Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов. 10 смелых педагогов шли диктант проверить
Самый сложный диктант - Басанович Сергей
С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.
Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это ни кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье с прочими яствами.
1. На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввишна потчевала коллежского ассесора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами.
2. На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
3. С камушка на камушек порхал воробышек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками.
4. На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона Фаддеича.
5. На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввишна Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку.
6. На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора Филиппа Аполлинарьевича.
7. На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.
basanovich.livejournal.com
Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов
Контрольные диктанты. 10 - 11 классы
Необыкновенные дни
Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.
А следующая рана,случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.
Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук - до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадаях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет.
***
Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.
Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в ьраве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. (По А.П.Чехову) (241 слово)
***
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот.
Опасная профессия
В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.
Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. Все животные, исключая разве что шатунов-медведей, стремятся избегать встреч с людьми. Анализируя все несчастья, видишь: беспечность человека спровоцировала нападение зверя.
Издавна придуманы телеобъективы, чтобы снимать животных, не пугая их и не рискуя подвергнуться нападению, чаще всего - вынужденному. К тому же, непуганые животные, не подразумевающие о вашем присутствии, ведут себя естественно. Большинство выразительных кадров добыто знанием и терпением, пониманием дистанции, нарушать которую неразумно и даже опасно.
Путь к озеру
Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.
В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)
***
Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.
Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тотчас повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморым позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостьб и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.
(По Н.В.Гоголю)
***
Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.
Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.
В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.
Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.
Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.
Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.
Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!
Величайшая святыня
Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской берёзы, наполненную землёй. Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими - редко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков, как есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух, не боясь чужих ушей: "Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней".
И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту.
Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой.
Ибо прах ты - и в прах обратишься.
(По М.А.Осоргину)
Роза
Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.
Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...
Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.
Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.
Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро...
***
Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева - и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами.Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше.
Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.
Зорянка
Бывает, что в бору у какой-нибудь золотисто-рыжей сосны из белого соснового тела выпадет сучок. Пройдёт год или два, и эту дырочку оглядит зорянка - маленькая птичка точно такого же цвета, как кора у сосны.Эта птичка натаскает в пустой сучок пёрышек, сенца, пуха, прутиков, выстроит себе тёплое гнёздышко, выпрыгнет на веточку и запоёт. И так начинает птичка весну.
Через какое-то время, а то и прямо тут, вслед за птичкой, приходит охотник и останавливается у дерева в ожидании вечерней зари.
Но вот певчий дрозд, с какой-то высоты на холме первый увидев признаки зари, просвистел свой сигнал. На него отозвалась зорянка, вылетела из гнезда и, прыгая с сучка на сучок всё выше и выше, оттуда, сверху, тоже увидала зарю и на сигнал певчего дрозда ответила своим сигналом. Охотник, конечно, слышал сигнал дрозда и видел, как вылетела зорянка, он даже заметил, что зорянка, маленькая птичка, открыла клювик, но, что она пикнула, он просто не слышал: голос маленькой птички не дошёл до земли.
Птицы уже славили зарю наверху, но человеку, стоящему внизу, зари не было видно. Пришло время - над лесом встала заря, охотник увидел: высоко на сучке птичка свой клювик то откроет, то закроет. Это зорянка поёт, зорянка славит зарю, но песни не слышно. Охотник всё-таки понимает по-своему, что птичка славит зарю, а отчего ему песни не слвшно - это оттого, что она поёт, чтобы славить зарю, а не чтобы самой славиться перед людьми.
И вот мы считаем, что, как только человек станет славить зарю, а не зарёй сам славиться, так и начинается весна самого человека. Все наши настоящие любители-охотники, от самого маленького и простого человека до самого большого, только тем и дышат, чтобы прославить весну. И сколько таких хороших людей есть на свете, и никто из них ничего хорошего не знает о себе, и так все привыкнут к нему, что никто и не догадывается о нём, как он хорош, что он для того только и существует на свете, чтобы славить зарю и начинать свою весну человека.
***
Разгоралась заря, становилось свежо, и мне пора было собираться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу склонённого ивняка, я вышел на берег речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку. Перед отплытием я проверил содержимое своего холщового мешочка. Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и тушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге.
Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё неблизко.
Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.
Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.
Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.
www.metod-kopilka.ru
Диктант по русскому языку. 10
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 - 11 КЛАСС
Об учителе
Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает искусство обращаться к человеческому сердцу. Бесчисленные школьные конфликты, нередко оканчивающиеся бедой, имеют источником неумения учителя обращаться с учениками.
