Владимир Малов - Тайны средневековых рыцарей. Рыцарь в кольчуге
Одежда средневекового рыцаря
Это были очень тяжелые боевые костюмы, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так как он отлично показал себя в бою, и превосходил даже кривые сабли арабов.
Сам рыцарь был защищен броней на теле, которой была либо кольчуга, либо панцирь, наиболее часто использовались панцири. Средневековые панцири были двух видов, первый вид собирался на теле рыцаря, и состоял из двух металлических пластин, а второй-собирался из металлических чешуек.
И тот, и другой виды могли защитить рыцаря от стрел и колющих ударов мечом. К панцирю крепились латы, которые закрывали руки и плечи воина, а на ногах были сапоги . Голову рыцаря закрывал средневековый шлем, который часто украшали рогами или перьями. Рыцарь экипированный таким защитным костюмом был похож больше на цельнометаллическую статую, которая не только стояла, но и должна была скакать на лошади, и при этом ловко сражаться наиболее слабым местом средневековых доспехов была щель в латах, и щель где заканчивался шлем, и начинался панцирь. Еще одной проблемой было снятие панциря, иногда раненые рыцари умирали просто от потери крови, так как не могли вовремя снять свои доспехи.
За время существования рыцарей экипировка конного рыцаря потерпела некоторые изменения, такие как замена трех видов оружия на щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие, да и просто для защиты от ударов мечом, стрел и копий щит был незаменим.
Доспехи рыцаря
Боевая одежда рыцарей постепенно изменялась, что со временем им помогало отлично вести себя в бою. Рыцари принимали участие в боях в полном вооружении. Сначала оно включало кольчугу и шапку. Поверх нее рыцарь перед битвой обычно надевал шлем. Впоследствии шлем приобрел коническую форму, и под ним следовало носить специальную шапочку. Она была набита шерстью и защищала голову от сильного давления. При этом, шлем отличался наличием особых металлических пластинок. Они, в свою очередь, помогали защитить затылок от различных ударов. Забрало, имеющееся на шлеме, включало множество прутиков, изготовленных из металла.
Оруженосцы и пехотинцы носили немного другую одежду. К ней относился, в первую очередь, головной убор, похожий на каску. К ней присоединялись пластинки для защиты лица и затылочной части головы. Латы, применяемые рыцарями, являлись тяжелыми по массе.
Сначала рыцарство использовало в многочисленных битвах кольчугу. Чаще всего, она была составлена из цепочек, которые были нашиты на кафтан воина. Причем, кольчугу всегда старались надевать поверх нижнего платья. В целом, она отличалась от других доспехов методом прикрепления колец. В средние века имели место плоские и продолговатые кольца. Постепенно они стали сменяться на ромбовидные пластинки, применяемые в кольчугах. Самые последние кольчуги состояли из колец и не имели никакой нашивки.
В десятом веке кольчуги стали иметь длину до бедер, а через некоторое время их удлинили до колен. Кольчуги последнего типа носились рыцарями господина Вильгельма. В двенадцатом веке кольца на этих доспехах стали сплетать между собой. Таким образом, кольчуга получалась двойной и, несмотря на это, довольно гибкой. Подобную защиту рыцари надевали и на ноги. Ведь она всегда могла защитить тело от неожиданных ударов неприятелей.
Через некоторое время кольчуга начала отличаться наличием металлических пластинок, которые придавали ей особую прочность. Когда рыцарь надевал ее, то коня также покрывали подобными доспехами, которые должны были защищать его от ударов.
Тяжелые доспехи всадникам носить было достаточно трудно. Это объяснялось, в первую очередь, тем, что рыцари становились неповоротливыми и не всегда могли совершать необходимые в бою движения. К полному снаряжению всадника относилась следующая одежда рыцарей:
- Кольчуга;
- Шлем или головной убор;
- Бармица;
- Наплечники;
- Наручники и налокотники;
- Рукавицы, изготовленные из металла;
- Наножники;
- Наколенники;
- Сапоги, изготовленные из металла.
Вместе с названными доспехами, в двенадцатом веке появились шпоры. Первоначально они выглядели как простое острие, но впоследствии они стали снабжаться специальными колесиками. Довольно часто они были изготовлены из дорогих металлов, таких как золото.
Наступательным оружием всадника всегда считалось копье. Но его могли использовать в бою только благородные воины. Зачастую копья изготавливались из осины или ели, а на его конец мастера насаживали железные наконечники.
