1939.

Советский защитный шлем СШ40 и СШ68

Подвергнуть изменениям легендарный СШ-39 решились лишь в 1968 году. Именно тогда для нового шлема был применен более прочный броневой сплав, увеличен наклон лобовой стенки купола (что теоретически увеличивало стойкость шлема при попадании осколков), были укорочены отогнутые наружу бортики. СШ-68 и сейчас является основным защитным шлемом ВС России, стран СНГ, Китая, Северной Кореи, Вьетнама, Индии и т. д.

Конечно же, шлем образца 1968 далеко не в полной мере соответствует современным требованиям защиты военнослужащего, но изделие уже изготовлено, им завалены все армейские склады, а значит единственный выход ― произвести его модернизацию. Именно так и появились модели СШ-68М (разработан для Внутренних войск МВД) и СШ-68Н «Заготовка» (разработан для Вооруженных сил РФ). Оба шлема изнутри усилены баллистической тканью арамид, на них установлены современные подтулейные устройства. Хотя масса шлемов и увеличилась почти до 2 кг, зато существенно возросла их прочность. Теперь защита головы стала соответствовать 1-му классу стойкости, а значит, в состоянии выдержать прямое попадание пуль пистолета ПМ и стальных осколков массой около 1 грамм (так называемый стандарт V50), летящих со скоростью 400 м/с.

Российский защитный шлем 6Б7

В настоящий момент производство стальных общевойсковых шлемов (в том числе и СШ-68) практически прекращено. На смену им пришли модели, выполненные по тканево-полимерной технологии, которые гораздо легче, удобнее, а главное лучше защищают от осколков ― основного поражающего фактора современной войны. (По статистике 70-80% всех ранений, полученных личным составом, приходится на осколочные и только оставшиеся 20-30% на пулевые). Именно такие шлемы сейчас массово поступают на оснащение всех армий мира, включая и Российскую.

Российский защитный шлем 6Б7

Первым российским серийным общевойсковым шлемом, изготовленным по тканево-полимерной технологии, стал 6Б7. Шлем разработан и до недавнего времени производился «НИИ Стали» в рамках программ ОКР «Борит» и «Борит-М». Модификация 6Б7-1М продолжает выпускаться Центром высокопрочных материалов «Армоком». Шлем 6Б7 был принят на снабжение армии РФ в 2000 году и стал заменой стальному СШ-68. В первую очередь эти шлемы поступали в части повышенной боеготовности — ВДВ, морская пехота и т. д.

Шлем 6Б7-1М:Масса ― 1,2 кгV50 ― 630 м/сПлощадь защиты - 11,5 кв.дм.Пулестойкость: ПМ с 5 м, ТТ с 50 м (1-й класс защиты)Материал: органокомпозит на основе волокон Русар

Российский защитный шлем 6Б27

В 2006 году, не снимая с производства 6Б7, «НИИ Стали» создает новый, можно сказать, революционный защитный шлем 6Б27 (модификации: 6Б26 и 6Б28), по своим характеристикам опережающий подавляющее большинство иностранных образцов. Обладая практически той же массой что и 6Б7, новый шлем заметно добавил в стойкости от осколков. В настоящий момент оба эти шлема закупаются армией РФ практически в равных количествах.

Шлем 6Б27, штурмовой:Масса ― 1,25 кгV50 ― 700 м/сПулестойкость: ПМ с 5 м, ТТ с 40 м (1-й класс защиты)

Шлем 6Б26, общевойсковой:Масса ― 0,9 кгV50 ― 600 м/сПулестойкость: ПМ с 5 м (1-й класс защиты)

Шлем 6Б28, десантный:Масса ― 1 кгV50 ― 600 м/сПулестойкость: ПМ с 5 м (1-й класс защиты)

Российский защитный шлем 6Б27

Уникальные защитные качества шлема 6Б27 (6Б26 и 6Б28) обуславливаются оригинальной технологией производства, разработанной специалистами «НИИ Стали». Самый распространенный метод производства тканево-полимерных шлемов ― это когда слои кевлара (или другой баллистической ткани) пропитываются смолой (например, эпоксидной), а затем склеиваются под горячим прессом. Такой способ прост, быстр и технологичен, однако имеет серьезные недостатки. Пропитка кевлара заметно снижает его защитные свойства. Для производства 6Б27 использована другая технология: между слоями защитной ткани прокладываются связующие пленки на основе полиэтилена. Шлем состоит из 34 слоев (см. фото), уложенных в следующем порядке: русар ― 5 слоев, полотно 8601–90 ― 16 слоев, русар ― 10 слоев, армос ― 3 слоя. Весь этот «пирог» при нагревании спекается в единое целое. Единственным минусом такого производства является возросшая почти в полтора раза цена изделия.