Стала тривиальной истина, что воздействие учителя на воспитанника ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Учитель в слове выражает себя, свою культуру, нравственность. Эффективность слова учителя определяет его честность. Учащиеся тонко чувствуют лицемерное, неправдивое слово.
Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что воспитатель знает лишь две-три цели словесного обращения к питомцам: запрет, разрешение, порицание... Мастер-воспитатель, разъясняя нравственное понятие, всегда обращается непосредственно к внутреннему миру воспитанника, стремится добиться того, чтобы его питомец анализировал какой-то свой поступок, рассмотрел себя со стороны.
Чтобы оставить о себе память, у школьного учителя должен быть большой запас образованности, интеллигентности. В конце каждого разговора об улучшении образования слышишь два словечка, загоняющие весь разговор в тупик: "Заколдованный круг". Ведь для того, чтобы поднять школу, надо образовывать учителей, надо поднять школу, готовящую учителей. Думается, в беседах и диспутах на эту тему забываются два фактора, способных разомкнуть заколдованный круг: процесс самообразования учителя и учащегося и влияющий на него уровень культурной среды, пропитывающей все поры школьного обучения и воспитания, растящий и самого учителя.
Издавна провозглашена педагогическая истина, уходящая корнями в многовековой опыт: чем больше человеку дается, тем больше с него и спрашивается. Эту бесспорную истину необходимо претворять в правила школьной жизни.
(По В. Сухомлинскому)
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
samopodgotovka.com
Ольга Узорова, Елена НефедоваКонтрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы (учителям и родителям)
Уважаемые взрослые!
Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученикам первого и второго классов, желающим качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученик может пользоваться второй книгой комплекта, где в тех же самых диктантах он должен сам выбрать нужную букву из предложенных ему вариантов написания.
И в отдельности каждая из этих книг принесет большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.
В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.
1 класс
Слова с буквой э
Диктант 1
Эля кричит. Эй! Эля слышит ответ. Это эхо. (8)
Диктант 2
Эдик играет этюд. Этот этюд сложен. Эдик любит петь дуэтом. (10)
Диктант 3
Эх, весело! Это Лёша едет с горки. Эй, берегись! (9)
Диктант 4
Это сосна. Это ель. На этом дереве сидит белка. (9)
Диктант 5
Это сад Эдика. Эти розы красны. Этот мак высок. Эта клумба хороша! (12)
Диктант 6
Эля и Эмма.
Эля и Эмма приехали в Москву из Эстонии. Они пришли в универмаг. Поднялись на эскалаторе на третий этаж. Им нравится этот костюм и эта этажерка. (28)
Диктант 7
Музей.
Мы идём на экскурсию в музей поэта Пушкина. Пушкин писал стихи и поэмы. Это большой музей. В нём два этажа. (21)
Диктант 8
Эля.
Эля сдаёт экзамен. Что такое экватор? Это такая линия на глобусе. Эх, надо было лучше учить! Эй, Эмма, не подсказывай! (21)
Диктант 9
Перед экраном.
Я сел перед экраном телевизора. На экране короткий фильм про страуса эму. Потом про моряков. Эти моряки пересекают экватор. Потом был фильм про электричество. (26)
Диктант 10
Эстонки.
Эмма и Эля эстонки. Они живут в Москве. В их доме пять этажей. Они готовятся к экзаменам. А ещё они поют дуэтом. (23)
Диктант 11
Эскиз.
Эдик нарисовал эскиз. На рисунке экскаватор роет канаву. Этот эскиз Эдик поставил на этажерку. Пришла Эля. Эх, Эдик, рисуй лучше! (21)
Диктант 12
Эклеры.
Эдик и Эмма пришли в магазин. На втором этаже есть пирожные. Вот на этой этажерке эклеры. Но дети больше любят эскимо. (22)
Диктант 13
Фильм.
Мы смотрим на широком экране фильм про эскимосов. У них нет электричества. Они экономят дрова. Чем кончится этот эпизод? (20)
Диктант 14
Таланты.
Эдик может прочесть наизусть поэму. Эля и Эмма поют дуэтом. А у этого мальчика много энергии. Побежал на пятый этаж. Э-ге-ге, как он быстро бегает! Эй! Постой! (30)
Диктант 15
Дом.