Источники: dick-k.narod.ru, history-war.ucoz.ru, womanadvice.ru, otvet.mail.ru, ricari.ru
Это интересно
Дмитрий Иванович Донской
Дмитрий Иванович - великий князь Московский и Владимирский . Занял престол в 9 лет после смерти отца и ...
Кому доверить переезд
А в чем именно кроется проблема выбора компании которая организует нам этот самый переезд. Да пугает нас ...
Тайна человеческих рас
Происхождение рас давно волнует исследователей, и по данному вопросу написано немало научных работ. Однако тайна человеческих рас до ...
Коляда – воплощение Всевышнего
Много тысяч лет назад у Майи Златогорки и Даждьбога родились бог Коляда и его брат бог Овсеня. ...
Один – бог Асгарда
Страна богов Асгард была недоступна и находилась в вышине над облаками. Тонкий мост Биврёст, как радуга, соединял город ...
Несколько советов по обустройству офиса
Вы решили начать собственный бизнес и определились с родом вашего занятия. Вам необходим офис, но уже потрачено уйма усилий ...
Синдицированный кредит
В большинстве случаев финансовые организации не могут полностью удовлетворить потребности заемщиков при увеличении размера кредита до 20 ...
objective-news.ru
Сонник Рыцарь в кольчуге. К чему снится Рыцарь в кольчуге видеть во сне
Сонник Рыцарь в кольчуге приснилось, к чему снится во сне Рыцарь в кольчуге? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Рыцарь в кольчуге, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!
Видеть во сне себя в тяжелой кольчуге означает, что наяву на вас свалятся напасти буквально со всех сторон, чего вы никак не могли ожидать, и потому поначалу растеряетесь, но довольно скоро сориентируетесь в ситуации и выправите положение. Видеть кольчугу на ком-то – придется долго и упорно доказывать свою правоту и отстаивать свое мнение.
Сон о нем предвещает вам необычное происшествие, которое доставит вам много радости. Иногда такой сон предвещает, что ваши заслуги будут оценены по достоинству. Мертвый рыцарь во сне — предвестье неудачи, позора, осквернения, неуважения. Рыцарские доспехи во сне — знак того, что вам придется защищать свою честь. Много рыцарей видеть во сне означает, что вам следует опасаться предательства. Следует также опасаться рыцаря, галантно целующего вашу руку. Смотрите толкование: руки.
Толкование снов из Семейного сонника Видеть живого рыцаря — сон обещает вам блестящее будущее. Сражаться с рыцарем — успешно справитесь со всеми вызовами судьбы.Представьте, что рыцарь — ваш близкий друг. Вы гуляете с ним по цветущей долине.
Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова Рыцарь во сне - какой-то твой благородный защитник.Кольчуга означает человека, к помощи и покровительству которого прибегают в важных делах.
Толкование снов из Мусульманского сонникаВидеть кого-либо во сне в кольчуге — к приобретению дорогой одежды.
Толкование снов из Большого сонникаНадевать на себя кольчугу – к защите от информационного нападения.
Толкование снов из Новейшего сонника Сон о старинном рыцаре в доспехах предсказывает:а) испытание душевных качеств.
Б) предательство, месть и зависть со стороны окружающих.
В) честь и радость.
Г) защиту и покровительство.
Если женщина видит мужа в рыцарском облачении, она получит серьезное подтверждение его верности.
Если неженатый мужчина надевает во сне рыцарские доспехи, наяву он скоро женится.
Женатый — получит приглашение на свадьбу.
Толкование снов из Сонника РоммеляСпросите толкователя к чему снится Рыцарь в кольчуге
Закажите бесплатно онлайн толкования снов!
www.sunhome.ru
Рыцари. Содержание - Рыцари одеваются в кольчуги
Рыцари одеваются в кольчуги
Уже к середине XII века рыцарство было полностью одето в кольчуги. На гравюрах того времени показано, что стальные кольчуги закрывали воина буквально с головы до ног: из них делали и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги одевали полотняную тунику, предохраняющую доспех от порчи, а также от нагрева солнечными лучами.
Поначалу туника выглядела очень скромно, — она ведь предназначалась для боя, — но с течением времени стала роскошным, щегольским одеянием. Шили его из дорогой ткани, украшали вышивкой — обычно изображениями родового рыцарского герба.
Кольчужное вооружение было несравненно легче прежнего. Современники утверждали, что двигаться в нем было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде. Рыцарь получил большую свободу действий в бою, был способен наносить врагу быстрые и неожиданные удары.