Следует также отметить, что в настоящее время «НИИ Стали» работает над созданием нового шлема «Ратник-БШ».

После того, как я ознакомил вас с эволюцией армейского шлема, хочется остановиться на малосерийных моделях, созданных для защиты бойцов различных спецподразделений. Как в России, так и за рубежом, таких шлемов создано превеликое множество, поэтому говорить о них можно очень долго. Ограниченный рамками небольшой статьи, я хочу привести лишь основные данные по самым известным отечественным разработкам.

Шлем «Алтын»

Российский защитный шлем Алтын

Эксплуатация: 1984 ― настоящее времяПроизводство: прекращеноКорпус: титан 4 ммпоздние модели ― титан 3 мм с арамидным подпоромКонструкция: купол цельный, без швов, радиогарнитураМасса: 3,5 — 4 кгКласс защиты: купол ― 2-йзабрало ― 1-йИспользование: ФСБ, ранее КГБ СССРПримечание: «Алтын» ― легендарный российский (советский) шлем. Его купол и забрало изготовлялись в НИИ Стали, сборку осуществляли только специалисты КГБ СССР. «Алтын» входил в экипировку групп «А», «В» и «С». Применялся при спецоперациях в Афганистане и Чечне.

Практически точной копией «Алтына» является защитный шлем К6-3, который НИИ Стали выпускал с начала 1990-х и вплоть до 2014 года. Изменив название шлема, производитель избавился от контроля КГБ (ФСБ) и тем самым получил возможность осуществлять конечную сборку шлемов, а затем продавать их другим силовым структурам и охранным организациям.Отличии К6-3 от «Алтына» очень невелики:— отсутствие радиогарнитуры— крепление визора усилено и выполнено в виде титанового кожуха (как у «Рыси»)— ограничители забрала приклепаны, а не закреплены винтами.

Шлем «Маска-1»

Российский защитный шлем Маска-1

Эксплуатация: 1991 ― настоящее времяПроизводство: прекращеноКорпус: броневая стальЗабрало: 1. цельное из прозрачного поликарбоната2. стальное с шестиугольным поликарбонатным визоромКонструкция: купол цельныйМасса: 2,6 кг ― без забрала3,6 кг ― с цельным забралом из поликарбоната4, 12 кг ― с забралом из стали с поликарбонатным визоромКласс защиты: купол ― 2-йзабрало ― 1-йПлощадь защиты: 13 кв. дм по 2 классуМодификации: 1. «Маска-1Щ» ― забрало со щелью, без стекла2. «Маска-1Р» ― оборудован радиогарнитуройИспользование: МВД, ФСБ, Министерство обороны РФПримечание: Шлем «Маска-1» получил самое широкое распространение.

Шлем СТШ-81 «Сфера»

Российский защитный шлем Сфера

Эксплуатация: 1981 ― настоящее времяПроизводство: прекращено, производится лишь ССШ-94 «Сфера-С»Корпус: титан 3 ммКонструкция: купол образуют три отдельных бронеэлемента, размещенных в карманах спецчехла. Забрало не предусмотрено.Масса: 2,3 кгКласс защиты: 2-йПлощадь защиты: 10 кв. дм по 2 классуМодификации: 1. ССШ-94 «Сфера-С» ― титановые бронеэлементы заменены на стальные. Масса увеличилась до 3,5 кг2. " Сфера-П» ― титановые бронеэлементы заменены на тонкие стальные (0,7 мм). Масса уменьшилась до 1,6 кг. От огнестрельного оружия не защищает, только от механических ударов.Использование: МВД, Внутренние войска.Примечание: Отсутствие у «Сферы» целостного купола часто приводит к серьезным черепно-мозговым травмам даже в том случае если шлем остается не пробитым. Быстрый износ спецчехла способствует смещению бронеэлементов, а, следовательно, снижению качества защиты.