Мы зашли в пустой дом. Эх какая грязь! Здесь есть эхо. Вот мы на втором этаже. Кто жил в этом доме? Эй, Эдик, будь осторожен! (26)
Обозначение мягкости-твёрдости согласных гласными буквами
Диктант 1
У Люси мяч. Люся кинет мяч тёте. Тётя бросит мяч дяде. (11)
Диктант 2
Дети.
Люся и Лёня играют. У Люси юла. У Лёни утята. Ребята не шалят. (14)
Диктант 3
Вот цветёт мята. Нарви себе мяты. Неси мяту сюда. (9)
Диктант 4
Месяц.
Стало темно. На небе появились первые звёзды. Вот выглянул месяц. Сёстры Света и Галя спят. (16)
Диктант 5
Миша идёт по полю. Он видит коней. Кони бегут. Миша рад. (11)
Диктант 6
Ястреб.
Летит ястреб. Он несёт еду для птенцов. Птенцы сидят в гнезде. Оно на верхушке ели. (16)
Диктант 7
Дятел летит к ёлке. Вот он сел на ветку. Он стучит клювом. (12)
Диктант 8
Ель.
Вот старая ель. Юля села под ель. На ели сидит белка. У неё в лапках гриб. (17)
Диктант 9
Белка видит орех. Он мал. Зверёк берёт орех и грызёт. (10)
Диктант 10
Котёнок.
На крыльце котёнок Пушок. Лена кормит его. Котёнок играет с ниточкой. (12)
Диктант 11
Гена идёт в кино. Вот он сел в первый ряд. Гена рад. (12)
Диктант 12
Енот.
Вот енот Тишка. Этот зверь любит чистоту. Даже всю свою еду он моет в воде. (16)
Диктант 13
Женя мял кусок глины. Кусок мал. Женя взял два куска. (10)
Диктант 14
Ключ.
Тёплый денёк. Люся и Люба пошли на луг. Там из земли бил ключ. (14)
Диктант 15
Коля лепит из глины. Он берёт комок. Вот и готов слон. (11)
Диктант 16
Перемена.
В школе перемена. Люда и Яна рисуют яблоню. Андрюша и Федя бегают. Алёна и Витя читают. (17)
Диктант 17
Лена сидит на стуле. Она ждёт тётю и дядю. Они скоро придут. (12)
Диктант 18
Озеро.
В зелёном парке озеро. Там плавает утка с утятами. Малыши играют. Они увидели Алёшу и спрятались. (17)
Диктант 19
Гриша нёс мешок. Грише в нос попал комар. Гриша чихнул. (10)
Диктант 20
Кот.
У нас есть кот Вася. У Васьки мягкая шерсть. Он любит спать и мурлыкать. (15)
Диктант 21
Слышен рёв быка. Бык залез в ров. Дядя Костя спас быка. (11)
Диктант 22
Рыбаки.
Я люблю удить рыбу. Ко мне идёт Петя. Он несёт удочку. Надо накопать червяков. (15)
Диктант 23
Я сижу на траве во дворе. Я вижу кур и гуся. (11)
Диктант 24
Шалун.
У Коли и Сени есть котёнок Мурзик. Он очень мил. Котёнок любит шалить. Он разбил люстру. (17)
Диктант 25
Зимой за окном метёт пурга. А дома тепло. Светит люстра. (10)
Диктант 26
Книга.
Тётя Рая купила Юле книгу. Вот карась. Вот лиса. Интересная книга. (12)
Диктант 27
У Тани болят три зуба. Врач помог Тане. Таня рада. (10)
Диктант 28
Сестрёнка.
У Вити есть сестрёнка Ляля. Он её любит. Мальчик читает Ляле весёлые книжки. (14)
Диктант 29
К Свете пришли гости. Они дарят Свете мишку. Потом все идут к столу. (13)
Диктант 30
Шарик.
Летят по небу тёмные тучи. Пёс Шарик залез в конуру. Он не хочет лаять. Шарик любит тепло. (18)
Диктант 31
Саша привёл домой кота. Саша кладёт еду в миску. Кот рад. (11)
Диктант 32
Сентябрь.
Сентябрь. В сёлах молотят хлеб. Мчатся за моря птицы. Скоро придёт октябрь. (13)
Диктант 33
Коля нёс комок глины. Коля мял глину. Комок мал. Коля слепил нос дятла. (13)
Диктант 34
Грибники.