В таких условиях и большой, закрывающий чуть ли не все тело щит был уже, скорее, помехой: кольчужное плетение и так в достаточной степени защищало тело рыцаря. Щит, постепенно уменьшаясь, стал служить лишь дополнительной защитой от ударов копья или меча. Форма щитов теперь была самой разнообразной. На внешней стороне изображался герб, а с внутренней стороны укреплялись ремни, чтобы щит удобно и прочно держался на левой руке.
У прямоугольных или удлиненных щитов расположение таких ручек-ремней было поперечным. В шести— или восьмигранных, а также круглых щитах ремни располагались так, чтобы при ношении основание герба всегда оказывалось внизу. Самый широкий ремень приходился на предплечье, а самый короткий и узкий зажимался кистью.
Изменился и шлем, теперь он был не коническим, а кадкообразным. Нижними краями он опирался на плечи рыцаря. Лицо было закрыто полностью, оставались только узкие прорези для глаз. Появились и украшения на шлемах, сделанные из дерева, кости, металла — в виде рогов, огромных когтей, крыльев, железных рыцарских перчаток...
Однако и у такого вроде бы достаточно совершенного, надежного и удобного вооружения были свои недостатки. Кадкообразный шлем давал слишком мало воздуха для дыхания. В самый разгар схватки его даже приходилось снимать, чтобы не задохнуться. Сквозь узкие глазницы нелегко было ориентироваться; случалось, рыцарь не сразу мог отличить врага от друга. К тому же шлем никак не скреплялся с другими доспехами, и ловким ударом его можно было повернуть так, что перед глазами вместо прорезей оказывалась глухая сторона. В этом случае рыцарь был в полной власти противника.
Да и наступательное вооружение теперь тоже стало иным. В X веке защитный доспех легче было разрубить, чем проколоть. Но если противник защищен кольчугой, то рубящий удар вместо наклепанных на коже полосок железа встречает сплошную скользящую и висящую складками гибкую металлическую поверхность.
Здесь гораздо эффективнее был колющий удар, раздвигающий и пронзающий относительно тонкие колечки кольчуги. Поэтому меч обретает форму, более удобную для укола: лезвие заканчивается острым концом, а вся полоса клинка усиливается выпуклым ребром, идущим посередине от острия до самой рукоятки.
Носили меч в ножнах на левом боку на специальной перевязи, застегивающейся пряжкой. К концу XIII века меч, а также кинжал иногда снабжались тонкими, но прочными стальными цепочками, которые прикреплялись к рыцарскому доспеху. В бою было меньше шансов их потерять. У каждого рыцарского меча было свое собственное имя, словно бы у одушевленного существа. Меч рыцаря Роланда, героя знаменитой «Песни», именовался Дюрандалем, меч его верного друга Оливье — Альтклэром.
Другое главное рыцарское оружие — копье — стало длиннее. Расписанное красками древко достигало иной раз четырех метров, наконечник был, как правило, узким, четырехгранным.
Оружейникам теперь приходилось искать защиту именно от колющего удара. Как это нередко бывает, вновь пришлось вспомнить то, от чего вроде бы уже отказались — чешуйчатые доспехи. Правда, они неузнаваемо изменились.
Основой для дополнительного защитного вооружения послужила нарядная туника, которую надевали поверх кольчуги. Но шить ее стали из очень прочной материи, а то и из кожи. Сверху она однако покрывалась шелком или бархатом, а снизу подкладывалась металлической чешуей. Крепилась каждая из чешуек на отдельном штифте, причем концы штифтов пропускали наружу и золотили, а то и украшали драгоценными камушками.
Такое вооружение, дополнившее кольчужную рубашку, оказалось очень надежным, но и, разумеется, непомерно дорогим. Позволить его себе мог далеко не каждый рыцарь. Да и тот, у кого оно было, всячески его берег, используя больше не в бою, а на турнирах или торжественных придворных церемониях. Однако именно такое вооружение повлияло на дальнейшую эволюцию рыцарского доспеха.
Доспехи становятся металлическими
С течением времени дополнительные металлические полосы стали укрепляться прямо на кольчуге. Так же укреплялись и кольчужные набедры. Особенное внимание уделялось защите тех частей доспеха, что в бою были наиболее открыты для удара. Так появился еще один вид дополнительного вооружения — наплечники, наручи, наколенники с поножами.
Наручи — от плеча до локтя, и поножи — от колена до ступни, были уже настолько велики, что закрывали руки и ноги до середины их толщины, полностью защищая спереди. Сзади они застегивались крепкими ремнями с пряжками. Одеть такие доспехи без помощи оруженосца было уже невозможно.