Шлем ЗШ-1

Российский защитный шлем ЗШ-1

Эксплуатация: середина 1990-х ― настоящее времяПроизводство: производится НПП КлАССКорпус: композит, арамидЗабрало: цельное из прозрачного поликарбонатаКонструкция: купол цельныйМасса: 1,3/1,5 кг ― без забрала (приведены значения для 2-х размеров)1,6/1,8 кг ― с забралом (приведены значения для 2-х размеров)Класс защиты: купол ―1-йзабрало ― противоударноеПлощадь защиты: 13,8/14,5 кв. дм (приведены значения для 2-х размеров)Модификации: радиофицированная модельИспользование: МВД, Внутренние войскаПримечание: шлем ЗШ-1 выпускается в трех раскрасках: черная, зеленая, камуфляж. Для экипировки подразделений Внутренних войск чаще всего используется ЗШ-1 без забрала.

Шлем ЗШ-1-2

Российский защитный шлем ЗШ-1-2

Эксплуатация: 2007 ― настоящее времяПроизводство: производится НПП КлАССКорпус: бронеалюминий с арамидным подпоромЗабрало: бронестекло на стальных крепленияхКонструкция: купол цельныйМасса: 3,5/3,8 кг (приведены значения для 2-х размеров)Класс защиты: купол ― 2-йзабрало ― 1-йПлощадь защиты: 13,6/15,0 кв. дм (приведены значения для 2-х размеров)светопропускающая часть забрала ― 3,5 кв. дмМодификации: радиофицированная модельИспользование: МВД, Внутренние войскаПримечание: Шлем ЗШ-1-2 создавался для замены «Маски-1». Оба этих шлема являются продукцией НПП КлАСС, которые в своей последней разработке полностью сохранило форму ранней модели. Однако за счет применения новых материалов шлем ЗШ-1-2 обладает куда большим запасом прочности.

Шлем «Витязь-С»

Российский защитный шлем Витязь-С

Эксплуатация: конец 1980-х ― настоящее времяПроизводство: прекращеноКорпус: броневая стальЗабрало: броневая сталь, визор ― пакет из поликарбоната и бронестеклаКонструкция: купол цельный, без швов.Масса: 4,5 кгКласс защиты: купол ― 2-йзабрало ― 2-йМодификации: «Витязь-С» без забрала, при этом масса ― 3,2 кгИспользование: МВД, ФСБ (КГБ СССР)Примечание: Шлем «Витязь-С» выпускался в очень ограниченном количестве. Это один из немногих шлемов, обеспечивающих защиту забрала по 2 классу. Благодаря этому качеству шлем «Витязь-С» до сих пор выбирают «первые номера», иными словами бойцы, идущие на штурм впереди. Применялся в Чечне.

Шлем «Рысь-Т»

Российский защитный шлем Рысь-Т

Эксплуатация: 2007 ― настоящее времяПроизводство: производится НИИ СталиКорпус: титан (индекс «Т» в названии), арамидный подпорЗабрало: титан с кварцевым бронестекломКонструкция: цельноштампованный купол, забрало, радиогарнитураМасса: 2,5 кг ― без забрала3,7 кг ― с забралом и радиогарнитуройКласс защиты: купол ― 2-йзабрало ― 1-й (по спецзаказу 2-й класс) Площадь защиты: 18 кв. дм с забраломМодификации: «Рысь-А» — оболочка из бронеалюминия (индекс «А» в названии) и арамидный подпорИспользование: МВД, ФСБПримечание: Шлем «Рысь» является дальнейшим развитием шлема «Алтын». Предполагается, что титановые шлемы должны использоваться в подразделениях выполняющих боевые задачи, алюминиевые — полицейские. Однако из неофициальных источников известно, что спецназ МВД «Рысь» экипировался шлемами в титановом исполнении.

voentorg23.ru


Смотрите также