Дует тёплый ветерок. Саня и Юля идут в лес по грибы. Это белый гриб. А это рыжие лисички. (19)
Диктант 35
Вот утёс. На нём лежит валун. Петя сидит на камне. (10)
Диктант 36
Гадюки.
Гадюки ядовитые змеи. Яд гадюки очень опасен. Берегитесь её. (10)
Диктант 37
Бык ходил по траве. Он мял траву. Пришёл пёс. Пёс был мал. (12)
Диктант 38
Весна.
Пришла весна. К нам летят скворцы. Они летят прямой дорогой. Птицы хорошо знают её. (15)
Диктант 39
Дядя Миша взял билет в кино. Он сел на последний ряд. Дядя Миша рад. (14)
Диктант 40
Осень.
Пришла осень. Поспели орешник и рябина. Дети Тёма и Лёша идут в лес. Они принесут домой лесные плоды. (19)
Диктант 41
Лёня и Люся идут в лес. Там поют птички. Дети сели на пень. На небе тёмная тучка. (17)
Диктант 42
Утро.
Ясное тёплое утро. Звенят песни птиц. На ветке спит стрекоза. Дети Надя и Женя любуются ею. (17)
Диктант 43
Люся мала. Ей три года. Мама Галя водит её в ясли. Люся рада. (13)
Диктант 44
Вечер.
Вечер. В траве Надя и Аня увидели светлячка. Он шлёт девочкам свои лучи. (14)
Диктант 45
Лёша мал. Он едет на коне. У коня рыжая грива. Лёша слез с коня. (14)
Диктант 46
Коля и Юля стоят у клёна. Рядом растут берёзы и липы. Юля подняла с земли лист клёна. (17)
Диктант 47
Дёма мал. Он был дома. Малыш вбил гвоздик. Потом он мял глину. Дёма вымыл руки. (15)
Диктант 48
Люся мала. Люся из люка достала лук. Отнесла его маме. Люся мила. (12)
Диктант 49
Лёня и Яна в лесу. Дети играют в мяч. Вот ёлка. Под ней ёжик. Он в ямке. (17)
Диктант 50
Юра и Ляля ставят книги в ряд. Ляля несёт вазу. На вазе нарисован вяз. Юра протёр вазу. Мама будет рада. (20)
Диктант 51
Зима. Лютые морозы. Метут метели. Дядя Сёма делает полку для книг. (11)
Диктант 52
У тёти Люды мёд. Она дала мёд Вите. Витя рад. Он ест мёд. (13)
Диктант 53
У дяди Юры козлик Яшка. Яшка любит травку. Митя и Коля кормят козлика. (13)
Диктант 54
В уголке спит котёнок. Он мил. Рядом легла кошка. Она дремлет. Ей несут мясо. (14)
Слова с буквой й
Диктант 1
Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его. (12)
Диктант 2
Поезжай за моря, океаны.Надо всею землёй пролети.Есть на свете различные страны.Но такой, как у нас, не найти. (20)М. Исаковский
Диктант 3
Старику опорой будь.Малышей не дай в обиду.Уступай больному путь.И скамейку – инвалиду. (14)С. Маршак
Диктант 4
Юля и Яна на лужайке. Юля, собирай щавель! Яна, помогай Юле! (11)
Диктант 5
Это мой ластик. А это твои краски. Это мои ручки. Дай мне твой карандаш. (14)
Диктант 6
Лиса бежит за зайцем. Она хочет его поймать. Эй, косой! Убегай на лужайку. (13)
Диктант 7
Это мой огород. Это моя кукла Яна. Яна, копай лопатой! Яна, поливай из лейки! (14)
Диктант 8
Это моя мама. Это мой папа. Сейчас хозяин и хозяйка угощают гостей. (12)
Диктант 9
Вставай рано. Делай зарядку. Умывайся холодной водой. Не опаздывай в школу. Слушай учителя. Отвечай хорошо. (15)
Диктант 10
Скорее подрастай. Делай хорошо работу. Прославляй свой родной край. (9)
Диктант 11
Сам алый и сахарный. Кафтан зелёный и бархатный. Что это? (10)
Диктант 12
За избой стоит новый сарай. Там зайчиха с зайчатами. Зайка грызёт капусту. Собака Знайка рычит на зайку. (17)
Диктант 13
Чай.
Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её. (25)
Диктант 14
Змей.