К наручам приделывались иногда небольшие подвижные части из соединенных между собой по принципу все той же чешуи узких поперечных полосок, закрывающих плечо и локоть. Так же удлинялись и поножи — защищался подъем ноги. Кожаные рыцарские перчатки делались с широкими раструбами и с наружной стороны укреплялись сплошной металлической чешуей.
К началу XV века на кольчужной основе было уже так много металла, что имело смысл вовсе отказаться от кольчуги. Отдельные металлические части скреплялись между собой полосками твердой, вываренной в масле прессованной кожи.
Под такой панцирь рыцарь поддевал толстую простеганную куртку из кожи или какого-нибудь плотного материала. Сверху по-прежнему одевали нарядную тунику, но теперь она состояла из двух частей — верхней и нижней. Передняя половина верхней была значительно укорочена, чтобы открывать нижнюю, и сужена настолько, что гладко, без складок, облегала туловище. На верхнюю тунику стали нашивать одну или две металлические бляхи, к которым крепились цепочки от шлема, меча и кинжала. Подпоясывался рыцарь широким поясом в металлической оправе и с пряжкой. Носили его, не затягивая, а свободно приспуская на бедра. На таком мече висели в ножнах меч и кинжал.
Щит в эту пору по-прежнему был небольшим, но форма его почти повсеместно стала треугольной.
А вот форма шпор, служивших всаднику необходимой принадлежностью, а кроме того и бывших главным отличием рыцарского звания — при посвящении рыцарю вручали, как символ, золотые шпоры, — почти не менялась. Они представляли собой круглый, а то и граненый шип, или же зубчатое колесико на короткой шейке. Шпоры крепились ремнями, которые пристегивались довольно высоко над пяткой.
Перемены коснулись и вооружения, которым защищался боевой конь рыцаря. Здесь, как и у всадника, кольчужное плетение заменялось металлическими полосами, скрепленными кожей.
Для постоянного совершенствования рыцарского наступательного и оборонительного вооружения в XIV-XV веках была, разумеется, своя веская причина. Ей стала Столетняя война между Англией и Францией, за время которой англичане захватили огромную французскую территорию, владели Парижем, но в конце концов были изгнаны и сохранили за собой лишь приморский город Кале. Война изобиловала кровопролитными битвами и потери с обеих сторон были так велики, что оружейникам приходилось проявлять много изобретательности. Однако именно потому, что столкновения англичан и французов были слишком часты, всякое усовершенствование, сделанное какой-либо из сторон, тотчас перенималось другой, и шансы опять уравнивались.
www.booklot.ru
Рыцари одеваются в кольчуги Уже к середине XII века рыцарство было полностью одето в кольчуги. На гравюрах того времени показано, что стальные кольчуги закрывали воина буквально с головы до ног: из них делали и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги одевали полотняную тунику, предохраняющую доспех от порчи, а также от нагрева солнечными лучами. Поначалу туника выглядела очень скромно, — она ведь предназначалась для боя, — но с течением времени стала роскошным, щегольским одеянием. Шили его из дорогой ткани, украшали вышивкой — обычно изображениями родового рыцарского герба. Кольчужное вооружение было несравненно легче прежнего. Современники утверждали, что двигаться в нем было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде. Рыцарь получил большую свободу действий в бою, был способен наносить врагу быстрые и неожиданные удары. Доспехи раннего периодаВ таких условиях и большой, закрывающий чуть ли не все тело щит был уже, скорее, постепенно уменьшаясь, стал служить лишь дополнительной защитой от ударов копья или меча. Форма щитов теперь была самой разнообразной. На внешней стороне изображался герб, а с внутренней стороны укреплялись ремни, чтобы щит удобно и прочно держался на левой руке. Рыцарь в кольчуге, тунике и кадкообразном шлемеУ прямоугольных или удлиненных щитов расположение таких ручек-ремней было поперечным. В шести— или восьмигранных, а также круглых щитах ремни располагались так, чтобы при ношении основание герба всегда оказывалось внизу. Самый широкий ремень приходился на предплечье, а самый короткий и узкий зажимался кистью. Изменился и шлем, теперь он был не коническим, а кадкообразным. Нижними краями он опирался на плечи рыцаря. Лицо было закрыто полностью, оставались только узкие прорези для глаз. Появились и украшения на шлемах, сделанные из дерева, кости, металла — в виде рогов, огромных когтей, крыльев, железных рыцарских перчаток... Однако и у такого вроде бы достаточно совершенного, надежного и удобного вооружения были свои недостатки. Кадкообразный шлем давал слишком мало воздуха для дыхания. В самый разгар схватки его даже приходилось снимать, чтобы не задохнуться. Сквозь узкие глазницы нелегко было ориентироваться; случалось, рыцарь не сразу мог отличить врага от друга. К тому же шлем никак не скреплялся с другими доспехами, и ловким ударом его можно было повернуть так, что перед глазами вместо прорезей оказывалась глухая сторона. В этом случае рыцарь был в полной власти противника. Да и наступательное вооружение теперь тоже стало иным. В X веке защитный доспех легче было разрубить, чем проколоть. Но если противник защищен кольчугой, то рубящий удар вместо наклепанных на коже полосок железа встречает сплошную скользящую и висящую складками гибкую металлическую поверхность. Здесь гораздо эффективнее был колющий удар, раздвигающий и пронзающий относительно тонкие колечки кольчуги. Поэтому меч обретает форму, более удобную для укола: лезвие заканчивается острым концом, а вся полоса клинка усиливается выпуклым ребром, идущим посередине от острия до самой рукоятки. Различные формы мечейТакой меч ковался из стальной полосы шириной от 3 до 8 сантиметров, длиной до метра. Клинок был обоюдоострым, хорошо заточенным на конце. Рукоятка выделывалась из дерева или кости, защищалась небольшим крестообразным прикрытием — гардой, а заканчивалась утолщением-противовесом, чтобы меч было удобнее держать. Носили меч в ножнах на левом боку на специальной перевязи, застегивающейся пряжкой. К концу XIII века меч, а также кинжал иногда снабжались тонкими, но прочными стальными цепочками, которые прикреплялись к рыцарскому доспеху. В бою было меньше шансов их потерять. У каждого рыцарского меча было свое собственное имя, словно бы у одушевленного существа. Меч рыцаря Роланда, героя знаменитой «Песни», именовался Дюрандалем, меч его верного друга Оливье — Альтклэром. Другое главное рыцарское оружие — копье — стало длиннее. Расписанное красками древко достигало иной раз четырех метров, наконечник был, как правило, узким, четырехгранным. Оружейникам теперь приходилось искать защиту именно от колющего удара. Как это нередко бывает, вновь пришлось вспомнить то, от чего вроде бы уже отказались — чешуйчатые доспехи. Правда, они неузнаваемо изменились. Основой для дополнительного защитного вооружения послужила нарядная туника, которую надевали поверх кольчуги. Но шить ее стали из очень прочной материи, а то и из кожи. Сверху она однако покрывалась шелком или бархатом, а снизу подкладывалась металлической чешуей. Крепилась каждая из чешуек на отдельном штифте, причем концы штифтов пропускали наружу и золотили, а то и украшали драгоценными камушками. Такое вооружение, дополнившее кольчужную рубашку, оказалось очень надежным, но и, разумеется, непомерно дорогим. Позволить его себе мог далеко не каждый рыцарь. Да и тот, у кого оно было, всячески его берег, используя больше не в бою, а на турнирах или торжественных придворных церемониях. Однако именно такое вооружение повлияло на дальнейшую эволюцию рыцарского доспеха. |
rulibs.com
Эпоха рыцарей в кольчугах. Часть 1. Берсеркеры. Кольчуги и сюрко. |
Эпоха рыцарей в кольчугах
Всадники Средневековья как нельзя лучше оценили кольчугу в качестве защитного средства для конного боя. Всаднику, чтобы управлять лошадью и вести бой, требовалась и свобода движений, и надежная защита. Какой другой доспех в ту эпоху мог гарантировать выполнение этих условий? О том, насколько популярна была кольчуга, свидетельствует все тот же гобелен из Байе. Практически все всадники герцога Вильгельма одеты именно в кольчугу. Кольчуги этого времени изготовлялись очень длинными, с разрезами от бедер вниз — для удобства верховой езды. Носили их только поверх специальной стеганой одежды — толстой ватной куртки и таких же штанов. Это было вызвано суровой необходимостью — рубящий удар меча кольчуга еще могла выдержать, а вот человеческие кости — нет… Кольчужный доспех был весьма трудоемок в изготовлении, поэтому наряду с ним довольно долго применялась и всякого рода «броня» — аналогичного рода «рубашка» из кожи, обшитая снаружи металлическими пластинками или «чешуей».
Берсеркеры — «боевые безумцы»
И в древности, и в эпоху Средневековья случалось, что воины шли в бой, не надевая доспехов. Так, древние галлы, жившие на территории современной Франции, сражались нагими, а знаменитые берсеркеры — «боевые безумцы» эпохи викингов — никогда не носили кольчуг.