У нас есть большой воздушный змей. Скорей пойдём на поле! Поймай воздушный поток и запускай змея. Летай, змей, не падай! (21)
Диктант 15
Соловей.
Как красиво поёт весной маленький соловей! О чём он поёт? Это тайна. Раскрой её. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай! (23)
Диктант 16
Прогулка.
Андрей и Николай гуляют. Они перешли ручей. Вот стоит сарай. А там стройка. Стой, Николай, давай не пойдём на стройку! (21)
Диктант 17
Гости.
Хозяйка встречает гостей. Вот тапочки из войлока. Вот чайник. Вот кофейник. Как вам мой дом? Да у вас рай! (20)
Диктант 18
На даче.
Вот улей. В нём пчелиный рой. А вот муравей ползёт к муравейнику. Перейдём через ручей. Он узкий и мелкий. Прыгай смело. (23)
Диктант 19
Игра.
Во дворе слышен собачий лай. Пойди, поиграй с собакой! Бросай мяч! Прыгай, Жучка! Жучка не поймала мяч. Он улетел в высокий репейник. (23)
Диктант 20
Не болей!
Упражняй тело! Прыгай и бегай. Играй в мяч. Бей сильней. Тренируй меткость. Потом поймай мяч. Зимой гуляй на лыжах. Скатай снежный ком. Сделай снеговика. (26)
Диктант 21
В лесу.
Пойдём скорей в лес! С нами собака Лайка. Вот на дереве сойка. Она вертит шейкой. Внизу муравейник. А вон бежит зайка. (23)
Сочетания жи, ши
Диктант 1
На полу лежит ковшик. Положи туда наши шишки и карандаши. Ножик и шило положи в кувшин. (16)
Диктант 2
У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)
Диктант 3
У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)
Диктант 4
У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит и спит. (16)
Диктант 5
Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)
Диктант 6
Вот шиповник. Хороши душистые цветы! На стеблях шипы. (8)
Диктант 7
У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)
Диктант 8
У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)
Диктант 9
Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)
Диктант 10
Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)
Диктант 11
У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)
Диктант 12
У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)
Диктант 13
Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)
Диктант 14
Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)
Сочетания чу, щу
Диктант 1
Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)
Диктант 2
Я подошёл к чужому дому. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)
Диктант 3
Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)
Диктант 4
Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)
Диктант 5
Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)
Сочетания ча, ща
Диктант 1
На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)
Диктант 2
Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)
Диктант 3
Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)
Диктант 4
Волчата прячутся в чаще. Им нужна пища. Час назад мама обещала принести добычу. Какая удача! Есть добыча. (17)
Диктант 5
Часовщик обещал починить наши часы. Они стучат и трещат. Через час часы начали ходить. (14)
Диктант 6
Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача – грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)
Диктант 7
Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (17)
Диктант 8
Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша увидела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)
Диктант 9
Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)
Повторение
Диктант 1
У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)
Диктант 2
У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)
Диктант 3
Я хочу начать ужинать. Вот чайник и чашка. Я кипячу чай. В чулане нет калача. Я чищу часть щуки. (19)
Диктант 4
У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)
Диктант 5
Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)
Диктант 6
Мама начала варить и тушить овощи. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (18)
Диктант 7
В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)
Диктант 8
Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)
Диктант 9
Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)
Диктант 10
Чаща.
Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (19)
Диктант 11
У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)
Диктант 12
В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)
Диктант 13
Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)
Диктант 14
У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)
Диктант 15
Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)
Мягкий знак – показатель мягкости
Диктант 1
Мальчик Коля идёт гулять в ельник. Опять начал капать мелкий дождь. Коля возьмёт зонтик. (14)
Диктант 2
Небо начало темнеть. Плывут большие тучи. Будет лить сильный дождь. Я вышел на крыльцо. Нужно взять зонтик. (17)
Диктант 3
Корабль плыл в дальние страны. Он сел на мель. Корабельщики должны снять его с мели. (15)
Диктант 4
Школьник Игорь проводит июнь на даче. Стоят погожие деньки. Игорь пишет письмо маме. Потом мальчик бежит гулять. (17)
Диктант 5
Петя и Костя идут в садик смотреть цветы. Вот васильки. А это тюльпан. У крыльца растёт сирень. (17)
Большая буква в кличках животных
Диктант 1
На крыльце лежит пёс Трезор. Он смотрит на гуся Гошу. По двору бежит кот Мурзик. За ним спешит котёнок Барсик. (20)
Диктант 2
Кошка Мурка сидит на заборе. На неё лает щенок Рекс. Поросёнок Стеша лежит в луже. (15)
Диктант 3
Щенята Жучка и Тяпа пришли на поляну. Там паслась коза Зорька. На площадке спал пёс Барбос. (16)
Диктант 4
Козлёнок Борька бежит на луг. За ним спешит щенок Сенька. Там их ждут коза Машка и козёл Беня. (18)
Диктант 5
Корова Груня идёт по селу. Она ведёт телёнка Гаврюшу. Бык Гарик отстал. На него лает пёс Кеша. (17)
Большая буква в именах людей
Диктант 1
Школьник Игорь Чурин идёт гулять. Мальчик встречает Пашу Щукина и Олю Чашкину. Они спешат в гости к Эле Щаминой. (19)
Диктант 2
У Алёши Жирова есть цветные карандаши. Он даёт их Соне Чуниной. Пусть Соня рисует. К ней подходит посмотреть Галя Широкова. (20)
Диктант 3
К Коле Мишину пришли гости. Первой пришла Лена Щукина. За ней пришёл Эдик Щагин. Последним пришёл Лёня Жимов. (18)
Диктант 4
Перед ужином Гена Чубов и Женя Щарин решили погулять. Они позвали Диму Жилина. Во дворе они повстречали Славу Чудина. (19)
Диктант 5
Утром Костя Щурин и Эдик Чалин вышли гулять. К ним подошёл Федя Чучурин. Мальчики гуляли два часа. Начал капать дождь. Они вернулись домой. (23)
Повторение
Диктант 1
У Тани Широковой есть пёс Зенит. А Лене Жижиной подарили котёнка Персика. У Гали Чушиной есть попугай Гришка. (18)
Диктант 2
По двору бежит кот Васька. За ним гонится пёс Гусар. Сторож Николай Шиширов берёт Ваську на руки. (17)
Диктант 3
По улице идёт Максим Чущушин с большим догом Графом. Навстречу ему бежит Лёня Шишин с овчаркой Эльзой. (17)
Диктант 4
Под столом спит овчарка Альма. На диване лежит кот Мурзик. В кресле скучает кошка Сильва. Их хозяйка Эля Щачалина сидит в другой комнате. (23)
Диктант 5
Котёнок Барсик дружит со щенком Зямой. Они живут у Кости Чапина. Ещё у Кости есть попугай Эдик и хомяк Фомка. (20)
Диктант 6
Летом Гена Чучунин приехал на дачу с котом Филей. Кот Филя повстречал щенка Захара. Они подружились. (16)
Диктант 7
Тётя и дядя дарят Кате Машиной хомяка Хомку и крысу Лару. У Кати есть подруга Лена Жижина. У Лены живёт котёнок Пушок. (22)
Диктант 8
Утром Юра Щажин гуляет с овчаркой Даней. Мальчик встречает Олю Чушину с большим бульдогом Бином. (15)
Диктант 9
За столом сидят Катя Щужинова и Света Чащарина. Рядом лежит пёс Гром. На коленях у Кати спит кошка Мурка. (19)
Диктант 10
По полю бежит большой дог Аргон. За ним спешит Эдик Щущурин. Дог бежит к козе Зорьке. Мальчик ловит Аргона. (19)
Диктант 11
В живом уголке живут кролик Роджер и хомяк Кузя. Школьники Света Жиглова и Коля Рыжин ухаживают за зверьками. (18)
Диктант 12
Наши соседи Костя Чажин и Женя Щушин купили щенков. У Кости будет жить щенок Элтон. У Жени – щенок Дружок. (19)
Диктант 13
У Миши Чушина есть большой бульдог Рекс. А у Нади Щажиной живёт дог Полкан. Они часто ходят гулять вместе. (19)
Диктант 14
Утром Костя Жищаров и Лёня Чашин идут во двор. Большой петух Кеша и курица Глаша ищут зерно. Пёс Родик лежит на животе. Котёнок Барсик ловит мух. (26)
Диктант 15
Школьнику Пете Чашину подарили щенка Кузьму. У Пети уже есть попугай Глан и хомяк Мик. К мальчику в гости пришла Катя Широва с овчаркой Мальвой. (25)
Проверочные диктанты
Диктант 1
Школьник Эдик приехал жить на дачу. Эй! Помогай. Пойди в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Вот твой участок. (18)
Диктант 2
Тётя Таня обещала сводить Игоря в кино. Мальчик мал. Он сел в первый ряд. Игорь рад. Он мял в руке билет. (21)
Диктант 3
Я тащу щуку из воды. Я хочу положить это чудище в чугунок. У меня будет горячая пища. (17)
Диктант 4
У школьника Гриши Чашина рыжий чуб. И я отращу себе чубчик. Наши чубчики будут чудо как хороши. (17)
Диктант 5
Мальчик Рома часто ходит гулять в рощу. Там живут ежи и ужи. Там есть душистые ландыши. (16)
Диктант 6
Я ищу грибы. Я зашёл в чащу. Вот большие рыжики. Я хочу положить их в корзину. (16)
Диктант 7
У школьника Коли живёт пушистый хомяк Руська. Мальчик часто даёт Руське свежий корм. Хомяк умеет шипеть и пищать. (18)
Диктант 8
Мыши ищут пищу в чулане. Зверьки едят часть калача. Овчарка Чапа чует их и спешит в чулан. (17)
Диктант 9
По участку бежит ёжик. Овчарка Даня сторожит чулан. Она прижимает уши и ожидает добычу. Ёжик спешит в чащу. (18)
Диктант 10
Бульдог Элтон бежит по площади. Он часто дышит. За ним спешит мальчик Игорь Чащупин. Он держит Элтона на поводке. (19)
fictionbook.ru
Диктанты с творческим заданием
Выборочный диктант
Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.
Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот – прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже – на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.
У детей в тетрадях – слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.
Распределительный диктант
Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с "ь"; существительные м. р. без "ь"; инфинитив "ь"; глаголы 2-го лица единственного числа с "ь"; "-тся" без "ь" (глаголы 3-го лица).
Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.
Выборочно-распределительный диктант
Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).
Диктует учитель | Ответы детей |
Косолапый зверь, хозяин леса | Медведь |
Любитель сметаны, враг мышей | Кот |
Серый разбойник | Волк |
Могучий царь зверей | Лев |
Зверек в бархатной жилетке | Крот |
Белоснежный вестник весны | Подснежник |
Знаток фокусов, волшебник, чародей | Маг |
Могучее растение с мощным стволом | Дуб |
У детей – запись в тетрадях в два столбика:
С оглушением | Без оглушения |
медведь | кот |
лев | волк |
маг | крот |
дуб | подснежник |
Творческие диктанты
Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:
- Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения – 10 минут).
После дождя
... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся ... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)
Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?
Перед дождем ... ... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся ... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)
– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.
- Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.
... зверята
Мы ходили в цирк. Там смотрели на ... лисичку. Глеб смеялся над ... медвежонком. Веселая обезьянка корчила ... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.
(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)
- Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.
- Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).
Как переходить через дорогу
Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.
Как переходить через дорогу (после преобразования)
Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.
- Творческие диктанты на соединение текста: например, два простых предложения соединить в сложное.
Первый текст читается и разбирается устно.
Кодекс здорового человека
Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.
После преобразования текст записывается в тетрадь.
Кодекс здорового человека
Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:
1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. 2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. 3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом. 4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.
Выберите вывод из пословиц:
- Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Здоровье даром не дается, за него бороться придется.
Восстановленный диктант
Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.
Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант – хорошее средство для развития связной речи.
Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.
При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2–3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.
1. Чтение текста.
Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки. (46 слов)
2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.
3. Называют тему, главную мысль.
4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.
Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае – с парными звонкими и глухими согласными). Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки
5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.
6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.
7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.
Тексты восстановленных диктантов
Тема: "Непроизносимые гласные"
Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима – настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений. (55 слов)
(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)
Тема: "Безударные гласные, проверяемые ударением"
Скоро зима. Кончились теплые летние деньки. Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям. (71 слово)
(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)
Тема: "Глаголы 2 лица единственного числа"
Урок здоровья
С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм. Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым – принесешь больше пользы себе и другим.
(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)
Образцы работы с восстановленными диктантами
Тема: "Написание большой буквы в словах"
В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы. (57 слов)
Этапы работы
1. Читается весь текст.
2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:
- Делай добро и бросай его в воду.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Добра желаешь – добро и делай.
- Добро творить – себя веселить.
3. Ученики называют тему и главную мысль текста.
4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).
5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.
6. Лексико-орфографическая подготовка. Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.
На доске – слова по группам (столбикам):
Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли. Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка. жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа. Исключения: здесь.