Стоимость оружия и доспехов в Средние века
В V—IX веках один доспех лорика стоил 12 солидов — золотых римских монет весом по 4,55 грамма каждая; шлем — 6 солидов, меч — 7 солидов, щит и копье — 2 солида, а хороший конь — 12 солидов. Таким образом, человек, решивший приобрести себе рыцарское вооружение и соответствующего коня, должен был заплатить 39 солидов или 177,45 граммов золота! Судить, много это или мало, можно зная цены эпохи Средневековья. На один солид в то время можно было купить около 300 фунтов (98,2 кг) печеного хлеба, а за 3 солида приобрести хорошую корову. В X веке воин, желавший справить себе новое вооружение, платил за него уже 330 солидов: 60 — за панцирь, 30 — за шлем, 100 — за меч, 10 — за щит и копье, 100 — за коня, 30 — за седло. Приличное поместье тогда стоило всего 60 солидов, а пара сильных волов, пригодных для пахоты, — 20 солидов.
Появление сюрко
В конце XII века европейские рыцари стали носить кольчужные чулки. Саму кольчугу дополнили капюшоном, длинными рукавами и перчатками. Такой наряд получил название хауберк. Он имел множество достоинств, но в знойную погоду носить его было невыносимо трудно. Началась эпоха крестовых походов, и западные рыцари попали в Палестину. Жаркий климат Ближнего Востока заставил рыцарей покры¬вать тканью свои шлемы. Одновременно с этим возникла мода ношения налатной одежды — свободного и широкого одеяния — сюрко. Сначала сюрко доходило до пят. Это мешало рыцарям ходить по лестницам и садиться на коня. В связи с этим длину сюрко уменьшили.,
Связанные записи
- Нет связанных записей.
www.armour.com.ua
Владимир Малов - Тайны средневековых рыцарей
ЛЕГКО ЛИ БЫЛО СРАЖАТЬСЯ В КОЛЬЧУГЕ?
Итак, в XV веке рыцарь был полностью закрыт броней. А каким было его вооружение, например, в X веке? Как оно изменилось к XII веку? Какие перемены принес век XIII?
Пришла пора поговорить о доспехах, мечах, копьях и других предметах рыцарского вооружения, которые стали теперь интереснейшими экспонатами многих музеев мира, например петербургского Эрмитажа.
Тот, кому доводилось бывать здесь, наверняка не забудет особого впечатления, оставленного знаменитым Рыцарским залом. Так и кажется: сквозь узкие прорези в шлемах, украшенных пышными султанами, настороженно следят за каждым входящим сюда суровые воины-рыцари из далеких времен, закованные в сталь с головы до ног. Тяжелой броней почти полностью закрыты и боевые кони - словно только и ждут они сигнала трубы, чтобы ринуться в бой.
Однако вот что, пожалуй, поражает больше всего - тончайшее мастерство отделки доспехов: украшены они и чернью, и дорогой позолотой, и чеканкой.
Да и от рыцарского оружия в застекленных витринах просто глаз не оторвать: на рукоятях мечей - драгоценные камни, серебро, позолота, на вороненых клинках выгравированы девизы их владельцев. Длинные узкие кинжалы поражают изяществом работы, совершенством и пропорциональностью формы - будто бы не кузнец-оружейник трудился над ними, а искусный мастер-ювелир. Копья украшены флажками, алебарды - пышными кистями…
Словом, во всем своем блеске, во всей романтической красоте воскресают перед нашими современниками далекие рыцарские времена. Сразу и не поверишь, что все это красочное, праздничное великолепие относится… к самому худшему периоду рыцарства, к его упадку, угасанию.
Однако это действительно так. Ковались эти доспехи и это оружие изумительной красоты уже в те времена, когда рыцари все больше теряли свое значение как основная военная сила. Уже гремели на полях сражений первые пушки, способные на расстоянии разметать бронированные ряды конной рыцарской атаки; уже обученная, хорошо подготовленная пехота С помощью особых крючьев ловко стаскивала в ближнем бою рыцарей с седел, превращая грозных бойцов в груду металла, беспомощно распростертую на земле.
И ни оружейных дел мастера, ни сами рыцари, привыкшие к битвам, распадавшимся на отдельные рукопашные поединки с такими же точно рыцарями, уже ничего не могли противопоставить новым принципам ведения военных действий.
В Европе появились регулярные армии - мобильные, дисциплинированные. Рыцарское же войско всегда было, по сути, ополчением, собиравшимся по зову своего сеньора. К XVI веку - большинство доспехов и оружия в Рыцарском зале Эрмитажа относится именно к этому времени - рыцарскому сословию только и оставалось блистать на королевских парадах в качестве почетного эскорта да выезжать на турниры в надежде заслужить благосклонный взгляд какой-нибудь придворной дамы.
И все-таки более пяти веков рыцари были основной силой средневековой Европы, причем не только военной. Многое изменилось за это время - не только мировоззрение и уклад жизни человека, но и архитектура, искусство. Рыцарь X века совсем не был похож на рыцаря XII века; разительно отличался даже внешний облик. Связано это с развитием рыцарского вооружения - непрестанно совершенствовались защитные доспехи и наступательное оружие. В военной сфере никогда не прекращалось извечное соревнование нападения и защиты, и оружейники нашли немало оригинальных решений.
Правда, о том, как видоизменялось европейское вооружение до X века, судить теперь не так-то легко: историки опираются в основном лишь на миниатюры древних рукописей, не всегда точно исполненные. Но нет сомнений в том, что европейские народы пользовались основными видами древнеримского вооружения, слегка изменяя его.
Римские воины в качестве наступательного оружия использовали обоюдоострый меч шириной от трех до пяти сантиметров и длиной от пятидесяти до семидесяти сантиметров. Конусообразное острие меча оттачивали так, чтобы им в бою можно было и рубить и колоть. Вооружены были римские легионеры и метательными копьями, использовали лук и стрелы.
Для защиты надевали шлем с высоким гребнем, кожаную тунику, покрытую металлическими бляхами, и прикрывались прямоугольным щитом слегка вытянутой формы. Вероятно, схожим было защитное вооружение воина и в Европе раннего Средневековья.
Однако начиная с X–XI веков развитие доспехов и наступательного оружия прослеживается уже гораздо определеннее. Очень многое для грядущих историков сделала королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя. По преданию, именно она собственноручно выткала знаменитый огромный ковер, хранящийся ныне в музее французского города Байё, на котором детально изображены эпизоды покорения Англии ее супругом, в том числе и легендарной битвы при Гастингсе в 1066 году. Наглядно показаны на ковре и образцы вооружения обеих воюющих сторон.
Наступательным оружием этой эпохи было длинное копье, украшенное флажком, с двумя или даже более остриями на стальном наконечнике, а также прямой, длинный, слегка скошенный к концу меч. Рукоятка его была цилиндрической, с дискообразным набалдашником и прямой стальной поперечиной. Использовался в бою и лук самой простой конструкции.
Защитное вооружение состояло из длинной, не стесняющей движений кожаной рубахи с короткими широкими рукавами, на которую наклепывались железные чешуйки или железные полосы. Иногда такой доспех дополнялся короткими, до колен, кожаными штанами.
На голове воина был кожаный капюшон, поверх которого надевался конической формы шлем с широкой металлической стрелкой, закрывающей нос. Щит был длинным, чуть ли не во весь рост, миндалевидной формы. Он сколачивался из крепких досок и обивался с наружной стороны плотной кожей с металлическими оковками. Защищенный таким образом воин был почти неуязвим для современного ему наступательного оружия.
Иногда на кожаную основу вместо железных чешуек или полос нашивались рядами железные кольца, при этом кольца одного ряда наполовину закрывали следующий ряд. Позже оружейники начали делать доспехи, состоящие из одних только стальных колец, каждое из которых захватывало четыре соседних колечка и было наглухо запаяно.
Однако справедливости ради надо подчеркнуть, что такая идея была позаимствована европейцами на Востоке. Уже в первом Крестовом походе, в самом конце XI века, рыцари столкнулись с врагом, одетым в легкие и гибкие кольчуги, и оценили такое вооружение по достоинству. Немало этих восточных доспехов досталось им в качестве военных трофеев, а позже начали делать кольчуги и в Европе.
В романе Вальтера Скотта "Айвенго" можно прочитать, как был вооружен один из его героев, рыцарь Бриан де Буагильбер, долгое время сражавшийся в Палестине и именно оттуда вывезший свои доспехи: "Под плащом виднелась кольчуга с рукавами и перчатками из мелких металлических колец; она была сделана чрезвычайно искусно и так же плотно и упруго прилегала к телу, как наши фуфайки, связанные из мягкой шерсти. Насколько позволяли видеть складки плаща, его бедра защищала такая же кольчуга; колени были покрыты тонкими стальными пластинками, а икры - металлическими кольчужными чулками".