7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.
8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.
Тема: "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"
Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву. Они бежали рядом и хлопали в ладоши. Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед. Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.
Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.
1. Учитель читает текст.
2. Задает вопросы по содержанию.
3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).
4. Дети называют тему, главную мысль текста.
5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.
6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; ...на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).
7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.
8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.
9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.
Тема: "Правописание приставок и предлогов"
Грибы-лекари
В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят. (54 слова.)
На доске:|_______ !
Этапы работы
1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.
2. Придумывание заглавия.
3. Выяснение темы и главной мысли текста.
4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае – правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.) Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!
5. Лексико-орфографическая подготовка.
Проверяемая безударная гласная в корне слова | Непроверяемая безударная гласная в корне слова |
удивительные | народ |
грибы | собака |
дождевик | поросята |
кровотечение | картошка |
По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?
6. Восстанавливание текста по опорным словам.
7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).
В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.
Выводы. При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.
Тема: "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
Тёма и Жучка
Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку. Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец. Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя. (73слова)
Этапы работы
1. Читается весь текст.
2. Называется тема, главная мысль текста.
3. Задаются вопросы по содержанию.
4. Читается каждое предложение в отдельности. Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.
Опорные слова выписываются на доску: темная ... (ночь), длинную ... (веревку), к старому ... (колодцу), любимую ... (собаку), над страшным ... (колодцем), радостным ... (визгом), в холодной вонючий ... (колодец), дрожащую ... (Жучку), последние ... (силы), измученную ... (Жучку), благодарная ... (собака)
5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.
6. Лексико-орфографическая подготовка.
На доске выписаны по группам слова. Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).
проверяемая безударная гласная | непроверяемая безударная гласная | парные согласные | удвоенная согласная | "ь" после шипящих | непроизносимые согласные |
спасти | |||||
осторожно | |||||
холодный | сарай | верёвка | |||
вонючий | фонарь | к колодцу | длинная | ночь | радостный |
обвязал | колодец | вылез | измученная | ||
дрожащую | собака | ||||
вытащил | |||||
облизала | |||||
спаситель |
Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?
7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.
8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.
По материалам сайта nsc.1september.ru/
Также рекомендуем почитать:
Ученикам → Тесты по математике
Учителям → Полезные ссылки для учителей начальных классов
Ученикам → Тренажёры "Занимательный русский язык"
Ученикам → Развивающая программа "Знайка"
Ученикам → Тренажёр "Отличник"
serbina-sv.ru
Контрольный диктант в 10 классе № 5 | Сборник диктантов по Русскому языку в 10 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 10 классе № 5
24.09.2014 42045 0Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- разделительные Ь и Ъ;
- буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- правописание производных предлогов;
- дефисное написание наречий.
Постановки знаков препинания:
- знаки препинания в конце предложения;
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений, обстоятельств;
- запятые при уточняющих членах предложении;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- разбора слова по составу;
- определять способ связи слов в словосочетаниях;
- графически объяснить знаки препинания в предложении.
Диктант
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.
В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы - оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.
(167 слов) (По А. Соболеву)
Грамматические задания
1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.
2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
В первом и втором абзаце - 1-й вариант в третьем абзаце - 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Выспавшийся, расстилается, теряясь - 1-й вариант
голубизной, оглядев, плавающая - 2-й вариант
4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. - 2-й вариант
tak-to-ent.net
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 7 | Сборник диктантов по Русскому языку в 10 классе с русским языком обучения
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 7
24.09.2014 17935 0Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
- правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
-написание о-е после шипящих;
- написание -тся - ться в глаголах;
- написание не-ни в местоимениях.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятые при вводных словах;
- запятые в сложных предложениях;
- двоеточие при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
- синтаксического разбора предложения;
- фонетического разбора слова;
- морфологического разбора глагола;
- разбора словосочетаний.
Рыжая плутовка.
В наших краях в зимнее время нет-нет да и встретишь рыжую плутовку.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной белизны будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.
Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!
А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.
Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.
Грамматические задания
1. Синтаксический разбор предложения.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. – 1-й вариант
В её искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок - 2-й вариант
2. Фонетический разбор слова:
Вязью - 1-й вариант ярко -2-й вариант
3.Морфологический разбор слова:
Повстречался - 1-й вариант заблестели - 2-й вариант
4. Выписать из своего предложения по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их.
tak-to-ent.net