Уже к середине XII века все рыцари были одеты в кольчуги. На гравюрах того времени можно увидеть, что кольчуги закрывали воина с головы до ног; из стальных колец также делали наножники, перчатки и капюшоны. Эту гибкую металлическую одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов. А вражеские удары по кольчуге могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор не разрубал металла. Поверх кольчуги надевали полотняную тунику, предохраняющую доспех от порчи, а также от нагрева солнечными лучами.
Поначалу туника выглядела очень скромно - она предназначалась для боя, но с течением времени стала роскошным, щегольским одеянием. Шили ее из дорогой ткани, украшали вышивкой, обычно изображениями родового рыцарского герба.
Кольчужное вооружение оказалось несравненно легче прежних доспехов. Современники утверждали, что двигаться в нем было легко и удобно. Рыцарь получил большую свободу действий в бою и мог наносить врагу быстрые и неожиданные удары.
В таких условиях большой, закрывающий чуть не все тело щит был скорее помехой: кольчужное плетение и так в достаточной степени оберегало тело рыцаря. Щит, постепенно уменьшаясь, стал служить лишь дополнительной защитой от ударов копья или меча. Форма щитов была самой разнообразной. На внешней стороне изображался герб, а с внутренней стороны укреплялись ремни, чтобы щит удобно и прочно держался на левой руке.
У прямоугольных или удлиненных щитов расположение таких ручек-ремней было поперечным. В шести- или восьмигранных, а также круглых щитах ремни располагались так, чтобы при ношении основание герба всегда оказывалось внизу. Самый широкий ремень приходился на предплечье, а самый короткий и узкий зажимался кистью.
Изменился и шлем, теперь он был не коническим, а похожим на кадку. Нижними краями шлем опирался на плечи рыцаря. Лицо воина было закрыто полностью, оставались только узкие прорези для глаз. Появились на шлемах и украшения, сделанные из дерева, кости, металла, - в виде рогов, огромных когтей, крыльев, железных рыцарских перчаток…
profilib.org
Эпоха рыцарей в кольчугах. Часть 2. Доспехи воинов и скакунов. |
«Голые» и «одетые» рыцари
С появлением сюрко кольчуги перестали нагреваться на солнце. На ткань можно было легко нашивать кресты и геральдические эмблемы. Дорогие ткани, из которых шили сюрко, тешили самолюбие рыцарей. Определенную роль сыграли здесь и идеалы средневековой нравственности, поскольку в «голых», обтягивающих тело кольчугах ходить стало просто неприлично.
Совершенствование кольчуги
В XIII веке, чтобы усилить защитные свойства кольчуги, к ней начали прикреплять пластинчатые наколенники (поскольку в бою у всадников колени обычно повреждались в первую очередь) и наплечники. Их изготовление было делом долгим и требовало высокопрофессиональной работы кузнеца. Технология кузнечного дела в Европе в ту пору была далека от совершенства. Так, например, простой с виду наколенник составлялся из пяти деталей, которые должны были подходить одна к другой и соединяться с помощью шарниров. Поэтому даже в конце XIII века подобные защитные приспособления, дополнявшие кольчужный хауберк и чулки, были доступны лишь самым богатым из рыцарей.
Неуязвимость рыцарей
В таком костюме — ватная нижняя одежда, кольчуга, а поверх нее цельнокованые пластинки из металла — в начале XIII века рыцарь был совершенно неуязвим, даже, если его сбивали с коня. Историкам известен такой случай — в 1214 году в сражении при Бувине французский король Филипп II Август упал с коня на землю и был окружен неприятельскими рыцарями. Но враги не смогли убить короля. Доспехи защитили Филиппа от мечей и кинжалов, а подоспевшие вассалы короля спасли его от боевого молота или палицы.
Защита боевого коня рыцаря — из картона
В XIII веке рыцари начали покрывать боевых коней матерчатыми попонами. Это делалось, чтобы уберечь лошадей от жары и стрел сарацинских лучников, с которыми крестоносцы встретились в песках Палестины. Конечно, было бы лучше защищать их железными латами, но этому мешал целый ряд обстоятельств. Во-первых, стоимость вооружения становилась просто огромной, а европейские рыцари были еще недостаточно богаты. Во-вторых, лошади европейских пород оказались слишком слабы, чтобы выдержать долгий поход по раскаленной пустыне с дополнительным грузом. К концу XIII века головы скакунов, кроме попон, стали прикрывать кожаными и даже… картонными наглавниками. Не надо забывать, что враги крестоносцев в Сирии и Палестине находились у себя дома и могли выбирать, где им лучше всего нападать на неверных. Рыцарям приходилось постоянно быть в боевой готовности, а их лошади все время оставались оседланными.
Связанные записи
- Нет связанных записей.
www.armour.com.ua